Постановление б/н Постановление по делу № 10А-7.32.4 ч.10-06/18 от 26 октября 2018 г.

Вид документа
Дата регистрации
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

 

 

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

о наложении штрафа по делу 10А-7.32.4 ч.10-06/18

об административном правонарушении

 

23 октября 2018 года г. Челябинск, пр. Ленина, 59

 

Я, <…>, заместитель руководителя Управления Федеральной антимонопольной службы по Челябинской области (далее – Челябинское УФАС России), рассмотрев материалы дела 10А-7.32.4 ч.10-06/18 об административном правонарушении, возбужденного по части 10 статьи 7.32.4 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее – КоАП РФ) в отношении должностного лица Министерства экологии Челябинской области (ИНН 7453135778; ОГРН 1047424528161) – заместителя министра экологии Челябинской области <…>, в присутствии защитника <…>, действующего на основании доверенности от 03.10.2018 № 105,

 

УСТАНОВИЛА:

 

В адрес Челябинского УФАС России поступили 3 жалобы ООО «Спецпроект» на неправомерные действия Министерства при проведении открытого конкурса на право заключения концессионного соглашения о создании межмуниципальной системы коммунальной инфраструктуры на территории Челябинской области в отношении обработки, накопления, утилизации, размещения твердых коммунальных отходов на территории Челябинского кластера, извещение № 231117/2238202/01, лот № 1 (далее – Конкурс, торги).

Порядок проведения открытого конкурса на право заключения концессионного соглашения регулируется положениями Федерального закона от 21.07.2005 № 115-ФЗ «О концессионных соглашениях» (далее – Закон о концессионных соглашениях).

В соответствии с пунктом 17 части 1 статьи 4 Закона о концессионных соглашениях объектами концессионного соглашения являются, в том числе объекты, на которых осуществляются обработка, накопление, утилизация, обезвреживание, размещение твердых коммунальных отходов.

Министерством издан Приказ от 23.11.2017 № 1465 «О заключении концессионного соглашения», которым приняло решение о проведении Конкурса.

Приказом от 23.11.2017 № 1465 также утверждена конкурсная документация открытого конкурса на право заключения концессионного соглашения о создании межмуниципальной системы коммунальной инфраструктуры на территории Челябинской области в отношении обработки, накопления, утилизации, размещения твердых коммунальных отходов на территории Челябинского кластера (далее – Конкурсная документация).

Приказом Министерства от 27.11.2017 № 1476 в Приказ от 23.11.2017 № 1465 внесены изменения, согласно которым Конкурсная документация изложена в новой редакции (редакция 2).

Челябинским УФАС России рассмотрены 3 жалобы ООО «Спецпроект» (№ 04-06-18.1/2018, № 06-06-18.1/2018, № 07-06-18.1/18) на неправомерные действия Организатора торгов при проведении им Конкурса: две жалобы ООО «Спецпроект» (№ 04-06-18.1/2018, № 06-06-18.1/2018) были признаны обоснованными и одна жалоба (№ 07-06-18.1/18) – необоснованной, однако комиссией антимонопольного органа дополнительно выявлено нарушение порядка проведения Конкурса, совершенное Министерством.

В ходе изучения материалов по жалобам № 04-06-18.1/2018, № 06-06-18.1/2018, № 07-06-18.1/18 установлены следующие нарушения.

1. Министерство, не продлив срок представления заявок на участие в Конкурсе с учетом действия обеспечительных мер, нарушило часть 2 статьи 27 Закона о концессионных соглашениях.

Арбитражным судом Челябинской области определением от 08.12.2017 по делу № А76-38000/2017 принято решение о принятии обеспечительных мер в виде приостановления Конкурса до вступления в законную силу судебного акта по данному делу.

Частью 1 статьи 90 Арбитражного процессуального кодекса РФ от 24.07.2002 № 95-ФЗ (далее – АПК РФ) определено, что обеспечительные меры – это срочные временные меры, направленные на обеспечение иска или имущественных интересов заявителя. Согласно части 2 указанной статьи обеспечительные меры допускаются на любой стадии арбитражного процесса, если непринятие этих мер может затруднить или сделать невозможным исполнение судебного акта, в том числе, если исполнение судебного акта предполагается за пределами РФ, а также в целях предотвращения причинения значительного ущерба заявителю.

Согласно статье 91 АПК РФ обеспечительными мерами арбитражного суда могут быть:

1) наложение ареста на денежные средства (в том числе денежные средства, которые будут поступать на банковский счет) или иное имущество, принадлежащие ответчику и находящиеся у него или других лиц;

2) запрещение ответчику и другим лицам совершать определенные действия, касающиеся предмета спора;

3) возложение на ответчика обязанности совершить определенные действия в целях предотвращения порчи, ухудшения состояния спорного имущества;

4) передача спорного имущества на хранение истцу или другому лицу;

5) приостановление взыскания по оспариваемому истцом исполнительному или иному документу, взыскание по которому производится в бесспорном (безакцептном) порядке;

6) приостановление реализации имущества в случае предъявления иска об освобождении имущества от ареста.

Арбитражным судом могут быть приняты иные обеспечительные меры, а также одновременно может быть принято несколько обеспечительных мер.

Обеспечительные меры в соответствии с частью 2 статьи 90 АПК РФ допускаются на любой стадии арбитражного процесса, если непринятие этих мер может затруднить или сделать невозможным исполнение судебного акта, в том числе если исполнение судебного акта предполагается за пределами Российской Федерации, а также в целях предотвращения причинения значительного ущерба заявителю.

