Решение б/н Решение и предписание № 106-07/15 в отношении Администрации ... от 9 ноября 2016 г.

Вид документа
Дата регистрации
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

 

 

 

РЕШЕНИЕ

по делу № 106-07/15 о нарушении антимонопольного

законодательства

 

Резолютивная часть решения оглашена «10» октября 2016 года.

В полном объеме решение изготовлено «24» октября 2016 года.          

 

Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Челябинской области (далее – Челябинское УФАС России) по рассмотрению дела о нарушении антимонопольного законодательства (далее – Комиссия) в составе:

Председателя

Комиссии:

 

<…>

 

-

 

заместителя руководителя Челябинского УФАС России;

Членов Комиссии:

 

<…>.

 

-

начальника отдела контроля торгов и органов власти Челябинского УФАС России,

 

 

<…>

 

-

специалиста-эксперта отдела контроля естественных монополий, ЖКХ и транспорта Челябинского УФАС России,

 

рассмотрев дело № 106-07/15 по признакам нарушения Администрацией Коркинского городского поселения Коркинского муниципального района (далее - Администрация) части 1 статьи 15 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее – Закон о защите конкуренции),

 

УСТАНОВИЛА:

В Челябинское УФАС России поступило обращение Прокуратуры Челябинской области о выявленных нарушениях при проведении проверки по заявлению Муниципального унитарного предприятия «Производственное объединение водоснабжения и водоотведения» по вопросу законности осуществления деятельности муниципальным предприятием «Коркинское Управление водоснабжения и водоотведения» (далее – МП «КУВВ»).

Челябинским УФАС России при рассмотрении материалов в действиях Администрации по принятию Постановления № 292 от 10.06.2015 «О предоставлении на праве хозяйственного ведения муниципального имущества муниципальному предприятию Коркинского городского поселения «Коркинское Управление Водоснабжение и Водоотведение» и подписанию договора № 13 от 15.06.2015 о закреплении за МП «КУВВ» муниципального имущества – объектов водоснабжения и водоотведения на праве хозяйственного ведения установлены признаки нарушения части 1 статьи 15 Закона о защите конкуренции, поскольку указанные действия могут привести к созданию отдельному хозяйствующему субъекту преимущественных условий деятельности и к недопущению, ограничению, устранению конкуренции.

Учитывая изложенное, Челябинским УФАС России возбуждено производство по настоящему делу по признакам нарушения Администрацией антимонопольного законодательства.

 

Администрацией представлены письменные пояснения, в которых указано следующее.

Постановлением Администрации от 14.05.2015 года № 214 создано МП «КУВВ», постановлением  Администрации от 10.06.2015 № 292 за МП «КУВВ» закреплено муниципальное имущество на праве хозяйственного ведения, согласно приложению к данному постановлению. Имущество передано предприятию по акту приема-передачи из состава муниципальной казны.

Договор о закреплении муниципального имущества на праве хозяйственного ведения № 13 от 15.06.2015 заключен с МП «КУВВ» в рамках исполнения постановления Администрации от 10.06.2015 № 292 и при наличии следующих оснований:

- в соответствии со статьей 11 Федерального закона от 14.11.2002 № 161-ФЗ «О государственных и муниципальных унитарных предприятиях» (далее - Закон об унитарных предприятиях) имущество унитарного предприятия формируется за счет имущества, закрепленного за унитарным предприятием на праве хозяйственного ведения или на праве оперативного управления собственником этого имущества;

- в соответствии со статьей 294 Гражданского кодекса РФ (далее — ГК РФ) муниципальное унитарное предприятие, которому имущество принадлежит на праве хозяйственного ведения, владеет, пользуется  распоряжается этим имуществом;

- статья 17.1 Закона о защите конкуренции и статья 41.1 Федерального закона от 07.12.2011 N 416-ФЗ «О водоснабжении и водоотведении» (далее — Закон о водоснабжении и водоотведении) предусматривают передачу прав владения и (или) пользования имуществом (без возможности передачи права распоряжения), при этом необходимость проведения конкурсной процедуры установлена в отношении имущества, не закрепленного на праве хозяйственного ведения (оперативного управления).

Таким образом, по мнению Администрации, поскольку передача прав МП «КУВВ» имела место в большом объеме, чем это установлено указанными нормами (с учетом права распоряжения), имущество передано предприятию на праве хозяйственного ведения (что относится к исключению из общего правила о предоставлении имущества по результатам конкурса или аукциона), передача имущества осуществлена правомерно.

 

Рассмотрев материалы дела, выслушав представителей лиц, участвующих в деле, изучив письменные пояснения, Комиссия пришла к следующим выводам.

Согласно пунктам 9, 10 Решения Совета депутатов Коркинского городского поселения № 147 от 23.05.2007 «Об утверждении Положения о порядке закрепления муниципального имущества Коркинского городского поселения на праве хозяйственного ведения и оперативного управления» (далее – Положение) основанием для передачи имущества в хозяйственное ведение муниципальных унитарных предприятий является постановление Главы Коркинского городского поселения (далее – Глава) о создании данного предприятия. На основании постановления Главы с муниципальным унитарным предприятием заключается договор о закреплении имущества на праве хозяйственного ведения.

