Решение б/н Решение и предписание № 12-08/2018 в отношении ООО «МАК» от 16 марта 2018 г.

Вид документа
Дата регистрации
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

РЕШЕНИЕ

06 марта 2018 года г. Челябинск, пр. Ленина, 59

Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Челябинской области (далее – Челябинское УФАС России) по рассмотрению дел по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе в составе:

 

Председатель Комиссии:

<…> – заместитель

руководителя Управления -

начальник отдела контроля за рекламой и

недобросовестной конкуренцией;

 

члены Комиссии:

<…>, главный специалист-эксперт

отдела контроля за рекламой и

недобросовестной конкуренцией;

 

<…> , специалист-

эксперт отдела контроля за рекламой

и недобросовестной конкуренцией,

 

рассмотрев дело № 12-08нк/2018, возбужденное в отношении общества с ограниченной ответственностью «МАК» (далее – ООО «МАК»), возбужденное по факту распространения на странице группы «Subway® в Златоусте» в социальной сети «ВКонтакте» https://vk.com/subzlat?w=wall-57330425_25364 рекламы со сведениями: «Голым приходи, всё выноси!...» с признаками нарушения требований части 6 статьи 5 Федерального закона «О рекламе»,

в присутствии учредителя ООО «МАК» <…>,<…>

в отсутствие директора ООО «МАК», надлежащим образом извещенного о времени и месте рассмотрения дела,

 

УСТАНОВИЛА:

Управлением Федеральной антимонопольной службы по Челябинской области (далее – Челябинское УФАС России) 22 декабря 2017 года установлен факт размещения на странице группы «Subway® в Златоусте» в социальной сети «ВКонтакте» https://vk.com/subzlat?w=wall-57330425_25364 рекламы со сведениями: «Голым приходи, всё выноси!...».

ООО «В Контакте» в письме вх. № 482 от 16.01.2018 указало, что создатель сообщества <…>, администратор сообщества <…> Автор записи размещенной по адресу https://vk.com/subzlat?w=wall-57330425_25364 <…>

Администрация Златоустовского городского округа в письме вх. № 1145 от 29.01.2018 по запросу Челябинского УФАС России представила информацию о том, что под коммерческим обозначением «Subway» по адресу: г. Златоуст, пр. им.Ю.А. Гагарина, 1-я линия, дом 10 «В» осуществляет деятельность ООО «МАК».

Определением исх. № 1556/08 от 06.02.2018 Челябинское УФАС России возбудило дело в отношении ООО «МАК» по признакам нарушения части 6 статьи 5 Федерального закона «О рекламе». К участию в рассмотрении дела привлечены гр. <…> и гр. <…>

Гр. <…> в письменных пояснениях указал, что является учредителем ООО «МАК», в трудовых отношениях с обществом не состоит. ООО «МАК» в своей деятельности использует коммерческое обозначение «Subway» в рамках договора коммерческой концессии, основной вид деятельности общества деятельность ресторанов и услуги по доставке продуктов питания. В целях освещения деятельности общества гр. <…> была создана страница «Subway в Златоусте» в социальной сети «ВКонтакте», которую до октября 2013 года он администрировал. С октября 2013 года администрирование группы «Subway в Златоусте» передано управляющей ООО «МАК» <…>, которая имела доступ к странице «Subway в Златоусте» в любое время с любого устройства и самостоятельно определяла содержание размещаемой информации. Спорную публикацию <…> разместила без согласования с руководством общества, в связи с чем была привлечена к дисциплинарной ответственности в виде замечания. В настоящее время приняты меры по координации деятельности управляющего в сфере осуществления функций маркетинга на предмет согласования постов (текст, графические изображения, фотоматериалы) перед публикацией с учредителем ООО «МАК».

Гр. <…> в письменных пояснениях указала, что является управляющим ООО «МАК» (коммерческое обозначение «Subway») на основании трудового договора № 1 от 28.10.2013. В её должностные обязанности входит, в том числе планирование маркетинга, проведение рекламных акций и кампаний. Информация «Голым приходи, все выноси!...» размещена в шутливой форме на заранее невыполнимых условиях. Видеозапись «Голый парень пришел за кукисом» является постановочной. После негативных комментариев в адрес заведения в социальной сети в отношении гр. <…> руководством ООО «МАК» применено дисциплинарное взыскание. В настоящее время в компании разработано и утверждено методическое руководство по рекламе, план согласования рекламных акций.