ООО «СпецПроект» заявило в Арбитражный суд Челябинской области о принятии обеспечительных мер в виде приостановления Конкурса, в том числе осуществление всех конкурсных процедур.

Арбитражный суд Челябинской области, оценив доводы, приведенные ООО «Спецпроект» в обоснование необходимости применения испрашиваемой обеспечительной меры, а также исходя из предмета заявленных требований, пришел к выводу о наличии предусмотренных частью 2 статьи 90 АПК РФ оснований для применения заявленной обеспечительной меры, поскольку ее непринятие может привести к затруднительности или невозможности исполнения судебного акта, а также в будущем осложнить непосредственную реализацию заявителем своих прав в случае удовлетворения заявления.

Суд полагает, что в данном случае заявленная мера обеспечения направлена на сохранение существующего состояния отношений (status quo) между сторонами, а также способствует обеспечению исполнимости судебного акта и предотвращению причинения ущерба ООО «Спецпроект».

Испрашиваемая заявителем обеспечительная мера, по мнению суда, связана с предметом спора и соразмерна ему, разумна и обоснована, направлена на обеспечение фактической реализации целей обеспечительных мер, а также позволит обеспечить баланс частных и публичных интересов.

Таким образом, Арбитражный суд Челябинской области, удовлетворив ходатайство ООО «Спецпроект» о приостановлении Конкурса, в том числе приостановление всех конкурсных процедур, обязал Министерство приостановить Конкурс до вступления в законную силу судебного акта по делу № А76-38000/2017.

В соответствии с частью 1 статьи 16 АПК РФ вступившие в законную силу судебные акты арбитражного суда являются обязательными для органов государственной власти, органов местного самоуправления, иных органов, организаций, должностных лиц и граждан и подлежат исполнению на всей территории Российской Федерации.

Согласно статье 187 АПК РФ определение, вынесенное арбитражным судом, исполняется немедленно, если иное не установлено АПК РФ или арбитражным судом.

Данное определение арбитражного суда от 08.12.2017 получено Организатором торгов 14.12.2017, что подтверждается отметкой о его принятии. При этом, Министерство своевременно не приняло решение о приостановлении Конкурса.

Министерством был приостановлен конкурс лишь на стадии окончания подачи заявок приказом от 16.01.2018 № 31.

В момент проведения Организатором торгов Конкурса с нарушениями сроков его приостановления была подана единственная заявка АО «Управление отходами» на участие в Конкурсе. Данная заявка была принята Министерством и занесена в журнал регистрации заявок на участие в открытом конкурсе на право заключения концессионного соглашения, согласно которому заявка подана 16.01.2018 в 10:51.

16.01.2018 в Министерство поступило требование судебного пристава-исполнителя МСОСП г. Челябинска по ИАС УФССП России по Челябинской области от 16.01.2018 № 74020/18/377718 о незамедлительном приостановлении Конкурса с момента поступления данного требования.

Во исполнение указанного требования Министерством издан приказ от 16.01.2018 № 31 о приостановлении Конкурса.

Согласно письменным пояснениям Министерства в приказе от 16.01.2018 № 31 были указаны время и дата его подписания: 16.01.2018 18:40 (местное время). Данный приказ был размещен на официальном сайте Российской Федерации для размещения информации о проведении торгов www.torgi.gov.ru 16.01.2018 17:06 (на сайте отражается московское время).

Таким образом, Министерство, приостановив Конкурс приказом от 16.01.2018 № 31, исполнило определение суда от 08.12.2017.

При этом, данный факт указания времени (в часах и минутах) не соответствует правилам действия ненормативных правовых актов во времени.

14.03.2018 определением Арбитражного суда Челябинской области были отменены обеспечительные меры, принятые 08.12.2017 в виде приостановления Конкурса.

Министерство в тот же день (14.03.2018) возобновило торги, отменив приказ о приостановлении открытого конкурса от 16.01.2018 № 31 (приказ от 14.03.2018 № 301), и приняло решение о признании конкурса несостоявшимся (приказ от 14.03.2018 № 302) в разрез Конкурсной документации (в редакции 2), согласно которой данное решение должно быть принято на следующий день после окончания срока подачи заявок.

В связи с тем, что Министерством не были приняты меры по продлению процедуры проведения Конкурса, ООО «Спецпроект» было лишено возможности подать заявку на участие в Конкурсе.

Срок представления заявок на участие в конкурсе согласно части 2 статьи 27 Закона о концессионных соглашениях должен составлять не менее чем тридцать рабочих дней со дня опубликования и размещения сообщения о проведении конкурса или со дня направления такого сообщения лицам в соответствии с решением о заключении концессионного соглашения одновременно с приглашением принять участие в конкурсе.

Продление срока представления заявок на участие в конкурсе (не менее чем на тридцать рабочих дней) предусмотрено частью 6 статьи 23 Закона о концессионных соглашениях.

Организатором торгов информация о проведении конкурса (Приказ от 23.11.2017 № 1465 «О заключении концессионного соглашения», конкурсная документация) размещена на официальном сайте Российской Федерации для размещения информации о проведении торгов www.torgi.gov.ru 23.11.2017.

Приказом Министерства от 27.11.2017 № 1476 в Приказ от 23.11.2017 № 1465 внесены изменения в Конкурсную документацию. Данный приказ размещен на официальном сайте торгов www.torgi.gov.ru 30.11.2017.

