Решение б/н Решение и предписание по жалобе № 101-03-18.1/2015 ООО «Цент... от 23 декабря 2015 г.

Вид документа
Дата регистрации
Сфера деятельности
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

 

Р Е Ш Е Н И Е

 

г. Челябинск, пр. Ленина, 59

 

Результативная часть решения оглашена 15 декабря 2015 года.

В полном объеме решение изготовлено 17 декабря 2015 года.

Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Челябинской области (далее - Комиссия Челябинского УФАС России) по рассмотрению жалоб на нарушение процедуры проведения торгов, иных способов закупок и порядка заключения договоров в составе:

 

Председатель Комиссии:

Члены Комиссии:

 

 <***> – заместитель руководителя Челябинского УФАС России;

<***>— ведущий специалист-эксперт отдела контроля естественных монополий, ЖКХ и транспорта Челябинского УФАС России;

<***>– ведущий специалист-эксперт отдела контроля естественных монополий, ЖКХ и транспорта Челябинского УФАС России,

 

рассмотрев дело № 101-03-18.1/2015, возбужденное по жалобе ООО «Центр охраны труда «Универсальные консультационные системы» (далее – ООО «ЦОТ «УНИКС») на действия (бездействие) закупочной комиссии Открытого акционерного общества «Фортум» (далее – ОАО «Фортум») при проведении открытых конкурентных переговоров на оказание услуг по проведению внеплановой специальной оценки условий труда на рабочих местах ОАО «Фортум» (извещение № 31502782874), в присутствии представителей ООО «ЦОТ «УНИКС» по доверенностям от 21.05.2015 и от 11.12.2015, а также представителей ОАО «Фортум» по доверенностям от 19.10.2015 и от 14.10.2013,

 

УСТАНОВИЛА:

 

В Управление Федеральной антимонопольной службы по Челябинской области (далее - Челябинское УФАС России) поступила жалоба ООО «Центр охраны труда «Универсальные консультационные системы» (далее – ООО «ЦОТ «УНИКС») на действия (бездействие) закупочной комиссии Открытого акционерного общества «Фортум» (далее – ОАО «Фортум») при проведении открытых конкурентных переговоров на оказание услуг по проведению внеплановой специальной оценки условий труда на рабочих местах ОАО «Фортум» (извещение № 31502782874).

В жалобе указано следующее.

13.10.2015 ООО «ЦОТ «УНИКС» были поданы документы для участия в закупочной процедуре на оказание услуг по проведению внеплановой специальной оценки условий труда на рабочих местах ОАО «Фортум» (извещение о проведении электронного аукциона от 23.09.2015 № 31502782874).

10.11.2015 в ходе технических переговоров в рамках телефонной конференции представитель ОАО «Фортум» устно сообщил, что ООО «ЦОТ «УНИКС» будет отказано в заявке в случае отсутствия данных об обществе в реестре организаций, проводящих специальную оценку.

Податель жалобы считает, что данные действия незаконны, нарушают нормы антимонопольного законодательства путем ограничения конкуренции, нормы Федерального закона от 05.04.2013 № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» (далее – Закон о контрактной системе).

В соответствии с пунктом 1 статьи 27 Федерального закона от 28.12.2013 № 426-ФЗ «О специальной оценке условий труда» (далее – Закон о специальной оценке труда) организации, аккредитованные в порядке, действовавшем до дня вступления в силу указанного закона, в качестве организаций, оказывающих услуги по аттестации рабочих мест по условиям труда, вправе проводить специальную оценку условий труда до истечения срока действия имеющихся на день вступления в силу указанного закона аттестатов аккредитации испытательных лабораторий (центров) этих организаций, но не позднее чем до 31 декабря 2018 года включительно. До дня вступления в силу федерального закона об аккредитации в национальной системе аккредитации аккредитация испытательных лабораторий (центров) осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании».

Срок действия аттестата аккредитации испытательной лаборатории ООО «ЦОТ «УНИКС» установлен до 19.05.2016, что подтверждается записью в реестре «Организации, оказывающие услуги по охране труда» под регистрационным номером № 699 (вид услуг в области охраны труда - проведение аттестации рабочих мест по условиям труда, статус - действующая организация).

Кроме того, дополнительно к вышеуказанному аттестату аккредитации ООО «ЦОТ «УНИКС» имеет аттестат аккредитации системы добровольной сертификации в области охраны труда ДССОТ, действующий до 04.10.2016. Следующее продление сроков действия аккредитации испытательной лаборатории ООО «ЦОТ «УНИКС» проводится в плановом порядке и будет осуществлены в 2016 году.

Таким образом, податель жалобы считает действия организатора закупки незаконными и необоснованными.

По доводам, изложенным в жалобе ООО «ЦОТ «УНИКС», ОАО «Фортум» сообщило следующее.

Закупка товаров, работ и услуг осуществляется ОАО «Фортум» на основании Федерального закона от 18.07.2011 № 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц» (далее — Закон о закупках), Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее – Закон о защите конкуренции) и Положения о закупках товаров, работ и услуг для нужд ОАО «Фортум», ОАО «УТСК» и ОАО «ЧЭР», утверждённого Советом Директоров ОАО «Фортум» от 26.11.2014, Советом Директоров ОАО «УТСК» от 26.11.2014, Советом Директоров ОАО «ЧЭР» от 26.11.2014.

