Определение б/н Определение по делу № 13-07/17 от 3 августа 2017 г.

Вид документа
Дата регистрации
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

 

 

ОПРЕДЕЛЕНИЕ

о назначении дела № 13-07/17

о нарушении антимонопольного законодательства к рассмотрению

 

«14» июля 2017 года г. Челябинск, пр. Ленина, 59

 

Председатель Комиссии Управления Федеральной антимонопольной службы по Челябинской области (далее – Челябинское УФАС России) по рассмотрению дела о нарушении антимонопольного законодательства (далее – Комиссия),

 

У С Т А Н О В И Л:

В Челябинское УФАС России поступило заявление физического лица (далее - Заявитель) на неправомерные действия Муниципального бюджетного учреждения «Капитальное строительство» (далее - МБУ «Капитальное строительство»), Администрации Златоустовского городского округа (далее – Администрация), ООО «Златоустгазстрой», выразившиеся в заключении муниципальных контрактов № 40 от 20.11.2014, № 41 от 20.11.2014, № 40/1 от 22.01.2015, № 17 от 11.09.2015, № 27 от 10.12.2015 на выполнение работ по газоснабжению объектов, находящихся на территории Златоустовского городского округа, без проведения торгов.

Постановлением Администрации от 22.01.2010 № 21-п создана комиссия по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций и обеспечению пожарной безопасности Златоустовского городского округа.

12.09.2011 Администрацией Распоряжением № 1318-р создано муниципальное бюджетное учреждение «Капитальное строительство».

Согласно пункту 6 раздела 2 Постановления Администрации № 506-П от 06.12.2013 «Об утверждении муниципальной программы Златоустовского городского округа «Капитальное строительство объектов собственности Златоустовского городского округа» в сфере строительства объектов Златоустовского округа постановлением Администрации от 27.06.2012 г. № 218-п МБУ «Капитальное строительство» наделено функцией муниципального заказчика, в соответствии с которой выполняет работу заказчика-застройщика по проектированию, строительству, реконструкции, монтажу, ремонту объектов капитального строительства муниципальной собственности, обеспечивает ведение технического надзора и контроля за объектами строительства, заключение договоров для ведения строительства объектов «под ключ», осуществляет контроль за законным, экономным, эффективным и целесообразным использованием финансовых и материальных ресурсов.

Таким образом, МБУ «Капитальное строительство» - орган, осуществляющий функции органа местного самоуправления. В соответствии с положениями законодательства о контрактной системе (часть 5 статьи 24 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» (далее – Закон о контрактной системе) оно выбирает способ определения поставщика (подрядчика, исполнителя).

По запросу Челябинского УФАС России Администрацией и МБУ «Капитальное строительство» представлены письменные пояснения (исх. № 5397 от 15.06.2017 и исх. № 491 от 16.06.2017), из содержания которых следует, что муниципальные контракты № 40 от 20.11.2014, № 41 от 20.11.2014, № 40/1 от 22.01.2015 заключены на основании решения комиссии по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций и обеспечению пожарной безопасности № 19 от 30.10.2014 (далее – Решение № 19 от 30.10.2014); муниципальный контракт № 27 от 10.12.2015 заключен на основании решения комиссии по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций и обеспечению пожарной безопасности № 17 от 08.12.2015 (далее – Решение № 17 от 08.12.2015), муниципальный контракт № 17 от 11.09.2015 заключен на основании договора № 5/К о финансировании мероприятий по строительству газопроводов и газовых сетей в 2015 году от 24.04.2015, заключенного между Министерством строительства, инфраструктуры и дорожного хозяйства Челябинской области (далее – Министерство) и Администрацией.

В ходе рассмотрения представленных документов, установлено, что в соответствии с Решениями № 19 от 30.10.2014, № 17 от 08.12.2015 на основании пункта 9 части 1 статьи 93 Закона о контрактной системе работы, в том числе строительно-монтажные, по газоснабжению г. Златоуста Челябинской области признаны как неотложные и чрезвычайные.

