Решение №АК/9098/22 Р Е Ш Е Н И Е № 074/06/106-2044/2022 (372-ж/2022) от 29 июля 2022 г.

Вид документа
Дата регистрации
Сфера деятельности
Не указана
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

6

 

 

 

Администрация г. Магнитогорска

455044, Челябинская обл., г. Магнитогорск, проспект Ленина, 72

 

МКУ «УКС»

455019, Челябинская обл., г. Магнитогорск, ул. Профсоюзная, 12а

 

ООО «РТС-тендер»

121151, г. Москва,

набережная Тараса Шевченко, д. 23А

 

ИП Меркулов В.И.

413063, Саратовская обл., Энгельсский р-н, с. Усть-Караман, ул. Кооперативная, д. 5

 

 

 

 

 

Р Е Ш Е Н И Е № 074/06/106-2044/2022 (372-ж/2022)

 

г. Челябинск, пр. Ленина, 59

Резолютивная часть решения оглашена 27.07.2022

В полном объеме решение изготовлено 29.07.2022

 

Комиссия по контролю в сфере закупок для государственных и муниципальных нужд Управления Федеральной антимонопольной службы по Челябинской области (далее - Комиссия) в составе:

Председателя Комиссии:

 

-

руководителя Челябинского УФАС России;

Членов Комиссии:

 

-

главного специалиста-эксперта отдела контроля закупок для государственных и муниципальных нужд Челябинского УФАС России;

 

 

-

ведущего специалиста-эксперта отдела контроля закупок для государственных и муниципальных нужд Челябинского УФАС России,

руководствуясь частью 15 статьи 99, статьей 106 Федерального закона от 05.04.2013 №44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» (далее – Закон о контрактной системе), рассмотрев жалобу ИП Меркулова В.И. на действия заказчика при проведении открытого конкурса в электронной форме на выполнение проектно-изыскательских работ по привязке типового проекта на строительство объекта: «Детский сад в 150 микрорайоне г. Магнитогорска Челябинской области на 230 мест» (извещение № 0169300000322001497), при участии:

- представителей МКУ «УКС» (далее – заказчик), действующих на основании доверенностей № 4 от 10.01.2022, № 58 от 18.03.2022;

- представителей Администрации г. Магнитогорска (далее – уполномоченный орган), действующих на основании доверенностей от 07.10.2021 № АГ-02/7003, от 26.07.2022 № АГ-02/4872, от 18.01.2022 № АГ-02/226,

в отсутствие ИП Меркулова В.И. (далее – заявитель, индивидуальный предприниматель), надлежащим образом уведомленного о дате и времени заседания Комиссии, в том числе публично, путем размещения информации в Единой информационной системе в сфере закупок на официальном сайте www.zakupki.gov.ru,

 

У С Т А Н О В И Л А:

 

В Челябинское УФАС России 20.07.2022 подана жалоба заявителя на действия заказчика при проведении открытого конкурса в электронной форме на выполнение проектно-изыскательских работ по привязке типового проекта на строительство объекта: «Детский сад в 150 микрорайоне г. Магнитогорска Челябинской области на 230 мест» (извещение № 0169300000322001497) (далее – конкурс, закупка).

Согласно представленным документам извещение о проведении конкурса опубликовано на официальном сайте единой информационной системы в сфере закупок www.zakupki.gov.ru 29.06.2022.

Начальная (максимальная) цена контракта 10 776 716,68 рублей.

На дату рассмотрения жалобы контракт по итогам конкурса не заключен.

Доводы жалобы заключаются в следующем.

1. Заказчиком установлен ненадлежащий порядок оценки по критерию «Квалификация участников закупки». В рамках данного критерия оценки заявок заказчиком необоснованно установлено условие о том, что оценке подлежит общее количество исполненных участником закупки контрактов/договоров на выполнение проектно-сметной документации для строительства или реконструкции дошкольных и общеобразовательных учреждений, получившей положительное(-ые) заключение(-я) государственной экспертизы не ранее чем за 10 лет до даты окончания срока подачи заявок на участие в конкурсе.

По мнению заявителя, указанные действия заказчика ограничивают количество участников закупки.

Более того, как считает заявитель, не указав срок, в течение которого должен быть подписан последний акт, составленный при исполнении договора, заказчик нарушил подпункт «г» пункта 28 положения об оценке заявок на участие в закупке товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, утвержденного Постановлением Правительства РФ от 31.12.2021 № 2604.