Заказчик опубликовал на официальном сайте РФ http://zakupki.gov.ru извещение № 31502782874 о проведении открытых конкурентных переговоров по выбору исполнителя для оказания услуг по проведению внеплановой специальной оценки условий труда на рабочих местах Заказчика.

Договор с победителем закупки ЧУ ФНПР «НИИОТ» № 379/1000/15/17347 заключен 07.12.2015, о чем на официальном сайте РФ http://zakupki.gov.ru размещена соответствующая информация.     

По доводам жалобы ОАО «Фортум» сообщило, что закупочная деятельность общества не регламентируется нормами Закона о контрактной системе, как ошибочно указывается в жалобе ООО «ЦОТ «УНИКС».

Закупка товаров, работ и услуг осуществляется заказчиком на основании Закона о закупках.

В соответствии с разделом 4 Положения о закупке и разделом 5 закупочной документации рассмотрение заявок участников закупочной процедуры проводится в два этапа:

  • Отборочный этап, в рамках которого заявки участников проверяются на предмет соответствия отборочным критериям, установленным в Приложении № 4 к Закупочной документации.
  • Оценочный этап, в рамках которого заявки участников, прошедшие отборочный этап, оцениваются в соответствии с критериями, установленными в Приложении № 5 к закупочной документации. Такие критерии оценки заявок могут касаться как стоимости предлагаемой продукции, рассматриваемой либо непосредственно, либо с учетом издержек при принятии данной заявки (например, цена с учетом будущих расходов заказчика на эксплуатацию, обслуживание и ремонт, требуемые дополнительные затраты и т.д.), так и экономической, технической, организационной, финансовой, юридической привлекательности заявки с точки зрения удовлетворения потребностей заказчика (включая предлагаемые договорные условия, соблюдение таможенного законодательства при ввозе продукции на территорию РФ, возможности надлежащего и своевременного гарантийного обслуживания продукции и пр.).

Всего в рамках закупочной процедуры было подано 5 заявок об участии. Заявка ООО «ЦОТ «УНИКС» также была получена в срок, установленный в извещении о проведении закупочной процедуры и документации о закупке для подачи заявок.

Заявка ООО «ЦОТ «УНИКС» была признана непрошедшей отборочный этап по критерию «Соответствие заявки предмету договора и требованиям технического задания» по следующим причинам:

  1. несоответствие заявки требованиям пункту 3.2 технического задания. Предоставленный ООО «ЦОТ «УНИКС» количественно-качественный состав персонала не достаточен для своевременного и качественного исполнения работ на рабочих местах во всех филиалах ОАО «Фортум».

В составе заявки участником предоставлена справка о кадровых ресурсах, на основании которой официально трудоустроено в организации всего 5 человек. При этом в анкете участника (форма 7) указано, что в организации 11 экспертов по проведению специальной оценки условий труда, что не подтверждено справкой о кадровых ресурсах (форма 10 закупочной документации).

  1. несоответствие заявки требованиям пункта 1.4 технического задания. ООО «ЦОТ «УНИКС» предоставило сертификаты экспертов только на 3 человек (<***>.), тогда как обязательным требованием статьи 19 Закона о специальной оценке условий труда является наличие не менее 5 сертифицированных экспертов в штате организации.

В связи с вышеизложенным, заявка ООО «ЦОТ «УНИКС» на предмет соответствия оценочным критериям не проверялась. Заявкой, набравшей максимальное количество баллов в соответствии с закупочной документацией, была признана заявка ЧУ ФНПР «НИИОТ».

На основании вышеизложенного, ОАО «Фортум» считает, что рассматриваемая закупочная процедура была проведена в соответствии с Положением о закупках, а также принципами информационной открытости, равноправия, справедливости, отсутствия дискриминации и необоснованных ограничений конкуренции по отношению к участникам закупки, целевого и экономически эффективного расходования денежных средств на приобретение товаров, работ, услуг, отсутствия ограничения допуска к участию в закупке, и просит признать жалобу необоснованной.

Изучив материалы дела, заслушав пояснения сторон, Комиссия Челябинского УФАС России пришла к выводу об обоснованности жалобы по следующим основаниям.

  1. В соответствии с частью 1 статьи 1 Закона о контрактной системе указанный закон регулирует отношения, направленные на обеспечение государственных и муниципальных нужд в целях повышения эффективности, результативности осуществления закупок товаров, работ, услуг, обеспечения гласности и прозрачности осуществления таких закупок, предотвращения коррупции и других злоупотреблений в сфере таких закупок.

Пунктом 1 части 2 статьи Закона о закупках предусмотрено, что указанный закон устанавливает общие принципы закупки товаров, работ, услуг и основные требования к закупке товаров, работ, услуг государственными корпорациями, государственными компаниями, субъектами естественных монополий, организациями, осуществляющими регулируемые виды деятельности в сфере электроснабжения, газоснабжения, теплоснабжения, водоснабжения, водоотведения, очистки сточных вод, утилизации (захоронения) твердых бытовых отходов, государственными унитарными предприятиями, муниципальными унитарными предприятиями, автономными учреждениями, а также хозяйственными обществами, в уставном капитале которых доля участия Российской Федерации, субъекта Российской Федерации, муниципального образования в совокупности превышает пятьдесят процентов.

