Решение б/н Решение и предписание по делу № 102-08/2017 от 7 февраля 2018 г.

Вид документа
Дата регистрации
Сфера деятельности
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

РЕШЕНИЕ

25 января 2018 года г. Челябинск

Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Челябинской области (далее – Челябинское УФАС России) по рассмотрению дел по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе в составе (далее – Комиссия):

председателя Комиссии:

<..>– заместителя руководителя-начальника отдела Челябинского УФАС России;

члены Комиссии:

<..>– ведущего специалиста–эксперта отдела контроля за рекламой и недобросовестной конкуренцией Челябинского УФАС России;

<..>– специалиста-эксперта отдела контроля за рекламой и недобросовестной конкуренцией Челябинского УФАС России,

рассмотрев дело № 102-08/2017, возбужденное в отношении Индивидуального предпринимателя <..> (далее – ИП <..>) по факту размещения на сайте chelyabinsk.gilmon.ru/sputnik74_03 ненадлежащей рекламы лица, осуществляющего деятельность под коммерческим обозначением «Спутник-74» с признаками нарушения части 7 статьи 5 Федерального закона от 13.03.2006 № 38-ФЗ «О рекламе» (далее – Закон о рекламе),

в присутствии

- представителя Общества с ограниченной ответственностью Челябинское бюро международного туризма «Спутник» (далее – ООО Турбюро «Спутник», Заявитель) по доверенности – <..>;

- представителя Общества с ограниченной ответственностью «Гилмон» (далее – ООО «Гилмон») по доверенности – <..>,

в отсутствие ИП <..>, надлежащим образом уведомленного о дате, времени и месте рассмотрения настоящего дела,

УСТАНОВИЛА:

в Челябинское УФАС России поступило заявление ООО Турбюро «Спутник» по факту размещения на сайте chelyabinsk.gilmon.ru/sputnik74_03 ненадлежащей рекламы лица, осуществляющего деятельность под коммерческим обозначением «Спутник-74».

Из заявления следует, что в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» (далее – Интернет) на общедоступном сайте chelyabinsk.gilmon.ru размещена рекламная акция, в рамках которой предоставляется возможность приобрести купон со скидкой на оказание туристических услуг, в подтверждение представлен нотариальный Протокол осмотра доказательств 74 АА № 3663858 от 20.07.2017 года.

Заявитель указывает, что туристические услуги по приобретаемым купонам оказываются ИП <..>, не имеющим права на оказание таких услуг, ввиду отсутствия в Выписке из Единого государственного реестра индивидуальных предпринимателей (далее – Выписка из ЕГРИП) сведений о видах деятельности в соответствии с ОКВЭД (79.11 – деятельность туристических агентств, 79.12 – деятельность туроператоров).

По мнению Заявителя, существенная информация, в том числе о лице, оказывающем туристические услуги, об организационно-правовой форме, об отсутствии у лица права на оказание туристических услуг в размещенной рекламе не доводится до потребителя, следствием чего может явиться введение потенциальных потребителей в заблуждение относительно лица, оказывающего услуги, и формирования впечатленпия о том, что данные услуги могут оказываться организацией Заявителя.

Общество с ограниченной ответственностью «Гилмон» (далее – ООО «Гилмон») по запросу Челябинского УФАС России представлены документы и письменные пояснения, из которых следует, что лицом, разместившим рекламу на сайте chelyabinsk.gilmon.ru/sputnik74_03, является ИП <..>, в подтверждение представлен Договор о возмездном оказании услуг № 4378 от 09.02.2017 (далее – Договор № 4378).

Согласно пункту 1.1. Договора № 4378 ООО «Гилмон» обязуется совершать от имени, по поручению и в интересах ИП <..> действия рекламного характера, направленные на поиск и привлечение Пользователей с целью оказания им услуг ИП <..>.

Раздел 4 Договора № 4378 определяет права и обязанности сторон.

Так, в соответствии с пунктом 4.2.7. Договора № 4378 Заказчик (ИП <..>) обязуется предоставлять Исполнителю (ООО «Гилмон») информацию об услугах для размещения на web-сайте www.chelyabinsk.gilmon.ru, в том числе не нарушающую Закон о рекламе.

На заседании Комиссии представитель ООО «Гилмон» пояснил, что заявка на размещение акции, указанная в Приложении № 2 к Договору № 4378, согласована посредством электронной почты, что также следует из пункта 8 Приложения № 2.

