Решение б/н Решение по делу № 11-04/15 в отношении ОАО «МРСК Урала» от 1 октября 2015 г.

Вид документа
Дата регистрации
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

 

РЕШЕНИЕ

 

Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Челябинской области по рассмотрению дела о нарушении антимонопольного законодательства (далее — Комиссия) в составе:

            Председателя Комиссии:

- <...> – заместителя руководителя Челябинского УФАС России;

            Члены Комиссии:

- <...> — начальника отдела антимонопольного контроля Челябинского УФАС России;

- <...> — специалиста-эксперта отдела антимонопольного контроля Челябинского УФАС России,

            рассмотрев дело № 11-04/15 по признакам нарушения ОАО «Межрегиональная распределительная сетевая компания Урала» (далее – ОАО «МРСК Урала») части 1 статьи 10, в том числе пункта 3 части 1 статьи 10 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее - Закон о защите конкуренции) и пункта 25 Правил технологического присоединения энергопринимающих устройств потребителей электрической энергии, объектов по производству электрической энергии, а также объектов электросетевого хозяйства, принадлежащих сетевым организациям и иным лицам, к электрическим сетям, утв. постановлением Правительства от 27.12.2004 № 861 (далее — Правила присоединения),

 

УСТАНОВИЛА:

 

<...> в связи с необходимостью осуществления технологического присоединения объекта — дачного дома, расположенного по адресу: Челябинская область, Кунашакский район, д. Сурково, участок 221 (свидетельство о государственной регистрации права 74 АГ № 566181 от 19.09.2011) в адрес филиала ОАО «МРСК Урала» направили заявку на технологическое присоединение энергопринимающих устройств физического лица.

На основании заявки от 22.10.2012 на технологическое присоединение энергопринимающих устройств физического лица между ОАО «МРСК Урала» и <...> был заключен договор на технологическое присоединение к электрическим сетям от 20.11.2012 № 6100013954 (далее - Договор), выданы технические условия для присоединения к электрическим сетям от 12.11.2012 № 6100013954- ЦС-5106-ТУ.

Согласно пункту 1 договора от 20.11.2012 сетевая  организация  принимает на себя обязательства по оказанию услуги по технологическому присоединению энергопринимающих устройств заявителя, а именно — дачного дома, расположенного по адресу: Челябинская область, Кунашакский район. д. Сураково, участок № 221, в том числе по обеспечению готовности объектов электросетевого хозяйства к присоединению энергопринимающих устройств, урегулированию отношений с третьими лицами в случае необходимости строительства такими лицами принадлежащих им объектов электросетевого хозяйства, с учетом следующих характеристик:

  1.  максимальная мощность присоединяемых энергопринимающих устройств — 14 кВт;
  2.  класс напряжения электрических сетей — 0, 38 кВ;
  3.  категория надежности - 3;
  4.  ранее присоединенная в точке присоединения мощность — 0 кВт.

В соответствии с пунктом 1.8 договора от 20.11.2012 срок выполнения мероприятий по технологическому  присоединению не может превышать один год со дня заключения настоящего договора.

17.01.2013 <...> обратился с письмом в ОАО «МРСК-Урала» о продлении срока подписания Договора до 30.07.2013.

Договор был возвращен заявителем в ОАО «МРСК-Урала» 04.06.2013, что подтверждается входящим штампом.

В связи с чем, Договор был заключен 04.06.2013, следовательно, срок выполнения мероприятий по технологическому присоединению Договору — 04.06.2014.

21.12.2012 заявитель внес авансовый платеж на подготовку ТУ и проектно-сметной документации в размере 35 963, 19 рублей, что подтверждается копией квитанции об оплате.

03.12.2013 <...> оплатил стоимость технологического присоединения энергопринимающих устройств в размере 401 246, 18 рублей, что также подтверждается копией квитанции об оплате.

ОАО «МРСК-Урала» 30.05.2014 в адрес заявителя направило письмо о том, что сетевой организацией выполнены мероприятия по технологическому присоединению в соответствии с Договором, что подтверждается актами выполненных работ по договору подряда КС-2.

18.08.2014 был составлен акт разграничения балансовой принадлежности электрических сетей (электроустановок) и эксплуатационной ответственности между ОАО «МРСК-Урала» и <...>.

<...> указанный акт не подписали, поскольку в соответствии с пунктом 4 акта разграничения балансовой и эксплуатационной ответственности электрических сетей (электроустановок) и эксплуатационной ответственности от 18.08.2014 прибор учета находится на балансе производственного отделения ОАО «МРСК Урала».

