Решение б/н Решение № 101-03-18.1/2016 по жалобе ООО «Новые Технологии» от 27 декабря 2016 г.

Вид документа
Дата регистрации
Сфера деятельности
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

 

 

Р Е Ш Е Н И Е

по жалобе №  101-03-18.1/2016

 

          г. Челябинск, пр. Ленина, 59

 

Резолютивная часть решения оглашена 21 декабря 2016 года

В полном объеме решение изготовлено 22 декабря 2016 года

 

Комиссия Челябинского УФАС России по рассмотрению жалоб в порядке, предусмотренном статьей 18.1 Закона о защите конкуренции (далее — Комиссия), в составе:

Председатель Комиссии:

 

Члены Комиссии:

– руководитель Челябинского УФАС России;

— начальник отдела контроля естественных монополий, ЖКХ и транспорта Челябинского УФАС России;

– ведущий специалист-эксперт отдела контроля естественных монополий, ЖКХ и транспорта Челябинского УФАС России,

рассмотрев  жалобу ООО «Новые Технологии» от 15.12.2016 вх. № 17197 на действия (бездействие) ОАО «Миассводоканал» при проведении запроса предложений на приобретение водного раствора хлората и хлорида натрия для обеззараживания хозяйственно питьевой воды (производитель АО «УНИХИМ с ОЗ» ИНН 6678005832)(извещение № 31604475819), в присутствии представителей ОАО «Миассводоканал», в отсутствие представителей ООО «Новые технологии»,

УСТАНОВИЛА:

 

В Челябинское УФАС России поступила жалоба ООО «Новые Технологии» от 15.12.2016 вх. № 17197 на действия (бездействие) ОАО «Миассводоканал» при проведении запроса предложений на приобретение водного раствора хлората и хлорида натрия для обеззараживания хозяйственно питьевой воды (производитель АО «УНИХИМ с ОЗ» ИНН 6678005832)(извещение № 31604475819)(далее также - запрос предложений, закупка).

Извещение о проведении  данной закупки опубликовано на официальном сайте www.zakupki.gov.ru 12.12.2016.

Дата начала и окончания срока подачи заявок: с 13.12.2016 по 22.12.2016.

Дата рассмотрения заявок: 22.12.2016.

Дата подведения итогов закупки: 23.12.2016.

На момент рассмотрения жалобы на участие в закупке не подано ни одной заявки.

Согласно жалобе ООО «Новые Технологии» в Приложение № 1 к Информационной карте (таблица 1 «Наличие опыта работы с ОАО «Миассводоканал» Заказчик указал следующие критерии оценки: для получения рейтинга заявок по данному критерию комиссией выставляется значение от 0 до 100 баллов пропорционально в зависимости от степени предпочтительности предложения участника (максимальный период за который имеется опыт - 100 баллов, отсутствие опыта - 0 баллов).

Данные критерии оценки являются неизмеримыми и противоречат Федеральному закону от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее - Закон о защите конкуренции), а также Положению о порядке проведения регламентированных закупок товаров, работ, услуг для нужд ОАО «Миассводоканал» (далее - Положение, Положение о закупке).

В соответствии с подпунктом 12 пункта 12.5 Положения критерием оценки и сопоставления заявок в рамках конкретного запроса предложений может быть, в том числе, опыт работы на соответствующем рынке, опыт работы по аналогичным поставкам, работам (услугам) или объектам, (может подтверждаться копиями исполненных договоров в комплекте с актами приема товаров, работ, услуг, актами ввода объектов капитального строительства и другими документами, предусмотренными в документации). При этом в документации необходимо установить параметры для определения аналогичных объектов (технические параметры, стоимостные, временные и др.).

В данном пункте не указано, что участник процедуры должен иметь опыт работы именно с ОАО «Миассводоканал».

Соответственно, указанный критерий (опыт работы с ОАО «Миассводоканал») установлен в документации запроса предложений неправомерно.

20.12.2016 ООО «Новые Технологии» представило дополнение к жалобе, согласно которому на сегодняшний день в России только два предприятия, которые производят закупаемый ОАО «Миассводоканал» продукт, а именно раствор хлората и хлорида натрия: АО «УНИХИМ с ОЗ» и ООО «Новые Технологии». Оба предприятия имеют достаточный опыт и географию поставок.

Последние три года победителем в аналогичных конкурентных процедурах, которые проводились ОАО «Миассводоканал», признавалось исключительно АО «УНИХИМ с ОЗ» с минимальным перевесом в цене, так как цена была основным критерием оценки.

Таким образом наличие, в указанной выше процедуре закупок, такого критерия, как «опыт работы с ОАО «Миассводоканал» у АО «УНИХИМ с ОЗ» будет максимальным, в сравнении с ООО «Новые Технологии», которое поставляло продукцию по разовым договорам-поставки на протяжении всего нескольких месяцев.