Согласно выписке из реестра Российской системы и плана нумерации, размещенной на официальном сайте Федерального агентства связи, телефонные номера +7-919-113-41-11, +7-919-351-11-10 входят в ресурс нумерации оператора связи ПАО «МТС».

Оператор связи «МТС» представил сведения, согласно которым номера телефонов +7-919-113-41-11, +7-919-351-11-10 принадлежат ИП <..>.

Изучив материалы дела, заслушав мнения сторон, Комиссия пришла к следующим выводам.

В сети «Интернет» на общедоступном сайте chelyabinsk.gilmon.ru на странице chelyabinsk.gilmon.ru/sputnik74_03 размещен купон, предоставляющий скидку 50 % на «Туры в Уфу и Казань от компании «Спутник 74», который предоставляет возможность воспользоваться скидкой 50 % на:

- 2-дневный тур «Уфа – цветущая столица Башкирии» для 1 человека (3570 руб. вместо 7140 руб.);

- на 4-дневный тур «Казань+Зилантов монастырь+прогулка на теплоходе» для 1 человека (5450 руб. вместо 10900 руб.).

Согласно статье 3 Закона о рекламе под рекламой понимается информация, распространенная любым способом, в любой форме и с использованием любых средств, адресованная неопределенному кругу лиц и направленная на привлечение внимания к объекту рекламирования, формирование или поддержание интереса к нему и его продвижение на рынке.

Информация, размещенная на интернет-странице chelyabinsk.gilmon.ru/sputnik74_03, в силу статьи 3 Закона о рекламе, является рекламой, поскольку направлена на привлечение внимания и формирование интереса со стороны потребителей к лицу с коммерческим обозначением «Спутник-74», предоставляющему туры, то есть фактически оказывающему туристические услуги.

В соответствии с частью 7 статьи 5 Закона о рекламе не допускается реклама, в которой отсутствует часть существенной информации о рекламируемом товаре, об условиях его приобретения или использования, если при этом искажается смысл информации и вводятся в заблуждение потребители рекламы.

Реклама лица, осуществляющего деятельность под коммерческим обозначением «Спутник-74», размещенная в сети «Интернет» на сайте chelyabinsk.gilmon.ru/sputnik74_03, направлена на привлечение внимания потенциальных потребителей к услугам, оказываемым компанией, в данном случае туристическим. Содержание рекламы, а именно указание «Туры в Уфу и Казань» может привести к введению в заблуждение потребителей рекламы относительно объекта рекламирования, формирует у потребителей рекламы впечатление, что лицо, являющееся рекламодателем данной рекламы осуществляет туристическую деятельность на законных основаниях, а отсутствие указания организационно-правовой формы в наименовании организации не позволяет сделать вывод о том, кем именно предоставляются рекламируемые услуги.

Согласно Выписке из ЕГРИП основным видом деятельности ИП <..> по состоянию на 20.07.2017 года является деятельность прочего сухопутного пассажирского транспорта, к дополнительным видам деятельности относятся торговля автотранспортными средствами, техническое обслуживание и ремонт автотранспортных средств, деятельность автобусного транспорта по регулярным внутригородским и пригородным пассажирским перевозкам, перевозка грузов неспециализированными автотранспортными средствами. Сведения о том, что ИП <..>, телефонные номера которого указаны в рекламе, вправе осуществлять деятельность по оказанию туристических услуг, на момент размещения рекламы, отсутствуют.

Таким образом, отсутствие в рекламе указания организационно-правовой формы в наименовании организации, указание на то, что лицо оказывает туристические услуги, искажают смысл информации и вводят в заблуждение потребителей указанной рекламы.

Пунктом 4 статьи 3 Закона о рекламе предусмотрено, что реклама, не соответствующая требованиям законодательства Российской Федерации, является ненадлежащей.

Частью 6 статьи 38 Закона о рекламе предусмотрена ответственность рекламодателя за нарушение требований части 7 статьи 5 Закона о рекламе.

Согласно статье 3 Закона о рекламе рекламодателем является изготовитель или продавец товара либо иное определившее объект рекламирования и (или) содержание рекламы лицо.

Исходя из понятия рекламодателя, изложенного в статье 3 Закона о рекламе, это, по сути, заказчик рекламы, т.е. то лицо, в чьих интересах осуществляется распространение и размещение рекламы. Соответственно таким лицом могут выступать изготовитель, продавец, фирма, оказывающая услуги, частное лицо и так далее.

