Решение б/н Решение и предписание № 116-08/2017 в отношении ООО «ЕвроСта... от 16 марта 2018 г.

Вид документа
Дата регистрации
Сфера деятельности
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

 

РЕШЕНИЕ

21 февраля 2018 года г. Челябинск, пр. Ленина, 59

Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Челябинской области (далее – Челябинское УФАС России) по рассмотрению дел по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе в составе:

 

Председатель Комиссии: <…> – заместитель

руководителя Управления -

начальник отдела контроля за рекламой и

недобросовестной конкуренцией;

 

члены Комиссии: <…> , главный специалист-эксперт

отдела контроля за рекламой и

недобросовестной конкуренцией;

<…> , специалист-

эксперт отдела контроля за рекламой

и недобросовестной конкуренцией,

 

рассмотрев дело № 116-08/2017, возбужденное в отношении ООО «ЕвроСтандарт» по факту распространения каталога специальных предложений от магазинов «Первый кеговый» № 007 (с 22 сентября по 08 октября 2017) с рекламой курительных принадлежностей с признаками нарушения требований пункта 8 статьи 7 Федерального закона «О рекламе»,

в присутствии представителя ООО «ЕвроСтандарт» <…> по доверенности № 28 от 22.02.2018,

в отсутствие заявителя, надлежащим образом извещенного о времени и месте рассмотрения дела,

 

УСТАНОВИЛА:

В Управление Федеральной антимонопольной службы по Челябинской области (далее – Челябинское УФАС России) поступило заявление физического лица (далее –Заявитель) о распространении каталогов лица с коммерческим обозначением «Первый кеговый» с рекламой курительных принадлежностей.

Заявитель представил ксерокопию каталога специальных предложений от магазинов «Первый кеговый» № 007 (с 22 сентября по 08 октября 2017).

Челябинским УФАС России установлено, что указанный каталог с рекламой был размещен на Интернет-сайте http://1кеговый.рф.

По сведениям, размещенным на официальном сайте АНО «Координационный центр национального домена сети Интернет» www.cctld.ru, регистратором доменного имени 1кеговый.рф является ООО «Регистратор Р01».

ООО «Регистратор Р01» в письме вх. № 13415 от 16.10.2017 указало, что Администратором домена второго уровня является ООО «Евростандарт» с 13.09.2013.

ООО «Евростандарт» в письменных пояснениях вх. № 2326 от 22.02.2018 указало, что спорный каталог был пилотным (пробным) выпуском маркетингового журнала магазинов «Первый Кеговый». Изготовлено 100 экземпляров каталога и экспериментально они размещены в двух магазинах «Первый Кеговый» по адресам: г. Челябинск, ул. Калинина, д. 11 и г. Копейск, пр. Победы, д. 18. В каталоге изображены жидкости для испарителей без содержания никотина. Изображение взято из открытых источников и размещено в пилотном выпуске каталога «Первый Кеговый» с целью заполнить пустующее место ярким коллажом, в связи с чем оно не содержит указания на цену товара и его характеристики. По мнению ООО «Евростандарт», общество не нарушало законодательство Российской Федерации о рекламе.

Представитель ООО «Евростандарт» на заседании Комиссии пояснил, что в магазинах с коммерческим обозначением «Первый Кеговый» в продаже имеются, в том числе жидкости для испарителей с содержанием никотина.

Рассмотрев заявление и материалы, заслушав представителя ООО «Евростандарт» приводит к следующим выводам.

В каталоге специальных предложений от магазинов «Первый кеговый» № 007 (с 22 сентября по 08 октября 2017) (далее – каталог) присутствуют сведения «Моды. Vape Bar. Жидкости» и изображения товаров с идентификационными данными, в частности Cloud Berry: Sky blue, Amber и т.п, CUSTO: rico, tonico и т.п., Gurmani.

Факт изготовления данных каталогов подтверждается договором № ВК-0160-17 от 28.06.2017 между ООО «Типография ВК» и ООО «ЕвроСтандарт». Из приложения № 1 к договору ВК-0160-17 от 28.06.2017 усматривается, что изготовлено всего 100 шт. каталога.

