Решение б/н Решение по делу № 110-08/2017 от 1 февраля 2018 г.

Вид документа
Дата регистрации

Текст документа

 Сохранить как PDF

Заявитель

________________________________________________________________________________________________________________________________

 

Общество с ограниченной ответственностью «Килобайт»

пр-кт Ленина, д. 36А, оф. 43,

г. Челябинск, 454091

 

Общество с ограниченной ответственностью «Лабиринт»

ул. Рождественского, д. 13,

г. Челябинск, 454007

 

РЕШЕНИЕ

01 февраля 2018 года                                                                                               г. Челябинск

Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Челябинской области (далее – Челябинское УФАС России) по рассмотрению дел по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе в составе (далее – Комиссия):

         председателя Комиссии:

<…>– заместителя руководителя-начальника отдела Челябинского УФАС России;

         члены Комиссии:

<…>– ведущего специалиста–эксперта отдела контроля за рекламой и недобросовестной конкуренцией Челябинского УФАС России;

<…>– специалиста-эксперта отдела контроля за рекламой и недобросовестной конкуренцией Челябинского УФАС России,

рассмотрев дело № 110-08/2017, по факту размещения в сети «Интернет» на сайте www.krasnoeibeloe.ru рекламы алкогольной продукции с признаками нарушения требований пункта 8 части 2 статьи 21Федерального Закона № 38-ФЗ от 13.03.2006 «О рекламе» (далее – Закон о рекламе), а также рекламы печенья «Oreo» со сведениями о преимуществах рекламируемого товара с признаками нарушения пункта 1 части 3 статьи 5 Закона о рекламе,

в присутствии <…>, являющейся представителем Общества с ограниченной ответственностью «Лабиринт» (далее –ООО «Лабиринт») и Общества с ограниченной ответственностью «Килобайт» (далее – ООО «Килобайт») по доверенностям,

УСТАНОВИЛА:

в Челябинское УФАС России поступило заявление физического лица по факту размещения в сети «Интернет» на сайте www.krasnoeibeloe.ru рекламы алкогольной продукции, а также рекламы печенья «Oreo» со сведениями о преимуществах рекламируемого товара.

Из заявления следует, что на главной странице сайте www.krasnoeibeloe.ru присутствует динамично меняющийся рекламный блок с рекламой отдельных алкогольных напитков, направленный, по мнению Заявителя, на привлечение внимания к конкретному товару и его выделение среди однородных товаров.

Заявитель также указывает, что на странице www.krasnoeibeloe.ru/news/pechene-1-v-mire/ размещена рекламная статья о печенье со сведениями о преимуществе рекламируемого товара без подтверждения фактов.

По мнению Заявителя, распространение указанной рекламы нарушает требования законодательства Российской Федерации о рекламе.

С целью проверки фактов, изложенных в заявлении, специалистами Челябинского УФАС России осуществлен осмотр сайта www.krasnoeibeloe.ru, о чем составлен Акт осмотра № 160-2017 от 31 октября 2017 года. Установлено: По ссылке https://krasnoeibeloe.ru осуществляется переход на сайт лица, осуществляющего деятельность под коммерческим обозначением «Красное&Белое».

На главной странице размещены баннеры с меняющимся кадром по типу слайд-шоу, в том числе баннеры, содержащие изображения алкогольной продукции.

В первом рекламном баннере присутствует изображение пивной кружки и пива в жестяной банке «5,0 Original», указана цена 59-99 р. и активная ссылка «Подробнее…».

Второй баннер содержит изображение бутылки текилы «Lokita», указана цена 739-90 р. и активная ссылка «Подробнее…».

В третьем баннере присутствует изображение бутылки виски «Highland Park», указана цена 2699-90 р. и активная ссылка «Подробнее…».

На четвертом баннере изображена бутылка текилы «EspolÒn», указана цена 1499-90 р. и активная ссылка «Подробнее…».

Пятый баннер содержит изображение бутылки виски «Bob Monty», указана цена 449-99 р. и активная ссылка «Подробнее…».