Учитывая, что закупочная деятельность ОАО «Фортум» регулируется нормами Закона о закупках, а не нормами Закона о контрактной системе, Комиссия Челябинского УФАС России пришла к выводу о необходимости рассмотрения доводов жалобы ООО «ЦОТ «УНИКС» на соответствие требованиям Закона о закупках.

2. Частью 1 статьи 1 Закона о закупках установлено, что целями регулирования указанного закона являются обеспечение единства экономического пространства, создание условий для своевременного и полного удовлетворения потребностей юридических лиц, указанных в части 2 настоящей статьи, в товарах, работах, услугах с необходимыми показателями цены, качества и надежности, эффективное использование денежных средств, расширение возможностей участия юридических и физических лиц в закупке товаров, работ, услуг для нужд заказчиков и стимулирование такого участия, развитие добросовестной конкуренции, обеспечение гласности и прозрачности закупки, предотвращение коррупции и других злоупотреблений.

В соответствии с частью 1 статьи 3 Закона о закупках при закупке товаров, работ, услуг заказчики руководствуются следующими принципами:

1) информационная открытость закупки;

2) равноправие, справедливость, отсутствие дискриминации и необоснованных ограничений конкуренции по отношению к участникам закупки;

3) целевое и экономически эффективное расходование денежных средств на приобретение товаров, работ, услуг (с учетом при необходимости стоимости жизненного цикла закупаемой продукции) и реализация мер, направленных на сокращение издержек заказчика;

4) отсутствие ограничения допуска к участию в закупке путем установления неизмеряемых требований к участникам закупки.

В соответствии с частью 3 статьи 3 Закона о закупках в положении о закупке могут быть предусмотрены иные (помимо конкурса или аукциона) способы закупки. При этом заказчик обязан установить в положении о закупке порядок закупки указанными способами.

Положение о закупках товаров, работ и услуг для нужд ОАО «Фортум», ОАО «УТСК» и ОАО «ЧЭР» утверждено Советом Директоров ОАО «Фортум» 26.11.2014, Советом Директоров ОАО «УТСК» 26.11.2014 и Советом Директоров ОАО «ЧЭР» 26.11.2014 (далее – Положение о закупке ОАО «Фортум») и размещено на официальном сайте закупок www.zakupki.gov.ru

Пункт 3.2 Положения о закупке ОАО «Фортум» устанавливает, что закупки могут осуществляться следующими способами: конкурс, аукцион, запрос цен, конкурентные переговоры, закупка у единственного поставщика.

         Пунктом 4.4 Положения о закупке ОАО «Фортум» предусмотрено, что закупка способом конкурентных переговоров проводится в несколько этапов: подготовка заявок на участие, подача заявок, рассмотрение заявок, отборочный этап рассмотрения заявок, проведение переговоров и оценочный этап рассмотрения заявок.

В пункте 4.4.4 установлено, что потенциальные участники конкурентных переговоров готовят свои заявки на участие в соответствии с требованиями закупочной документации.

23.09.2015 на официальном сайте РФ http://zakupki.gov.ru было опубликовано извещение № 31502782874 о проведении открытых конкурентных переговоров на оказание услуг по проведению внеплановой специальной оценки условий труда на рабочих местах ОАО «Фортум».

Одновременно с извещением о проведении открытых конкурентных переговоров ОАО «Фортум» на официальном сайте закупок: www.zakupki.gov.ru разместило документацию по конкурентным переговорам.

В пункте 5 закупочной документации указано, что рассмотрение заявок участников проводится в два этапа:

  1. отборочный этап (заявки проверяются на предмет соответствия отборочным критериям, установленным в приложении № 4 закупочной документации);
  2. оценочный этап (заявки, прошедшие отборочный этап, оцениваются в соответствии с критериями, установленными в приложении № 5 закупочной документации).

Приложением № 4 закупочной документации установлен перечень отборочных (обязательных) критериев:

- соответствие формы заявки, состава документов и формата заявки требованиям закупочной документации;

- достоверность информации в отношении ключевых параметров сделки;

- наличие неурегулированного или нераскрытого должным образом конфликта интересов;

- наличие в структуре сделки третьих лиц, наличие которых не может быть обосновано разумной и законной экономической целью;

- соответствие заявки предмету договора и требованиям технического задания;

- соответствие сроков выполнения работ, оказания услуг, условиям, указанным в техническом задании;

- наличие у участника закупочной процедуры общей и специальной правоспособности заключить договор;

- соблюдение требований к структуре сделки.

Приложением к техническому заданию отборочные критерии дополнены следующими требованиями:

  1. соответствие оказываемых услуг требованиям технического задания;
  2. соответствие участника требованиям, установленных статьей 19 Закона о специальной оценке условий труда;
  3. наличие документального подтверждения внесения участника в реестр организаций, проводящих специальную оценку условий труда (статья 21 Закона о специальной оценке условий труда.

