Решение б/н Решение и предписание по делу № 102-08/2017 от 7 февраля 2018 г.
Текст документа
Сохранить как PDFРЕШЕНИЕ
25 января 2018 года г. Челябинск
Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Челябинской области (далее – Челябинское УФАС России) по рассмотрению дел по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе в составе (далее – Комиссия):
председателя Комиссии: |
<..>– заместителя руководителя-начальника отдела Челябинского УФАС России; |
члены Комиссии: |
<..>– ведущего специалиста–эксперта отдела контроля за рекламой и недобросовестной конкуренцией Челябинского УФАС России; <..>– специалиста-эксперта отдела контроля за рекламой и недобросовестной конкуренцией Челябинского УФАС России, |
рассмотрев дело № 102-08/2017, возбужденное в отношении Индивидуального предпринимателя <..> (далее – ИП <..>) по факту размещения на сайте chelyabinsk.gilmon.ru/sputnik74_03 ненадлежащей рекламы лица, осуществляющего деятельность под коммерческим обозначением «Спутник-74» с признаками нарушения части 7 статьи 5 Федерального закона от 13.03.2006 № 38-ФЗ «О рекламе» (далее – Закон о рекламе),
в присутствии
- представителя Общества с ограниченной ответственностью Челябинское бюро международного туризма «Спутник» (далее – ООО Турбюро «Спутник», Заявитель) по доверенности – <..>;
- представителя Общества с ограниченной ответственностью «Гилмон» (далее – ООО «Гилмон») по доверенности – <..>,
в отсутствие ИП <..>, надлежащим образом уведомленного о дате, времени и месте рассмотрения настоящего дела,
УСТАНОВИЛА:
в Челябинское УФАС России поступило заявление ООО Турбюро «Спутник» по факту размещения на сайте chelyabinsk.gilmon.ru/sputnik74_03 ненадлежащей рекламы лица, осуществляющего деятельность под коммерческим обозначением «Спутник-74».
Из заявления следует, что в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» (далее – Интернет) на общедоступном сайте chelyabinsk.gilmon.ru размещена рекламная акция, в рамках которой предоставляется возможность приобрести купон со скидкой на оказание туристических услуг, в подтверждение представлен нотариальный Протокол осмотра доказательств 74 АА № 3663858 от 20.07.2017 года.
Заявитель указывает, что туристические услуги по приобретаемым купонам оказываются ИП <..>, не имеющим права на оказание таких услуг, ввиду отсутствия в Выписке из Единого государственного реестра индивидуальных предпринимателей (далее – Выписка из ЕГРИП) сведений о видах деятельности в соответствии с ОКВЭД (79.11 – деятельность туристических агентств, 79.12 – деятельность туроператоров).
По мнению Заявителя, существенная информация, в том числе о лице, оказывающем туристические услуги, об организационно-правовой форме, об отсутствии у лица права на оказание туристических услуг в размещенной рекламе не доводится до потребителя, следствием чего может явиться введение потенциальных потребителей в заблуждение относительно лица, оказывающего услуги, и формирования впечатленпия о том, что данные услуги могут оказываться организацией Заявителя.
Общество с ограниченной ответственностью «Гилмон» (далее – ООО «Гилмон») по запросу Челябинского УФАС России представлены документы и письменные пояснения, из которых следует, что лицом, разместившим рекламу на сайте chelyabinsk.gilmon.ru/sputnik74_03, является ИП <..>, в подтверждение представлен Договор о возмездном оказании услуг № 4378 от 09.02.2017 (далее – Договор № 4378).
Согласно пункту 1.1. Договора № 4378 ООО «Гилмон» обязуется совершать от имени, по поручению и в интересах ИП <..> действия рекламного характера, направленные на поиск и привлечение Пользователей с целью оказания им услуг ИП <..>.
Раздел 4 Договора № 4378 определяет права и обязанности сторон.
Так, в соответствии с пунктом 4.2.7. Договора № 4378 Заказчик (ИП <..>) обязуется предоставлять Исполнителю (ООО «Гилмон») информацию об услугах для размещения на web-сайте www.chelyabinsk.gilmon.ru, в том числе не нарушающую Закон о рекламе.
На заседании Комиссии представитель ООО «Гилмон» пояснил, что заявка на размещение акции, указанная в Приложении № 2 к Договору № 4378, согласована посредством электронной почты, что также следует из пункта 8 Приложения № 2.
