Постановление б/н Постановление по делу № 10-14.33ч.1/2018 в отношении ООО «Ур... от 16 мая 2018 г.

Вид документа
Дата регистрации
Сфера деятельности
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

 

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

о наложении штрафа по делу № 10-14.33ч.1/2018

об административном правонарушении

11 мая 2018 года г. Челябинск, пр. Ленина, 59

Руководитель Управления Федеральной антимонопольной службы по Челябинской области (далее – Челябинское УФАС России) Козлова Анна Алексеевна, рассмотрев протокол об административном правонарушении № 10-14.33ч.1/2018 от 28.03.2018 и материалы дела об административном правонарушении, возбужденного заместителем руководителя-начальником отдела контроля за рекламой и недобросовестной конкуренцией Челябинского УФАС России <…>, в отношении Общество с ограниченной ответственностью «Уралрегионгаз» (ОГРН 1037400872717 ИНН/КПП 7415038540/741501001, зарегистрировано по адресу: Челябинская область, г. Миасс, ул. Объездная дорога, д. 4/36) (далее – ООО «Уралрегионгаз»), по факту совершения административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 14.33 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее – КоАП РФ), в отсутствие законного представителя либо представителя по доверенности ООО «Уралрегионгаз», надлежащим образом уведомленного о дате, времени и месте рассмотрения дела об административном правонарушении, заявившего ходатайство о рассмотрении дела в отсутствие представителя,

в присутствии <…>, ведущего специалиста-эксперта отдела контроля за рекламой и недобросовестной конкуренцией Челябинского УФАС России,

исследовав материалы дела,

УСТАНОВИЛА:

 

Челябинским УФАС России 24 января 2018 года оглашено решение по делу № 19-08нк/2017 о нарушении ООО «Уралрегионгаз» статьи 14.2 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее – Закон о защите конкуренции).

Решение по указанному делу изготовлено в полном объеме 09 февраля 2018 года. Согласно части 2 статьи 49 Закона о защите конкуренции дата изготовления решения в полном объеме считается датой его принятия.

В результате рассмотрения данного дела признаны нарушением статьи 14.2 Закона о защите конкуренции действия ООО «Уралрегионгаз», выразившиеся во включении в договоры технического обслуживания внутридомового газового оборудования индивидуального жилого дома сведений о телефонных номерах аварийной службы, принадлежащих Акционерному Обществу «Газпром газораспределение Челябинск» (далее – АО «Газпром газораспределение Челябинск»).

При рассмотрении дела № 19-08нк/2017 установлено следующее.

В Челябинское УФАС России обратилось АО «Газпром газораспределение Челябинск» с заявлением о недобросовестных конкурентных действиях ООО «Уралрегионгаз», выразившихся во включении в договор технического обслуживания внутридомового газового оборудования индивидуального жилого дома (далее – договор на ТО ВДГО), сведений о телефонных номерах аварийной службы АО «Газпром газораспределение Челябинск».

Из заявления следует, что 31 мая 2017 года в 16 часов 09 минут в филиал АО «Газпром Газораспределение Челябинск» в городе Миассе Челябинской области по телефонному номеру 04 поступила заявка о том, что по адресу: Челябинская область, ул. Заповедная, д. 9 не поступает газ на газовые приборы.

Авариной бригадой осуществлен выезд на место, устранена аварии и восстановлено газоснабжение, а также разъяснена необходимость заключения договора на ТО ВДГО, на что заявителем был предъявлен договор, заключенный с ООО «Уралрегионгаз».

Из содержания указанного договора следует, что в пункте 3.1.6. закреплена обязанность заказчика при неисправности внутридомового газового оборудования, нарушения тяги дымоходов или вентиляционных каналов, появления запаха газа, аварийном состоянии жилого дома (осадка, фасада, повреждение несущих конструкций), наличие разрушений штукатурки потолков и стен или сквозных отверстий в перекрытиях и стенах, возникновении аварийной или иной чрезвычайной ситуации незамедлительно прекратить пользование газом и сообщить об этом исполнителю по тел. 04; 57-46-73. Исполнителем по договору является ООО «Уралрегионгаз».