Пунктом 3.2 технического задания установлена характеристика подрядной организации по составу персонала (качественно-количественный):

  1. наличие в штате организации специалистов (экспертов), работающих в этой организации по трудовому договору и допущенные в порядке, установленном законодательством РФ о техническом регулировании к работе в испытательных лабораториях (центрах), по состоянию на день вступления в силу Закона о специальной оценке условий труда;
  2. количественно-качественный состав персонала исполнителя, выполняющего работы по данному договору, должен быть достаточным для своевременного и качественного исполнения работ.
  3. наличие положительного опыта проведения аттестации рабочих мест в организациях электроэнергетической отрасли, подтвержденного заключением государственной экспертизы условий труда.

Согласно представленной ОАО «Фортум» информации на участие в открытых конкурентных переговорах на оказание услуг по проведению внеплановой специальной оценки условий труда на рабочих местах ОАО «Фортум» поступило 5 заявок от следующих организаций: ООО «Си-Эй-Си-ГЦЭ», Частное учреждение Федерации независимых профсоюзов России «НИИ охраны труда в г. Екатеринбург», ОАО «НИИБТМЕТ», ООО «ЦОТ «УНИКС» и ООО «ЭСГ Охраны труда».

В соответствии с итоговым экспертным заключением ОАО «Фортум» заявки всех участников были проверены на соответствие отборочным критериям, установленным в Приложении № 4 закупочной документации, к оценочному этапу были допущены 2 участника: Частное учреждение Федерации независимых профсоюзов России «НИИ охраны труда в г. Екатеринбург» и ООО «ЭСГ Охраны труда». Остальные заявки участников были отклонены по критерию «Соответствие заявки предмету договора и требованиям технического задания».

Согласно пояснениям ОАО «Фортум» заявка ООО «ЦОТ «УНИКС» была отклонена как несоответствующая требованиям пункта 3.2 технического задания, а именно: предоставленный ООО «ЦОТ «УНИКС» количественно-качественный состав персонала не достаточен для своевременного и качественного исполнения работ на рабочих местах во всех филиалах ОАО «Фортум».

Однако в закупочной документации отсутствуют конкретная информация о том, какой количественно-качественный состав персонала участника будет считаться достаточным для своевременного и качественного исполнения работ на рабочих местах во всех филиалах ОАО «Фортум».

Следовательно, потенциальному участнику не представляется возможным на основании размещенной в документации о закупке информации сделать однозначный вывод о соответствии указанному требованию.

Таким образом, действия ОАО «Фортум», выразившиеся в неразмещении в закупочной документации конкретной информации о количестве персонала участника, достаточного для своевременного и качественного исполнения работ на рабочих местах во всех филиалах ОАО «Фортум», противоречат принципам информационной открытости, равноправия, справедливости, отсутствия дискриминации и необоснованных ограничений конкуренции по отношению к участникам закупки, отсутствия ограничения допуска к участию в закупке путем установления неизмеряемых требований к участникам закупки, предусмотренным частью 1 статьи 3 Закона о закупках.

3. В соответствии с частью 6 статьи 3 Закона о закупках не допускается предъявлять к участникам закупки, к закупаемым товарам, работам, услугам, а также к условиям исполнения договора требования и осуществлять оценку и сопоставление заявок на участие в закупке по критериям и в порядке, которые не указаны в документации о закупке.

На заседании Комиссии представитель ОАО «Фортум» пояснил, что количественно-качественный состав персонала участника считается достаточным для своевременного и качественного исполнения работ при наличии в штате участника пяти специалистов (экспертов) в соответствии со статьей 19 Закона о специальной оценке условий труда.

Пунктом 2 части 1 статьи 19 Закона о специальной оценке условий труда установлено, что организация, проводящая специальную оценку условий труда,  должна иметь наличие не менее пяти экспертов, работающих по трудовому договору и имеющих сертификат эксперта на право выполнения работ по специальной оценке условий труда, в том числе не менее одного эксперта, имеющего высшее образование по одной из специальностей - врач по общей гигиене, врач по гигиене труда, врач по санитарно-гигиеническим лабораторным исследованиям.

Справкой о кадровых ресурсах (форма 10), входящей в состав заявки ООО «ЦОТ «УНИКС» для участия в закупочной процедуре, подтверждается, что численность сотрудников общества составляет 24 человека, из них: специалисты - 7, руководящий персонал – 4, рабочие и вспомогательный персонал – 13.

Кроме того, в таблице-8 указанной справки перечислены работники, которые будут непосредственно привлечены для исполнения договора, а именно: <***>

Таким образом, количество работников ООО «ЦОТ «УНИКС», которые имеют право осуществлять работы по специальной оценке условий труда, составляет пять человек.

Представитель ОАО «Фортум» на заседании Комиссии сообщил, что данные сведения не были приняты во внимание заказчиком, так как податель жалобы не подтвердил указанные сведения документами, а именно: участником при подаче заявок были представлены копии сертификатов, трудовых договоров на трех экспертов из пяти. Со слов представителя ОАО «Фортум» позже ООО «ЦОТ «УНИКС» представило необходимые документы, но на экспертов, не указанных в справке о кадровых ресурсах (форма 10).