ООО «МАК» в письменных пояснениях указало, что общество осуществляет свою деятельность по адресу: г. Златоуст, пр-т Гагарина, 1-я линия, 10В. Помещение используется ООО «МАК» на основании договора субаренды нежилого помещения № 2 от 01 октября 2016 года. Гр. <…> является учредителем общества, в трудовых отношениях с обществом не состоит. Гр. <…> занимает в ООО «МАК» должность управляющего. В должностные обязанности управляющего входит управление маркетингом, а именно: руководство маркетинговой деятельностью предприятия (изучение гостей, анализ эффективности рекламы, изучение конкурентов и поставщиков и т.п.), планирование и организация мероприятий по продвижению услуг ресторана на рынке. В целях развития, рекламы и привлечения клиентов ООО «МАК» в социальной сети «ВКонтакте» гр. <…> создана группа «Subway в Златоусте». Администрирование группы осуществляет гр. <…> Бюджет на рекламу согласовывается руководством ООО «МАК» ежемесячно в устной форме. По состоянию на декабрь 2017 года сумма на рекламу не утверждена в связи с финансовым положением, гр. <…> самостоятельно приняла решение создать информационный повод для привлечения внимания к обществу. В результате размещения в группе «Subway в Златоусте» социальной сети «ВКонтакте» слогана «Голым приходи, все выноси!...» <…> создала не только антирекламу, но и нарушила п. 5 должностной инструкции управляющего. За допущенные нарушения <…> привлечена к дисциплинарной ответственности. В настоящее время обществом утверждена должностная инструкция управляющего в новой редакции, предусмотрена обязанность управляющего разработать форму плана согласования рекламных акций и мероприятий по маркетингу с генеральным директором ООО «МАК» с предоставлением ежемесячного плана проведения рекламных акций в ООО «МАК».

Рассмотрев заявление и материалы, заслушав <…> и <…> Комиссия приходит к следующим выводам.

На странице группы «Subway® в Златоусте» 20 декабря 2017 года размещена реклама акции «Голым приходи, всё выноси!», в которой присутствуют сведения: «Приди голым и получи завтрак, обед и ужин на всю семью бесплатно! Первым 5 «скромняжкам», которые придут в неглиже к нам в ресторан, подарим сертификаты на три больших тарелки сэндвичей, а также можем их сразу же приготовить. Если будете в бикини или плавках, подарим саб 30 см и напиток (также первым пяти смельчакам). *Участвуя в акции, вы даете согласие на фото- и видео-съемку. Акция ограничена по времени, не является публичной офертой. Подробности акции узнавайте у работников ресторана. Доставка сэндвичей в г. Златоусте +7 961 791 92 62». Здесь же размещено видео «Голый парень пришел за кукисом».

Факт распространения рекламы подтверждается актом осмотра № 181-2017, составленным специалистами Челябинского УФАС России.

В соответствии с пунктом 1 статьи 3 Федерального закона «О рекламе» реклама - это информация, распространенная любым способом, в любой форме и с использованием любых средств, адресованная неопределенному кругу лиц и направленная на привлечение внимания к объекту рекламирования, формирование или поддержание интереса к нему и его продвижение на рынке.

Согласно письму ФАС России от 28.08.2015 N АК/45828/15 «О рекламе в сети «Интернет» не является рекламой информация о производимых или реализуемых товарах, размещенная на сайте производителя или продавца данных товаров или на страницах в социальных сетях производителя или продавца данных товаров, если указанные сведения предназначены для информирования посетителей сайта или страницы в социальной сети о реализуемых товарах, ассортименте, правилах пользования, также не является рекламой информация о хозяйственной деятельности компании, акциях и мероприятиях, проводимых данной компанией и т.п. Однако в отдельных случаях, когда размещаемая на сайте информация направлена не столько на информирование потребителя об ассортименте товаров или деятельности компании, сколько на привлечение внимания к конкретному товару и его выделение среди однородных товаров (например, всплывающий баннер), такая информация может быть признана рекламой.

В силу Правил пользования Сайтом ВКонтакте, размещенным по ссылке https://vk.com/terms (далее - Правила) сайт ВКонтакте, интернет-ресурс, который помогает поддерживать связь со старыми и новыми друзьями. Сайт ВКонтакте (vk.com) – это сетевой проект, объединяющий людей на основании мест учебы или работы.