Согласно выписке из реестра Российской системы и плана нумерации, размещенной на официальном сайте Федерального агентства связи, телефонные номера +7-919-113-41-11, +7-919-351-11-10 входят в ресурс нумерации оператора связи ПАО «МТС».
Оператор связи «МТС» представил сведения, согласно которым номера телефонов +7-919-113-41-11, +7-919-351-11-10 принадлежат ИП <..>.
Изучив материалы дела, заслушав мнения сторон, Комиссия пришла к следующим выводам.
В сети «Интернет» на общедоступном сайте chelyabinsk.gilmon.ru на странице chelyabinsk.gilmon.ru/sputnik74_03 размещен купон, предоставляющий скидку 50 % на «Туры в Уфу и Казань от компании «Спутник 74», который предоставляет возможность воспользоваться скидкой 50 % на:
- 2-дневный тур «Уфа – цветущая столица Башкирии» для 1 человека (3570 руб. вместо 7140 руб.);
- на 4-дневный тур «Казань+Зилантов монастырь+прогулка на теплоходе» для 1 человека (5450 руб. вместо 10900 руб.).
Согласно статье 3 Закона о рекламе под рекламой понимается информация, распространенная любым способом, в любой форме и с использованием любых средств, адресованная неопределенному кругу лиц и направленная на привлечение внимания к объекту рекламирования, формирование или поддержание интереса к нему и его продвижение на рынке.
Информация, размещенная на интернет-странице chelyabinsk.gilmon.ru/sputnik74_03, в силу статьи 3 Закона о рекламе, является рекламой, поскольку направлена на привлечение внимания и формирование интереса со стороны потребителей к лицу с коммерческим обозначением «Спутник-74», предоставляющему туры, то есть фактически оказывающему туристические услуги.
В соответствии с частью 7 статьи 5 Закона о рекламе не допускается реклама, в которой отсутствует часть существенной информации о рекламируемом товаре, об условиях его приобретения или использования, если при этом искажается смысл информации и вводятся в заблуждение потребители рекламы.
Реклама лица, осуществляющего деятельность под коммерческим обозначением «Спутник-74», размещенная в сети «Интернет» на сайте chelyabinsk.gilmon.ru/sputnik74_03, направлена на привлечение внимания потенциальных потребителей к услугам, оказываемым компанией, в данном случае туристическим. Содержание рекламы, а именно указание «Туры в Уфу и Казань» может привести к введению в заблуждение потребителей рекламы относительно объекта рекламирования, формирует у потребителей рекламы впечатление, что лицо, являющееся рекламодателем данной рекламы осуществляет туристическую деятельность на законных основаниях, а отсутствие указания организационно-правовой формы в наименовании организации не позволяет сделать вывод о том, кем именно предоставляются рекламируемые услуги.
Согласно Выписке из ЕГРИП основным видом деятельности ИП <..> по состоянию на 20.07.2017 года является деятельность прочего сухопутного пассажирского транспорта, к дополнительным видам деятельности относятся торговля автотранспортными средствами, техническое обслуживание и ремонт автотранспортных средств, деятельность автобусного транспорта по регулярным внутригородским и пригородным пассажирским перевозкам, перевозка грузов неспециализированными автотранспортными средствами. Сведения о том, что ИП <..>, телефонные номера которого указаны в рекламе, вправе осуществлять деятельность по оказанию туристических услуг, на момент размещения рекламы, отсутствуют.
Таким образом, отсутствие в рекламе указания организационно-правовой формы в наименовании организации, указание на то, что лицо оказывает туристические услуги, искажают смысл информации и вводят в заблуждение потребителей указанной рекламы.
Пунктом 4 статьи 3 Закона о рекламе предусмотрено, что реклама, не соответствующая требованиям законодательства Российской Федерации, является ненадлежащей.
Частью 6 статьи 38 Закона о рекламе предусмотрена ответственность рекламодателя за нарушение требований части 7 статьи 5 Закона о рекламе.
Согласно статье 3 Закона о рекламе рекламодателем является изготовитель или продавец товара либо иное определившее объект рекламирования и (или) содержание рекламы лицо.