Учитывая, что сведения о вновь представленных экспертах не были внесены в указанную справку, закупочная комиссия ОАО «Фортум» отклонила заявку ООО «ЦОТ «УНИКС» как несоответствующую критерию «Соответствие заявки предмету договора и требованиям технического задания».

Пунктом 3.3 технического задания закупочной документации предусмотрено, что организация, проводящая специальную оценку условий труда, обязана представлять по требованию заказчика документы, подтверждающие соответствие этой организации требованиям, установленным статьей 19 Закона о специальной оценке условий труда.

Таким образом, из анализа закупочной документации следует, что для подтверждения наличия в штате участника пяти специалистов (экспертов) в соответствии со статьей 19 Закона о специальной оценке условий труда от участника достаточно продекларировать указанную информацию.

Документы, подтверждающие соответствие участника требованиям статьи 19 Закона о специальной оценке условий труда, ООО «ЦОТ «УНИКС» обязано представить только по требованию заказчика.

Сторонами подтверждается, что необходимые документы были представлены подателем жалобы, но при рассмотрении заявок не были учтены и заявка ООО «ЦОТ «УНИКС» была необоснованно отклонена.

Следовательно, действия ОАО «Фортум», выразившиеся в необоснованном отклонении заявки ООО «ЦОТ «УНИКС», противоречат принципам информационной открытости, равноправия, справедливости, отсутствия дискриминации и необоснованных ограничений конкуренции по отношению к участникам закупки, предусмотренным частью 1 статьи 3 Закона о закупках, а так являются нарушением части 6 статьи 3 Закона о закупках.

 Таким образом, Комиссия Челябинского УФАС России приходит к выводу о том, что жалоба ООО «ЦОТ «УНИКС» является обоснованной.

4. Согласно части 17 статьи 18.1 Закона о защите конкуренции в случае, если в ходе рассмотрения жалобы комиссией антимонопольного органа установлены иные нарушения в действиях (бездействии) организатора торгов, оператора электронной площадки, конкурсной или аукционной комиссии, комиссия антимонопольного органа принимает решение с учетом всех выявленных нарушений.

В извещении от 23.09.2015 № 31502782874 о проведении открытых конкурентных переговоров на оказание услуг по проведению внеплановой специальной оценки условий труда на рабочих местах ОАО «Фортум» указано:

- дата и время окончания подачи заявок - 13.10.2015 в 15.00,

- дата и время рассмотрения заявок – 13.01.2016 в 15.00,

- место рассмотрения заявок – дата и время рассмотрения заявок, а также дата и время подведения итогов открытых конкурентных переговоров состоится не позднее 13.01.2016 в г. Челябинск,

- дата и время подведения итогов – 13.01.2016 в 15.00,

 - место подведения итогов - дата и время рассмотрения заявок, а также дата и время подведения итогов открытых конкурентных переговоров состоится не позднее 13.01.2016 в г. Челябинск.

27.11.2015 на официальном сайте РФ http://zakupki.gov.ru размещен протокол о результатах проведения закупки (извещение № 31502782874), в соответствии с которым победителем является Частное учреждение Федерации Независимых Профсоюзов России «НИИ охраны труда в г. Екатеринбург».

ОАО «Фортум» сообщило, что по результатам закупки с победителем закупки ЧУ ФНПР «НИИОТ» заключен договор от 07.12.2015 № 379/1000/15/17347.

Следовательно, рассмотрение заявок и подведение итогов закупки состоялось ранее дат, установленных в извещении, размещенном на официальном сайте.

Довод представителя ОАО «Фортум», заявленный на заседании Комиссии, о том, что дата и время рассмотрения заявок, а также дата и время подведения итогов открытых конкурентных переговоров не позднее 13.01.2016 указаны в графах «место рассмотрения заявок» и «место подведения итогов», не может быть принят, так как указанные графы предусматривают включение в них информации о месте рассмотрения и проведения.

Кроме того, установление таких сроков рассмотрения заявок и подведения итогов не позволяют участникам закупок определить конкретную дату принятия решения заказчиком, а также своевременно его обжаловать в случае несогласия.

Таким образом, Комиссия Челябинского УФАС России пришла к выводу о том, что несоблюдение сроков рассмотрения заявок и подведения итогов закупки, установленных в извещении № 31502782874, а также установление неопределенных сроков рассмотрения заявок и подведение итогов закупок, указанных в графе «место рассмотрения заявок» и «место подведения итогов», которое не позволило участникам закупки определить дату принятия решения заказчиком, лишило участников закупки возможности да заключения договора обжаловать решение заказчика, что является нарушением принципа равноправия, справедливости, отсутствия дискриминации и необоснованных ограничений конкуренции по отношению к участникам закупки, закрепленного в части 1 статьи 3 Закона о закупках.