Администрацией в целях обеспечения организации в границах Коркинского городского поселения водоснабжения и водоотведения издано Постановление № 214 от 14.05.2015 «О создании МП «КУВВ». Учредителем МП «КУВВ» является Администрация. 

На основании Постановления Администрации № 292 от 10.06.2015 МП «КУВВ» предоставлено муниципальное имущество, в том числе объекты водоснабжения и водоотведения, Коркинского городского поселения на праве хозяйственного ведения.

Впоследствии между Администрацией и МП «КУВВ» заключен договор                  № 13 от 15.06.2015 о закреплении за указанным предприятием 132 объектов муниципального имущества на праве хозяйственного ведения балансовой стоимостью 77 878 478,45 руб. Из которых 102 объекта являются объектами водоснабжения и  водоотведения (далее – объекты водоснабжения и водоотведения).

Согласно пункту 10 части 1 статьи 20 Закона об унитарных предприятиях собственник имущества унитарного предприятия в отношении указанного предприятия дает согласие на распоряжение недвижимым имуществом, а в случаях, установленных федеральными законами, иными нормативными правовыми актами или уставом унитарного предприятия, на совершение иных сделок.

В части 3 статьи 23 Закона об унитарных предприятиях установлено, что решение о совершении крупной сделки принимается с согласия собственника имущества унитарного предприятия. При этом, под крупной сделкой понимается сделка или несколько взаимосвязанных сделок, связанных с приобретением, отчуждением или возможностью отчуждения унитарным предприятием прямо либо косвенно имущества, стоимость которого составляет более десяти процентов уставного фонда унитарного предприятия или более чем в 50 тысяч раз превышает установленный федеральным законом минимальный размер оплаты труда, если иное не установлено федеральными законами или принятыми в соответствии с ними правовыми актами (часть 1 статьи 23 Закона об унитарных предприятиях).

Согласно пункту 14 Положения муниципальное унитарное предприятие не вправе продавать и передавать другим лицам, обменивать, сдавать в аренду, предоставлять бесплатно во временное пользование либо взаймы, отдавать в залог и вносить в качестве вклада в уставный капитал хозяйственных обществ и товариществ, распоряжаться иным способом недвижимым имуществом, переданным ему в соответствии с настоящим Положением и договором о закреплении имущества на праве хозяйственного ведения, без согласия собственника имущества.

МП «КУВВ», в день заключения договоров о закреплении муниципального имущества на праве хозяйственного ведения, заключены договоры поручения №2/Б от 15.06.2015 с ООО УК «Регион - Сервис» и №3/Б от 15.06.2015 с ООО «Горводоканал», на основании которых переданы права пользования муниципальным имуществом согласно приложениям № 1 к указанным договорам.

В ответ на запрос Челябинского УФАС России о представлении информации от 02.10.2015 № 15344/07 Администрация сообщила следующее.

Договор о закреплении муниципального имущества на праве хозяйственного ведения № 13 от 15.06.2015 г. с МП «КУВВ» заключен правомерно  на основании следующего:

- в соответствии со ст. 11 Закона об унитарных предприятиях имущество унитарного предприятия формируется за счет имущества, закрепленного за унитарным предприятием на праве хозяйственного ведения или на праве оперативного управления собственником этого имущества;

- в соответствии со ст. 294 ГК РФ муниципальное унитарное предприятие, которому имущество принадлежит на праве хозяйственного ведения, владеет, пользуется и распоряжается этим имуществом;

- ст. 17.1 Закона о защите конкуренции и ст.41.1 Закона о водоснабжении и водоотведении) предусматривают передачу прав владения и (или) пользования имуществом (без возможности передачи права распоряжения), при этом необходимость проведения конкурентной процедуры установлена в отношении имущества, не закрепленного на праве хозяйственного ведения (оперативного управления).

На основании вышеизложенного Администрация считает, что передача имущества осуществлена правомерно.

По аналогичным причинам не проводились торги на право заключения концессионного соглашения в соответствии с Законом о концессионных соглашениях.

Администрацией ранее заключены договоры о передаче в безвозмездное пользование объектов муниципального имущества (объекты водоснабжения и водоотведения), а именно: договор №1 от 11.01.2011, №6 от 20.07.2012 с ООО УК «Регион- Сервис», договоры №9 от 30.08.2010,  №7 от 20.07.2012 с ООО «Горводоканал». Указанные договоры были расторгнуты путем подписания следующих дополнительных соглашений к договорам: Соглашения № 13, 14, 15, 16 от 15.06.2015 к договорам №1 от 11.01.2011, №6 от 20.07.2012, №7 от 20.07.2012, №9 от 30.08.2010 соответственно. Имущество было принято в муниципальную собственность по актам приема-передачи.