АО «Газпром газораспределение Челябинск» указал, что номера телефонов, в том числе указанные в пункте 3.1.6. Договора, принадлежат ему на основании договора № 120305 от 01.05.2008

В подтверждение своих доводов АО «Газпром газораспределение Челябинск» представлены копии договора № 25/09-15ТО от 28.09.2015, заключенный между <…> и ООО «Уралрегионгаз», Договор № 120350 об оказании услуг электросвязи юридическому лицу (ИП) от 01.05.2008, заключенный между ООО «Сервиском» и АО «Газпром газораспределение Челябинск»

Согласно пункту 4 статьи Закона о защите конкуренции товарный рынок – сфера обращения товара (в том числе товара иностранного производства), который не может быть заменен другим товаром, или взаимозаменяемых товаров (далее – определенный товар), в границах которой (в том числе географических) исходя из экономической, технической или иной возможности либо целесообразности приобретатель может приобрести товар, и такая возможность либо целесообразность отсутствует за ее пределами.

В соответствии с пунктом 5 названной статьи хозяйствующий субъект – коммерческая организация, некоммерческая организация, осуществляющая деятельность, приносящую ей доход, индивидуальный предприниматель, иное физическое лицо, не зарегистрированное в качестве индивидуального предпринимателя, но осуществляющее профессиональную деятельность, приносящую доход, в соответствии с федеральными законами на основании государственной регистрации и (или) лицензии, а также в силу членства в саморегулируемой организации.

Из пункта 7 статьи 4 Закона о защите конкуренции следует, что конкуренция – это соперничество хозяйствующих субъектов, при котором самостоятельными действиями каждого из них исключается или ограничивается возможность каждого из них в одностороннем порядке воздействовать на общие условия обращения товаров на соответствующем товарном рынке.

АО «Газпром газораспределение Челябинск» зарегистрировано в качестве юридического лица 30 декабря 2003 года Межрайонной инспекцией Федеральной налоговой службы № 17 по Челябинской области. Основным видом деятельности Заявителя является транспортирование по трубопроводам газа. Как усматривается из заявления, осуществляет свою деятельность, в том числе на территории Челябинской области.

Также АО «Газпром газораспределение Челябинск» представлены Уведомление ГУ «ГЖИ ЧО», Уведомление Управления Ростехнадзора по Челябинской области о начале осуществления предпринимательской деятельности от 04 октября 2017 года, что свидетельствует о том, что АО «Газпром газораспределение» является специализированной организацией, осуществляющей деятельность по техническому обслуживанию и ремонту внутридомового и (или) внутриквартирного газового оборудования.

ООО «Уралрегионгаз» зарегистрировано в качестве юридического лица 18 марта 2003 года Межрайонной инспекцией Федеральной налоговой службы № 17 по Челябинской области. Основным видом деятельности является строительство инженерных коммуникаций для водоснабжения и водоотведения, газоснабжения. Осуществляет свою деятельность на территории Челябинской области, что следует из представленных в Челябинское УФАС России пояснений.

Вместе с тем, материалы дела содержат договоры на ТО ВДГО, заключенные Ответчиком с потребителями, предметом заключения которых является оказание услуг по техническому обслуживанию внутридомового газового оборудования, а также обеспечить аварийно-диспетчерское обслуживание.

В силу указанных положений АО «Газпром газораспределение Челябинск» и ООО «Уралрегионогаз» являются хозяйствующими субъектами, осуществляющими аналогичную деятельность на одном товарном рынке (техническое и аварийно-диспетчерское обслуживание внутридомового газового оборудования) в пределах одних географических границ (г. Миасс Челябинской области), следовательно, являются конкурентами по отношению друг к другу.

