Решение б/н Решение и предписание № 113-ж/2017 по жалобе на действия аук... от 3 апреля 2017 г.

Вид документа
Дата регистрации
Сфера деятельности
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

 

 

РЕШЕНИЕ № 113-ж/2017

27 марта 2017 года                                                                     г. Челябинск, пр. Ленина, 59

Комиссия по контролю в сфере закупок для государственных и муниципальных нужд Управления Федеральной антимонопольной службы по Челябинской области (далее - Комиссия), в составе:

Председателя Комиссии:

...

-

заместителя руководителя Челябинского УФАС России;

Членов Комиссии:

...

-

ведущего специалиста - эксперта отдела контроля закупок для государственных и муниципальных нужд Челябинского УФАС России;

 

...

-

специалиста - эксперта отдела контроля закупок для государственных и муниципальных нужд Челябинского УФАС России,

руководствуясь частью 15 статьи 99, статьей 106 Федерального закона от 05.04.2013 № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» (далее – Закон о контрактной системе), рассмотрев жалобу ООО «Виктори» (далее – Заявитель)  на действия аукционной комиссии при проведении электронного аукциона на выполнение комплекса работ, связанных с праздничным оформлением площадок проведения мероприятия, проходящих при поддержке (под патронатом) Губернатора Челябинской области  (извещение № 0169200000617000008) (далее – аукцион) в присутствии:

- представителя Правительства Челябинской области (далее — Заказчик), действующего на основании доверенности № 01-1622 от 24.03.2017;

- представителя Заказчика, действующего на основании доверенности № 01-1621 от 24.03.2017;

- представителя Заказчика, действующего на основании Приказа № 30-У от 06.09.2016,

-представителя Заявителя, действующего на основании доверенности б/н от 17.03.2017;

- представителя ООО ПРГ «Элефант» в качестве заинтересованного лица, действующего на основании доверенности б/н от 23.03.2017,

 

УСТАНОВИЛА:

 

В Челябинское УФАС России 20.03.2017 поступила жалоба Заявителя на действия аукционной комиссии при проведении электронного аукциона на выполнение комплекса работ, связанных с праздничным оформлением площадок проведения мероприятия, проходящих при поддержке (под патронатом) Губернатора Челябинской области  (извещение № 0169200000617000008), объявленного Заказчиком путем размещения в Единой информационной системе www.zakupki.gov.ru. 20.02.2017 извещения о проведении Аукциона.

Начальная (максимальная) цена контракта – 3 879 333  рубля 33 копейки.

По состоянию на 27.03.2017 контракт по результатам Аукциона не заключен, определение поставщика в части заключения контракта Заказчиком приостановлено антимонопольным органом.

Согласно доводам, изложенным в жалобе, Заявитель полагает, что заявка ООО «Виктори» неправомерно отклонена аукционной комиссией. В заявке общества указаны конкретные показатели, вместе с тем, аукционная комиссия, ссылаясь на пункт 2 части 4 статьи 67 Закона о контрактной системе, отклонила заявку участника в связи с тем,  ООО «Виктори» внёс свои изменения  в неизменяемые показатели. Вместе с тем, в техническом задании к документации указано, что при заполнении столбца «Конкретные показатели используемого товара, представляемые участником электронного аукциона» предложение участника не должно содержать неоднозначных предложений, слов «не менее», «не более», «от», «до». В этой связи, участник, заполняя заявку на участие в аукционе, указал в столбце «Конкретные показатели используемого товара, представляемые участником электронного аукциона» характеристики товара без слов «не менее», «не более», «от», «до».

На заседание комиссии представитель Заявителя поддержал доводы, изложенные в жалобе, просил отменить результаты проведения аукциона и рассмотрения вторых частей заявок, допустить ООО «Виктори» до участия в аукционе.

Заказчик с доводами жалобы не согласился и пояснил, что аукционная комиссия правомерно отклонила заявку ООО «Виктори», поскольку заявка Общества была заполнена не в соответствии с инструкцией по заполнению заявки на участие в электронном аукционе.

