Решение б/н Решение по делу № 12-03/15 в отношении ОАО «ЭнСер» от 23 сентября 2015 г.

Вид документа
Дата регистрации
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

 

РЕШЕНИЕ

г. Челябинск, пр. Ленина, 59

Резолютивная часть решения оглашена 17 сентября 2015 года.

В полном объеме решение изготовлено 18 сентября 2015 года.

Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Челябинской области (далее – Челябинское УФАС России) по рассмотрению дела о нарушении антимонопольного законодательства (далее — Комиссия) в составе:

Председатель Комиссии:


 

Члены Комиссии:

«***» – заместитель руководителя Челябинского УФАС России;

«***» – главный специалист-эксперт отдела контроля естественных монополий, ЖКХ и транспорта Челябинского УФАС России,

 

«***» – ведущий специалист-эксперт отдела контроля естественных монополий, ЖКХ и транспорта Челябинского УФАС России,

в присутствии представителя ОАО «ЭнСер» по доверенности, в отсутствие заявителя ООО «ЖКХ «Коммунальщик» и лица, располагающего сведениями о рассматриваемых Комиссией обстоятельствах, гр. «***»,

рассмотрев дело № 12-03/15 по признакам нарушения ОАО «ЭнСер» части 1 статьи 10 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее — Закон о защите конкуренции),

 

УСТАНОВИЛА:

 

В Челябинское УФАС России поступило заявление ООО «ЖКХ «Коммунальщик» на действия ОАО «ЭнСер», выразившиеся в бездействии по вводу в эксплуатацию (опломбировке) общедомового прибора учета тепловой энергии (далее – ОПУ), установленного в многоквартирном доме (далее – МКД), расположенном по адресу: г. Миасс, ул. Романенко, д. 97.

В ходе рассмотрения заявления установлено следующее.

14.01.2015 в адрес ООО «ЖКХ «Коммунальщик» поступило обращение от представителя собственников помещений МКД № 97 по ул. Романенко в г. Миасс «***» с просьбой оказать содействие по вводу в эксплуатацию установленного узла учета.

С 01.11.2013 согласно протоколу общего собрания собственников помещений в МКД № 97 по ул. Романенко избран непосредственный способ управления МКД.

В качестве обслуживающей организации избрано ООО «ЖКХ «Коммунальщик».

Протоколом внеочередного общего собрания собственников МКД гр. «***» наделена полномочиями по запросу на выдачу и получение технических условий на установку узла учета теплоэнергии (далее – ТУ).

03.09.2014 от ОАО «ЭнСер» были получены ТУ (исх. № 555-2048 от 03.09.2014).

19.09.2014 гр. «***» направила в ОАО «ЭнСер» на согласование проект на узел учета тепла.

Замечаний по проекту со стороны ОАО «ЭнСер» не поступало, проект возвращен не был.

08.10.2014 ООО «Теплосфера» был смонтирован узел учета.

16.10.2014 гр. «***» в адрес ОАО «ЭнСер» были направлены копии технической документации на узел учета с указанием даты комиссии по вводу ОПУ в эксплуатацию – 31.10.2014.

В назначенное время представитель ОАО «ЭнСер» не явился.

ОПУ в эксплуатацию введен не был.

Приказом Челябинского УФАС России от 23.04.2015 № 122 в отношении ОАО «ЭнСер» было возбуждено дело по признакам нарушения части 1 статьи 10 Закона о защите конкуренции.

Определением от 24.04.2015 Челябинским УФАС России в качестве заявителя по делу № 12-03/15 было привлечено ООО «ЖКХ «Коммунальщик».

В письменных пояснениях по делу ОАО «ЭнСер» пояснило, что общество произвело ввод в эксплуатацию ОПУ тепловой энергии 17.04.2015 на основании письма ООО «ЖКХ «Коммунальщик» от 02.04.2015 № 111.

В ОАО «ЭнСер» гр. «***» не обращалась, проект на узел учета тепловой энергии не представляла.

На рассмотрении дела № 12-03/15 представитель ОАО «ЭнСер» поддержал доводы, изложенные в письменных пояснениях, уточнив, что должность начальника ПТО, согласно штатному расписанию, имеется только в обособленном подразделении - ТЭЦ, однако доступ на территорию ТЭЦ посторонним лицам запрещен.

