Решение б/н Решение по делу № 105-07/15 о нарушении антимонопольного зак... от 29 марта 2016 г.

Вид документа
Дата регистрации
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

г. Челябинск, пр. Ленина, 59

Резолютивная часть решения оглашена «18» марта 2016 года
В полном объеме решение изготовлено «24» марта 2016 года

Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Челябинской области (далее – Челябинское УФАС России) по рассмотрению дела о нарушении антимонопольного законодательства (далее – Комиссия) в составе:
Председатель
Комиссии:    «<…>»    -    заместитель руководителя Челябинского УФАС России;
Члены
Комиссии:    «<…>»    -    ведущий специалист-эксперт отдела контроля торгов и органов власти Челябинского УФАС России;
    «<…>»    -    ведущий специалист-эксперт отдела контроля торгов и органов власти Челябинского УФАС России,
рассмотрев дело № 105-07/15 по признакам нарушения Администрацией Миасского городского округа Челябинской области (456300, Челябинская область, г. Миасс, пр. Автозаводцев, д. 55, далее – Администрация) части 1 статьи 15 Федерального закона от 26.07.2006 года № 135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее – Закон о защите конкуренции), выразившегося в нарушении порядка расчета арендной платы за пользование земельным участком с кадастровым номером 74:34:0400010:31, в присутствие на заседании представителя ООО «Автостар», ИП «<…>», ИП «<…>» (далее – Заявителя) по доверенностям от 05.08.2015 «<…>», в отсутствии иных лиц, участвующих в деле, уведомленных надлежащим образом о дате, времени и месте рассмотрения дела,
УСТАНОВИЛА:
В Челябинское УФАС России поступило заявление хозяйствующих субъектов, осуществляющих на территории Миасского городского округа Челябинской области деятельность в сфере хранения транспортных средств на платных стоянках автотранспорта, о неправомерных действиях Администрации, выразившихся в создании дискриминационных условий осуществления деятельности хозяйствующими субъектами в указанной сфере путем установления различной стоимости арендной платы за пользование земельными участками, предназначенными для размещения платных автостоянок, в расчете на один квадратный метр площади данных земельных участков.
По результатам рассмотрения указанного заявления Челябинским УФАС России возбуждены дела № 104-07/15, № 105-07/15 о нарушении антимонопольного законодательства.
Так, в ходе проверки представленных документов и материалов установлено, в том числе нарушение порядка расчета арендной платы за пользование земельным участком с кадастровым номером 74:34:0400010:31.
Администрацией представлены следующие письменные пояснения (вх.№16939 от 13.11.2015,936 от 27.01.2016).
Порядок расчета арендной платы за пользование земельными участками на территории Миасского городского округа, государственная собственность на которые не разграничена, установлен Решением Собрания депутатов Миасского городского округа Челябинской области (далее – Собрание депутатов) от 24.12.2010 № 14 «Об арендной плате за землю на территории Миасского городского округа» в редакции Решений Собрания депутатов от 25.11.2011 № 9, от 27.01.2012 № 3, от 25.01.2013 № 4, от 27.09.2013 № 5, от 29.11.2013 № 19, 19.12.2014 № 13 (далее – Решение от 24.12.2010 № 14).
При расчете размера арендной платы за пользование земельным участком с кадастровым номером 74:34:0400010:31 применены следующие значения:
- ставка арендной платы в размере 2% (в соответствии с пунктом 7 части 2 статьи 1 Закона Челябинской области от 24.04.2008 № 257-ЗО «О порядке определения размера арендной платы, а также порядке, условиях и сроках внесения арендной платы за использование земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена» (далее – Закон № 257-ЗО);
 - коэффициент К 1 в размере 1,65 (в соответствии с подпунктом 1 пункта 1 Решения от 24.12.2010 № 14 в редакции Решения Собрания депутатов от 25.01.2013 № 4);
- коэффициент К 2 в размере 5,5 (в соответствии с подпунктом 2 пункта 1 Решения от 24.12.2010 № 14 в редакции Решения Собрания депутатов от 25.01.2013 № 4);
- коэффициент К 3 в размере 1 (в соответствии с пунктом 13 статьи 1 Закона № 257-ЗО).

