Решение б/н Решение и предписание № 10-08/2017 в отношении ООО «Ломбард ... от 13 ноября 2017 г.

Вид документа
Дата регистрации
Сфера деятельности
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

 

РЕШЕНИЕ

 

13 октября 2017 года г. Челябинск

 

Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Челябинской области (далее – Челябинское УФАС России) по рассмотрению дел по признакам нарушениях законодательства Российской Федерации о рекламе (далее - Комиссия) в составе:

председатель Комиссии:

 

 

 

члены Комиссии:

 

 

<…> – заместитель руководителя – начальник отдела контроля за рекламой и недобросовестной конкуренцией Челябинского УФАС России;

<…> – специалист-эксперт отдела контроля за рекламой и недобросовестной конкуренцией Челябинского УФАС России;

<…> – главный специалист-эксперт отдела контроля за рекламой и недобросовестной конкуренцией Челябинского УФАС России,

рассмотрев дело № 10-08/2017, возбужденное по признакам нарушения требований пунктов 1, 2 части 3 статьи 5, части 5 статьи 19 Федерального закона № 38-ФЗ от 13.03.2006 «О рекламе» (далее – Закон о рекламе) по факту размещения в информационно-телекоммуникационной сети Интернет на общедоступном сайте lvictori.ru рекламы со сведениями: «ломбард Виктори – пожалуй, лучший ломбард в Челябинске! займ под залог имущества… 0,3 % в день под авто и недвижимость… Работаем с 09:00 до 20:00», размещения рекламной конструкции, расположенной по адресу: г. Челябинск, пр. Победы, д. 292А, без разрешения органа местного самоуправления,

 

УСТАНОВИЛА:

 

В Управление Федеральной антимонопольной службы по Челябинской области (далее – Челябинское УФАС России) обратилось физическое лицо, Отделение по Челябинской области Уральского главного управления Центрального банка Российской Федерации и Управление Службы по защите прав потребителей и обеспечению доступности финансовых услуг в Уральском федеральном округе с заявлением по факту размещения в информационно-телекоммуникационной сети Интернет на общедоступном сайте www.lvictori.ru рекламы со сведениями: «ломбард Виктори – пожалуй, лучший ломбард в Челябинске! займ под залог имущества… 0,3 % в день под авто и недвижимость … Работаем с 09:00 до 20:00», указанный факт распространения зафиксирован специалистами Челябинского УФАС России актом осмотра № 06-2017 от 17.01.2017.

По сведениям, размещенным на официальном сайте АНО «Координационный центр национального домена сети Интернет» www.cctld.ru, регистратором доменного имени lvictori.ru является АО «Регистратор Р01».

На запрос Челябинского УФАС России АО «Регистратор Р01» представило письменные пояснения, согласно которым администратором домена lvictori.ru является <…>.

Отделением по Челябинской области Уральского главного управления Центрального банка Российской Федерации вместе с заявлением представлен договор аренды сайта от 01.01.2016 года, заключенный между ИП <…> (Арендодатель) и ООО «Ломбард Виктори» (Арендатор), согласно которому, арендодатель сдает в аренду сайт, находящийся по адресу www.lvictori.ru для использования в целях осуществления своих уставных задач.

Также заявителем указано, что по адресу: г. Челябинск, пр. Победы, д. 292А распространяется реклама ООО «Ломбард Виктори» в которой присутствуют сведения: «Займы под залог авто и недвижимости…».

Специалистами Челябинского УФАС России осуществлен выезд по адресу: г. Челябинск, пр. Победы, д. 292А и произведен осмотр рекламной конструкции, расположенной по указанному адресу.

На рекламной конструкции, расположенной по адресу: г. Челябинск, пр. Победы, д. 292А содержится информация следующего содержания: «750-50-25 Ломбард Виктори пр. Победы, 292 Займы под залог авто и недвижимости Ювелирные изделия и бытовая техника 50 м Низкий процент Скидки постоянным клиентам», о чем составлен акт осмотра № 116-2017 от 30 августа 2017 года.

ООО «Ломбард Виктори» представлены письменные пояснения из которых следует, что Общество не нарушало требования законодательства Российской Федерации о рекламе, поскольку ООО «Ломбард Виктори» не заключает договоры займа под залог недвижимого имущества. Данные договоры заключает учредитель Общества <…> как физическое лицо. <…> состоит в трудовых отношениях с ООО «Ломбард Виктори», занимая должность заместителя директора.

Информация о том, что Ломбард принимает в качестве залога, в том числе недвижимое имущество, на сайте не размещается.

