Определение б/н Определение о назначении дела № 11-07/16 о нарушении антимон... от 29 июля 2016 г.
Текст документа
Сохранить как PDF28 июля 2016 года г. Челябинск, пр. Ленина, 59
Председатель Комиссии Управления Федеральной антимонопольной службы по Челябинской области (далее – Челябинское УФАС России) по рассмотрению дела о нарушении антимонопольного законодательства (далее – Комиссия)
У С Т А Н О В И Л :
В Челябинское УФАС России поступило заявление Администрации Каслинского муниципального района (далее – Администрация района) на неправомерные действия Администрации Каслинского городского поселения (далее – Администрация поселения), выразившиеся в заключении договора № 159-1 от 08.09.2014 на выполнение работ по организации ритуальных услуг и содержанию мест захоронения на территории Каслинского городского поселения с ООО «Ромашка» без проведения торгов.
В ходе рассмотрения заявления и материалов установлено, что между Администрацией поселения и ООО «Ромашка» заключении договор № 159-1 от 08.09.2014 на выполнение работ по организации ритуальных услуг и содержанию мест захоронения на территории Каслинского городского поселения сроком на 10 лет. Согласно пункту 1.1 договора № 159-1 от 08.09.2014 ООО «Ромашка» обязуется в интересах заказчика на безвозмездной и добровольной основе выполнить поименованные в договоре работы (оказать услуги).
1. Согласно частям 1, 2 статьи 9, частям 1, 2 статьи 12, статье 25 Федерального закона от 12.01.1996 № 8-ФЗ «О погребении и похоронном деле» (далее – Закон о погребении) погребение умершего и оказание услуг по погребению осуществляется органами местного самоуправления через создаваемые такими органами специализированные службы по вопросам похоронного дела.
Согласно статье 26 Закона о погребении финансовое обеспечение похоронного дела осуществляется за счет средств соответствующих бюджетов.
С учетом указанных положений органу местного самоуправления необходимо создать специализированную службу по вопросам похоронного дела для оказания услуг по копке могил и захоронению, в том числе невостребованных трупов, доставке к месту захоронения. При этом общество с ограниченной ответственностью не может являться специализированной службой.
Вместе с тем из положений договора № 159-1 от 08.09.2014 следует, что Администрация поселения фактически возложила на ООО «Ромашка» функции специализированной службы.
Необходимо отметить, что наряду со специализированной службой указанную деятельность могут осуществлять и иные хозяйствующие субъекты, оказывающие ритуальные услуги. При этом осуществление такой деятельности не может быть обусловлено наличием каких-либо договоров с органом местного самоуправления.
2. Выполнение следующих работ: уход за могилами, содержание территории кладбища и прилегающей к кладбищу территории в надлежащем санитарном состоянии, вывоз мусора с территории кладбища, направлено на обеспечение за счет средств местного бюджета потребностей муниципального образования в услугах, необходимых для решения вопросов местного значения, функций и полномочий органа местного самоуправления.
Выполнение указанных работ относится к муниципальным нуждам, обеспечение которых должно осуществляться в порядке, предусмотренном законодательством о контрактной системе, например, посредством проведения конкурентных процедур.
Вместе с тем, договор № 159-1 от 08.09.2014 заключен между Администрацией поселения и ООО «Ромашка» без учета положений законодательства о контрактной системе, что обеспечивает ООО «Ромашка» доступ к выполнению рассматриваемых работ для обеспечения муниципальных нужд без проведения конкурентных процедур.
3. Работы по захоронению эпидемиологически безопасных патологоанатомических и органических операционных отходов классов Б, В (органы, ткани и т.п.) в специально отведенных могилах, включенные в задание на выполнение ритуальных услуг ООО «Ромашка», являются нуждами организаций и учреждений, в процессе осуществления медицинской деятельности которых образуются данные отходы.
В соответствии с п. 3.8 СанПиН 2.1.7.2790-10 транспортирование отходов с территорий организаций, осуществляющих медицинскую и (или) фармацевтическую деятельность, производится транспортом специализированных организаций к месту последующего обезвреживания, размещения медицинских отходов с учетом единой централизованной системы санитарной очистки данной административной территории. Выбор специализированной организации должен осуществляться с учетом норм Федерального закона от 05.04.2013 № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» (далее - Закон о контрактной системе).
