Решение б/н Решение и предписание № 13-03-18.1/2015 от 17 марта 2015 г.

Вид документа
Дата регистрации
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

г. Челябинск, пр. Ленина, 59

 

Резолютивная часть решения оглашена 11 марта 2015 года.

В полном объеме решение изготовлено 13 марта 2015 года.

 

Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Челябинской области (далее - Комиссия Челябинского УФАС России) по рассмотрению жалоб на нарушение процедуры проведения торгов, иных способов закупок и порядка заключения договоров в составе:

 

Председатель Комиссии:

Члены Комиссии:

 

«…» – заместитель руководителя Челябинского УФАС России;

«…» – ведущий-специалист эксперт отдела контроля естественных монополий, ЖКХ и транспорта Челябинского УФАС России;

 

«…» — ведущий специалист - эксперт отдела контроля естественных монополий, ЖКХ и транспорта Челябинского УФАС России,

 

рассмотрев дело № 13-03-18.1/2015 по жалобе ООО «ТелКом-Связь» на действия (бездействие) специализированной некоммерческой организации – фонд «Региональный оператор капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах Челябинской области» (далее – фонд «Регионального оператора капитального ремонта») при проведении конкурса по отбору организации для оказания услуг по распечатке и доставке счет-квитанций на оплату взноса на капитальный ремонт общего имущества в МКД,  выразившиеся во внесении изменений в конкурсную документацию, а именно: в объединении в один лот всех муниципальных образований Челябинской области:

 в присутствие представителей  фонда «Регионального оператора капитального ремонта», действующих по доверенностям, в отсутствие заявителя, надлежаще извещенного о дате, времени и месте рассмотрения жалобы,

 

УСТАНОВИЛА:

 

В Управление Федеральной антимонопольной службы по Челябинской области (далее - Челябинское УФАС России) поступила жалоба ООО «ТелКом-Связь» на действия (бездействие) фонда «Регионального оператора капитального ремонта» при проведении конкурса по отбору организации для оказания услуг по распечатке и доставке счет-квитанций на оплату взноса на капитальный ремонт общего имущества в МКД,  выразившиеся во внесении изменений в конкурсную документацию, а именно: в объединении в один лот всех муниципальных образований Челябинской области.

 В жалобе (вх. № 3081 от 02.03.2015) указано, что фондом «Регионального оператора капитального ремонта» при проведении конкурса по отбору организации для оказания услуг по распечатке и доставке счет-квитанций на оплату взноса на капитальный ремонт общего имущества в МКД внесены изменения в извещение о проведении конкурса, в соответствии с которыми все лоты конкурса были объединены в один лот.

 По мнению подателя жалобы, объединение в один лот услуг, оказываемых на территориях удаленных друг от друга, ограничивает круг потенциальных участников конкурса.

На заседании Комиссии Челябинского УФАС России представитель  фонда «Регионального оператора капитального ремонта» пояснил следующее.

В соответствии с Положением о порядке проведения закупок товаров, работ, услуг для нужд фонда «Регионального оператора капитального ремонта» на официальном сайте фонда «Регионального оператора капитального ремонта» размещено извещение о проведении конкурса по отбору организации для оказания услуг по распечатке и доставке неконвертованных счет-квитанций на оплату взноса на капитальный ремонт общего имущества в МКД собственникам помещений физическим и юридическим лицам, формирующим фонд капитального ремонта на счете Регионального оператора, и приеме платежей физических лиц при оплате взноса на капитальный ремонт общего имущества в МКД на счет Регионального оператора.

В соответствии с пунктом 3.6 Конкурсной документации 20.02.2015  Заказчиком внесены изменения в извещение о проведении конкурса без изменения предмета конкурса.  Согласно данным изменениям заявки подаются на единый лот по всем муниципальным образованиям Челябинской области, продлен срок окончания подачи заявок, срок вскрытия конвертов с заявками, рассмотрение, сопоставление, оценка заявок и подведения итогов конкурса.

Также представитель заказчика указал, что, объединяя лоты в один, организатор торгов действовал исходя из  целей экономической целесообразности заключения и дальнейшего исполнения договора на оказание услуг.