Факт распространения данного каталога подтверждается письменными пояснениями ООО «ЕвроСтандрт» вх. № 2326 от 22.02.2018 и представленной обществом адресной программой.

Этот же каталог размещен на Интернет-сайте 1кеговый.рф, что подтверждается актом осмотра Интернет-ресурса № 147-2017 от 09.10.2017.

По данным свободной энциклопедии «Викисловарь» к курительным принадлежностям относятся, в том числе вейп, электронная сигарета.

Вейп – это то же, что электронная сигарета; устройство, испаряющее ароматизированную жидкость и этим имитирующее курение.

Мод — это в общем смысле батарейный или аккумуляторный блок электронной сигареты, своего рода двигатель, который приводит весь вейп-девайс в движение.

Электронная сигарета — электронное устройство создающее высокодисперсный аэрозоль (пар) предназначенный для ингаляции (вдыхания). Может использоваться как в качестве средства доставки никотина, так и для вдыхания ароматизированного пара без никотина. Пар создаётся за счёт испарения специально подготовленной жидкости с поверхности нагревательного элемента и внешне похож на табачный дым. Устройство может быть выполнено в самых различных формах, в том числе и в формах, сходных с обычной сигаретой или курительной трубкой.

Электронная жидкость (также называемая "электронным соком") представляет собой смесь искусственных или естественных ароматизаторов, никотина, сахара и других органических или химических соединений. Ее добавляют в электронную сигарету. Эта жидкость нагревается механизмом электронной сигареты, а затем в виде аэрозоля поступает в организм в тот момент, когда пользователь делает вдох. Электронные жидкости выпускаются во множестве "ароматных" вариантов. Пользователи могут выбрать "свое" количество никотина - если они вообще хотят, чтобы никотин содержался в жидкости (по данным сайта http://ru.e-cig-brands.com/e-liquid/luchshaya-elektronnaya-zhidkost/).

Таким образом, основным предназначением электронного парогенератора является процесс вдыхания (выдыхание) паров с содержанием никотина либо без никотина.

По данным открытых источников в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» одно из явлений современной вейпкультуры заключается в создании закрытых клубов для любителей попарить в компании единомышленников. Такие заведения носят названия вейпбаров (Vape Bar) или вейппабов. В вейпбаре можно приобрести девайс, жидкости и прочие аксессуары.

По информации, размещенной в различных источниках информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» CloudBerry, Gusto жидкости для электронных сигарет отечественного производителя, представлены в разных вкусах: RUBY, SKY BLUE, GREEN, AMBER, VIOLET, AQUA и т.д. (smokingman.ru и т.д.).

Из анализа сведений, размещенных в каталоге, следует, что информация о курительных принадлежностях направлена на привлечение внимания к определенным товарам, в частности жидкостям для электронных сигарет Cloud Berry, Gusto.

Поскольку электронное устройство (вейп) и сопутствующие к нему товары (моды, жидкость) предназначены для процесса курения, в данном случае информация о «Vape Bar» и реализации лицом с коммерческим обозначением «Первый Кеговый» товаров (моды, жидкости, в части Cloud Berry, Gusto и т.д.) является рекламой курительных принадлежностей.

Доводы ООО «Евростандарт» о том, что данную информацию нельзя отнести к рекламе, поскольку размещены изображения однородных предметов без индивидуализирующих признаков, без указания цены и характеристики товаров, Комиссия не принимает по следующим основаниям.

Согласно статье 3 Федерального закона "О рекламе" товар - это продукт деятельности (в том числе работа, услуга), предназначенный для продажи, обмена или иного введения в оборот.

Частью 1 статьи 467 Гражданского кодекса Российской Федерации установлено, что если по договору купли-продажи передаче подлежат товары в определенном соотношении по видам, моделям, размерам, цветам или иным признакам (ассортимент), продавец обязан передать покупателю товары в ассортименте, согласованном сторонами.