В силу статьи 15 Закона о контрактной системе, если вышеприведенные расходы осуществляются сторонней организацией за счет средств бюджетов, выделенных в виде субсидий, либо средств органов местного самоуправления, заказ на ее услуги размещается в соответствии с требованиями Закона о контрактной системе. В случае если расходы на транспортировку медицинских отходов и их утилизацию производятся за счет средств от приносящей доход деятельности и при наличии действующего в учреждении положения о закупках, заказ размещается в соответствии с данным положением и нормами Федерального закона от 18.07.2011 № 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц».
Из указанного следует, что Администрация поселения, включая в задание на выполнение ритуальных услуг к договору № 159-1 от 08.09.2014 положений о необходимости осуществления ООО «Ромашка» захоронения эпидемиологически безопасных патологоанатомических и органических операционных отходов классов Б, В (органы, ткани и т.п.) в специально отведенных могилах, вышла за пределы предоставленных органу местного самоуправления полномочий, обеспечив обществу доступ к выполнению данных работ без учета требований действующего законодательства.
4. Услуги по транспортировке трупов в морг, эвакуации невостребованных трупов не относятся к погребению, определение которого дано статьей 3 Закона о погребении. Также не предусмотрено предоставление такой услуги и гарантированным перечнем услуг по погребению, определенным пунктом 1 статьи 9 Закона о погребении, а также иными гарантиями осуществления погребения, предусмотренными главой 2 Закона о погребении.
Таким образом, решение вопросов по транспортированию трупов в морг, эвакуации невостребованных трупов не отнесено законодательством к вопросам местного значения и, соответственно, к полномочиям органа местного самоуправления. Предоставление таких услуг может осуществляться любыми хозяйствующими субъектами, осуществляющими деятельность на рынке ритуальных услуг. При этом функции по определению таких субъектов лежат на органах, в целях обеспечения деятельности которых осуществляется предоставление услуги.
В случае если предоставление указанных услуг осуществляется за счет средств местного бюджета, выбор хозяйствующего субъекта, предоставляющего услугу за счет средств бюджета муниципального образования, должен осуществляться с учетом положений законодательства о контрактной системе.
5. Установление в задании на выполнение ритуальных услуг необходимости изготовления оград, памятников, венков из металла, пошива, изготовления и предоставления в прокат похоронных принадлежностей, оказания услуг по установке, снятию, окраске надмогильных сооружений, может создать преимущественные условия осуществления деятельности ООО «Ромашка» на рынке оказания ритуальных услуг ввиду наличия заключенного с органом местного самоуправления договора № 159-1 от 08.09.2014, что повлияет на круг потребителей услуг, оказываемых именно этой организацией.
Таким образом, посредством заключения договора № 159-1 от 08.09.2014 между Администрацией поселения и ООО «Ромашка» созданы преимущественные условия осуществления деятельности отдельному хозяйствующему субъекту на рынке оказания ритуальных услуг на территории Каслинского городского поселения, в том числе путем наделения данного общества функциями специализированной службы, обеспечения возможности указанному обществу в отсутствие конкурентных процедур осуществлять выполнение работ (оказание услуг), в целях обеспечения муниципальных нужд, а также нужд медицинских организаций и учреждений, что ограничивает доступ иных организаций (индивидуальных предпринимателей) на рынок оказания ритуальных услуг. Возможность доступа на рынок оказания ритуальных услуг на территории Каслинского городского поселения обусловлена наличием заключенного договора с органом местного самоуправления.
В свою очередь, ООО «Ромашка» не предприняты действия по отказу от заключения и исполнения рассматриваемого договора, заключенного без проведения конкурентных процедур, ввиду его противоправности.
С учетом изложенного, договор № 159-1 от 08.09.2014 на выполнение работ по организации ритуальных услуг и содержанию мест захоронения на территории Каслинского городского поселения, заключенный между Администрацией поселения и ООО «Ромашка», в отсутствие конкуренции содержит признаки нарушения пункта 4 статьи 16 Закона о защите конкуренции, поскольку его заключение обусловлено интересом каждого из участников указанного соглашения, результатом соглашения явилось недопущение, ограничение, устранение конкуренции при осуществлении закупки, в том числе ограничение доступа иным хозяйствующим субъектам, намеренным осуществлять выполнение работ (оказание услуг) в целях обеспечения муниципальных нужд в порядке, предусмотренном законодательством о контрактной системе.