На заседание комиссии представитель Заказчика поддержал доводы, изложенные в письменных пояснениях, просил отказать в удовлетворении требований ООО «Виктори», а также указал, что положения аукционной документации противоречит законодательству о контрактной системе в части необъективного описания объекта закупки, а также установления ненадлежащей инструкции по заполнению заявки на участие в аукционе.

Представитель заинтересованного лица на заседании комиссии возражал против удовлетворения требований ООО «Виктори», указал, что аукционная комиссия правомерно отклонила заявку Общества.

Изучив представленные документы, заслушав пояснения сторон, руководствуясь частью 15 статьи 99, статьей 106 Закона о контрактной системе, Комиссия пришла к следующим выводам,

Согласно части 1 статьи 67 Закона о контрактной системе, аукционная комиссия проверяет первые части заявок на участие в электронном аукционе, содержащие информацию, предусмотренную частью 3 статьи 66 настоящего Федерального закона, на соответствие требованиям, установленным документацией о таком аукционе в отношении закупаемых товаров, работ, услуг.

Частью 3 статьи 67 Закона о контрактной системе предусмотрено, что по результатам рассмотрения первых частей заявок на участие в электронном аукционе, содержащих информацию, предусмотренную частью 3 статьи 66 настоящего Федерального закона, аукционная комиссия принимает решение о допуске участника закупки, подавшего заявку на участие в таком аукционе, к участию в нем и признании этого участника закупки участником такого аукциона или об отказе в допуске к участию в таком аукционе в порядке и по основаниям, которые предусмотрены частью 4 статьи 67 Закона о контрактной системе.

Согласно пункту 2 части 4 статьи 67 Закона о контрактной системе, участник электронного аукциона не допускается к участию в нем в случае несоответствия информации, предусмотренной частью 3 статьи 66 настоящего Федерального закона, требованиям документации о таком аукционе.

Подпунктом «б» пункта 1 части 3 статьи 66 Закона о контрактной системе установлено, что первая часть заявки на участие в электронном аукционе должна содержать согласие участника на оказание услуг на условиях, предусмотренных документацией об электронном аукционе, а также конкретные показатели используемого товара, соответствующие значениям, установленным документацией об аукционе (показатели установлены в техническом задании на материалы – приложение №1 к части II. «Техническое задание» настоящей документации об аукционе), и указание на товарный знак (его словесное обозначение) (при наличии), знак обслуживания (при наличии), фирменное наименование (при наличии), патенты (при наличии), полезную модель (при наличии), промышленный образец (при наличии), наименование страны происхождения товара.

Пунктом 22 аукционной документации определены требования к содержанию, составу заявки на участие в аукционе. При этом указано, что первая часть заявки должна содержать конкретный показатели, соответствующие значениям, установленным Техническим заданием (Приложение №1 к аукционной документации), указание на товарный знак товара (его словесное обозначение)  (при  наличии),  знак  обслуживания  (при  наличии),  фирменное наименование  (при  наличии),  патенты  (при  наличии),  полезные модели  (при  наличии), промышленные  образцы  (при  наличии) и наименование  страны происхождения  товара.

Пунктом 17 аукционной документации предусмотрена инструкция по заполнению заявки, в которой указано, что Характеристики, указанные в столбце «Неизменяемые показатели» Приложения № 1 «Техническое задание на материалы» к части II. «Техническое задание» документации об аукционе не подлежат изменению участником закупки.        При этом также указано, что конкретные показатели используемого товара, представляемые участником электронного аукциона — это показатели (характеристики) товара, значения которых указаны в технической документации к товару, других нормативных документах, позволяющие идентифицировать поставляемый товар либо товар, используемый при выполнении работ, оказании услуг.  Требования к значениям данных показателей, устанавливаются государственным заказчиком в столбце «Максимальные и минимальные значения изменяемых показателей, установленных государственным заказчиком» Приложения № 1 «Техническое задание на материалы» к части II. «ТЕХНИЧЕСКОЕ ЗАДАНИЕ» документации об аукционе.

