Акт внеплановой камеральной проверки (комиссия) №ВЛ/16783/23 Р Е Ш Е Н И Е № 074/10/99-2636/2023 по делу № 154-ВП/2023 от 5 декабря 2023 г.

Сфера деятельности
Не указана
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

11

 

 

 

Филиал федерального государственного казенного учреждения «Дирекция по строительству и эксплуатации объектов Росграницы» в г. Челябинске

(Уральский филиал ФГКУ Росгранстрой)

454084, г. Челябинск,

ул. Каслинская, д. 46

 

ООО «АВАНГАРД»

190103, г. Санкт-Петербург, наб. Обводного Канала, д. 191 литера А,

пом. 5-н ком. оф. 38

 

ООО «РТС-тендер»

121151, г. Москва,

набережная Тараса Шевченко, д. 23А,

25 этаж, помещение 1

 

Комиссии по осуществлению закупок

(извещение № 0369100000223000081)

 

 

Р Е Ш Е Н И Е № 074/10/99-2636/2023

по делу № 154-ВП/2023

 

г. Челябинск, пр. Ленина, 59

Резолютивная часть решения оглашена 27 ноября 2023 года

В полном объеме решение изготовлено 30 ноября 2023 года

 

Комиссия по контролю в сфере закупок для государственных и муниципальных нужд Управления Федеральной антимонопольной службы по Челябинской области (далее - Комиссия) в составе:

 

Председателя Комиссии:

<…>

-

заместителя руководителя управления - начальника отдела контроля закупок для государственных и муниципальных нужд Челябинского УФАС России;

Членов Комиссии:

<…>

-

ведущего специалиста-эксперта отдела контроля закупок для государственных и муниципальных нужд Челябинского УФАС России;

 

<…>

-

ведущего специалиста-эксперта отдела контроля закупок для государственных и муниципальных нужд Челябинского УФАС России,

 

руководствуясь частью 15 статьи 99, статьей 106 Федерального закона от 05.04.2013 № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» (далее – Закон о контрактной системе), рассмотрев обращение ООО «АВАНГАРД» (далее – ООО «АВАНГАРД», заявитель) о проведении внеплановой проверки действий заказчика при проведении запроса котировок в электронной форме на поставку с установкой блок-модульных пунктов обогрева на ЖДПП Карталы для нужд Уральского филиала ФГКУ Росгранстрой (извещение № 0369100000223000081), в присутствии посредством видеоконференцсвязи:

- представителей Филиала федерального государственного казенного учреждения «Дирекция по строительству и эксплуатации объектов Росграницы» в г. Челябинске (далее – Учреждение, Заказчик): <…>., действующего на основании доверенностей № 40 от 10.11.2023; <…>, действующей на основании доверенности № 39 от 10.11.2023; <…>, действующей на основании доверенности № 29 от 03.07.2023;

- в отсутствие представителей Заявителя, надлежащим образом уведомленного о дате, месте и времени заседания Комиссии, ходатайств и заявлений не представлено,

 

У С Т А Н О В И Л А:

 

В Челябинское УФАС России 03.11.2023 поступила жалоба ООО «АВАНГАРД» о наличии признаков нарушений законодательства о контрактной системе в действиях заказчика при проведении запроса котировок в электронной форме на поставку с установкой блок-модульных пунктов обогрева на ЖДПП Карталы для нужд Уральского филиала ФГКУ Росгранстрой (извещение № 0369100000223000081) (далее – запрос котировок, закупка).

Решением № 468-ж/2023 от 13.11.2023, поскольку заявитель заявку на участие в запросе котировок не подавал, и, в силу пункта 2 части 2 статьи 105 Закона о контрактной системе, данная жалоба не может быть рассмотрена антимонопольным органом, производство по жалобе ООО «АВАНГАРД» прекращено.

В соответствии с положениями Правил осуществления контроля в сфере закупок товаров, работ, услуг в отношении заказчиков, контрактных служб, контрактных управляющих, комиссий по осуществлению закупок товаров, работ, услуг и их членов, уполномоченных органов, уполномоченных учреждений, специализированных организаций, операторов электронных площадок, операторов специализированных электронных площадок и о внесении изменений в Правила ведения реестра жалоб, плановых и внеплановых проверок, принятых по ним решений и выданных предписаний, представлений, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 01.10.2020 № 1576 (далее – Правила), проведение внеплановой проверки действий заказчика антимонопольным органом назначено на 22.11.2023.

В ходе проведения проверки 22.11.2023 в заседании Комиссии объявлялся перерыв.

Согласно представленным документам извещение о проведении запроса котировок опубликовано на официальном сайте Единой информационной системы в сфере закупок www.zakupki.gov.ru (далее – ЕИС) 23.10.2023 в 12:26.

Начальная (максимальная) цена контракта составляет 12 857 800,00 рублей.

Дата и время окончания срока подачи заявок на участие в аукционе – 30.10.2023 09:00.

В соответствии с протоколом подведения итогов № 0369100000223000081 от 31.10.2023 победителем аукциона признан участник с идентификационным номером заявки 115200891, с предложением о цене контракта 8 500 000,00 рублей.

