Решение б/н Решение и предписание по делу № 107-08/2017 от 2 апреля 2018 г.
Текст документа
Сохранить как PDF
РЕШЕНИЕ
28 марта 2018 года г. Челябинск
Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Челябинской области (далее – Челябинское УФАС России) по рассмотрению дел по признакам нарушениях законодательства Российской Федерации о рекламе (далее - Комиссия) в составе:
председатель Комиссии:
члены Комиссии:
|
<…> – заместитель руководителя – начальник отдела контроля за рекламой и недобросовестной конкуренцией Челябинского УФАС России; <…> – специалист-эксперт отдела контроля за рекламой и недобросовестной конкуренцией Челябинского УФАС России; <…> – ведущий специалист-эксперт отдела контроля за рекламой и недобросовестной конкуренцией Челябинского УФАС России, |
рассмотрев дело № 107-08/2017, возбужденное по факту размещения в социальной сети «В Контакте» в группе «Лучшая Школа!» https://vk.com/bstcool рекламы со сведениями: «При всем многообразии школ и однообразии направлений, остро назрел вопрос о наличии Лучшей Школы! И вот, двое самых опытных и харизматичных преподавателей и организаторов представляют вашему вниманию проект - Лучшая Школа! Теперь нет вопросов: где лучшая школа?!))», с признаками нарушения требований пункта 1 части 3 статьи 5 Федерального закона «О рекламе»,
в отсутствие лиц, участвующих в деле, надлежащим образом извещенных о дате, времени и месте рассмотрения дела,
УСТАНОВИЛА:
В Челябинское УФАС России поступило заявление физического лица о размещении в социальной сети «В Контакте» в группе «Лучшая Школа!» https://vk.com/bstcool рекламы со сведениями: «При всем многообразии школ и однообразии направлений, остро назрел вопрос о наличии Лучшей Школы! И вот, двое самых опытных и харизматичных преподавателей и организаторов представляют вашему вниманию проект - Лучшая Школа! Теперь нет вопросов: где лучшая школа?!))».
Также в социальной сети «В Контакте» в группе «Лучшая Школа!» https://vk.com/bstcool присутствует следующая информация: «Объединиться, чтобы творить, развиваться, расти!!! S'ТАНЦИЯ и Пепо&Фидель с 1 сентября слились в ОДНУ танцевальную школу, объединив не только учеников, но и сильных и опытных тренеров. Объединенная школа остается под названием SТАНЦИЯ и находится по адресу пр.Ленина 81, 7 этаж».
На запрос Челябинского УФАС России ООО «В Контакте» представило письменные пояснения, согласно которым создателем страницы https://vk.com/bstcool является пользователь, указавший в качестве имени и фамилии «<…>», телефон +7-912-***-**-00.
Согласно выписке из реестра Российской системы и плана нумерации, размещенной на официальном сайте Федерального агентства связи, номер <...> -912-***-**-00 входит в ресурс нумерации оператора связи ПАО «Мобильные ТелеСистемы».
ПАО «Мобильные ТелеСистемы» представило письменные пояснения, согласно которым абонентский номер <...> -912-***-**-00 принадлежит <…>.
От <…> документы и письменные пояснения не поступили.
Рассмотрение заявления и материалов приводит к следующим выводам.
В социальной сети «В Контакте» в группе «Лучшая Школа!» https://vk.com/bstcool размещена реклама со сведениями: «При всем многообразии школ и однообразии направлений, остро назрел вопрос о наличии Лучшей Школы! И вот, двое самых опытных и харизматичных преподавателей и организаторов представляют вашему вниманию проект - Лучшая Школа! Теперь нет вопросов: где лучшая школа?!))».
Также в социальной сети «В Контакте» в группе «Лучшая Школа!» https://vk.com/bstcool присутствует следующая информация: «Объединиться, чтобы творить, развиваться, расти!!! S'ТАНЦИЯ и Пепо&Фидель с 1 сентября слились в ОДНУ танцевальную школу, объединив не только учеников, но и сильных и опытных тренеров. Объединенная школа остается под названием SТАНЦИЯ и находится по адресу пр.Ленина 81, 7 этаж».
