Решение б/н Решение № 12-07/18.1/16 по жалобе на действия Министерства д... от 11 апреля 2016 г.

Вид документа
Дата регистрации
Сфера деятельности
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

 

РЕШЕНИЕ

по жалобе № 12-07/18.1/16

 

05 апреля 2016 года                                                                 г. Челябинск, пр. Ленина, 59

 

Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Челябинской области (далее – Челябинское УФАС России) по рассмотрению жалоб в порядке, предусмотренном статьей 18.1 Федерального закона от 26.07.2006 № 135 - ФЗ «О защите конкуренции»  (далее - Комиссия), в составе:

Председателя

Комиссии:

<…>

-

руководителя Челябинского УФАС России;

Членов Комиссии:

<…>

-

начальника отдела контроля торгов и органов власти Челябинского УФАС России;

 

<…>

-

главного специалиста-эксперта отдела контроля торгов и органов власти Челябинского УФАС России,

при рассмотрении жалобы физического лица (далее также Заявитель) на неправомерные действия Министерства дорожного хозяйства и транспорта Челябинской области (далее – Министерство, организатор торгов)

 

УСТАНОВИЛА:

 

В Челябинское УФАС России поступила жалоба физического лица  на неправомерные действия Министерства при организации и проведении конкурса на право заключения договора об осуществлении деятельности по перемещению задержанного транспортного средства на специализированную стоянку, его хранению и возврату на территории Коркинского муниципального района, извещение № 1/2016-Ст, лот 2  (далее – Конкурс, торги).

 В качестве доводов Заявитель в жалобе указал, что Министерством нарушен порядок оценки и сопоставления заявок на участие в торгах, в том числе при осуществлении оценки земельного участка, указанного в заявке ООО «Спецтехехника», при условии, что большая часть данного земельного участка занята объектами капитального строительства.  В жалобе Заявитель также ссылается на нарушение организатором торгов норм Федерального закона от 05.04.2013 № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» (далее – Закон № 44-ФЗ).

В связи с этим Заявитель просит признать жалобу обоснованной и принять решение об аннулировании торгов.

 

Министерством представлены письменные пояснения (вх. от 28.03.2016 № 3662) и на заседании Комиссии  указано следующее.

По мнению Министерства, порядок оценки и сопоставления заявок на участие в  Конкурсе организатором торгов не нарушен, в обоснование чего представлен расчет баллов, присвоенных участникам торгов, по установленным в конкурсной документации критериям. Кроме того, Министерством указано, что положения Закона № 44-ФЗ не распространяются на рассматриваемые правоотношения.

Министерством указано, что по результатам проведения торгов с победителем заключен договор об осуществлении деятельности по перемещению задержанного транспортного средства на специализированную стоянку, его хранению и возврату на территории Коркинского муниципального района.

На основании изложенного Министерство полагает, что доводы Заявителя являются необоснованными.

 

Изучив представленные материалы, Комиссия пришла к следующим выводам.

Порядок перемещения задержанного транспортного средства на специализированную стоянку, его хранения и возврата, оплаты расходов на перемещение и хранение задержанного транспортного средства установлен  Законом Челябинской области от 29.03.2012 № 288-ЗО (далее – Закон № 288-ЗО).

Постановлением Правительства Челябинской области от 09.04.2015 № 155-П утвержден Порядок проведения конкурса на право осуществления деятельности по перемещению задержанного транспортного средства на специализированную стоянку, его хранению и возврату (далее – Порядок).

Положения Закона № 44-ФЗ не применяются к правоотношениям, связанным с проведением торгов на право осуществления деятельности по перемещению задержанного транспортного средства на специализированную стоянку, его хранению и возврату.

Приказом Министерства № 14 от 29.01.2016 принято решение о проведении конкурса на право осуществления деятельности по перемещению задержанного транспортного средства на специализированную стоянку, его хранению и возврату, в том числе на территории Коркинского муниципального района (лот № 2), утвержден состав конкурсной комиссии и конкурсная  документация.

Извещение № 1/2016-Ст о проведении торгов размещено на официальном сайте Министерства в сети Интернет www.mindortrans74.ru 01 февраля 2016 года.

Даты начала и окончания приема заявок 01.02.2016 и 02.03.2016 соответственно.