На основании Решения № 19 от 30.10.2014 между МБУ «Капитальное строительство» и ООО «Златоустгазстрой» заключены:

  1. муниципальный контракт № 40 от 20.11.2014, предметом которого является выполнение работ по газоснабжению жилых домов пос. Назаровский (II очередь) в г. Златоуст Челябинской области; сроки выполнения работ – с 20.11.2014 по 10.05.2015, стоимость работ по данному контракту – 17 382 222 рубля.
  2. муниципальный контракт № 41 от 20.11.2014, предметом которого является выполнение работ по газоснабжению жилых домов по ул. Фабричная, Машиностроителей в г. Златоусте Челябинской области; сроки выполнения работ – с 20.11.2014 по 31.12.2014, стоимость работ по данному контракту – 4 768 170 рублей.
  3. муниципальный контракт № 40/1 от 22.01.2015, предметом которого является выполнение работ по газоснабжению жилых домов пос. Чапаевский в г. Златоусте; сроки выполнения работ – с 22.01.2015 по 22.04.2015 (по 31.12.2016 с учетом дополнительного соглашения № 2 от 16.05.2016), стоимость работ по данному контракту – 47 672 594 рубля (51 191 218 рублей согласно дополнительному соглашению № 4 от 11.09.2015).

На основании Решения № 17 от 08.12.2015 между МБУ «Капитальное строительство» и ООО «Златоустгазстрой» заключен муниципальный контракт № 27 от 10.12.2015, предметом которого является выполнение комплекса строительно-монтажных работ по объекту: «Канализационный коллектор диаметром 500 мм. по ул. Ленина от площади III Интернационала до ул. Бушуева в г. Златоусте»; срок начала выполнения работ – в течение 1 рабочего дня с момента передачи исходных данных. Срок передачи исходных данных – в течение 1 рабочего дня с момента заключения муниципального контракта; срок окончания выполнения работ – 15.12.2015; стоимость работ по данному контракту – 14 808 489 рублей 48 копеек.

Указанное свидетельствует о наличии между Администрацией, МБУ «Капитальное строительство», ООО «Златоустгазстрой» соглашения, направленного на заключение муниципальных контрактов на выполнение работ по газоснабжению без проведения торгов.

Согласно договору № 27/К о финансировании мероприятий по строительству газопроводов и газовых сетей на 2014 год от 01.09.2014, заключенному между Министерством и Администрацией, в 2014 году из средств областного бюджета направляется в доход местного бюджета 20 063 529,00 рублей (в редакции дополнительного соглашения № 1 от 09.12.2014), в том числе:

- 4 768 170 – газоснабжение жилых домов по улицам Фабричная, Машиностроителей в городе Златоуст Челябинской области;

- 4 177 770 – газоснабжение жилых домов поселка Назаровский (II очередь) в г. Златоуст Челябинской области.

Уведомлением об изменении бюджетных назначений № 19606 от 01.12.2014 Министерством направлена субсидия на газоснабжение жилых домов по улицам Фабричная, Машиностроителей в городе Златоуст Челябинской области в размере 4 768 170 рублей.

Уведомлением об изменении бюджетных назначений № 19586 от 01.12.2014 Министерством направлена субсидия на газоснабжение жилых домов поселка Назаровский (II очередь) в городе Златоуст Челябинской области в размере 4 177 770 рублей.

В соответствии с Постановлением Правительства Челябинской области от 18.03.2015 N 105-П «О распределении субсидий местным бюджетам на строительство газопроводов и газовых сетей в 2015 году», Уведомлением № 2-2К по расчетам между бюджетами по межбюджетным трансфертам от 24.04.2015 Министерством направлены денежные средства на мероприятия по строительству газопроводов и газовых сетей в размере 13 300 000 рублей.

