Решение б/н Решение и предписание по делу № 114-04-18.1/16 по жалобе ООО... от 11 июля 2016 г.

Вид документа
Дата регистрации
Сфера деятельности
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

 

Р Е Ш Е Н И Е

 

г. Челябинск, пр. Ленина, 59

Резолютивная часть решения оглашена 5 июля 2016 года.

В полном объеме решение изготовлено 7 июля 2016 года.

 

Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Челябинской области (далее – Челябинское УФАС России) по рассмотрению жалоб на нарушение процедуры торгов, иных способов закупок и порядка заключения договоров (далее - Комиссия) в составе:

Председатель Комиссии:

-<…> – руководитель Челябинского УФАС России;

Члены Комиссии

-<…> – начальник отдела антимонопольного контроля Челябинского УФАС России;

-<…> – главный специалист-эксперт отдела антимонопольного контроля Челябинского УФАС России;

рассмотрев жалобу № 114-04-18.1/16 ООО «Компания РесурсИнвест» на действия (бездействие) ГУП «Производственно-энергетическое объединение «Байконурэнерго» города Байконур (далее — Заказчик) при проведении открытого аукциона в электронной форме на право заключения договора на поставку мазута топочного 100 для нужд Заказчика № 31603691834 (далее – аукцион 31603691834),

 

УСТАНОВИЛА:

 

24.05.2016 Заказчик разместил на сайте www.zakupki.gov.ru под номером 31603691834 извещение о проведении открытого аукциона в электронной форме на право заключения договора на поставку мазута топочного 100 (далее - извещение).

В соответствии с извещением Заявки на участие в аукционе должны быть поданы не позднее 13 июня 2016 года по Байконурскому времени 17:00 2016 года посредством функционала ЭТП.

Рассмотрение заявок на участие в аукционе состоится 14 июня 2016 года в 15:00 по адресу: г. Байконур, ул. Пионерская, 1, ГУП ПЭО «Байконурэнерго» г. Байконур, административный корпус № 1, кабинет № 2.

            Время начала проведения аукциона в электронной форме 15 июня 2016 года в 17 часов 00 минут

            Аукцион в электронной форме проводится путем снижения начальной (максимальной) цены договора на «шаг аукциона». «Шаг аукциона» составляет 0,5 % начальной цены договора.

            Начальная (максимальная) цена Договора составляет 237 400 000 (двести тридцать семь миллионов четыреста тысяч) рублей 00 копеек, в том числе НДС 18 % (с учетом доставки до сливной эстакады).

            Порядок подачи заявок на участие в электронном аукционе установлен п. 2.12 документации аукциона 31603691834.

            10.06.2016 ООО «Компания Ресурс-Инвест» подана заявка на участие в аукционе 31603691834.

            14.06.2016 Заказчиком составлен протокол рассмотрения заявок на участие в аукционе 31603691834 (далее - Протокол).

            В соответствии с Протоколом на участие в аукционе 31603691834 подано две заявки, в том числе заявка ООО «Компания Ресурс-Инвест». Заявка ООО «Компания Ресурс-Инвест» не допущена к участию в аукционе 31603691834 по следующим основаниям:

- справка № 7784 ФНС об исполнении обязанности об уплате налогов датирована 21.04.2016, а должна быть не ранее 1 месяца до момента размещения извещения, то есть не позже 24.04.2016;

- отсутствует приложение к договору № 1 по отслеживанию цистерн с мазутом (в связи с чем невозможно определить на какой территории осуществляется отслеживание железнодорожных цистерн).

            17.06.2016 Заказчиком заключен договор № 170-П6/16 поставки мазута топочного 100.

            27.06.2016 в адрес Челябинского УФАС России поступила направленная ФАС России жалоба ООО «Компания Ресурс-Инвест» на действия Заказчика, выразившиеся в необоснованном отклонении заявки ООО «Компания Ресурс-Инвест».

            В своей жалобе ООО «Компания Ресурс-Инвест» указало, что несоответствие сроков выдачи справки составляет всего 3 календарных дня. Отсутствие приложения № 1 к договору не может быть основанием для отклонения заявки.

            30.06.2016 Челябинское УФАС России вынесло уведомление № 114-04-18.1/16 о поступлении жалобы на действия заказчика, в соответствии с которым рассмотрение жалобы назначено на 5.07.2016.