В нижней части страницы в виде блоков присутствуют сведения: под заголовком «Вчера»: Чертовски хороший напиток для страшной ночи!, под заголовком «27 октября 2017 г.»: Текила на Helloween, под заголовком «26 октября 2017 г.»: Пылающее ведьмовское зелье!, под заголовком «25 октября 2017 г.»: Адски пламенный бренди. Далее имеется активная ссылка в виде стрелки, при активации которой осуществляется переход в раздел «Новости».

Присутствуют 8 блоков.

Первый блок содержит изображение коньяка «Remy Martin».

Во втором блоке присутствует изображение бутылки текилы «Lokita».

В третьем блоке содержится изображение бутылки абсента «Xenta».

В четвертом блоке размещено изображение бутылки бренди «Torres».

Седьмой блок содержит изображение печенья «OREO» и заголовок «Печенье № 1 в мире». При активации происходит перенаправление на интернет страницу, на которой содержатся сведения: «Самое знаменитое печенье впервые было создано в 1912 году компанией National Biscuit Company на фабрике в Челси, одном из районов Манхэттена. С тех пор рецептура и дизайн постоянно улучшались и модернизировались, чтобы сегодня мы с вами могли насладиться истинным вкусом великолепной сладости.

Печенье Oreo – настоящее лакомство, которое обожают взрослые и дети по всему миру. С недавних пор оно официально пришло в Россию, а сейчас приобрести его вы можете в любом магазине Красное&Белое прямо рядом с домом. Бегом за сладостями, пока не раскупили.».

Согласно сведениям, размещенным на официальном сайте АНО «Координационный центр национального домена сети Интернет», регистратором доменного имени «krasnoeibeloe.ru» является АО «РСИЦ».

АО «РСИЦ» по запросу Челябинского УФАС России представлены письменные сведения, согласно которым администратором домена второго уровня «krasnoeibeloe.ru» с даты регистрации домена (24.04.2008 года) и по настоящее время является ООО «Лабиринт» г. Челябинск.

Согласно представленным ООО «Лабиринт» пояснениям, лицом, обладающим правом администрирования, наполнения и изменения интернет-сайта www.krasnoeibeloe.ru, является ООО «Килобайт», что подтверждается Ответом регистратора доменного имени АО «РСИЦ» от 27 апреля 2017 года, копия которого представлена ООО «Лабиринт» в материалы дела.

Также представлен Договор № 37/Э на техническое обслуживание и эксплуатацию нежилых помещений и оборудования от 01 октября 2014 года (далее – Договор № 37/Э), заключенный между ООО «Лабиринт» и ООО «Килобайт», согласно Дополнительному соглашению к которому от 01 июня 2016 года Заказчик, в данном случае ООО «Лабиринт», поручает, а ООО «Килобайт» обязуется по заданию Заказчика оказать услуги по размещению информации о Заказчике, товарах и (или) услугах, принадлежащих Заказчику, на сайте «krasnoeibeloe.ru».

Относительно размещения информации со сведениями: «OREO – печенье № 1 в мире» ООО «Лабиринт» пояснило, что источником информации явился официальный сайт производителя данной продукции www.ru.mondelezinternational.com. Кроме того, по мнению ООО «Лабиринт», указанная информация присутствует на главной странице в форме новостной ленты в виде описаний, не выделена из ряда иных блоков, может быть изучена посетителем сайта  www.krasnoeibeloe.ru только при наличии активного интереса, в связи с чем не является рекламой и, соответственно, не может быть рассмотрена Комиссией на предмет нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе.

ООО «Килобайт» в письменных пояснениях подтвердило, что является администратором доменного имени «krasnoeibeloe.ru», а также указало, что вся информация, подлежащая размещению в сети «Интернет» на сайте www.krasnoeibeloe.ru разрабатывается и предоставляется директором ООО «Лабиринт», согласование происходит в устной форме.

