Решение (комиссия) №ВЛ/2972/23 Решение (Дело № 95-Ж/2023) от 10 марта 2023 г.

Вид документа
Дата регистрации
Сфера деятельности
Не указана
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

6

 

 

 

Муниципальное образовательное учреждение «Коррекционная школа – интернат г. Катав-Ивановска» Катав-Ивановского муниципального района

456110, Челябинская область, г. Катав-

Ивановск, ул. Красноуральская, 33

 

Управление образования Администрации Катав-Ивановского муниципального района

 

45610, Челябинская область,

г. Катав-Ивановск, ул. Дмитрия Тараканова, д. 27

 

АО «Сбербанк-АСТ»

119435, г. Москва, Саввинский переулок, д. 12, стр. 9

 

Индивидуальному предпринимателю

Лещенко Анне Сергеевне

 

355000, Ставропольский край,

г. Ставрополь, ул. М. Морозова, д. 49, кв. 28

 

 

 

Р Е Ш Е Н И Е

по делу № 074/06/100-517/2023 (95-ж/2023)

 

г. Челябинск, пр. Ленина, 59

Резолютивная часть решения оглашена 03.03.2023

В полном объеме решение изготовлено 09.03.2023

Комиссия по контролю в сфере закупок для государственных и муниципальных нужд Управления Федеральной антимонопольной службы по Челябинской области (далее - Комиссия) в составе:

Председателя Комиссии:

 

-

заместителя руководителя управления – начальника отдела контроля закупок для государственных и муниципальных нужд Челябинского УФАС России,

Членов Комиссии:

 

-

заместителя начальника отдела контроля закупок для государственных и муниципальных нужд Челябинского УФАС России,

 

 

-

специалиста-эксперта отдела контроля закупок для государственных и муниципальных нужд Челябинского УФАС России,

рассмотрев жалобу индивидуального предпринимателя Лещенко Анны Сергеевны (далее ИП Лещенко А.С.), при участии в дистанционном режиме:

- представителя Муниципального общеобразовательного учреждения «Коррекционная школа-интернат г. Катав-Ивановска» Катав-Ивановского муниципального района Федюковой О.А., действующей на основании приказа № 29-к от 06.02.2018,

- представителя Управления образования Администрации Катав-Ивановского муниципального района Мухачевой Н.Е., действующей на основании доверенности № 2 от 01.03.2023;

- представителя Управления образования Администрации Катав-Ивановского муниципального района Шулаковой Т.Н., действующей на основании доверенности № 1 от 01.02.2023;

в отсутствие заявителя, надлежащим образом уведомленного о дате и времени рассмотрения жалобы,

 

У С Т А Н О В И Л А:

 

В Челябинское УФАС России 27.02.2023 поступила жалоба ИП Лещенко А.С. на действия заказчика при проведении электронного аукциона № 0369300290323000021: «Шифр: 74-2023-нр5127 Поставка оборудования для учебных мастерских» (далее – аукцион).

Согласно представленным документам 17.02.2023 Управление образования Администрации Катав-Ивановского муниципального района объявило о проведении аукциона.

Начальная (максимальная) цена контракта – 695 950, 00 рублей.

Срок окончания подачи заявок на участие в аукционе – 27.02.2023.

На момент рассмотрения жалобы ИП Лещенко А.С. контракт не заключен.

Согласно доводам жалобы заявителя заказчиком, в нарушение требований, установленных частью 5 статьи 42 Федерального закона от 05.04.2013 № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» в единой информационной системе размещены разъяснения положений извещения об осуществлении закупки без указания предмета запроса.

Кроме того, данные заказчиком разъяснения изменили суть приложения к извещению об осуществлении закупки «Описание объекта закупки», поскольку заказчик в ответах на запросы указал конкретные модели оборудования.

Представители заказчика и уполномоченного органа с доводами жалобы ИП Лещенко А.С. не согласились, указали, что выгрузка из единой информационной системы извещения о проведении электронного аукциона содержит всю необходимую информацию о предмете запроса, в том числе характеристики объекта закупки. Кроме того, в ответах на запросы заказчик указал только на технические и качественные характеристики объекта закупки. Уточняющая информация по описанию объекта закупки в ответах на запросы не содержит указаний в отношении товарных знаков, знаков обслуживания, фирменных наименований, патентов, полезных моделей, промышленных образцов, наименование страны происхождения товара, требования к товарам, информации, работам, услугам при условии, что такие требования или указания влекут за собой ограничение количества участников закупки.

 

Заслушав пояснения заказчика, изучив представленные документы и материалы, руководствуясь статьей 99 Федерального закона от 05.04.2013 № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» (далее – Закон о контрактной системе), Комиссия пришла к следующим выводам.