Согласно части 1 статьи 3 Федерального закона «О рекламе» под рекламой понимается информация, распространенная любым способом, в любой форме и с использованием любых средств, адресованная неопределенному кругу лиц и направленная на привлечение внимания к объекту рекламирования, формирование или поддержание интереса к нему и его продвижение на рынке.
Информация со сведениями: «При всем многообразии школ и однообразии направлений, остро назрел вопрос о наличии Лучшей Школы! И вот, двое самых опытных и харизматичных преподавателей и организаторов представляют вашему вниманию проект - Лучшая Школа! Теперь нет вопросов: где лучшая школа?!))» в силу статьи 3 Федерального закона «О рекламе» является рекламой, поскольку направлена на привлечение внимания и формирование интереса со стороны потребителей к школе танцев.
В соответствии с пунктом 1 части 3 статьи 5 Федерального Закона «О рекламе» недостоверной признается реклама, которая содержит не соответствующие действительности сведения о преимуществах рекламируемого товара перед находящимися в обороте товарами, которые произведены другими изготовителями или реализуются другими продавцами.
Согласно правовой позиции, изложенной в пункте 29 Постановления Пленума Высшего Арбитражного суда РФ от 8.10.2012 № 58 «О некоторых вопросах практики применения арбитражными судами Федерального закона «О рекламе» информация, содержащаяся в рекламе, должна отвечать критериям достоверности, в том числе в целях формирования у потребителя верного, истинного представления о товаре (услуге), его качестве, потребительских свойствах.
В связи с этим использование в рекламе сравнительной характеристики объекта рекламирования с иными товарами, например путем употребления слов «лучший», «первый», «номер один», должно производиться с указанием конкретного критерия, по которому осуществляется сравнение и который имеет объективное подтверждение. Реклама, не сопровождаемая таким подтверждением, должна считаться недостоверной как содержащая не соответствующие действительности сведения о преимуществах рекламируемого товара перед находящимися в обороте товарами, изготовленными другими производителями или реализуемыми другими продавцами (пункт 1 части 3 статьи 5 Закона о рекламе).
В рекламе присутствуют сведения «лучшая» в совокупности с информацией «Остро назрел вопрос о наличии», «Школа», «Двое самых опытных и харизматичных преподавателей и организаторов представляют вашему вниманию проект», что создает впечатление о том, что услуги школы танцев с коммерческим обозначением «SТАНЦИЯ» по предоставлению услуг по обучению танцам, превосходят услуги других школ, оказывающих аналогичные услуги. При этом в рекламе не указан конкретный критерий, по которому осуществляется сравнение. Документов о том, что школа танцев с коммерческим обозначением «SТАНЦИЯ» является лучшей Шабалиным Д.С. не представлено, антимонопольным органом не получено. Таким образом, потребитель не может сформировать верное представление о предлагаемой услуге и ее характеристиках.
С учетом изложенного, реклама услуг по обучению танцам школы танцев с коммерческим обозначением «SТАНЦИЯ», в которой присутствуют сведения «лучшая», нарушает пункт 1 части 3 статьи 5 Федерального закона «О рекламе».
На основании части 6 статьи 38 Федерального закона «О рекламе», ответственность за нарушение пункта 1 части 3 статьи 5 Федерального закона «О рекламе» ответственность несет рекламодатель.
Статьей 3 Федерального закона «О рекламе» установлено, что рекламодатель - изготовитель или продавец товара либо иное определившее объект рекламирования и (или) содержание рекламы лицо.
Из указанного определения следует, что рекламодателем может быть как лицо, заинтересованное в реализации объекта рекламирования (изготовитель товара, продавец товара, лицо, оказывающее услуги), так и иное лицо, если указанное лицо совершило действия по выбору объекта рекламирования (под которым понимается товар, средства индивидуализации юридического лица и (или) товара, изготовитель или продавец товара, результаты интеллектуальной деятельности либо мероприятие, на привлечение внимания к которым направлена реклама) и содержания рекламной информации. При этом отнесение того или иного лица к рекламодателю осуществляется исходя из объекта рекламирования, к которому формируется интерес в рекламе, условий договора о распространении рекламы, а также иных обстоятельств распространения рекламы (письмо ФАС России от 31.05.2016 N АК/36350/16 «О разъяснении отдельных положений Федерального закона «О рекламе»).