По мнению Администрации, передача муниципального имущества в пользование ООО «Горводоканал» и ООО УК «Регион-Сервис» администрацией не согласовывалась, поскольку имело место согласование договоров поручения в качестве крупной сделки в порядке ст.ст. 20,23 Закона об унитарных предприятиях.

Заключение договоров поручения не предусматривало перехода права владения и пользования в отношении муниципального имущества, соответственно, не подлежал применению порядок, установленный ст 17.1 Закона о защите конкуренции.

Согласно доводам Администрации договор поручения не противоречит ГК РФ и допустим в силу принципа свободы договора (ст. 421 ГК РФ). Отношения, возникающие из этого договора, регулируются общими нормами об обязательствах и договорах, а также условиями самого договора.

Принимая во внимание отсутствие у МП «КУВВ» тарифов на водоснабжение и водоотведение, недопустимость произвольного определения стоимости организациями водоснабжения, у МП «КУВВ» имелась необходимость заключить на период до установления тарифов вышеуказанные договоры поручения с организациями, для которых на тот момент действовали соответствующие тарифы, для организации бесперебойного обеспечения населения.

Для установления тарифов в Министерство тарифного регулирования и энергетики Челябинской области (далее - Министерство), в соответствии с Постановлением Правительства РФ от 13.05.2013г. № 406 «О государственном регулировании тарифов в сфере водоснабжения и водоотведения», к заявлению об установлении тарифов прилагаются, в том числе гражданско-правовые договоры и акты приема-передачи недвижимого имущества, подтверждающие законное основание владения, пользования, распоряжения объектами недвижимости, используемых для осуществления регулируемой деятельности.

То есть передача имущества, по мнению Администрации, предполагается до момента установления тарифа. В то же время осуществление деятельности в отсутствие утвержденного тарифа законодательством не предусмотрено.

Срок, в течение которого Министерством будет установлен тариф, был не определен. Не представлялось возможным осуществить передачу прав владения и пользования на находящееся в хозяйственном ведении предприятия имущество, в порядке, установленном антимонопольным законодательством, поскольку процедура сама по себе требует довольно продолжительных затрат времени на ее проведение, а также предусматривает указание на конкретный срок передачи, который был не известен.

В связи с тем, что основная цель местного самоуправления — решение вопросов местного значения, владение, пользование и распоряжение муниципальной собственностью для целей удовлетворения основных жизненных потребностей населения муниципального образования, Администрацией были согласованы договоры поручения.

Согласно доводам Администрации, положения главы 36 ГК РФ не предусматривают, что к договору безвозмездного  пользования применяются установленные п.2 ст. 609 ГК РФ правила о государственной регистрации договора аренды недвижимого имущества. Федеральным законом от 21.07.1997 г. № 122-ФЗ «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним» (далее — Закон о государственной регистрации прав) необходимость такой регистрации также не предусмотрена. Судебная практика идет по пути отсутствия необходимости государственной регистрации договоров безвозмездного пользования недвижимым имуществом независимо от их срока. Законодательством также не закреплена необходимость государственной регистрации ссуды как обременения недвижимости. Следовательно, по общему правилу для договоров безвозмездного пользования недвижимым имуществом государственная регистрация не требуется.

В ответ на определение Челябинского УФАС России от 31.12.2015 №19716/07 Администрацией представлено следующее.

Предоставление объектов водоснабжения и водоотведения Коркинского городского поселения на праве хозяйственного ведения МП «КУВВ» имело место в отсутствие возможности в установленном порядке передать их по концессионному соглашению (по причине отсутствия государственной регистрации права муниципальной собственности на централизованную систему водоснабжения и водоотведения), в то время как срок действия по ранее заключенным договорам истекал. В то же время, в силу положений ст. 14 Федерального закона № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» поселение обязано организовать водоснабжение и водоотведение на своей территории.

С учетом того, что передача прав владения возможна также на праве хозяйственного ведения в соответствии со ст. 294 ГК РФ, а ст. 17.1 Закона о защите конкуренции предполагает необходимость проведения конкурентной процедуры в отношении имущества, не закрепленного на праве хозяйственного ведения, было принято решение о необходимости и возможности создания муниципального предприятия с целевой правоспособностью и наделения его соответствующим имуществом на праве хозяйственного ведения.

На 03.03.2016 г. договор, заключенный с МП «КУВВ», продолжает действовать, имущество используется предприятием в производственной деятельности, в соответствии с уставными видами деятельности.

На 03.03.2016 г. хозяйствующим субъектом, заключающим договоры с абонентами на оказание услуг водоснабжения и водоотведения с использованием объектов водоснабжения и водоотведения, указанных в договоре хозяйственного ведения, является МП «КУВВ», зарегистрировано и расположено по адресу: <…>».

Основанием не проведения торгов на право заключения концессионного соглашения на объекты, дата ввода в эксплуатацию которых не определена, является невозможность регистрации права по концессионному соглашению.