В рекламе Общества содержится фраза «пожалуй, самый лучший», что свидетельствует о некатегоричности утверждения, а предположительности, с долей сомнения.

Относительно указания на рекламной конструкции, размещенной по адресу: г. Челябинск, пр. Победы, д. 292А, информации о предоставлении займов Ломбардом под залог недвижимого имущества, Общество поясняет следующее. Рекламная конструкция изготовлена в первоначальном виде с надписью: «займы под залог авто и недвижимости». Однако, в данном виде она не устанавливалась. Строка с надписью: «займы под залог авто и недвижимости» до установки конструкции по месту размещения была заклеена лентой, на которой размещена информация: «займы под залог авто и спецтехники».

На заседании Комиссии представитель Общества пояснил, что наполнение Интернет-ресурса www.lvictori.ru осуществлял ИП <…> на основании договора № 13 об оказании услуг поискового продвижения сайта от 01 января 2016 года, заключенного между ИП <…> и ООО «Ломбард Виктори».

По мнению ООО «Ломбард Виктори» ответственность за нарушение пунктов 1, 2 части 3 статьи 5 Федерального закона «О рекламе» должен нести ИП <…>, а не Общество.

Рассмотрение заявления и материалов приводит к следующим выводам.

На Интернет-ресурсе www.lvictori.ru размещается реклама со сведениями: «ломбард Виктори – пожалуй, лучший ломбард в Челябинске! займ под залог имущества… 0,3 % в день под авто и недвижимость … Работаем с 09:00 до 20:00».

1. В соответствии с пунктом 1 части 3 статьи 5 Федерального Закона «О рекламе» недостоверной признается реклама, которая содержит не соответствующие действительности сведения о преимуществах рекламируемого товара перед находящимися в обороте товарами, которые произведены другими изготовителями или реализуются другими продавцами.

Согласно правовой позиции, изложенной в пункте 29 Постановления Пленума Высшего Арбитражного суда РФ от 8.10.2012 № 58 «О некоторых вопросах практики применения арбитражными судами Федерального закона «О рекламе» информация, содержащаяся в рекламе, должна отвечать критериям достоверности, в том числе в целях формирования у потребителя верного, истинного представления о товаре (услуге), его качестве, потребительских свойствах.

В связи с этим использование в рекламе сравнительной характеристики объекта рекламирования с иными товарами, например путем употребления слов «лучший», «первый», «номер один», должно производиться с указанием конкретного критерия, по которому осуществляется сравнение и который имеет объективное подтверждение.

Антимонопольным органом в письме от 28.08.2015 № АК/45828/15 отражена позиция относительно рекламы в сети «Интернет», в отдельных случаях, когда размещаемая на сайте информация направлена не столько на информирование потребителя об ассортименте товаров или деятельности компании, сколько на привлечение внимания к конкретному товару и его выделение среди однородных товаров (например, всплывающий баннер), такая информация может быть признана рекламой.

Поскольку на Интернет-ресурсе www.lvictori.ru присутствует всплывающий баннер со сведениями: «ломбард Виктори – пожалуй, лучший ломбард в Челябинске!», данная информация является рекламной, направлена на привлечение внимания неопределенного круга посетителей общедоступной сети «Интернет» и критерий, по которому осуществляется сравнение, не имеет объективного подтверждения, такая реклама не соответствует требованию пункта 1 части 3 статьи 5 Федерального закона «О рекламе».

Довод ООО «Ломбард Виктори» о том, что в рекламе Общества содержится фраза «пожалуй, самый лучший», что свидетельствует о некатегоричности утверждения, а предположительности, с долей сомнения Комиссией не принят во внимание ввиду следующего.

Согласно данным свободной энциклопедии «Викисловарь» слово «пожалуй» выражает допущение определённой возможности, склонность согласиться.

Несмотря на то, что в рекламе присутствует слово «пожалуй» сведения: «ломбард Виктори – пожалуй, лучший ломбард в Челябинске!» выражают согласие с тем, что ООО «Ломбард Виктори» лучший ломбард в Челябинске.

Таким образом, критерий, по которому осуществляется сравнение, не имеет объективного подтверждения, такая реклама не соответствует пункту 1 части 3 статьи 5 Федерального закона «О рекламе».

По изложенным основаниям, Комиссия критически относится к доводу ООО «Ломбард Виктори» о том, что в рекламе Общества содержится некатегоричное утверждение в отношении предоставляемых услуг.