Согласно сведениям, имеющимся в открытом доступе в сети «Интернет», помимо ООО «Уралрегионгаз» и АО «Газпром газораспределение Челябинск», деятельность по техническому и аварийно-диспетчерскому обслуживанию внутридомового газового оборудования на территории Миасского городского округа Челябинской области осуществляют такие хозяйствующие субъекты, как ООО «ИнженерИнвест», ООО «Миассгоргаз» и иные.

В соответствии с пунктом 4.3 Приложения № 1 к Договору № 120350 от 01.05.2008 АО «Газпром газораспределение Челябинск» предоставлены телефонные номера, в том числе расположенные по адресу: г. Миасс, ул. Академика Павлова, 2, в перечне которых значится номер «56-46-73», а также серийная линия «04».

Согласно Договору № 25/09-15ТО от 28.09.2015, заключенному между физическим лицом – <…> и ООО «Уралрегионгаз», Исполнитель (ООО «Уралрегионгаз») обязуется своими и (или) привлеченными силами оказывать Заказчику (в данном случае, <…>) услуги по техническому обслуживанию внутридомового газового оборудования, выполнять аварийно-восстановительные и ремонтные работы, а Заказчик обязуется принять оказанные услуги и (или) выполненные работы и оплатить их (пункт 2.1. Договора № 25/09-15ТО от 28.09.2015).

Пункт 3.1.6. Договора № 25/09-15ТО от 28.09.2015 определяет, что при неисправности внутридомового газового оборудования, нарушения тяги дымоходов или вентиляционных каналов, появления запаха газа, аварийном состоянии жилого дома (осадка, фасада, повреждение несущих конструкций), наличие разрушений штукатурки потолков и стен или сквозных отверстий в перекрытиях и стенах, возникновении аварийной или иной чрезвычайной ситуации незамедлительно прекратить пользование газом и сообщить об этом исполнителю по тел. 04; 57-46-73.

Телефонные номера, указанные в договоре, заключенном ООО «Уралрегионгаз» с физическим лицом, принадлежат АО «Газпром газораспределение Челябинск», что подтверждается представленными материалами (Договор № 120350 от 01.05.2008), пояснениями Заявителя и не оспаривается ООО «Уралрегионгаз».

Доказательств, свидетельствующих о наличии между Заявителем и ООО «Уралрегионгаз» договорных и (или) иных отношений, в том числе по передаче телефонных номеров «04», «57-46-73», по аварийному обслуживанию физических лиц, с которыми у Ответчика заключены договоры не получено, следовательно, указание ООО «Уралрегионгаз» в договорах номеров, принадлежащих Заявителю, для обращения в случае возникновения аварийной ситуации может ввести потребителей в заблуждение относительно лица, осуществляющего выезд на место аварии для ее устранения и которому принадлежат номера телефонов.

Согласно пункту 9 статьи 4 Закона о защите конкуренции недобросовестная конкуренция – это любые действия хозяйствующих субъектов (группы лиц), которые направлены на получение преимуществ при осуществлении предпринимательской деятельности, противоречат законодательству Российской Федерации, обычаям делового оборота, требованиям добропорядочности, разумности и справедливости и причинили или могут причинить убытки другим хозяйствующим субъектам – конкурентам либо нанесли или могут нанести вред их деловой репутации.

В соответствии с пунктом 3 статьи 14.2 Закона о защите конкуренции не допускается недобросовестная конкуренция путем введения в заблуждение, в том числе в отношении изготовителя товара.

В действиях ООО «Уралрегионгаз» по указанию в договорах на техническое обслуживание телефонного номера, который принадлежит АО «Газпром газораспределение Челябинск», при отсутствии на прав на использование указанного телефонного номера содержатся признаки недобросовестной конкуренции, указанные в пункте 9 статьи 4 Закона о защите конкуренции:

1. Действия ООО «Уралрегионгаз» направлены на получение преимуществ, которые обеспечивают обществу возможность увеличить размер получаемой прибыли по отношению к уровню прибыли при воздержании от указанных действий. Так, указывая номера АО «Газпром газораспределение Челябинск» в договорах на ТО ВДГО, ООО «Уралрегионгаз» получает преимущество в предпринимательской деятельности в виде получения прибыли согласно условиям заключенного договора, в то время как осуществление устранения аварийных ситуации, принятие заявок на их устранение оказывает иная организация – АО «Газпром газораспределение Челябинск».