Согласно ч. 15 ст. 3 Федерального закона от 21.07.2005 N 115-ФЗ "О концессионных соглашениях" (далее - Закон о концессионных соглашениях) права владения и пользования концессионера недвижимым имуществом, входящим в состав объекта концессионного соглашения, недвижимым имуществом, предоставленным концессионеру в соответствии с частью 9 настоящей статьи, подлежат государственной регистрации в качестве обременения права собственности концедента. В тоже время в силу требований ч. 1.2 ст. 20 Закона о государственной регистрации прав не допускается осуществление государственной регистрации права на объект недвижимого имущества, который не считается учтенным в соответствии с Федеральным законом «О государственном кадастре недвижимости».

Сети централизованной системы водоснабжения и водоотведения не были поставлены на кадастровый учет, соответственно, до их постановки невозможна регистрация права по концессионному соглашению.

Ориентировочная стоимость такой работы для дотационного бюджета поселения составила бы значительную сумму (более миллиона рублей); не представлялось возможным сформировать задание в отношении объекта концессионного соглашения.

Согласно статье 22 Закона о концессионных соглашениях в отношении объектов концессионного соглашения, права собственности на которые принадлежат муниципальному образованию, органом местного самоуправления должно быть принято решение о заключении концессионного соглашения. Данное решение в свою очередь должно содержать в случае, если объектом концессионного соглашения является имущество, указанное в части 1.2 статьи 10 настоящего Федерального закона, задание, формируемое в соответствии с частью 2.4 настоящей статьи, и минимально допустимые плановые значения показателей деятельности концессионера.

Задание формируется на основании утвержденных схем водоснабжения и водоотведения поселения в части - выполнения задач и достижения целевых показателей развития систем водоснабжения и водоотведения поселения, зон централизованного и нецентрализованного водоснабжения, границ планируемых зон размещения объектов, холодного водоснабжения и (или) водоотведения, а также на основании данных прогноза потребления питьевой воды, технической воды, количества и состава сточных вод. Задание должно содержать величины необходимой мощности (нагрузки) водопроводных сетей, канализационных сетей и сооружений на них в определенных точках поставки, точках подключения (технологического присоединения), точках приема, точках подачи, точках отведения, сроки ввода мощностей в эксплуатацию и вывода их из эксплуатации.

Схема водоснабжения и водоотведения Коркинского городского поселения не позволяет сформировать задание в отношении централизованных систем водоснабжения и водоотведения, подлежащих передаче в концессию, поскольку в ней отсутствует вышеуказанная информация.

Программа комплексного развития систем коммунальной инфраструктуры поселения на момент передачи сетей по договору отсутствовала. В настоящее время находится в стадии разработки.

Администрация указывает, что право муниципальной собственности Коркинского городского поселения зарегистрировано на часть объектов водоснабжения и водоотведения, указанных в договорах.

Право собственности на объекты возникло с 01.05.2007 года на основании Закона Челябинской области от 29.03.2007г. № 119-30 «О разграничении имущества между Коркинским муниципальным районом и Коркинским городским поселением».

В соответствии с пп.11.1 ст.154 Федерального закона от 22.08.2004 г. .№ 122-ФЗ «О внесении изменений в законодательные акты Российской Федерации...» право собственности на имущество, передаваемое в процессе разграничения имущества, находящегося в муниципальной собственности, между муниципальными образованиями, возникает с момента, устанавливаемого законом субъекта Российской Федерации, т.е. право собственности у Коркинского городского поселения на переданные по вышеуказанным договорам объекты, возникло с 01.05.2007 года.

Администрацией не осуществлялось согласование передачи объектов водоснабжения и водоотведения до утверждения МП «КУВВ» тарифов. Имело место согласование заключения договора поручения.

Вывод Администрации о том, что договоры поручения являются крупными сделками, был основан на том, что цена договора составляла 50 000 рублей, при том, что уставный фонд МП «КУВВ» составлял 100 000 рублей. Согласно ст. 11 Закона об унитарных предприятиях имущество унитарного предприятия формируется, в том числе, за счет доходов от его деятельности, т.е. денежные средства также относятся к имуществу предприятия. В соответствии со ст. 23 Закона об унитарных предприятиях крупной сделкой является сделка или несколько взаимосвязанных сделок, связанных с приобретением, отчуждением или возможностью отчуждения унитарным предприятием прямо либо косвенно имущества, стоимость которого составляет более десяти процентов уставного зонда унитарного предприятия или более чем в 50 тысяч раз превышает установленный федеральным законом минимальный размер оплаты труда, таким образом. Таким образом, оплату (отчуждение денежных средств предприятия по договору поручения) можно считать сделкой по отчуждению имущества, и цена сделки составила более 10 процентов уставного фонда. Соответственно в данном случае имела место крупная сделка, которая была согласованна с собственником имущества унитарного предприятия.