2. Согласно пункту 2 части 3 статьи 5 Закона о рекламе недостоверной признается реклама, которая содержит не соответствующие действительности сведения о любых характеристиках услуги, в том числе о ее природе, составе, способе и дате изготовления, назначении, потребительских свойствах, об условиях применения товара, о месте его происхождения, наличии сертификата соответствия или декларации о соответствии, знаков соответствия и знаков обращения на рынке, сроках службы, сроках годности товара.

Согласно правовой позиции, изложенной в пункте 29 Постановления Пленума Высшего Арбитражного суда РФ от 8.10.2012 № 58 «О некоторых вопросах практики применения арбитражными судами Федерального закона «О рекламе» информация, содержащаяся в рекламе, должна отвечать критериям достоверности, в том числе в целях формирования у потребителя верного, истинного представления о товаре (услуге), его качестве, потребительских свойствах.

Закон о ломбардах регулирует отношения, возникающие при осуществлении ломбардами кредитования граждан под залог принадлежащих гражданам вещей и деятельности по хранению вещей (часть 1статьи 1).

В соответствии с частью 1 статьи 2 Закона о ломбардах ломбардом является юридическое лицо – специализированная коммерческая организация, основными видами деятельности которой являются предоставление краткосрочных займов гражданам и хранение вещей.

Часть 3 статьи 2 Закона о ломбардах устанавливает, что ломбард вправе ежедневно с 8 до 20 часов по местному времени принимать в залог и на хранение движимые вещи (движимое имущество), принадлежащие заемщику или поклажедателю и предназначенные для личного потребления, за исключением вещей, изъятых из оборота, а также вещей, на оборот которых законодательством Российской Федерации установлены соответствующие ограничения.

Из анализа информации, присутствующей на сайте www.lvictori.ru и на рекламной конструкции, расположенной по адресу г. Челябинск, пр. Победы, д. 292А, следует, что ООО «Ломбард Виктори» выдает займы, в том числе под залог недвижимости. Однако с учетом приведенных норм ООО «Ломбард Виктори» не вправе принимать в залог недвижимое имущество, в связи с чем, размещение такой рекламной информации не соответствует требованиям пункта 2 части 3 статьи 5 Закона о рекламе, поскольку реклама со сведениями: «займы под залог недвижимости» не соответствует действительности в части возможности оказания Обществом услуги по предоставлению займов под залог недвижимого имущества, то есть природе предоставляемой услуги.

Довод ООО «Ломбард Виктори» о том, что ответственность за размещение на Интернет-ресурсе www.lvictori.ru информации: «ломбард Виктори – пожалуй, лучший ломбард в Челябинске! займ под залог имущества… 0,3 % в день под авто и недвижимость…» несет ИП <…> на основании договора № 13 об оказании услуг поискового продвижения сайта от 01 января 2016 года не принят во внимание Комиссией ввиду следующего.

Из анализа указанного договора следует, что предметом договора является оказание услуг Исполнителем (в данном случае ИП <…>) по поисковому продвижению и поддержке результатов продвижения сайта Заказчика (в данном случае ООО «Ломбард Виктори») в объемах и сроках, указанных в договоре. Заказчик поручает, а Исполнитель обязуется выполнить поисковое продвижение и поддержку результатов продвижения страниц веб-сайта: lvictori.ru по региону «Челябинск» в поисковой системе Яндекс (www.yandex.ru). Основным обязательством Исполнителя по данному договору является получение результата, в котором страницы сайта lvictori.ru будут находиться на первой странице результатов выдачи поисковой системы Яндекс не менее, чем по 80% ключевых словосочетаний по окончании срока продвижения сайта. Положений о том, что ИП <…> осуществляет администрирование, наполнение и редактирование Интернет-ресурса www.lvictori.ru данный договор не содержит.

Каких-либо документов, указывающих на администрирование, наполнение и редактирование Интернет-ресурса www.lvictori.ru иными лицами, ООО «Ломбард Виктори» не представлено.

В соответствии с пунктом 2.1.5. договора аренды сайта от 01.01.2016 года Арендатор (в данном случае ООО «Ломбард Виктори») обязуется не размещать на арендованном сайте информацию, противоречащую действующему законодательству Российской Федерации.

Из содержания рекламы следует, что данная реклама размещена в интересах ООО «Ломбард Виктори».

Таким образом, довод ООО «Ломбард Виктори» о том, что оно не является рекламодателем, не осуществляет администрирование, наполнение и редактирование Интернет-ресурса www.lvictori.ru и не может нести ответственность за нарушение Федерального закона «О рекламе» не принят во внимание Комиссией.

