Решение б/н В ходе проведения внеплановой проверки доводы обращения не н... от 13 мая 2019 г.

Текст документа

 Сохранить как PDF

ООО «Экспресс-Курьер»

620075, Свердловская область, г. Березовский, Брусницына, 2-120

Государственное учреждение – Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в Калининском районе города Челябинска

454084, Челябинская область, г. Челябинск, проспект Победы, 177/А

ООО «ПОЧТА-СЕРВИС»

454078, Челябинская область, г. Челябинск, ул. Дзержинского, 104, неж. пом. 9, оф. 1

УФПС Челябинской области

филиал ФГУП «Почта России»

454048, г. Челябинск, ул. Кирова, 161

РЕШЕНИЕ

по делу № 074/06/99-727/2019 (45-ВП/2019)

г. Челябинск, пр. Ленина, 59

Резолютивная часть решения оглашена 06 мая 2019 года

В полном объеме решение изготовлено 13 мая 2019 года

Комиссия по контролю в сфере закупок для государственных и муниципальных нужд Управления Федеральной антимонопольной службы по Челябинской области (далее – Комиссия) в составе:

Председателя Комиссии:

<…>

-

Членов Комиссии:

<…>

-

 

<…>

-

руководствуясь частью 15 статьи 99 Федерального закона от 05.04.2013 № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» (далее – Закон о контрактной системе), рассмотрев обращение ООО «Экспресс-Курьер» (далее - заявитель) и проведя внеплановую проверку соблюдения законодательства о контрактной системе при проведении закупки у единственного поставщика (исполнителя, подрядчика) на пересылку почтовых отправлений (изв. № 0369100060419000005) в присутствии после перерыва:

- представителей Государственного учреждения – Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в Калининском районе города Челябинска (далее – заказчик) <…>, действующих на основании доверенностей от 11.04.2019 №№ 5871, 5869;

- представителей УФПС Челябинской области филиал ФГУП «Почта России» <…>, действующих на основании доверенностей от 28.03.2018 № 3/ОпПВ, от 29.03.2019 № 180/ОпПВ,

в отсутствие заявителя, надлежащим образом уведомленного о времени и месте заседания Комиссии, в том числе публично, путем размещения информации в Единой информационной системе в сфере закупок на официальном сайте www.zakupki.gov.ru,

УСТАНОВИЛА:

В Челябинское УФАС России 08.04.2019 поступила жалоба заявителя на действия заказчика при проведении закупки у единственного поставщика (исполнителя, подрядчика) на пересылку почтовых отправлений (изв. № 0369100060419000005) (далее - закупка).

Решением Комиссии (от 10.04.2019 исх. № 4452/09) жалоба возвращена заявителю по причине ее несоответствия требованиям статьи 105 Закона о контрактной системе и назначена внеплановая проверка действий по соблюдению законодательства о контрактной системе при осуществлении закупки.

Согласно представленным документам заказчиком 27.03.2019 объявлено о проведении закупки у единственного поставщика (исполнителя, подрядчика) на пересылку почтовых отправлений, путем опубликования в единой информационной системе в сфере закупок извещения № 0369100060419000005 об осуществлении закупки.

Цена контракта – 1 260 900 рублей 00 копеек.

На дату рассмотрения обращения государственный контракт № 37 от 03.04.2019 заключен с ООО «ПОЧТА-СЕРВИС».

В обращении заявитель указал, что его права и законные интересы нарушены действиями заказчика, выразившимися в неверном выборе способа осуществления закупки у единственного поставщика, так как в услуги, оказываемые по контракту, входят, в том числе дополнительные услуги (поставка государственных знаков почтовой оплаты, франкирование, пересылка уведомлений).

Изучив представленные документы и материалы, руководствуясь частью 15 статьи 99 Закона о контрактной системе, Комиссия пришла к следующим выводам.

В силу части 1 статьи 24 Закона о контрактной системе заказчики при осуществлении закупок используют конкурентные способы определения поставщиков (подрядчиков, исполнителей) или осуществляют закупки у единственного поставщика (подрядчика, исполнителя).