Исходя из понятия рекламодателя, изложенного в статье 3 Закона о рекламе, это, по сути, заказчик рекламы, т.е. то лицо, в чьих интересах осуществляется распространение и размещение рекламы. Соответственно таким лицом могут выступать изготовитель, продавец, фирма, оказывающая услуги, частное лицо и так далее.
Рекламодателем указанной рекламы следует признать ИП <..>, который заключил договор с ООО «Гилмон» на размещение рекламной акции на сайте www.chelyabinsk.gilmon.ru, и номера которого указаны в ней.
ООО «Гилмон» в материалы дела представлены письменные пояснения, согласно которым акция, размещенная на интернет-странице chelyabinsk.gilmon.ru/sputnik74_03 с сайта www.chelyabinsk.gilmon.ru удалена, в подтверждение чего представлен скриншот.
Вместе с тем, у Комиссии отсутствуют документы и сведения, свидетельствующие о прекращении распространения ИП <..> рекламы оказания им туристических услуг с коммерческим обозначением «Спутник-74», в которой отсутствует часть существенной информации, в связи с чем Комиссия считает возможным выдать ИП <..> предписание о прекращении нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе.
Руководствуясь частью 2 пункта 1 статьи 33, частью 1 статьи 36 Закона о рекламе и в соответствии с пунктами 37 - 42 Правил рассмотрения антимонопольным органом дел, возбужденных по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе, Комиссия
РЕШИЛА:
1. Признать ИП <..> нарушившим требования части 7 статьи 5 Закона о рекламе при распространении рекламы в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» на интернет-странице chelyabinsk.gilmon.ru/sputnik74_03 оказания туристических услуг с коммерческим обозначением «Спутник-74», поскольку при ее распространении нарушены требования части 7 статьи 5 Закона о рекламе.
2. Выдать ИП <..> предписание о прекращении нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе.
- Передать материалы дела уполномоченному должностному лицу Челябинского УФАС России для возбуждения дела об административном правонарушении, предусмотренном статьей 14.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях в отношении ИП <..>.
Решение изготовлено в полном объеме 02 февраля 2018 года.
Решение может быть обжаловано в арбитражный суд в порядке, предусмотренном статьей 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
ПРЕДПИСАНИЕ
О ПРЕКРАЩЕНИИ НАРУШЕНИЯ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА
РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ О РЕКЛАМЕ
25 января 2018 года г. Челябинск
Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Челябинской области (далее – Челябинское УФАС России) по рассмотрению дел по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе (далее – Комиссия) в составе:
председателя Комиссии: |
<..>– заместителя руководителя-начальника отдела контроля за рекламой и недобросовестной конкуренцией Челябинского УФАС России; |
члены Комиссии: |
<..>– ведущего специалиста-эксперта отдела контроля за рекламой и недобросовестной конкуренцией Челябинского УФАС России, <..>– специалиста-эксперта отдела контроля за рекламой и недобросовестной конкуренцией Челябинского УФАС России, |
на основании своего решения от 25 января 2017 года по делу № 102-08/2017 о признании ненадлежащей рекламы оказания туристических услуг лицом с коммерческим обозначением «Спутник-74» в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» на интернет-странице chelyabinsk.gilmon.ru/sputnik74_03, поскольку в ней нарушены требования части 7 статьи 5 Федерального закона от 13.03.2006 № 38-ФЗ «О рекламе» (далее – Закон о рекламе), и, в соответствии с пунктом 1 части 2 статьи 33, частями 1,3 статьи 36 Закона о рекламе, пунктами 44, 45 Правил рассмотрения антимонопольным органом дел, возбужденных по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе,
ПРЕДПИСЫВАЕТ:
1. Индивидуальному предпринимателю <..> (далее – ИП <..>) незамедлительно со дня получения настоящего предписания прекратить нарушение требований части 7 статьи 5 Закона о рекламе, а именно не распространять рекламу оказания туристических услуг без указания в ней существенной информации, отсутствие которой вводит в заблуждение потребителей.
2. ИП <..>представить в Челябинское УФАС России доказательства исполнения пункта 1 настоящего предписания до 28 февраля 2018 года.
В случае невыполнения в установленный срок предписания о прекращении нарушения законодательства о рекламе Челябинское УФАС России вправе в соответствии с пунктом 2 статьи 19.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях привлечь виновное лицо к административной ответственности.
Предписание может быть обжаловано в Арбитражный суд в порядке, предусмотренном статьей 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.