           

Изучив материалы дела, заслушав пояснения сторон, Комиссия Челябинского УФАС России пришла к следующим выводам.

 

1. В соответствии с пунктом 1 части 2 статьи 3 Федерального закона  от 18.07.2011 № 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц»  государственными корпорациями, государственными компаниями, государственными унитарными предприятиями, муниципальными унитарными предприятиями, автономными учреждениями, а также хозяйственными обществами, в уставном капитале которых доля участия Российской Федерации, субъекта Российской Федерации, муниципального образования в совокупности превышает пятьдесят процентов осуществляется закупка товаров, работ, услуг в соответствии с основными требованиями к закупке товаров, работ, услуг, установленным настоящим федеральным законом.

Таким образом, ГУП «Производственно-энергетическое объединение «Байконурэнерго» города Байконур обязано осуществлять закупку товаров, работ, услуг в соответствии с основными требованиями к закупке товаров, работ, услуг, установленными Федеральным законом от 18.07.2011 № 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц».

В соответствии с письмом ФАС России от 27.06.2016 № РП/43362/16 полномочия по рассмотрения жалобы ООО «Компания РесурсИнвест» на действия (бездействие) ГУП «Производственно-энергетическое объединение «Байконурэнерго» города Байконур переданы Челябинскому УФАС России.

2. Порядок подачи заявок на участие в электронном аукционе установлен п. 2.12 документации аукциона 31603691834.

В состав заявки на участие в аукционе должна входить справка ФНС об исполнении обязанности по уплате налогов, сборов, пеней, штрафов, процентов по форме, утвержденной Приказом ФНС России от 21 июля 2014 года №ММВ-7-8/378@ с учетом внесенных в приказ изменений не ранее 1 месяца до момента размещения извещения.

Учитывая, что извещение размещено Заказчиком 24.05.2016, то указанная справка не должна быть выдана ранее 24.04.2016. Справка, представленная ООО «Компания РесурсИнвест» в составе заявки, была выдана 21.04.2016.

Кроме того, в состав заявки на участие в аукционе должна входить копия договора по отслеживанию цистерн с мазутом по территории Россия– Казахстан.

Указанное условие обусловлено необходимостью соблюдения законодательства Республики Казахстан в области железнодорожного транспорта по приему груженых цистерн и отправки порожних.

Представленный в составе заявки ООО «Компания РесурсИнвест» договор от 06.10.2014 № 45657 на информационное обслуживание не содержит условий об отслеживании цистерн на территории Казахстана, как того требует документация аукциона в электронной форме.

Комиссией не принимается довод ООО «Компания РесурсИнвест» о том, что он посредством информационного ресурса в сети интернет имеет доступ в личный кабинет и имеет возможность отслеживать цистерны на территории Республики Казахстан, поскольку не подтверждается текстом, представленного ООО «Компания РесурсИнвест» договора от 06.10.2014 № 45657, которой представлен не в полном объеме в составе заявки (отсутствует приложение № 1 к договору).

Таким образом, комиссией Заказчика обоснованно отклонена заявка ООО «Компания РесурсИнвест» на участие в аукционе № 31603691834.

3. В соответствии с частью 2 статьи 2 Федерального закона  от 18.07.2011 № 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц» положение о закупке является документом, который регламентирует закупочную деятельность заказчика и должен содержать требования к закупке, в том числе порядок подготовки и проведения процедур закупки (включая способы закупки) и условия их применения, порядок заключения и исполнения договоров, а также иные связанные с обеспечением закупки положения.

            06 апреля 2016 года приказом генерального директора ГУП ПЭО «Байконурэнерго» г. Байконур № 199/1 - П от «06» апреля 2016 года утверждено положение о закупке товаров, работ, услуг для нужд ГУП ПЭО «Байконурэнерго» г. Байконур (далее - Положение).

В соответствии с пунктом 9 части 11 Положения договор должен быть заключен в письменной форме не позднее 5 (пяти) календарных дней со дня подписания итогового протокола.

В п. 2.22 документации аукциона 31603691834 указано, что договор заключается в течение 10 дней с момента размещения протокола подведения итогов.