В соответствии с Конкурсной документацией (в редакции 2) дата и время начала приема заявок – 28 ноября 2017 года.

Согласно пояснениям Министерства определение Арбитражного суда Челябинской области от 08.12.2017 о принятии обеспечительных мер по делу № А76-38000/2017 Организатором торгов получены 14.12.2017, что подтверждается отметкой о его принятии.

Т.е. фактический срок представления заявок на участие в Конкурсе составил 11 рабочих дней (с 30.11.2017 по 14.12.2017), что не соответствует порядку заключения концессионного соглашения, предусмотренного Законом о концессионных соглашениях.

Таким образом, Министерство не предоставило возможности другим потенциальным участникам подать заявки на участие в Конкурсе для обеспечения конкурентных торгов. В результате чего Организатор торгов нарушил права и законные интересы потенциальных участников Конкурса.

Согласно пункту 3 статьи 1, пункту 5 статьи 10 ГК РФ при установлении, осуществлении и защите гражданских прав и при исполнении гражданских обязанностей участники гражданских правоотношений должны действовать добросовестно. Добросовестность участников гражданских правоотношений и разумность их действий предполагаются.

Сокращение сроков представления заявок влечет за собой нарушение принципа недопустимости извлечения преимуществ из своего незаконного или недобросовестного поведения (часть 4 статьи 1 ГК РФ) и злоупотребления правом (часть 1 статьи 10 ГК РФ).

Таким образом, Министерство было обязано продлить Конкурс с целью соблюдения конкурентных процедур. Несоблюдение сроков проведения конкурсных процедур влечет за собой нарушение порядка организации и проведения конкурса.

2. Министерство, не продлив срок внесения задатка в обеспечение исполнения обязательства по заключению концессионного соглашения с учетом действия обеспечительных мер, нарушило пункт 12 части 1 статьи 23 Закона о концессионных соглашениях.

Согласно пункту 13.3 Конкурсной документации (в редакции 2) заявитель вносит задаток в обеспечение исполнения обязательств по заключению концессионного соглашения до 9 января 2018 года включительно.

Арбитражным судом Челябинской области определением от 08.12.2017 по делу № А76-38000/2017 принято решение о принятия обеспечительных мер в виде приостановления Конкурса до вступления в законную силу судебного акта по данному делу.

Данное определение арбитражного суда от 08.12.2017 получено Министерством 14.12.2017, что подтверждается отметкой о его принятии.

Министерство, возобновив Конкурс по предписанию Челябинского УФАС России в рамках жалобы ООО «Спецпроект» № 04-06-18.1/2018, не предприняло мер по продлению срока внесения задатка в обеспечение исполнения обязательства по заключению концессионного соглашения с учетом действия обеспечительных мер, принятых арбитражным судом с даты получения определения суда, т.е. на 13 рабочих дней (с 14.12.2017 по 09.01.2018).

Возобновить по толковому словарю Ефремовой Т.Ф. означает начать вновь после какого-либо перерыва; приводить в прежнее состояние, восстановить.

Таким образом, возобновление торгов предполагает продолжение процедуры проведения торгов после ее приостановки, т.е. восстановление торгов с того момента, с которого они были приостановлены.

В данном случае возобновление торгов предполагает продолжение процедуры проведения торгов после принятия Челябинским УФАС России решения по жалобе № 04-06-18.1/2018 по возобновлению Конкурса, в том числе отмене всех протоколов, составленных в ходе его проведения, с учетом действия обеспечительных мер в виде приостановления торгов, принятых арбитражным судом.

Министерство, исполняя функции организатора торгов, несет ответственность за порядок организации и проведения торгов, и, следовательно, обязано было при совершении действий по возобновлению торгов, продлить срок внесения задатка в обеспечение исполнения обязательства по заключению концессионного соглашения.

С учетом изложенного, Министерство с целью соблюдения прав и законных интересов претендентов должно было по собственной инициативе дать разъяснение о порядке организации и проведения торгов в части срока внесения задатка с указанием конкретной даты его внесения либо внести соответствующие изменения в Конкурсную документацию либо любым иным способом довести данную информацию до неопределенного круга лиц.

3. Министерство, нарушив срок представления разъяснений положений Конкурсной документации (в редакции 2) по запросу ООО «Спецпроект», нарушило часть 5 статьи 23 Закона о концессионных соглашениях.

ООО «Спецпроект» обратилось к Министерству 18.04.2018 за разъяснениями положений Конкурсной документации в части срока внесения задатка, отправив запрос о представлении указанного разъяснения на официальную электронную почту Министерства info@mineco174.ru, о чем свидетельствуют документы, представленные ООО «Спецпроект» (вх. от 07.05.2018), а также экспресс-почтой.

Согласно отметке Министерства, имеющейся на запросе ООО «Спецпроект» о представлении разъяснения положений Конкурсной документации, Организатор торгов получил указанный запрос 20.04.2018.

В соответствии с частью 5 статьи 23 Закона о концессионных соглашениях концедент или конкурсная комиссия обязаны предоставлять в письменной форме разъяснения положений конкурсной документации по запросам заявителей, если такие запросы поступили к концеденту или в конкурсную комиссию не позднее чем за десять рабочих дней до дня истечения срока представления заявок на участие в конкурсе. Разъяснения положений конкурсной документации направляются концедентом или конкурсной комиссией каждому заявителю в сроки, установленные конкурсной документацией, но не позднее чем за пять рабочих дней до дня истечения срока представления заявок на участие в конкурсе. В случае проведения открытого конкурса разъяснения положений конкурсной документации также размещаются на официальном сайте в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет». Указанные запросы заявителей и разъяснения положений конкурсной документации по запросам заявителей могут также направляться им в электронной форме.