В письменных пояснениях по делу ООО «ЖКХ «Коммунальщик» пояснило, что ООО «ЖКХ «Коммунальщик» является управляющей организацией в отношении МКД № 97 по ул. Романенко в г. Миасс.

В соответствие с условиями договора, заключенного между собственниками МКД и ООО «ЖКХ «Коммунальщик», последний оказывает услуги собственникам, в том числе, при разрешении вопросов, возникающих с ресурсоснабжающими организациями.

Собственники МКД № 97 по ул. Романенко обратились в ООО «ЖКХ «Коммунальщик» с просьбой помочь разобраться в ситуации, сложившейся у собственников с ОАО «ЭнСер», возникшей при вводе в коммерческий учет общедомового узла учёта тепла и теплоносителя.

01.02.2014 между собственниками МКД № 97 по ул. Романенко в г. Миасс и ООО «Теплосфера» на основании решения собственников МКД (протокол от 01.02.2014г.) был заключен договор на установку общедомового прибора учёта тепла (ОДПУТ). От имени собственников помещений МКД заключение договора было возложено на Председателя Совета МКД «***»

На основании обращения «***» в ОАО «ЭнСер» (вх. № 1095 от 26.08.2014) «***» были выданы технические условия на установку узла учёта тепловой энергии и теплоносителя в ИТП по ул. Романенко, 97 (исх. № 555-2048 от 03.09.2014).

«***» в порядке, предусмотренном пунктом 51 Правил коммерческого учета тепловой энергии, теплоносителя, утвержденных постановлением Правительства РФ от 18.11.2013 № 1034 (далее – Правила коммерческого учета), направила в ОАО «ЭнСер» проект на узел учёта тепла на согласование с ресурсоснабжающей организацией.

В установленный законом срок ОАО «ЭнСер» не вернул проект заявителю, не поставил заявителя в известность об утверждении проекта или его отклонении (с указанием причин).

15.10.2014 «***» в порядке, предусмотренном пунктом 65 Правил коммерческого учёта, направила в ОАО «ЭнСер» уведомление о вводе прибора учёта тепла и теплоносителя на МКД (получено ОАО «ЭнСер» 16.10.2014).

31.10.2014 «***» направила ОАО «ЭнСер» письмо, в котором указала, что 15.10.2014 представитель ОАО «ЭнСер» в установленной день и время не явился для ввода ОПУ в эксплуатацию и в силу пунктов 8.1, 8.2 Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденных постановлением Правительства РФ от 06.05.2011 № 354 (далее – Правила предоставления коммунальных услуг) прибор считается коммерческим.

17.04.2015 ОАО «ЭнСер» ввело в коммерческий учёт узел учёта тепловой энергии (первичный допуск в эксплуатацию) в МКД № 97 по ул. Романенко в г. Миасс.

Учитывая, что прибор учета введен в эксплуатацию, ООО «ЖКХ «Коммунальщик» просило прекратить производство по настоящему делу.

Изучив материалы дела, заслушав доводы и объяснения представителей ОАО «ЭнСер», ООО «ЖКХ «Коммунальщик», Комиссия пришла к выводу об отсутствии в действиях ОАО «ЭнСер» нарушения части 1 статьи 10 Закона о защите конкуренции по следующим основаниям.

Законом о защите конкуренции устанавливаются организационные и правовые основы защиты конкуренции, в том числе предупреждения и пресечения: монополистической деятельности и недобросовестной конкуренции. Целями настоящего Федерального закона являются обеспечение единства экономического пространства, свободного перемещения товаров, свободы экономической деятельности в Российской Федерации, защита конкуренции и создание условий для эффективного функционирования товарных рынков (статья 1 Закона о защите конкуренции).

В соответствии с частью 1 статьи 10 Закона о защите конкуренции запрещаются действия (бездействие) занимающего доминирующее положение хозяйствующего субъекта, результатом которых являются или могут являться недопущение, ограничение, устранение конкуренции и (или) ущемление интересов других лиц.