Таким образом, передача МП «КУВВ» объектов водоснабжения и водоотведения до установления тарифов была обусловлена необходимостью приложения к заявлению об установлении тарифов договоров и актов приема-передачи недвижимого имущества, подтверждающих владение объектами, используемыми для осуществления регулируемой деятельности (п. 17 раздела 4 Постановления Правительства РФ от 13.05.2013г. № 406).

В ответ на определение Челябинского УФАС России от 24.03.2016 г. № 3441/07 Администрация указала следующее.

Для согласования долгосрочных параметров регулирования тарифов в Министерство направлен запрос о предоставлении сведений и параметров для проведения открытого конкурса на право заключения концессионного соглашения в отношении объектов водоснабжения и водоотведения, расположенных на территории Коркинского городского поселения.

Подготовлен проект конкурсной документации на право заключения концессионного соглашения в отношении объектов водоснабжения и водоотведения, расположенных на территории Коркинского городского поселения.

Техническое обследование инженерных сетей водоснабжения и водоотведения в соответствии с п.4 ст. 41.1 Закона о водоснабжении и водоотведении не проводилось в связи с необходимостью привлечения специализированной лицензированной организации, что требует существенных финансовых затрат. Учитывая неблагоприятное финансовое положение МП «КУВВ» не имеется возможности для проведения указанного технического обследования.

По сообщению Администрации, на территории Коркинского городского поселения действует Долгосрочная целевая Программа «Чистая вода» на территории Коркинского городского поселения на 2010-2020 годы» (далее - Программа). Программа разработана, однако, проект Программы не соответствует требованиям, предъявляемым к программам комплексного развития систем коммунальной инфраструктуры поселений, утвержденным Постановлением Правительства РФ от 14.06.2013 г. № 502, также проект программы разработан не в соответствии с Методическими рекомендациями по разработке программ комплексного развития систем коммунальной инфраструктуры поселений, утвержденными приказом Министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства РФ от 01.10.2013 г. № 359/ГС, поэтому направлен разработчику на доработку и исправление замечаний.

Как утверждает Администрация, договор хозяйственного ведения не может быть расторгнут до определения концессионера, который будет обслуживать объекты водоснабжения и водоотведения.

В ответ на запрос  Челябинского УФАС России о представлении информации № 15343/07 от 02.10.2015 МП «КУВВ» сообщило следующее.

Государственная регистрация договора № 13 от 15.06.2015 г., договора хозяйственного ведения не производилась в связи с отсутствием денежных средств у вновь образованного предприятия МП «КУВВ». Регистрация объектов, по мнению МП «КУВВ», переданных в хозяйственное ведение МП «КУВВ», будет производиться поэтапно, по мере финансовых возможностей организации.

Также имущество, принадлежащее МП «КУВВ» на праве хозяйственного ведения, ООО «Горводоканал» и ООО УК «Регион-Сервис» не передавалось ни в безвозмездное пользование,  ни по договорам аренды, право пользования и владения также в пользу перечисленных обществ от МП «КУВВ» не переходило. Таким образом, фактически обществам было поручено совершение действий, строго перечисленных в предмете договоров поручения.

По мнению МП «КУВВ», необходимость в заключении договоров № 2/Б от 15.06.2015 г. и № 3/Б от 15.06.2015 г. возникла только из-за несвоевременного утверждения тарифов для МП «КУВВ», поскольку услуги водоснабжения и водоотведения является социально значимыми услугами, то в сложившейся ситуации заключение договоров поручения позволило МП «КУВВ» в нерегулируемый период бесперебойно оказывать услуги водоснабжения и водоотведения и оплачивать поставку энергоресурсов, полученных от ПАО «Челябэнергосбыт» и МУП «ПОВВ» города Челябинска.

По доводам МП «КУВВ», причиной выбора ООО УК «Регион-Сервис» и ООО «Горводоканал» в качестве поверенного на нерегулируемый период для МП «КУВВ» является следующее.

Министерство постановление об утверждении тарифов для МП «КУВВ» вынесло только 08 августа 2015 г., вместо ожидаемой даты — 15.06.2015 г. или 01.07.2015 г. (несмотря на заблаговременную подачу документов в Министерство). В данной связи МП «КУВВ» не имело право осуществлять хозяйственную деятельность без тарифов, а вынуждено было обратиться к ООО «Горводоканал» и ООО УК «Регион-Сервис», поскольку указанных обществ тарифы были действующими  и соответствующими.

Договор поручения № 2/Б от 15.06.2015 г. между МП «КУВВ» и ООО УК «Регион-Сервис» действовал с 15.06.2015 г. по 07.08.2015 г. Договор поручения № 3/Б от 15.06.2015 г. между МП «КУВВ» и ООО «Горводоканал» действовал с 15.06.2015 г. по 07.08.2015 г.