Согласно пункту 12.2 Конкурсной документации (в редакции 2) разъяснения положений Конкурсной документации направляются концедентом или конкурсной комиссией каждому заявителю в течение 5 (пяти) рабочих дней со дня поступления запроса, но не позднее чем за 5 (пять) рабочих дней до дня истечения срока представления Заявок на участие в Конкурсе.

Запросы заявителей и разъяснения положений Конкурсной документации по запросам заявителей могут также направляться им в электронной форме (п. 12.4 Конкурсной документации в редакции 2).

Таким образом, Организатор торгов, формируя конкурсную документацию, предусматривающую направление запроса о представлении разъяснений его положений в электронной форме, обязан обеспечить получение такого документа по электронной почте.

Вменяя себе в обязанность в конкурсной документации получения документов в электронной форме, Министерство несет риски за неполучение документов по электронной почте.

При этом, ООО «Спецпроект» представлены доказательства направления запроса о представлении разъяснения положений Конкурсной документации в части срока внесения задатка на электронную почту (info@mineco174.ru), указанную на официальном сайте Министерства, 18.04.2018.

Таким образом, разъяснения положений Конкурсной документации (в редакции 2) должны быть направлены Организатором торгов согласно пункту 12.2 Конкурсной документации (в редакции 2) не позднее 24.04.2018 включительно.

Министерство подготовило для ООО «Спецпроект» разъяснения положений Конкурсной документации в части срока внесения задатка 27.04.2018 и в тот же день разместило их на официальном сайте Российской Федерации для размещения информации о проведении торгов www.torgi.gov.ru. ООО «Спецпроект» указанные разъяснения получены 28.04.2018.

Таким образом, Организатором торгов нарушены сроки представления разъяснений положений Конкурсной документации (в редакции 2) по запросу ООО «Спецпроект».

4. Министерство по результатам проведенного Конкурса нарушило срок заключения концессионного соглашения.

Согласно Конкурсной документации (в редакции 2) срок представления заявок на участие в Конкурсе истек 15.05.2018.

По истечении срока представления заявок на участие в Конкурсе была представлена одна заявка от АО «Управление отходами».

В связи с чем, 17.05.2018 единственному заявителю было предложено представить конкурсное предложение.

18.05.2018 представленное АО «Управление отходами конкурсное предложение Министерством признано соответствующим требованиям Конкурсной документации (в редакции 2) и принято решение о заключении концессионного соглашения.

В этот же день 18.05.2018 концессионное соглашение с АО «Управление отходами» было заключено.

В соответствии с частью 4 статьи 18.1 Закона о защите конкуренции обжалование в административном порядке действий (бездействия) Организатора торгов, оператора электронной площадки, конкурсной или аукционной комиссии допускается не позднее десяти дней со дня подведения итогов торгов либо со дня такого размещения результатов торгов на сайте в информационно-телекоммуникационной сети Интернет.

Таким образом, срок заключения концессионного соглашения по результатам торгов должен быть ранее чем десять дней после подведения итогов.

Исходя из содержания части 4 статьи 18.1 Закона о защите конкуренции данное условие должно соответствовать требованиям к торгам, в том числе к порядку заключения договоров, который должен обеспечивать участникам торгов возможность реализации их права на обжалование действий заказчика в антимонопольный орган в порядке, установленном статьей 18.1 Закона о защите конкуренции.

Учитывая то обстоятельство, что фактически концессионное соглашение о создании межмуниципальной системы коммунальной инфраструктуры на территории Челябинской области в отношении обработки, накопления, утилизации, размещения ТКО на территории Челябинского кластера заключено 18.05.2018 (в день подписания протокола о результатах Конкурса) Челябинское УФАС России признало в действиях Министерства нарушение порядка заключения договора. Поскольку сокращение Организатором торгов законодательно установленного десятидневного срока, до истечении которого договор не может быть заключен, является нарушением требований части 4 статьи 18.1 Закона о защите конкуренции.

В настоящее время сложилась однозначная судебная позиция о том, что порядок проведения торгов должен соответствовать требованиям, установленным Законом о концессионных соглашениях и Законом о защите конкуренции, в соответствии с которыми порядок заключения договоров направлен на обеспечение участникам торгов возможности реализации их права на обжалование действий Организатора торгов в антимонопольный орган в процедуре, установленной ч. 4 ст. 18.1 Закона о защите конкуренции (№ А60-28335/2014).

Таким образом, действия Министерства по заключению концессионного соглашения ранее установленного действующим законодательством срока, могут повлечь ущемление прав участников торгов, препятствовать им в реализации права на обжалование действий заказчика или Организатора торгов.

 

На основании изложенного, в действиях Министерства при организации и проведения Конкурса признано нарушение пункта 12 части 1 статьи 23, части 5 статьи 23, части 2 статьи 27 Закона о концессионных соглашениях, части 4 статьи 18.1 Закона о защите конкуренции.

Документы, на основании которых построены доказательства, подтверждающие наличие административного правонарушения:

– материалы по жалобе № 04-06-18.1/2018;

– материалы по жалобе № 06-06-18.1/2018;

– материалы по жалобе № 07-06-18.1/2018.

