Решение б/н Решение по делу № 11.17-04/14 в отношении ФГБОУ ВПО «ЮУрГУ» ... от 22 декабря 2014 г.

Вид документа
Дата регистрации
Сфера деятельности
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

РЕШЕНИЕ

 

Резолютивная часть решения оглашена «11» декабря 2014 года

В полном объеме решение изготовлено «18» декабря 2014 года

Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Челябинской области (далее — Челябинское УФАС России) по рассмотрению дела о нарушении антимонопольного законодательства (далее — Комиссия) в составе:

Председатель Комиссии:

Председателя Комиссии:

- Семенова Елена Григорьевна — заместитель руководителя Челябинского УФАС России;

Члены Комиссии:

- Расторгуева Юлия Михайловна – начальник отдела антимонопольного контроля Челябинского УФАС России;

- <...> — главный специалист-эксперт отдела антимонопольного контроля Челябинского УФАС России;

рассмотрев материалы дела № 11.17-04/14, возбуждённого в отношении ФГБОУ ВПО «ЮУрГУ» (НИУ) по части 1 статьи 17 Федерального закона от 26.07.2006 № 135 – ФЗ «О защите конкуренции»),

 

УСТАНОВИЛА:

 

19 декабря 2013 года на официальном сайте Российской Федерации для распространения информации о размещении заказов (www.zakupki.gov.ru) были опубликованы Извещение и документация заказа № 0369100017613000621 о проведении открытого аукциона в электронной форме на право заключения договора на «Проектные работы на объекте: «Строительство двух общежитий со встроено-пристроенной частью по адресу: г. Челябинск, ул. Академика Макеева/ул. 250-летия Челябинска» в соответствии с 94-ФЗ (далее – электронный аукцион), заказчиком по которому выступило ФГБОУ ВПО «ЮУрГУ» (НИУ).

Согласно Приложениям №№ 2.1 и 2.2 к Документации электронного аукциона, предметом работ являлось проектирование двух общежитий, а именно:

Общежитие №41 – 1100 мест

Площадь застройки – 2000 м2.

Количество секций – 3:

№1 - 16 этажей – угловая,

№2 – 14 этажей – средняя,

№3 – 14 этажей – угловая.

Общая площадь – 20000 м2;

Общежитие №42 – 1700 мест

Площадь застройки – 2500 м2.

Количество секций – 4:

№1 - 16 этажей – угловая,

№2 – 14 этажей – средняя,

№3 – 14 этажей – средняя,

№4 – 14 этажей – угловая.

Общая площадь – 30000 м2.

Согласно Документации электронного аукциона к участникам предъявлялись следующие требования.

Участником размещения заказа может быть любое юридическое лицо независимо от организационно-правовой формы, формы собственности, места нахождения и места происхождения капитала или любое физическое лицо, в том числе индивидуальный предприниматель (пункт 17.1 документации).

К участникам размещения заказа предъявляются следующие обязательные требования (пункт 17.2. документации):

- соответствие участников размещения заказа требованиям, устанавливаемым в соответствии с законодательством Российской Федерации к лицам, осуществляющим выполнение работ, являющихся предметом аукциона. Требования, устанавливаемые Заказчиком в соответствии с законодательством РФ, к лицам, осуществляющим выполнение работ, являющихся предметом настоящего аукциона, определяются Информационной картой (Приложение №1 к документации об аукционе).

- непроведение ликвидации участника размещения заказа – юридического лица и отсутствие решения арбитражного суда о признании участника размещения заказа – юридического лица, индивидуального предпринимателя банкротом и об открытии конкурсного производства;

- неприостановление деятельности участника размещения заказа в порядке, предусмотренном Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях, на день подачи заявки на участие в аукционе;

- отсутствие у участника размещения заказа задолженности по начисленным налогам, сборам и иным обязательным платежам в бюджеты любого уровня или государственные внебюджетные фонды за прошедший календарный год, размер которой превышает двадцать пять процентов балансовой стоимости активов участника размещения заказа по данным бухгалтерской отчетности за последний завершенный отчетный период. Участник размещения заказа считается соответствующим установленному требованию в случае, если он обжалует наличие указанной задолженности в соответствии с законодательством Российской Федерации и решение по такой жалобе на день рассмотрения заявки на участие в аукционе не принято;

- обладание участниками размещения заказа исключительными правами на объекты интеллектуальной собственности, если в связи с исполнением договора заказчик приобретает права на объекты интеллектуальной собственности. Требования об обладании участниками размещения заказа исключительными правами на объекты интеллектуальной собственности, если в связи с исполнением договора Заказчик приобретает права на объекты интеллектуальной собственности, определяются Информационной картой (Приложение № 1 к документации об аукционе);

- отсутствие в предусмотренном Законом о размещении заказов реестре недобросовестных поставщиков сведений об участниках размещения заказа.