19.11.2014 <...> обратился в Челябинское УФАС России с жалобой на действия ОАО «МРСК Урала».

            В соответствии с пунктом 1 статьи 4 Федерального закона от 17.08.1995                       № 147 «О естественных монополиях» услуги по передаче электрической энергии относятся к сфере деятельности субъектов естественных монополий. Следовательно, ОАО «МРСК Урала», как хозяйствующий субъект, оказывающий услуги по передаче электрической энергии, является субъектом естественной монополии.

            Таким образом, в силу части 5 статьи 5 Закона о защите конкуренции  положение ОАО «МРСК Урала» на данном товарном рынке признается доминирующим.

            В силу своего доминирующего положения на рынке услуг по передаче электрической энергии и технологическому присоединению к электрическим сетям  ОАО «МРСК Урала» обязано соблюдать запреты, установленные статьей 10 Закона о защите конкуренции, в том числе не допускать действий, которые имеют либо могут иметь своим результатом недопущение, ограничение, устранение конкуренции и (или) ущемление интересов других лиц.

            Постановлением Правительства РФ от 27.12.2004 № 861 утверждены Правила технологического присоединения энергопринимающих устройств потребителей электрической энергии, объектов по производству электрической энергии, а также объектов электросетевого хозяйства, принадлежащих сетевым организациям и иным лицам, к электрическим сетям (далее — Правила присоединения).

            Правила присоединения определяют порядок технологического присоединения энергопринимающих устройств потребителей электрической энергии, объектов по производству электрической энергии, а также объектов электросетевого хозяйства, принадлежащих сетевым организациям и иным лицам (далее - энергопринимающие устройства), к электрическим сетям.

            В соответствии с Правилами присоединения актом разграничения балансовой принадлежности электросетей является документ, составленный в процессе технологического присоединения энергопринимающих устройств (энергетических установок) физических и юридических лиц к электрическим сетям, определяющий границы балансовой принадлежности.

            Границей балансовой принадлежности признается линия раздела объектов электроэнергетики между владельцами по признаку собственности или владения на ином предусмотренном федеральными законами основаниями, определяющая границу эксплуатационной ответственности между сетевой организацией и потребителем услуг по передаче электрической энергии (потребителем электрической энергии, в интересах которого заключается договор об оказании услуг по передаче электрической энергии) за состояние и обслуживание электроустановок.

            Согласно пункту 16.1 Правил присоединения заявители несут балансовую и эксплуатационную ответственность в границах своего участка, до границ участка заявителя балансовую и эксплуатационную ответственность несет сетевая организация, если иное не установлено соглашением между сетевой организацией и заявителем, заключенным на основании его обращения в сетевую организацию.

            Подписанные сетевой организацией и            заявителями документы, а именно: договор на технологическое присоединение от 20.11.2012 № 6100013954, технические условия для присоединения к электрическим сетям от 12.11.2012, дополнительное соглашение № 1 от 2013 года к договору от 20.11.2012 передача оборудования, приобретенного на денежные средства заявителя, на баланс производственного отделения ОАО «МРСК Урала» не предусмотрена.

            Правила присоединения не предусматривают, что прибор учета, приобретенный заявителем передается на баланс ОАО «МРСК Урала».

            Указанные действия ОАО «МРСК Урала», выразившиеся в передаче прибора учета, приобретенного заявителем на баланс ОАО «МРСК Урала» содержат признаки нарушения пункта 3 части 1 статьи 10 Федерального закона от 26.07.2006                  № 135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее — Закон о защите конкуренции).

            С 06.01.2012 вступила в силу статья 39.1 Закона о защите конкуренции, в соответствии с которой в целях пресечения действий (бездействия), которые приводят или могут привести к недопущению, ограничению, устранению конкуренции, антимонопольный орган выдает хозяйствующему субъекту, занимающему доминирующее положение, предупреждение в письменной форме о прекращении действий (бездействия), которые содержат признаки нарушения антимонопольного законодательства, об устранении причин и условий, способствовавших возникновению такого нарушения, и о принятии мер по устранению последствий такого нарушения (далее — предупреждение).

            Предупреждение выдается хозяйствующему субъекту, занимающему доминирующее положение, в случае выявления признаков нарушения пунктов 3 и 5 части 1 статьи 10 Закона о защите конкуренции.

