Решение б/н Решение № 12-04-18.1/15 по жалобе ООО «Комос» на действия ФГ... от 17 февраля 2015 г.

Вид документа
Дата регистрации
Сфера деятельности
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

Р Е Ш Е Н И Е

 

г. Челябинск, пр. Ленина, 59

Резолютивная часть решения оглашена 16 февраля 2015 года.

В полном объеме решение изготовлено 16 февраля 2015 года.

Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Челябинской области (далее – Челябинское УФАС России) по рассмотрению жалоб на нарушение процедуры торгов, иных способов закупок и порядка заключения договоров (далее - Комиссия) в составе:

Председатель Комиссии:

- <...> – заместителя руководителя Челябинского УФАС России;

Члены Комиссии:

- <...> – специалиста-эксперта отдела контроля естественных монополий, ЖКХ и транспорта Челябинского УФАС России;

- <...> – специалиста-эксперта отдела антимонопольного контроля Челябинского УФАС России;

 

рассмотрев жалобу № 12-04-18.1/15 ООО «Комос» на действия (бездействие) Федерального ГУП «Российский Федеральный Ядерный Центр — Всероссийский научно-исследовательский институт технической физики имени академика Е.И. Забабахина» (далее — заказчик) при проведении открытого запроса цен в электронной форме на право заключения договора на выполнение дезинфекционных, профилактических и истребительных работ (извещение № 31501984264, Z036603), в присутствии представителей ООО «Комос», заказчика,

 

УСТАНОВИЛА:

 

В Челябинское УФАС России поступила жалоба ООО «Комос» на действия (бездействие) Федерального ГУП «Российский Федеральный Ядерный Центр — Всероссийский научно-исследовательский институт технической физики имени академика Е.И. Забабахина» при проведении открытого запроса цен в электронной форме на право заключения договора на выполнение дезинфекционных профилактических и истребительных работ (извещение № 31501984264, Z036603), размещенного на сайте www.zakupki.gov.ru и www.А-К-D.ru.

Заказчик - Федеральное ГУП «Российский Федеральный Ядерный Центр — Всероссийский научно-исследовательский институт технической физики имени академика Е.И. Забабахина»

03.02.2015 заказчик на сайте www.zakupki.gov.ru разместил извещение № 31501984264 о проведении открытого запроса цен в электронной форме на право заключения договора на выполнение дезинфекционных, профилактических и истребительных работ.

Запрос цен проводится на электронной торговой площадке Аук. Конк. Дом-2 в сети «Интернет» по адресу: http://a-k-d.ru в порядке, установленном регламентом данной электронной торговой площадки.

Дата и время окончания подачи заявок — 10.02.2015 в 05:00.

Дата и время рассмотрения заявок — 24.02.2015 в 23:59.

Дата и время подведения итогов — 24.02.2015 в 23:59.

Место рассмотрения заявок: 456770, Челябинская область, г. Снежинск, ул. Васильева, 13.

Начальная (максимальная) цена договора: 1 431 464 (один миллион четыреста тридцать одна тысяча четыреста шестьдесят четыре) руб. 91 коп., включая НДС. Цена договора включает в себя расходы на: выполнение работ, указанных в предмете настоящего открытого запроса цен в электронной форме, в соответствии с документацией и дополнительные сопутствующие расходы, в том числе расходы на уплату налогов, сборов и других обязательных платежей, командировочные и суточные расходы, транспортные расходы

Из материалов жалобы от 09.02.2015 вх. № 1995 и пояснений представителей ООО «Комос» следует, что в пункте 11 Информационной карты запроса цен, заказчик установил обязательное требование о представлении в составе заявки лицензию на проведение дезинсекционных и дезинфекционных работ (Постановление Правительства РФ от 16.04.2012 № 291 «О лицензировании медицинской деятельности»). ООО «Комос» считает, что данное требование является незаконным и необоснованным по следующим основаниям.

В соответствии с пунктом 3 статьи 3 Федерального закона РФ от 04.05.2011 № 99 «О лицензировании отдельных видов деятельности» (далее — Закон о лицензировании) под лицензируемым видом деятельности понимается вид деятельности, на осуществление которого на территории РФ и на иных территориях, над которыми РФ осуществляет юрисдикцию в соответствии с законодательством РФ и нормами международного права, требуется получение лицензии в соответствии с настоящим Законом.