В силу пункта 5.1. Правил регистрация Пользователя на Сайте является бесплатной, добровольной и производится по адресу в сети Интернет: vk.com.

Согласно пункту 5.2. Правил пользователем Сайта является физическое лицо.

Пунктом 5.11 Правил определено, что после регистрации Пользователь получает право самостоятельно в личных целях создавать, использовать и определять содержание собственной персональной страницы и условия доступа других Пользователей к ее содержанию, а также получает возможности доступа и размещения информации на персональных страницах других Пользователей (при условии получения соответствующих прав доступа от их обладателей), использования социальных виджетов ВКонтакте на сторонних сайтах без дополнительной авторизации.

В соответствии с пунктом 5.13.1. Правил пользователь вправе создавать группы, публичные страницы и встречи (далее — Сообщества) для целей информирования других Пользователей о каких-либо событиях, мероприятиях, организациях, как коммерческих, так и некоммерческих (например, благотворительных), их создании и деятельности, иных интересующих Пользователей материалах (далее – Объекты обсуждения), и/или/либо возможного обсуждения их с другими Пользователями (в том числе путем создания фан-клубов, обмена мнениями, отзывами и так далее). В процессе информирования и обсуждения в Сообществах Объектов обсуждений Пользователи обязаны соблюдать действующее российское и международное законодательство, а также размещать только такую информацию, которая соответствует настоящим Правилам, а также признанным этическим нормам и принципам морали, в том числе относящимся к таковым по мнению Администрации Сайта.

В силу пункта 5.13.4.1. Правил в Сообществе, в том числе в описании, на главной фотографии Сообщества, в альбомах, в материалах, обсуждениях, опросах, закрепленных записях на стене, на обложке, в сообщениях, в историях Сообщества, в виджетах сообществ и т.д., за исключением прямо установленных настоящим пунктом случаев и нативных интеграций, не допускается размещение сторонней коммерческой и политической рекламы. На стене Сообщества (за исключением закрепленных записей, в которых реклама не допускается) вне Рекламной сети ВКонтакте может быть размещено не более 5 (Пяти) сторонних рекламных объявлений в сутки. Сторонней рекламой признается любая информация, за исключением нативных интеграций, не имеющая прямого отношения к Сообществу, распространяемая в любой форме как от лица Сообщества, так и от лица других сообществ и Пользователей, и направленная на привлечение внимания Пользователей к объекту рекламирования, формирование или поддержание интереса к нему. Пользователю, администрирующему Сообщество, необходимо самостоятельно следить и пресекать не соответствующее Правилам размещение сторонней рекламы в Сообществе. Сообщество может быть размещено в системе поиска Сайта ВКонтакте при обязательном соблюдении требований, предусмотренных в настоящем пункте. Подключение к Рекламной сети ВКонтакте осуществляется через специальный интерфейс управления Сообществом с обязательным указанием количества сторонних объявлений, от реализации права на размещение которых на стене Сообщества предоставляется отказ. При размещении сторонней рекламы в Сообществе, подключенном к Рекламной сети ВКонтакте, обязательно указание на рекламный характер информации в рамках имеющейся специальной функциональности Сайта (опция «это реклама»). Правила показа рекламы в рамках Рекламной сети ВКонтакте регулируются специальными документами.

Согласно пункту 5.13.7. и 6.4 Правил пользователь несет полную ответственность за свои действия, связанные с созданием и администрированием Сообществ, в соответствии с действующим законодательством Российской Федерации, международными правовыми актами и настоящими Правилами; пользователь несет личную ответственность за любую информацию, которую размещает на Сайте, сообщает другим Пользователям, а также за любые взаимодействия с другими Пользователями, осуществляемые на свой риск.

В силу пункта 6.3.1 Правил допустима регистрация пользователя от имени и поручению другого физического лица или юридического лица при условии получения необходимых полномочий в порядке и форме, предусмотренных законодательством Российской Федерации.

ООО «В Контакте» в письме вх. № 482 от 16.01.2018 указало, что информация в сообществах является пользовательским контентом, размещается на безвозмездной основе, без участия ООО «ВКонтакте», не проходит предварительную модерацию (цензуру, согласование) со стороны Администрации сайта.