В соответствии с Приложением № 1 к документации об аукционе участник размещения заказа должен иметь выданное саморегулируемой организацией в порядке, установленном Градостроительным кодексом РФ, свидетельство о допуске к следующим видам работ, которые оказывают влияние на безопасность объектов капитального строительства и являющиеся предметом аукциона - работы по организации подготовки проектной документации, привлекаемым застройщиком или заказчиком на основании договора юридическим лицом или индивидуальным предпринимателем (генеральным проектировщиком). В составе заявки на участие в аукционе участник размещения заказа должен предоставить копию указанного документа.

Кроме того, участники размещения заказа должны были предоставить обеспечение заявки в размере 5%.

Согласно информации из протокола № 0369100017613000621-1 к участию в процедуре электронного аукциона было допущено 13 участников.

Победителем электронного аукциона № 0369100017613000621 стало ООО «Институт АльфаРегионПроект» с предложенной ценой 2409064,14 рублей (протокол от 15.01.2014).

Таким образом, снижение цены составило 94%.

По результатам размещения данного электронного аукциона был заключен договор №0369100017613000621_45278 от 06.02.2014.

04.03.2014 договор № 0369100017613000621_45278 от 06.02.2014 расторгнут по соглашению сторон.

Согласно письменным пояснениям ФГБОУ ВПО «ЮУрГУ» (НИУ) от 07.11.2014 договор расторгнут в связи с изменением правоустанавливающих документов на земельный участок (отмена распоряжения Администрации г. Челябинска № 5454 от 12.09.2013) для размещения студенческого общежития на пересечении ул. Академика Макеева/ул. 250-летия Челябинска», предоставляемый ФГБОУ ВПО «ЮУрГУ» (НИУ).

10.04.2014 на сайте www.zakupki.gov.ru опубликованы извещение и документация для проведения открытого аукциона в электронной форме на право заключения договора на разработку проектной документации объекта — общежитие со встроено-пристроенными помещениями социально - бытового назначения (№ 31401060734).

Начальная (максимальная) цена: 29 870 705, 26 рублей.

Предметом договора является разработка проектной документации объекта: общежитие со встроено-пристроенными помещениями социально-бытового назначения ФГБОУ ВПО «ЮУрГУ» (НИУ).

Общежитие №42.

Площадь застройки – 3250 м2.

Количество пусковых комплексов (секций) –2:

Пусковой комплекс (секция) №1 - 16 этажей (жилых) – угловая (общежитие квартирного типа)

Пусковой комплекс (секция) №2 – 10 этажей (жилых) – рядовая (общежитие коридорного типа),

Общая площадь – 24 740 м2, в т.ч. встроено-пристроенные помещения.

Объем и перечень работ согласно документации об открытом аукционе.

Согласно приложению № 3 документации работы выполняются в 5 этапов:

-Изыскательские работы (сметы №1, 2, 3), Разработка эскизного проекта (п.1.16 сметы №4);

- Разработка проектной документации: разделы АР (п.1.1 сметы №4), КОПР (п.1.2 сметы №4);

- Разработка проектной документации: разделы ТХ (п.1.3 сметы №4), СПОЗУ (п.1.4 сметы №4), ПОС, ВИС (п.1.5 сметы №4), ЭС, ЭОМ (п.1.6 сметы №4), НВК, ВК, АВК (п.1.7 сметы №4),ТС, ОВ, АОВ (п.1.8 сметы №4), МОПОБВ, АПСиСОУЭ (п.1.9 сметы №4), ГСН, ГСВ, АГСВ (п.1.10 сметы № 4), НС, СС, Д (п.1.11 сметы № 4), ПМООС (п.1.12 сметы №4), МОДИ (п.1.13 сметы №4), МОЭЭ, в т.ч. энергетический паспорт здания (п.1.17 сметы №4), ГОЧС (п.1.18 сметы №4), СД (п.1.14 сметы №4), ПЗ (п.1.15 сметы №4);

- Обеспечение прохождения федеральной государственной экспертизы на проектную документацию, результатов инженерно-геодезических и инженерно-геологических изысканий, подтверждения достоверности определения сметной стоимости строительства, в т.ч. устранение замечаний (п.1.19 сметы №4).