Также в инструкции указано, что несоблюдение вышеуказанных требований является основанием для принятия единой комиссией решения о признании заявки участника не соответствующей требованиям, установленным документацией об электронном аукционе.

Согласно протоколу рассмотрения первых частей заявок от 17.03.2017 на участие в аукционе поступило 5 заявок. Заявка ООО «Виктори» (заявка № 3) отклонена аукционной комиссией со следующим обоснованием:

            «Несоответствие информации, предусмотренной частью 3 статьи 66 Федерального закона № 44-ФЗ, требованиям документации об аукционе (Отказ по п. 2 ч. 4 ст. 67 44-ФЗ), а именно: участник аукциона в составе первой части заявки указал конкретные показатели, используемого товара, не соответствующие требованиям, установленным в части II. Техническое задание документации об аукционе.

            ...Участник внёс свои изменения в неизменяемые показатели...

            Внесенные участником изменения в неизменяемые показатели по позициям 1,2,3,4 противоречат пункту 17 части I. СВЕДЕНИЯ О ПРОВОДИМОМ АУКЦИОНЕ В ЭЛЕКТРОННОЙ ФОРМЕ документации об электронном аукционе, где указано, что характеристики, указанные в столбце «Неизменяемые показатели» Приложения № 1 «Техническое задание на материалы» к части II. «ТЕХНИЧЕСКОЕ ЗАДАНИЕ» документации об аукционе не подлежат изменению участником закупки.

В техническом задании на материалы (Приложение № 1 к документации) Заказчик установил следующие характеристики к используемым материалам:

            - Печатная продукция, изготовленная на баннерном полотне: Полотно на виниловой основе. Разрешение печати должно быть не менее 720 точек на дюйм;

- Печатная продукция, изготовленная на баннерной сетке: Разрешение печати должно быть не менее 360 точек на дюйм;

- Печатная продукция, изготовленная на бумаге: Разрешение печати должно быть не менее 540 точек на дюйм.

- Печатная продукция, изготовленная на текстиле: состав – полиэстер, сублимационный метод печати. Разрешение печати должно быть не менее 1400 точек на дюйм.

При этом, указанные характеристики отнесены Заказчиком к неизменяемым показателям и должны быть указаны в неизменном виде.

Заявка ООО «Виктори» содержала следующие характеристики предлагаемого товара:

- Печатная продукция, изготовленная на баннерном полотне: Полотно на виниловой основе. Разрешение печати должно быть 720 точек на дюйм;

- Печатная продукция, изготовленная на баннерной сетке: Разрешение печати должно быть 360 точек на дюйм;

- Печатная продукция, изготовленная на бумаге: Разрешение печати должно быть  540 точек на дюйм.

- Печатная продукция, изготовленная на текстиле: состав – полиэстер, сублимационный метод печати. Разрешение печати должно быть 1400 точек на дюйм.

Данные характеристики указаны Заявителем в столбце «Конкретные показатели используемого товара, представляемые участником электронного аукциона».

            В заявке Общества по показателю, который не может быть изменен, указан параметр, который не соответствует значению, установленному в документации об аукционе, следовательно, аукционная комиссия правомерно отклонила заявку Общества.

            Таким образом, довод Заявителя о том, что его заявка неправомерно отклонена аукционной комиссией, не обоснован.

            Вместе с тем, отклонение заявки вызвано неправомерными действиями Заказчика в части необъективного описания объекта закупки, а также установления в документации ненадлежащей инструкции по заполнению заявки на участие в аукционе.

По результатам проведения внеплановой проверки в действиях Заказчика выявлены следующие нарушения законодательства о контрактной системе.