5. Пунктом 7.1 документации по открытым конкурентным переговорам на оказание услуг по проведению внеплановой специальной оценки условий труда на рабочих местах ОАО «Фортум» предусмотрено, что участник закупки дополняет заявку участника заявлением о подтверждении соответствия внутренним стандартам дивизиона «Россия», которым подтверждает, что ознакомлен с Положением о закупках товаров, работ и услуг для нужд ОАО «Фортум», ОАО «УТСК» и ОАО «ЧЭР», Положением о закупках товаров, работ и услуг для нужд ОАО «Фортум», ОАО «УТСК», ОАО «ЧЭР» и ООО «ТТЭЦ», Кодексом поведения поставщиков товаров и услуг корпорации Fortum, согласен с Положением по информированию о нарушениях, Положением по конфликту интересов, Положением по подаркам, Правилами корпоративного поведения и бизнес-этики, а также Требованиями по охране труда, промышленной, экологической и пожарной безопасности и подтверждает свое соответствие указанным документам.

В пункте 7.14.2.4 закупочной документации указано, что неподтвержение соответствия внутренним стандартам дивизиона «Россия» может быть расценено как несоответствие корпоративным требованиям, существенное нарушение условий данной закупочной процедуры и может повлечь отклонение заявки такого участника.

Комиссия Челябинского УФАС России считает, что обязанность участников закупки ознакомиться с внутренними стандартами дивизиона «Россия» является излишним требованием и не имеет отношение к предмету закупки.

Кроме того, в закупочной документации содержится только ссылка на сайт, на котором расположены внутренние стандарты дивизиона «Россия», информация о конкретных требованиях к участникам закупки, подтверждающих соответствие внутренним стандартам дивизиона «Россия», в документации отсутствует.

Следовательно, потенциальному участнику не представляется возможным на основании размещенной в документации о закупке информации сделать однозначный вывод о соответствии указанным требованиям.

Таким образом, действия ОАО «Фортум», выразившиеся в установлении к участникам закупки требований об обязательном ознакомлении с внутренними стандартами дивизиона «Россия» и подтверждении соответствия участников этим стандартам, а также в неразмещении в закупочной документации исчерпывающего перечня требований к участникам закупки противоречат принципам информационной открытости, равноправия, справедливости, отсутствия дискриминации и необоснованных ограничений конкуренции по отношению к участникам закупки, отсутствие ограничения допуска к участию в закупке путем установления неизмеряемых требований к участникам закупки, предусмотренным частью 1 статьи 3 Закона о закупках.

6. Подпунктом 3 пункта 3.2 технического задания установлено, что у участника закупки обязательно наличие положительного опыта проведения аттестации рабочих мест в организациях электроэнергетической отрасли, подтвержденного заключением государственной экспертизы условий труда.

Приложением к техническому заданию закупочной документации установлено, что необходимо документально подтвердить включение участника в реестр организаций, проводящих специальную оценку условий труда (статья 21 Закона о специальной оценке условий труда).

Приложением № 4 закупочной документации предусмотрено, что заявка участника должна соответствовать требованиям технического задания и в случае несоответствия должна быть отклонена.

Таким образом, в случае отсутствия у участника закупки заключения государственной экспертизы труда, а также отсутствия участника в реестре организаций, проводящих специальную оценку условий труда в соответствии со статьей 21 Закона о специальной оценке условий труда, заявка такого участника будет отклонена.

Однако Законом о специальной оценке условий труда не предусмотрено обязательное наличие у организации, проводящей специальную оценку условий труда, заключения государственной экспертизы. 

Более того, частью 2 статьи 24 Закона о специальной оценке условий труда установлено, что экспертиза качества специальной оценки условий труда осуществляется:

1) по представлениям территориальных органов федерального органа исполнительной власти, уполномоченного на проведение федерального государственного надзора за соблюдением трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, в связи с осуществлением мероприятий по государственному контролю (надзору) за соблюдением требований настоящего Федерального закона, в том числе на основании заявлений работников, профессиональных союзов, их объединений, иных уполномоченных работниками представительных органов, а также работодателей, их объединений, страховщиков;

2) по поданным непосредственно в орган, уполномоченный на проведение экспертизы качества специальной оценки условий труда, в соответствии с частью 1 настоящей статьи заявлениям работников, профессиональных союзов, их объединений, иных уполномоченных работниками представительных органов, а также работодателей, их объединений, страховщиков.

Следовательно, организация, проводящая специальную оценку условий труда, не имеет возможности самостоятельно обратится в органы исполнительной власти субъектов РФ в области охраны труда с заявлением о проведении указанной экспертизы.

Частью 1 статьи 21 Закона о специальной оценке условий труда установлено, что федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере труда, осуществляются формирование и ведение реестра организаций, проводящих специальную оценку условий труда (далее - реестр организаций), и реестра экспертов организаций, проводящих специальную оценку условий труда (далее - реестр экспертов).

Порядок допуска организаций к деятельности по проведению специальной оценки условий труда, их регистрации в реестре организаций, проводящих специальную оценку условий труда, приостановления и прекращения деятельности по проведению специальной оценки условий труда, а также формирования и ведения реестра организаций, проводящих специальную оценку условий труда, установлен постановлением Правительства РФ от 30.06.2014 № 599 с 03.07.2014.