Перечень лицензируемых видов деятельности определен законом о лицензировании, в частности, в соответствии с пунктом 46 пункта 1 статьи 12 лицензированию подлежит медицинская деятельность. Лицензирование деятельности, связанной с производством дезинфекционных, дезинсекционных и дератизационных работ, указанным законом не предусмотрена.

В перечень работ (услуг), составляющих медицинскую деятельность, включены работы (услуги) по дезинфектологии.

В соответствии с общепринятой терминологией, понятие «дезинфекция» включает в себя удаление или уничтожение возбудителей инфекционных (паразитарных) болезней в (на) объектах окружающей среды и рассматриваются как один способов предотвращения возникновения и распространения инфекционных заболеваний.

Таким образом, деятельность по проведению дезинфекционных работ должна рассматриваться в понятиях Федерального закона от 30.03.1999 № 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» как санитарно-противоэпидемические (профилактические) мероприятия, а не в понятиях Федерального закона от 21.11.2011 № 32 «Об основах охраны здоровья граждан в РФ» как профилактика инфекционных заболеваний.

Согласно пунктам 3-5 статьи 2 Федерального закона от 21.11.2011 № 32 «Об основах охраны здоровья граждан в РФ» под медицинской помощью понимается комплекс мероприятий, направленных на поддержание и (или) восстановление здоровья и включающих в себя предоставление медицинских услуг.

Медицинская услуга - медицинское вмешательство или комплекс медицинских вмешательств, направленных на профилактику, диагностику и лечение заболеваний, медицинскую реабилитацию и имеющих самостоятельное законченное значение.

Медицинское вмешательство - выполняемые медицинским работником по отношению к пациенту, затрагивающие физическое или психическое состояние человека и имеющие профилактическую, исследовательскую, диагностическую, лечебную, реабилитационную направленность виды медицинских обследований и (или) медицинских манипуляций, а также искусственное прерывание беременности.

Услуги по дезинфекции, являющиеся объектом рассматриваемой закупки, не осуществляются в рамках оказания медицинской помощи, не являются медицинской деятельностью и не включены в санитарно-противоэпидемические (профилактические) мероприятия в рамках оказания медицинской помощи, поэтому лицензии на оказании этих услуг не требуется.

Таким образом, по мнению заявителя, заказчик, установив требование о наличии лицензии, нарушил права и законные интересы ООО «Комос», а также нормы, предусмотренные частью 1 статьи 3 Федерального закона от 18.07.2011 № 233 «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц» (далее — Закон о закупках), часть 1 статьи 17 Федерального закона от 26.07.2006 № 135 «О защите конкуренции» (далее — Закон о защите конкуренции).

Представители заказчика на заседании Комиссии и в письменных пояснениях пояснили, что не согласны с доводами заявителя, изложенными в жалобе, исходя из следующего.

Пункт 10 статьи 3 Закона о закупках устанавливает случаи, при которых участник закупки вправе обжаловать в антимонопольный орган действия (бездействия) заказчика при закупке товаров, работ, услуг.

Из содержания жалобы следует, что заявитель оспаривает не действия (бездействия) заказчика, предусмотренные пунктом 10 статьи 3 Закона о закупках, а положения документации по запросу цен, в частности, положения пункта 11.1 раздела 5 «Информационной карта запроса цен», устанавливающие требования к участникам запроса цен — наличие лицензии на проведение дезинсекционных и дезинфекционных работ (Постановление Правительства РФ от 16.04.2012 № 291 «О лицензировании медицинской деятельности»).

В соответствии с пунктом 22 раздела 5 «Информационная карта запроса цен» условия и положения документации по запросу цен могут быть обжалованы исключительно до окончания срока подачи заявок на участие в запросе цен в Центральный арбитражный комитет (ЦАК). Жалобы направляются в отсканированном виде по электронному адресу arbitration@rosatom.ru.

До подачи жалобы в УФАС по Челябинской области заявитель не воспользовался своим правом на обжалование в установленном документации порядке.

Кроме того, заявитель не обращался к институту за разъяснениями положений документации в соответствии с пунктом 4.1.1. раздела 4 документации и пункта 20.5.1 Единого отраслевого стандарта закупок (Положения о закупке) Государственной корпорации по атомной энергии, утвержденной решением совета Госкорпорации «Росатом» от 07.02.2012 № 37 (далее — ЕОСЗ).