Изучив материалы дела, заслушав пояснения ответчика, Комиссия Челябинского УФАС России приходит к  выводу о том, что жалоба ООО «ТелКом-Связь»  является обоснованной по следующим основаниям.

Фонд «Регионального оператора капитального ремонта» провел конкурс по отбору организации для оказания услуг по распечатке и доставке неконвертованных счет-квитанций на оплату взноса на капитальный ремонт общего имущества в МКД собственникам помещений физическим и юридическим лицам и приеме платежей физических лиц при оплате взноса на капитальный ремонт общего имущества в МКД.

Документация конкурса размещена на официальном сайте фонда «Регионального оператора капитального ремонта» www.fondcapremont74.ru.

22.01.2015 на официальном сайте фонда «Регионального оператора капитального ремонта» размещено извещение о проведении конкурса, в соответствии с которым заявки претендентов подаются в отношении 9 лотов, отражающих территориальное деление Челябинской области на муниципальные образования.

20.02.2015 заказчиком внесены изменения в извещение о проведении конкурса, в соответствии с которыми  заявки подаются на единый лот по всем муниципальным образованиям Челябинской области.

Комиссия Челябинского УФАС России считает, что объединение в один лот всех муниципальных образований Челябинской области привело к ограничению конкуренции по следующим основаниям.

  Согласно части 1 статьи 17 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее – Закон о защите конкуренции) при проведении торгов, запроса котировок цен на товары запрещаются действия, которые приводят или могут привести к недопущению, ограничению или устранению конкуренции, в том числе:

1) координация организаторами торгов, запроса котировок или заказчиками деятельности его участников;

2) создание участнику торгов, запроса котировок или нескольким участникам торгов, запроса котировок преимущественных условий участия в торгах, запросе котировок, в том числе путем доступа к информации, если иное не установлено федеральным законом;

3) нарушение порядка определения победителя или победителей торгов, запроса котировок;

4) участие организаторов торгов, запроса котировок или заказчиков и (или) работников организаторов торгов, запроса котировок или работников заказчиков в торгах, запросе котировок.

Перечень нарушений, перечисленный в части 1 статьи 17 Закона о защите конкуренции, не является исчерпывающим, и для квалификации действий по организации и проведению торгов как нарушающих требования антимонопольного законодательства необходимы установление и оценка последствий тех или иных нарушений законодательства с точки зрения их фактического либо возможного влияния на конкурентную среду в конкретном случае.

При первоначальном размещении информации в отношении конкурса заявки принимались по 9 лотам:

  • 1 лот – Копейский городской округ, Челябинский городской округ;
  • 2 лот – Магнитогорский городской округ;
  • 3 лот – Златоустовский городской округ;
  • 4 лот – Миасский городской округ;
  • 5 лот – Озерский городской округ;
  • 6 лот – Снежинский городской округ;
  • 7 лот – Трехгорный городской округ;
  • 8 лот – Чебаркульский городской округ;
  •  

При внесении изменений в конкурсную документацию, заказчиком указанные муниципальные образования были объединены в один лот.

Муниципальные районы и городские округа, в которых необходимо оказывать услуги по распечатке и доставке счет-квитанций, являются самостоятельными муниципальными образованиями, друг от друга удалены, технологическая и функциональная связь между услугами, являющимися предметом конкурса, отсутствует.

В каждом из указанных муниципальных образованиях присутствуют организации, которые профессионально оказывают услуги по распечатке и доставке  счет-квитанций на оплату каких-либо услуг, в том числе коммунальных. В число таких организаций входят расчетно-кассовые центры, управляющие организации, организации, оказывающие почтовые услуги.

При этом не все организации, оказывающие услуги по распечатке и доставке  счет-квитанций, могут обеспечить свое присутствие в каждом муниципальном образовании Челябинской области.

Формирование лота посредством включения в его состав нескольких самостоятельных муниципальных образований фактически привело к ограничению  числа потенциальных участников конкурса, заинтересованных в оказании услуг по распечатке и доставке  счет-квитанций на территории одного муниципального образования, а не на территории всей области, что подтверждается поступившей жалобой ООО «ТелКом-Связь».