Оплата работы осуществляется поэтапно путем перечисления денежных средств платежными поручениями на расчетный счет Подрядчика на основании полученного Заказчиком от Подрядчика подписанного обеими Сторонами акта сдачи-приемки результата работ по этапу с приложением счета-фактуры в течение 180 дней с даты получения Заказчиком указанных документов.

Открытый аукцион в электронной форме на право заключения договора на разработку проектной документации объекта — общежитие со встроено-пристроенными помещениями социально - бытового назначения (№ 31401060734) проводился в соответствии с Положением о закупках товаров, работ, услуг для нужд ФГБОУ ВПО «ЮУрГУ» (НИУ), утвержденным Министерством образования и науки РФ.

Согласно пунктам 4.2, 4.3 названного положения о закупке заказчик вправе предъявить к участникам закупки дополнительные квалификационные требования в зависимости от предмета закупки, в том числе: наличие финансовых, материальных средств, а также иных возможностей (ресурсов), необходимых для выполнения условий договора, положительная деловая репутация, наличие опыта осуществления поставок, выполнения работ или оказания услуг.

Пунктом 9.2 документации установлено, что к участникам закупки предъявляются обязательные требования, в т.ч. требования указанные в пунктах 9.3, 9.4 документации.

Так, в пункте 9.3 Приложения № 1 аукционной документации установлено, что заказчиком установлены дополнительные квалификационные требования к участникам закупки. Перечень дополнительных квалификационных требований и документов, подтверждающих соответствие установленным требованиям, указан в Приложении №4 к документации об аукционе.

Пунктом 14 Приложения № 1 установлено, что при проведении аукциона Заказчиком установлено требование обеспечения заявки на участие в аукционе. Размер обеспечения заявки на участие в аукционе 20 909 493,68 руб. из расчета 70% начальной цены договора.

Обеспечение заявки на участие в аукционе может предоставляться участником закупки путем внесения денежных средств. Внесение денежных средств осуществляется участником закупки в безналичной форме на счет, который указан Заказчиком п.14 Информационной карты (Приложение №1 к документации об аукционе) (пункт 14.2 документации).

Пунктом 15.10 документации установлено, что Заказчиком при проведении настоящего аукциона установлено требование об обеспечении исполнения договора.

Размер обеспечения исполнения договора и обязательства исполнителя, надлежащее исполнение которых должно обеспечиваться, определяется пунктом 15 Информационной карты аукциона (Приложение №1 к документации об аукционе).

Пунктом 15 Приложения документации № 1 установлено, что размер обеспечения исполнения договора, заключаемого по итогам настоящего аукциона, - составляет 2 987 070,53 руб. (два миллиона девятьсот шестьдесят три тысячи шестьсот двадцать шесть рублей восемьдесят восемь копеек), из расчета 10% начальной цены договора.

Договор по итогам проведения настоящего аукциона заключается только после предоставления участником закупки, с которым заключается договор, обеспечения исполнения договора в размере, установленном документацией об аукционе.

Исполнение договора может обеспечиваться предоставлением банковской гарантии или внесением денежных средств на счет Заказчика (пункт 15.10.1 документации).

Способ обеспечения исполнения договора определяется участником закупки, с которым заключается договор, самостоятельно.

Заказчик в качестве обеспечения исполнения договора принимает банковскую гарантию, выданную банком, включенным в предусмотренный статьей 176.1 Налогового кодекса Российской Федерации перечень банков, отвечающих установленным требованиям для принятия банковских гарантий в целях налогообложения (пункт 15.10.2 документации).

Согласно Приложению № 4 аукционной документации Заказчик предъявил следующие требования к участникам:

- Наличие заключенных и исполненных участником закупки договоров на выполнение работ по проектированию жилых домов, за период 2013-2014 г.г. в количестве не менее 8 договоров с ценой выполненных работ не менее 30 млн. рублей каждый;

- Наличие  положительных заключений государственной экспертизы на выполненные участником закупки работы по проектированию жилых домов: не менее 10 заключений;

- Наличие в штате участника закупки специалистов по всем необходимым разделам проектирования, отвечающих следующим требованиям:

1.

Главные инженеры проекта (далее «ГИП»)

Не менее 2 ГИПов с опытом работы не менее 15 лет (образование высшее)

2.