Контракт с победителем закупки заключен 03.11.2023.

 


 

В соответствии с доводами обращения в проекте контракта, размещенном для подписанием победителем, отсутствуют конкретные показатели, предусмотренные разделами 4-8 Описания объекта закупки.

 

В ходе подготовки рассмотрения настоящего дела антимонопольным органом, с учетом анализа извещения об осуществлении закупки, дополнительно от Заказчика истребованы, в том числе, следующие сведения и информация:

- письменные пояснения с правовым и документальным обоснованием выбора способом закупки запроса котировок в электронной форме;

- письменные пояснения, с нормативным правовым обоснованием, установления дополнительных характеристик товара, предусмотренного кодом КТРУ 25.11.10.000-00000003, в отсутствие в извещении об осуществлении закупки обоснования необходимости применения данных характеристик, предусмотренного пунктом 6 Правил использования КТРУ, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 08.02.2017 № 145;

- письменные пояснения, с нормативным правовым обоснованием, отсутствия необходимости установления запретов или ограничений допуска товаров, происходящих из иностранных государств, не являющихся членами ЕАЭС, с учетом национального режима, установленного в соответствии со статьей 14 Закона о контрактной системе;

- письменные пояснения, с нормативным правовым обоснованием, отсутствия необходимости установления в извещении об осуществлении закупки требований об энергоэффективности электрических приборов, предусмотренных описанием объекта закупки, в соответствии с Постановлением Правительства РФ от 31.12.2009 № 1221 «Об утверждении Правил установления требований энергетической эффективности товаров, работ, услуг при осуществлении закупок для обеспечения государственных и муниципальных нужд».

 

Заказчик представил письменные пояснения, в которых указал следующее.

Закупка осуществлена в соответствии с распоряжением Правительства РФ от 29.04.2022 № 1070-р (в редакции Распоряжения Правительства Российской Федерации от 27.09.2022 № 2797-р), позволяющим осуществить закупку на поставку с установкой блок-модульных пунктов обогрева на ЖДПП Карталы для нужд Уральского филиала ФГКУ Росгранстрой путем проведения запроса котировок в электронной форме, независимо от НМЦК.

Общие требования к строительству, реконструкции, оборудованию и техническому оснащению зданий, помещений и сооружений, необходимые для организации пограничного, таможенного и иных видов контроля, осуществляемого в пунктах пропуска через государственную границу Российской Федерации, утвержденные Постановление Правительства РФ от 25.12.2007 № 930.

При этом, по мнению Заказчика, оснащение блок-контейнера дополнительным оборудованием и мебелью является обязательством, предусмотренным Типовыми техническими требованиями по комплексному оборудованию пунктов пропуска через государственную границу РФ и оснащению их техническими средствами пограничного контроля, утвержденных приказом Федеральной пограничной службы от 05.10.2001, для выполнения функций по осуществлению пограничного контроля на государственной границе Российской Федерации.

В соответствии с каталогом товаров, работ, услуг закупаемый Заказчиком товар - блок-модульный пункт обогрева на ЖДПП, соответствует коду КТРУ 25.11.10.000-00000003.

В силу пункта 5 Правил использования КТРУ, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 08.02.2017 № 145, заказчик вправе указать в извещении об осуществлении закупки, приглашении и документации о закупке дополнительную информацию, а также дополнительные потребительские свойства, в том числе функциональные, технические, качественные, эксплуатационные характеристики товара, работы, услуги в соответствии с положениями статьи 33 Закона о контрактной службе, которые не предусмотрены в позиции каталога.

Блок-контейнеры являются объёмными конструктивными элементами мобильных зданий и сооружений контейнерного или сборно-разборного типа.

По назначению и конструктивным особенностям исполнения блок-контейнеры подразделяются на офисно-бытовые; специального назначения; складские; санитарные; сборно-разборные; на базе морских контейнеров; вагон-дома.

Заказчик поясняет, что в извещении о проведении запроса котировок в электронном виде применена позиция КТРУ 25.11.10.000-00000003 «Блок-контейнер металлический», в которой отсутствуют характеристики, описывающие функциональность товара и необходимые заказчику к оснащению конструкции блок-контейнера, требования к внутренним электрическим сетям, приборам освещения, к комбинированной системе отопления и вентиляции, ввиду чего заказчик указал функциональные, технические и качественные характеристики товара в разделе 3 Описания объекта закупки, а дополнительные характеристики, указанные в разделах 4-8 Описании объекта закупки, указывают потребность Заказчика, о чем было указано в Извещении о проведении запроса котировок в электронной форме «обоснование включения дополнительной информации в сведения о товаре, работе, услуге: в КТРУ отсутствуют характеристики, описывающие функциональность товара и требуемые заказчику».

В силу пунктов 5, 6 Правил использования КТРУ заказчики вправе указывать в описании объекта закупки дополнительную информацию, а также дополнительные потребительские свойства, в том числе функциональные, технические, качественные, эксплуатационные характеристики товара, работы, услуги в соответствии с положениями статьи 33 Закона о контрактной системе.