2. Такие действия ООО «Уралрегионгаз» противоречат требованиям добропорядочности, разумности и справедливости, обычаям делового оборота.

3. Указание ООО «Уралрегионгаз» телефонного номера, который принадлежит АО «Газпром газораспределение Челябинск», способно привести к неполучению доходов в виде упущенной выгоды Заявителя.

В связи с наличием в действиях ООО «Уралрегионгаз» признаков нарушения антимонопольного законодательства, предусмотренных статьей 14.2 Закона о защите конкуренции, на основании статьи 39.1 Закона о защите конкуренции, 20 июля 2017 Челябинским УФАС России ООО «Уралрегионгаз» выдано предупреждение о прекращении действий, которые содержат признаки нарушения антимонопольного законодательства.

В установленный срок ООО «Уралрегионгаз» предупреждение о прекращении действий, содержащих признаки нарушения антимонопольного законодательства, не исполнило, что послужило поводом для возбуждения дела № 19-08нк/2017 о нарушении антимонопольного законодательства в отношении ООО «Уралрегионгаз».

Действия ООО «Уралрегионгаз», связанные с указанием в договорах на ТО ВДГО телефонных номеров, принадлежащих Заявителю, без имеющихся на то оснований, являются нарушением пункта 3 статьи 14.2 Закона о защите конкуренции.

 

Согласно части 1 статьи 37 Закона о защите конкуренции коммерческие организации за нарушение антимонопольного законодательства несут ответственность, предусмотренную законодательством Российской Федерации.

Вина ООО «Уралрегионгаз» выразилась в несоблюдении действующего законодательства при указании в договорах на ТО ВДГО сведений о телефонных номерах, принадлежащих АО «Газпром газораспределение Челябинск», что привело к ограничению конкуренции и нарушению статьи 14.2 Закона о защите конкуренции.

Частью 1 статьи 14.33 КоАП РФ предусмотрено, что недобросовестная конкуренция, если эти действия не содержат уголовно наказуемого деяния, за исключением случаев, предусмотренных статьей 14.3 Кодекса и частью 2 настоящей статьи, влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от двенадцати тысяч до двадцати тысяч рублей; на юридических лиц – от ста тысяч до пятисот тысяч рублей.

Срок давности привлечения к административной ответственности за административное правонарушение, предусмотренное частью 1 статьи 14.33 КоАП РФ, составляет один год со дня вступления в силу решения комиссии антимонопольного органа, которым установлен факт нарушения антимонопольного законодательства Российской Федерации (части 1, 6 статьи 4.5 КоАП РФ).

Решение по делу № 19-08нк/2017, которым установлен факт нарушения антимонопольного законодательства, изготовлено в полном объеме 09 февраля 2018 года, соответственно, срок привлечения к административной ООО «Уралрегионгаз» истекает 09 февраля 2019 года.

В соответствии с частью 1 статьи 25.1 КоАП РФ лицо, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, вправе знакомиться со всеми материалами дела, давать объяснения, представлять доказательства, заявлять ходатайства и отводы, пользоваться юридической помощью защитника, а также иными процессуальными правами в соответствии с Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях.