Также Комиссия Челябинского УФАС России отмечает, что на территории Челябинской области имеются закрытые муниципальные образования, доступ на территорию которых затруднен либо невозможен.

   В соответствии с Законом России от 14.07.1992 № 3297-1 «О закрытом административно-территориальном образовании» на территории закрытого административно-территориального образования установлен особый режим безопасного функционирования организаций и (или) объектов, в соответствии с которым введено ограничение на право ведения хозяйственной и предпринимательской деятельности, владения, пользования и распоряжения природными ресурсами, недвижимым имуществом.

Таким образом, объединение в один лот всех муниципальных образований Челябинской области приводит к невозможности участия в конкурсе хозяйствующих субъектов, которые не оказывают услуги на территории закрытого административно-территориального образования.

Комиссия Челябинского УФАС России, проанализировав рынок услуг по распечатке и доставке  счет-квитанций, пришла к выводу, что единственной организацией, которая может обеспечить свое присутствие в каждом муниципальном образовании Челябинской области, в том числе и в закрытом административно-территориальном образовании, является ФГУП «Почта России».

Таким образом, при проведении конкурса на право заключения договора оказания услуг по распечатке и доставке неконвертованных счет-квитанций на оплату взноса на капитальный ремонт общего имущества в МКД собственникам помещений физическим и юридическим лицам и приеме платежей физических лиц при оплате взноса на капитальный ремонт общего имущества в МКД для ФГУП «Почта России» созданы преимущественные условия участия в конкурсе.

Также Комиссия Челябинского УФАС России отмечает, что заключение договора на оказание услуг между фондом «Регионального оператора капитального ремонта» и победителем конкурса при подобных условиях формирования лота конкурса  в дальнейшем приведет к тому, что победитель займет доминирующее положение на рынке услуг по распечатке и доставке  счет-квитанций на оплату взноса на капитальный ремонт общего имущества в МКД на территории Челябинской области.

   В соответствии со статьей 5 Закона о защите конкуренции доминирующим положением признается положение хозяйствующего субъекта (группы лиц) или нескольких хозяйствующих субъектов (групп лиц) на рынке определенного товара, дающее такому хозяйствующему субъекту (группе лиц) или таким хозяйствующим субъектам (группам лиц) возможность оказывать решающее влияние на общие условия обращения товара на соответствующем товарном рынке, и (или) устранять с этого товарного рынка других хозяйствующих субъектов, и (или) затруднять доступ на этот товарный рынок другим хозяйствующим субъектам.

  Может быть признано доминирующим положение хозяйствующего субъекта, доля которого на рынке определенного товара превышает тридцать пять процентов.

Также  доминирующим признается положение каждого хозяйствующего субъекта из нескольких хозяйствующих субъектов (за исключением финансовой организации), в случае, если совокупная доля не более чем трех хозяйствующих субъектов, доля каждого из которых больше долей других хозяйствующих субъектов на соответствующем товарном рынке, превышает пятьдесят процентов, или совокупная доля не более чем пяти хозяйствующих субъектов, доля каждого из которых больше долей других хозяйствующих субъектов на соответствующем товарном рынке, превышает семьдесят процентов.

 При этом одним из конституционных принципов является принцип поддержки конкуренции, которым должны руководствоваться в своей деятельности федеральные органы исполнительной власти, органы государственной власти субъектов Российской Федерации, органы местного самоуправления, иные осуществляющие функции указанных органов органы и организации, организации, участвующие в предоставлении государственных или муниципальных услуг, а также государственные внебюджетные фонды.

  Следовательно, в целях соблюдения принципа поддержки конкуренции заказчиком должны быть сформированы лоты с учетом особенностей статьи 5 Закона о защите конкуренции.

Кроме того, согласно конкурсной документации каждый участник конкурса в качестве обеспечения заявки на участие в конкуре должен внести платеж в размере 1% от начальной (максимальной) цены договора.

