Решение б/н Решение и предписание № 7 по делу № 12-03-18.1/2014 от 10 июня 2014 г.

Вид документа
Дата регистрации
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

       Р Е Ш Е Н И Е

г. Челябинск, пр. Ленина, 59

 

Резолютивная часть решения оглашена 20 марта 2014 года.

В полном объеме решение изготовлено 24 марта 2014 года.

 

Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Челябинской области (далее - Комиссия Челябинского УФАС России) по рассмотрению жалоб на нарушение процедуры проведения торгов, иных способов закупок и порядка заключения договоров в составе:

 

Председатель Комиссии:

Члены Комиссии:

 

Семёнова Елена Григорьевна – заместитель руководителя Челябинского УФАС России;

Ростовцева Юлия Геннадьевна – ведущий специалист-эксперт отдела контроля естественных монополий, ЖКХ и транспорта Челябинского УФАС России;

 

Ефимова Татьяна Владимировна — специалист - эксперт отдела контроля естественных монополий, ЖКХ и транспорта Челябинского УФАС России,

 

рассмотрев дело № 12-03-18.1/2014 по жалобе ООО «Аккумуляторная Компания «Энергия» на действия (бездействие) ОАО «Фортум» при проведении открытых конкурентных переговоров «поставка турбинного масла ТП-22С для филиалов ОАО «Фортум» в 2014 году» (извещение № 31400808418), в присутствии представителей ОАО «Фортум» по доверенности,

 

УСТАНОВИЛА:

 

В Управление Федеральной антимонопольной службы по Челябинской области (далее - Челябинское УФАС России) поступила жалоба ООО «Аккумуляторная Компания «Энергия» на действия (бездействие) ОАО «Фортум» при проведении открытых конкурентных переговоров «поставка турбинного масла ТП-22С для филиалов ОАО «Фортум» в 2014 году» (извещение № 31400808418).

В жалобе ООО «Аккумуляторная Компания «Энергия» (вх. № 3268 от 13.03.2014) указано следующее.

29.01.2014 ООО «Аккумуляторная Компания «Энергия» подало заявку на участие в открытых конкурентных переговорах «поставка турбинного масла ТП-22С для филиалов ОАО «Фортум» в 2014 году». 11.02.2014 представитель организации принял участие в переговорах.

25.02.2014 проведение закупки отменено уведомлением об отказе от проведения закупки, что не соответствует части 12 статьи 4 Федерального закона от 18.07.2011 № 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц» (далее - Закон о закупках).   

 

На заседании Комиссии Челябинского УФАС России представители ОАО «Фортум»  по доводам жалобы ООО «Аккумуляторная Компания «Энергия» пояснили следующее.

 

Право на отмену закупочной процедуры по конкурентным переговорам предусмотрено п. 1.1.5 Документации по данной закупке и п.4.6.5 Положения о закупках товаров, работ и услуг для нужд ОАО «Фортум» и ОАО «УТСК»», утвержденного Советом Директоров ОАО «Фортум» от 30 марта 2012 года и Советом Директоров ОАО «УТСК» от 30 марта 2012 года (далее — Положение).

Ввиду того, что в Положении не предусматривается обязательное составление протокола об отмене закупки по конкурентным переговорам, то 25.02.2014 официальном сайте http://zakupki.gov.ru/223 было размещено уведомление об отказе от проведения закупки.

 

Изучив материалы дела, заслушав пояснения сторон, Комиссия Челябинского УФАС России пришла к следующим выводам.

 

1. В соответствии с частью 1 статьи 3 Закона о закупках при закупке товаров, работ, услуг заказчики руководствуются следующими принципами:

1) информационная открытость закупки;

2) равноправие, справедливость, отсутствие дискриминации и необоснованных ограничений конкуренции по отношению к участникам закупки;

3) целевое и экономически эффективное расходование денежных средств на приобретение товаров, работ, услуг (с учетом при необходимости стоимости жизненного цикла закупаемой продукции) и реализация мер, направленных на сокращение издержек заказчика;

4) отсутствие ограничения допуска к участию в закупке путем установления неизмеряемых требований к участникам закупки.

В соответствии с частью 1 статьи 17 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее – Закон о защите конкуренции) при проведении торгов, запроса котировок цен на товары (далее - запрос котировок) запрещаются действия, которые приводят или могут привести к недопущению, ограничению или устранению конкуренции, в том числе:

1) координация организаторами торгов, запроса котировок или заказчиками деятельности его участников;

2) создание участнику торгов, запроса котировок или нескольким участникам торгов, запроса котировок преимущественных условий участия в торгах, запросе котировок, в том числе путем доступа к информации, если иное не установлено федеральным законом;

3) нарушение порядка определения победителя или победителей торгов, запроса котировок;

4) участие организаторов торгов, запроса котировок или заказчиков и (или) работников организаторов торгов, запроса котировок или работников заказчиков в торгах, запросе котировок.