2. Заказчиком в извещении об осуществлении закупки, в соответствии с Указом Президента РФ от 03.05.2022 № 252 не установлено требование о том, что участник закупки не может являться лицом, находящимся под санкциями.

По мнению заявителя, указанные действия заказчика нарушают пункт 1 части 1 статьи 31 Закона о контрактной системе, Указ Президента РФ от 03.05.2022 № 252.

Представители заказчика, уполномоченного органа с доводами жалобы не согласились, представили письменные пояснения, которые на заседании Комиссии поддержали, и указали следующее.

1. Порядок оценки заявок на участие в конкурсе полностью соответствует нормам Постановления Правительства РФ от 31.12.2021 № 2604 «Об оценке заявок на участие в закупке товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, внесении изменений в пункт 4 постановления Правительства Российской Федерации от 20 декабря 2021 г. № 2369 и признании утратившими силу некоторых актов и отдельных положений некоторых актов Правительства Российской Федерации» (далее – Постановление Правительства РФ от 31.12.2021 № 2604).

Более того, на участие в рассматриваемом конкурсе подано три заявки.

2. В извещении об осуществлении закупки содержится требование к участникам закупки в соответствии с частью 1 статьи 31 Закона о контрактной системе.

 

Изучив представленные документы и материалы, заслушав пояснения сторон, руководствуясь статьей 106 Закона о контрактной системе, Комиссия пришла к следующим выводам.

 

1. В силу пункта 11 части 1 статьи 42 Закона о контрактной системе при осуществлении закупки путем проведения открытых конкурентных способов заказчик формирует с использованием единой информационной системы, подписывает усиленной электронной подписью лица, имеющего право действовать от имени заказчика, и размещает в единой информационной системе извещение об осуществлении закупки, содержащее критерии оценки заявок на участие в конкурсах, величины значимости этих критериев в соответствии с настоящим Федеральным законом.

В соответствии с частью 1 статьи 32 Закона о контрактной системе для оценки заявок участников закупки заказчик использует следующие критерии:

1) цена контракта, сумма цен единиц товара, работы, услуги;

2) расходы на эксплуатацию и ремонт товаров, использование результатов работ;

3) качественные, функциональные и экологические характеристики объекта закупки;

4) квалификация участников закупки, в том числе наличие у них финансовых ресурсов, на праве собственности или ином законном основании оборудования и других материальных ресурсов, опыта работы, связанного с предметом контракта, и деловой репутации, специалистов и иных работников определенного уровня квалификации.

В силу части 4 статьи 32 Закона о контрактной системе в извещении об осуществлении закупки, документации о закупке (в случае, если настоящим Федеральным законом предусмотрена документация о закупке) заказчик обязан указать используемые при определении поставщика (подрядчика, исполнителя) критерии и их величины значимости и т.д.

Согласно части 8 статьи 32 Закона о контрактной системе порядок оценки заявок участников закупки, в том числе предельные величины значимости каждого критерия, устанавливается Правительством Российской Федерации. Заказчик для целей оценки заявок участников закупки в случае, если в соответствии с законодательством Российской Федерации установлены регулируемые цены (тарифы) на товары, работы, услуги, вправе не использовать критерии, указанные в пунктах 1 и 2 части 1 настоящей статьи.

Постановлением Правительства РФ от 31.12.2021 № 2604 утверждено Положение об оценке заявок на участие в закупке товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд (далее – Положение).

В соответствии с подпунктом «г» пункта 3 Положения для оценки заявок в соответствии с настоящим Положением применяется, в том числе критерий оценки «квалификация участников закупки».

Согласно пункту 24 раздела V (оценка заявок по критерию оценки «квалификация участников закупки») Положения для оценки заявок по критерию оценки «квалификация участников закупки» могут применяться, если иное не предусмотрено настоящим Положением, один или несколько из следующих показателей оценки:

а) наличие у участников закупки финансовых ресурсов;

б) наличие у участников закупки на праве собственности или ином законном основании оборудования и других материальных ресурсов;

в) наличие у участников закупки опыта поставки товара, выполнения работы, оказания услуги, связанного с предметом контракта;

г) наличие у участников закупки деловой репутации;

д) наличие у участников закупки специалистов и иных работников определенного уровня квалификации.

Исходя из содержания подпункта «а» пункта 28 Положения, в случае применения показателя оценки, предусмотренного подпунктом «в» пункта 24 настоящего Положения, применяются один или несколько из следующих детализирующих показателей оценки:

- общая цена исполненных участником закупки договоров;

- общее количество исполненных участником закупки договоров;

- наибольшая цена одного из исполненных участником закупки договоров.