Архитектурная группа

Не менее 3 сотрудников с опытом работы не менее 10 лет (образование высшее)

3.

Строительная группа

Не менее 8 сотрудников с опытом работы не менее 10 лет (образование высшее)

4.

Водоснабжение и водоотведение

Не менее 3 сотрудников с опытом работы не менее 10 лет (образование высшее)

5.

Теплогазоснабжение и вентиляция

Не менее 3 сотрудников с опытом работы не менее 10 лет (образование высшее)

6.

Электротехническая группа

Не менее 3 сотрудников с опытом работы не менее 10 лет (образование высшее)

7.

Слаботочные сети и автоматизация

Не менее 2 сотрудников с опытом работы не менее 10 лет (образование высшее)

8.

Генплан

Не менее 3 сотрудников с опытом работы не менее 10 лет (образование высшее)

9.

Сметный отдел

Не менее 1 сотрудника с опытом работы не менее 10 лет (образование высшее)

10.

Спецраздел (ГО и ЧС)

Не менее 1 сотрудника с опытом работы не менее 10 лет (образование высшее)

11.

Спецраздел (эколог)

Не менее 1 сотрудника с опытом работы не менее 10 лет (образование высшее)

- Наличие положительной деловой репутации в области выполнения работ по проектированию жилых домов: не менее 10 положительных отзывов;

- Наличие заключенных и исполненных участником закупки договоров на выполнение  работ по проектированию жилых домов, за период 2013-2014 годов, с ценой выполненных работ в сумме не менее 300 млн. рублей

- Отсутствие судебных дел за период 2009-2014 гг. с предметом иска:  некачественное выполнение работ по проектированию жилых домов; нарушение сроков  работ по проектированию жилых домов.

Перечень документов, представляемых участниками закупки для подтверждения их соответствия установленным в п.п. 9.2., 9.3. требованиям, устанавливается в пункте 9 Информационной карты (Приложение №1 к документации об аукционе) (пункт 9.4 документации).

Пунктом 12.1 документации установлено, что при рассмотрении заявок на участие в аукционе участник закупки не допускается закупочной комиссией к участию аукционе в случае:

- непредоставления документов, определенных п.2.2. раздела 2 документации об аукционе либо наличия в таких документах недостоверных сведений об участнике закупки или о работах, на выполнение которых осуществляется закупка;

- несоответствия требованиям, установленным в разделе 9 документации об аукционе;

- непредоставление обеспечения заявки. В случае, если участником закупки в составе заявки представлены документы, подтверждающие внесение денежных средств в качестве обеспечения заявки и до даты рассмотрения заявок денежные средства не поступили в размере и на счет, которые указаны Заказчиком в Информационной карте (Приложение №1 к документации об аукционе), такой участник признается не предоставившим обеспечение заявки.

- несоответствия заявки на участие в аукционе требованиям документации об аукционе.

До окончания указанного в документации о проведении открытого аукциона в электронной форме на право заключения договора на разработку проектной документации объекта — общежитие со встроено-пристроенными помещениями социально - бытового назначения (№ 31401060734) поступила одна заявка — ООО «Институт АльфаРегионПроект», которая была принята электронной площадкой.

В связи с тем, что поступила только одна заявка на участие в открытом аукционе в электронной форме, аукцион признан несостоявшимся на основании пункта 11.4 документации об аукционе.

07.05.2014 ФГБОУ ВПО «ЮУрГУ» (НИУ) заключило договор на выполнение проектных работ с ООО «Институт АльфаРегионПроект». Снижение от максимальной цены контракта составило 0 %. Договор исполнен.

На заседании Комиссии заявитель поддержал доводы заявления и указал, что требования, предъявляемые ФГБОУ ВПО «ЮУрГУ» (НИУ) к участникам, необоснованно завышены, что приводит к сокращению числа хозяйствующих субъектов, которые могут принять участие в аукционе. Данное обстоятельство подтверждается тем, что при увеличении заказчиком в аукционе № 31401060734 требований к потенциальным участникам количество таких участников снизилось с 13 (аукцион № 0369100017613000621) до 1 участника (аукцион № 31401060734).

На заседании Комиссии представители ФГБОУ ВПО «ЮУрГУ» (НИУ) возражали против доводов заявителя, по основаниям, изложенным в письменных пояснениях от 16.10.2014, от 07.11.2014 и указали следующее.

Дополнительные квалификационные требования к участникам закупки были установлены с учетом потребности получить результат работ в кратчайшие сроки, в полном объеме и надлежащего качества от наиболее квалифицированного участника рынка.