Также в документации о запросе предложений ОАО «Миассводоканал» умышленно установлены критерии оценки и определения победителя, которые дают преимущество только одной организации - АО «УНИХИМ с ОЗ», даже если другие участники дадут более низкую цену.

16.12.2016 на сайте www.zakupki.gov.ru ОАО «Миассводоканал» по данной процедуре закупки в течение дня 4 раза вносило разного рода изменения, исключив при этом ранее размещенный критерий оценки «Опыт работы» заменив его на иные критерии, а именно:

- поставщиком должен быть только ОАО «УНИХИМ с ОЗ»;

- близость поставщика.

Победителем всех закупочных процедур, проводимых ОАО «Миассводоканал», признавалось исключительно АО «УНИХИМ с ОЗ».

По мнению подателя жалобы, требования, противоречащие Положению о закупке, выделенные в мнимые, размытые, неизмеримые основные критерии оценки, такие, как «опыт работы предприятий с ОАО «Миассводоканал», «Близость поставщика» и др., нарушают требования действующего законодательства в сфере  закупок, обеспечивают АО «УНИХИМ с ОЗ» преимущественные условия участия в закупках ОАО «Миассводоканал».

Согласно пояснениям ОАО «Миассводоканал» при закупке товаров (работ, услуг) руководствуется положениями Федерального закона от 18.07.2011 № 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц» (далее - Закон о закупках).

В соответствии с пунктом 1 статьи 2 Закона о закупках в ОАО «Миассводоканал» разработано Положение о порядке проведения регламентированных закупок, товаров, работ, услуг для нужд ОАО «Миассводоканал», утвержденное решением Совета директоров 29.07.2016.

В соответствии с требованиями действующего законодательства для приобретения водного раствора хлората и хлорида натрия (далее также - водный раствор) для обеззараживания хозяйственно питьевой воды на официальном сайте (www.zakupki.gov.ru) 12.12.2016 размещено извещение по запросу предложений № 31604475819, при этом данная закупка включена в План закупок товаров (работ, услуг) на 2016 год.

В соответствии с пунктом 9 статьи 4 Закона о закупках и пунктом 12.4 Положения в извещении №31604475819 указаны все необходимые сведения.

На основании пункта 12 части 10 статьи 4 Закона о закупках в документации о закупке должны быть указаны критерии оценки и сопоставления заявок.

Закон определяет общие положения (разделы), которые должны включаться в Положение о закупке, но не содержит каких-либо обязательных требований или ограничений к порядку проведения процедур закупки и предоставляет организатору возможность самостоятельно определить, какие критерии оценки для него являются важными.

Таким образом, порядок подготовки и проведения процедур закупок (включая критерии оценки) и условия их применения устанавливаются заказчиками самостоятельно путем принятия в соответствии с Законом о закупках Положения о закупке.

Приложение № 1 Положения содержит Порядок оценки заявок на участие в запросе предложений (далее - Порядок), которым предусмотрен закрытый перечень критериев оценки и сопоставления заявок.

Данные критерии могут применяться при проведении закупок, при этом одним из критериев является наличие опыта работы с ОАО «Миассводоканал», значимость которого может быть установлена в размере не более 45 %.

На основании действующего законодательства и с учетом норм Положения документация по запросу предложения по извещению № 31604475819 в целях оценки и сопоставления заявок содержала:

-        сведения о критериях оценки и сопоставления заявок, в том числе наличие опыта работы с ОАО «Миассводоканал» (пункт 14 информационной карты),

-        порядок определения рейтинга (оценки в баллах) заявки по каждому критерию и порядок определения итогового рейтинга заявки (приложение № 1 к Информационной карте)

-        требование о предоставлении копий договоров в составе заявки для оценки заявки по критерию - наличие опыта работы с ОАО «Миассводоканал» (пункт 13 информационной карты).

Процесс обеззараживания осуществляется с помощью установок, безотказная работа которых зависит от качества сырья (водного раствора и кислоты серной улучшенной).

Производителем установок является АО «УНИХИМ с ОЗ», при этом на основании соглашения, заключенного между ОАО «Миассводоканал» и АО «УНИХИМ с ОЗ», в случае использования в процессе обеззараживания водного раствора хлората и хлорида натрия производителя АО «УНИХИМ с ОЗ» при отклонении показателей анализа воды указанное общество бесплатно оказывает консультационные услуги в целях улучшения результатов анализов воды и проводит техническое обслуживание установок при необходимости.

Данное соглашение является гарантией качества водного раствора хлората и хлорида натрия, изготовленного АО «УНИХИМ с ОЗ».