Указание дополнительных характеристик обусловлено потребностью Заказчика, а именно необходимости: надежности и прочности конструкции при эксплуатации, защиты внутреннего помещения от негативного влияния атмосферных осадков, обеспечении тепла, ветро-влагозащиты при круглосуточном режиме эксплуатации в любое время года, сообщении внутреннего помещения с окружающим пространством, естественном освещении помещения, его вентиляции, обеспечении электробезопасности, обеспечении электроосвещения в темное время суток, обеспечении электроотопления при круглосуточном режиме эксплуатации в любое время года, обеспечения пожарной безопасности, необходимости установки товара на государственной границе РФ, исполнении требований законодательства в области охраны и защиты государственной границы РФ, а также в назначении товара - данные блок-контейнеры будут использоваться как блок-модульные пункты обогрева государственных контрольных органов, осуществляющих пограничный контроль на государственной границе РФ.

По мнению Заказчика, закупаемый Заказчиком товар с кодом ОКПД2 - 25.11.10.000 «здания сборные из металла» не включен в перечень Постановления Правительства Российской Федерации от 10.07.2019 № 878 и в перечень Постановления Правительства Российской Федерации от 30.04.2020 № 616, ввиду чего Заказчик правомочен указывать в описании объекта закупки дополнительные характеристики при условии наличия обоснования их применения, с установлением условий допуска в соответствии с требованиями, установленными статьей 14 Закона о контрактной системе и приказом Минфина России № 126н от 04.06.2018.

Заказчик поясняет, Типовыми техническими требованиями по комплексному оборудованию пунктов пропуска через государственную границу РФ и оснащению их техническими средствами пограничного контроля, утвержденных приказом Федеральной пограничной службы от 05.10.2001, установлены требования к служебным помещениям подразделений органов пограничного контроля, которые не учитывать при формировании потребности Заказчик не вправе.

В пункте 28 Типовых требований к оборудованию и техническому оснащению зданий, помещений и сооружений, необходимых для организации пограничного контроля в пунктах пропуска через государственную границу РФ установлены требования к оборудованию и составу зданий, помещений или сооружений, которые предусматривают помещения для приема пищи и отдыха, санитарные узлы.

При определении потребности в указании дополнительных характеристик Заказчик руководствовался Едиными типовыми требованиями к оборудованию и материально-техническому оснащению зданий, помещений и сооружений, необходимых для организации государственного контроля в пунктах пропуска через государственную границу Российской Федерации, утвержденных: от 05.10.2001 Федеральной пограничной службой и от 08.05.2008 и 05.12.2011 - Федеральной службой безопасности России (далее – Единые требования), а также Общими требованиями к строительству, реконструкции, оборудованию и техническому оснащению зданий, помещений и сооружений, необходимых для организации пограничного, таможенного и иных видов контроля, осуществляемого в пунктах пропуска через государственную границу Российской Федерации, утвержденных постановлением Правительства от 25.12.2007 № 930 (Общие требования), санитарными правилами и нормами СанПиН 3.3686-21 утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 28 января 2021 года № 4 «Об утверждении санитарных правил и норм СанПиН 3.3686-21 «Санитарно-эпидемиологические требования по профилактике инфекционных болезней», ГОСТ Р 70577-2022, утвержденным приказом Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии от 22.12.2022 № 1553-ст.

Кроме того, в данной комплектации, согласно Технического паспорта блок- контейнера (модульное здание), блок-контейнер изготавливается производителем.

В пункте 543 СанПиН 3.3686-21 установлены требования к пунктам пропуска через государственную границу Российской Федерации, и которые должны быть обеспечены в том числе питьевым водоснабжением и водоотведением (за отсутствием центрального водоснабжения и водоотведения в блок-модульном пункте обогрева устанавливается умывальник с объемом бака не менее 17 л), а также питьевое водоснабжение, наличие объектов питания, общественных туалетов, соответствующим санитарно-эпидемиологическим требованиям; эффективная система удаления и обеззараживания экскрементов, отходов, сточных вод, забракованных пищевых продуктов и других факторов риска для здоровья человек (поставляемый блок-модуль для обогрева должен быть оснащен следующим имуществом...).

Система отопления в закупаемом блок-контейнере комбинированная: электрические конвекторы и сплит-система. Данный вариант комплектации блок- модульного пункта обогрева системой отопления предлагается Поставщиками данного товара на сайтах. Система вентиляции необходима для удовлетворения норм температурного режима по СанПиН 1.2.3685-21.

В пункте 5.4.4 ГОСТ Р 70577-2022 установлено, что оборудование, связанное с выполнением функций контрольным органом, включает: инженерное оборудование, необходимое для жизнеобеспечения сотрудников контрольных органов и для работы технических средств контрольного органа, технические средства контрольного органа.

Заказчиком закупается товар - блок-модульный пункт обогрева в соответствии с потребностями контрольных органов именно в той комплектации, которая необходима пограничным органам для осуществления пограничного контроля.

Так, светильник наружной установки обеспечивает визуальное определение локации блок-модуля и расположения входной двери в темное время суток.