В соответствии с пп. «г» пункта 12.1 п пункта 12.5 ЕОСЗ заказчик передал проведение любой закупки обязан установить требования к участникам закупки, в том числе устанавливающие наличие необходимых лицензий на выполнение работ или оказание услуг в соответствии с действующим законодательством.

На момент подачи жалобы в УФАС по Челябинской области заявитель не представил институту заявку на участие в запросе цен. Доказательств того, что требования, установленные заказчиком в документации, препятствовали участию заявителя в запросе цен, последним не представлено.

Относительно доводов заявителя о незаконном и необоснованном установлении в пункте 11 «Информационной карты запроса цен» обязательно требования о представлении в составе заявки лицензии на проведение дезинсекционных и дезинфекционных работ, заказчик пояснил следующее.

В соответствии с пунктом 46 части 1 статьи 12 Федерального закона от 04.05.2011 № 99 «О лицензировании отдельных видов деятельности» медицинская деятельность (за исключением указанной деятельности, осуществляемой медицинскими организациями и другими организациями, входящими в частную систему здравоохранения, на территории инновационного центра «Сколково»), подлежит лицензированию.

Деятельность по проведению дезинфекционных работ должна рассматриваться в понятиях Федерального закона от 30.03.1999 № 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» (далее - Федеральный закон № 52-ФЗ) как санитарно-противоэпидемические (профилактические) мероприятия, а в понятиях Федерального закона от 21.11.2011 № 323-ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации» (далее - Федеральный закон № 323) как профилактика инфекционных заболеваний.

Деятельность по проведению дезинфекционных работ, в том числе предоставление услуг по дезинфекции, может рассматриваться как деятельность в области охраны здоровья граждан и медицинская деятельность в понятиях Федерального закона № 323-ФЗ или подкласс 85.1 «Деятельность в области здравоохранения» в терминологии ОКВЭД и, в соответствии с Федеральным законом от 04.05.2011 № 99 «О лицензировании отдельных видов деятельности», является лицензируемой.

Таким образом, в случае, если организация выполняет указанную деятельность, то получение лицензии на осуществление деятельности по работе (услуге) «дезинфектология» является обязательным.

Изучив материалы дела, заслушав пояснения представителя ООО «Комос», представителей заказчика, Комиссия Челябинского УФАС России пришла к следующим выводам.

Согласно статье 1 Закона о закупках целями регулирования настоящего Федерального закона являются обеспечение единства экономического пространства, создание условий для своевременного и полного удовлетворения потребностей юридических лиц в товарах, работах, услугах с необходимыми показателями цены, качества и надежности, эффективное использование денежных средств, расширение возможностей участия юридических и физических лиц в закупке товаров, работ, услуг (далее также - закупка) для нужд заказчиков и стимулирование такого участия, развитие добросовестной конкуренции, обеспечение гласности и прозрачности закупки, предотвращение коррупции и других злоупотреблений.

В соответствии с частью 1 статьи 3 Закона о закупках при закупке товаров, работ, услуг заказчики руководствуются следующими принципами:

  1. информационная открытость закупки;

  2. равноправие, справедливость, отсутствие дискриминации и необоснованных ограничений конкуренции по отношению к участникам закупки;

  3. целевое и экономически эффективное расходование денежных средств на приобретение товаров, работ, услуг (с учетом при необходимости стоимости жизненного цикла закупаемой продукции) и реализация мер, направленных на сокращение издержек заказчика;

  4. отсутствие ограничения допуска к участию в закупке путем установления неизмеряемых требований к участникам закупки.

03.02.2015 заказчик на сайте www.zakupki.gov.ru разместил извещение № 31501984264 о проведении открытого запроса цен в электронной форме на право заключения договора на выполнение дезинфекционных, профилактических и истребительных работ.

В пункте 11 «Информационной карты» открытого запроса цен в электронной форме на право заключения договора на выполнение дезинфекционных профилактических и истребительских работ заказчик установил требование о наличии действия лицензии на проведение дезинсекционных и фезинфекционных работ, с которым ООО «Комос» не согласно.

Изучив материалы жалобы ООО «Комос», заслушав доводы сторон, Комиссия пришла к следующим выводам.