Рекламодателем рекламы является <…> как создатель группы в социальной сети «В Контакте» «Лучшая Школа!» https://vk.com/bstcool.
Поскольку по состоянию на 28 марта 2018 года <…> не представлено документов, материалов с указанием на прекращение размещения указанной рекламы, Комиссия считает возможным выдать <…> предписание о прекращении нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе.
Руководствуясь частью 2 пункта 1 статьи 33, частью 1 статьи 36 Закона о рекламе и в соответствии с пунктами 37 - 42 Правил рассмотрения антимонопольным органом дел, возбужденных по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе, Комиссия
РЕШИЛА:
1. Признать ненадлежащей рекламу со сведениями: «При всем многообразии школ и однообразии направлений, остро назрел вопрос о наличии Лучшей Школы! И вот, двое самых опытных и харизматичных преподавателей и организаторов представляют вашему вниманию проект - Лучшая Школа! Теперь нет вопросов: где лучшая школа?!))», распространенную в социальной сети «В Контакте» «Лучшая Школа!» https://vk.com/bstcool, поскольку при ее распространении нарушены требования пункта 1 части 3 статьи 5 Федерального закона «О рекламе».
2. Выдать <…> предписание о прекращении нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе.
3. Передать материалы дела уполномоченному должностному лицу Управления Федеральной антимонопольной службы по Челябинской области для возбуждения дела об административном правонарушении, предусмотренном статьей 14.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях в отношении <…>.
Решение может быть обжаловано в арбитражный суд в порядке, предусмотренном статьей 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
ПРЕДПИСАНИЕ
О ПРЕКРАЩЕНИИ НАРУШЕНИЯ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА
РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ О РЕКЛАМЕ
28 марта 2018 года г. Челябинск
Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Челябинской области по рассмотрению дел по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе (далее – Комиссия) в составе:
председатель Комиссии: |
<…> – заместитель руководителя – начальник отдела контроля за рекламой и недобросовестной конкуренцией Челябинского УФАС России; |
члены Комиссии: |
<…> – специалист-эксперт отдела контроля за рекламой и недобросовестной конкуренцией Челябинского УФАС России; <…> – ведущий специалист-эксперт отдела контроля за рекламой и недобросовестной конкуренцией Челябинского УФАС России, |
на основании решения от 28 марта 2018 года по делу № 107-08/2017 о признании рекламы со сведениями: «При всем многообразии школ и однообразии направлений, остро назрел вопрос о наличии Лучшей Школы! И вот, двое самых опытных и харизматичных преподавателей и организаторов представляют вашему вниманию проект - Лучшая Школа! Теперь нет вопросов: где лучшая школа?!))», распространенной в социальной сети «В Контакте» в группе «Лучшая Школа!» https://vk.com/bstcool, ненадлежащей, поскольку в ней нарушены требования пункта 1 части 3 статьи 5 Федерального закона «О рекламе», и в соответствии с пунктом 1 части 2 статьи 33, частями 1,3 статьи 36 Федерального закона «О рекламе», пунктами 44, 45 Правил рассмотрения антимонопольным органом дел, возбужденных по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе,
ПРЕДПИСЫВАЕТ:
1. <…> незамедлительно со дня получения настоящего предписания прекратить нарушение требования пункта 1 части 3 статьи 5 Федерального закона «О рекламе», а именно исключить из рекламной информации, размещаемой в социальной сети «В Контакте» в группе «Лучшая Школа!» https://vk.com/bstcool, слово «лучшая».
2. <…> в срок до 28 мая 2018 года представить в Управление Федеральной антимонопольной службы по Челябинской области доказательства исполнения пункта 1 настоящего предписания, а именно скрин-шоты группы «Лучшая Школа!» в социальной сети «В Контакте» https://vk.com/bstcool.
В случае невыполнения в установленный срок предписания о прекращении нарушения законодательства о рекламе Челябинское УФАС России вправе в соответствии с пунктом 2 статьи 19.5 Кодекса РФ об административных правонарушениях привлечь виновное лицо к административной ответственности.
Предписание может быть обжаловано в Арбитражный суд в порядке, предусмотренном статьей 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.