В соответствии с подпунктом «в» пункта 28 Положения документом, предусмотренным приложением № 1 к настоящему Положению:

устанавливается предмет договора (договоров), оцениваемого по каждому детализирующему показателю, сопоставимый с предметом контракта, заключаемого по результатам определения поставщика (подрядчика, исполнителя);

устанавливается перечень документов, подтверждающих наличие у участника закупки опыта поставки товара, выполнения работы, оказания услуги, связанного с предметом контракта, в том числе исполненный договор (договоры), акт (акты) приемки поставленного товара, выполненных работ, оказанных услуг, составленные при исполнении такого договора (договоров);

может быть установлено положение о принятии к оценке исключительно исполненного договора (договоров), при исполнении которого поставщиком (подрядчиком, исполнителем) исполнены требования об уплате неустоек (штрафов, пеней) (в случае начисления неустоек).

Согласно подпункту «г» пункта 28 Положения последний акт, составленный при исполнении договора и предусмотренный абзацем третьим подпункта «в» пункта 28 Положения, должен быть подписан не ранее чем за 5 лет до даты окончания срока подачи заявок.

Исходя из Порядка рассмотрения и оценки заявок на участие в конкурсе, содержащегося в составе извещения о проведении конкурса (приложение № 9 к извещению), заказчик установил следующие критерии:

2. Квалификация участников закупки, в том числе наличие у них финансовых ресурсов, оборудования и других материальных ресурсов на праве собственности или ином законном основании, опыта работы, связанного с предметом контракта, и деловой репутации, специалистов и иных работников определенного уровня квалификации.

Значимость критерия оценки: 40 процентов.

Показатель оценки: наличие у участников закупки опыта работы, связанного с предметом контракта.

Значимость показателя оценки: 100 процентов.

Показатель оценки, детализирующий показатель оценки: признак № 1 (общее количество исполненных участником закупки договоров)

Значимость показателя, детализирующего показатель оценки: 100 процентов и т.д.

В соответствии с пунктом 2.1.1 Порядка рассмотрения и оценки заявок на участие в конкурсе оценивается общее количество исполненных участником закупки контрактов/договоров на выполнение проектно-сметной документации для строительства или реконструкции дошкольных и общеобразовательных учреждений, получившей положительное(-ые) заключение(-я) государственной экспертизы не ранее чем за 10 лет до даты окончания срока подачи заявок на участие в конкурсе.

Опыт участника по выполнению проектно-сметной документации для строительства или реконструкции дошкольных и общеобразовательных учреждений подтверждается следующими документами:

1) исполненный контракт/договор (контракты/договоры) на выполнение работ сопоставимого характера;

2) положительные заключения экспертизы (первые три листа);

- положительное заключение экспертизы должно быть выдано не ранее чем за 10 лет до даты подачи заявки на участие в электронном конкурсе;

3) акт(ы) приемки работ подтверждающего(их) приемку работ по исполнению контракта в полном объеме.

Оценив содержание и порядок оценки спорного критерия, Комиссия антимонопольного органа отмечает следующее.

1.1. Предметом рассматриваемой закупки является выполнение проектно-изыскательских работ по привязке типового проекта на строительство детского сада в 150 микрорайоне г. Магнитогорска Челябинской области на 230 мест, т.е. объекта капитального строительства.

В соответствии с позицией ФАС России установление заказчиками в документации о закупке положений о том, что к оценке будут приниматься исключительно контракты (договоры) по выполнению работ на объекте капитального строительства с определенной инфраструктурной принадлежностью (например, для общеобразовательных нужд) не соответствует законодательству Российской Федерации, регламентирующему порядок оценки заявок на участие в закупке.

С учетом изложенного, указание заказчиком в извещении об осуществлении закупки условия о том, что оценке подлежат контракты/договоры на выполнение проектно-сметной документации для строительства или реконструкции дошкольных и общеобразовательных учреждений не соответствует положениям частей 1, 4 статьи 32, пункта 11 части 1 статьи 42 Закона о контрактной системе, абзацу 1 подпункта «в» пункта 28 Положения.