При организации и проведении открытых конкурентных переговоров «поставка турбинного масла ТП-22С для филиалов ОАО «Фортум» в 2014 году» руководствовалось Федеральным законом от 18.07.2011 № 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц» и Положением.

Предметом закупки является поставка турбинного масла ТП-22С для филиалов ОАО «Фортум» в 2014 году (извещение № 31400808418):

Лот № 1 — поставка турбинного масла ТП-22С марка 1;

Лот № 1 — поставка турбинного масла ТП-22С марка 2.

Заказчик: ОАО «Фортум».

Организатором закупки является ОАО «Фортум».

Способ закупки - открытая конкурентная процедура.

Документация по конкурентным переговорам и извещение о проведении  открытых конкурентных переговоров опубликованы 13.01.2014 в сети «Интернет» на сайте  www.zakupki.gov.ru и на официальном сайте ОАО «Фортум» www.fortum.ru

25.02.2014 процедура конкурентных переговоров по выбору поставщика масла турбинного ТП-22С марка 1 для филиалов ОАО «Фортум» отменена уведомлением об отказе от проведения закупки, которое опубликовано на официальном сайте http://zakupki.gov.ru/223.

Пункт 4.6.5 Положения о закупках товаров, работ и услуг для нужд ОАО «Фортум» и ОАО «УТСК»», утвержденного Советом Директоров ОАО «Фортум» от 30 марта 2012 года (протокол от 30 марта 2012 года № 156-12) и Советом Директоров ОАО «УТСК» от 30 марта 2012 года (протокол от 30 марта 2012 года № 46-12), пункт 1.1.1 Документации по конкурентным переговорам предусматривают: заказчик, организатор вправе отказаться от проведения конкурентных переговоров на любом этапе проведения конкурентных переговоров, не неся при этом никакой материальной ответственности перед Участниками. При отказе от проведения конкурентных переговоров Организатор размещает на сайте уведомление об отказе от проведения конкурентных переговоров.

Таким образом, ОАО «Фортум» при отказе от проведения  конкурентных переговоров «поставка турбинного масла ТП-22С для филиалов ОАО «Фортум» в 2014 году» руководствовалось Положением, Документацией по конкурентным переговорам.

Размещение решения об отказе от проведения закупки в форме уведомления, а не протокола, по мнению антимонопольного органа, не нарушают принципы, закрепленные в статье 3 Закона о закупках, а также не ущемляет интересы подателя жалобы. 

 

2. Пункт 3.9 Положения содержит перечень оснований проведения закупки в форме закупки у единственного поставщика, а именно: 

  • если только одно лицо способно выполнить договор;
  • вследствие наступления, либо вследствие существования угрозы наступления чрезвычайных обстоятельств (либо для их предотвращения) или обстоятельств непреодолимой силы возникла срочная необходимость в определенных товарах, работах, услугах, в связи с чем применение иных процедур неприемлемо;
  • наличие срочной потребности в товарах, работах, услугах, в связи с чем проведение иных процедур нецелесообразно.
  • наличие срочной потребности в товарах, работах, услугах, обусловленное существующей возможностью угрозы.
  • если поставщик обладает уникальной компетенцией на рынке закупаемой продукции;
  • проводятся дополнительные закупки, когда по соображениям стандартизации, унификации, а также для обеспечения совместимости товаров или преемственности работ, услуг с ранее приобретенными, новые закупки должны быть сделаны только у того же поставщика;
  • при приобретении дополнительных работ или услуг, не включенных в договоры, но необходимых для выполнения работ, оказания услуг, поставки товаров в рамках заключенного договора;
  • при приобретении товаров и иных активов по существенно сниженным ценам (значительно меньшим, чем обычные рыночные), когда такая возможность существует в течение очень короткого промежутка времени;
  • осуществляется закупка у компании Общества, специально созданной Обществом  для производства каких-либо товаров, выполнения работ или оказания услуг;
  • в особых случаях по решению Генерального директора;
  • продление рамочного договора, заключенного по фиксированным единичным расценкам (тарифам);
  • продукция может быть получена только от одного поставщика (подрядчика, исполнителя),  в том числе, когда поставщик является монополистом, включенным в реестр субъектов естественных монополий либо фактически осуществляющий деятельность в сфере естественных монополий, регулируемую действующим законодательством РФ;
  • поставщик является единственным поставщиком, продавцом, подрядчиком в данном регионе, при условии, что расходы, связанные с привлечением контрагентов из других регионов, делают такое привлечение экономически невыгодным;
  • поставщик или его единственный дилер осуществляет гарантийное и текущее обслуживание товара (работ), поставленных ранее и наличие иного поставщика невозможно по условиям гарантии;
  • осуществляется закупка услуг, которые могут быть оказаны только органами государственной власти, государственными учреждениями или государственными предприятиями;
  • наличие иных обстоятельств, требующих проведения закупки именно у единственного поставщика (по решению ЦЗК), в том числе, в случае если закупка является аварийной или относится к особым видам закупок по настоящему Положению.