Заказчик считает, что поскольку выбранная позиция КТРУ допускает закупку именно блок-контейнера металлического, Учреждение вправе использовать данную позицию КТРУ, с установлением дополнительных характеристик, а не закупать отдельно предметы, входящие в доукомплектование данного товара, и необходимые для осуществления пограничного контроля в пункте пропуска через государственную границу.

Также заказчик поясняет, что до размещения извещения об осуществлении закупки в адрес хозяйствующих субъектов Учреждением направлены запросы коммерческих предложений о предоставлении сведений о стоимости оборудования с его поставкой и установкой на ЖДПП Карталы.

При направлении запросов Заказчик руководствовался письмом ПУ ФСБ России по Челябинской области от 14.02.2023 № 21/501/7-1769, согласно которого в целях создания благоприятных условий КИИ «Карталы» для осуществления пограничной деятельности определена потребность контролирующих органов и необходимость оснащения именно в данной комплектации пунктов обогрева, а также Типовыми требованиями, утвержденными ПС ФСБ России 05.12.2011.

Также Заказчик поясняет, что в пункте 7.2 ГОСТ Р 58760-2019 «Здания мобильные (инвентарные). Общие технические условия» установлено, что контейнерные здания должны поставляться потребителю полностью укомплектованными инженерными системами, мебелью, технологическим оборудованием, специальным инструментом...и должны быть готовыми к эксплуатации».

При этом, пунктом 6.4.6 ГОСТ Р58760-2019 предусмотрено, что мебель в контейнерных зданиях должна быть встроенной с максимальным использованием унифицированных элементов в соответствии с функциональным назначением модуля: стол, стул, холодильник, чайник и др.

Таким образом, по мнению Заказчика, действующее законодательство о контрактной системе допускает самостоятельное формирование Заказчиком объекта закупки, исходя из целей осуществления закупки и потребностей Заказчика, которые являются определяющими для него.

Заказчик поясняет, что информация, указанная в разделах 4-8 Описания объекта закупки, не относится к функциональным, техническим и качественным характеристикам товара, носит ознакомительный и рекомендательный характер по оснащению блок-модульных пунктов обогрева, и не требует указания конкретных показателей в составе заявки.

При составлении описания объекта закупки Заказчик руководствовался статьей 33 Закона о контрактной системе.

 

Заслушав пояснения заказчика, изучив представленные документы и материалы, руководствуясь статьей 99 Закона о контрактной системе, Комиссия пришла к следующим выводам.

Согласно части 2 статьи 42 Закона о контрактной системе извещение о закупке должно содержать краткое изложение условий контракта, в том числе наименование и описание объекта закупки с учетом требований, предусмотренных статьей 33 настоящего Федерального закона, информацию о количестве и месте доставки товара, являющегося предметом контракта, месте выполнения работы или оказания услуги, являющихся предметом контракта, а также сроки поставки товара или завершения работы либо график оказания услуг, начальная (максимальная) цена контракта, источник финансирования.

В силу пункта 1 части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе в описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости).

Пунктом 1 части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе в описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости). В описание объекта закупки не должны включаться требования или указания в отношении товарных знаков, знаков обслуживания, фирменных наименований, патентов, полезных моделей, промышленных образцов, наименование страны происхождения товара, требования к товарам, информации, работам, услугам при условии, что такие требования или указания влекут за собой ограничение количества участников закупки. Допускается использование в описании объекта закупки указания на товарный знак при условии сопровождения такого указания словами "или эквивалент" либо при условии несовместимости товаров, на которых размещаются другие товарные знаки, и необходимости обеспечения взаимодействия таких товаров с товарами, используемыми заказчиком, либо при условии закупок запасных частей и расходных материалов к машинам и оборудованию, используемым заказчиком, в соответствии с технической документацией на указанные машины и оборудование.

Согласно пункту 2 части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе заказчик при описании в документации о закупке объекта закупки должен использовать при составлении описания объекта закупки показатели, требования, условные обозначения и терминологию, касающиеся технических характеристик, функциональных характеристик (потребительских свойств) товара, работы, услуги и качественных характеристик объекта закупки, которые предусмотрены техническими регламентами, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, документами, разрабатываемыми и применяемыми в национальной системе стандартизации, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о стандартизации, иных требований, связанных с определением соответствия поставляемого товара, выполняемой работы, оказываемой услуги потребностям заказчика. Если заказчиком при составлении описания объекта закупки не используются установленные в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, законодательством Российской Федерации о стандартизации показатели, требования, условные обозначения и терминология, в документации о закупке должно содержаться обоснование необходимости использования других показателей, требований, условных обозначений и терминологии.

В соответствии с частью 2 статьи 33 Закона о контрактной системе документация о закупке должна содержать показатели, позволяющие определить соответствие закупаемых товара, работы, услуги требованиям заказчика. При этом указываются максимальные и (или) минимальные значения таких показателей, а также значения показателей, которые не могут изменяться.

Указанная информация позволяет довести до неопределенного круга лиц сведения о потребности заказчика относительно требований к поставляемому товару, что в свою очередь позволит участникам закупки надлежащим образом оформить заявку на участие в закупке.