ООО «Килобайт» считает, что информация, присутствующая на сайте www.krasnoeibeloe.ru не является рекламой, поскольку ООО «Лабиринт» является продавцом алкогольной продукции, имеет лицензию на осуществление ее розничной реализации, а указанный интернет-ресурс используется в качестве официального сайта хозяйствующего субъекта для размещения данных об ассортименте алкогольной продукции, о наличии скидки на реализуемую продукцию, в связи с чем, по мнению ООО «Килобайт» в данном случае отсутствует нарушение законодательства Российской Федерации о рекламе.

Изучив материалы дела, заслушав мнения сторон, Комиссия пришла к следующим выводам.

1. В сети «Интернет» на сайте www.krasnoeibeloe.ru на странице www.krasnoeibeloe.ru/news/pechene-1-v-mire/ размещена статья под заголовком «Печенье № 1 в мире».

 Согласно пункту 1) части 3 статьи 5 Закона о рекламе недостоверной признается реклама, которая содержит не соответствующие действительности сведения о  преимуществах рекламируемого товара перед находящимися в обороте товарами, которые произведены другими изготовителями или реализуются другими продавцами.

С учетом положений Постановления Пленума ВАС РФ от 08.10.2012 № 58 «О некоторых вопросах практики применения арбитражными судами Федерального закона «О рекламе» (далее – Постановление № 58) использование в рекламе сравнительной характеристики объекта рекламирования с иными товарами, например путем употребления слова, в том числе «номер один», должно производиться с указанием конкретного критерия, по которому осуществляется сравнение и который имеет объективное подтверждение.

В статье, размещенной на интернет-странице www.krasnoeibeloe.ru/news/pechene-1-v-mire/, не указан конкретный критерий, по которому осуществляется сравнение и который имеет объективное подтверждение.

Вместе с тем, согласно Письму ФАС России 28.08.2015 № АК/45828/15, не является рекламой информация о производимых или реализуемых товарах, размещенная на официальном сайте производителя или продавца данных товаров, если указанные сведения предназначены для информирования посетителей сайта о реализуемых товарах, ассортименте, правилах пользования и т.д.

Статья под заголовком «Печенье № 1 в мире» присутствует в разделе «Новости», не выделена среди прочего информации, имеющейся на сайте www.krasnoeibeloe.ru, на момент осуществления осмотра специалистами Челябинского УФАС России на главной странице отсутствовала какая-либо информация, направленная на привлечение внимания к печенью «Oreo», следовательно, указанная информация не является рекламой и на нее не распространяются требования Закона о рекламе.

С учетом изложенного, действия ООО «Килобайт» по размещению на сайте www.krasnoeibeloe.ru в разделе «Новости» статьи под заголовком «Печенье № 1 в мире» в настоящем деле не подлежат рассмотрению на предмет соответствия Закона о рекламе.

2. В информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» на сайте «krasnoeibeloe.ru» по состоянию на 31 октября 2017 года на главной странице размещены баннеры с меняющимся кадром по типу слайд-шоу, 5 из 7 баннеров содержат изображения алкогольной продукции, цену и активную ссылку «Подробнее…».

Факт размещения рекламы подтверждается актом осмотра № 160-2016 от 31 октября 2017 года, составленным специалистами Челябинского УФАС России.

Реклама – информация, распространенная любым способом, в любой форме и с использованием любых средств, адресованная неопределенному кругу лиц и направленная на привлечение внимания к объекту рекламирования, формирование или поддержание интереса к нему и его продвижение на рынке (статья 3 Закона о рекламе).

Антимонопольным органом в письме от 28.08.2015 № АК/45828/15 отражена позиция относительно рекламы в сети «Интернет», в отдельных случаях, когда размещаемая на сайте информация направлена не столько на информирование потребителя об ассортименте товаров или деятельности компании, сколько на привлечение внимания к конкретному товару и его выделение среди однородных товаров (например, всплывающий баннер), такая информация может быть признана рекламой.