Таким образом, объектом рекламирования может выступать тот товар, предназначенный для продажи или иного введения в гражданский оборот, который можно индивидуализировать, выделить среди однородной группы товаров. Соответственно, реклама товара всегда представляет собой информацию о конкретном товаре, который можно индивидуализировать внутри группы однородных товаров.

Согласно статье 3 Федерального закона «О рекламе» реклама - информация, распространенная любым способом, в любой форме и с использованием любых средств, адресованная неопределенному кругу лиц и направленная на привлечение внимания к объекту рекламирования, формирование или поддержание интереса к нему и его продвижение на рынке; объект рекламирования - товар, средства индивидуализации юридического лица и (или) товара, изготовитель или продавец товара, результаты интеллектуальной деятельности либо мероприятие (в том числе спортивное соревнование, концерт, конкурс, фестиваль, основанные на риске игры, пари), на привлечение внимания к которым направлена реклама;

Рекламой признается информация, позволяющая четко обозначить, индивидуализировать конкретный объект рекламирования, выделить его среди однородных товаров и сформировать к нему интерес в целях продвижения на рынке, в том числе в случае размещения такой информации на рекламных конструкциях.

В рекламе присутствует информация о месте приобретения товара «Vape Bar» наряду с изображением жидкостей Gusto, на которых указана информация «70/30», «3» и вкусы rico, fresco и т.д., а также жидкостей CloudBerry, на которых размещены сведения «1,5» и вкусы SKY BLUE, Amber и т.п.

Таким образом, размещенная информация является рекламой поскольку содержит наименование места продажи продукции Vape Bar» и наименование товара Gusto, CloudBerry, его характеристики (вкусы) - rico, fresco и т.п, а также содержание никотина «3», «1,5», что позволяет его выделить среди других однородных товаров и привлечь к ним внимание, а также формирование или поддержание интереса к ним и их продвижение на рынке.

В соответствии с пунктом 8 статьи 7 Закона о рекламе не допускается реклама табака, табачной продукции, табачных изделий и курительных принадлежностей, в том числе трубок, кальянов, сигаретной бумаги, зажигалок.

Согласно части 1 статьи 16 Федерального закона «Об охране здоровья граждан от воздействия окружающего табачного дыма и последствий потребления табака» в целях сокращения спроса на табак и табачные изделия запрещается реклама и стимулирование продажи табака, табачной продукции и (или) потребления табака.

С учетом изложенного, реклама курительных принадлежностей, распространенная в каталоге специальных предложений от магазинов «Первый кеговый» № 007 (с 22 сентября по 08 октября 2017), в том числе размещенного на Интернет-сайте 1кеговый.рф нарушает пункт 8 статьи 7 Федерального закона «О рекламе».

На основании частей 6, 7 статьи 38 Федерального закона «О рекламе», ответственность за нарушение требований пункта 8 статьи 7 Федерального закона «О рекламе» несет рекламодатель и рекламораспространитель.

В силу пункта 5 статьи 3 Федерального закона «О рекламе» рекламодатель - изготовитель или продавец товара либо иное определившее объект рекламирования и (или) содержание рекламы лицо.

В соответствии с пунктом 7 статьи 3 Федерального закона «О рекламе» рекламораспространитель – это лицо, осуществляющее распространение рекламы любым способом, в любой форме и с использованием любых средств.

Рекламодателем и рекламораспространителем рекламы надлежит признать ООО «Евростандарт», заключившего договор № ВК-0160-17 от 28.06.2017 с ООО «Типография ВК» на изготовление каталога специальных предложений от магазинов «Первый кеговый» № 007 (с 22 сентября по 08 октября 2017) и реализующего жидкости для электронных сигарет.

Согласно пункту 47 Правил рассмотрения антимонопольным органом дел, возбужденных по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе при добровольном устранении лицом совершенного нарушения антимонопольный орган вправе не выдавать предписание о прекращении нарушения законодательства о рекламе.

Сведения о прекращении размещения каталога специальных предложений от магазинов «Первый кеговый» № 007 (с 22 сентября по 08 октября 2017) с рекламой курительных принадлежностей на Интернет-сайте 1кеговый.рф у антимонопольного органа отсутствуют.