Тем самым реализуются цели и принципы законодательства о контрактной системе в части прозрачности определения поставщика, равного доступа к участию в торгах и недопустимости ограничения числа участников закупки.

Документация о закупке является по своей правовой природе публичной офертой, которая в силу части 2 статьи 437 Гражданского Кодекса Российской Федерации должна быть полной и безоговорочной и содержать все существенные условия, позволяющие сформировать свое предложение (акцепт) участнику закупки для принятия участия в определении поставщика (подрядчика, исполнителя), в том числе в части описания объекта закупки.

Хозяйствующие субъекты, принимая решение о возможности участия в конкретной закупке, имеют возможность оценить все риски, связанные с исполнением контракта, заключаемого по ее результатам.

При этом формирование потребности заказчика не должно входить в противоречие с общими принципами Закона о контрактной системе в части обеспечения единого порядка потенциальным претендентам и гарантий реализации их права на участие в торгах, эффективность использования бюджетных средств и развитие добросовестной конкуренции, а также соблюдать требования статьи 17 Закона о защите конкуренции, запрещающей совершение любых действий, которые приводят или могут привести к недопущению, ограничению или устранению конкуренции при проведении торгов.

Пунктом 5 части 1 статьи 42 Закона о контрактной системе предусмотрено, что извещение об осуществлении закупки должно содержать, в том числе, наименование объекта закупки, информация (при наличии), предусмотренная правилами использования каталога товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, установленными в соответствии с частью 6 статьи 23 Закона о контрактной системе.

В соответствии с частью 6 статьи 23 Закона о контрактной системе порядок формирования и ведения в единой информационной системе каталога товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, а также правила использования указанного каталога устанавливаются Правительством Российской Федерации.

Из пункта 4 Правил использования каталога товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 08.02.2017 № 145 (далее – Правила № 145) следует, что заказчики обязаны применять информацию, включенную в позицию каталога в соответствии с подпунктами «б» - «и» пункта 10 Правил формирования и ведения в единой информационной системе в сфере закупок каталога товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 8 февраля 2017 г. № 145 «Об утверждении Правил формирования и ведения в единой информационной системе в сфере закупок каталога товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд и Правил использования каталога товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд», с указанной в ней даты начала обязательного применения.

Согласно пункту 7 Правил использования № 145 в случае осуществления закупки товара, работы, услуги, в отношении которых в каталоге отсутствуют соответствующие позиции, заказчик осуществляет описание товара, работы, услуги в соответствии с требованиями статьи 33 Закона о контрактной системе. При проведении предусмотренных Федеральным законом электронных процедур, закрытых электронных процедур характеристики объекта закупки, предусмотренные пунктом 1 части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе, указываются с использованием единой информационной системы при формировании извещения об осуществлении закупки, приглашения принять участие в определении поставщика (подрядчика, исполнителя) в соответствии с частью 1 статьи 42, пунктом 1 части 1 статьи 75 Закона о контрактной системе соответственно.

    1. Объектом закупки является «Блок-контейнер металлический», код позиции КТРУ 25.11.10.000-00000003.

Описание товара под кодом КТРУ 25.11.10.000-00000003 содержит характеристики:

Вид (характеристика является обязательной для применения): Утепленный;

Высота (внешняя) (характеристика не является обязательной для применения);

Высота ворот (характеристика не является обязательной для применения);

Высота двери (характеристика не является обязательной для применения);

Длина (внешняя) (характеристика не является обязательной для применения);

Количество окон (характеристика не является обязательной для применения);

Комплектация (характеристика не является обязательной для применения);

Инженерные коммуникации вентиляции;

Инженерные коммуникации водоснабжения;

Инженерные коммуникации канализации;

Инженерные коммуникации телекоммуникации;

Инженерные коммуникации электрофикацации;

Материал внутренней обшивки потолка (характеристика не является обязательной для применения);

Материал внутренней обшивки стен (характеристика не является обязательной для применения);

Материал кровли (характеристика не является обязательной для применения);

Материал пола (характеристика не является обязательной для применения);

Материал стен (характеристика не является обязательной для применения);

Материал утеплителя (характеристика не является обязательной для применения);

Наличие внутренней двери в воротах (характеристика не является обязательной для применения);

Наличие окон (характеристика не является обязательной для применения);

Расположение ворот (характеристика не является обязательной для применения);

Расположение двери (характеристика не является обязательной для применения);

Расположение окон (характеристика не является обязательной для применения);

Тип ворот (характеристика не является обязательной для применения);

Тип двери (характеристика не является обязательной для применения);

Тип конструкции (характеристика не является обязательной для применения);

Тип по исполнению (характеристика не является обязательной для применения);

Тип покрытия металлоконструкций (характеристика не является обязательной для применения);

Ширина (внешняя);

Ширина ворот (характеристика не является обязательной для применения);

Ширина двери (характеристика не является обязательной для применения).