            16.02.2015 Челябинским УФАС России выдано предупреждение № 5, в котором ОАО «МРСК Урала» рекомендовало привести пункт 4 акта разграничения балансовой принадлежности электрических сетей и эксплуатационной ответственности от 18.08.2014 в соответствии с положениями действующего законодательства об электроэнергетике, Правилами технологического присоединения энергопринимающих устройств потребителей электрической энергии, объектов по производству электрической энергии, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 27.12.2004 № 861 путем направления в адрес <...> соответствующего дополнительного соглашения к акту, в срок до 18.03.2015.

            По состоянию на 20.03.2015 ОАО «МРСК Урала» не уведомило Челябинское УФАС России об исполнении предупреждения № 5.

            Письмом от 18.03.2015 вх. № 4024 ОАО «МРСК Урала» сообщило о том, что предупреждение № 5 не будет исполнено, поскольку ОАО «МРСК Урала» считает, что предупреждение № 5 является неисполнимым, так как отсутствует правовой механизм оформления дарения сетевой организацией заявителю прибора учета, а также действующее законодательство не предусматривает порядка внесения изменений в прекращенный исполнением договор.

Согласно части 8 статьи 39.1 Закона о защите конкуренции в случае невыполнения предупреждения в установленный срок при наличии признаков нарушения антимонопольного законодательства антимонопольный орган принимает решение о возбуждении дела о нарушении антимонопольного законодательства.

   Приказом Челябинского УФАС России от 27.03.2015 № 86 возбуждено дело                  № 11-04/15 о нарушении ОАО «МРСК Урала» части 1 статьи 10, в том числе пункта 5 части 1статьи 10 Закона о защите конкуренции и пункта 25 Правил присоединения.

 

      <...> уведомлен надлежащим образом о времени и месте рассмотрения дела № 11-04/15, на заседание комиссии не явился, представил письменные пояснения и документы.

    31.03.2015 от <...> поступило письмо о том, что он подписал акт разграничения балансовой и эксплуатационной ответственности сторон от 18.08.2015, договор сторонами исполнен в полном объеме.

       <...> также представил документы, подтверждающие, что в настоящее время дачный дом, расположенный по адресу: Челябинская область, Кунашакский район, д. Сурково, участок 221 продан.

         

 ОАО «МРСК-Урала» уведомлено надлежащим образом о времени и месте рассмотрения дела № 11-04/15, на заседание комиссии не явилось, представило письменные пояснения и документы.

ОАО «МРСК Урала» указало, что акт разграничения балансовой и эксплуатационной ответственности сторон от 18.08.2015, направленный в адрес Суханова А.В. полностью соответствует действующему законодательству.

ОАО «МРСК Урала» также сообщило, что <...> подписал акт  разграничения балансовой и эксплуатационной ответственности сторон от 18.08.2015 в первоначальной редакции, т. е. без передачи на баланс заявителя прибор учета (ШУРЭ). Договор исполнен полностью обеими сторонами.

Как указывает ОАО «МРСК Урала» услуга по технологическому присоединению является возмездной. В стоимость услуги (определяемой государственным органом исполнительной власти в области регулирования тарифов) входят мероприятия, выполняемые сетевой организацией. На балансе ОАО «МРСК Урала» учтено оборудование и иные электросетевые объекты, которые были созданы (приоретены, смонтированы) сетевой организацией в рамках исполнения своей части технических условий (п. 10 ТУ от 12.11.2012). Созданные сетевой организацией электросетевые объекты являются собственностью ОАО «МРСК-Урала» в силу части 1 статьи 218 ГК РФ. ОАО «МРСК Урала» не имеет правовых оснований для передачи принадлежащему ему имущества другому лицу.

ОАО «МРСК Урала» указало, что по согласованию с заявителем (текст договора и технических условий) сетевая организация приняла на себя обязательства по осуществлению всех мероприятий по технологическому присоединению, которые необходимо исполнить для электроснабжения энергопринимающего устройства заявителя, вплоть до приобретения и установки прибора учета. Заявитель подписал без разногласий, как договор, так и акты, завершающие процедуру исполнения договора/технологического присоединения.

 

Министерство тарифного регулирования и энергетики Челябинской области на заседании Комиссии и в письменных пояснениях сообщило, что в соответствии с нормативными правовыми актами, регулирующими отношения в сфере тарифного регулирования и бухгалтерского учета, электросетевые активы, создаваемые за счет платы за технологическое присоединение, является имуществом сетевой организации.

          Стоимость выполняемых заявителем мероприятий определена регулятором и создаваемый электросетевой объект (в том числе прибор учета электрической энергии) остается на балансе сетевой организации.