Поскольку баннеры, размещенные на главной странице интернет-ресурса «krasnoeibeloe.ru» выполнены по типу слайд-шоу со сменой кадра и в виде отдельных блоков, привлекают внимание неопределенного круга лиц – посетителей общедоступной сети «Интернет», информация, выполненная указанным способом, признается рекламной и должна соответствовать требованиям рекламного законодательства.

В данном случае на интернет-ресурсе www.krasnoeibeloe.ru в виде динамически меняющихся баннеров размещены визуальные изображения, цена и наименование конкретной алкогольной продукции – «5,0 Original», «Lokita», «Highland Park», «EspolÒn», «Bob Monty», что позволяет ее выделить из однородной группы товаров.

Данная информация предназначена для неопределенного круга лиц, формирует и поддерживает интерес к конкретным товарам – алкогольной продукции с наименованием «5,0 Original», «Lokita», «Highland Park», «EspolÒn», «Bob Monty», имеет конечной целью реализацию данных товаров, следовательно, указанная информация является рекламой.

По изложенным основаниям Комиссия критически относится к доводу ООО «Килобайт» о том, что информация, присутствующая на сайте www.krasnoeibeloe.ru, представляет собой сведения об ассортименте алкогольной продукции, реализуемой продавцом с коммерческим наименованием «Красное&Белое» на своем интернет-ресурсе, и на нее не распространяются требования Закона о рекламе.

В соответствии с пунктом 8) части 2 статьи 21 Закона о рекламе реклама алкогольной продукции не должна размещаться в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет».

В соответствии с пунктом 7 статьи 2 Федерального закона № 171-ФЗ от 22.11.1995 «О государственном регулировании производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции и об ограничении потребления (распития) алкогольной продукции» (далее – Закон о государственном регулировании оборота алкогольной продукции) алкогольная продукция – пищевая продукция, которая произведена с использованием или без использования этилового спирта, произведенного из пищевого сырья, и (или) спиртосодержащей пищевой продукции, с содержанием этилового спирта более 0,5 процента объема готовой продукции, за исключением пищевой продукции в соответствии с перечнем, установленным Правительством Российской Федерации. Алкогольная продукция подразделяется на такие виды, как спиртные напитки (в том числе водка, коньяк), вино, фруктовое вино, ликерное вино, игристое вино (шампанское), винные напитки, пиво и напитки, изготавливаемые на основе пива, сидр, пуаре, медовуха.

«5,0 Original», «Lokita», «Highland Park», «EspolÒn», «Bob Monty», реклама которых присутствует на сайте «krasnoeibeloe.ru», являются алкогольной продукцией, соответственно, распространение такой рекламы не соответствует требованиям пункта 8 части 2 статьи 21 Закона о рекламе.

В соответствии с частью 7 статьи 38 Закона о рекламе ответственность за нарушение требований части 2 статьи 21 Закона о рекламе несет рекламораспространитель.

 Согласно статье 3 Закона о рекламе, рекламораспространитель – лицо, осуществляющее распространение рекламы любым способом, в любой форме и с использованием любых средств.

Рекламораспространителем является ООО «Килобайт», которое является администратором доменного имени «krasnoeibeloe.ru», то есть обладает правом администрирования, наполнения и изменения сайта, а также на которого в соответствии с Договором № 37/Э возложены полномочия по оказанию услуг ООО «Лабиринт» по размещению информации на сайте www.krasnoeibeloe.ru.

ООО «Килобайт» к материалам дела приобщены скриншоты сайтов продавцов алкогольной продукции с целью подтверждения размещения иными лицами, реализующими алкогольную продукцию, изображений данной продукции, сведений о цене и иное.

Комиссия, рассмотрев представленные ООО «Килобайт» скриншоты Интернет-ресурсов иных продавцов алкогольной продукции, отмечает, что они не подлежат оценке, поскольку не являлись предметом рассмотрения настоящего дела. Возможные нарушения рекламного законодательства иными организациями не исключают его соблюдение Ответчиком по настоящему делу.

Поскольку по состоянию на 01 февраля 2018 года ООО «Килобайт» не представлено документов, материалов с указанием на прекращение распространения рекламы алкогольной продукции в сети «Интернет» на сайте www.krasnoeibeloe.ru, Комиссия считает возможным выдать ООО «Килобайт» предписание о прекращении нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе.