 


 

  1. В соответствии с частью 5 статьи 42 Закона о контрактной системе любой участник закупки, зарегистрированный в единой информационной системе, вправе направить с использованием электронной площадки заказчику не более чем три запроса о даче разъяснений положений извещения об осуществлении закупки при проведении электронного конкурса и электронного аукциона не позднее чем за три дня до окончания срока подачи заявок на участие в закупке. Не позднее одного часа с момента поступления такого запроса оператор электронной площадки направляет его с использованием электронной площадки заказчику. Не позднее двух дней со дня, следующего за днем поступления заказчику запроса о даче разъяснения положений извещения об осуществлении закупки, заказчик формирует с использованием единой информационной системы, подписывает усиленной электронной подписью лица, имеющего право действовать от имени заказчика, и размещает в единой информационной системе разъяснение положений извещения об осуществлении закупки с указанием предмета запроса, но без указания участника закупки, от которого поступил такой запрос. Такие разъяснения не должны изменять суть извещения об осуществлении закупки.

В рамках проведения закупки было подано 4 запроса о даче разъяснений положений извещения об осуществлении закупки при проведении аукциона: два запроса от 18.02.2023, один запрос от 20.02.2023, один запрос от 21.02.2023.

Согласно представленным в материалы дела сведениям, заказчиком в регламентированный срок даны разъяснения положений извещения о закупке, при этом на запросы от 18.02.2023 дан один ответ, поскольку текст и содержание 2-х запросов было идентично.

В разъяснениях от 20.02.2023 № 59, от 22.02.2023 № 61, от 22.02.2023 № 62 содержатся темы запросов: «Уточнение по позиции № 4», «Разъяснения» и «Монтаж» соответственно.

Однако указанные формулировки не определяют в полной мере содержания запросов о даче разъяснений положений извещения о закупке не позволяя сделать вывод о соотношении ответов предметам запросов, что не соответствует требованиям части 5 статьи 42 Закона о контрактной системе.

В связи с чем доводы жалобы в указанной части являются обоснованными.

2. В статье 8 Закона о контрактной системе указано, что контрактная система в сфере закупок направлена на создание равных условий для обеспечения конкуренции между участниками закупок. Любое заинтересованное лицо имеет возможность в соответствии с законодательством Российской Федерации и иными нормативными правовыми актами о контрактной системе в сфере закупок стать поставщиком (подрядчиком, исполнителем).

Конкуренция при осуществлении закупок должна быть основана на соблюдении принципа добросовестной ценовой и неценовой конкуренции между участниками закупок в целях выявления лучших условий поставок товаров, выполнения работ, оказания услуг. Запрещается совершение заказчиками, специализированными организациями, их должностными лицами, комиссиями по осуществлению закупок, членами таких комиссий, участниками закупок, операторами электронных площадок, операторами специализированных электронных площадок любых действий, которые противоречат требованиям настоящего Федерального закона, в том числе приводят к ограничению конкуренции, в частности к необоснованному ограничению числа участников закупок.

В силу пункта 5 части 1 статьи 42 Закона о контрактной системе при осуществлении закупки путем проведения открытых конкурентных способов заказчик формирует с использованием единой информационной системы, подписывает усиленной электронной подписью лица, имеющего право действовать от имени заказчика, и размещает в единой информационной системе извещение об осуществлении закупки, содержащее наименование объекта закупки, информацию (при наличии), предусмотренную правилами использования каталога товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, установленными в соответствии с частью 6 статьи 23 настоящего Федерального закона, указание (в случае осуществления закупки лекарственных средств) на международные непатентованные наименования лекарственных средств или при отсутствии таких наименований химические, группировочные наименования.

В соответствии с пунктом 1 части 2 статьи 42 Закона о контрактной системе извещение об осуществлении закупки, если иное не предусмотрено настоящим Федеральным законом, должно содержать описание объекта закупки в соответствии со статьей 33 настоящего Федерального закона.

Пунктом 1 части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе в описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости). В описание объекта закупки не должны включаться требования или указания в отношении товарных знаков, знаков обслуживания, фирменных наименований, патентов, полезных моделей, промышленных образцов, наименование страны происхождения товара, требования к товарам, информации, работам, услугам при условии, что такие требования или указания влекут за собой ограничение количества участников закупки. Допускается использование в описании объекта закупки указания на товарный знак при условии сопровождения такого указания словами "или эквивалент" либо при условии несовместимости товаров, на которых размещаются другие товарные знаки, и необходимости обеспечения взаимодействия таких товаров с товарами, используемыми заказчиком, либо при условии закупок запасных частей и расходных материалов к машинам и оборудованию, используемым заказчиком, в соответствии с технической документацией на указанные машины и оборудование.