          Как указывает Министерство тарифного регулирования и энергетики Челябинской области оплата установки прибора учета электрической энергии на границе балансовой принадлежности заявителя в счет платы за подключение не противоречит действующему законодательству.

 

Уральское управление Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору (Ростехнадзор) уведомлено надлежащим образом о времени и месте рассмотрения дела № 11-04/15, на заседание комиссии не явилось, представило письменные пояснения.

Ростехнадзор пояснил, что согласно разделу № 2 «Обязанности сторон» Договора ОАО «МРСК Урала» и <...> обязуются исполнить обязательства по указанному договору, в том числе по выполнению возложенных мероприятий по технологическому присоединению до границы участка, на котором расположены присоединяемые энергопринимающие устройства, указанные в технических условиях.

Согласно пункту 11.9 технических условий предполагаемая граница балансовой принадлежности и эксплуатационной ответственности между ПО ЦЭС и потребителем — на выходе провода из клемника прибора учета ШУРЭ в сторону объекта.

Указание в пункте 11.9 технических условий именно предполагаемой границы балансовой принадлежности и эксплуатационной ответственности свидетельствую о том, что заявитель вправе не согласиться с данной границей и, как следствие, не передавать оборудование на баланс сетевой организации.

18.08.2014 ОАО «МРСК Урала» был подготовлен акт разграничения балансовой принадлежности электрических сетей (электроустановок) и эксплуатационной ответственности между <...> и ОАО «МРСК Урала».

Заявитель был вправе в силу пункта 2.2.4 договора представить мотивированный отказ от подписания в течение 10 рабочих дней со дня получения указанного акта сетевой организации.

Вместе с тем, как указывает Ростехнадзор, из существа Договора не следует обязанности заявителя передавать в соответствии с пунктом 2.2. оборудование на баланс сетевой организации.

 

Изучив материалы дела, заслушав мнение Министерства тарифного регулирования и энергетики Челябинской области Комиссия пришла к выводу о нарушении ОАО «МРСК Урала» части 1 статьи 10 Закона о защите конкуренции» и пункта 25 Правил присоединения по следующим основаниям.

 

            Статья 10 Закона о защите конкуренции предусматривает запреты на действия (бездействие) занимающего доминирующее положение хозяйствующего субъекта, результатом которых являются или могут являться недопущение, ограничение, устранение конкуренции и (или) ущемление интересов других лиц, в том числе навязывание.

            В соответствии с пунктом 1 статьи 4 Федерального закона от 17.08.1995                  № 147-ФЗ «О естественных монополиях» услуги по передаче электрической энергии относятся к сфере деятельности субъектов естественных монополий. Следовательно, ОАО «МРСК Урала», как хозяйствующий субъект, оказывающий услуги по передаче электрической энергии, является субъектом естественной монополии.

            Таким образом, в силу части 5 статьи 5 Закона защите конкуренции положение ОАО «МРСК Урала» на данном товарном рынке признается доминирующим.

            В силу своего доминирующего положения на рынке услуг по передаче электрической энергии и технологическому присоединению к электрическим сетям  ОАО «МРСК Урала» обязано соблюдать запреты, установленные статьей 10 Закона о защите конкуренции, в том числе не допускать действий, которые имеют либо могут иметь своим результатом недопущение, ограничение, устранение конкуренции и (или) ущемление интересов других лиц.

            Согласно статье 23 Закона о защите конкуренции антимонопольные органы уполномочены возбуждать и рассматривать дела о нарушении антимонопольного законодательства.

            Постановлением Правительства РФ от 27.12.2004 № 861 утверждены Правила присоединения.

            Правила присоединения определяют порядок технологического присоединения энергопринимающих устройств потребителей электрической энергии, объектов по производству электрической энергии, а также объектов электросетевого хозяйства, принадлежащих сетевым организациям и иным лицам (далее - энергопринимающие устройства), к электрическим сетям.

            В соответствии с абзацем 2 пункта 2 постановления Правительства РФ от 27.12.2004 № 861 Федеральная антимонопольная служба является уполномоченным федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим контроль за соблюдением Правил присоединения в рамках своих полномочий.

 В соответствии с Правилами присоединения документами о технологическом присоединении являются документы, составляемые в процессе технологического присоединения энергопринимающих устройств (объектов электроэнергетики) к объектам электросетевого хозяйства, в том числе технические условия, акт об осуществлении технологического присоединения, акт разграничения балансовой принадлежности электросетей, акт разграничения эксплуатационной ответственности сторон.