По информации, представленной МП «КУВВ», муниципальное имущество для выполнения обязательств по договорам № 2/Б от 15.06.2015 г. и № 3/Б от 15.06.2015 г. не передавалось и не сдавалось, обществам было поручено обеспечивать надлежащую эксплуатацию сетей в виде бесперебойного оказания услуг потребителям Коркинского городского поселения и производить расчет с поставщиками энергоресурсов МУП «ПОВВ» города Челябинска и ПАО «Челябэнергосбыт».

Доводы Администрации и МП «КУВВ» не могут быть приняты  во внимание по следующим основаниям.

В соответствии с частями 5 и 6 статьи 5 Федерального закона от 07.05.2013 № 103-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «О концессионных соглашениях» и отдельные законодательные акты Российской Федерации» с 08.05.2013 и до 01.01.2015 допускалась передача прав владения и (или) пользования объектами централизованных систем горячего водоснабжения, холодного водоснабжения и (или) водоотведения без учета требований, предусмотренных частями 3 и 4 статьи 41.1 Закона о водоснабжении, по договору аренды объектов водоснабжения, водоотведения на срок до трех лет до передачи прав владения и (или) пользования данными объектами победителю конкурса на право заключения концессионного соглашения, если данные объекты входят в состав объекта концессионного соглашения или в состав иного передаваемого концедентом концессионеру по концессионному соглашению имущества.

С учетом изложенного передача прав владения и (или) пользования объектами, централизованных систем горячего водоснабжения, холодного водоснабжения и (или) водоотведения, при условии, что срок, определяемый как разница между датой ввода в эксплуатацию объекта централизованных систем горячего водоснабжения, холодного водоснабжения и (или) водоотведения и датой опубликования извещения о проведении соответствующего конкурса, превышает пять лет, до 01.01.2015 могло осуществляться посредством заключения договора аренды данных объектов на срок до трех лет до передачи прав владения и (или) пользования данными объектами победителю конкурса на право заключения концессионного соглашения. Таким образом, законодательством Российской Федерации был установлен переходный период, позволяющий до 01.01.2015 заключать договоры аренды на срок до 3 лет по правилам, предусмотренным, в том числе, Законом о защите конкуренции.  При этом в указанный трехлетний период необходимо было проводить мероприятия по подготовке к заключению концессионного соглашения.

Согласно Федеральному закону от 21.07.2005 № 115-ФЗ «О концессионных соглашениях» (далее — Закон о концессии) конкурсная документация разрабатывается, в том числе на основании схем водоснабжения и водоотведения.  Согласно положениям пункта 2 статьи 42 Закона о водоснабжении (вступившим в силу 10.12.2011) до 1 июля 2013 года органы местного самоуправления поселения, городского округа осуществляют инвентаризацию водопроводных и канализационных сетей, участвующих в водоснабжении и водоотведении (транспортировке воды и сточных вод), утверждают схему водоснабжения и водоотведения, определяют гарантирующую организацию, устанавливают зоны ее деятельности.

Таким образом, законодательством Российской Федерации был установлен достаточный срок для реализации государственной политики по привлечению в жилищно-коммунальное хозяйство частных инвестиций, а также для введения института концессий.

Согласно части 1 статьи 41.1 Закона о водоснабжении и водоотведении передача прав владения и (или) пользования централизованными системами горячего водоснабжения, холодного водоснабжения и (или) водоотведения, отдельными объектами таких систем, находящимися в государственной или муниципальной собственности, осуществляется по договорам аренды таких систем и (или) объектов, которые заключаются в соответствии с требованиями гражданского законодательства, антимонопольного законодательства Российской Федерации и принятых в соответствии с ними иных нормативных правовых актов Российской Федерации с учетом установленных настоящим Федеральным законом особенностей, или по концессионным соглашениям, заключенным в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации о концессионных соглашениях, за исключением случая, предусмотренного частью 1 статьи 9 настоящего Федерального закона.

В части 3 статьи 41.1 Закона о водоснабжении и водоотведении указано, что в  случае, если срок, определяемый как разница между датой ввода в эксплуатацию хотя бы одного объекта из числа объектов централизованных систем горячего водоснабжения, холодного водоснабжения и (или) водоотведения или одной системы из числа таких систем, одного отдельного объекта таких систем, находящегося в государственной или муниципальной собственности, и датой опубликования извещения о проведении конкурса, превышает пять лет либо дата ввода в эксплуатацию хотя бы одного такого объекта или одной такой системы, одного отдельного объекта таких систем не может быть определена, передача прав владения и (или) пользования такими объектами или системами осуществляется только по концессионным соглашениям.

Согласно части 1 статьи 13 Закона о концессионных соглашения заключаются путем проведения конкурса на право заключения концессионного соглашения.

Из анализа норм законодательства о водоснабжении следует, что передача прав в отношении централизованных объектов холодного водоснабжения и водоотведения, отдельных объектов таких систем, находящихся в государственной или муниципальной собственности, может осуществляться исключительно на основании договоров аренды или концессионных соглашений, закрепление указанных систем и (или) объектов за унитарными предприятиями на праве хозяйственного ведения действующим законодательством не предусмотрено.