На основании части 6 статьи 38 Федерального закона «О рекламе», ответственность за нарушение требований пунктов 1, 2 части 3 статьи 5 Федерального закона «О рекламе» несет рекламодатель.

В соответствии с пунктом 5 статьи 3 Федерального закона «О рекламе» рекламодатель - изготовитель или продавец товара либо иное определившее объект рекламирования и (или) содержание рекламы лицо.

Рекламодателем является ООО «Ломбард Виктори» в интересах которого размещена реклама на Интернет-ресурсе www.lvictori.ru и на рекламной конструкции, расположенной по адресу г. Челябинск, пр. Победы, д. 292А.

Таким образом, ответственность за нарушение требований пунктов 1, 2 части 3 статьи 5 Федерального закона «О рекламе» несет ООО «Ломбард Виктори».

3. По адресу г. Челябинск, пр. Победы, д. 292А размещена рекламная конструкция ООО «Ломбард Виктори» в которой присутствуют сведения: «Займы под залог авто и недвижимости…».

Согласно части 5 статьи 19 Федерального закона «О рекламе» установка и эксплуатация рекламной конструкции осуществляются ее владельцем по договору с собственником земельного участка, здания или иного недвижимого имущества, к которому присоединяется рекламная конструкция, либо с лицом, управомоченным собственником такого имущества, в том числе с арендатором. В случае, если для установки и эксплуатации рекламной конструкции предполагается использовать общее имущество собственников помещений в многоквартирном доме, заключение договора на установку и эксплуатацию рекламной конструкции возможно только при наличии согласия собственников помещений в многоквартирном доме, полученного в порядке, установленном Жилищным кодексом Российской Федерации.

В материалы дела представлены Протокол от 25 сентября 2014 года внеочередного общего собрания собственников помещений многоквартирного дома, расположенного по адресу: г. Челябинск, пр. Победы, д. 292а, проведенного в заочной форме, заявление № 441 от 09.11.2016 на выдачу разрешения на установку и эксплуатацию рекламной конструкции и ответ Управления наружной рекламы и информации Администрации города Челябинска о несоответствии представленных документов предъявляемым требованиям.

В протоколе от 25 сентября 2014 года внеочередного общего собрания собственников помещений многоквартирного дома, расположенного по адресу: г. Челябинск, пр. Победы, д. 292а, проведенного в заочной форме, поставлен в том числе вопрос о делегировании управляющей организации – ООО «Комфорт» полномочий по заключению договоров о передаче в пользование общего имущества в многоквартирном доме для получения дополнительных средств на содержание данного имущества (размещение рекламного материала, слаботочных сетей, оборудования и т.д.).

Из ответа Управления наружной рекламы и информации Администрации города Челябинска следует, что решение по вопросу о делегировании управляющей компании права на заключение договора о передаче в пользование общего имущества в многоквартирном доме является неправомочным ввиду отсутствия кворума. Кроме того, в протоколе общего собрания собственников помещений отсутствуют подписи председательствующего на собрании и секретаря собрания. Решение вопроса о предоставлении муниципальной услуги (решение о выдаче или об отказе в выдаче разрешения на установку и эксплуатацию рекламной конструкции) не представляется возможным до устранения выявленных нарушений.

Таким образом, рекламная конструкция, расположенная по адресу г. Челябинск, пр. Победы, д. 292А, размещена без разрешения органа местного самоуправления, что является нарушением требований части 5 статьи 19 Федерального закона «О рекламе».

Также Челябинским УФАС России направлено письмо в Управление наружной рекламы и информации Администрации города Челябинска о необходимости принять меры по выдаче ООО «Ломбард Виктори» предписания о демонтаже рекламной конструкции, расположенной по адресу: г. Челябинск, пр. Победы, д. 292А, размещенной без разрешения на установку и эксплуатацию рекламной конструкции, выданного органом местного самоуправления.

Управление наружной рекламы и информации Администрации города Челябинска представило письменные пояснения (вх. № 12198 от 19.09.2017), согласно которым в адрес рекламораспространителя ООО «Ломбард Виктори» направлено предписание об устранении нарушений с требованием демонтажа установленной рекламной конструкции.

При невыполнении Предписания демонтаж установленной без разрешения рекламной конструкции будет произведен силами сторонних организаций по истечении срока данного для исполнения настоящего предписания.

Согласно статье 14.37 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях установка и (или) эксплуатация рекламной конструкции без предусмотренного законодательством разрешения на ее установку и эксплуатацию, а равно установка и (или) эксплуатация рекламной конструкции с нарушением требований технического регламента, за исключением случаев, предусмотренных частью 2 статьи 11.21 настоящего Кодекса, - влекут наложение административного штрафа на граждан в размере от одной тысячи до одной тысячи пятисот рублей; на должностных лиц - от трех тысяч до пяти тысяч рублей; на юридических лиц - от пятисот тысяч до одного миллиона рублей.