Согласно пункту 1 части 1 статьи 93 Закона о контрактной системе закупка у единственного поставщика (подрядчика, исполнителя) может осуществляться заказчиком в случае осуществления закупки товара, работы или услуги, которые относятся к сфере деятельности субъектов естественных монополий в соответствии с Федеральным законом от 17 августа 1995 года N 147-ФЗ "О естественных монополиях", а также услуг центрального депозитария.

В соответствии с частью 1 статьи 4 Федерального закона от 17.08.1995 N 147-ФЗ "О естественных монополиях" к сфере деятельности субъектов естественных монополий относятся услуги общедоступной электросвязи и общедоступной почтовой связи.

Статьей 2 Федерального закона от 17.07.1999 N 176-ФЗ "О почтовой связи" предусмотрено, что государственные знаки почтовой оплаты - почтовые марки и иные знаки, наносимые на почтовые отправления и подтверждающие оплату услуг почтовой связи.

Пунктом 24 Приказа Минкомсвязи России от 31.07.2014 N 234 "Об утверждении Правил оказания услуг почтовой связи" установлено, что для подтверждения оплаты услуг почтовой связи по пересылке простой и заказной письменной корреспонденции, оказываемых организациями федеральной почтовой связи, применяются государственные знаки почтовой оплаты. В качестве государственных знаков почтовой оплаты используются:

а) почтовые марки, наклеиваемые на письменную корреспонденцию или наносимые типографским способом на почтовые конверты и почтовые карточки;

б) оттиски государственных знаков почтовой оплаты, наносимые франкировальными машинами;

в) знаки в информационной системе организации федеральной почтовой связи, подтверждающие оплату услуг почтовой связи по пересылке простых и заказных почтовых отправлений в форме электронного документа;

г) иные знаки почтовой оплаты, наносимые на почтовые отправления.

При этом, постановлением Правительства Российской Федерации от 24.10.2005 N 637 утвержден Перечень услуг общедоступной электросвязи и общедоступной почтовой связи, государственное регулирование тарифов на которые на внутреннем рынке Российской Федерации осуществляет ФАС России, согласно которому предоставление услуг по пересылке внутренней письменной корреспонденции (почтовых карточек, писем, бандеролей) относится к услугам общедоступной почтовой связи, а значит, является видом деятельности, отнесенным к сфере деятельности субъектов естественных монополий.

Кроме того, Приказом ФАС России от 15.03.2016 N 232/16 "Об утверждении тарифов на услугу по пересылке внутренней письменной корреспонденции (почтовых карточек, писем, бандеролей), предоставляемую ФГУП "Почта России", установлены тарифы на виды отправлений и услуг, осуществляемые ФГУП "Почта России", в число которых входит отправка простой и заказной корреспонденции.

На основании изложенного, продажа государственных знаков почтовой оплаты не должна рассматриваться как отдельная услуга, так как является подтверждением оплаты оказанных услуг общедоступной связи, в связи с чем заказчик вправе осуществлять закупку у единственного поставщика руководствуясь при этом пунктом 1 части 1 статьи 93 Закона о контрактной системе.

Указанная позиция изложена в Письме ФАС России от 29.11.2016 № РП/82541/16.

Кроме того, представители УФПС Челябинской области филиал ФГУП «Почта России» на заседании Комиссии пояснили, что Приказом Минкомсвязи России от 08.08.2016 N 368 утвержден Порядок применения франкировальных машин, согласно которому установлены, в том числе такие требования, как:

- возможность дистанционного обмена информации с информационными системами организации федеральной почтовой связи;

- использование переменного двухмерного кода;

- использование оттиска клише франкировальной машины синего цвета.

Информационным сообщением Федеральной службы по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций от 30 марта 2017 г. № 1-фм разъяснен порядок предоставления государственной услуги по выдаче разрешений на применение франкировальных машин в связи с вступлением в силу приказа Минкомсвязи России от 08.08.2016 № 368 «Об утверждении Порядка применения франкировальных машин».

Представители УФПС Челябинской области филиал ФГУП «Почта России» отметили, что факт того, что в настоящее время количество франкировальных машин, соответствующих предъявляемым федеральным министерством требованиям незначительно, не может служить основанием не включения законных условий в предмет закупки. Кроме того, у исполнителя есть возможность привлечь субподрядчика по нанесению государственных знаков почтовой оплаты с помощью франкировальной машины. Например, на сайте www.pochta.ru размещена информация о возможности заказа услуги франкирования.