При условиях первоначального извещения о проведении конкурса было объявлено 9 лотов, по каждому лоту была установлена  начальная (максимальная) цена договора. Размер обеспечения заявки составлял:

  • 1 лот – 145 638 рублей;
  • 2 лот – 51 822 рубля;
  • 3 лот – 20 394 рубля;
  • 4 лот – 19 834 рубля;
  • 5 лот – 12 623 рубля;
  • 6 лот – 6 648 рублей;
  • 7 лот – 4 229 рублей;
  • 8 лот – 4 116 рублей;

-    9 лот – 148 481 рубль.

В дальнейшем, при объединении лотов в один, произошло также и увеличение начальной (максимальной) цены договора, а следовательно и увеличение размера платежа, необходимого для обеспечения заявки, который составил 413 785 рублей, что в свою очередь привело к ограничению круга потенциальных участников конкурса.

Объединение в один лот всех муниципальных образований Челябинской области нарушает принцип доступности при проведении торгов, исключает возможность участия в торгах отдельных претендентов, ограничивает возможность соперничества и приводит к ограничению конкуренции при проведении торгов.

Более того, следует иметь ввиду, что в соответствии с уставом фонда «Регионального оператора капитального ремонта» данная организация образована в целях обеспечения проведения капитального ремонта общего имущества МКД.

Учредителем фонда «Регионального оператора капитального ремонта» является Челябинская область в лице Министерства строительства, инфраструктуры и дорожного хозяйства Челябинской области.

Согласно пояснениям представителя фонда «Регионального оператора капитального ремонта» денежные средства, которые будут выплачены по договору  оказания услуг по распечатке и доставке неконвертованных счет-квитанций на оплату взноса на капитальный ремонт общего имущества в МКД, выделены учредителем фонда «Регионального оператора капитального ремонта».

Следовательно,  цель деятельности фонда «Регионального оператора капитального ремонта» имеет общественное значение, а средства, за счет которых данная организация выполняет поставленную цель, выделены из бюджета Челябинской области.

В свою очередь основным принципом расходования бюджетных денежных средств является принцип целевого и экономически эффективного расходования денежных средств на приобретение товаров, работ, услуг и реализация мер, направленных на сокращение издержек заказчика.

  При этом закупочная деятельность заказчика должна основываться на принципах открытости, прозрачности информации, обеспечения конкуренции. Заказчиком должны быть созданы равные условия для обеспечения конкуренции между участниками конкурентных процедур. Любое заинтересованное лицо имеет возможность в соответствии с законодательством Российской Федерации и иными нормативными правовыми актами быть участником конкурентных процедур.

 Конкуренция должна быть основана на соблюдении принципа добросовестной ценовой и неценовой конкуренции между участниками  в целях выявления лучших условий поставок товаров, выполнения работ, оказания услуг.    

 Заказчики, специализированные организации, не должны допускать действия, которые приводят к ограничению конкуренции, в частности к необоснованному ограничению числа участников.

Таким образом, фонд «Регионального оператора капитального ремонта»  при  проведении конкурсных процедур должен не допускать действия, которые приводят или могут привести к недопущению, ограничению или устранению конкуренции.

Довод ответчика о том, что, объединяя лоты в один, организатор торгов действовал исходя из  целей экономической целесообразности заключения и дальнейшего исполнения договора на оказание услуг, Комиссия Челябинского УФАС России считает необоснованным, поскольку заинтересованность заказчика в выборе единой организации для повышения возможности наиболее эффективного оказания услуг, являющихся предметом конкурса, не исключает обязательность соблюдения при формировании конкурсной документации требований части 1 статьи 17 Закона о защите конкуренции.

Таким образом, действия фонда «Регионального оператора капитального ремонта» при проведении конкурса по отбору организации для оказания услуг по распечатке и доставке счет-квитанций на оплату взноса на капитальный ремонт общего имущества в МКД,  выразившиеся во внесении изменений в конкурсную документацию, а именно: в объединении в один лот всех муниципальных образований Челябинской области, являются нарушением части 1 статьи 17 Закона о защите конкуренции.

           На основании изложенного и руководствуясь частью 20 статьи 18.1 Закона о защите конкуренции Комиссия,

 

РЕШИЛА:

 

1. Признать жалобу ООО «ТелКом-Связь» на действия фонда «Регионального оператора капитального ремонта» обоснованной.