 В соответствии с пунктом 15 Правил присоединения в случае осуществления технологического присоединения по индивидуальному проекту сетевая организация направляет для подписания заполненный и подписанный ею проект договора в 2 экземплярах и технические условия как неотъемлемое приложение к договору в течение 5 дней со дня утверждения размера платы за технологическое присоединение уполномоченным органом исполнительной власти в области государственного регулирования тарифов.

Согласно пункту 16 Правил присоединения договор должен содержать  существенные условия, в том числе перечень мероприятий по технологическому присоединению (определяется в технических условиях, являющихся неотъемлемой частью договора) и обязательства сторон по их выполнению.

В соответствии с пунктом 16.1 Правил присоединения заявители несут балансовую и эксплуатационную ответственность в границах своего участка, до границ участка заявителя балансовую и эксплуатационную ответственность несет сетевая организация, если иное не установлено соглашением между сетевой организацией и заявителем, заключенным на основании его обращения в сетевую организацию.

Под границей участка заявителя понимаются подтвержденные правоустанавливающими документами границы земельного участка, либо границы иного недвижимого объекта, на котором (в котором) находятся принадлежащие потребителю на праве собственности или на ином законном основании энергопринимающие устройства, либо передвижные объекты заявителей, указанные в пункте 13 указанных Правил, в отношении которых предполагается осуществление мероприятий по технологическому присоединению.

Границей балансовой принадлежности признается линия раздела объектов электроэнергетики между владельцами по признаку собственности или владения на ином предусмотренном федеральными законами основаниями, определяющая границу эксплуатационной ответственности между сетевой организацией и потребителем услуг по передаче электрической энергии (потребителем электрической энергии, в интересах которого заключается договор об оказании услуг по передаче электрической энергии) за состояние и обслуживание электроустановок.

В соответствии с пунктом 11.9 Технических условий от 12.11.2012                                 № 6100013954-ЦС-5106-ТУ предполагаемая граница балансовой принадлежности и эксплуатационной ответственности между ПО ЦЭС и потребителем - на выходе проводов из клемника прибора учета ШУРЭ в сторону объекта заявителя.

Согласно пункту 16.3 Правил присоединения обязательства сторон по выполнению мероприятий по технологическому присоединению в случае заключения договора с лицами, указанными в пунктах 12.1 - 14 и 34 указанных Правил, распределяются следующим образом:

- заявитель исполняет указанные обязательства в пределах границ участка, на котором расположены присоединяемые энергопринимающие устройства заявителя;

- сетевая организация исполняет указанные обязательства (в том числе в части урегулирования отношений с иными лицами) до границ участка, на котором расположены присоединяемые энергопринимающие устройства заявителя.

Кроме того, в соответствии с пунктом 25 Правил присоединения указано, что в технических условиях для заявителей, за исключением лиц, указанных в пунктах 12.1 и 14 Правил присоединения, должны быть указаны:

а) схемы выдачи или приема мощности и точки присоединения (вводные распределительные устройства, линии электропередачи, базовые подстанции, генераторы);

а(1)) максимальная мощность в соответствии с заявкой и ее распределение по каждой точке присоединения к объектам электросетевого хозяйства;

а(2)) распределение обязанностей между сторонами по исполнению технических условий (мероприятия по технологическому присоединению в пределах границ участка, на котором расположены энергопринимающие устройства заявителя, осуществляются заявителем, а мероприятия по технологическому присоединению до границы участка, на котором расположены энергопринимающие устройства заявителя, включая урегулирование отношений с иными лицами, осуществляются сетевой организацией);

б) обоснованные требования к усилению существующей электрической сети сетевых организаций, а также смежных сетевых организаций (такое требование распространяется на лиц, технические условия для которых в соответствии с настоящими Правилами согласовывались с системным оператором (субъектом оперативно-диспетчерского управления в технологически изолированных территориальных электроэнергетических системах) в связи с присоединением новых мощностей (строительство новых линий электропередачи, подстанций, увеличение сечения проводов и кабелей, замена или увеличение мощности трансформаторов, расширение распределительных устройств, установка устройств регулирования напряжения для обеспечения надежности и качества электроснабжения), а также обоснованные требования к строительству (реконструкции) объектов по производству электрической энергии в связи с присоединением новых мощностей, обязательные для выполнения сетевой организацией в том числе путем урегулирования отношений с иными лицами;