Однако статьей 27 Закона о специальной оценке условий труда установлены переходные положения, а именно: организации, аккредитованные в порядке, действовавшем до дня вступления в силу указанного закона, в качестве организаций, оказывающих услуги по аттестации рабочих мест по условиям труда, вправе проводить специальную оценку условий труда до истечения срока действия имеющихся на день вступления в силу указанного закона аттестатов аккредитации испытательных лабораторий (центров) этих организаций, но не позднее чем до 31 декабря 2018 года включительно. До дня вступления в силу федерального закона об аккредитации в национальной системе аккредитации аккредитация испытательных лабораторий (центров) осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании.

Таким образом, требование ОАО «Фортум» о необходимости подтверждения внесения участника в реестр организаций, проводящих специальную оценку условий труда, в соответствии с требованиями статьи 21 Закона о специальной оценке условий труда противоречит действующему законодательству, так как участник закупки, аккредитованный в порядке, действовавшем до дня вступления в силу указанного закона, в качестве организации, оказывающих услуги по аттестации рабочих мест по условиям труда вправе проводить специальную оценку условий труда до истечения срока действия имеющихся на день вступления в силу указанного закона аттестатов аккредитации испытательных лабораторий (центров) этих организаций, но не позднее чем до 31 декабря 2018 года включительно.

На основании изложенного, Комиссия Челябинского УФАС России приходит к выводу, что установление в качестве отборочных (обязательных) критериев к участию в закупке требований о наличии у участника заключения государственной экспертизы условий труда, а также необходимости подтверждения внесения участника в реестр организаций, проводящих специальную оценку условий труда, в соответствии с требованиями статьи 21 Закона о специальной оценке условий труда, ограничивает конкуренцию участников, поскольку предусматривает допуск участников закупки, качество проведения специальной оценки которых было подтверждено экспертизой, а также участников, которые на момент подачи заявки были внесены в реестр организаций, проводящих специальную оценку условий труда, в соответствии с новыми требованиями, исключая при этом организации, качество работ которых в течении их деятельности не вызывало сомнений, а также организации, которые были аккредитованный в порядке, действовавшем до дня вступления в силу указанного закона.

Заказчики, руководствуясь действующим законодательством, вправе самостоятельно определять, как перечень определенных предусмотренных законодательством критериев оценки, так и содержание указанных критериев, в том числе предмет и конкретные показатели оценки участников закупки, но не на стадии допуска участников к закупке, а для определения квалификационных требований к участникам уже допущенных до закупки.

Таким образом, установление ОАО «Фортум» указанных ограничивающих критериев на стадии допуска участников не позволяет обеспечить равные права и возможности для участников закупки и является нарушением принципов, закрепленных в части 1 статьи 3 Закона о закупках.

На основании изложенного, Комиссия приходит к выводу о необходимости выдать ОАО «Фортум» предписание о совершении действий, направленных на устранение нарушений порядка организации закупок, проводимых в соответствии с Законом о закупках.

На основании изложенного и руководствуясь частью 20 статьи 18.1 Закона о защите конкуренции, Комиссия

 

РЕШИЛА:

 

1. Признать жалобу ООО «ЦОТ «УНИКС» на действия (бездействие) ОАО «Фортум» обоснованной;

2. Признать бездействие ОАО «Фортум», выразившееся в неразмещении в закупочной документации конкретной информации о количестве персонала участника, достаточного для своевременного и качественного исполнения работ на рабочих местах во всех филиалах ОАО «Фортум», противоречащим части 1 статьи 1, а также части 1 статьи 3 Закона о закупках;

3. Признать действия ОАО «Фортум», выразившиеся в необоснованном отклонении заявки ООО «ЦОТ «УНИКС», нарушением части 1 статьи 3, а так части 6 статьи 3 Закона о закупках;

4. Признать действия ОАО «Фортум», выразившиеся в несоблюдении сроков рассмотрения заявок и подведения итогов закупки, установленных в извещении № 31502782874, в установлении неопределенных сроков рассмотрения заявок и подведения итогов закупок, а также указание сроков рассмотрения заявок и подведения итогов закупок в графах «место рассмотрения заявок» и «место подведения итогов», противоречащими части 1 статьи 1, а также части 1 статьи 3 Закона о закупках;

5. Признать действия ОАО «Фортум», выразившиеся в установлении к участникам закупки требований об обязательном ознакомлении с внутренними стандартами дивизиона «Россия» и подтверждении соответствия участников этим стандартам, а также в неразмещении в закупочной документации исчерпывающего перечня требований к участникам закупки, противоречащими части 1 статьи 1, а также части 1 статьи 3 Закона о закупках;

6. Признать действия ОАО «Фортум», выразившиеся в установлении в качестве отборочных (обязательных) критериев к участию в закупке требований о наличии у участника заключения государственной экспертизы условий труда, а также необходимости подтверждения внесения участника в реестр организаций, проводящих специальную оценку условий труда в соответствии с требованиями статьи 21 Закона о специальной оценке условий труда, противоречащими части 1 статьи 1, а также части 1 статьи 3 Закона о закупках; 

7. Выдать ОАО «Фортум» предписание о совершении действий, направленных на устранение нарушений порядка организации закупок, проводимых в соответствии с Закона о закупках;

8. Передать материалы настоящего дела должностному лицу, уполномоченному составлять протоколы об административных правонарушениях, для решения вопроса о привлечении ОАО «Фортум» к административной ответственности.