Вскрытие конвертов с заявками на участие в Конкурсе назначено на 02.03.2016, рассмотрение заявок – 10.03.2016, подведение итогов  Конкурса – 16.03.2016.

В соответствии с Протоколом №  1/2016-Ст/2-в вскрытия конвертов с заявками на участие в Конкурсе от 02.03.2016 заявки поступили от двух индивидуальных предпринимателей, в том числе Заявителя, ООО «Спецтехника».

Один из индивидуальных предпринимателей (Заявитель), ООО «Спецтехника»  были допущены к участию в Конкурсе и признаны участниками торгов (Протокол № 1/2016-Ст/2-р рассмотрения заявок на участие в Конкурсе от 10.03.2016).

Согласно Протоколу № 1/2016-Ст/2-о оценки и сопоставления заявок на участие в Конкурсе от 16.03.2016 принято решение заключить договор об осуществлении деятельности по перемещению задержанного   транспортного средства на специализированную стоянку, его хранению и возврату с ООО «Спецтехника», подавшим заявку на участие в торгах, набравшим наибольшее количество баллов с присвоенным первым номером.

Комиссией антимонопольного органа при рассмотрении жалобы установлено следующее.

1. Критерии оценки заявок на участие в конкурсе на право осуществления деятельности по перемещению задержанного транспортного средства на специализированную стоянку, его хранению и возврату  установлены в Приложении № 1 к информационной карте конкурсной документации.

Заявки на участие в конкурсе оцениваются в том числе по критериям  № 1 «наличие на праве собственности или ином законном основании земельного (земельных) участка(ов), на котором(ых) расположена стоянка транспортных средств», № 2 «площадь земельного (земельных) участка(ов), находящегося(ихся) у участника конкурса на праве собственности, на котором(ых) расположена стоянка транспортных средств».

Площадь земельного (земельных) участка(ов), на котором(ых) расположена стоянка транспортных средств, заявленная индивидуальным предпринимателем, составляет 1548 кв. м, ООО «Спецтехника» - 9884 кв. м.

С учетом формул, установленных пунктами 1, 2 Приложения № 1 к информационной карте конкурсной документации, заявка индивидуального предпринимателя по критериям № 1 и № 2 оценена в 4,7 и 1,57 баллов соответственно, заявка ООО «Спецтехника» по критериям № 1 и № 2 оценена в 30 и 10 баллов.

Довод Заявителя о том, что при расчете конкурсной комиссии необходимо было руководствоваться площадью земельного участка, на котором расположена стоянка транспортных средств, исключив из нее площадь, занятую иными объектами, в том числе объектами недвижимого имущества, не может быть принят во внимание антимонопольным органом, поскольку данный подход не соответствует порядку оценки заявок на участие в торгах, установленному конкурсной документацией. При этом конкурсная комиссия при осуществлении процедуры оценки и сопоставления заявок руководствуется положениями конкурсной документации. 

 

Заявки на участие в конкурсе оцениваются в том числе по критерию  № 3 «наличие на праве собственности или ином законном основании специализированных механических транспортных средств для осуществления перемещения задержанного транспортного средства на специализированную стоянку, имеющих наименьшие сроки эксплуатации».

В составе заявки на участие в торгах индивидуальным предпринимателем представлены  сведения о 3-х специализированных транспортных средствах 1997, 1992 и 2008 годов выпуска (срок эксплуатации составляет 20, 25, 9 лет).

ООО «Спецтехника»  представлены сведения о 4-х специализированных транспортных средствах 2014, 2014, 2012, и 2010 годов выпуска (срок эксплуатации составляет 3,  3, 5 и 7 лет).

С учетом формулы, установленной пунктом 3 Приложения № 1 к информационной карте конкурсной документации, заявка индивидуального предпринимателя по критерию № 3 оценена в 3,75 баллов соответственно, заявка ООО «Спецтехника» - 15 баллов.

Кроме того, по критерию № 4 оценивается дополнительное количество специализированных механических транспортных средств для осуществления перемещения задержанного транспортного средства на специализированную стоянку (сверх количества, установленного конкурсной документацией).

Пунктом 7 конкурсной документации установлено требование к общему количеству специализированных механических транспортных средств для осуществления перемещения задержанного транспортного средства на специализированную стоянку -  не менее 2  единиц.