Изложенное позволяет сделать выводы, что страница группы «Subway в Златоусте» является страницей социальной сети продавца услуг (ООО «МАК»). Указанная страница является открытой и предполагает возможность восприятия, в том числе рекламной информации неопределенным кругом лиц, не ограниченным подписчиками сообщества.

В данном случае, на странице https://vk.com/subzlat?w=wall-57330425_25364 группы «Subway® в Златоусте» размещена видеозапись «Голый парень пришел за кукисом», в которой присутствует визуальный образ человека без одежды, и информация о мероприятии лица с коммерческим обозначением «Subway» «Голым приходи, всё выноси!...», которая направлена на привлечение внимания к определенной акции, позволяющей посетителю получит завтрак, обед и ужин, при условии посещения заведения общественного питания «Subway» по адресу: г. Златоуст, пр. Гагарина, 1-я линия, д 10 «В» без одежды.

В соответствии с частью 6 статьи 5 Федерального закона «О рекламе» в рекламе не допускается использование бранных слов, непристойных образов и выражений, в том числе в отношении пола, расы, национальности, профессии, социальной категории и т.д.

В рекламе содержится призыв посетить заведение общественного питания без какой-либо одежды.

По данным свободной энциклопедии «ВикипедиЯ» голый — без покровов или одежды; см. «Нагота». Нагота́ — состояние тела человека без одежды и покровов.

Ношение одежды — преимущественно человеческая особенность, вытекающая из функциональных потребностей — таких, как защита от воздействий стихии и от холодных температур. Количество надетой одежды зависит от функциональных соображений, например, потребности в тепле, а также социальных обстоятельств. В некоторых ситуациях минимальное количество одежды или полное её отсутствие может считаться социально приемлемым, тогда как в других может предполагаться ношение большего количества одежды. Соображения социального характера включают вопросы благопристойности, порядочности и социальных норм, а также ряд других, и могут зависеть от контекста.

Европейский суд по правам человека постановил, что появление в общественном месте в голом виде противоречит правилам хорошего тона в любом современном демократическом обществе и может оскорбить других людей. (Источник: https://euroua.com/europe/echr/3309-evropejskij-sud-ne-podtverdil-pravo-cheloveka-khodit-golym-po-ulitse).

Появление в общественном месте в голом виде в Российской Федерации может быть квалифицировано как нарушение КоАП РФ по статье 20.1. «Мелкое хулиганство» — «Мелкое хулиганство, то есть нарушение общественного порядка, выражающее явное неуважение к обществу...».

Пунктом 5 Правил оказания услуг общественного питания, утвержденных постановлением Правительства РФ от 15.08.1997 N 1036 (далее – Правила) установлено, что исполнитель вправе самостоятельно устанавливать в местах оказания услуг правила поведения для потребителей, не противоречащие законодательству Российской Федерации (ограничение курения, запрещение нахождения в верхней одежде и другие).

В традициях Российской Федерации нахождение в общественном месте, в том числе в заведении общественного питания без одежды неприемлемо с точки зрения нравственности и морали.

Вид неодетых посетителей является непристойным и оскорбительным по отношению ко всем иным посетителям заведения общественного питания.

В данном случае, в рекламе содержится визуальный и текстовый образ человека без одежды за счет использования фразы «Голым приходи» и размещения видеозаписи «Голый парень пришел за кукисом», который является непристойным, поскольку для общепринятых общественных отношений (социума) не является нормой открытая демонстрация образов без одежды, в том числе в заведении общественного питания.

В соответствии с письмом ФАС России от 29.04.2013 N АД/17355/13 «О порядке применения части 6 статьи 5 ФЗ «О рекламе» вопрос отнесения изображений, слов и иных образов к оскорбительным носит субъективно-оценочный характер, который основан на восприятии данной информации каждым индивидуумом в отдельности. При этом очевидно, что восприятие одной и той же информации разными людьми может отличаться в зависимости от личностных характеристик субъекта (возраста, образования, воспитания, семейных устоев, места проживания и прочее).

Таким образом, рассматриваемая реклама нарушает часть 6 статьи 5 Федерального закона «О рекламе».

На основании части 6 статьи 38 Федерального закона «О рекламе», ответственность за нарушение требований части 6 статьи 5 Федерального закона «О рекламе» несет рекламодатель.

В силу пункта 5 статьи 7 Федерального закона «О рекламе» рекламодатель - изготовитель или продавец товара либо иное определившее объект рекламирования и (или) содержание рекламы лицо.