Согласно пункту 2 части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе заказчик при описании в документации о закупке объекта закупки должен использовать при составлении описания объекта закупки показатели, требования, условные обозначения и терминологию, касающиеся технических характеристик, функциональных характеристик (потребительских свойств) товара, работы, услуги и качественных характеристик объекта закупки, которые предусмотрены техническими регламентами, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, документами, разрабатываемыми и применяемыми в национальной системе стандартизации, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о стандартизации, иных требований, связанных с определением соответствия поставляемого товара, выполняемой работы, оказываемой услуги потребностям заказчика. Если заказчиком при составлении описания объекта закупки не используются установленные в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, законодательством Российской Федерации о стандартизации показатели, требования, условные обозначения и терминология, в документации о закупке должно содержаться обоснование необходимости использования других показателей, требований, условных обозначений и терминологии.

В соответствии с частью 2 статьи 33 Закона о контрактной системе документация о закупке должна содержать показатели, позволяющие определить соответствие закупаемых товара, работы, услуги требованиям заказчика. При этом указываются максимальные и (или) минимальные значения таких показателей, а также значения показателей, которые не могут изменяться.

Указанная информация позволяет довести до неопределенного круга лиц сведения о потребности заказчика относительно требований к поставляемому товару, что в свою очередь позволит участникам закупки надлежащим образом оформить заявку на участие в закупке.

Тем самым реализуются цели и принципы законодательства о контрактной системе в части прозрачности определения поставщика, равного доступа к участию в торгах и недопустимости ограничения числа участников закупки.

Документация о закупке является по своей правовой природе публичной офертой, которая в силу части 2 статьи 437 Гражданского Кодекса Российской Федерации должна быть полной и безоговорочной и содержать все существенные условия, позволяющие сформировать свое предложение (акцепт) участнику закупки для принятия участия в определении поставщика (подрядчика, исполнителя), в том числе в части описания объекта закупки.

Хозяйствующие субъекты, принимая решение о возможности участия в конкретной закупке, имеют возможность оценить все риски, связанные с исполнением контракта, заключаемого по ее результатам.

При этом формирование потребности заказчика не должно входить в противоречие с общими принципами Закона о контрактной системе в части обеспечения единого порядка потенциальным претендентам и гарантий реализации их права на участие в торгах, эффективность использования бюджетных средств и развитие добросовестной конкуренции, а также соблюдать требования статьи 17 Закона о защите конкуренции, запрещающей совершение любых действий, которые приводят или могут привести к недопущению, ограничению или устранению конкуренции при проведении торгов.

Предметом закупки является «поставка оборудования для учебных мастерских».

В приложении № 1 к извещению об осуществлении закупки содержится описание объекта закупки.

Позиции 1-11 пункта 1.1 описания объекта закупки содержат наименования и показатели, соответствующие по кодам 28.49.12.110, 28.49.12.111 общероссийского классификатора продукции по видам экономической деятельности, утвержденного приказом Росстандарта от 31.01.2014 № 14-ст. (далее – ОКПД-2), и 28.49.12.110-00000001, 28.49.12.110-00000002, 28.49.12.113-00000002 каталога товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд», утвержденного Постановлением Правительства РФ от 08.02.2017 № 145 (далее - КТРУ).

При этом, в описании объекта закупки отсутствуют указания на фирменные наименования, наименования производителя, товарный знак и иная информация, влекущая за собой ограничение количества участников закупки.

Согласно представленным в материалы дела сведениям (письмо от 02.03.2023 № 72) поставка оборудования осуществляется в рамках реализации федерального проекта «Современная школа» национального проекта «Образование», чем обуславливается специфика объекта закупки.

Из пояснений заказчика следует, что при предоставлении разъяснений положений извещения об осуществлении закупки не изменилась суть извещения, поскольку в ответах на запросы заказчик ссылается на технические и качественные характеристики объекта закупки, а не указывает на конкретную модель оборудования.

Само по себе указание в ответах на запросы на технические и качественные характеристики моделей оборудования «ЗУБРТЗСЛ-250» и «MAKITARP2300FC» не нарушает требований законодательства о контрактной системе со стороны заказчика, поскольку лишь свидетельствует о соответствии указанного оборудования требованиям заказчика.

Более того, указание на модели конкретных производителей оборудования не изменяет сути извещения об осуществлении закупки, так как разъяснения заказчика не привели к изменению характеристик приобретаемого оборудования.