На основании изложенного издан Приказ Челябинского УФАС России от 11 июля 2016 года № 132 о возбуждении дела и создании Комиссии по рассмотрению дела по признакам нарушения Администрацией Каслинского городского поселения (ул. Ленина, 55, 1, г. Касли, Челябинская обл., 456830) и ООО «Ромашка» (ул. Бр. Блиновсковых, д. 73, г. Касли, 456830; ИНН 7402013010) пункта 4 статьи 16 Закона о защите конкуренции, руководствуясь частью 13 статьи 44 Закона о защите конкуренции,
О П Р Е Д Е Л И Л :
1. Назначить дело № 11-07/16 к рассмотрению на 24 августа 2016 года на 14 часов 30 минут по адресу: г. Челябинск, пр. Ленина, 59, каб. 332.
2. Привлечь к участию в рассмотрении дела № 11-07/16 в качестве:
- ответчиков: Администрацию Каслинского городского поселения (ул. Ленина, 55, 1, г. Касли, Челябинская обл., 456830), ООО «Ромашка» (ул. Бр. Блиновсковых, д. 73, г. Касли, 456830; ИНН 7402013010)
- заявителя: Администрацию Каслинского муниципального района (ул. Ленина, 55, г. Касли, Челябинская обл., 456830).
3. Администрации поселения необходимо представить в Челябинское УФАС России в срок до 19 августа 2016 года с сопроводительным письмом и описью (с указанием номера дела) следующие надлежаще заверенные копии документов и информацию (должны быть прошиты и пронумерованы):
3.1) договор № 159-1 от 08.09.2014 со всеми приложениями и дополнительными соглашениями;
3.2) письменные пояснения об обоснованиях заключения договора № 159-1 от 08.09.2014 без проведения конкурентных процедур при условии, что работы по организации ритуальных услуг и содержанию мест захоронения на территории Каслинского городского поселения относятся к муниципальным нуждам, обеспечение которых должно осуществляться в порядке, предусмотренном законодательством о контрактной системе;
3.3) акты, распоряжения о принятии решения заключения договора № 159-1 от 08.09.2014 без проведения торгов;
3.4) документы, послужившие основанием для определения ООО «Ромашка» исполнителем по договору № 159-1 от 08.09.2014;
3.5) письменные пояснения об обоснованиях заключения договора № 159-1 от 08.09.2014 на безвозмездной основе при условии, что ООО «Ромашка» является хозяйствующим субъектом, целью осуществления деятельности которого является получение прибыли, обязуется выполнять работы по организации ритуальных услуг и содержанию мест захоронения на территории Каслинского городского поселения;
3.6) письменные сведения с приложением подтверждающих документов о том, осуществлялась ли оплата ООО «Ромашка» выполненных работ по организации ритуальных услуг и содержанию мест захоронения на территории Каслинского городского поселения на основании договора № 159-1 от 08.09.2014;
3.7) письменные пояснения с правовым обоснованием включения в договор № 159-1 от 08.09.2014 условий о выполнении ООО «Ромашка» таких работ, как уход за могилами, содержание территории кладбища и прилегающей к кладбищу территории в надлежащем санитарном состоянии, вывоз мусора с территории кладбища, при условии, что выполнение данных относится к муниципальным нуждам, обеспечение которых должно осуществляться в порядке, предусмотренном законодательством о контрактной системе, например, посредством проведения конкурентных процедур;
3.8) письменные пояснения с правовым обоснованием включения в задание на выполнение ритуальных услуг к договору № 159-1 от 08.09.2014 положений о необходимости осуществления ООО «Ромашка» захоронения эпидемиологически безопасных патологоанатомических и органических операционных отходов классов Б, В (органы, ткани и т.п.) в специально отведенных могилах при условии, что организация выполнения таких работ отнесена к компетенции организаций и учреждений, в процессе осуществления медицинской деятельности которых образуются данные отходы;
3.9) письменные пояснения с правовым обоснованием возложения на ООО «Ромашка» обязательств по оказанию услуги по транспортировке трупов в морг, эвакуации невостребованных трупов;
3.10) письменные пояснения с правовым обоснованием установления в задании на выполнение ритуальных услуг к договору № 159-1 от 08.09.2014 положений о необходимости изготовления ООО «Ромашка» оград, памятников, венков из металла, пошива, изготовления и предоставления в прокат похоронных принадлежностей, оказания услуг по установке, снятию, окраске надмогильных сооружений, при условии, что указанная деятельность может осуществляться любым хозяйствующим субъектом без заключения каких-либо договоров, соглашений с органами местного самоуправления;