Согласно договору № 5/К о финансировании мероприятий по строительству газопроводов и газовых сетей в 2015 году от 24.04.2015, заключенному между Министерством и Администрацией, в 2015 году из средств областного бюджета направляется в доход местного бюджета 13 300 000 рублей, в том числе:

- 15 303 745 – газоснабжение жилых домов поселка Чапаевский в городе Златоуст Челябинской области;

- 11 534.122 – газоснабжение жилых домов поселка Назаровский (II очередь) в г. Златоуст Челябинской области.

- 4 762 133 – газоснабжение жилых домов по ул. Земляничная, Калиновая, Вишневая, Малиновая.

 

В соответствии с Постановлением Правительства Челябинской области № 365-П от 16.07.2015 «О внесении изменения в постановление Правительства Челябинской области от 18.03.2015 г. N 105-П», Уведомлением № 2-2К по расчетам между бюджетами по межбюджетным трансфертам от 27.07.2015 Министерством направлены денежные средства на мероприятия по строительству газопроводов и газовых сетей в размере 13 200 000 рублей.

В соответствии с Постановлением Правительства Челябинской области № 607-П от 20.11.2015, Уведомлением № 2-6К по расчетам между бюджетами от 18.12.2015 Министерством направлены денежные средства на мероприятия по строительству газопроводов и газовых сетей в размере 5 100 000 рублей.

Иных сведений о наличии денежных средств (лимитов бюджетных обязательств) в целях капитальных вложений в объекты капитального строительства муниципальной собственности Златоустовского городского округа на момент заключения муниципальных контрактов не представлено, антимонопольным органом не получено.

Таким образом, муниципальные контракты № 40 от 20.11.2014, № 41 от 20.11.2014, № 40/1 от 22.01.2015, № 17 от 08.12.2015, № 27 от 10.12.2015 заключены в отсутствие лимитов бюджетных обязательств.

 

Отношения, направленные на обеспечение государственных и муниципальных нужд в целях повышения эффективности, результативности осуществления закупок товаров, работ, услуг, обеспечения гласности и прозрачности осуществления таких закупок, предотвращения коррупции и других злоупотреблений в сфере таких закупок, регулируются Законом о контрактной системе.

Целями регулирования названного Федерального закона являются обеспечение единства экономического пространства, создание условий для своевременного и полного удовлетворения потребностей заказчиков в товарах, работах, услугах с необходимыми показателями цены, качества и надежности, эффективное использование денежных средств, расширение возможностей участия юридических и физических лиц в закупке товаров, работ, услуг для нужд заказчиков и стимулирование такого участия, развитие добросовестной конкуренции, обеспечение гласности и прозрачности закупки, предотвращение коррупции и других злоупотреблений.

Участником закупки может быть любое юридическое лицо или несколько юридических лиц, выступающих на стороне одного участника закупки, независимо от организационно-правовой формы, формы собственности, места нахождения и места происхождения капитала либо любое физическое лицо или несколько физических лиц, выступающих на стороне одного участника закупки, в том числе индивидуальный предприниматель или несколько индивидуальных предпринимателей, выступающих на стороне одного участника закупки, которые соответствуют требованиям, установленным заказчиком в соответствии с положением о закупке (часть 5 статьи 3 Закона о контрактной системе).

Частью 1 статьи 72 Бюджетного кодекса Российской Федерации (далее – БК РФ) установлено, что закупки товаров, работ, услуг для обеспечения государственных (муниципальных) нужд осуществляются в соответствии с законодательством Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд с учетом положений БК РФ.

Государственные (муниципальные) контракты заключаются в соответствии с планом-графиком закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных (муниципальных) нужд, сформированным и утвержденным в установленном законодательством Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд порядке, и оплачиваются в пределах лимитов бюджетных обязательств (часть 2 статьи 72 БК РФ).