Следует отметить, что заявителем не представлены доказательства (руководства по эксплуатации, каталоги и другая документация), которые бы подтверждали доводы жалобы заявителя, что не позволяет сделать вывод об ограничении количества участников закупки.

Доказательства отсутствия объективной потребности в товаре с предусмотренными характеристиками заявителем ни в составе жалобы, ни на заседании Комиссии не представлены.

Из пояснений заказчика следует, что заявитель заявку на участие в аукционе не подавал, что доказывает отсутствие его материально-правовой заинтересованности участия в аукционе.

Кроме того, заявитель не обеспечил участие в заседании Комиссии, не представил какие-либо доказательства, свидетельствующие о невозможности участия в рассматриваемой закупке, а также нарушении его прав и законных интересов.

Согласно материалам дела на участие в рассматриваемом аукционе подана одна заявка, признанная комиссией по осуществлению закупок соответствующей требованиям извещения об осуществлении закупки, что подтверждается протоколом подведения итогов определения поставщика от 01.03.2023.

Более того, наличие достаточной конкурентной среды подтверждается коммерческими предложениями хозяйствующих субъектов, осуществляющих поставку данного вида оборудования, предложивших по позицииям товары, соответствующие потребности Заказчика.

С учетом изложенного, Комиссии Челябинского УФАС России не представляется возможным сделать вывод о наличии в действиях заказчика нарушений статьи 8, пункта 5 части 1, пункта 1 части 2, части 5 статьи 42, пункта 1 части 1, части 2 статьи 33 Закона о контрактной системе, а также об ограничении количества участников закупки.

В данном случае, доводы жалобы заявителя в указанной части не находят своего подтверждения, не доказаны.

Дополнительно антимонопольный орган сообщает, что действия заказчика при осуществлении закупки, которые приводят или могут привести к недопущению, ограничению или устранению конкуренции, могут быть обжалованы в рамках Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее - Закон о защите конкуренции). Заявление о нарушении антимонопольного законодательства подается в соответствии со статьей 44 Закона о защите конкуренции.

В ходе внеплановой проверки установлено следующее.

2. Согласно части 6 статьи 23 Закона о контрактной системе порядок формирования и ведения в единой информационной системе каталога товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, а также правила использования указанного каталога устанавливаются Правительством Российской Федерации.

Из пункта 4 Правил использования каталога товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 08.02.2017 № 145 (далее – Правила № 145) следует, что заказчики обязаны применять информацию, включенную в позицию каталога в соответствии с подпунктами «б» - «г» и «е» - «з» пункта 10 Правил формирования и ведения в единой информационной системе в сфере закупок каталога товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 8 февраля 2017 г. № 145 «Об утверждении Правил формирования и ведения в единой информационной системе в сфере закупок каталога товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд и Правил использования каталога товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд», с указанной в ней даты начала обязательного применения. При этом заказчик обязан при осуществлении закупки использовать информацию, включенную в соответствующую позицию, в том числе указывать согласно такой позиции следующую информацию:

- наименование товара, работы, услуги;

- единицы измерения количества товара, объема выполняемой работы, оказываемой услуги (при наличии);

- описание товара, работы, услуги (при наличии такого описания в позиции).

В подпункте «а» пункта 5 Правил № 145 указано, что заказчик вправе указать в извещении об осуществлении закупки, приглашении и документации о закупке дополнительную информацию, а также дополнительные потребительские свойства, в том числе функциональные, технические, качественные, эксплуатационные характеристики товара, работы, услуги в соответствии с положениями статьи 33 Федерального закона, которые не предусмотрены в позиции каталога, за исключением случая осуществления закупки радиоэлектронной продукции, включенной в перечень радиоэлектронной продукции, происходящей из иностранных государств, в отношении которой устанавливаются ограничения для целей осуществления закупок для обеспечения государственных и муниципальных нужд, утвержденный Постановлением Правительства Российской Федерации от 10 июля 2019 г. № 878 «О мерах стимулирования производства радиоэлектронной продукции на территории Российской Федерации при осуществлении закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, о внесении изменений в постановление Правительства Российской Федерации от 16 сентября 2016 г. № 925 и признании утратившими силу некоторых актов Правительства Российской Федерации», при условии установления в соответствии с указанным постановлением ограничения на допуск радиоэлектронной продукции, происходящей из иностранных государств.

Согласно пункту 6 Правил № 145 в случае предоставления дополнительной информации, предусмотренной пунктом 5 настоящих Правил, заказчик обязан включить в описание товара, работы, услуги обоснование необходимости использования такой информации (при наличии описания товара, работы, услуги в позиции каталога).