в) требования к устройствам релейной защиты, регулированию реактивной мощности, противоаварийной и режимной автоматике, телемеханике, связи, изоляции и защите от перенапряжения, к контролю и поддержанию качества электроэнергии, а также к приборам учета электрической энергии и мощности (активной и реактивной);

г) требования к присоединению энергопринимающих устройств к устройствам противоаварийной и режимной автоматики, требования к подключению всей мощности присоединяемых энергопринимающих устройств, но не ниже уровня аварийной или технологической брони, к устройствам автоматики отключения нагрузки энергопринимающих установок при снижении частоты электрического тока или напряжения в прилегающей электрической сети, требования к характеристикам генераторов;

д) требования к оснащению энергопринимающих устройств устройствами релейной защиты, противоаварийной и режимной автоматики, включая размещение устройств, обеспечивающих дистанционный ввод графиков временного отключения потребления с диспетчерских центров в соответствии с требованиями соответствующего субъекта оперативно-диспетчерского управления;

е) требования по установке автономного резервного источника питания в случаях присоединения энергопринимающих устройств по первой категории надежности электроснабжения, внезапный перерыв снабжения электрической энергией которых может повлечь угрозу жизни и здоровью людей, экологической безопасности либо безопасности государства, а также в случае временного технологического присоединения, если для его осуществления необходима установка таких источников в соответствии с пунктом 53 указанных Правил.

Согласно техническим условиям от 12.11.2012 № 6100013954-ЦС-5106-ТУ, выданным заявителю, сетевая организация осуществляет:

  • установку ТП-10/0,4 кВ с трансформатором расчетной мощности и комплексом учета на вводе в РУ-0, 4кВ;
  •  проектирование ТП-10/0,4 кВ подключить отпайкой через разъединитель к ВЛ-10кВ № 4 от ПС «Нугуманово»;
  •  построить ВЛ-10 кВ от ВЛ-10кВ № 4 ПС «Нугуманово» до проектированной ТП10/0,4 кВ;
  •  строительство ЛЭП-0,4 кВ от проектируемой ТП-10/0,4 кВ до объекта проводом расчетного сечения;
  •  на опоре ответвления выполнить повторное заземление нулевого провода с сопротивлением заземляющего устройства не более 30 Ом;
  • ответвление от опоры ВЛ-0,4 кВ до шкафа учета и распределение электрической энергии (ШУРЭ) выполнить изолированным проводом или кабелем расчетного сечения с подвеской на тросе. Изолированный провод (кабель) не должен проходить по чердачным помещениям и должен быть виден весь от земли от опоры до ввода его в здание. Наличие скруток и спаек не допускается.
  •  монтаж на фасаде объекта в удобном для обслуживания месте на высоте 0,8-1,7 м металлический ШУРЭ жесткой конструкции, исключающий вибрацию и сотрясение установленной внутри него аппаратуры. ШУРЭ должен быть заземлен. Предусмотреть возможность пломбировки вводного автоматического выключателя и счетчика для несанкционированного доступа к электросчетчику и цепям учета;
  • В ШУРЭ должен быть установлены:

            - автоматический выключатель, позволяющий безопасно производить замену счетчика, с номинальным током расцепления, 25А;

            - электрический счетчик активной электроэнергии прямого включения.

            Мероприятия по технологическому присоединению на заявителя  техническими условиями от 12.11.2012 № 6100013954-ЦС-5106-ТУ не возложены.

  Комиссия приходит к выводу о том, что в технических условиях от 12.11.2012                     № 6100013954-ЦС-5106-ТУ мероприятия по технологическому присоединению распределены между сторонами таким образом, что лишают возможности заявителя осуществить мероприятия в границах своего участка, а именно, смонтировать на фасаде объекта в удобном для обслуживании месте на высоте 0,8-1,7 м металлический ШУРЭ жесткой конструкции, что является нарушением подпункта а(2) пункта 25 Правил присоединения.

Комиссией Челябинского УФАС России установлено, что 18.08.2014 составлен акт разграничения балансовой принадлежности электрических сетей (электроустановок) и эксплуатационной ответственности между ОАО «МРСК-Урала» и <...>.

<...> указанный акт не подписан, поскольку в соответствии с пунктом 4 акта разграничения балансовой и эксплуатационной ответственности электрических сетей (электроустановок) и эксплуатационной ответственности от 18.08.2014 прибор учета находится на балансе производственного отделения ОАО «МРСК Урала».