Изучив материалы дела, заслушав доводы и объяснения сторон, Комиссия пришла к выводам о нарушении ФГБОУ ВПО «ЮУрГУ» (НИУ) части 1 статьи 17 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» по следующим основаниям.

В соответствии с частью 1 статьи 17 Закона о защите конкуренции при проведении торгов, запроса котировок цен на товары, запроса предложений запрещаются действия, которые приводят или могут привести к недопущению, ограничению или устранению конкуренции.

Признаками ограничения конкуренции являются: сокращение числа хозяйствующих субъектов, не входящих в одну группу лиц, на товарном рынке, рост или снижение цены товара, не связанные с соответствующими изменениями иных общих условий обращения товара на товарном рынке, отказ хозяйствующих субъектов, не входящих в одну группу лиц, от самостоятельных действий на товарном рынке, определение общих условий обращения товара на товарном рынке соглашением между хозяйствующими субъектами или в соответствии с обязательными для исполнения ими указаниями иного лица либо в результате согласования хозяйствующими субъектами, не входящими в одну группу лиц, своих действий на товарном рынке, иные обстоятельства, создающие возможность для хозяйствующего субъекта или нескольких хозяйствующих субъектов в одностороннем порядке воздействовать на общие условия обращения товара на товарном рынке, а также установление органами государственной власти, органами местного самоуправления, организациями, участвующими в предоставлении государственных или муниципальных услуг, при участии в предоставлении таких услуг требований к товарам или к хозяйствующим субъектам, не предусмотренных законодательством Российской Федерации.

Федеральным законом от 18.07.2011 № 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц» (далее - Закон о закупках) не установлен перечень требований, которые может предъявлять заказчик к участникам торгов.

В силу части 5 статьи 3 Закона о закупках участником закупки может быть любое юридическое лицо или несколько юридических лиц, выступающих на стороне одного участника закупки, независимо от организационно-правовой формы, формы собственности, места нахождения и места происхождения капитала либо любое физическое лицо или несколько физических лиц, выступающих на стороне одного участника закупки, в том числе индивидуальный предприниматель или несколько индивидуальных предпринимателей, выступающих на стороне одного участника закупки, которые соответствуют требованиям, установленным заказчиком в соответствии с положением о закупке.

Заказчик, руководствуясь положением о порядке проведения регламентированных закупок товаров, работ, услуг для нужд ФГБОУ ВПО «ЮУрГУ» (НИУ), утв. в соответствии со статьей 2 Закона о закупке, документацией проводимых торгов, вправе самостоятельно определять перечень требований к участникам, а также требования к размеру обеспечения заявок.

Не допускается предъявлять к участникам закупки, к закупаемым товарам, работам, услугам, а также к условиям исполнения договора требования и осуществлять оценку и сопоставление заявок на участие в закупке по критериям и в порядке, которые не указаны в документации о закупке. Требования, предъявляемые к участникам закупки, к закупаемым товарам, работам, услугам, а также к условиям исполнения договора, критерии и порядок оценки и сопоставления заявок на участие в закупке, установленные заказчиком, применяются в равной степени ко всем участникам закупки, к предлагаемым ими товарам, работам, услугам, к условиям исполнения договора (часть 6 статьи 3 Закона о закупках).

Однако подобное право заказчика ограничено требованиями статьи 17 Закона о защите конкуренции.

Следовательно, заказчик вправе предъявлять к участникам торгов любые требования, которые не приводят или не могут привести к недопущению, ограничению или устранению конкуренции.

Комиссия, исследовав материалы, полученные в ходе рассмотрения дела, пришла к выводу о том, что следующие положения документации (требования к участникам аукциона) приводят или могут привести к недопущению, ограничению или устранению конкуренции.

Пунктом 14 Приложения № 1 установлено, что при проведении аукциона Заказчиком установлено требование обеспечения заявки на участие в аукционе. Размер обеспечения заявки на участие в аукционе 20 909 493,68 руб. из расчета 70% начальной цены договора.

Обеспечение заявки - внесение денежных средств претендентом на участие в аукционе в размере и порядке, которые установлены документацией, в качестве обеспечения своей заявки и свидетельствующие о серьезности его намерений в части заключения договора.

Следовательно, целью обеспечения заявки является заключение участником с заказчиком договора по итогам торгов.

Таким образом, обеспечение заявки, в т.ч. ее размер, не влияет на исполнение контракта победителем торгов, в т.ч. получение приобретаемой услуги надлежащего качества и в кратчайшие сроки.