 По мнению антимонопольного органа, только такие основания проведения закупки у единственного поставщика, как: наступление, либо  существование угрозы наступления чрезвычайных обстоятельств (либо для их предотвращения) или обстоятельств непреодолимой силы возникла срочная необходимость в определенных товарах, работах, услугах, в связи с чем применение иных процедур неприемлемо; продукция может быть получена только от одного поставщика (подрядчика, исполнителя),  в том числе, когда поставщик является монополистом, включенным в реестр субъектов естественных монополий либо фактически осуществляющий деятельность в сфере естественных монополий, регулируемую действующим законодательством РФ; услуги могут быть оказаны только органами государственной власти, государственными учреждениями или государственными предприятиями, соответствуют принципам разумности, справедливости, равноправия и информационной открытости закупки.

Иные основания, указанные в Положении, не позволяют однозначно определить способ проводимой закупки, а также законность и правомерность его избрания.

Кроме того, формулировки непоименнованных антимонопольным органом оснований являются настолько обширными, что предоставляют возможность заказчику осуществить любые закупки в форме закупки у единственного поставщика, что может повлечь за собой ущемление прав и интересов участников закупки, а также нарушают принципы, закрепленные в частях 1, 2 статьи 3 Закона о закупках.

На основании изложенного и руководствуясь частью 20 статьи 18.1 Закона о защите конкуренции, Комиссия

 

РЕШИЛА:

 

1. Признать жалобу ООО «Аккумуляторная Компания «Энергия» на действия (бездействие) ОАО «Фортум»  необоснованной.

2. Признать действия ОАО «Фортум», выразившиеся в закреплении в Положении оснований проведения закупки в форме закупки у единственного поставщика, противоречащими частям 1, 2 статьи 3 Федерального закона от 18.07.2011 № 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц».

3. Выдать ОАО «Фортум» предписание о приведении Положения в соответствии с Федеральным законом от 18.07.2011 № 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц».

 

Председатель Комиссии                                                                        Е.Г. Семенова

 

Члены Комиссии                                                                                Ю.Г. Ростовцева

 

                                                                                                                Т.В. Ефимова

  

Решение может быть обжаловано в течение трех месяцев со дня его принятия.

 

ПРЕДПИСАНИЕ № 7

  по делу № 12-03-18.1/2014

 

20 марта 2014 года                                                        г. Челябинск, пр. Ленина, 59 

 

Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Челябинской области (далее - Комиссия Челябинского УФАС России) по рассмотрению жалоб на нарушение процедуры проведения торгов, иных способов закупок и порядка заключения договоров в составе:

 

Председатель Комиссии:

Члены Комиссии:

 

Семёнова Елена Григорьевна – заместитель руководителя Челябинского УФАС России;

Ростовцева Юлия Геннадьевна – ведущий специалист-эксперт отдела контроля естественных монополий, ЖКХ и транспорта Челябинского УФАС России;

 

Ефимова Татьяна Владимировна — специалист - эксперт отдела контроля естественных монополий, ЖКХ и транспорта Челябинского УФАС России,

руководствуясь частью 20 статьи 18.1 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее - Закон о защите конкуренции), на основании своего решения от 20.03.2014 № 12-03-18.1/2014 по жалобе ООО «Аккумуляторная Компания «Энергия» на действия (бездействие) ОАО «Фортум» при проведении открытых конкурентных переговоров «поставка турбинного масла ТП-22С для филиалов ОАО «Фортум» в 2014 году» (извещение № 31400808418),

 

ПРЕДПИСЫВАЕТ:

 

1. С момента получения настоящего предписания ОАО «Фортум» прекратить нарушение частей 1, 2 статьи 3 Федерального закона от 18.07.2011 № 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц»,  выразившиеся в закреплении в Положении оснований проведения закупок в форме «закупка у единственного поставщика», не соответствующих принципам, изложенных в  частях 1, 2 статьи 3 Федерального закона от 18.07.2011 № 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц», и поименованных в решении по делу от 20.03.2014 № 12-03-18.1/2014;

2. С момента получения настоящего предписания ОАО «Фортум» привести Положение в соответствии требованиями Федерального закона от 18.07.2011 № 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц»;

3. ОАО «Фортум» в срок до 21 апреля 2014 года представить в Челябинское УФАС России доказательства исполнения настоящего предписания;

 

Председатель Комиссии                                                                      Е.Г. Семенова

 

Члены Комиссии                                                                               Ю.Г. Ростовцева

 

                                                                                                                Т.В. Ефимова

   

Предписание может быть обжаловано в течение трех месяцев со дня его выдачи.

Примечание. За невыполнение в установленный срок законного предписания антимонопольного органа Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность.

Привлечение к ответственности, предусмотренной законодательством Российской Федерации, не освобождает от обязанности исполнить предписание антимонопольного органа.                                        

Связанные организации

Связанные организации не указаны