2. Признать действия фонда «Регионального оператора капитального ремонта» при проведении конкурса  по отбору организации для оказания услуг по распечатке и доставке неконвертованных счет-квитанций на оплату взноса на капитальный ремонт общего имущества в МКД собственникам помещений физическим и юридическим лицам, формирующим фонд капитального ремонта на счете Регионального оператора, и приеме платежей физических лиц при оплате взноса на капитальный ремонт общего имущества в МКД на счет Регионального оператора,  выразившиеся во внесении изменений в конкурсную документацию, а именно: в объединении в один лот всех муниципальных образований Челябинской области, нарушением части 1 статьи 17 Закона о защите конкуренции.

3. Выдать фонду «Регионального оператора капитального ремонта» предписание об устранении нарушений порядка организации и проведения торгов.

 

 

 

Председатель Комиссии

 

Члены Комиссии

 

                                                                                                               

  

Решение может быть обжаловано в течение трех месяцев со дня его принятия.

 

ПРЕДПИСАНИЕ № 5

  по делу № 13-03-18.1/2015

 

11 марта 2015 года                                                             г. Челябинск, пр. Ленина, 59 

 

Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Челябинской области (далее - Комиссия Челябинского УФАС России) по рассмотрению жалоб на нарушение процедуры проведения торгов, иных способов закупок и порядка заключения договоров в составе:

 

Председатель Комиссии:

Члены Комиссии:

 

«…» - заместитель руководителя Челябинского УФАС России;

«…»  - ведущий специалист-эксперт отдела контроля естественных монополий, ЖКХ и транспорта Челябинского УФАС России;

 

«…» – ведущий специалист - эксперт отдела контроля естественных монополий, ЖКХ и транспорта Челябинского УФАС России,

руководствуясь частью 20 статьи 18.1 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее - Закон о защите конкуренции), на основании своего решения от 11.03.2015 № 13-03-18.1/2015 по жалобе ООО «ТелКом-Связь» на действия (бездействие) специализированной некоммерческой организации – фонд «Региональный оператор капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах Челябинской области» (далее – фонд «Регионального оператора капитального ремонта») при проведении конкурса по отбору организации для оказания услуг по распечатке и доставке счет-квитанций на оплату взноса на капитальный ремонт общего имущества в МКД,  выразившиеся во внесении изменений в конкурсную документацию, а именно: в объединении в один лот всех муниципальных образований Челябинской области,

ПРЕДПИСЫВАЕТ:

 

  1. Фонду «Регионального оператора капитального ремонта» прекратить нарушение части 1 статьи 17 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» при проведении конкурса по отбору организации для оказания услуг по распечатке и доставке счет-квитанций на оплату взноса на капитальный ремонт общего имущества в МКД,  выразившиеся во внесении изменений в конкурсную документацию, а именно: в объединении в один лот всех муниципальных образований Челябинской области;

2. Фонду «Регионального оператора капитального ремонта»  при проведении конкурса по отбору организации для оказания услуг по распечатке и доставке неконвертованных счет-квитанций на оплату взноса на капитальный ремонт общего имущества в МКД собственникам помещений физическим и юридическим лицам, формирующим фонд капитального ремонта на счете Регионального оператора, и приеме платежей физических лиц при оплате взноса на капитальный ремонт общего имущества в МКД на счет Регионального оператора, обеспечить формирование лотов согласно части 1 статьи 17 Закона о защите конкуренции;

3. Фонду «Регионального оператора капитального ремонта»  в течение 2 дней после опубликования извещения о проведении указанного конкурса представить в Челябинское УФАС России копии: извещения о проведении конкурса, утвержденной документации со всеми приложениями, доказательства размещения извещения о проведении  конкурса  в  сети Интернет.

 

 

Председатель Комиссии                                                                                 

 

Члены Комиссии                                                                                            

                                                                                                           

                                                                                                                    

   

Предписание может быть обжаловано в течение трех месяцев со дня его выдачи.

Примечание. За невыполнение в установленный срок законного предписания антимонопольного органа Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность.

Привлечение к ответственности, предусмотренной законодательством Российской Федерации, не освобождает от обязанности исполнить предписание антимонопольного органа.                                                                 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Связанные организации

Связанные организации не указаны