3.11) письменные пояснения о том, направлено ли осуществление деятельности, указанной в пунктах 3.8 - 3.10 настоящего определения, на обеспечение муниципальных нужд;
3.12) переписку с ООО «Ромашка» по вопросу заключения и исполнения договора № 159-1 от 08.09.2014;
3.13) переписку с иными юридическими и физическими лицами по вопросу выполнения работ по организации ритуальных услуг и содержанию мест захоронения на территории Каслинского городского поселения за 2014-2016 годы;
3.14) письменные сведения об организациях (наименование, адрес), осуществляющих (имеющих возможность осуществлять) деятельность по выполнению работ по организации ритуальных услуг и содержанию мест захоронения на территории Каслинского городского поселения;
3.15) выписки из решений о бюджете Каслинского городского поселения на 2014-2016 годы о финансировании мероприятий по выполнению работ по организации ритуальных услуг и содержанию мест захоронения на территории Каслинского городского поселения;
3.16) муниципальные нормативные правовые акты, регулирующие порядок организации ритуальных услуг и содержания мест захоронения на территории Каслинского городского поселения;
3.17) письменные сведения об организации, оказывающей гарантированный перечень услуг по погребению на территории Каслинского городского поселения, с приложением соответствующих актов органа местного самоуправления;
3.18) письменные пояснения с правовым обоснования наделения путем заключения рассматриваемого договора ООО «Ромашка» функциями специализированной службы;
3.18) иные документы и информацию, имеющие отношение к рассматриваемому делу.
4. Администрации района необходимо представить в Челябинское УФАС России в срок до 19 августа 2016 года с сопроводительным письмом и описью (с указанием номера дела) следующие надлежаще заверенные копии документов и информацию (должны быть прошиты и пронумерованы):
4.1) письменные сведения об организациях (наименование, адрес), осуществляющих (имеющих возможность осуществлять) деятельность по выполнению работ по организации ритуальных услуг и содержанию мест захоронения на территории Каслинского городского поселения, Каслинского муниципального района.
4. ООО «Ромашка» необходимо представить в Челябинское УФАС России в срок до 19 августа 2016 года с сопроводительным письмом и описью (с указанием номера дела) следующие надлежаще заверенные копии документов и информацию (должны быть прошиты и пронумерованы):
4.1) письменные пояснения об обоснованиях заключения договора № 159-1 от 08.09.2014 на безвозмездной основе при условии, что ООО «Ромашка» является хозяйствующим субъектом, целью осуществления деятельности которого является получение прибыли, обязуется выполнять работы по организации ритуальных услуг и содержанию мест захоронения на территории Каслинского городского поселения;
4.2) письменные сведения с приложением подтверждающих документов о том, осуществлялась ли оплата Администрацией поселения выполненных ООО «Ромашка» работ по организации ритуальных услуг и содержанию мест захоронения на территории Каслинского городского поселения на основании договора № 159-1 от 08.09.2014;
4.3) письменные пояснения с правовым обоснованием заключения договора № 159-1 от 08.09.2014, условием которого является выполнение ООО «Ромашка» работ по уходу за могилами, содержание территории кладбища и прилегающей к кладбищу территории в надлежащем санитарном состоянии, вывоз мусора с территории кладбища, при условии, что выполнение данных относится к муниципальным нуждам, обеспечение которых должно осуществляться в порядке, предусмотренном законодательством о контрактной системе, например, посредством проведения конкурентных процедур;
4.4) письменные пояснения с правовым обоснованием заключения договора № 159-1 от 08.09.2014, условием которого является осуществление ООО «Ромашка» захоронения эпидемиологически безопасных патологоанатомических и органических операционных отходов классов Б, В (органы, ткани и т.п.) в специально отведенных могилах при условии, что организация выполнения таких работ отнесена к компетенции организаций и учреждений, в процессе осуществления медицинской деятельности которых образуются данные отходы, следовательно договорные отношения необходимы с такими организациями и учреждениями, а не с органом местного самоуправления;
4.5) письменные пояснения с правовым обоснованием заключения договора № 159-1 от 08.09.2014, в котором установлены положения о необходимости изготовления ООО «Ромашка» оград, памятников, венков из металла, пошива, изготовления и предоставления в прокат похоронных принадлежностей, оказания услуг по установке, снятию, окраске надмогильных сооружений, при условии, что указанная деятельность может осуществляться любым хозяйствующим субъектом без заключения каких-либо договоров, соглашений с органами местного самоуправления;