            1. В силу пункта 1 части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе документация об Аукционе должна содержать наименование и описание объекта закупки и условия контракта в соответствии со статьей 33 Закона о контрактной системе.

            Пунктом 1 части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе установлено, что описание объекта закупки должно носить объективный характер. В описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости). В описание объекта закупки не должны включаться требования или указания в отношении товарных знаков, знаков обслуживания, фирменных наименований, патентов, полезных моделей, промышленных образцов, наименование места происхождения товара или наименование производителя, а также требования к товарам, информации, работам, услугам при условии, что такие требования влекут за собой ограничение количества участников закупки, за исключением случаев, если не имеется другого способа, обеспечивающего более точное и четкое описание характеристик объекта закупки.

            Описание объекта закупки представляет собой фиксацию Заказчиком в документации о закупке качественных и количественных характеристик, признаков требующихся услуг, обусловливающих их способность удовлетворять потребности и запросы Заказчика, соответствовать своему назначению и предъявляемым требованиям.

Наличие в документации о закупке полного и прозрачного описания объекта закупки, конкретных условий исполнения контракта, подразумевающих последовательность действий Заказчика и Исполнителя, позволяет участнику закупки понять поставленную задачу в полной мере, способствует выработке объективных, системно-организованных знаний об объекте закупки и условиях исполнения контракта, установить результат, что в свою очередь позволит должным образом выполнить условия контракта.

Объектом рассматриваемой закупки является оказание услуг по выполнение комплекса работ, связанных с праздничным оформлением площадок проведения мероприятия, проходящих при поддержке (под патронатом) Губернатора Челябинской области.

            Описание объекта закупки приведено в Техническом задании (Приложение №1 к  аукционной документации), в котором определено:

            - по позиции № 1 разрешение печати должно быть не менее 720 точек на дюйм;

            - по позиции № 2 разрешение печати должно быть не менее 360 точек на дюйм;

            - по позиции № 3 разрешение печати должно быть не менее 540 точек на дюйм;

            - по позиции № 4 разрешение печати должно быть не менее 1400 точек на дюйм.

            При этом, все указанные характеристики отнесены Заказчиком к неизменяемым показателям.

            Следует отметить, что разрешение печати - количество точек на 1 линейный дюйм,  при этом, разрешение печати может измеряться в пикселях либо в точках на дюйм.

            Данная характеристика не является диапазонной, поскольку количество точек на дюйм всегда может быть определено точным значением.

            В связи с этим, указание в документации об аукционе характеристики «разрешение печати» в виде диапазонного значения не соответствует требованиям законодательства о контрактной системе в части объективного описания объекта закупки, поскольку данный параметр может быть определен в виде конкретного значения.

            Указание в техническом задании слов «не менее» предполагает, что данный параметр всегда будет являться диапазонным, однако, при печати всегда устанавливается конкретное значение количества точек на дюйм.

            Таким образом, установление в техническом задании параметра «разрешение печати» в виде диапазонного значения, который при этом отнесен Заказчиком к неизменяемым показателям свидетельствует о необъективности описания объекта закупки и ведет к нарушению пункта 1 части 1 статьи 33, пункта 1 части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе.

            2. В силу пункта 2 части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе документация об электронном аукционе должна содержать требования к содержанию, составу заявки на участие в таком аукционе в соответствии с частями 3 - 6 статьи 66 настоящего Федерального закона и инструкцию по ее заполнению.

            Исходя из толкования пункта 2 части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе инструкция по заполнению заявки на участие в аукционе должна максимально точно определять порядок и правила заполнения заявки. Инструкция обеспечивает правильное понимание участниками закупки положений аукционной документации, в частности, технического задания.

            При этом, положения инструкции не должны носить противоречивый характер, поскольку это может ввести в заблуждение участников, ограничить количество участников закупки, а также может привести к необоснованному допуску либо отказу участников к участию в аукционе.