Руководствуясь частью 2 пункта 1 статьи 33, частью 1 статьи 36 Закона о рекламе и в соответствии с пунктами 37 - 42 Правил рассмотрения антимонопольным органом дел, возбужденных по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе, Комиссия

РЕШИЛА:

1. Признать ООО «Килобайт» (ИНН 7453261282) нарушившим требования пункта 8 части 2 статьи 21 Закона о рекламе при распространении рекламы в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» на общедоступном сайте www.krasnoeibeloe.ru рекламы алкогольной продукции, поскольку при ее распространении нарушены требования части 7 статьи 5 Закона о рекламе.

2. Выдать ООО «Килобайт» (ИНН 7453261282) предписание о прекращении нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе.

3. Передать материалы дела уполномоченному должностному лицу Челябинского УФАС России для возбуждения дела об административном правонарушении, предусмотренном статьей 14.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях в отношении  ООО «Килобайт» (ИНН 7453261282) и его должностного лица.                

Решение изготовлено в полном объеме 13 февраля 2018 года.

Решение может быть обжаловано в арбитражный суд в порядке, предусмотренном статьей 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.

 

Председатель Комиссии                                                                              <…>

 

Члены комиссии                                                                                                <…>

 

<…>

ПРЕДПИСАНИЕ

О ПРЕКРАЩЕНИИ НАРУШЕНИЯ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА

РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ О РЕКЛАМЕ

01 февраля 2018 года                                                                                               г. Челябинск

Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Челябинской области (далее – Челябинское УФАС России) по рассмотрению дел по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе  (далее – Комиссия) в составе:

          председателя Комиссии:

<…>заместителя руководителя-начальника отдела контроля за рекламой и недобросовестной конкуренцией Челябинского УФАС России;

          члены Комиссии:

<…>ведущего специалиста-эксперта отдела контроля за рекламой и недобросовестной конкуренцией Челябинского УФАС России,

<…> специалиста-эксперта отдела контроля за рекламой и недобросовестной конкуренцией Челябинского УФАС России,

на основании своего решения от 01 февраля 2018 года по делу № 110-08/2017 о признании Общества с ограниченной ответственностью «Килобайт» (далее – ООО «Килобайт») нарушившим требования пункта 8 части 2 статьи 21 Федерального закона от 13.03.2006 № 38-ФЗ «О рекламе» (далее – Закон о рекламе) при распространении рекламы в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» на общедоступном сайте www.krasnoeibeloe.ru рекламы алкогольной продукции, и, в соответствии с пунктом 1 части 2 статьи 33, частями 1,3 статьи 36 Закона о рекламе, пунктами 44, 45 Правил рассмотрения антимонопольным органом дел, возбужденных по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе,

ПРЕДПИСЫВАЕТ:

1. ООО «Килобайт» незамедлительно со дня получения настоящего предписания прекратить нарушение требований пункта 8 части 2 статьи 21 Закона о рекламе, а именно не распространять рекламу алкогольной продукции в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», в том числе на общедоступном сайте www.krasnoeibeloe.ru.

2. ООО «Килобайт» представить в Челябинское УФАС России доказательства исполнения пункта 1 настоящего предписания до 30 марта 2018 года, а именно приказы, распоряжения об удалении рекламы алкогольной продукции, скриншоты и иное.

В случае невыполнения в установленный срок предписания о прекращении нарушения законодательства о рекламе Челябинское УФАС России вправе в соответствии с пунктом 2 статьи 19.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях привлечь виновное лицо к административной ответственности.

Предписание может быть обжаловано в Арбитражный суд в порядке, предусмотренном статьей 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.

 

 

Председатель Комиссии                                                 <…>

 

 

Члены Комиссии                                                                                               <…>

 

 

 

 

 

 

 

 

 (351) 266 68 85

13.02.2018

Связанные организации

Связанные организации не указаны