Уклонение от заключения контракта влечет неблагоприятные последствия для такого участника торгов в виде включения в реестр недобросовестных поставщиков.

Обеспечение исполнение договора (контракта) представляет собой совокупность мер, направленных на обеспечение обязательств исполнителя перед заказчиком, которые предусмотрены государственным, муниципальным или коммерческим контрактом. В случае неисполнения обязательств исполнителем (поставщиком, подрядчиком) перед заказчиком, финансовое учреждение, выдавшее данное обеспечение, принимает на себя ответственность по выплате гарантийной суммы (страхового возмещения) заказчику.

Целью обеспечения исполнения контракта является обеспечение надлежащего исполнения обязательств победителем торгов перед заказчиком, т.е. получение заказчиком желаемого результата, например, получение услуги надлежащего качества и в установленные договором сроки.

Комиссия приходит к выводу о том, что включение в документацию в качестве требования к участникам обеспечения заявки обеспечения в размере 20 909 493,68 руб. из расчета 70% начальной цены договора создает необоснованные ограничения для хозяйствующих субъектов, имеющих намерение принять участие в спорном аукционе, нарушает принципы, указанные в пунктах 2, 4 части 1 статьи 3 Закона о закупках (равноправие, справедливость, отсутствие дискриминации и необоснованных ограничений конкуренции по отношению к участникам закупки; отсутствие ограничения допуска к участию в закупке путем установления неизмеряемых требований к участникам закупки) и приводит или может привести к недопущению, ограничению или устранению конкуренции по следующим основаниям и приводит или может привести к недопущению, ограничению или устранению конкуренции по следующим основаниям.

Действия заказчика по установлению в документации:

- размера обеспечения заявки в размере 20 909 493,68 руб. из расчета 70% начальной цены договора по сравнению с максимальной суммой контракта (29 870 705, 26 рублей), размером обеспечения исполнения договора в размере 2 987 070,53 руб. из расчета 10% начальной цены договора;

- единственного способа для внесения суммы обеспечения заявки на участие в аукционе (внесение денежных средств осуществляется участником закупки в безналичной форме на счет, который указан Заказчиком п.14 Информационной карты) по сравнению со способами внесения суммы обеспечения исполнения договора (исполнение договора может обеспечиваться предоставлением банковской гарантии или внесением денежных средств на счет Заказчика (пункт 15.10.1 документации)),

направлены на создание препятствий для хозяйствующих субъектов, имеющих намерение принять участие в аукционе, что приводит или может привести к недопущению, ограничению или устранению конкуренции.

Таким образом, хозяйствующий субъект, имеющий намерение принять участие в аукционе, сталкивается с необоснованным размером обеспечения заявки, который необходимо внести только в безналичной форме на счет, который указан заказчиком. При этом иные способы обеспечения заявки заказчиком не установлены, тогда как для обеспечения исполнения договора заказчиком предусмотрено два способа обеспечения (внесение денежных средств на счет, банковская гарантия).

Комиссия считает, что обеспечение заявки, в т.ч. ее размер никоим образом не влияет на исполнение контракта победителем торгов, в т.ч. получение приобретаемой услуги надлежащего качества и в кратчайшие сроки.

Комиссия не согласна с доводом заказчика о том, что сумму обеспечения заявки хозяйствующий субъект может получить в любой кредитной организации.

Предоставление кредитов кредитным организациями не свидетельствует о том, что кредит будет выдан конкретному хозяйствующему субъекту и в необходимом объеме. Более того, для получения кредитных средств требуется время, а также ресурсы на обеспечение исполнения обязательств по кредитному договору (например, залог) и исполнение обязательств по кредитному договору в целом.

Комиссия, проанализировав требования, изложенные заказчиком в Приложении № 4 аукционной документации, приходит к выводу о том, что включение в документацию следующих требований к участникам аукциона:

- Наличие заключенных и исполненных участником закупки договоров на выполнение работ по проектированию жилых домов, за период 2013-2014 г.г. в количестве не менее 8 договоров с ценой выполненных работ не менее 30 млн. рублей каждый;

- Наличие  положительных заключений государственной экспертизы на выполненные участником закупки работы по проектированию жилых домов: не менее 10 заключений;

- Наличие положительной деловой репутации в области выполнения работ по проектированию жилых домов: не менее 10 положительных отзывов;