 

При этом, в описании объекта закупки предусмотрена потребность в товаре со следующими характеристиками:

 

 

 

п/п

Наименование товара/

страна происхождения

 

Функциональные, технические и качественные характеристики товара

Показатель (наименование характеристики)

Значение показателя

Минимальные и максимальные показатели
(!!! Указывается конкретное значение)

Показатели, которые не могут изменяться (!!! Указывается значение в

неизменном виде)

1

 

 

Блок-контейнер металлический / модульный пункт обогрева/

 

_________

(!!! Указать страну происхождения товара)

Вид

 

Утепленный

Материал утеплителя

 

Минеральная вата

Тип по исполнению

 

Северный

Тип покрытия металлоконструкций

 

Антикоррозийное покрытие

Длина (внешняя), м

6 и < 6.5

 

Ширина (внешняя), м

2.5 и < 3

 

Высота (внешняя), м

2.6 и < 2.8

 

Комплектация

 

Инженерные коммуникации:

- электрификации

- вентиляции

Материал кровли

 

Сэндвич-панель

Материал стен

 

Сэндвич-панель

Материал пола

 

Дерево

Материал внутренней обшивки потолка

 

МДФ

Материал внутренней обшивки стен

 

МДФ

Тип двери

 

Распашная одностворчатая

Расположение двери

 

с фасада

 

 

Количество окон

2

 

 

 

Расположение окон

 

с фасада

 

 

Металлическое крыльцо

 

наличие

 

 

Наличие секций

 

Бытовое помещение, санитарный узел, тамбур

 

 

Система отопления

 

Настенные электроконвекторы

 

Кроме того, описанием объекта закупки также предусмотрены требования к дополнительному оснащению блок-контейнера.

Так, каждый блок-контейнер должен быть оснащен следующим имуществом:

- шкаф для одежды – 1шт;

- стол обеденный на металлическом каркасе – 1 шт;

- стул для кухни на металлическом каркасе – 1 шт;

- стол деревянный письменный – 1 шт;

- тумба деревянная выкатная – 1 шт;

- кресло офисное на металлическом каркасе с макс. нагрузкой не менее 150 кг - 1 шт;

- микроволновая печь объёмом не менее 25л. – 1 шт;

- чайник электрический объемом не менее 1,5 л;

- холодильник – 1 шт;

- корзина для мусора – 1шт;

- огнетушитель ОП-5 – 2 шт;

- умывальник с подогревом воды с объемом бака не менее 17 л – 1 шт.;

- портативный биотуалет с химическим или водяным расходником с объемом нижнего бака

не менее 20 л – 1 шт;

- кондиционер бытовой с защитным козырьком наружного блока холодопроизводительностью не менее 2,6 кВт – 1шт.

Также описанием объекта закупки предусмотрены требования к конструкции блок-контейнера, внутренним электрическим сетям, приборам освещения и электроотопления, к системе отопления, системам кондиционирования и вентиляции, системе охранно-пожарной сигнализации.

Указанные дополнительные требования к объекту закупки не предусмотрены в электронной форме извещения об осуществлении закупки, что не соответствует пункту 2 статьи 42, части 6 статьи 23, пункту 7 Правил пользования № 145.

 

    1. В пункте 5 Правил использования № 145 указано, что заказчик вправе указать в плане закупок, плане-графике закупок, формах обоснования закупок, извещении об осуществлении закупки, приглашении и документации о закупке дополнительную информацию, а также дополнительные потребительские свойства, в том числе функциональные, технические, качественные, эксплуатационные характеристики товара, работы, услуги в соответствии с положениями статьи 33 Федерального закона, которые не предусмотрены в позиции каталога, за исключением случаев осуществления закупки радиоэлектронной продукции, включенной в перечень радиоэлектронной продукции.

Пунктом 6 Правил использования № 145 предусмотрено, что в случае предоставления дополнительной информации, предусмотренной пунктом 5 настоящих Правил, заказчик обязан включить в описание товара, работы, услуги обоснование необходимости использования такой информации (при наличии описания товара, работы, услуги в позиции каталога).

Вместе с тем, обоснование необходимости указания дополнительных характеристик и требований к товару, предусмотренных описанием объекта закупки, в извещении об осуществлении закупки отсутствует.

Комиссия отмечает, что в электронной форме извещения Заказчиком указано следующее: «обоснование включения дополнительной информации в сведения о товаре, работе, услуге: в КТРУ отсутствуют характеристики, описывающие функциональность товара и требуемые заказчику».

Вместе с тем, данную информацию невозможно расценивать как обоснование необходимости указания дополнительных характеристик Блок-контейнера металлического, поскольку в ней раскрыта сущность и целевое назначение каждой из них относительно потребности Заказчика.

Заказчик в пояснениях указывает на то, что при установлении дополнительных требований к оснащению блок-контейнера Учреждение руководствовалось Едиными требованиями, Общими требованиями, а также санитарными правилами и нормами СанПиН 3.3686-21 утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 28 января 2021 года № 4 «Об утверждении санитарных правил и норм СанПиН 3.3686-21 «Санитарно-эпидемиологические требования по профилактике инфекционных болезней», ГОСТ Р 70577-2022, утвержденным приказом Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии от 22.12.2022 № 1553-ст, а также ГОСТ Р 58760-2019.