Таким образом,  у Администрации отсутствовали законные основания для закрепления муниципального имущества на праве хозяйственного ведения за МП «КУВВ».

Действия  органов местного самоуправления по передаче прав на объекты централизованных систем горячего водоснабжения, холодного водоснабжения и (или) водоотведения путем закрепления указанных объектов, находящихся в государственной или муниципальной собственности, за государственными или муниципальными предприятиями могут быть рассмотрены на предмет нарушения статьи 15 Закона о защите конкуренции (письмо ФАС России №АД\53812\15 от 05.10.2015 «О возможности закрепления на праве хозяйственного ведения за муниципальными предприятиями такого вида муниципального имущества как сетей водоснабжения и теплоснабжения»).

При рассмотрении настоящего дела антимонопольным орган проведен анализ состояния конкуренции в объеме, необходимом для принятия решения, в порядке, предусмотренном частью 5.1 статьи 45 Закона о защите конкуренции  и пунктом 10.7 Приказа ФАС России от 28.04.2010 № 220 «Об утверждении Порядка проведения анализа состояния конкуренции на товарном рынке».

Временной интервал исследования товарного рынка с 01.01.2015 по 10.10.2016.

Географические границы товарного рынка определены с учетом границ территории, на которой осуществляют свои полномочия органы местного самоуправления и границ территорий, на которые поставляется товар  с использованием рассматриваемого имущества: Коркинское городское поселение

Продуктовые границы  товарного рынка: услуги водоснабжения и водоотведения группы 36  и 37  согласно Общероссийского классификатора видов экономической деятельности ОК 029-2014 (КДЕС Ред. 2), утвержденного Приказом Росстандарта от 31.01.2014 № 14-ст.

Оценка изменения (возможного изменения) состояния конкуренции на товарном рынке вследствие принятия акта и (или) осуществления действий (бездействия): в результате принятия  Администрацией рассматриваемого акта  и заключения договора органами местного самоуправления  созданы  преимущественные условия выхода на указанный товарный рынок  отдельному хозяйствующему субъекту - МП «КУВВ», в том числе путем предоставления объектов водоснабжения и водоотведения на праве хозяйственного ведения в нарушение действующего законодательства.

Администрацией в результате рассматриваемых действий устранена конкуренция за право получения объектов водоснабжения и водоотведения в пользование, тогда как  проведение торгов по передаче данного имущества в пользование  позволит   получить указанную возможность любым хозяйствующим субъектам как Коркинского городского поселения, Челябинской области, так и хозяйствующим субъектам других регионов, в соответствии с требованиями, установленными действующим законодательством.

В соответствии с частью 1 статьи 15 Закона о защите конкуренции  органам государственной власти субъектов Российской Федерации запрещается принимать акты и (или) осуществлять действия (бездействие), которые приводят или могут привести к недопущению, ограничению, устранению конкуренции, за исключением предусмотренных   федеральными     законами случаев    принятия актов     и      (или) осуществления таких действий (бездействия), в частности запрещается  предоставление хозяйствующему субъекту доступа к информации в приоритетном порядке,  создание дискриминационных условий (пункт 8).

 Согласно пункту 7 статьи 4 Закона о защите конкуренции, конкуренция- соперничество хозяйствующих субъектов, при котором самостоятельными действиями каждого из них исключается или ограничивается возможность каждого из них в одностороннем порядке воздействовать на общие условия обращения товаров на соответствующем товарном рынке.

В соответствии с пунктом 8 статьи 4 Закона о защите конкуренции, дискриминационные условия - условия доступа на товарный рынок, условия производства, обмена, потребления, приобретения, продажи, иной передачи товара, при которых хозяйствующий субъект или несколько хозяйствующих субъектов поставлены в неравное положение по сравнению с другим хозяйствующим субъектом или другими хозяйствующими субъектами.

Таким образом, действия Администрации по принятию Постановления № 292 от 10.06.2015 «О предоставлении на праве хозяйственного ведения муниципального имущества муниципальному предприятию Коркинского городского поселения «Коркинское Управление Водоснабжения и Водоотведения» в части передачи объектов водоснабжения и водоотведения и подписанию договора № 13 от 15.06.2015 о закреплении за МП «КУВВ» муниципального имущества – объектов водоснабжения и водоотведения на праве хозяйственного ведения могут привести к недопущению, устранению, ограничению конкуренции путем создания преимущественных условий выхода на рынок услуг водоснабжения и водоотведения данному хозяйствующему субъекту, а также ограничения доступа на рынок услуг водоснабжения и водоотведения иным организациям, посредством ограничения возможности получения муниципального имущества в пользование для осуществления деятельности хозяйствующими субъектами в порядке, предусмотренном действующим законодательством.