В соответствии с пунктом 3 статьи 3 Федерального закона РФ от 04.05.2011 № 99 «О лицензировании отдельных видов деятельности» (далее — Закон о лицензировании) под лицензируемым видом деятельности понимается вид деятельности, на осуществление которого на территории РФ и на иных территориях, над которыми РФ осуществляет юрисдикцию в соответствии с законодательством РФ и нормами международного права, требуется получение лицензии в соответствии с настоящим Законом.

В соответствии с пунктом 46 части 1 статьи 12 Федерального закона от 04.05.2011 № 99 «О лицензировании отдельных видов деятельности» медицинская деятельность (за исключением указанной деятельности, осуществляемой медицинскими организациями и другими организациями, входящими в частную систему здравоохранения, на территории инновационного центра «Сколково»), подлежит лицензированию.

В силу пункта 3 Постановления Правительства РФ от 16.04.2012 № 291 «О лицензировании медицинской деятельности (за исключением указанной деятельности, осуществляемой медицинскими организациями и другими организациями, входящими в частную систему здравоохранения, на территории инновационного центра «Сколково») медицинскую деятельность составляют работы (услуги) по перечню согласно приложению, которые выполняются при оказании первичной медико-санитарной, специализированной (в том числе высокотехнологичной), скорой (в том числе скорой специализированной), паллиативной медицинской помощи, оказании медицинской помощи при санаторно-курортном лечении, при проведении медицинских экспертиз, медицинских осмотров, медицинских освидетельствований и санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий в рамках оказания медицинской помощи, при трансплантации (пересадке) органов и (или) тканей, обращении донорской крови и (или) ее компонентов в медицинских целях. Требования к организации и выполнению указанных работ (услуг) в целях лицензирования устанавливаются Министерством здравоохранения Российской Федерации.

Порядок лицензирования медицинской деятельности установлен Положением о лицензировании медицинской деятельности, утвержденным Постановлением Правительства РФ от 16.04.2012 № 291, в соответствии с которым медицинская деятельность включает в себя работы (услуги) по сестринскому делу, стоматологии, стоматологии детской, стоматологии ортопедической, стоматологии терапевтической, стоматологии хирургической, дезинфектологии и т. д., в соответствии с Перечнем работ (услуг), составляющих медицинскую деятельность.

В перечень работ (услуг), составляющих медицинскую деятельность, включены работы (услуги) по дезинфектологии.

В соответствии с пунктом 3.1. СЭП СП 3.5.1378-03 (3.5. Дезинфектология.), утвержденных Постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 09.06.2003 № 131 (далее — Правила) дезинфекционная деятельность включает хранение, транспортировку, фасовку, упаковку, приготовление рабочих растворов, приманок и других форм применения, импрегнацию одежды, камерное обеззараживание вещей, санитарную обработку людей, обработку объектов (помещений, транспорта, оборудования), открытых территорий в целях обеспечения дезинфекции, дезинсекции и дератизации, а также дезинфекцию и стерилизацию изделий медицинского назначения и другие мероприятия.

Как следует из письма Министерства здравоохранения РФ от 13.05.2014 № 24-1-2046856 «О необходимости лицензирования оказания услуги по дезинфектологии» ОКВЭД ОК 029-2001, введенным в действие постановлением Госстандарта России от 06.11.2001 № 454-ст, вид деятельности 74.70.3 «Деятельность по проведению дезинфекционных, дезинсекционных и дератизационных работ», в том числе предоставление услуг по дезинфекции, дезинсекции и дератизации зданий и транспортных средств, предусматривается как часть подкласса 74.70 «Чистка и уборка производственных и жилых помещений, оборудования и транспортных средств» класса 74 «Предоставление прочих видов услуг» Раздела К «Операции с недвижимым имуществом, аренда и предоставление услуг». что, в соответствии с Федеральным законом от 04.05.2011 N 99-ФЗ «О лицензировании отдельных видов деятельности» (далее - Федеральный закон № 99-ФЗ), не является лицензируемым видом деятельности.

Однако, в соответствии с общепринятой терминологией, понятие «дезинфекция» включает в себя удаление или уничтожение возбудителей инфекционных (паразитарных) болезней в (на) объектах окружающей среды и рассматривается как один из способов предотвращения возникновения и распространения инфекционных заболеваний.

Деятельность по проведению дезинфекционных работ должна рассматриваться в понятиях Федерального закона от 30.03.1999 № 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» (далее - Федеральный закон № 52-ФЗ) как санитарно-противоэпидемические (профилактические) мероприятия, а в понятиях Федерального закона № 323 как профилактика инфекционных заболеваний.