4.6) письменные сведения о том, кому по договору № 159-1 от 08.09.2014 ООО «Ромашка» оказывает услуги по изготовлению оград, памятников, венков из металла, пошива, изготовления и предоставления в прокат похоронных принадлежностей, оказания услуг по установке, снятию, окраске надмогильных сооружений (физическим лицам, органам местного самоуправления);
4.7) переписку с органами местного самоуправления по вопросу заключения и исполнения договора № 159-1 от 08.09.2014;
4.8) совокупную сумму выручки, полученную ООО «Ромашка» от реализации всех товаров (работ, услуг) за 2015 год, определенную в соответствии со статьями 248 и 249 Налогового кодекса РФ, т.е. без учета НДС, акцизов и аналогичных обязательных платежей;
4.6) надлежаще заверенные копии бухгалтерской отчетности ООО «Ромашка» за 2015 год с отметкой налогового органа: форму № 1 по ОКУД «Бухгалтерский баланс», форму № 2 по ОКУД «Отчет о прибылях и убытках», утвержденные приказом Министерства финансов Российской Федерации от 02.07.2010 № 66н (при наличии). В случае, если организацией применяется специальный налоговый режим необходимо представить налоговую отчетность с отметкой налогового органа, заполняемые в связи с применением специального налогового режима: налоговую декларацию по налогу, уплачиваемому в связи с применением упрощенной системы налогообложения, утвержденную приказом Министерства финансов Российской Федерации от 22.06.2009 № 58н, или налоговую декларацию по единому налогу на вмененный доход для отдельных видов деятельности, утвержденную Приказом ФНС России от 23.01.2012 № ММВ-7-3/13@;
4.7) сумму выручки, полученную ООО «Ромашка» за 2015 год от оказания ритуальных услуг (выполнения работ), в том числе по содержанию мест захоронения, на территории Каслинского муниципального района, Каслинского городского поселения (отдельно по указанным муниципальным образованиям), определенную в соответствии со статьями 248 и 249 Налогового кодекса РФ, т.е. без учета НДС, акцизов и аналогичных обязательных платежей;
4.8) сумму выручки, полученную ООО «Ромашка» за 2015 год от выполнения работ по организации ритуальных услуг и содержания мест захоронения на территории Каслинского городского поселения по договору № 159-1 от 08.09.2014, определенную в соответствии со статьями 248 и 249 Налогового кодекса РФ, т.е. без учета НДС, акцизов и аналогичных обязательных платежей;
4.9) сведения о хозяйствующих субъектах (организационно-правовая форма, наименование, местонахождение), осуществляющих в 2014 - 2016 годах деятельность по организации ритуальных услуг и содержанию мест захоронения на территории Каслинского городского поселения (при наличии);
4.10) сведения обо всех субподрядных организациях, которые были привлечены для выполнения работ по договору № 159-1 от 08.09.2014, с указанием реквизитов договоров, предмета и цены таких договоров, а также перечень документов, свидетельствующих об оплате субподрядчику выполненных работ (дата, номер платежа и сумма);
4.11) иные документы и информацию, имеющие отношение к рассматриваемому делу.
Надлежит представить запрашиваемые документы и информацию по каждому пункту (при отсутствии каких-либо документов и информации указать причину).
Запрашиваемые документы и информацию просим представить в Челябинское УФАС России в прошитом и пронумерованном виде с описью вложения и сопроводительным письмом.
За непредставление, несвоевременное представление либо представление заведомо недостоверных сведений по требованию антимонопольного органа информации, действующим законодательством предусмотрена административная ответственность.
В соответствии со статьей 43 Закона о защите конкуренции с момента возбуждения дела о нарушении антимонопольного законодательства лица, участвующие в деле, имеют право знакомиться с материалами дела, делать выписки из них, представлять доказательства и знакомиться с доказательствами, задавать вопросы другим лицам, участвующим в деле, заявлять ходатайства, давать комиссии пояснения в письменной или устной форме, приводить свои доводы по всем возникающим в ходе рассмотрения дела вопросам, знакомиться с ходатайствами других лиц, участвующих в деле, возражать против ходатайств, доводов других участвующих в деле лиц.
Явка лиц, участвующих в деле, или их представителей не обязательна.
Председатель комиссии