1.2. Установление в рамках нестоимостного критерия оценки заявок условия о том, что опыт участника по выполнению проектно-сметной документации подтверждается, в том числе положительным заключением экспертизы, которое должно быть выдано не ранее чем за 10 лет до даты подачи заявки на участие в электронном конкурсе, не противоречит статье 32 Закона о контрактной системе, абзацу 2 подпункта «в» пункта 28 Положения об оценке заявок на участие в закупке товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, утвержденного Постановлением Правительства РФ от 31.12.2021 № 2604. Доказательств обратного заявителем в материалы дела не представлено.

Таким образом, довод заявителя в указанной части является необоснованным.

1.3. Заказчиком в рамках нестоимостного критерия оценки заявок установлено условие о том, что опыт участника по выполнению проектно-сметной документации для строительства или реконструкции дошкольных и общеобразовательных учреждений подтверждается, в том числе актами приемки работ, подтверждающими приемку работ по исполнению контракта в полном объеме.

При этом, заказчиком не установлено требование к сроку, в течение которого должен быть подписан последний акт, составленный при исполнении договора, что, в свою очередь, не соответствует подпункту «г» пункта 28 положения об оценке заявок на участие в закупке товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, утвержденного Постановлением Правительства РФ от 31.12.2021 № 2604.

1.4. Довод заявителя об ограничении конкуренции не обоснован, поскольку не подтвержден документально.

Более того, согласно материалам дела на участие в рассматриваемой закупке подано три заявки, которые признаны комиссией по осуществлению закупок соответствующими требованиям извещения об осуществлении закупки.

2. В соответствии с пунктом 12 части 1 статьи 42 Закона о контрактной системе при осуществлении закупки путем проведения открытых конкурентных способов заказчик формирует с использованием единой информационной системы, подписывает усиленной электронной подписью лица, имеющего право действовать от имени заказчика, и размещает в единой информационной системе извещение об осуществлении закупки, в том числе содержащее требования, предъявляемые к участникам закупки в соответствии с частью 1 статьи 31 настоящего Федерального закона, требования, предъявляемые к участникам закупки в соответствии с частями 2 и 2.1 (при наличии таких требований) статьи 31 настоящего Федерального закона, и исчерпывающий перечень документов, подтверждающих соответствие участника закупки таким требованиям, и т.д.

В силу пункта 11 части 1 статьи 31 Закона о контрактной системе заказчик устанавливает требование к участникам закупки об отсутствии ограничений для участия в закупках, установленных законодательством Российской Федерации.

Указом Президента РФ от 03.05.2022 № 252 (далее – Указ № 252) приняты специальные экономические меры в отношении отдельных юридических лиц, физических лиц и находящихся под их контролем организаций, в том числе установлен запрет федеральным органам государственной власти, органам государственной власти субъектов Российской Федерации, иным государственным органам, органам местного самоуправления, организациям и физическим лицам, находящимся под юрисдикцией Российской Федерации совершать сделки (в том числе заключать внешнеторговые контракты) с юридическими лицами, физическими лицами и находящимися под их контролем организациями, в отношении которых применяются специальные экономические меры (далее – лица, находящиеся под санкциями).

Таким образом, заказчики при подготовке извещения об осуществлении закупки устанавливают на основании пункта 11 части 1 статьи 31 Закона о контрактной системе требование в том числе о том, что участник закупки не может являться лицом, находящимся под санкциями.

Соответствие участника закупки установленным в извещении об осуществлении закупки требованиям Указа № 252, а также принятого в его реализацию постановления Правительства Российской Федерации от 11.05.2022 № 851 подтверждается сведениями, содержащимися в выписке из единого государственного реестра юридических лиц или засвидетельствованной в нотариальном порядке копии такой выписки (для юридического лица), выписке из единого государственного реестра индивидуальных предпринимателей или засвидетельствованной в нотариальном порядке копии такой выписки (для индивидуального предпринимателя), копиях документов, удостоверяющих личность (для иного физического лица), надлежащим образом заверенном переводе на русский язык документов о государственной регистрации юридического лица или физического лица в качестве индивидуального предпринимателя в соответствии с законодательством соответствующего государства (для иностранного лица), копиях учредительных документов участника закупки (для юридического лица).

Представление указанных документов участником закупки при проведении конкурентных способов определения поставщиков (подрядчиков, исполнителей) уже предусмотрено нормами Закона о контрактной системе в составе заявки.

Указанная позиция отражена в Письме Минфина России от 20.07.2022 № 24-01-06/69926.

В извещении об осуществлении закупки заказчиком в соответствии с пунктом 11 части 1 статьи 31 Закона о контрактной системе установлено требование к участникам закупки об отсутствии ограничений для участия в закупках, установленных законодательством Российской Федерации.