Доминирующим положением признается положение хозяйствующего субъекта (группы лиц) или нескольких хозяйствующих субъектов (групп лиц) на рынке определенного товара, дающее такому хозяйствующему субъекту (группе лиц) или таким хозяйствующим субъектам (группам лиц) возможность оказывать решающее влияние на общие условия обращения товара на соответствующем товарном рынке, и (или) устранять с этого товарного рынка других хозяйствующих субъектов, и (или) затруднять доступ на этот товарный рынок другим хозяйствующим субъектам (ст. 5 Закона о защите конкуренции).

Челябинским УФАС России проведен анализ состояния конкуренции на рынке услуг поставки тепловой энергии для нужд теплоснабжения в отношении юридических лиц на территории Миасского городского округа Челябинской области в пределах пролегания тепловых сетей ОАО «ЭнСер» по итогам 2014 – первого квартала 2015 годов, а также анализ состояния конкуренции на рынке услуг по вводу в эксплуатацию (опломбировке) общедомовых узлов (приборов) учета тепловой энергии и горячей воды в МКД на территории г. Миасса Челябинской области в пределах пролегания инженерных сетей ОАО «ЭнСер» за 2014 год. На основании проведенных анализов положение ОАО «ЭнСер» на указанных рынках является доминирующим.

В силу своего доминирующего положения ОАО «ЭнСер» обязано соблюдать запреты, установленные статьей 10 Закона «О защите конкуренции», в том числе не допускать действий, которые имеют либо могут иметь своим результатом недопущение, ограничение, устранение конкуренции и (или) ущемление интересов других лиц.

Пунктом 1 статьи 544 ГК РФ предусмотрено, что оплата энергии производится за фактически принятое абонентом количество энергии в соответствии с данными учета энергии, если иное не предусмотрено законом, иными правовыми актами или соглашением сторон.

В соответствии со статьей 539 ГК РФ по договору энергосбережения энергоснабжающая организация обязуется подавать абоненту (потребителю) через присоединённую сеть энергию, а абонент обязуется оплачивать принятую энергию, а также соблюдать предусмотренный договором режим её потребления, обеспечивать безопасность эксплуатации находящихся в его ведении энергетических сетей и исправность используемых им приборов и оборудования, связанных с потреблением энергии. Договор энергоснабжения заключается с абонентом при наличии у него отвечающего установленным техническим требованиям энергопринимающего устройства, присоединенного к сетям энергоснабжающей организации, и другого необходимого оборудования, а также при обеспечении учёта потребления энергии.

В соответствии с частью 1 и 2 статьи 13 Закона № 161-ФЗ «Об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» производимые, передаваемые, потребляемые энергетические ресурсы подлежат обязательному учету с применением приборов учета используемых энергетических ресурсов.

В статье 19 Федерального закона от 27.07.2010 № 190-ФЗ «О теплоснабжении» (части 1, 4, 6) сказано, что количество тепловой энергии, теплоносителя, поставляемых по договору теплоснабжения или договору поставки тепловой энергии, а также передаваемых по договору оказания услуг по передаче тепловой энергии, теплоносителя, подлежит коммерческому учету.

Порядок организации коммерческого учета тепловой энергии, теплоносителя установлен Правилами коммерческого учета тепловой энергии, теплоносителя, утвержденными постановлением Правительства РФ от 18.11.2013 № 1034 (далее – Правила коммерческого учета).

В соответствии с пунктом 49 Правил коммерческого учета проект узла учета, устанавливаемого у потребителя тепловой энергии, подлежит согласованию с теплоснабжающей (теплосетевой) организацией, выдавшей технические условия на установку приборов учета.

Согласно пункту 50 Правил коммерческого учета потребитель направляет на согласование в теплоснабжающую (теплосетевую) организацию копию проекта узла учета. В случае несоответствия проекта узла учета положениям пункта 44 настоящих Правил теплоснабжающая (теплосетевая) организация обязана в течение 5 рабочих дней со дня получения копии проекта узла учета направить потребителю уведомление о представлении недостающих документов (сведений).

В этом случае срок поступления проекта узла учета на согласование определяется с даты представления доработанного проекта.

В соответствии с пунктом 51 Правил коммерческого учета теплоснабжающая (теплосетевая) организация не вправе отказаться от согласования проекта узла учета в случае его соответствия пункту 44 настоящих Правил. В случае непредставления сведений о согласовании или замечаний к проекту узла учета в течение 15 рабочих дней со дня получения копии проекта узла учета проект считается согласованным.