Индивидуальным предпринимателем предложено 1 специализированное транспортное средство  сверх количества, установленного конкурсной документацией, ООО «Спецтехника» - 2 специализированных транспортных средства. На основании формулы, установленной пунктом 4 Приложения № 1 к информационной карте конкурсной документации, заявка индивидуального предпринимателя по критерию № 4 оценена в 5 баллов, заявка ООО «Спецтехника» - 10 баллов.

По критерию № 5 «страхование рисков гражданской ответственности при погрузке (разгрузке), перемещении и хранении задержанных транспортных средств» оба участника конкурса представили копии договоров страхования рисков гражданской ответственности с  объемом застрахованных рисков в размере 1 000 000 руб. В связи с этим, согласно пункту 5 Приложения № 1 к информационной карте конкурсной документации, заявки индивидуального предпринимателя и  ООО «Спецтехника» оценены в максимальное количество баллов по данному критерию (20  баллов).

Таким образом, в действиях Конкурсной комиссии не установлены нарушения порядка оценки заявок по критериям, установленным конкурсной документацией.

 

2. Согласно части 17 статьи 18.1 Закона о защите конкуренции комиссия антимонопольного органа принимает решение с учетом всех выявленных нарушений в действиях (бездействии) организатора торгов, конкурсной комиссии, в связи с чем Комиссией установлено следующее.

2.1. Согласно пункту 32 Порядка конкурсная комиссия рассматривает заявки на участие в конкурсе на соответствие требованиям, установленным Порядком и конкурсной документацией, а также на соответствие юридических лиц (индивидуальных предпринимателей) условиям допуска к участию в конкурсе, указанным в конкурсной документации.

В соответствии с пунктом 33 Порядка на основании результатов рассмотрения заявок на участие в конкурсе конкурсная комиссия принимает решение о допуске или об отказе в допуске юридических лиц (индивидуальных предпринимателей) к участию в конкурсе.

Согласно пункту 9 информационной карты конкурсной документации заявка на участие в Конкурсе должна содержать в том числе копии документов, подтверждающих наличие у участника конкурса на территории муниципального образования на праве собственности или ином законном основании земельного участка с расположенной на нем стоянкой транспортных средств, удовлетворяющей требованиям, предусмотренным конкурсной документацией, а именно:

       - выписка из Единого государственного реестра прав на недвижимое имущество и сделок с ним, полученная не ранее, чем за тридцать дней до дня размещения на официальном сайте уполномоченного органа извещения о проведении конкурса или нотариально заверенная копия такой выписки;

        - правоустанавливающие документы на земельный участок (например, нотариально заверенные копии свидетельств о государственной регистрации права собственности, договоров аренды, безвозмездного пользования и других документов, подтверждающих право юридического лица (индивидуального предпринимателя) на пользование земельным участком).

        При нахождении земельного участка в собственности предоставляется нотариально заверенная копия свидетельства о государственной регистрации права собственности с видом разрешенного использования земельного участка, соответствующего кодам 4.9 или 7.2 Классификатора видов разрешенного использования земельных участков, утвержденного приказом Министерства экономического развития Российской Федерации № 540 от 1 сентября 2014 года (далее – Классификатор).

В случае несоответствия вида разрешенного использования земельного участка указанным выше пунктам Классификатора предоставляется справка органа местного самоуправления о сведениях правил застройки земельного участка (видах разрешенного использования земельного участка), определяющая возможность использования данного земельного участка в качестве стоянки транспортных средств.

Пунктом 9 информационной карты конкурсной документации также предусмотрено, что несоблюдение требований к содержанию, форме, составу заявки на участие в конкурсе является основанием для отказа такому юридическому лицу (индивидуальному предпринимателю) в допуске к участию в конкурсе в соответствии с Законом № 288-ЗО.

 

Индивидуальным предпринимателем, допущенным к участию в торгах, представлены следующие документы:

- выписки из Единого государственного реестра прав на недвижимое имущество и сделок с ним в отношении земельных участков с кадастровыми номерами 74:31:0105002:9 и 74:31:0105002:8;

- свидетельства о государственной регистрации права на земельные участки с кадастровыми номерами 74:31:0105002:9 и 74:31:0105002:8 от 09.01.2014.