Рекламодателем рекламы надлежит признать ООО «МАК», как лицо осуществляющее деятельность в заведении общественного питания «Subway» по адресу: г. Златоуст, пр. им.Ю.А. Гагарина, 1-я линия, дом 10 «В» в интересах которого распространялась реклама.

Согласно пункту 47 Правил рассмотрения антимонопольным органом дел, возбужденных по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе при добровольном устранении лицом совершенного нарушения антимонопольный орган вправе не выдавать предписание о прекращении нарушения законодательства о рекламе.

Сведения о прекращении распространения рекламы «Голым приходи, всё выноси!...» на странице группы «Subway® в Златоусте» с визуальным и текстовым образом человека без одежды у антимонопольного органа отсутствуют.

Поскольку ООО «МАК» не представило Комиссии материалы о том, что распространение ненадлежащей рекламы прекращено, Челябинское УФАС России считает необходимым выдать предписание о прекращении нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе.

Руководствуясь частью 2 пункта 1 статьи 33, частью 1 статьи 36 Федерального закона «О рекламе» и в соответствии с пунктами 37 - 42 Правил рассмотрения антимонопольным органом дел, возбужденных по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе, Комиссия

 

РЕШИЛА:

 

1. Признать ненадлежащей рекламу со сведениями «Голым приходи, всё выноси!...» и видеозаписью «Голый парень пришел за кукисом», размещенную на странице https://vk.com/subzlat?w=wall-57330425_25364 группы «Subway® в Златоусте» с визуальным и текстовым образом человека без одежды, поскольку в ней нарушены требования части 6 статьи 5 Федерального закона «О рекламе».

2. Выдать ООО «МАК» предписание о прекращении нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе.

3. Передать материалы дела уполномоченному должностному лицу Челябинского УФАС России для возбуждения дела об административном правонарушении в отношении ООО «МАК» и его должностного лица.

Решение может быть обжаловано в суд в порядке, предусмотренном статьей 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.

 

 

 

ПРЕДПИСАНИЕ

О ПРЕКРАЩЕНИИ НАРУШЕНИЯ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА

РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ О РЕКЛАМЕ

 

06 марта 2018 года г. Челябинск

 

Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Челябинской области по рассмотрению дел по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе в составе:

 

председатель Комиссии:

<…> – заместитель руководителя-

начальник отдела контроля за рекламой и

недобросовестной конкуренцией

Челябинского УФАС России;

 

члены Комиссии:

<…> – главный специалист-эксперт отдела контроля за рекламой и недобросовестной конкуренцией,

<…> – специалист-эксперт отдела контроля за рекламой и недобросовестной конкуренцией,

на основании своего решения от 06.03.2018 по делу № 12-08/2018 о признании ненадлежащей рекламы со сведениями «Голым приходи, всё выноси!...» и видеозаписью «Голый парень пришел за кукисом», размещенной на странице https://vk.com/subzlat?w=wall-57330425_25364 группы «Subway® в Златоусте» с визуальным и текстовым образом человека без одежды, поскольку в ней нарушены требования части 6 статьи 5 Федерального закона «О рекламе», и в соответствии с пунктом 1 части 2 статьи 33, частями 1, 3 статьи 36 Федерального закона «О рекламе», пунктами 44, 45 Правил рассмотрения антимонопольным органом дел, возбужденных по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе,

 

ПРЕДПИСЫВАЕТ:

 

1. ООО «МАК» незамедлительно со дня получения настоящего предписания прекратить нарушение требований части 6 статьи 5 Федерального закона «О рекламе», а именно не распространять рекламу со сведениями: «Голым приходи, всё выноси!...» и видеозаписью «Голый парень пришел за кукисом» с визуальным и текстовым образом человека без одежды.

2. ООО «МАК» представить в Управление Федеральной антимонопольной службы по Челябинской области доказательства исполнения пункта 1 настоящего предписания до 10 апреля 2018 года (скрин-шоты и т.п.).

Предписание может быть обжаловано в Арбитражный суд в порядке, предусмотренном статьей 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.

В случае невыполнения в установленный срок предписания о прекращении нарушения законодательства о рекламе Челябинское УФАС России вправе в соответствии с пунктом 2 статьи 19.5 Кодекса РФ об административных правонарушениях привлечь виновное лицо к административной ответственности.

Связанные организации

Связанные организации не указаны