Собранием депутатов представлены следующие письменные пояснения (вх. №739 от 22.01.2016).
В соответствии с частью 7 статьи 1 Закона № 257-ЗО значения коэффициента К 2 могут устанавливаться по решению органов местного самоуправления городских округов и муниципальных районов при наличии экономического обоснования в пределах от 0,5 до 10 в зависимости от территориального расположения земельного участка в границах соответствующего городского округа, муниципального района. В соответствии с указанными полномочиями Собранием депутатов принято Решение от 24.12.2010 № 14.
Решением Арбитражного суда Челябинской области от 02.12.2014 по делу № А76-11458/2014 пункты 2.3, 2.5 Приложения № 2 Решения Собрания депутатов от 24.12.2010 № 14 признаны недействительными. Во исполнение указанного судебного решения Собранием депутатов принято решение от 19.12.2014 № 13, в соответствии с которым пункты 2.3, 2.5 Приложения № 2 Решения Собрания депутатов от 24.12.2010 № 14 исключены.
Для арендаторов земельных участков в кадастровом квартале 74:34:040010 с учетом решения Арбитражного суда Челябинской области от 02.12.2014 по делу № А76-11458/2014 и Собрания депутатов от 19.12.2014 № 13 в 2015-2016 годах действует коэффициент К 2 в размере 1.

Изучив материалы дела, заслушав пояснения представителей Заявителя и ответчика, Комиссия пришла к следующим выводам.
Согласно пункту 3 статьи 65 Земельного кодекса Российской Федерации (в редакции Федерального закона от 28.12.2013 № 446-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «О крестьянском (фермерском) хозяйстве» и отдельные законодательные акты Российской Федерации», далее – ЗК РФ) порядок определения размера арендной платы, порядок, условия и сроки внесения арендной платы за земли, находящиеся в собственности Российской Федерации, субъектов Российской Федерации или муниципальной собственности, устанавливаются соответственно Правительством Российской Федерации, органами государственной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления.
Согласно пункту 4 статьи 22 ЗК РФ размер арендной платы определяется договором аренды. «Общие начала» определения арендной платы при аренде земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, могут быть установлены Правительством Российской Федерации.
Постановлением Правительства РФ от 16.07.2009 № 582 (в редакции  Постановления Правительства РФ от 19.08.2011 № 697) «Об основных принципах определения арендной платы при аренде земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, и о Правилах определения размера арендной платы, а также порядка, условий и сроков внесения арендной платы за земли, находящиеся в собственности Российской Федерации» (далее – Постановление Правительства РФ от 16.07.2009 № 582) определены основные принципы определения арендной платы при аренде земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности.
Арендная плата при аренде земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, определяется исходя из следующих основных принципов:
принцип экономической обоснованности, в соответствии с которым арендная плата устанавливается в размере, соответствующем доходности земельного участка с учетом категории земель, к которой отнесен такой земельный участок, и его разрешенного использования, а также с учетом государственного регулирования тарифов на товары (работы, услуги) организаций, осуществляющих хозяйственную деятельность на таком земельном участке, и субсидий, предоставляемых организациям, осуществляющим деятельность на таком земельном участке;
принцип предсказуемости расчета размера арендной платы, в соответствии с которым в нормативных правовых актах органов государственной власти и органов местного самоуправления определяются порядок расчета арендной платы и случаи, в которых возможен пересмотр размера арендной платы в одностороннем порядке по требованию арендодателя;
принцип предельно допустимой простоты расчета арендной платы, в соответствии с которым предусматривается возможность определения арендной платы на основании кадастровой стоимости;
принцип недопущения ухудшения экономического состояния землепользователей и землевладельцев при переоформлении ими прав на земельные участки, в соответствии с которым размер арендной платы, устанавливаемый в связи с переоформлением прав на земельные участки, не должен превышать более чем в 2 раза размер земельного налога в отношении таких земельных участков;
принцип учета необходимости поддержки социально значимых видов деятельности посредством установления размера арендной платы в пределах, не превышающих размер земельного налога, а также защиты интересов лиц, освобожденных от уплаты земельного налога;
принцип запрета необоснованных предпочтений, в соответствии с которым порядок расчета размера арендной платы за земельные участки, отнесенные к одной категории земель, используемые или предназначенные для одних и тех же видов деятельности и предоставляемые по одним и тем же основаниям, не должен различаться.
На основании пункта 10 статьи 3 Федерального закона от 25.10.2001 №137-ФЗ «О введении в действие ЗК РФ» порядок определения размера арендной платы, а также порядок, условия и сроки внесения арендной платы за использование земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена, устанавливаются органами государственной власти субъектов Российской Федерации, если иное не предусмотрено Федеральным законодательством (в редакции Федерального закона от 17.04.2006 № 53-ФЗ «О внесении изменений в Земельный кодекс Российской Федерации, Федеральный закон «О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации», Федеральный закон «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним» и признании утратившими силу отдельных положений законодательных актов Российской Федерации»).
Порядок определения размера арендной платы, порядок, условия и сроки внесения арендной платы за использование земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена, за исключением тех земельных участков, размер арендной платы за использование которых определяется в порядке, установленном федеральным законодательством, на территории Челябинской области установлен Законом № 257-ЗО.
Согласно части 1 статьи 1 Закона № 257-ЗО размер годовой арендной платы за использование земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена (далее - арендная плата), определяется по формуле:
Ап = Скад х Сап/100% х К1 х К2 х К3, где
Ап- размер арендной платы;
Скад- кадастровая стоимость арендуемого земельного участка;
Сап- ставка арендной платы в зависимости от категории земель и (или) вида использования земельного участка (в процентах);
К1- коэффициент, учитывающий вид деятельности арендатора;
К2- коэффициент, учитывающий особенности расположения земельного участка в городском округе, муниципальном районе;
К3- коэффициент, учитывающий категорию арендатора.
Законом № 257-ЗО предусмотрено, что:
- значения коэффициента К1 могут устанавливаться по решению органов местного самоуправления городских округов и муниципальных районов при наличии экономического обоснования в пределах от 0,1 до 20 для арендаторов, осуществляющих на арендуемых земельных участках виды деятельности, указанные в части 3 статьи 1 (часть 3 статьи 1);
- значения коэффициента К2 могут устанавливаться по решению органов местного самоуправления городских округов и муниципальных районов при наличии экономического обоснования в пределах от 0,5 до 10 в зависимости от территориального расположения земельного участка в границах соответствующего городского округа, муниципального района (часть 7 статьи 1);
- значения коэффициента К3 могут устанавливаться по решению органов местного самоуправления городских округов и муниципальных районов при наличии экономического обоснования в пределах от 0,001 до 1 для категорий арендаторов, указанных в части 10 статьи 1, для прочих категорий арендаторов применяется коэффициент К3, имеющий значение 1 (часть 10 статьи 1).
Установление значений коэффициентов К1, К2, К3 отнесено к полномочиям органов местного самоуправления, которые должны их определять с соблюдением требований, предусмотренных статьей 1 Закона № 257-ЗО, в том числе по видам деятельности, указанным в части 3 статьи 1, и категориям арендаторов, указанным в части 10 статьи 1 Закона № 257-ЗО.