В качестве разрешенного использования земельных участков указано: для эксплуатации нежилого здания мастерской открытой автостоянки.

ООО «Спецтехника» представлены следующие документы:

- выписки из Единого государственного реестра прав на недвижимое имущество и сделок с ним в отношении земельного участка с кадастровым номером 74:31:0113002:32;

- свидетельства о государственной регистрации права на земельный участок с кадастровым номером 74:31:0113002:32 от 12.10.2015.

В качестве разрешенного использования земельных участков указано: для эксплуатации нежилого здания авторемонтных мастерских.

 

Наименованием вида разрешенного использования земельного в соответствии с пунктом 4.9 Классификатора   является  «Обслуживание автотранспорта». В описании данного вида разрешенного использования земельного участка указано: размещение постоянных или временных гаражей с несколькими стояночными местами, стоянок (парковок), гаражей, в том числе многоярусных, не указанных в коде 2.7.1 Классификатора.

Наименованием вида разрешенного использования земельного в соответствии с пунктом 7.2 Классификатора   является  «Автомобильный транспорт». В описании данного вида разрешенного использования земельного участка указано: размещение автомобильных дорог и технически связанных с ними сооружений; размещение зданий и сооружений, предназначенных для обслуживания пассажиров, а также обеспечивающих работу транспортных средств, размещение объектов, предназначенных для размещения постов органов внутренних дел, ответственных за безопасность дорожного движения; оборудование земельных участков для стоянок автомобильного транспорта, а также для размещения депо (устройства мест стоянок) автомобильного транспорта, осуществляющего перевозки людей по установленному маршруту.

Таким образом, копии свидетельств о государственной регистрации права собственности, представленные индивидуальным предпринимателем и ООО «Спецтехника» не содержат  вид разрешенного использования земельного участка, определенный в соответствии с пунктом 4.9 Классификатора   «Обслуживание автотранспорта» или  пунктом 7.2 Классификатора   «Автомобильный транспорт».

При этом к заявкам указанных хозяйствующих субъектов не приложены справки органа местного самоуправления о сведениях правил застройки земельного участка (видах разрешенного использования земельного участка), определяющие возможность использования данных земельных участков в качестве стоянки транспортных средств.

Таким образом, конкурсной комиссией неправомерно в нарушение пунктов 32, 33 Порядка принято оформленное Протоколом № 1/2016-Ст/2-р решение о допуске индивидуального предпринимателя и ООО «Спецтехника» к участию в торгах, заявки которых  не соответствуют требованиям конкурсной документации.

Довод Министерства о том, что конкурсная комиссия руководствовалась Классификатором, действующим до внесения в него изменений, не может быть принят во внимание антимонопольным органом по следующим основаниям.  

Так, Приказом Минэкономразвития России от 30.09.2015 № 709 внесены изменения в Классификатор, которые вступили в силу с 03.11.2015 (до утверждения конкурсной документации – 29.01.2016).  При этом конкурсная документация не содержит сведений ни о редакции Классификатора, в соответствии с которым должны быть оформлены правоустанавливающие документы, ни о наименовании  видов разрешенного использования земельного участка в соответствии с пунктами 4.9, 7.2 Классификатора.  Из указанного следует, что конкурсной комиссии надлежало при рассмотрении заявок руководствоваться действующей редакцией Классификатора.

 

2.2. В соответствии с пунктом 1 части 4 статьи 1-1 Закона № 288-ЗО к участию в конкурсе допускаются юридические лица (индивидуальные предприниматели), имеющие на территории соответствующего городского округа, городского округа с внутригородским делением, муниципального района на праве собственности или ином законном основании земельный участок с расположенной на нем стоянкой транспортных средств, удовлетворяющей требованиям, предусмотренным конкурсной документацией.

Вместе с тем, согласно пункты 6, 8 информационной карты конкурсной документации предусматривают возможность предоставления претендентами на участие в торгах сведений о наличии у них на каком-либо праве нескольких земельных участков. Кроме того, критерии оценки заявок № 1, 2 на участие в торгах также предусматривают возможность оценки заявок на основании сведений о нескольких земельных участках (приложение № 1 к информационной карте конкурсной документации).