В решениях по жалобам № 04-06-18.1/2018 (исх. № 4956/06 от 13.04.2018), № 06-06-18.1/2018 (исх. № 6080/06 от 10.05.2018), № 07-06-18.1/18 (исх. № 7637/06 от 06.06.2018) отражены допущенные Министерством нарушения при организации и проведении Конкурса (решения размещены в сети Интернет на официальном сайте Челябинского УФАС России www.chel.fas.gov.ru в разделе «Решения», а также на официальном сайте Российской Федерации для размещения информации о проведении торгов www.torgi.gov.ru).

Нарушение установленных законодательством Российской Федерации процедуры и порядка организации и проведения обязательных в соответствии с законодательством Российской Федерации торгов, является составом административного правонарушения, предусмотренного частью 10 статьи 7.32.4 КоАП РФ.

Согласно статьи 2.4 КоАП РФ административной ответственности подлежит должностное лицо в случае совершения им административного правонарушения в связи с неисполнением либо ненадлежащим исполнением своих служебных обязанностей.

В соответствии с примечанием к указанной статье под должностным лицом следует понимать лицо, постоянно, временно или в соответствии со специальными полномочиями осуществляющее функции представителя власти, то есть наделенное в установленном законом порядке распорядительными полномочиями в отношении лиц, не находящихся в служебной зависимости от него, а равно лицо, выполняющее организационно-распорядительные или административно-хозяйственные функции в государственных органах, органах местного самоуправления, государственных и муниципальных организациях.

Лица, осуществляющие функции по организации и проведению обязательных в соответствии с законодательством Российской Федерации торгов, в том числе члены конкурсной комиссии, аукционной комиссии, совершившие административные правонарушения, предусмотренные статьей 7.32.4 КоАП РФ, несут административную ответственность как должностные лица.

Согласно части 3 статьи 2.1 КоАП РФ назначение административного наказания юридическому лицу не освобождает от административной ответственности за данное правонарушение виновное физическое лицо, равно как и привлечение к административной ответственности физического лица не освобождает от административной ответственности за данное правонарушение юридическое лицо.

Согласно части 10 статьи 7.32.4 КоАП РФ нарушение установленных законодательством Российской Федерации процедуры и порядка организации и проведения обязательных в соответствии с законодательством Российской Федерации торгов влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от трех тысяч до десяти тысяч рублей.

Челябинское УФАС России в целях установления должностного лица Министерства, ответственного за соблюдение порядка организации и проведения Конкурса требованиям действующего законодательства, истребовало у Министерства:

– информацию о должностном лице, ответственном за проведение Конкурса;

– должностные инструкции, регламенты, устанавливающие полномочия должностного лица, ответственного за проведение Конкурса;

– трудовой договор с должностным лицом, ответственным за проведение Конкурса.

Министерство в письме от 21.05.2018 № 01/4029 (вх. № 6837 от 21.05.2018) пояснило, что именно <…> являлась ответственным за проведение Конкурса, представив документальное подтверждение.

Учитывая изложенное, <…> является должностным лицом в понимании статьи 2.4 КоАП РФ.

Объектом правонарушения по части 10 статьи 7.32.4 КоАП РФ являются общественные отношения в сфере антимонопольного регулирования с участием органов исполнительной власти и органов местного самоуправления.

Объективную сторону состава административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена частью 10 статьи 7.32.4 КоАП РФ, составляют нарушения порядка организации и проведения обязательных в соответствии с законодательством Российской Федерации торгов.

Объективная сторона состава административного правонарушения, совершенного должностным лицом Министерства <…>, выразилась в нарушении указанным лицом Закона о концессионных соглашениях и Закона о защите конкуренции.

В соответствии со статьей 26.1 КоАП РФ по делу об административном правонарушении подлежат в числе прочих выяснению виновность лица в совершении административного правонарушения, а также обстоятельства, исключающие производство по делу об административном правонарушении.

Согласно служебному контракту от 18.10.2013 № 243 о прохождении государственной гражданской службы Челябинской области и замещения должности государственной гражданской службы Челябинской области <…> назначена на должность начальника отдела юридической работы. Дополнительным соглашением от 23.03.2016 к указанному служебному контракту <…> переведена на должность начальника управления охраны окружающей среды.

Приказом Министерства от 23.11.2017 № 1465 «О заключении концессионного соглашения» <…> включена в состав конкурсной комиссии по проведению Конкурса.

Постановлением Губернатора Челябинской области от 17.01.2018 № 6 на <…> возложено исполнение обязанностей Министра экологии Челябинской области до его назначения.

<…>, не продлив срок представления заявок на участие в Конкурсе и срок внесения задатка в обеспечение исполнения обязательства по заключению концессионного соглашения с учетом действия обеспечительных мер, 14.03.2018 издала приказ № 302, объявив Конкурс несостоявшимся в связи с тем, что по истечении срока представления заявок на участие в Конкурсе представлено менее двух заявок.

При принятии указанного решения <…> должна была исследовать вопрос о соответствии подписываемого документа требованиям действующего законодательства.

Далее приказом от 14.03.2018 № 304 «О внесении изменений в приказ от 23.11.2017 № 1465» был изменен состав конкурсной комиссии, согласно которому <…> является председателем конкурсной комиссии.