            Пунктом 17 аукционной документации определена инструкция по заполнению заявки на участие в аукционе, в которой указано, что конкретные показатели используемого товара, представляемые участником электронного аукциона — это показатели (характеристики) товара, значения которых указаны в технической документации к товару, других нормативных документах, позволяющие идентифицировать поставляемый товар либо товар, используемый при выполнении работ, оказании услуг.

            Требования к значениям данных показателей, устанавливаются государственным заказчиком в столбце «Максимальные и минимальные значения изменяемых показателей, установленных государственным заказчиком» Приложения № 1 «Техническое задание на материалы» к части II. «ТЕХНИЧЕСКОЕ ЗАДАНИЕ» документации об аукционе.

            Вместе с тем, поскольку столбец «конкретные показатели используемого товара, представляемые участником электронного аукциона» должен содержать показатели (характеристики) товара, значения которых указаны в технической документации к товару, других нормативных документах, то из инструкции прямо не следует, что участник аукциона не может указывать в данном столбце неизменяемые показатели, поскольку значение неизменяемых показателей также может быть установлено  в технической документации к товару, других нормативных документах.

            При этом, в примечании к техническому заданию указано, что при заполнении столбца «Конкретные показатели используемого товара, представляемые участником электронного аукциона» предложение участника не должно содержать неоднозначных предложений, слов «не менее», «не более», «от», «до».

            Таким образом, может возникнуть ситуация, при которой участник закупки укажет в заявке на участие в аукционе в столбце «конкретные показатели используемого товара, представляемые участником электронного аукциона» характеристики используемого товара, которые установлены в технической документации, и при этом указаны в виде диапазонного значения со словами «не менее», «не более», «от», «до», в результате чего такой участник может быть неправомерно отклонен или допущен к участию в аукционе.

Совокупность данных обстоятельств свидетельствует об установлении Заказчиком в аукционной документации ненадлежащей инструкции по заполнению заявки, что является нарушением пункта 2 части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе.

            Исходя из изложенного, информации, представленной Заявителем, Заказчиком, а также информации, полученной Комиссией при проведении внеплановой проверки, Комиссия, руководствуясь статьями 99, 106 Закона о контрактной системе, Приказом ФАС России от 19.11.2014 № 727/14 «Об утверждении административного регламента Федеральной антимонопольной службы по исполнению государственной функции по рассмотрению жалоб на действия (бездействие) заказчика, уполномоченного органа, уполномоченного учреждения, специализированной организации, комиссии по осуществлению закупок, ее членов, должностного лица контрактной службы, контрактного управляющего, оператора электронной площадки при определении поставщиков (подрядчиков, исполнителей) для обеспечения государственных и муниципальных нужд»,

 

РЕШИЛА:

 

            1. Признать доводы жалобы ООО «Виктори» на действия аукционной при проведении электронного аукциона на выполнение комплекса работ, связанных с праздничным оформлением площадок проведения мероприятия, проходящих при поддержке (под патронатом) Губернатора Челябинской области (извещение                                            № 0169200000617000008) не обоснованными.

            2. Признать в действиях Заказчика нарушения пункта 1 части 1 статьи 33, пунктов 1 и 2 части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе.

3. Выдать Заказчику, аукционной комиссии, оператору электронной площадки обязательное для исполнения предписание об устранении нарушений законодательства Российской Федерации о контрактной системе.

4. Передать материалы дела должностному лицу Челябинского УФАС России для решения вопроса о привлечении виновных лиц к административной ответственности.

Настоящее решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня его принятия.

 

 

 

ПРЕДПИСАНИЕ № 113-ж/2017

об устранении нарушений законодательства

о контрактной системе

27 марта 2017 года                                                                            г. Челябинск, пр. Ленина, 59

       Комиссия по контролю в сфере закупок для государственных и муниципальных нужд Управления Федеральной антимонопольной службы по Челябинской области (далее - Комиссия) в составе:

Председателя Комиссии:

...

-

заместителя руководителя Челябинского УФАС России;

Членов Комиссии:

...