 

                Из положений статьи 1 Закона о закупках следует, что целью регулирования данного Закона является, в том числе, расширение возможностей участия юридических и физических лиц в закупке товаров, работ, услуг для нужд заказчиков и стимулирование такого участия, развитие добросовестной конкуренции, обеспечение гласности и прозрачности закупки, предотвращение коррупции и других злоупотреблений.

Для достижения названных целей участникам закупки предоставлено право в порядке, установленном антимонопольным органом, обжаловать действия (бездействие) заказчика при закупке товаров, работ, услуг (часть 10 статьи 3 Закона о закупках).

Согласно части 4 статьи 18.1 Закона о защите конкуренции обжалование действий (бездействия) организатора торгов, оператора электронной площадки, конкурсной или аукционной комиссии в антимонопольный орган в порядке, установленном названной статьей, допускается не позднее десяти дней со дня подведения итогов торгов либо в случае, если предусмотрено размещение результатов торгов на сайте в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», со дня такого размещения, за исключением случаев, предусмотренных названным законом.

Частями 18, 19 статьи 18.1 Закона о защите конкуренции предусмотрено, что со дня направления уведомления, предусмотренного частью 11 названной статьи, торги приостанавливаются до рассмотрения жалобы на действия (бездействие) организатора торгов, оператора электронной площадки, конкурсной или аукционной комиссии по существу. В случае принятия жалобы к рассмотрению организатор торгов, которому в порядке, установленном частью 11 названной статьи, направлено уведомление, не вправе заключать договор до принятия антимонопольным органом решения по жалобе. Договор, заключенный с нарушением данного требования, является ничтожным.

Следовательно, установление в Положении о закупке срока заключения договора по результатам закупки, не учитывающего закрепленной в Законе о закупке и Законе о защите конкуренции процедуры административного контроля со стороны антимонопольного органа, фактически исключает применение оперативных мер, предусмотренных статьей 18.1 Закона о защите конкуренции, лишает обращение с соответствующей жалобой какого-либо юридического смысла, а потому направлено против прав участников закупки.

В силу требований статьи 10 Гражданского кодекса Российской Федерации не допускается осуществление гражданских прав исключительно с намерением причинить вред другому лицу, действия в обход закона с противоправной целью, а также иное заведомо недобросовестное осуществление гражданских прав (злоупотребление правом).

В силу требований вышеуказанных положений действующего законодательства разрабатываемое участником закупки Положение о закупках не должно вступать в противоречие с Законом о защите конкуренции в соответствующей части, а напротив, призвано обеспечивать реализацию права на защиту в административном порядке путем установления соответствующего порядка заключения договоров по результатам торгов.

Сокращение либо исключение указанного срока направлено на снижение эффективности защиты гражданских прав, в связи с чем предписание антимонопольного органа в оспариваемой части соответствует требованиям Закона.

Таким образом, срок, установленный для заключения договора по результатам закупки, не может составлять менее 10 дней со дня подведения итогов.

Указание в Положении о том, что заключение договора по итогам аукциона в электронной форме осуществляется Заказчиком и победителем аукциона. Договор должен быть заключен в письменной форме не позднее 5 (пяти) календарных дней со дня подписания итогового протокола - является нарушением частей 1, 2 статьи 2, пункта 1 части 1 статьи 3, части 10 статьи 3 Закона о закупках, части 4 статьи 18.1 Закона о защите конкуренции. Указанная позиция подтверждается судебной практикой (А60-28335/2014).

В результате наличия в Положении указанного условия, Заказчиком 17.06.2016 заключен договор № 170-П6/16  на поставку мазута топочного 100 с ООО «Интэк-М».

 

Согласно части 20 статьи 18.1 Закона о защите конкуренции по результатам рассмотрения жалобы по существу комиссия антимонопольного органа принимает решение о признании жалобы обоснованной или необоснованной и в случае, если жалоба признана обоснованной, либо в случае установления иных не являющихся предметом обжалования нарушений (нарушений порядка организации и проведения торгов, заключения договоров по результатам торгов или в случае признания торгов несостоявшимися) принимает решение о необходимости выдачи предписания, предусмотренного пунктом 3.1 части 1 статьи 23 настоящего Федерального закона.