Таким образом, пункты  6, 8 информационной карты конкурсной документации, а также приложение № 1 к информационной карте конкурсной документации в части установления критериев № 1, 2 не соответствуют пункту 1 части 4 статьи 1-1 Закона № 288-ЗО и подпункту 1 пункта 5 информационной карты конкурсной документации, поскольку предусматривают возможность предоставления претендентами на участие в торгах сведений о наличии у них на каком-либо праве нескольких земельных участков и оценку заявок таких заявителей.

Необходимо отметить, что указанные положения могут  быть  включены в конкурсную документацию только при условии того, что в нормативных правовых актах, регулирующих правоотношения в сфере осуществления деятельности по перемещению задержанного транспортного средства на специализированную стоянку, его хранению и возврату, будет предусмотрена возможность участия в торгах юридических лиц (индивидуальных предпринимателей), имеющих на территории соответствующего муниципального образования на праве собственности или ином законном основании земельный участок или земельные участки.

 

2.3. Согласно подпункту 1 пункта  15 Порядка  конкурсная документация помимо прочих сведений  должна содержать требования к участникам конкурса.

Информационная карта конкурсной документации, утвержденной Приказом Министерства № 14 от 29.01.2016,  содержит такие сведения, как условия допуска к участию в конкурсе (пункт 5),  требования к стоянке транспортных средств (пункт 6), требования к специализированным транспортным средствам для осуществления перемещения задержанного транспортного средства на специализированную стоянку (пункт 7). Указание в конкурной документации названных сведений предусмотрено подпунктами 2, 3, 4 пункта  15 Порядка.

Вместе с тем, конкурсная документация в нарушение подпункта 1 пункта  15 Порядка не содержит требований к участникам конкурса.

2.4. Согласно пункту 2 части 4 статьи 1-1 Закона № 288-ЗО  к участию в конкурсе допускаются юридические лица (индивидуальные предприниматели) имеющие на праве собственности или ином законном основании специализированные транспортные средства для осуществления перемещения задержанного транспортного средства на специализированную стоянку (далее - специализированное транспортное средство), удовлетворяющие требованиям, предусмотренным конкурсной документацией.

В соответствии с подпунктом 2 пункта  5 информационной карты конкурсной документации к участию в конкурсе допускаются юридические лица (индивидуальные предприниматели), имеющие на праве собственности или ином законном основании специализированные транспортные средства для осуществления перемещения задержанного транспортного средства на специализированную стоянку, удовлетворяющие требованиям, предусмотренным конкурсной документацией, или имеющие предварительный договор о передаче специализированных транспортных средств, удовлетворяющих требованиям конкурсной документации, заключенный в порядке, установленном законодательством Российской Федерации.

Таким образом, в нарушение пункта 2 части 4 статьи 1-1 Закона № 288-ЗО  подпункт 2 пункта  5 информационной карты конкурсной документации допускает возможность участия в торгах хозяйствующих субъектов, имеющих предварительный договор о передаче специализированных транспортных средств.

Более того, согласно подпунктам 3, 10 пункта 15 Порядка  конкурсная документация должна содержать требования к специализированным транспортным средствам для осуществления перемещения задержанного транспортного средства на специализированную стоянку, находящимся на праве собственности или ином законном основании у участника конкурса, а также  требования к содержанию, форме, составу заявки  на участие в конкурсе.

Пунктом 9 информационной карты конкурсной документации установлено, что

заявка на участие в конкурсе должна содержать копии документов, подтверждающих наличие у участника конкурса на праве собственности или ином законном основании специализированных механических транспортных средств для осуществления перемещения задержанного транспортного средства на специализированную стоянку, удовлетворяющих требованиям, предусмотренным настоящей конкурсной документацией (например, копии свидетельств о регистрации транспортных средств, копии паспортов транспортных средств, копии правоустанавливающих договоров) или копию(и) предварительного(ых) договора(ов) о передаче юридическому лицу (индивидуальному предпринимателю) специализированных механических транспортных средств, удовлетворяющих требованиям конкурсной документации, заключенного(ых) в порядке, установленном законодательством.