- Наличие заключенных и исполненных участником закупки договоров на выполнение  работ по проектированию жилых домов, за период 2013-2014 годов, с ценой выполненных работ в сумме не менее 300 млн. рублей;

- Отсутствие судебных дел за период 2009-2014 гг. с предметом иска:  некачественное выполнение работ по проектированию жилых домов; нарушение сроков  работ по проектированию жилых домов,

создает необоснованные ограничения для хозяйствующих субъектов, имеющих намерение принять участие в спорном аукционе, нарушает принципы, указанные в пунктах 2, 4 части 1 статьи 3 Закона о закупках (равноправие, справедливость, отсутствие дискриминации и необоснованных ограничений конкуренции по отношению к участникам закупки; отсутствие ограничения допуска к участию в закупке путем установления неизмеряемых требований к участникам закупки) и приводит или может привести к недопущению, ограничению или устранению конкуренции по следующим основаниям.

Установление на стадии допуска к участию в закупке названных критериев ограничивает конкуренцию, поскольку предусматривает допуск для участия в закупке участников, существующих на рынке продолжительное время, исключая при этом, вновь созданные предприятия, способные на достойном уровне выполнить поставку, указанные требования также не являются измеряемыми.

Установление таких критериев на стадии допуска участников к аукциону не позволяет выявить участника закупки, исполнение контракта которым в наибольшей степени будет отвечать целям эффективного использования источников финансирования и предотвращения злоупотреблений в указанной сфере, а также, не способно обеспечить равноправие, справедливость, отсутствие дискриминации и необоснованных ограничений конкуренции по отношению к участникам закупки.

Позиция антимонопольного органа подтверждается судебной практикой, например, Постановлением Арбитражного суда Уральского округа от 05.08.2014 № Ф09-5133/14 по делу № А71-11305/2013.

Комиссия считает, что применение заказчиками названных критериев и их последующая оценка справедлива для проведения торгов в форме конкурса, когда участники, существующие на рынке продолжительное время и вновь созданные предприятия, могут соперничать по множеству критериев, при этом последние могут компенсировать отсутствие ряда показателей предложенной ценой договора.

3. Комиссия, проанализировав требования, изложенные заказчиком в пункте 3 Приложения № 4 аукционной документации, приходит к выводу о том, что включение в документацию требования об обязательном наличии в штате участника закупки специалистов по всем необходимым разделам проектирования, отвечающих следующим требованиям:

1.

Главные инженеры проекта (далее «ГИП»)

Не менее 2 ГИПов с опытом работы не менее 15 лет (образование высшее)

2.

Архитектурная группа

Не менее 3 сотрудников с опытом работы не менее 10 лет (образование высшее)

3.

Строительная группа

Не менее 8 сотрудников с опытом работы не менее 10 лет (образование высшее)

4.

Водоснабжение и водоотведение

Не менее 3 сотрудников с опытом работы не менее 10 лет (образование высшее)

5.

Теплогазоснабжение и вентиляция

Не менее 3 сотрудников с опытом работы не менее 10 лет (образование высшее)

6.

Электротехническая группа

Не менее 3 сотрудников с опытом работы не менее 10 лет (образование высшее)

7.

Слаботочные сети и автоматизация

Не менее 2 сотрудников с опытом работы не менее 10 лет (образование высшее)

8.

Генплан

Не менее 3 сотрудников с опытом работы не менее 10 лет (образование высшее)

9.

Сметный отдел

Не менее 1 сотрудника с опытом работы не менее 10 лет (образование высшее)

10.

Спецраздел (ГО и ЧС)

Не менее 1 сотрудника с опытом работы не менее 10 лет (образование высшее)

11.

Спецраздел (эколог)

Не менее 1 сотрудника с опытом работы не менее 10 лет (образование высшее)

создает необоснованные ограничения для хозяйствующих субъектов, имеющих намерение принять участие в спорном аукционе, нарушает принципы, указанные в пунктах 2, 4 части 1 статьи 3 Закона о закупках (равноправие, справедливость, отсутствие дискриминации и необоснованных ограничений конкуренции по отношению к участникам закупки; отсутствие ограничения допуска к участию в закупке путем установления неизмеряемых требований к участникам закупки) и приводит или может привести к недопущению, ограничению или устранению конкуренции по следующим основаниям.

Комиссия считает, что профессиональный участник рынка вправе самостоятельно определять достаточного ли в его штате специалистов соответствующего профессионального уровня, обладающих специальным познаниями в той или иной области для надлежащего исполнения договора.