Собранием депутатов принято Решение от 24.12.2010 № 14, которым для начисления арендной платы за землю на территории Миасского городского округа установлены значения коэффициентов, учитывающие:
1) вид деятельности арендатора, осуществляемой на арендованном земельном участке - К1 (Приложение № 1);
2) особенности территориального расположения земельного участка - К2 (Приложение № 2);
3) категорию арендатора - К3 (Приложение № 3).
В соответствии с Решением от 24.12.2010 № 14 в 2015 году на территории Миасского городского округа действуют следующие значения коэффициентов:
- К 1, вид деятельности арендатора, осуществляемой на арендованном земельном участке, платное хранение транспортных средств на открытых автостоянках в размере 1,65;
- К 2, учитывающего особенности расположения земельного участка в городском округе:
п/п    Территориальное расположение    Значение коэффициента К2
1    п. Тургояк, село Сыростан    1,2
2    остальные территории Миасского городского округа    1
2.4    Кадастровый квартал: 74:34:0400006    7,7
2.6    Кадастровый квартал: 74:34:0400011    4,1
2.7    Кадастровый квартал: 74:34:0505004    7,5
2.8    Кадастровый квартал: 74:34:0807001    2,06
2.9    Кадастровый квартал: 74:34:0807008    1,72
2.10    Кадастровый квартал: 74:34:1002002    0,61
2.11    Кадастровый квартал: 74:34:1002074    0,94
2.12    Кадастровый квартал: 74:34:1002091    0,55
2.13    Кадастровый квартал: 74:34:1002092    0,57
2.14    Кадастровый квартал: 74:34:1100025    0,77
2.15    Кадастровый квартал: 74:34:1303001    2,68
2.16    Кадастровый квартал: 74:34:1303002    1,24
2.17    Кадастровый квартал: 74:34:1303003    1,33
2.18    Кадастровый квартал: 74:34:1500020    0,9
2.19    Кадастровый квартал: 74:34:1600009    0,98
2.20    Кадастровый квартал: 74:34:1600033    1,05