Пункт 7 Правил присоединения устанавливает процедуру технологического присоединения, в которую в соответствии с подпунктом д) включено составление акта об осуществлении технологического присоединения по форме согласно приложению № 1, акта разграничения границ балансовой принадлежности сторон по форме согласно приложению № 2, акта разграничения эксплуатационной ответственности сторон по форме согласно приложению № 3, а также акта согласования технологической и (или) аварийной брони (для заявителей, указанных в пункте 14(2) настоящих Правил).

            В соответствии с Правилами присоединения актом разграничения балансовой принадлежности электросетей является документ, составленный в процессе технологического присоединения энергопринимающих устройств (энергетических установок) физических и юридических лиц к электрическим сетям, определяющий границы балансовой принадлежности, а актом разграничения эксплуатационной ответственности сторон является документ, составленный сетевой организацией и потребителем услуг по передаче электрической энергии в процессе технологического присоединения энергопринимающих устройств, определяющий границы ответственности сторон за эксплуатацию соответствующих энергопринимающих устройств и объектов электросетевого хозяйства;

            Комиссией установлено, что подписанные сетевой организацией и заявителями документы, а именно: Договор, технические условия для присоединения к электрическим сетям от 12.11.2012, дополнительное соглашение                        № 1 от 2013 года к договору от 20.11.2012 передача оборудования, приобретенного на денежные средства заявителя, на баланс производственного отделения ОАО «МРСК Урала» не предусмотрена.

            Правила присоединения также не предусматривают, что прибор учета, приобретенный заявителем должен передаваться на баланс ОАО «МРСК Урала».

            Челябинское УФАС России обратилось в ФАС России за разъяснением своей правовой позиции относительно правомерности действий ОАО «МРСК Урала» по передачи прибора учета на баланс производственного отделения ОАО «МРСК Урала».

            ФАС России письмом от 01.07.2015 № ЦА/32854/15 сообщило, в соответствии с подпунктом «а» пункта 16 Правил присоединения договор должен содержать существенные условия, в том числе перечень мероприятий по технологическому присоединению (определяется в технических условиях, являющихся неотъемлемой частью договора) и обязательства сторон по их исполнению.

            В соответствии с подпунктом «а» и «в» пункта 25.1 Правил присоединения в технических условиях для заявителей, предусмотренных пунктами 12.1 и 14 Правил присоединения, должны быть указаны, в том числе точки присоединения, которые не могут располагаться далее 25 метров от границы участка, на котором располагаются (будут располагаться) присоединяемые объекты заявителя и требования к приборам учета электрической энергии (мощности), устройствам релейной защиты и устройствам, обеспечивающим контроль величины  максимальной мощности.

            Пунктами 40 и 42 Основных положений функционирования розничных рынков электрической энергии, утвержденных постановлением Правительства РФ от 04.05.2012 № 442 (далее — Основные положения), установлена обязанность потребителя (покупателя) по обеспечению оборудования точек поставки по договору приборами учета.

            Пунктом 144 Основных положений установлено, что приборы учета подлежат установке на границах балансовой принадлежности объектов электроэнергетики (энергопринимающих устройств) смежных субъектов розничного рынка - потребителей, производителей электрической энергии (мощности) на розничных рынках, сетевых организаций, имеющих общую границу балансовой принадлежности (далее - смежные субъекты розничного рынка), а также в иных местах, определяемых в соответствии с настоящим разделом с соблюдением установленных законодательством Российской Федерации требований к местам установки приборов учета. При отсутствии технической возможности установки прибора учета на границе балансовой принадлежности объектов электроэнергетики (энергопринимающих устройств) смежных субъектов розничного рынка прибор учета подлежит установке в месте, максимально приближенном к границе балансовой принадлежности, в котором имеется техническая возможность его установки.

            Пунктом 147 Основных положений установлено, что места установки, схемы подключения и метрологические характеристики приборов учета должны соответствовать требованиям, установленным законодательством Российской Федерации об обеспечении единства измерений и о техническом регулировании, за исключением случаев, указанных в пункте 148 указанного положения, согласования с сетевой организацией и иными субъектами розничного рынка мест установки, схем подключения, метрологических и иных характеристик приборов учета не требуется.

               Таким образом, обязанность по оборудованию точки поставки приборами учета возложена действующим законодательством на потребителя (покупателя), а, следовательно, сетевая организация не вправе относить такой прибор учета на свой баланс.

               В соответствии с абзацем 4 пункта 17 Правил присоединения размер платы за технологическое присоединение устанавливаются уполномоченным органом исполнительной власти в области государственного регулирования тарифов.