В данном случае, с учетом установления заказчиком в извещении предусмотренного пунктом 11 части 1 статьи 31 Закона о контрактной системе требования об отсутствии у участников закупки ограничений для участия в закупках, установленных законодательством Российской Федерации, Комиссия Челябинского УФАС России не усматривает в действиях заказчика нарушения законодательства о контрактной системе.

Более того, заявителем в материалы дела не представлены какие-либо доказательства, свидетельствующие о невозможности участия в рассматриваемой закупке, а также нарушении его прав и законных интересов.

Следует отметить, что пункт 33 Обзора судебной практики Верховного Суда Российской Федерации № 1 (2020), утвержденного Президиумом Верховного Суда Российской Федерации, указывает, что механизм защиты прав участников закупки в административном порядке путем рассмотрения их жалоб контрольным органом в сфере закупок, установленный главой 6 Закона о контрактной системе, в соответствии с пунктом 2 статьи 11 Гражданского кодекса Российской Федерации должен применяться в случаях действительных, а не мнимых нарушений прав и законных интересов участников закупки и не должен создавать предпосылки для нарушения вышеуказанных публичных интересов.

В данном случае, довод жалобы заявителя в указанной части не находит своего подтверждения.

С учетом потребности заказчика в закупаемых работах, социальной значимости объекта, результатов конкурса, пояснений заказчика о соответствии победителя конкурса требованиям извещения об осуществлении закупки, а также с учетом отсутствия у заявителя материально-правовой заинтересованности в рассматриваемой закупке, Комиссия не усматривает необходимости в выдаче заказчику предписания.

 

Исходя из изложенного, информации, представленной сторонами, Комиссия, руководствуясь статьями 99, 106 Закона о контрактной системе и приказом ФАС России от 19.11.2014 № 727/14 «Об утверждении административного регламента Федеральной антимонопольной службы по исполнению государственной функции по рассмотрению жалоб на действия (бездействие) заказчика, уполномоченного органа, уполномоченного учреждения, специализированной организации, комиссии по осуществлению закупок, ее членов, должностного лица контрактной службы, контрактного управляющего, оператора электронной площадки при определении поставщиков (подрядчиков, исполнителей) для обеспечения государственных и муниципальных нужд»,

 

РЕШИЛА:

 

1. Признать доводы жалобы ИП Меркулова В.И. на действия заказчика при проведении открытого конкурса в электронной форме на выполнение проектно-изыскательских работ по привязке типового проекта на строительство объекта: «Детский сад в 150 микрорайоне г. Магнитогорска Челябинской области на 230 мест» (извещение № 0169300000322001497):

- обоснованными в части установления не соответствующего законодательству условия о том, что оценке подлежат контракты/договоры на выполнение проектно-сметной документации для строительства или реконструкции дошкольных и общеобразовательных учреждений; в части отсутствия требования к сроку, в течение которого должен быть подписан последний акт, составленный при исполнении договора;

- необоснованными в части установления неправомерного условия о том, что опыт участника по выполнению проектно-сметной документации подтверждается, в том числе положительным заключением экспертизы, которое должно быть выдано не ранее чем за 10 лет до даты подачи заявки на участие в электронном конкурсе; в части ограничения количества участников закупки и отсутствия требования о том, что участник закупки не может являться лицом, находящимся под санкциями.

2. Признать в действиях заказчика нарушение частей 1, 4 статьи 32, пункта 11 части 1 статьи 42 Закона о контрактной системе, абзаца 1 подпункта «в», подпункта «г» пункта 28 положения об оценке заявок на участие в закупке товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, утвержденного Постановлением Правительства РФ от 31.12.2021 № 2604.

3. Предписание об устранении нарушений законодательства о контрактной системе не выдавать, поскольку выявленные нарушения не повлияли на результаты рассматриваемого конкурса.

4. Передать материалы дела должностному лицу Челябинского УФАС России для рассмотрения вопроса о возбуждении дела об административном правонарушении.

Настоящее решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня его принятия.

 

 

 

 

Связанные организации

Администрация г. Магнитогорска
ИНН 7446011940, ОГРН 1027402226830
МКУ "УКС"
ИНН 7405003323, ОГРН 1027400662475
ИП Меркулов Виктор Иванович
ИНН 644904423785, ОГРН 322645700046379
ООО «РТС-тендер»
ИНН 7710357167, ОГРН 1027739521666