После продления <…> срока представления заявок на участие в Конкурсе приказом от 13.04.2018 № 445 по предписанию Челябинского УФАС России от 12.04.2018 № 2 (вх. № 4957/06 от 13.04.2018) <…> была обязана при совершении действий по возобновлению торгов продлить срок внесения задатка в обеспечение исполнения обязательства по заключению концессионного соглашения.

<…>, нарушив срок представления ООО «Спецпроект» разъяснений положений Конкурсной документации (в редакции 2) по запросу, обязана была проконтролировать сроки его исполнения.

<…> по результатам проведенного Конкурса также нарушила срок заключения концессионного соглашения, подписав его ранее установленного частью 4 статьи 18.1 Закона о защите конкуренции срока.

Статьей 2.1 КоАП РФ установлено, что административным правонарушением признается противоправное, виновное действие (бездействие) физического или юридического лица, за которое настоящим Кодексом или законами субъектов Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность.

В соответствии с пунктами 21 – 22 Положения о Министерстве экологии Челябинской области, утвержденного Постановлением Губернатора Челябинской области от 20.07.2004 № 366 министр несет персональную ответственность за выполнение возложенных на Министерство полномочий, а именно: министр несет ответственность за неисполнение или ненадлежащее исполнение возложенных на него обязанностей, несвоевременное или противоречащее законодательству решение.

Таким образом, <…>, являясь исполняющим обязанности Министра экологии Челябинской области в период проведения Конкурса, выполняя функции председателя конкурсной комиссии, несет ответственность за порядок организации и проведения торгов.

Одним из элементов состава административного правонарушения является его субъективная сторона, в числе характерных признаков которой имеется вина.

В соответствии с частью 1 статьи 2.2 КоАП РФ административное правонарушение признается совершенным умышленно, если лицо, его совершившее, сознавало противоправный характер своего действия (бездействия), предвидело его вредные последствия и желало наступления таких последствий или сознательно их допускало, либо относилось к ним безразлично.

В соответствии с пунктом 16 Постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда РФ от 02.06.2004 № 10 «О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при рассмотрении дел об административных правонарушениях» в силу части 2 статьи 2.1 КоАП РФ должностное лицо привлекается к ответственности за совершение административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых КоАП РФ или законами субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.

С субъективной стороны правонарушение, предусмотренное частью 10 статьи 7.32.4 КоАП РФ, может быть совершено как умышленно, так и по неосторожности.

Вина должностного лица Министерства <…> выразилась в ненадлежащем исполнении должностных обязанностей при принятии решения и подписания документов в ходе проведения Конкурса, не соответствующих требованиям действующего законодательства.

<…> должна была исследовать вопрос о соответствии подписываемых документов требованиям действующего законодательства и должна была принять все возможные меры по недопущению нарушения, в том числе могла высказать возражения, отказаться от подписания, принять меры по соблюдению требований действующего законодательства и т.д.

Доказательства, свидетельствующие о принятии <…> всех зависящих от нее мер по недопущению нарушения порядка проведения и организации торгов, <…> не представлены, антимонопольным органом не получены.

Таким образом, должностным лицом Министерства <…> в силу возложенных на нее обязанностей должна была осознавать, что ее действия не соответствуют действующему законодательству, т.е. противоправный характер своих действий, могла предвидеть наступление вредных последствий.

<…> не доказано, что правонарушение было вызвано чрезвычайными, объективно непредотвратимыми обстоятельствами и другими непредвидимыми, непредотвратимыми препятствиями, находящимися вне контроля данного должностного лица, при соблюдении им той степени заботливости и осмотрительности, какая требовалась от него в целях надлежащего исполнения своих обязанностей по соблюдению требований антимонопольного законодательства.

При таких обстоятельствах, в соответствии со статьей 2.1 КоАП РФ, должностное лицо признается виновным в совершении административного правонарушения.

Исходя из изложенного, <…> несет ответственность за допущенные нарушения Закона о концессионных соглашениях и Закона о защите конкуренции.

Учитывая изложенное, считаю вину Министерства в совершенном правонарушении установленной.

Таким образом, в действиях должностного лица Министерства <…>, выразившихся в ненадлежащем исполнении должностных обязанностей при проведении Конкурса, содержится состав административного правонарушения, предусмотренного частью 10 статьи 7.32.4 КоАП РФ.

Согласно части 10 статьи 7.32.4 КоАП РФ нарушение установленных законодательством Российской Федерации процедуры и порядка организации и проведения обязательных в соответствии с законодательством Российской Федерации торгов влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от трех тысяч до десяти тысяч рублей.

Время совершения должностным лицом Министерства административного правонарушения: период с 14.12.2017 по 07.05.2018, 18.05.2018.

Местом совершения административного правонарушения является: г. Челябинск пр. Ленина, д. 57.

Срок давности привлечения к административной ответственности за административное правонарушение, предусмотренное частью 10 статьи 7.32.4 КоАП РФ, составляет один год со дня совершения административного правонарушения (часть 1 статьи 4.5 КоАП РФ).

Учитывая, что датой совершения Министерством экологии Челябинской области административного правонарушения является период с 14.12.2017 по 07.05.2018 и 18.05.2018, срок давности привлечения к административной ответственности должностного лица Министерства истекает 18.05.2019.

Должностным лицом, <…>, начальником отдела анализа товарных и финансовых рынков Челябинского УФАС России, 04 октября 2018 года составлен протокол по делу № 10А-7.32.4 ч.10-06/18 об административном правонарушении (исх. № 13596/06 от 04.10.2018) в отношении должностного лица Министерства экологии Челябинской области по части 10 статьи 7.32.4 КоАП РФ.