Рекламодателем указанной рекламы следует признать ИП <..>, который заключил договор с ООО «Гилмон» на размещение рекламной акции на сайте www.chelyabinsk.gilmon.ru, и номера которого указаны в ней.

 

ООО «Гилмон» в материалы дела представлены письменные пояснения, согласно которым акция, размещенная на интернет-странице chelyabinsk.gilmon.ru/sputnik74_03 с сайта www.chelyabinsk.gilmon.ru удалена, в подтверждение чего представлен скриншот.

Вместе с тем, у Комиссии отсутствуют документы и сведения, свидетельствующие о прекращении распространения ИП <..> рекламы оказания им туристических услуг с коммерческим обозначением «Спутник-74», в которой отсутствует часть существенной информации, в связи с чем Комиссия считает возможным выдать ИП <..> предписание о прекращении нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе.

Руководствуясь частью 2 пункта 1 статьи 33, частью 1 статьи 36 Закона о рекламе и в соответствии с пунктами 37 - 42 Правил рассмотрения антимонопольным органом дел, возбужденных по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе, Комиссия

РЕШИЛА:

1. Признать ИП <..> нарушившим требования части 7 статьи 5 Закона о рекламе при распространении рекламы в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» на интернет-странице chelyabinsk.gilmon.ru/sputnik74_03 оказания туристических услуг с коммерческим обозначением «Спутник-74», поскольку при ее распространении нарушены требования части 7 статьи 5 Закона о рекламе.

2. Выдать ИП <..> предписание о прекращении нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе.

  1. Передать материалы дела уполномоченному должностному лицу Челябинского УФАС России для возбуждения дела об административном правонарушении, предусмотренном статьей 14.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях в отношении ИП <..>.

Решение изготовлено в полном объеме 02 февраля 2018 года.

Решение может быть обжаловано в арбитражный суд в порядке, предусмотренном статьей 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.

 

ПРЕДПИСАНИЕ

О ПРЕКРАЩЕНИИ НАРУШЕНИЯ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА

РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ О РЕКЛАМЕ

25 января 2018 года г. Челябинск

Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Челябинской области (далее – Челябинское УФАС России) по рассмотрению дел по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе (далее – Комиссия) в составе:

председателя Комиссии:

<..>– заместителя руководителя-начальника отдела контроля за рекламой и недобросовестной конкуренцией Челябинского УФАС России;

члены Комиссии:

<..>– ведущего специалиста-эксперта отдела контроля за рекламой и недобросовестной конкуренцией Челябинского УФАС России,

<..>– специалиста-эксперта отдела контроля за рекламой и недобросовестной конкуренцией Челябинского УФАС России,

на основании своего решения от 25 января 2017 года по делу № 102-08/2017 о признании ненадлежащей рекламы оказания туристических услуг лицом с коммерческим обозначением «Спутник-74» в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» на интернет-странице chelyabinsk.gilmon.ru/sputnik74_03, поскольку в ней нарушены требования части 7 статьи 5 Федерального закона от 13.03.2006 № 38-ФЗ «О рекламе» (далее – Закон о рекламе), и, в соответствии с пунктом 1 части 2 статьи 33, частями 1,3 статьи 36 Закона о рекламе, пунктами 44, 45 Правил рассмотрения антимонопольным органом дел, возбужденных по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе,

ПРЕДПИСЫВАЕТ:

1. Индивидуальному предпринимателю <..> (далее – ИП <..>) незамедлительно со дня получения настоящего предписания прекратить нарушение требований части 7 статьи 5 Закона о рекламе, а именно не распространять рекламу оказания туристических услуг без указания в ней существенной информации, отсутствие которой вводит в заблуждение потребителей.

2. ИП <..>представить в Челябинское УФАС России доказательства исполнения пункта 1 настоящего предписания до 28 февраля 2018 года.

В случае невыполнения в установленный срок предписания о прекращении нарушения законодательства о рекламе Челябинское УФАС России вправе в соответствии с пунктом 2 статьи 19.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях привлечь виновное лицо к административной ответственности.

Предписание может быть обжаловано в Арбитражный суд в порядке, предусмотренном статьей 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.

Связанные организации

Связанные организации не указаны