Так, в пункте 7.2 ГОСТ Р 58760-2019 установлено, что «контейнерные здания должны поставляться потребителю полностью укомплектованными инженерными системами, мебелью, технологическим оборудованием, специальным инструментом, запасными частями, запасными герметизирующими прокладками для окон и дверей, другими конструктивными элементами и должны быть готовыми к эксплуатации».

Пунктом 6.4.6 ГОСТ Р58760-2019 предусмотрено, что «мебель в контейнерных зданиях должна быть встроенной с максимальным использованием унифицированных элементов и универсальных конструктивных узлов и деталей. Допускается применение стандартной корпусной мебели при обосновании и по согласованию с заказчиком в соответствии с требованиями пожарных и санитарных норм».

Вместе с тем, из положений данного стандарта не следует, что объектом одной закупки может быть товар исключительно в той комплектации, которая необходима пограничным органам для осуществления пограничного контроля.

Заказчик в своих пояснениях указывает на то, что технические и функциональные характеристики блок-модульных пунктов обогрева согласованы письмом от 14.02.2023 № 21/501/7-1769 Пограничного управления по Челябинской области, для которых непосредственно и осуществляется данная закупка.

Вместе с тем, согласование технического проекта по ведомственной принадлежности вышестоящей организацией не исключает обязанность Заказчика соблюдать правила осуществления закупки, предусмотренные законодательством о контрактной системе.

Доказательств обратного Заказчиком Комиссии не представлено.

С учетом изложенного, описание объекта закупки, не содержащее обоснование необходимости использования дополнительных характеристик, не предусмотренных описанием товара по КТРУ, не соответствует пункту 5 части 1 статьи 42, части 6 статьи 23 и пункту 6 Правил использования № 145.

 

    1. Согласно пункту 2 части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе заказчик при описании в документации о закупке объекта закупки должен использовать при составлении описания объекта закупки показатели, требования, условные обозначения и терминологию, касающиеся технических характеристик, функциональных характеристик (потребительских свойств) товара, работы, услуги и качественных характеристик объекта закупки, которые предусмотрены техническими регламентами, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, документами, разрабатываемыми и применяемыми в национальной системе стандартизации, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о стандартизации, иных требований, связанных с определением соответствия поставляемого товара, выполняемой работы, оказываемой услуги потребностям заказчика. Если заказчиком при составлении описания объекта закупки не используются установленные в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, законодательством Российской Федерации о стандартизации показатели, требования, условные обозначения и терминология, в документации о закупке должно содержаться обоснование необходимости использования других показателей, требований, условных обозначений и терминологии.

Справочная информация к данному коду КТРУ содержит сведения о соответствии с указанного товара требованиям ГОСТ Р 58760-2019 Здания мобильные (инвентарные). Общие технические условия (с Поправкой).

Вместе с тем, извещение об осуществлении закупки не содержит информации о документах, разработанных и применяемых в национальной системе стандартизации, которыми необходимо руководствоваться при подаче заявки и исполнении контракта, что не соответствует пункту 2 части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе.

С учетом изложенного в пункте 1 настоящего решения, описание объекта закупки, не содержащее характеристик КТРУ, при отсутствии обоснования необходимости использования дополнительных характеристик, не предусмотренных кодом КТРУ, при отсутствии с извещении об осуществлении закупки информации о необходимости соответствия поставляемого товара стандартизирующей документации, иным нормам и правилам, не соответствует пункту 2 статьи 42, части 6 статьи 23, пункту 7 Правил пользования № 145, пункту 5 части 1 статьи 42, части 6 статьи 23 и пункту 6 Правил использования № 145, пункту 2 части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе.

 

  1. Согласно пункту 15 части 1 статьи 42 Закона о контрактной системе в извещении об осуществлении закупки должна содержаться, если иное не предусмотрено Законом о контрактной системе, информация об условиях, о запретах и об ограничениях допуска товаров, происходящих из иностранного государства или группы иностранных государств, работ, услуг, соответственно выполняемых, оказываемых иностранными лицами, в случае, если данные условия, запреты и ограничения установлены заказчиком в соответствии со статьей 14 Закона о контрактной системе.

В соответствии с частью 3 статьи 14 Закона о контрактной системе в целях защиты основ конституционного строя, обеспечения обороны страны и безопасности государства, защиты внутреннего рынка Российской Федерации, развития национальной экономики, поддержки российских товаропроизводителей нормативными правовыми актами Правительства Российской Федерации устанавливаются запрет на допуск товаров, происходящих из иностранных государств, работ, услуг, соответственно выполняемых, оказываемых иностранными лицами, и ограничения допуска указанных товаров, работ, услуг для целей осуществления закупок.

Постановление Правительства РФ от 10.07.2019 № 878 «О мерах стимулирования производства радиоэлектронной продукции на территории Российской Федерации при осуществлении закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» (далее – Постановление № 878) содержит Перечень радиоэлектронной продукции, происходящей из иностранных государств, в отношении которой устанавливаются ограничения для целей осуществления закупок для обеспечения государственных и муниципальных нужд (далее – Перечень).

В данном Перечне, в том числе, предусмотрены электрочайники (код позиции ОКПД2 27.51.24.110), а также печи микроволновые (код позиции ОКПД2 27.51.27.000).