В пункте 15 кадастрового паспорта земельного участка с кадастровым номером 74:34:0400010:31 указано, что сведения о регистрации прав отсутствуют, то есть указанный земельный участок является земельным участком, государственная собственность на который не разграничена.
Администрацией представлен расчет арендной платы за 2015 год за пользование земельным участком с кадастровым номером 74:34:0400010:31 (приложение № 1 к договору № 5991 от 14.01.2010), который произведен с применением следующих ставки и коэффициентов:
- кадастровая стоимость земельного участка – 414376,06 руб.;
- ставка арендной платы – 2%;
- коэффициент, учитывающий вид деятельности арендатора (К1) – 1,65;
- коэффициент, учитывающий особенности расположения земельного участи (К2) – 5,5;
- коэффициент, учитывающий категорию арендатора (К3) – 1, в связи с чем размер ежегодной арендной платы составил 75 209,25 руб.
Поскольку Решением от 24.12.2010 № 14 не установлено отдельно значение коэффициента К 2 для земельных участков в кадастровом квартале 74:34:0400010, то при расчете арендной платы за пользование земельным участком с кадастровым номером 74:34:0400010:31 подлежит применению коэффициент К 2 в размере 1 (остальные территории Миасского городского округа), предусмотренный пунктом 2 Приложения № 2 Решения от 24.12.2010 № 14.
Таким образом, расчет арендной платы за пользование земельным участком с кадастровым номером 74:34:0400010:31 в 2015 году произведен Администрацией без учета Решения от 24.12.2010 № 14 в редакции решения Собрания депутатов от 19.12.2014 № 13.
Документов, подтверждающих правовые основания применения значения коэффициента К 2 в размере 5,5, Администрацией не представлено.
Действия Администрации по расчету арендной платы за пользование земельным участком с нарушением требований действующего законодательства, в том числе Закона № 257-ЗО, Решения от 24.12.2010 № 14, привели и (или) могли привести к недопущению, ограничению, устранению конкуренции, что является нарушением части 1 статьи 15 Закона о защите конкуренции.
Челябинским УФАС России Администрации выдано предупреждение № 1-07/16 от 03.02.2016 (исх. № 1823/07 от 16.02.2016) о прекращении действий, которые содержат признаки нарушения антимонопольного законодательства, путем:
1) расчета арендной платы за 2015 год за пользование земельным участком с кадастровым номером 74:34:0400010:31 по договору аренды № 5991 от 14.01.2010 в соответствии с Решением от 24.12.2010 № 14;
2) расчета арендной платы за 2016 год за пользование земельным участком с кадастровым номером 74:34:0400010:31 по договору аренды № 5991 от 14.01.2010 в соответствии с Решением от 24.12.2010 № 14;
3) направления указанных в пунктах 1, 2 предупреждения расчетов арендной платы за пользование земельным участком с кадастровым номером 74:34:0400010:31 по договору аренды № 5991 от 14.01.2010 арендаторам.
Указанное предупреждение Администрацией исполнено, в материалы дела представлены документы, подтверждающие осуществление расчета арендной платы за 2015 и 2016 годы за пользование земельным участком с кадастровым номером 74:34:0400010:31 по договору аренды № 5991 от 14.01.2010 в соответствии с Решением от 24.12.2010 № 14 (вх. № 3188 от 18.03.2016).
Руководствуясь статьей 23, частью 1 статьи 39, частью 7 статьи 39.1, частями 1 - 4 статьи 41, статьей 48, частью 1 статьи 49 Закона о защите конкуренции, Комиссия
РЕШИЛА:
Прекратить рассмотрение дела № 105-07/15, возбужденного по признакам нарушения Администрацией Миасского городского округа Челябинской области, части 1 статьи 15 Закона о защите конкуренции.


Председатель Комиссии                            «<…>»


Члены Комиссии                                                                               «<…>»


«<…>»
Решение и (или) предписание антимонопольного органа могут быть обжалованы в арбитражный суд в течение трех месяцев со дня принятия решения или выдачи предписания, в коллегиальный орган федерального антимонопольного органа в течение месяца со дня их вынесения.
Примечание. За невыполнение в установленный срок законного решения антимонопольного органа статьей 19.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность.
 (351) 265-93-79

 

Связанные организации

Связанные организации не указаны