Деятельность по проведению дезинфекционных работ, в том числе предоставление услуг по дезинфекции, может рассматриваться как деятельность в области охраны здоровья граждан и медицинская деятельность в понятиях Федерального закона № 323-ФЗ или подкласс 85.1 «Деятельность в области здравоохранения» в терминологии ОКВЭД и, в соответствии с Федеральным законом от 04.05.2011 № 99-ФЗ «О лицензировании отдельных видов деятельности», является лицензируемой, что также подтверждается практикой Арбитражного суда Восточно-Сибирского округа от 23.01.2015 № А33-9869/2014.

На основании изложенного, следует, что наличие лицензии на проведение дезинсекционных и фезинфекционных работ в соответствии с действующим законодательством РФ требуется, и является обязательным требованием при проведении соответствующих запросов цен.

Таким образом, установленное в пункте 11 «Информационной карты» открытого запроса цен в электронной форме на право заключения договора на выполнение дезинфекционных профилактических и истребительских работ требование о наличии действия лицензии на проведение дезинсекционных и фезинфекционных работ является правомерным и не противоречит принципам,

Кроме этого, в соответствии с Законам о закупках в документации о закупке должны быть указаны сведения, определенные положением о закупке, в том числе: установленные заказчиком требования к качеству, техническим характеристикам товара, работы, услуги, к их безопасности, к функциональным характеристикам (потребительским свойствам) товара, к размерам, упаковке, отгрузке товара, к результатам работы и иные требования, связанные с определением соответствия поставляемого товара, выполняемой работы, оказываемой услуги потребностям заказчика.

Само по себе указание в конкурсной документации требования о наличии лицензии на проведение дезинсекционных и фезинфекционных работ не запрещено действующим законодательством и не ограничивает конкуренцию среди потенциальных участников закупки, нарушать права и законные интересы потенциальных участников закупки не может, поскольку содержание данного требования определяется исключительно по усмотрению заказчика и зависит от его потребностей, которые, исходя из конституционного принципа свободы предпринимательской деятельности, не подлежат оценке со стороны иных лиц.

Представители заказчика, также указали, что в данной закупке могут принять участие другие организации, которые имеют лицензию на дезинсекционные и фезинфекционные работы, которая является значимым требованием, учитывая специфику предмета договора, а именно, выполнение дезинфекционных профилактических и истребительных работ в Федеральном ГУП «Российский Федеральный Ядерный Центр — Всероссийский научно-исследовательский институт технической физики имени академика Е.И. Забабахина».

Включение в документацию о закупке условий, которые в итоге приводят к исключению из круга участников закупки, не отвечающих таким целям, не может рассматриваться как ограничение доступа к участию в торгах и не является нарушением положений Закона о закупках, что подтверждено в постановлении Президиума Высшего Арбитражного Суда РФ № 11017/10 от 28.12.2010, а также судебными актами по делам № А71-11453/12, А60-8616/13, А07-6377/13.

Основной задачей законодательства, устанавливающего порядок проведения закупок, является не столько обеспечение максимально широкого круга участников закупки, сколько выявление в результате торгов лица, исполнение договора которым в наибольшей степени будет отвечать целям эффективного использования источников финансирования, предотвращения злоупотреблений в сфере закупок.

Таким образом, установленное в пункте 11 «Информационной карты» открытого запроса цен в электронной форме на право заключения договора на выполнение дезинфекционных профилактических и истребительских работ требование о наличии действия лицензии на проведение дезинсекционных и фезинфекционных работ является правомерным и не противоречит принципам, изложенным в Законе о закупках, по следующим основаниям.

Руководствуясь частью 20 статьи 18.1 Закона о защите конкуренции, Комиссия


 

РЕШИЛА:

 

Признать жалобу ООО «Комос» на действия (бездействие) Федерального ГУП «Российский Федеральный Ядерный Центр — Всероссийский научно-исследовательский институт технической физики имени академика Е.И. Забабахина» (далее — заказчик) при проведении открытого запроса цен в электронной форме на право заключения договора на выполнение дезинфекционных профилактических и истребительных работ (извещение № 31501984264, Z036603) необоснованной.

Решение может быть обжаловано в течение трех месяцев со дня его принятия.

Связанные организации

Связанные организации не указаны