Должностное лицо Министерства <…>, надлежащим образом извещенное о дате, времени и месте составления протокола об административном правонарушении по делу № 10А-7.32.4 ч.10-06/18, на составление и подписание протокола не явилось, уведомлением от 04.10.2018 направило защитника <…>. Защитник <…> представляет интересы <…> по делу № 10А-7.32.4 ч.10-06/18 об административном правонарушении по доверенности от 03.10.2018 № 105.

Копия протокола по делу № 10А-7.32.4 ч.10-06/18 об административном правонарушении от 04.10.2018 (исх. № 13596/06 от 04.10.2018) Челябинским УФАС России была вручена 04.10.2018 защитнику Министерства по доверенности от 03.10.2018 № 105.

Учитывая длительность доставки почтовых отправлений, рассмотрение дела № 10А-7.32.4 ч.10-06/18 об административном правонарушении в срок до 18.10.2018 не представляется возможным.

В связи с изложенным, срок рассмотрения дела № 10А-7.32.4 ч.10-06/18 об административном правонарушении, возбужденного в отношении должностного лица Министерства по части 10 статьи 7.32.4 КоАП РФ, определением Челябинского УФАС России от 05.10.2018 (исх. № 13717/06 от 05.10.2018) продлен до 18.11.2018.

Также указанным определением рассмотрение настоящего дела назначено на 23.10.2018 на 09 часов 45 минут.

Защитник Министерства по доверенности от 03.10.2018 № 105, надлежащим образом извещенный о дате, времени и месте рассмотрения дела № 10А-7.32.4 ч.10-06/18 об административном правонарушении, на рассмотрение дела 23.10.2018 в 09 часов 45 минут явился лично.

В ходе рассмотрения настоящего административного дела защитник Министерства просил учесть обстоятельства смягчающее административную ответственность, а именно: административное правонарушение при проведении конкурса на право заключения концессионного соглашения о создании межмуниципальной системы коммунальной инфраструктуры на территории Челябинской области в отношении обработки, накопления, утилизации, размещения твердых коммунальных отходов совершено должностным лицом Министерства <…> впервые, у нее на иждивении находятся двое несовершеннолетних детей, <…> воспитывает детей одна, имеет кредитные обязательства.

Согласно пункту 18 Постановления Пленума ВАС РФ от 02.06.2004 № 10 «О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при рассмотрении дел об административных правонарушениях» при квалификации правонарушения в качестве малозначительного судам необходимо исходить из оценки конкретных обстоятельств его совершения. Малозначительность правонарушения имеет место при отсутствии существенной угрозы охраняемым общественным отношениям.

Существенная угроза охраняемым общественным отношениям заключается не в наступлении каких-либо материальных последствий правонарушения (состав правонарушения является формальным), а в пренебрежительном отношении заявителя к исполнению своих публичных правовых обязанностей, к формальным требованиям публичного права.

Квалификация правонарушения как малозначительного может иметь место только в исключительных случаях и производится с учетом положений пункта 18 Постановления Пленума ВАС РФ от 02.06.2004 № 10 применительно к обстоятельствам конкретного совершенного лицом деяния (пункт 18.1 Постановления Пленума ВАС РФ от 02.06.2004 № 10).

Рассматриваемое административное правонарушение не может быть признано малозначительным, и должностное лицо антимонопольной службы в данном случае не может ограничиться устным замечанием, поскольку по своему характеру нарушение имеет значительную степень общественной опасности.

Такие обстоятельства, как, например, личность и имущественное положение привлекаемого к ответственности лица, добровольное устранение последствий правонарушения, исполнение предписания, отсутствие достаточного опыта работы по проведению торгов, неверное понятие и трактовка закона, возмещение причиненного ущерба, также не являются обстоятельствами, свидетельствующими о малозначительности правонарушения. Данные обстоятельства в силу частей 2 и 3 статьи 4.1 КоАП РФ учитываются при назначении административного наказания (пункту 18 Постановления Пленума ВАС РФ от 02.06.2004 № 10).

Следовательно, в данном случае невозможно квалифицировать рассматриваемое правонарушение в качестве малозначительного.

Должностное лицо Челябинского УФАС России, всесторонне, полно, объективно и своевременно выяснив обстоятельства настоящего дела об административном правонарушении, приходит к выводу об отсутствии обстоятельств, исключающих вину должностного лица Министерства <…> при совершении данного административного правонарушения, и обстоятельств, исключающих производство по настоящему делу.

Должностное лицо, рассматривающее дело об административном правонарушении, при назначении административного наказания юридическому лицу учитывает характер совершенного им административного правонарушения, обстоятельства, смягчающие административную ответственность, и обстоятельства, отягчающие административную ответственность.

В качестве обстоятельств, смягчающих административную ответственность должностного лица Министерства <…>, является то, что <…> добровольно исполнило предписания Челябинского УФАС России от 12.04.2018 № 2 (исх. № 4957/06 от 13.04.2018), от 07.05.2018 № 3 (исх. № 6081/06 от 10.05.2018) о совершении действий, направленных на устранение нарушений порядка проведения торгов, в установленный антимонопольным органом срок.

Согласно материалам настоящего дела об административном правонарушении <…>.

В адрес Челябинского УФАС России поступило уведомление <…> от 23.10.2018 с просьбой учесть в качестве смягчающих административную ответственность указанные обстоятельства.