Ко всему прочему, представители заказчика на заседании Комиссии Челябинского УФАС России указали, что ни государственный контракт, ни приложения к нему не содержат обязанности исполнителя оказывать услуги франкирования при исполнении контракта.

Согласно позиции Верховного суда Российской Федерации, указанной в Определении Верховного суда РФ от 14.02.2017г. № 309 КГ16-20324, под общедоступной почтовой связью, относящейся к сфере деятельности субъектов естественных монополий, понимаются действия или деятельность по приему, обработке, перевозке, доставке (вручению) внутренних почтовых отправлений, а также по осуществлению почтовых переводов денежных средств, к которым также относятся уведомления.

Более того, судом указанно на неправомерность отнесения к конкурентным услугам почтовой связи дополнительных почтовых услуг, таких как внутренняя пересылка уведомлений и посылок.

Одновременно Верховный суд Российской Федерации отметил отсутствие законодательного разделения услуг общедоступной связи на относящиеся к сфере естественных монополий, и те, для которых имеется сформировавшийся конкурентный рынок. Пересылка почтового отправления является единым процессом, состоящим из комплекса самостоятельных, но неразрывно связанных между собой действий (услуг), придающих завершение процессу отправки отправителем почтового отправления до его доставки адресату, в том числе с уведомлением о том отправителя.

Таким образом, осуществление комплекса почтовых услуг, в том числе исполнение услуги «уведомление» не может быть осуществлено в отрыве от исполнения услуг отправки, пересылки и доставки почтового отправления, в противном случае не будет достигнута цель оказания заказчику полной услуги по пересылке почтового отправления в соответствии с его потребностями.

Относительно доводов заявителя, касающихся действий заказчика, приводящих к ограничению конкуренции в связи с тем, что исполнение контракта, заключенного в результате закупки у единственного поставщика, может быть осуществлено исключительно ФГУП "Почта России", Комиссия антимонопольного органа отмечает следующее.

В соответствии со статьей 3 Федерального закона от 17.07.1999 N 176-ФЗ "О почтовой связи" почтовая связь в Российской Федерации осуществляется государственными унитарными предприятиями и государственными учреждениями почтовой связи, иными операторами почтовой связи и предназначается для оказания услуг почтовой связи гражданам, органам государственной власти Российской Федерации, органам государственной власти субъектов Российской Федерации, органам местного самоуправления и юридическим лицам.

Статьей 2 Федерального закона от 17.07.1999 N 176-ФЗ "О почтовой связи" установлено, что операторы почтовой связи - организации почтовой связи и индивидуальные предприниматели, имеющие право на оказание услуг почтовой связи.

В силу пункта 36 части 1 статьи 12 Федерального закона от 04.05.2011 N 99-ФЗ "О лицензировании отдельных видов деятельности" лицензированию подлежит оказание услуг связи.

В соответствии с позицией Минэкономразвития России, изложенной в письме от 22.12.2016 № Д28И-3364, заказчик вправе заключить контракт по пересылке внутренней письменной корреспонденции в соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 93 Закона о контрактной системе, независимо от того, включен поставщик в реестр субъектов естественных монополий или нет.

Так, согласно представленным в материалы внеплановой проверки документам, по итогам закупки у единственного поставщика заключен государственный контракт № 37 от 03.04.2019 между заказчиком и ООО «ПОЧТА-СЕРВИС» (лицензия № 170297 от 16.11.2018).

Доказательств, подтверждающих доводы обращения в части нарушения заказчиком статьи 17 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции", заявителем не представлено.

Исходя из материалов внеплановой проверки, информации, представленной сторонами, Комиссия, руководствуясь частью 15 статьи 99 Закона о контрактной системе,

РЕШИЛА:

В ходе проведения внеплановой проверки доводы обращения не нашли своего подтверждения.

Настоящее решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня его принятия.

Председатель Комиссии <…>

Члены комиссии <…>

<…>

Связанные организации

Связанные организации не указаны