 

ПРЕДПИСАНИЕ № 58

  по делу № 101-03-18.1/2015

 

15 декабря 2015 года                                                  г. Челябинск, пр. Ленина, 59

Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Челябинской области (далее - Комиссия Челябинского УФАС России) по рассмотрению жалоб на нарушение процедуры проведения торгов, иных способов закупок и порядка заключения договоров в составе:

 

Председатель Комиссии:

Члены Комиссии:

 

<***>– заместитель руководителя Челябинского УФАС России;

<***>– ведущий специалист-эксперт отдела контроля естественных монополий, ЖКХ и транспорта Челябинского УФАС России;

 

<***>– ведущий специалист-эксперт отдела контроля естественных монополий, ЖКХ и транспорта Челябинского УФАС России,

руководствуясь частью 20 статьи 18.1 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее - Закон о защите конкуренции), на основании своего решения от 15.12.2015 № 101-03-18.1/2015 по жалобе ООО «Центр охраны труда «Универсальные консультационные системы» (далее – ООО «ЦОТ «УНИКС») на действия (бездействие) закупочной комиссии Открытого акционерного общества «Фортум» (далее – ОАО «Фортум») при проведении открытых конкурентных переговоров на оказание услуг по проведению внеплановой специальной оценки условий труда на рабочих местах ОАО «Фортум» (извещение № 31502782874),

 

 

ПРЕДПИСЫВАЕТ:

 

  1. ОАО «Фортум» с момента получения настоящего предписания не допускать нарушения части 1 статьи 1, а также части 1 статьи 3 Федерального закона от 18.07.2011 № 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц» (далее – Закон о закупках), выразившиеся:
  2. в неразмещении в закупочной документации на проведение открытых конкурентных переговоров на оказание услуг по проведению внеплановой специальной оценки условий труда на рабочих местах ОАО «Фортум» (извещение № 31502782874) информации о количестве персонала участника, достаточного для своевременного и качественного исполнения работ на рабочих местах во всех филиалах ОАО «Фортум»;
  3. в несоблюдении сроков рассмотрения заявок и подведения итогов закупки, установленных в извещении № 31502782874;
  4. в установлении неопределенных сроков рассмотрения заявок и подведение итогов закупок;
  5. в указании сроков рассмотрения заявок и подведение итогов закупок в графах «место рассмотрения заявок» и «место подведения итогов»;
  6. в установлении к участникам закупки требований об обязательном ознакомлении с внутренними стандартами дивизиона «Россия» и подтверждении соответствия участников этим стандартам;
  7. в неразмещении в закупочной документации исчерпывающего перечня требований о соответствии участников закупки стандартам дивизиона «Россия»;
  8. в установлении в качестве отборочных (обязательных) критериев к участию в закупке требований о наличии у участника заключения государственной экспертизы условий труда, а также необходимости подтверждения внесения участника в реестр организаций, проводящих специальную оценку условий труда в соответствии с требованиями статьи 21 Закона о специальной оценке условий труда;
  9. В случае проведения ОАО «Фортум» открытых конкурентных переговоров на оказание услуг по проведению внеплановой специальной оценки условий труда на рабочих местах, совершить действия, направленные на обеспечение конкуренции, а именно:
  10. Указывать в документации закупки исчерпывающий перечень требований к участнику, в том числе к персоналу участника, а также в случае необходимости требование о конкретном количестве персонала участника;
  11. Размещать на официальном сайте РФ www.zakupki.gov.ru извещение о проведении закупки с указанием конкретных сроков рассмотрения заявок участников и подведения итогов закупки;
  12. Соблюдать сроки рассмотрения заявок и подведения итогов, установленные в извещении о проведении закупки;
  13. Информацию о сроках рассмотрения заявок участников и подведения итогов закупки указывать в извещении о проведении закупки в графах «Дата рассмотрения заявок» и «Дата подведения итогов»,
  14. Исключить из закупочной документации требование об обязательном ознакомлении участников закупки с внутренними стандартами дивизиона «Россия» и о подтверждении соответствия участников этим стандартам;
  15. Не включать в отборочные (обязательные) критерии требования о наличии у участника заключения государственной экспертизы условий труда, а также необходимости подтверждения внесения участника в реестр организаций, проводящих специальную оценку условий труда, в соответствии с требованиями статьи 21 Закона о специальной оценке условий труда;
  16. ОАО «Фортум» в качестве доказательства исполнения пункта 2 настоящего предписания при проведении открытых конкурентных переговоров в 1 квартале 2016 года в течение трех рабочих дней с момента размещения в единой информационной сети информации о проведении закупки представить в Челябинское УФАС России копии извещения и документации о закупке, а также скриншоты с официального сайта www.zakupki.gov.ru, подтверждающие размещение указанной информации.

Связанные организации

Связанные организации не указаны