Таким образом, при формировании объекта закупки заказчик должен указать обоснование дополнительных показателей, то есть раскрыть необходимость их наличия с точки зрения целей, которые намерен достичь заказчик при приобретении соответствующего товара.

В извещении о закупке товары отнесены к кодам по ОКПД-2 28.49.12.110 «Станки деревообрабатывающие», 28.49.12.111 «Станки деревообрабатывающие круглопильные, ленточнопильные и лобзиковые», КТРУ 28.49.12.110-00000001 «Станок токарный деревообрабатывающий», 28.49.12.110-00000002 «Станок деревообрабатывающий», 28.49.12.113-00000002 «Станок фрезерный деревообрабатывающий».

В пункте 1.1. приложения № 1 к извещению о закупке содержится описание объекта закупки.

Так, в позиции № 8 «Станок токарный по дереву тип 2» указаны следующие показатели:

Назначение

Настольный

Мощность, кВт

0.5 и < 1

Масса станка, т

0.1

Максимальная частота вращения шпинделя, об/мин

3000 и < 4000

Минимальная частота вращения шпинделя, об/мин

100

Максимальное расстояние между центрами, мм

500 и < 750

Максимальный диаметр обработки над станиной, мм

320 и < 400

Материал станины

чугун

Помимо указанных показателей описание объекта закупки содержит показатели «Наименование товара», «Единица измерения», «Количество».

При этом, показатель «Материал станины-чугун» в КТРУ 28.49.12.110-00000002 отсутствует, обоснование необходимости данного показателя не представлено.

Более того, извещение, содержащее описание объекта закупки, сформированное посредством функционала единой информационной системы не содержит показателя «Материал станины-чугун», что свидетельствует о противоречивости размещенных документов и нарушают положения части 2 статьи 33, пункт 1 части 2 статьи 42 Закона о контрактной системе.

Таким образом, отсутствие обоснования необходимости указанного показателя с точки зрения удовлетворения потребности заказчика нарушает часть 6 статьи 23 Закона о контрактной системе, пункты 5, 6 Правил № 145.

При этом Комиссия, принимая во внимание, что выявленные нарушения не повлияли на результаты закупки, а заявка участника закупки признана соответствующей требованиям извещения о закупке, а также учитывая отсутствие у заявителя материально-правовой заинтересованности участия в аукционе, считает возможным в данной ситуации предписание об устранении нарушений законодательства о контрактной системе не выдавать.

В связи с допущенными нарушениями в действиях виновного должностного лица содержатся признаки состава административного правонарушения, предусмотренного главой 7 КоАП РФ.

Комиссия, руководствуясь статьями 99, 106 Закона о контрактной системе и Приказом ФАС России от 19.11.2014 № 727/14 «Об утверждении административного регламента Федеральной антимонопольной службы по исполнению государственной функции по рассмотрению жалоб на действия (бездействие) заказчика, уполномоченного органа, уполномоченного учреждения, специализированной организации, комиссии по осуществлению закупок, ее членов, должностного лица контрактной службы, контрактного управляющего, оператора электронной площадки при определении поставщиков (подрядчиков, исполнителей) для обеспечения государственных и муниципальных нужд»,

 

 

 

РЕШИЛА:

 

1. Признать доводы жалобы ИП Лещенко А.С. на действия заказчика обоснованными в части размещения разъяснений положений извещения об осуществлении закупки без указания предмета запроса.

2. По результатам рассмотрения жалобы признать в действиях заказчика нарушение части 5 статьи 23 Закона о контрактной системе.

3. По результатам проведения внеплановой проверки признать в действиях заказчика нарушения части 6 статьи 23, части 2 статьи 33, пункт 1 части 2 статьи 42 Закона о контрактной системе, пунктов 5, 6 Правил № 145.

4. Предписание об устранении нарушений законодательства о контрактной системе не выдавать, так как выявленные нарушения не повлияли на результаты закупки.

5. Передать материалы жалобы должностному лицу Челябинского УФАС России для рассмотрения вопроса о возбуждении дела об административном правонарушении.

 

 

 

Председатель комиссии

 

 

 

 

   

Члены комиссии:

 

 

 

 

   

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2023-3297

 

 

Связанные организации

Управление образования администрации Катав-Ивановского МР
ИНН 7410004280, ОГРН 1027400756954
ИП Лещенко Анна Сергеевна
ИНН 263501910024, ОГРН 322265100066152
МОУ "Коррекционная школа-интернат г. Катав-Ивановска"
ИНН 7410002533, ОГРН 1027400756690