Комиссией в ходе рассмотрения дела предлагалось заказчику представить документы и информацию, подтверждающую, что именно такое количество сотрудников с указанными профессиональными знаниями и навыками могут выполнить контракт надлежащим образом, в т.ч. в установленный срок. Однако заказчиком такая информация не представлена в материалы дела.

В случае если потенциальный участник не соответствует требованиям, установленным заказчиком в документации и описанным в пункте 1-3 настоящего решения, участник закупки не допускается закупочной комиссией к участию аукционе (пункт 12.1 документации).

Таким образом, действия ФГБОУ ВПО «ЮУрГУ» (НИУ) по включению в документацию необоснованных требований к участникам, относительно: размера обеспечения заявки, единственного способа для внесения суммы обеспечения заявки, требований, поименованных в пунктах с 1-6 Приложения № 4 документации, противоречат принципам, изложенным в пунктах 2, 4 части 1 статьи 3 Закона о закупках (равноправие, справедливость, отсутствие дискриминации и необоснованных ограничений конкуренции по отношению к участникам закупки; отсутствие ограничения допуска к участию в закупке путем установления неизмеряемых требований к участникам закупки), и приводят или могут привести к недопущению, ограничению или устранению конкуренции, что является нарушением части 1 статьи 17 Закона о защите конкуренции.

Признаки ограничения конкуренции при проведении аукциона № 31401060734 выражаются в следующем.

ФГБОУ ВПО «ЮУрГУ» (НИУ) ранее проводило аукцион № 0369100017613000621 на выполнение работ сходных с работами, которые являются предметом договора по аукциону № 31401060734.

ФГБОУ ВПО «ЮУрГУ» (НИУ) не предъявляло к потенциальным участникам аукциона необоснованных требований, указанных в настоящем решении, в связи с чем, на участие в аукционе № 0369100017613000621 было подано 13 заявок, а цена контракта по результатам таких торгов снизилась на 94% от начальной (максимальной) цены контракта. Победителем признано ООО «Институт АльфаРегионПроект», с которым заключен контракт (04.03.2014 договор № 0369100017613000621_45278 от 06.02.2014 расторгнут по соглашению сторон).

Тогда как на участие в спорном аукционе № 31401060734 при установлении заказчиком необоснованных требований и описанных в настоящем решении поступила 1 заявка - ООО «Институт АльфаРегионПроект». Снижение стоимости контракта составило 0 %.

Комиссия приходит к выводу о том, что заказчик, включив в документацию, указанные в настоящем решении необоснованные требования к участникам аукциона ограничил число потенциальных участников, которые могли принять участие в аукционе до одного участника - ООО «Институт АльфаРегионПроект».

Указанные в настоящем решении действия заказчика противоречат основным целям Закона о закупках, а именно: обеспечение единства экономического пространства, создание условий для своевременного и полного удовлетворения потребностей юридических лиц в товарах, работах, услугах с необходимыми показателями цены, качества и надежности, эффективное использование денежных средств, расширение возможностей участия юридических и физических лиц в закупке товаров, работ, услуг для нужд заказчиков и стимулирование такого участия, развитие добросовестной конкуренции, обеспечение гласности и прозрачности закупки, предотвращение коррупции и других злоупотреблений.

В связи с тем, что аукцион признан несостоявшимся, договор заключен с единственным поставщиком - ООО «Институт АльфаРегионПроект», Комиссия не имеет правовых оснований для выдачи предписания о прекращении нарушения части 1 статьи 17 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции».

Руководствуясь статьей 23, частью 1 статьи 39, частями 1 – 4 статьи 41, частью 1 статьи 49 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции», Комиссия

 

РЕШИЛА:

 

1. Признать действия ФГБОУ ВПО «ЮУрГУ» (НИУ), выразившиеся в установлении требований к участникам закупки (№ 31401060734), не соответствующих принципам, изложенным в пунктах 2, 4 части 1 статьи 3 Федерального закона от 18.07.2011 № 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц», нарушающими часть 1 статьи 17 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции».

2. В связи с тем, что аукцион признан несостоявшимся, договор заключен с единственным поставщиком - ООО «Институт АльфаРегионПроект» предписание о прекращении нарушения части 1 статьи 17 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» не выдавать.

Председатель комиссии <...>

Члены комиссии <...>

<...>

Решение может быть обжаловано в течение трех месяцев со дня его принятия.

Связанные организации

Связанные организации не указаны