ООО «Уралрегионгаз» заявлено письменное ходатайство о применении к совершенному правонарушению оснований малозначительности, предусмотренных статьей 2.9 КоАП РФ, ввиду тяжелого имущественного положения (исполнительное производство и наличие задолженности в размере 245 600 рублей), личности правонарушителя (с 01.08.2018 включено в реестр субъектов малого и среднего предпринимательства в качестве малого предприятия), добровольное устранение правонарушения (исключение из договоров на ТО ВДГО телефонных номеров, принадлежащих АО «Газпром газораспределение Челябинск»), возмещение расходов АО «Газпром газораспределение Челябинск» по устранению последствий аварийной ситуации, отсутствие отягчающих административную ответственность обстоятельств, оказание Обществом содействия антимонопольному органу в установлении обстоятельств, подлежащих установлению, добровольное исполнение выданного Челябинским УФАС России предписания.

Согласно статье 2.9 КоАП РФ при малозначительности совершенного административного правонарушения судья, орган, должностное лицо, уполномоченные решить дело об административном правонарушении, могут освободить лицо, совершившее административное правонарушение, от административной ответственности и ограничится устным замечанием.

В силу пункта 21 Постановления Пленума Верховного суда Российской Федерации от 24 марта 2005 года № 5 «О некоторых вопросах, возникающих у судов при применении Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях» малозначительным административным правонарушением является действие или бездействие, хотя формально и содержащее признаки административного правонарушения, но с учетом характера совершенного правонарушения и роли правонарушителя, размера вреда и тяжести наступивших последствий не представляющее существенного нарушения охраняемых общественных отношений.

На основании пункта 18 Постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда РФ от 02.06.2004 № 10 «О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при рассмотрении дел об административных правонарушениях» при квалификации правонарушения в качестве малозначительного необходимо исходить из оценки конкретных обстоятельств его совершения.

По смыслу статьи 2.9 КоАП РФ оценка малозначительности деяния, должна соотноситься с характером и степенью общественной опасности, причинением вреда либо с угрозой причинения вреда личности, обществу или государству. Поэтому, оценивая правонарушение, характер содеянного и его общественную опасность, надлежит соотносить также и с реальным экономическим благосостоянием государства, общества и правонарушителя в определенный период времени. В то же время учитывается, что карательный характер административного наказания не должен обременять правонарушителя в степени, явно противоречащей принципам справедливости юридической ответственности и соразмерности наказания содеянному.

Ходатайство ООО «Уралрегионгаз» в части признания совершенного правонарушения малозначительным не подлежит удовлетворению, так как малозначительность правонарушения имеет место в исключительных случаях при отсутствии существенной угрозы охраняемых общественных отношений. Правовых оснований применения к рассматриваемому правонарушению статьи 2.9. КоАП РФ не имеется.

В данном случае не может быть применена мера ответственности по малозначительности, поскольку существенная угроза охраняемым общественным отношениям заключается не в наступлении каких-либо материальных последствий правонарушения, а в пренебрежительном отношении ООО «Уралрегионгаз» к исполнению своих публично-правовых обязанностей в сфере соблюдения требований, предусмотренных антимонопольным законодательством.

Кроме того, стоит отметить, что правонарушение имело длительный характер, поскольку Договор на ТО ВДГО был заключен в 2015 году, изменения в части исключения телефонных номеров, принадлежащих АО «Газпром газораспределение Челябинск», были внесены лишь в 2017 году; включение в Договор на ТО ВДГО указанных телефонных номеров произошло было не в единичном случае при совершениями сотрудниками ООО «Уралрегионгаз» технической ошибки, а систематически, что подтверждается представленными в материалы дела № 19-08нк/2017 о нарушении антимонопольного законодательства копиями Договоров на ТО ВДГО, заключенных с физическими лицами.

Обстоятельств, отягчающих административную ответственность, предусмотренных статьей 4.3 КоАП РФ, не установлено.