-

ведущего специалиста — эксперта отдела контроля закупок для государственных и муниципальных нужд Челябинского УФАС России;

 

...

-

специалиста - эксперта отдела контроля закупок для государственных и муниципальных нужд Челябинского УФАС России,

на основании решения Челябинского УФАС России № 113-ж от 27.03.2017, вынесенного по итогам рассмотрения жалобы ООО «Виктори» на действия аукционной комиссии при проведении электронного аукциона на выполнение комплекса работ, связанных с праздничным оформлением площадок проведения мероприятия, проходящих при поддержке (под патронатом) Губернатора Челябинской области  (извещение № 0169200000617000008) (далее – аукцион), с целью устранения нарушений законодательства о контрактной системе,

ПРЕДПИСЫВАЕТ:

            1. Правительству Челябинской области со дня размещения в единой информационной системе в сфере закупок (далее – единая информационная система) предписания не заключать контракт по итогам аукциона, проведенного с нарушением требований законодательства о контрактной системе, до исполнения пунктов 2, 3 настоящего предписания.

            2. Аукционной комиссии в срок до 07.04.2017 :

2.1. принять решение об отмене протоколов, принятых по результатам проведения электронного аукциона;

2.2. передать указанное решение Заказчику для размещения в единой информационной системе www.zakupki.gov.ru и направления ООО «РТС-тендер».

            3.  Правительству Челябинской области в срок до 10.04.2017:

2.1. внести изменения в документацию об аукционе с учетом положений законодательства о контрактной системе и с учетом решения Челябинского УФАС России № 113-ж/2017 от 27.03.2017, в том числе:

- при описании объекта закупки установить характеристики, соответствующие потребности Заказчика в неизменяемых и изменяемых показателях исходя из физических свойств этих характеристик;

- установить инструкцию по заполнению заявки, позволяющую однозначно определить  требования по заполнению заявки участниками закупки.

2.2. разместить документацию об Аукционе с изменениями в Единой информационной системе с учетом требований предписания, законодательства о контрактной системе;

2.3.  продлить срок подачи заявок на участие в Аукционе не менее чем на 7 дней с даты размещения в Единой информационной системе документации об Аукционе с изменениями;

2.4. продолжить процедуру определения Исполнителя.

            3.  ООО «РТС-тендер» с 30.03.2017:

3.1. обеспечить Заказчикам, аукционной комиссии возможность исполнения пунктов 1, 2 настоящего предписания;

3.2. в срок до 11.04.2017 информировать участников закупки о том, что заказчиком будут внесены изменения в документацию об аукционе, что заявки на участие в аукционе могут быть отозваны и поданы заново с учетом измененной аукционной документации, о новой дате и времени проведения аукциона, а также о необходимости наличия на счетах для проведения операций по обеспечению участия в открытых аукционах денежных средств в размере обеспечения заявки на участие в аукционе.

            4. Правительству Челябинской области в подтверждение исполнения предписания в срок до 14.04.2017 года в адрес Управления Федеральной антимонопольной службы по Челябинской области представить доказательства исполнения настоящего предписания, а именно: решение об отмене протоколов, принятых по результатам проведения электронного аукциона, документацию с внесенными изменениями, а также документы, подтверждающие размещение документации с внесенными изменениями в единой информационной системе.

            5. ООО «РТС-тендер» в подтверждение исполнения предписания в срок до 14.04.2017 в адрес Управления Федеральной антимонопольной службы по Челябинской области представить доказательства исполнения пункта 3 настоящего предписания.

Настоящее предписание может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня его вынесения.

               Обжалование предписания Челябинского УФАС России не приостанавливает действия предписания.

               За неисполнение настоящего предписания предусмотрена административная ответственность в виде штрафа в размере пятидесяти тысяч рублей на должностных лиц и в размере пятисот тысяч рублей на юридических лиц.

 

Связанные организации

Связанные организации не указаны