              В соответствии с пунктом 3.1 части 1 статьи 23 Закона о защите конкуренции  выдает организатору торгов, конкурсной или аукционной комиссии, продавцу государственного или муниципального имущества, организатору продажи обязательные для исполнения предписания о совершении действий, направленных на устранение нарушений порядка организации, проведения торгов, продажи государственного или муниципального имущества (далее в настоящем пункте - торги), порядка заключения договоров по результатам торгов или в случае признания торгов несостоявшимися, в том числе предписания об отмене протоколов, составленных в ходе проведения торгов, о внесении изменений в документацию о торгах, извещение о проведении торгов, об аннулировании торгов.

 

             Наличие в Положении условия о том, что договор должен быть заключен в письменной форме не позднее 5 (пяти) календарных дней со дня подписания итогового протокола является достаточным основанием для выдачи Заказчику предписания о совершении действий, направленных на устранение нарушений порядка организации, проведения закупки.

 

            руководствуясь частью 20 статьи 18.1, пунктом 3.1 части 1 статьи 23 Закона о защите конкуренции, Комиссия

РЕШИЛА:

  1. Признать жалобу ООО «Компания РесурсИнвест» на действия (бездействие) ГУП «Производственно-энергетическое объединение «Байконурэнерго» города Байконур при проведении открытого аукциона в электронной форме на право заключения договора на поставку мазута топочного 100 для нужд Заказчика № 31603691834 необоснованной.
  2. Признать действия ГУП «Производственно-энергетическое объединение «Байконурэнерго» города Байконур, выразившиеся во включении в Положение условия о том, что договор должен быть заключен в письменной форме не позднее 5 (пяти) календарных дней со дня подписания итогового протокола, нарушением частей 1, 2 статьи 2, пункта 1 части 1 статьи 3, части 10 статьи 4 Закона о закупках, части 4 статьи 18.1 Закона о защите конкуренции.

            3. Выдать ГУП «Производственно-энергетическое объединение «Байконурэнерго» города Байконур предписание о внесении изменений в Положение о закупке.

 

 

 

ПРЕДПИСАНИЕ

по жалобе № 114-04-18.1/16

 

5 июля 2016 года                                                                                         г. Челябинск

 

Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Челябинской области (далее – Челябинское УФАС России) по рассмотрению жалоб в порядке, предусмотренном статьей 18.1 Закона о защите конкуренции (далее - Комиссия) в составе:

Председатель Комиссии:

-<…> – руководитель Челябинского УФАС России;

Члены Комиссии

-<…>  – начальник отдела антимонопольного контроля Челябинского УФАС России;

-<…>  – главный специалист-эксперт отдела антимонопольного контроля Челябинского УФАС России,

руководствуясь пунктом 3.1 части 1 статьи 23, частью 20 статьи 18.1 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции», на основании своего решения от 05.07.2016 по итогам рассмотрения жалобы № 114-04-18.1/16 ООО «Компания РесурсИнвест» на действия (бездействие) ГУП «Производственно-энергетическое объединение «Байконурэнерго» города Байконур при проведении открытого аукциона в электронной форме на право заключения договора на поставку мазута топочного 100 для нужд Заказчика № 31603691834,

 

ПРЕДПИСЫВАЕТ:

 

  1. ГУП «Производственно-энергетическое объединение «Байконурэнерго» города Байконур в течение месяца с даты опубликования на сайте www.chel.fas.gov.ru настоящего предписания внести изменения в положение о закупке товаров, работ, услуг для нужд ГУП «Производственно-энергетическое объединение «Байконурэнерго» города Байконур, в соответствии с которыми договор с победителем либо иным лицом, с которым в соответствии с положением о закупке заключается такой договор, по результатам проведения торгов должен быть заключен не ранее десяти дней со дня подведения итогов торгов либо в случае, если предусмотрено размещение результатов торгов на сайте в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», со дня такого размещения.
  2. ГУП «Производственно-энергетическое объединение «Байконурэнерго» города Байконур в течение трех дней с даты исполнения настоящего предписания представить документы (информацию), подтверждающие его исполнение.

 

Настоящее предписание может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня его вынесения.

Примечание. За невыполнение в установленный срок законного предписания антимонопольного органа Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность.

Связанные организации

Связанные организации не указаны