На основании изложенного, ОАО «Миассводоканал» в процессе обеззараживания питьевой воды применяет водный раствор хлората и хлорида натрия производителя АО «УНИХИМ с ОЗ», что позволяет не только оперативно решать вопросы при отклонении показателей анализа воды, но и не проводить входной контроль водного раствора при его поставке, что позволяет сократить затраты по оказанию услуг водоснабжения.

Вышеназванные обстоятельства стали определяющими при установлении в документации критериев оценки заявок, при этом критерий «наличие опыта работы с ОАО «Миассводоканал», дающий некоторое преимущество отдельным участникам не нарушает требования действующего законодательства в части ограничения конкуренции, так как не является определяющим.

Указание в документации конкретного производителя товара при исключении критерия «наличие опыта работы с ОАО «Миассводоканал», позволяет расширить круг участников закупки, не нарушая интересы заказчика, так как направлено на удовлетворение потребностей ОАО «Миассводоканал» в товаре необходимого качества.

При этом право указания конкретного производителя предоставлено действующим законодательством и подтверждено Определением Верховного суда РФ от 20.06.2016 № 309-ЭС16-6110 (по делу № А60-28175/2015).

На основании изложенного, в документацию по запросу предложений по извещению № 31604475819 16.12.2016 года внесены изменения:

- в наименовании закупки указан производитель товара;

- исключен критерий наличие опыта работы с ОАО «Миассводоканал», при этом добавлены критерии: условия оплаты, близость поставщика (условие поставки - самовывоз);

- исключено требование необходимости предоставить в составе заявки копии договоров, подтверждающих опыт работы с ОАО «Миассводоканал»;

- изменены условия оплаты (допускается предоплата в размере 10 % (ранее оплата в размере 100 % после поставки);

- изменены сроки окончания подачи заявок, рассмотрения заявок, подведения итогов.

Данные изменения внесены до получения уведомления УФАС по Челябинской области от 16.12.2016 № 101-03-18.1/16.

Разъяснения на запрос ООО «Новые технологии» в части критерия «наличие опыта работы с ОАО «Миассводоканал» размещены на официальном сайте 15.12.2016 в 15-58 и направлены на электронный адрес ООО «Новые Технологии» 15.12.2016.

Изучив материалы дела, заслушав пояснения сторон, Комиссия Челябинского УФАС России пришла к выводу о том, что жалоба ООО «Новые Технологии» является необоснованной по следующим основаниям.

Закон о закупках устанавливает, что целями его регулирования являются обеспечение единства экономического пространства, создание условий для своевременного и полного удовлетворения потребностей отдельных категорий юридических лиц в товарах, работах, услугах с необходимыми показателями цены, качества и надежности, эффективное использование денежных средств, расширение возможностей участия юридических и физических лиц в закупке товаров, работ, услуг (далее также - закупка) для нужд заказчиков и стимулирование такого участия, развитие добросовестной конкуренции, обеспечение гласности и прозрачности закупки, предотвращение коррупции и других злоупотреблений (часть 1 статьи 1 Закона о закупках).

В соответствии с частью 1 статьи 3 Закона о закупках при закупке товаров, работ, услуг заказчики руководствуются следующими принципами: информационная открытость закупки; равноправие, справедливость, отсутствие дискриминации и необоснованных ограничений конкуренции по отношению к участникам закупки; целевое и экономически эффективное расходование денежных средств на приобретение товаров, работ, услуг (с учетом при необходимости стоимости жизненного цикла закупаемой продукции) и реализация мер, направленных на сокращение издержек заказчика; отсутствие ограничения допуска к участию в закупке путем установления неизмеряемых требований к участникам закупки.

В соответствии с частью 1 статьи 2 Закона о закупках при закупке товаров, работ, услуг заказчики руководствуются Конституцией Российской Федерации, Гражданским кодексом Российской Федерации, настоящим Федеральным законом, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, а также принятыми в соответствии с ними и утвержденными с учетом положений части 3 настоящей статьи правовыми актами, регламентирующими правила закупки (далее - Положение о закупке).

Согласно части 2 статьи 2 Закона о закупках Положение о закупке является документом, который регламентирует закупочную деятельность заказчика и должен содержать требования к закупке, в том числе порядок подготовки и проведения процедур закупки (включая способы закупки) и условия их применения, порядок заключения и исполнения договоров, а также иные связанные с обеспечением закупки положения.

Порядок проведения запроса предложений регламентирован разделом 12 Положения о закупке ОАО «Миассводоканал».