Поскольку Постановление Администрации № 292 от 10.06.2015 «О предоставлении на праве хозяйственного ведения муниципального имущества муниципальному предприятию Коркинского городского поселения «Коркинское Управление Водоснабжения и Водоотведения» не отменено и договор № 13 от 15.06.2015 о закреплении за МП «КУВВ» муниципального имущества — объектов водоснабжения и водоотведения не расторгнут, Комиссия считает возможным выдать предписание Администрации предписание  о прекращении нарушения антимонопольного законодательства в порядке статьи 23 Закона о защите конкуренции, в том числе путем отмены акта, нарушающего антимонопольное законодательство, принятия мер по расторжению договора № 13 от 15.06.2015 в части передачи муниципального имущества — объектов водоснабжения и водоотведения и возврату указанного имущества в муниципальную казну.

Руководствуясь статьей 23, частью 1 статьи 39, частями 1-4 статьи 41, частью 1 статьи 49, статьей 50 Закона о защите конкуренции, Комиссия

 

РЕШИЛА:

 

1. Признать нарушением части 1 статьи 15 Закона о защите конкуренции, в том числе пункта 8 названой нормы, действия Администрации, выразившиеся в принятии Постановления № 292 от 10.06.2015 «О предоставлении на праве хозяйственного ведения муниципального имущества муниципальному предприятию Коркинского городского поселения «Коркинское Управление Водоснабжения и Водоотведения» в части передачи объектов водоснабжения и водоотведения и подписании договора № 13 от 15.06.2015 о закреплении за МП «КУВВ» муниципального имущества – объектов водоснабжения и водоотведения на праве хозяйственного ведения, которые могут привести к недопущению, устранению, ограничению конкуренции путем создания преимущественных условий выхода на рынок услуг водоснабжения и  водоотведения данному хозяйствующему субъекту, а также ограничения доступа на рынок услуг водоснабжения и водоотведения иным организациям, посредством ограничения возможности получения муниципального имущества в пользование для осуществления деятельности хозяйствующими субъектами в порядке, предусмотренном действующим законодательством.

2.  Администрации Коркинского городского поселения выдать предписание о прекращении нарушения  антимонопольного законодательства.

3. Передать соответствующему должностному лицу Челябинского УФАС России материалы настоящего дела для рассмотрения вопроса о возбуждении административного производства по выявленным признакам административного правонарушения.

4. Иные меры по пресечению и (или) устранению последствий нарушения антимонопольного законодательства, а также по обеспечению конкуренции не принимать ввиду отсутствия оснований для их принятия.

 

 

 

 

 

 

 

ПРЕДПИСАНИЕ

по делу № 106-07/15

 

24  октября 2016 года                                                                г. Челябинск, пр. Ленина, 59

 

Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Челябинской области  (далее – Челябинское УФАС России)  по рассмотрению дела о нарушении антимонопольного законодательства (далее – Комиссия) в составе:

 

Председателя

Комиссии:

<…>

-

заместителя руководителя Челябинского УФАС России;

Членов Комиссии:

<…>

-

начальника отдела контроля торгов и органов власти Челябинского УФАС России;

 

<…>

-

специалиста-эксперта отдела контроля естественных монополий, ЖКХ и транспорта Челябинского УФАС России,

 

руководствуясь статьей 23, частью 1 статьи 39, частью 4 статьи 41, статьей 50 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее – Закон о защите конкуренции), на основании решения от 24.10.2016 по делу № 106-07/15 о нарушении Администрацией Коркинского городского поселения Коркинского муниципального района (далее - Администрация) части 1 статьи 15 Закона о защите конкуренции, в том числе пункта 8 названной нормы,

 

ПРЕДПИСЫВАЕТ:

 

1. Администрации в срок до 15 декабря 2016 года прекратить нарушение части 1 статьи 15 Закона о защите конкуренции, в том числе пункта 8 названной нормы путем:

1.1) отмены Постановления Администрации № 292 от 10.06.2015 «О предоставлении на праве хозяйственного ведения муниципального имущества муниципальному предприятию Коркинского городского поселения «Коркинское Управление Водоснабжения и Водоотведения» в части передачи объектов водоснабжения и водоотведения;

1.2) принятия мер по расторжению договора № 13 от 15.06.2015 в части передачи муниципального имущества - объектов водоснабжения и водоотведения и возврату указанного имущества в муниципальную казну.

2. Администрации в качестве доказательств исполнения пункта 1 настоящего предписания представить в Челябинское УФАС России в срок до 22 декабря 2016 года следующие надлежаще заверенные копии:

- актов, подтверждающих отмену Постановления Администрации № 292 от 10.06.2015 в указанной части, а также опубликование таких актов;

- документов, подтверждающих принятие мер по расторжению договора № 13 от 15.06.2015 в указанной части и возврату муниципального имущества в муниципальную казну (например, уведомление об отказе от договора, акты приема-передачи имущества и другие).

 

Документы, представленные в доказательство исполнения предписания, должны быть заверены печатью организации и подписью должностного лица, прошиты  и пронумерованы, представлены с сопроводительным письмом и  описью документов.

Связанные организации

Связанные организации не указаны