Следовательно, из указанных норм следует, что при наличии в составе объекта закупки указанных товаров в извещении об осуществлении закупки должны быть предусмотрены требования в соответствии с Постановлением № 878.

Описанием объекта закупки предусмотрено, что каждый блок-контейнер в приобретаемой комплектации должен содержать, в том числе, чайник электрический объемом не менее 1,5 л, а также микроволновую печь объёмом не менее 25л. – 1 шт, которые являются радиоэлектронной продукцией, предусмотренной Постановлением № 878.

Вместе с тем, извещением об осуществлении закупки положения о применении ограничения допуска иностранной радиоэлектронной продукции, предусмотренные Постановлением № 878, не предусмотрены, что не соответствует пункту 15 части 1 статьи 42, части 3 статьи 14 Закона о контрактной системе, Постановлению № 878.

 

  1. В соответствии с подпунктом «а» пункта 1 части 5 статьи 49 Закона о контрактной системе не позднее двух рабочих дней со дня, следующего за датой окончания срока подачи заявок на участие в закупке, но не позднее даты подведения итогов определения поставщика (подрядчика, исполнителя), установленной в извещении об осуществлении закупки члены комиссии по осуществлению закупок рассматривают заявки на участие в закупке, информацию и документы, направленные оператором электронной площадки в соответствии с пунктом 4 части 4 настоящей статьи, и принимают решение о признании заявки на участие в закупке соответствующей извещению об осуществлении закупки или об отклонении заявки на участие в закупке по основаниям, предусмотренным пунктами 1 - 8 части 12 статьи 48 настоящего Федерального закона.

 

 

Согласно пункту 3 части 2 статьи 42 Закона о контрактной системе извещение об осуществлении закупки должно содержать, в том числе, требования к содержанию, составу заявки на участие в закупке в соответствии с настоящим Федеральным законом и инструкция по ее заполнению. При этом не допускается установление требований, влекущих за собой ограничение количества участников закупки.

Приложением № 4 в Инструкции по заполнению заявки предусмотрено следующее: «Участник закупки в заявке указывает информацию в объеме не менее того количества показателей, которое указано в таблице, содержащей требования к функциональным, техническим и качественным характеристикам товара, позволяющих сделать вывод о его соответствии требованиям заказчика. Заявка участника не должна содержать двойных и неоднозначных предложений, не должны содержать слов «или эквивалент».

В заявке участником в отношении каждой позиции объекта закупки указываются показатели, содержащиеся в столбце «Показатель (наименование характеристики)» в полном объеме, значение которых указываются на условиях:

1. Характеристики из столбца «Максимальные и (или) минимальные показатели объекта закупки» указываются участником точными значениями показателей и не должен содержать двойных и неоднозначных предложений. Возможные варианты указания показателей по столбцу «Максимальные и (или) минимальные показатели объекта закупки» в документации… Характеристики из столбца «показатели, которые не могут изменяться» указываются участником в соответствии с установленными значениями заказчика в неизменном виде».

Из указанного, а также содержания извещения об осуществлении закупки, следует, что конкретными показателями товара, предусмотренными описанием объекта закупки, являются исключительно те характеристики, которые предусмотрены в табличной форме в электронном виде извещения и в Приложении № 1 к извещению (Описание объекта закупки).

С учетом положений извещения следует, что победителем закупки представлены конкретные показатели товара, соответствующие извещению об осуществлении закупки, в том числе, Инструкции по заполнению заявки.

Доводы обращения не находят своего подтверждения.

 

Комиссия считает целесообразным обязательное для исполнения предписание об устранении нарушений законодательства о контрактной системе не выдавать, поскольку контракт на дату проведения проверки заключен.

 

В связи с допущенными нарушениями в действиях должностных лиц усматриваются признаки состава административного правонарушения, предусмотренного главой 7 КоАП РФ.

 

Комиссия, руководствуясь статьей 99 Закона о контрактной системе,

 

РЕШИЛА:

 

1. Признать в действиях Заказчика нарушения пунктов 5 и 15 части 1, части 2 статьи 42, части 6 статьи 23, пунктов 6 и 7 Правил пользования № 145, пункта 2 части 1 статьи 33, части 3 статьи 14 Закона о контрактной системе, Постановлению № 878.

2. Обязательное для исполнения предписание об устранении нарушений законодательства о контрактной системе не выдавать, поскольку контракт заключен.

3. Передать материалы жалобы должностному лицу Челябинского УФАС России для рассмотрения вопроса о возбуждении дела об административном правонарушении.

 

Настоящее решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня его принятия.

 

 

Председатель комиссии

 

 

<…>

Члены комиссии:

 

 

 

 

<…>

 

 

<…>

 

 

 

 

 

2023-19040

 

 

Связанные организации

ООО "АВАНГАРД"
ИНН 7838110621, ОГРН 1227800168705
ФГКУ "Росгранстрой" Уральский филиал
ИНН 7709827266, ОГРН 1097746150292
ООО «РТС-тендер»
ИНН 7710357167, ОГРН 1027739521666