Согласно части 10 статьи 4 Закона о закупках в закупочной документации должны быть указаны, помимо прочего, следующие сведения, определенные Положением о закупке:

- требования к безопасности, качеству, техническим характеристикам, функциональным характеристикам (потребительским свойствам) товара, работы, услуги, к размерам, упаковке, отгрузке товара, к результатам работы, установленные заказчиком и предусмотренные техническими регламентами в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, документами, разрабатываемыми и применяемыми в национальной системе стандартизации, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о стандартизации, иные требования, связанные с определением соответствия поставляемого товара, выполняемой работы, оказываемой услуги потребностям заказчика. Если заказчиком в документации о закупке не используются установленные в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, законодательством Российской Федерации о стандартизации требования к безопасности, качеству, техническим характеристикам, функциональным характеристикам (потребительским свойствам) товара, работы, услуги, к размерам, упаковке, отгрузке товара, к результатам работы, в документации о закупке должно содержаться обоснование необходимости использования иных требований, связанных с определением соответствия поставляемого товара, выполняемой работы, оказываемой услуги потребностям заказчика;

- критерии оценки и сопоставления заявок на участие в закупке;

- порядок оценки и сопоставления заявок на участие в закупке.

В соответствии с пунктом 12.5 Положения документация к запросу предложений должна содержать, в том числе, следующие сведения:

 - установленные заказчиком требования к безопасности, качеству, техническим характеристикам, функциональным характеристикам (потребительским свойствам) товара, работы, услуги, к размерам, упаковке, отгрузке товара, к результатам работы, установленные заказчиком и предусмотренные техническими регламентами в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, документами, разрабатываемыми и применяемыми в национальной системе стандартизации, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о стандартизации, иные требования, связанные с определением соответствия поставляемого товара, выполняемой работы, оказываемой услуги потребностям заказчика. Если заказчиком в документации о закупке не используются установленные в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, законодательством Российской Федерации о стандартизации требования к безопасности, качеству, техническим характеристикам, функциональным характеристикам (потребительским свойствам) товара, работы, услуги, к размерам, упаковке, отгрузке товара, к результатам работы, в документации о закупке должно содержаться обоснование необходимости использования иных требований, связанных с определением соответствия поставляемого товара, выполняемой работы, оказываемой услуги потребностям заказчика;

- заказчиком может быть указан конкретный товарный знак, марка, модель, фирменное наименование товара или производителя, позволяющее индивидуализировать товар, без допуска эквивалентов или аналогов; 

- критерии оценки и сопоставления заявок (в том числе порядок оценки заявок).

Критериями оценки и сопоставления заявок в рамках конкретного запроса предложений могут быть, помимо прочих, следующие критерии:

- цена предложения;

- опыт работы на соответствующем рынке, опыт работы по аналогичным поставкам, работам (услугам) или объектам;

- условия поставки (в том числе сроки  поставки товара/выполнения работ/оказания услуг, сроки и объемы гарантии, порядок оплаты и другие условия);

- другие критерии, установленные в документации и не противоречащие требованиям настоящего Положения.

Порядком оценки заявок на участие в конкурсе и запросе предложений (приложение 1 к Положению) предусмотрены, в том числе, следующие критерии оценки заявок:

- наличие статуса производителя или официального дилера;

- наличие опыта работы с ОАО «Миассводоканал»;

- близость поставщика (исполнителя, подрядчика) при наличии обоснования близости (например, поставка товара на условиях самовывоза).

Положения Закона о закупках не содержат прямого запрета на указание в документации о закупке на товарные знаки, знаки обслуживания, фирменные наименования, патенты, полезные модели, промышленные образцы, наименование места происхождения товара или наименование производителя, соответственно Положение о закупках в данной части не противоречит названному закону.

Кроме того, Закон о закупках не содержит запретов или ограничений по установлению критериев оценки заявок на участие в закупках.

Таким образом, установленные в документации запроса предложений критерии оценки (как до внесения изменений в документацию, так и после соответствующих изменений), а также требование о поставке товара конкретного производителя не противоречат Положению о закупке, Закону о закупках.

Учитывая изложенное, Комиссия приходит к выводу о необоснованности жалобы ООО «Новые Технологии».

Поскольку жалоба ООО «Новые Технологии» содержит, в том числе, указание на возможное наличие признаков нарушения части 1 статьи 17 Закона о защите конкуренции в указанных действиях ОАО «Миассводоканал», Комиссия считает необходимым передать материалы настоящего дела для рассмотрения в порядке главы 9 Закона о защите конкуренции.

На основании изложенного и руководствуясь частью 20 статьи 18.1 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции», Комиссия

РЕШИЛА:

 

1. Признать жалобу ООО «Новые Технологии» необоснованной;

2. Передать материалы настоящего дела для рассмотрения в порядке главы 9 Закона о защите конкуренции.

Связанные организации

Связанные организации не указаны