При назначении размера административного штрафа должностное лицо Челябинского УФАС России также учитывает, что административное правонарушение, предусмотренное частью 10 статьи 7.32.4 КоАП РФ, совершено должностным лицом Министерства <…> впервые.

Обстоятельств, отягчающих административную ответственность Министерства, которые предусмотрены статьей 4.3 КоАП РФ, не выявлено.

Оценив обстоятельства совершенного административного правонарушения, учитывая нормы действующего законодательства, руководствуясь положениями Европейской конвенции от 20.03.1952 о разумном балансе публичного и частного интересов, конституционными принципами соразмерности и справедливости при назначении наказания, должностным лицом Челябинского УФАС России принято решение о наложении на должностное лицо Министерства экологии Челябинской области <…> административного штрафа в минимальном размере, предусмотренном частью 10 статьи 7.32.4 КоАП РФ – 3 000 рублей.

Учитывая изложенные обстоятельства, руководствуясь статьями 7.32.4, 23.48, пунктом 1 части 1 статьи 29.9, статьями 29.10, 29.11 КоАП РФ,

 

ПОСТАНОВИЛА:

 

1. Признать должностное лицо Министерства экологии Челябинской области (ИНН 7453135778; ОГРН 1047424528161) <…> (ИНН 745110479703) виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного частью 10 статьи 7.32.4 КоАП РФ.

2. Наложить на должностное лицо Министерства <…> административный штраф в размере 3 000,00 рублей (трех тысяч рублей 00 копеек).

Согласно части 1 статьи 32.2 КоАП РФ, административный штраф должен быть уплачен лицом, привлеченным к административной ответственности, не позднее шестидесяти дней со дня вступления постановления о наложении административного штрафа в законную силу, либо со дня истечения срока отсрочки или срока рассрочки, предусмотренных статьей 31.5 КоАП РФ.

В соответствии с частью 5 статьи 3.5 КоАП РФ сумма административного штрафа подлежит зачислению в бюджет в полном объеме.

Согласно пункту 1 статьи 46 Бюджетного кодекса Российской Федерации штрафы подлежат зачислению в доход федерального бюджета по следующим реквизитам: код КБК 16111602010016000140, ОКТМО 75701000 на счет получателя – УФК по Челябинской области (для Челябинского УФАС России), банк получателя – отделение Челябинск г. Челябинск, БИК 047501001, р/с 40101810400000010801, ИНН 7453045147, КПП 745301001. Уникальный идентификационный номер плательщика 16188102300001404371.

При оплате штрафа в платежном документе обязательно указывать УИН.

В трехдневный срок со дня уплаты штрафа надлежащим образом заверенные копии платежных документов необходимо направить в адрес Челябинского УФАС России по электронной почте (to74@fas.gov.ru) либо по факсу: 8 (351) 263-18-39.

При отсутствии документа, свидетельствующего об уплате административного штрафа, и информации об уплате административного штрафа в Государственной информационной системе о государственных и муниципальных платежах, орган, должностное лицо, вынесшие постановление, направляют в течение десяти суток постановление о наложении административного штрафа с отметкой о его неуплате судебному приставу-исполнителю для исполнения в порядке, предусмотренном федеральным законодательством. Кроме того, должностное лицо федерального органа исполнительной власти, структурного подразделения или территориального органа, иного государственного органа, рассмотревших дело об административном правонарушении, либо уполномоченное лицо коллегиального органа, рассмотревшего дело об административном правонарушении, составляет протокол об административном правонарушении, предусмотренном частью 1 статьи 20.25 КоАП РФ, в отношении лица, не уплатившего административный штраф. Протокол об административном правонарушении, предусмотренном частью 1 статьи 20.25 КоАП РФ, не составляется в случае, указанном в примечании 1 к статье 20.25 КоАП РФ (часть 5 статьи 32.2 КоАП РФ).

Согласно части 1 статьи 20.25 КоАП РФ неуплата административного штрафа в срок влечет наложение административного штрафа в двукратном размере суммы неуплаченного административного штрафа, но не менее одной тысячи рублей, либо административный арест на срок до пятнадцати суток, либо обязательные работы на срок до пятидесяти часов.

В соответствии с частью 7 статьи 21 Федерального закона от 02.10.2007 № 229-ФЗ «Об исполнительном производстве» постановление о наложении штрафа может быть предъявлено к исполнению в течение двух лет со дня вступления его в законную силу.

Согласно части 1 статьи 31.1 КоАП РФ постановление по делу об административном правонарушении вступает в законную силу после истечения срока, установленного для обжалования постановления по делу об административном правонарушении, если указанное постановление не было обжаловано или опротестовано.

В соответствии с частью 1 статьи 30.1 и частью 1 статьи 30.3 КоАП РФ постановление по делу об административном правонарушении может быть обжаловано в арбитражный суд либо вышестоящему должностному лицу в течение 10 дней со дня вручения или получения копии постановления.

Резолютивная часть постановления объявлена 23 октября 2018 года в 10 часов 00 минут в присутствии защитника Министерства по доверенности от 03.10.2018 № 106, а также начальника отдела анализа товарных и финансовых рынков Челябинского УФАС России <…> и ведущего специалиста-эксперта отдела анализа товарных и финансовых рынков Челябинского УФАС России <…>.

Постановление в полном объеме изготовлено 25.10.2018.

Связанные организации

Связанные организации не указаны