В соответствии с пунктом 61 Правил коммерческого учета смонтированный узел учета, прошедший опытную эксплуатацию, подлежит вводу в эксплуатацию.

Согласно пункту 62 Правил коммерческого учета ввод в эксплуатацию узла учета, установленного у потребителя, осуществляется комиссией в следующем составе:

а) представитель теплоснабжающей организации;

б) представитель потребителя;

в) представитель организации, осуществлявшей монтаж и наладку вводимого в эксплуатацию узла учета.

Комиссия создается владельцем узла учета (пункт 63 Правил коммерческого учета).

В соответствии с пунктом 64 Правил коммерческого учета для ввода узла учета в эксплуатацию владелец узла учета представляет комиссии проект узла учета, согласованный с теплоснабжающей организацией, выдавшей технические условия и паспорт узла учета или проект паспорта, который включает в себя:

а) схему трубопроводов (начиная от границы балансовой принадлежности) с указанием протяженности и диаметров трубопроводов, запорной арматуры, контрольно-измерительных приборов, грязевиков, спускников и перемычек между трубопроводами;

б) свидетельства о поверке приборов и датчиков, подлежащих поверке, с действующими клеймами поверителя;

в) базу данных настроечных параметров, вводимую в измерительный блок или тепловычислитель;

г) схему пломбирования средств измерений и оборудования, входящего в состав узла учета, исключающую несанкционированные действия, нарушающие достоверность коммерческого учета тепловой энергии, теплоносителя;

д) почасовые (суточные) ведомости непрерывной работы узла учета в течение 3 суток (для объектов с горячим водоснабжением - 7 суток).

Согласно пункту 65 Правил коммерческого учета документы для ввода узла учета в эксплуатацию представляются в теплоснабжающую организацию для рассмотрения не менее чем за 10 рабочих дней до предполагаемого дня ввода в эксплуатацию.

При отсутствии замечаний к узлу учета комиссией подписывается акт ввода в эксплуатацию узла учета, установленного у потребителя (пункт 67 Правил коммерческого учета).

Акт ввода в эксплуатацию узла учета служит основанием для ведения коммерческого учета тепловой энергии, теплоносителя по приборам учета, контроля качества тепловой энергии и режимов теплопотребления с использованием получаемой измерительной информации с даты его подписания (пункт 68 Правил коммерческого учета).

При подписании акта о вводе в эксплуатацию узла учета узел учета пломбируется (пункт 69 Правил коммерческого учета).

В ходе производства по настоящему делу не установлено надлежащее направление гр. «***» в адрес ОАО «ЭнСер» проекта на узел учета и уведомления о вводе прибора учёта тепла и теплоносителя на МКД.

Гр. «***» на заседания Комиссии не являлась, письменные сведения и информацию не представляла.

В ходе рассмотрения дела установлено и материалами дела подтверждено, что после надлежащего обращения в соответствии с Правилами коммерческого учета ООО «ЖКХ «Коммунальщик» в ОАО «ЭнСер» о введении узла учета в эксплуатацию, ОАО «ЭнСер» ввел в эксплуатацию и поставил на коммерческий учет ОПУ, расположенное в МКД № 97 по ул. Романенко в г. Миассе.

При таких обстоятельствах, Комиссия считает недоказанным намеренное затягивание ОАО «ЭнСер» ввода в эксплуатацию ОПУ, расположенного в МКД № 97 по ул. Романенко в г. Миассе, что свидетельствует об отсутствии в действиях (бездействии) ОАО «ЭнСер» нарушения части 1 статьи 10 Закона о защите конкуренции.

На основании изложенного, руководствуясь статьей 23, частью 1 статьи 39, частями 1 - 4 статьи 41, статьей 48, частью 1 статьи 49, статьей 50 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-Ф3 «О защите конкуренции», Комиссия

 

РЕШИЛА:

 

Прекратить производство по делу № 12–03/15 о нарушении ОАО «ЭнСер» части 1 статьи 10 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции», в связи с отсутствием нарушения антимонопольного законодательства в рассматриваемых Комиссией действиях (бездействии).

Связанные организации

Связанные организации не указаны