В соответствии с пунктом 1 части 2 статьи 28.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях протоколы об административных правонарушениях, предусмотренных статьей 14.37 настоящего Кодекса составляют должностные лица органов внутренних дел (полиции).

В связи с выявлением факта размещения рекламной конструкции без разрешения органа местного самоуправления материалы дела подлежат передаче уполномоченному должностному лицу Главного управления МВД России по Челябинской области для возбуждения дела об административном правонарушении, предусмотренном статьей 14.37 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях в отношении ООО «Ломбард Виктори».

Руководствуясь частью 2 пункта 1 статьи 33, частью 1 статьи 36 Закона о рекламе и в соответствии с пунктами 37 - 42 Правил рассмотрения антимонопольным органом дел, возбужденных по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе, Комиссия

 

РЕШИЛА:

 

1. Признать ненадлежащей рекламу, размещенную в информационно-телекоммуникационной сети Интернет на общедоступном сайте lvictori.ru, со сведениями: «ломбард Виктори – пожалуй, лучший ломбард в Челябинске! займ под залог имущества… 0,3 % в день под авто и недвижимость… Работаем с 09:00 до 20:00», размещенную по адресу г. Челябинск, пр. Победы, д. 292А, поскольку при ее распространении нарушены требования пунктов 1, 2 части 3 статьи 5, части 5 статьи 19 Федерального закона «О рекламе».

2. Выдать ООО «Ломбард Виктори» предписание о прекращении нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе.

3. Передать материалы дела уполномоченному должностному лицу Управления Федеральной антимонопольной службы по Челябинской области для возбуждения дела об административном правонарушении, предусмотренном статьей 14.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях в отношении ООО «Ломбард Виктори» и его должностного лица.

Решение может быть обжаловано в арбитражный суд в порядке, предусмотренном статьей 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.

 

 

 

ПРЕДПИСАНИЕ

О ПРЕКРАЩЕНИИ НАРУШЕНИЯ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА

РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ О РЕКЛАМЕ

 

13 октября 2017 года г. Челябинск

 

Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Челябинской области по рассмотрению дел по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе (далее – Комиссия) в составе:

председатель Комиссии:

<…> – заместитель руководителя – начальник отдела контроля за рекламой и недобросовестной конкуренцией Челябинского УФАС России;

члены Комиссии:

<…> – специалист-эксперт отдела контроля за рекламой и недобросовестной конкуренцией;

<…> – главный специалист-эксперт отдела контроля за рекламой и недобросовестной конкуренцией,

на основании решения от 13 октября 2017 по делу № 10-08/2017 о признании рекламы ООО «Ломбард Виктори», распространенной в информационно-телекоммуникационной сети Интернет на общедоступном сайте lvictori.ru ненадлежащей, поскольку в ней нарушены требования пунктов 1, 2 части 3 статьи 5 Федерального закона «О рекламе», и в соответствии с пунктом 1 части 2 статьи 33, частями 1,3 статьи 36 Федерального закона «О рекламе», пунктами 44, 45 Правил рассмотрения антимонопольным органом дел, возбужденных по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе,

 

ПРЕДПИСЫВАЕТ:

 

1. ООО «Ломбард Виктори» незамедлительно со дня получения настоящего предписания прекратить нарушение требования пунктов 1, 2 части 3 статьи 5 Федерального закона «О рекламе», а именно исключить из рекламной информации, размещаемой на Интернет-ресурсе www.lvictori.ru, сведения: «ломбард Виктори – пожалуй, лучший ломбард в Челябинске! займ под залог имущества… 0,3 % в день под авто и недвижимость…».

2. ООО «Ломбард Виктори» в срок до 13 ноября 2017 года представить в Управление Федеральной антимонопольной службы по Челябинской области доказательства исполнения пункта 1 настоящего предписания, а именно скрин-шоты Интернет-ресурса www.lvictori.ru.

В случае невыполнения в установленный срок предписания о прекращении нарушения законодательства о рекламе Челябинское УФАС России вправе в соответствии с пунктом 2 статьи 19.5 Кодекса РФ об административных правонарушениях привлечь виновное лицо к административной ответственности.

Предписание может быть обжаловано в Арбитражный суд в порядке, предусмотренном статьей 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.

Связанные организации

Связанные организации не указаны