Поскольку ООО «ЕвроСтандарт» не представило Комиссии материалы о том, что распространение ненадлежащей рекламы прекращено, Челябинское УФАС России считает необходимым выдать предписание о прекращении нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе.

Руководствуясь частью 2 пункта 1 статьи 33, частью 1 статьи 36 Федерального закона «О рекламе» и в соответствии с пунктами 37 - 42 Правил рассмотрения антимонопольным органом дел, возбужденных по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе, Комиссия

 

РЕШИЛА:

 

1. Признать ненадлежащей рекламу, размещенную в каталоге специальных предложений от магазинов «Первый кеговый» № 007 (с 22 сентября по 08 октября 2017) со сведениями: «Моды. Vape Bar. Жидкости» и изображением товаров с идентификационными данными, в частности Cloud Berry: Sky blue, Amber и т.п, CUSTO: rico, tonico и т.п., Gurmani, поскольку в ней нарушены требования пункта 8 статьи 7 Федерального закона «О рекламе».

2. Выдать ООО «Евростандарт» предписание о прекращении нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе.

3. Передать материалы дела уполномоченному должностному лицу Челябинского УФАС России для возбуждения дела об административном правонарушении в отношении ООО «Евростандарт» и его должностного лица.

Решение может быть обжаловано в суд в порядке, предусмотренном статьей 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.

 

 

 

 

 

 

 

 

ПРЕДПИСАНИЕ

О ПРЕКРАЩЕНИИ НАРУШЕНИЯ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА

РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ О РЕКЛАМЕ

 

21 февраля 2018 года г. Челябинск

 

 

Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Челябинской области по рассмотрению дел по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе в составе:

 

председатель Комиссии:

 

 

 

члены Комиссии:

<…> – заместитель руководителя – начальник отдела контроля за рекламой и недобросовестной конкуренцией Челябинского УФАС России;

<…> – специалист-эксперт отдела контроля за рекламой и недобросовестной конкуренцией Челябинского УФАС России;

<…> – главный специалист-эксперт отдела контроля за рекламой и недобросовестной конкуренцией Челябинского УФАС России,

на основании своего решения от 21.02.2018 по делу № 116-08/2017 о признании ненадлежащей рекламы, размещенной в каталоге специальных предложений от магазинов «Первый кеговый» № 007 (с 22 сентября по 08 октября 2017) со сведениями: «Моды. Vape Bar. Жидкости» и изображением товаров с идентификационными данными, в частности Cloud Berry: Sky blue, Amber и т.п, CUSTO: rico, tonico и т.п., Gurmani, поскольку в ней нарушены требования пункта 8 статьи 7 Федерального закона «О рекламе» и в соответствии с пунктом 1 части 2 статьи 33, частями 1, 3 статьи 36 Федерального закона «О рекламе», пунктами 44, 45 Правил рассмотрения антимонопольным органом дел, возбужденных по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе,

 

ПРЕДПИСЫВАЕТ:

 

1. ООО «ЕвроСтандарт» незамедлительно со дня получения настоящего предписания прекратить нарушение требований пункта 8 статьи 7 Федерального закона «О рекламе», а именно не распространять каталог специальных предложений от магазинов «Первый кеговый» № 007 (с т22 сентября по 08 октября 2017) с рекламой курительных принадлежностей, в том числе на Интернет-сайте http://1кеговый.рф.

2. ООО «ЕвроСтандарт» представить в Управление Федеральной антимонопольной службы по Челябинской области доказательства исполнения пункта 1 настоящего предписания до 10 апреля 2018 года (скрин-шоты Интернет-сайта http://1кеговый.рф).

Предписание может быть обжаловано в Арбитражный суд в порядке, предусмотренном статьей 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.

В случае невыполнения в установленный срок предписания о прекращении нарушения законодательства о рекламе Челябинское УФАС России вправе в соответствии с пунктом 2 статьи 19.5 Кодекса РФ об административных правонарушениях привлечь виновное лицо к административной ответственности.

 

 

Связанные организации

Связанные организации не указаны