               Разделом 4 Методических указаний по определению размера платы за технологическое присоединение к электрическим сетям, утвержденных приказом ФСТ России от 11.09.2012 № 209-э/1 (далее — Методические указания) установлена процедура расчета платы за технологическое присоединение посредством применения стандартизированных тарифных ставок.

               Пунктом 31 Методических указаний установлено, что для расчета платы за технологическое присоединение энергопринимающих устройств потребителей электрической энергии, объектов электросетевого хозяйства, принадлежащих сетевым организациям и иным лицам, на уровне напряжения I (руб)  посредством применения стандартизированных тарифных ставок, включающих расходы по мероприятиям, указанным в пункте 16 Методических указаний (кроме подпунктов «б» и «в»), и расходы на строительство объектов электросетевого хозяйства — от существующих объектов электросетевого хозяйства до присоединяемых энергопринимающих устройств потребителей, определяемых по каждому мероприятию, утвержденному приложением № 1 к Методическим указаниям.

               Указанный перечень расходов, включаемых в плату за технологическое присоединение является исчерпывающим и не предусматривает включение в состав платы расходов на упаковку и установку приборов учета.

               Таким образом, ОАО «МРСК Урала» не правомерно отнесло прибор учета, находящийся на земельном участке заявителя на свой баланс.

               Кроме того, Ростехнадзор также указал, что из существа Договора не следует обязанности заявителя передавать в соответствии с пунктом 2.2. оборудование на баланс сетевой организации.

               В соответствии с пунктом 3 части 1 статьи 10 Закона о защите конкуренции запрещаются действия (бездействие) занимающего доминирующее положение хозяйствующего субъекта, результатом которых являются или могут являться недопущение, ограничение, устранение конкуренции и (или) ущемление интересов других лиц, в том числе навязывание контрагенту условий договора, невыгодных для него или не относящихся к предмету договора (экономически или технологически не обоснованные и (или) прямо не предусмотренные федеральными законами, нормативными правовыми актами Президента Российской Федерации, нормативными правовыми актами Правительства Российской Федерации, нормативными правовыми актами уполномоченных федеральных органов исполнительной власти или судебными актами требования о передаче финансовых средств, иного имущества, в том числе имущественных прав, а также согласие заключить договор при условии внесения в него положений относительно товара, в котором контрагент не заинтересован, и другие требования.

               Действия ОАО «МРСК Урала», выразившиеся в отнесении прибора учета на баланс ОАО «МРСК Урала» ущемляет права и законные интересы заявителя, поскольку прибор учета, а также его установка оплачивалась самим заявителем, а следовательно, указанный прибор учета должен находиться на его балансе.

Пунктом 4 акта разграничения балансовой и эксплуатационной ответственности электрических сетей (электроустановок) и эксплуатационной ответственности от 18.08.2014 предусмотрено, что прибор учета находится на балансе производственного отделения ОАО «МРСК Урала», что является навязыванием заявителю условия, которое невыгодно для него по указанным выше обстоятельствам.

               Действия ОАО «МРСК Урала», выразившиеся в распределении мероприятий в соответствии с техническим условиями от 12.11.2012                                 № 6100013954-ЦС-5106-ТУ между сторонами в нарушение подпункта а(2) пункта 25 Правил присоединения и передаче прибора учета, приобретенного <...> на баланс ОАО «МРСК Урала» нарушением пункта 3 части 1 статьи 10 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» и пункта 25 Правил присоединения.

В связи с тем, что на момент вынесения решения по настоящему делу Договор исполнен, предписание не выдавать.

 

руководствуясь статьей 23, частью1 статьи 39, частями 1-4 статьи 41, пунктом 25 Правил присоединения, Комиссия

 

РЕШИЛА:

 

                 1. Признать  действия ОАО «МРСК Урала», выразившиеся в распределении мероприятий в соответствии с техническим условиями от 12.11.2012 № 6100013954-ЦС-5106-ТУ между сторонами в нарушение подпункта а(2) пункта 25 Правил присоединения и передаче прибора учета, приобретенного <...> на баланс ОАО «МРСК Урала», нарушением части 1 статьи 10, в том числе пункта 3 части 1 статьи 10 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» и пункта 25 Правил технологического присоединения.

                 2. ОАО «МРСК Урала» предписание не выдавать.

                 3.Передать материалы настоящего дела должностному лицу Челябинского УФАС России, уполномоченному составлять протоколы об административных правонарушениях.

Связанные организации

Связанные организации не указаны