Должностным лицом Челябинского УФАС России при вынесении постановления в отношении ООО «Уралрегионгаз» принято во внимание, что Общество впервые совершило нарушение антимонопольного законодательства Российской Федерации, оперативно устранило допущенные нарушения, а именно исполнило предписание антимонопольного органа до вынесения Постановления об административном правонарушении, также то обстоятельство, что с 01 августа 2016 года Общество, директором которого он является, включено в Единый реестр субъектов малого и среднего предпринимательства в качестве малого предприятия, а также отсутствие материалов, свидетельствующих о причинении имущественного ущерба либо вреда жизни и здоровью людей, объектам животного и растительного мира, окружающей среде, объектам культурного наследия народов Российской Федерации, безопасности государства, угрозы чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера.

С учетом изложенного, ООО «Уралрегионгаз» может быть назначено наказание в размере минимального размера административного штрафа, предусмотренного санкцией части 1 статьи 14.33 КоАП РФ, а именно – административный штраф в размере 100 000 (сто тысяч) рублей.

Руководствуясь статьями 23.48, 29.9, 29.10, а также статьей 14.33 КоАП РФ,

ПОСТАНОВИЛ:

1. Признать ООО «Уралрегионгаз» виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 14.33 КоАП РФ.

2. Применить к ООО «Уралрегионгаз» административное наказание в виде административного штрафа за недобросовестную конкуренцию по части 1 статьи 14.33 КоАП РФ в размере 100 000 (сто тысяч) рублей.

В соответствии с частью 1 статьи 32.2 КоАП РФ административный штраф должен быть уплачен лицом, привлеченным к административной ответственности, не позднее 60 дней со дня вступления постановления о наложении штрафа в законную силу либо со дня истечения срока отсрочки или срока рассрочки, предусмотренных статьей 31.5 КоАП РФ.

Сумма штрафа должна быть перечислена в доход федерального бюджета по следующим реквизитам: КБК 16111602010016000140 ОКТМО 75701000 на счет органа федерального казначейства: УФК по Челябинской области (для Челябинского УФАС России), Отделение Челябинск, г. Челябинск, БИК 047501001, р/с 40101810400000010801, ИНН 7453045147, КПП 745301001, УИН 16188051500001203193.

Согласно части 5 статьи 32.2 КоАП РФ при отсутствии документа, свидетельствующего об уплате административного штрафа, и информации об уплате административного штрафа в Государственной информационной системе о государственных и муниципальных платежах, по истечении срока, указанного в части 1 или 1.1 настоящей статьи, судья, орган, должностное лицо, вынесшие постановление, направляют в течение десяти суток, а в случае, предусмотренном частью 1.1 настоящей статьи, в течение одних суток постановление о наложении административного штрафа с отметкой о его неуплате судебному приставу-исполнителю для исполнения в порядке, предусмотренном федеральным законодательством.

Согласно части 1 статьи 20.25 КоАП РФ, неуплата административного штрафа в срок, предусмотренный КоАП РФ, влечет наложение административного штрафа в двукратном размере суммы неуплаченного административного штрафа, но не менее одной тысячи рублей, либо административный арест на срок до пятнадцати суток, либо обязательные работы до пятидесяти часов.

В соответствии с частью 7 статьи 21 Федерального закона Российской Федерации от 02.10.2007 № 229-ФЗ «Об исполнительном производстве» постановление о наложении штрафа может быть предъявлено к исполнению в течение двух лет со дня их вступления в законную силу.

В соответствии с частью 1 статьи 30.3 КоАП РФ постановление по делу об административном правонарушении может быть обжаловано в течение 10 (десяти) суток со дня вручения или получения копии постановления в вышестоящий орган, вышестоящему должностному лицу либо в Арбитражный суд с учетом регистрации юридического лица и юрисдикции антимонопольного органа.

Согласно части 1 статьи 31.1 КоАП РФ, постановление по делу об административном правонарушении вступает в законную силу после истечения срока, установленного для обжалования постановления по делу об административном правонарушении, если указанное постановление не было обжаловано или опротестовано.

После уплаты штрафа просим представить в Челябинское УФАС России копию платежного документа (факс (351) 263-18-39; электронная почта: to74@fas.gov.ru).

Связанные организации

Связанные организации не указаны