В подтверждение оборудования заявленных в конкурсе специализированных механических транспортных средств системой спутниковой навигации ГЛОНАСС или ГЛОНАСС/GPS предоставляется(ются) копия(и) договора(ов) на установку системы спутниковой навигации ГЛОНАСС или ГЛОНАСС/GPS и копия(и) акта(ов) выполненных работ, подтверждающего(их) оборудование заявленных специализированных механических транспортных средств системами спутниковой навигации ГЛОНАСС или ГЛОНАСС/GPS.  В случае наличия предварительного(ых) договора(ов) о передаче специализированных механических транспортных средств и (или) предварительного(ых) договора(ов) на установку системы спутниковой навигации ГЛОНАСС или ГЛОНАСС/GPS предоставляется(ются) на момент заключения по результатам конкурса договора об осуществлении деятельности по перемещению задержанного транспортного средства на специализированную стоянку, его хранению и возврату заверенная(ые) юридическим лицом (индивидуальным предпринимателем) копия(и) основного(ых) договора(ов) на условиях, предусмотренных предварительным(и) договором(ами). Заверенная(ые) юридическим лицом (индивидуальным предпринимателем) копия(и) акта(ов) выполненных работ, подтверждающая(их) оборудование заявленных в предварительном(ых) договоре(ах) специализированных механических транспортных средств системами спутниковой навигации ГЛОНАСС или ГЛОНАСС/GPS, предоставляется(ются) участником конкурса не позднее начала осуществления деятельности, указанного в договоре об осуществлении деятельности по перемещению задержанного транспортного средства на специализированную стоянку, его хранению и возврату.

Из указанного следует, что положения конкурной документации допускают как возможность представления претендентом на участие в торгах предварительного договора о передаче специализированных механических транспортных средств, так и предварительного договора на установку системы спутниковой навигации ГЛОНАСС или ГЛОНАСС/GPS, что не соответствует  подпункту 3 пункта 15 Порядка и пункту 2 части 4 статьи 1-1 Закона № 288-ЗО.

 

2.5 Согласно пункту 46 Порядка организатор конкурса по истечении десяти дней с момента размещения протокола оценки и сопоставления заявок направляет победителю конкурса копию протокола оценки и сопоставления заявок и проект договора, который должен быть подписан победителем конкурса в течение пяти рабочих дней и представлен организатору конкурса для его регистрации.

Протокол № 1/2016-Ст/2-о оценки и сопоставления заявок на участие в Конкурсе от 16.03.2016 размещен на официальном сайте Министерства в сети Интернет www.mindortrans74.ru 17.03.2016.

Из указанного следует, что договор с победителем торгов не может быть заключен ранее 28.03.2015.

Материалами дела установлено, что 23.08.2015 в нарушение пункта 46 Порядка по результатам проведения торгов между Министерством и ООО «Спецтехника» заключен  договор № 1/2016-Ст/1-д  об осуществлении деятельности по перемещению задержанного транспортного средства на специализированную стоянку, его хранению и возврату на территории Коркинского муниципального района. В   связи с этим не представляется возможным выдать предписание  о совершении действий, направленных на устранение нарушений порядка организации и проведения торгов.

 

На основании изложенного, Комиссия Челябинского УФАС России

 

РЕШИЛА:

 

  1. Признать жалобу физического лица  необоснованной.
  2. Признать в действиях Министерства в лице конкурсной комиссии, выразившихся в  неправомерном допуске к участию в Конкурсе  индивидуального предпринимателя и ООО «Спецтехника», заявки которых не соответствуют требованиям пункта 9 информационной карты конкурсной документации, нарушение пунктов 32, 33 Порядка.
  3. Признать в действиях Министерства  при организации и проведении конкурса на право заключения договора об осуществлении деятельности по перемещению задержанного транспортного средства на специализированную стоянку, его хранению и возврату на территории Коркинского муниципального района, извещение № 1/2016-Ст, лот 2, нарушения пункта 1 части 4 статьи 1-1,  пункта 2 части 4 статьи 1-1 Закона № 288-ЗО, подпунктов  1 и 3 пункта  15, пункта 46 Порядка.
  4. Предписание  в порядке части 20 статьи 18.1 Закона о защите конкуренции Министерству не выдавать.
  5. Передать соответствующему должностному лицу Челябинского УФАС России материалы настоящего дела для рассмотрения вопроса о возбуждении административного производства по выявленным признакам административных правонарушений.

Связанные организации

Связанные организации не указаны