Часть 2 статьи 8 Закона о контрактной системе предусматривает, что конкуренция при осуществлении закупок должна быть основана на соблюдении принципа добросовестной ценовой и неценовой конкуренции между участниками закупок в целях выявления лучших условий поставок товаров, выполнения работ, оказания услуг.

Запрещается совершение заказчиками, специализированными организациями, их должностными лицами, комиссиями по осуществлению закупок, членами таких комиссий, участниками закупок любых действий, которые противоречат требованиям Закона о контрактной системе, в том числе приводят к ограничению конкуренции, в частности к необоснованному ограничению числа участников закупок.

Под определением поставщика (подрядчика, исполнителя) в статье 3 Закона о контрактной системе понимается совокупность действий, которые осуществляются заказчиками в порядке, установленном Законом о контрактной системе, начиная с размещения извещения об осуществлении закупки товара, работы, услуги для обеспечения государственных нужд (федеральных нужд, нужд субъекта Российской Федерации) или муниципальных нужд либо в установленных названным Федеральным законом случаях с направления приглашения принять участие в определении поставщика (подрядчика, исполнителя) и завершаются заключением контракта.

Осуществляя свою деятельность, Администрация, МБУ «Капитальное строительство» и ООО «Златоустгазстрой» должны знать положения федерального законодательства и соблюдать их требования.

Частью 1 статьи 24 Закона о контрактной системе определено, что заказчики при осуществлении закупок используют конкурентные способы определения поставщиков (подрядчиков, исполнителей) или осуществляют закупки у единственного поставщика (подрядчика, исполнителя).

Под конкурентными способами определения поставщиков (подрядчиков, исполнителей) в части 2 статьи 24 Закона о контрактной системе понимаются являются конкурсы, аукционы, запрос котировок, запрос предложений.

Закупка у единственного поставщика (подрядчика, исполнителя) не относится к конкурентным способами определения поставщиков (подрядчиков, исполнителей), не позволяет хозяйствующим субъектам принять участие в закупки и предложить лучшие условия исполнения контракта и/или наименьшую цену контракта, исключает фактор конкуренции между участниками закупки.

В силу части 5 статьи 24 Закона о контрактной системе заказчик выбирает способ определения поставщика (подрядчика, исполнителя) в соответствии с положениями главы 3 Закона о контрактной системе. При этом он не вправе совершать действия, влекущие за собой необоснованное сокращение числа участников закупки.

Частью 2 статьи 48 Закона о контрактной системе установлено, что Заказчик во всех случаях осуществляет закупку путем проведения открытого конкурса, за исключением случаев, предусмотренных статьями 56, 57, 59, 72, 83, 84 и 93 Закона о контрактной системе.

В соответствии с частью 2 статьи 59 Закона о контрактной системе заказчик обязан проводить электронный аукцион в случае, если осуществляются закупки товаров, работ, услуг, включенных в перечень, установленный Правительством Российской Федерации, либо в дополнительный перечень, установленный высшим исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации при осуществлении закупок товаров, работ, услуг для обеспечения нужд субъекта Российской Федерации, за исключением случаев закупок товаров, работ, услуг путем проведения запроса котировок, запроса предложений, осуществления закупки у единственного поставщика (подрядчика, исполнителя) с учетом требований названного закона.

При этом частью 3 статьи 59 Закона о контрактной системе установлено, что заказчик имеет право осуществлять путем проведения электронного аукциона закупки товаров, работ, услуг, не включенных в указанные в части 2 названной статьи перечни.

Следовательно, закупка на выполнение работ по газоснабжению жилых домов, а также строительно-монтажных работ по объекту: «Канализационный коллектор диаметром 500 мм по ул. Ленина от площади 3 Интернационала до ул. Бушуева в г. Златоусте» должна быть осуществлена путем проведения торгов.

В части 1 статьи 80 Закона о контрактной системе предусмотрена процедура проведения заказчиком в целях ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций природного или техногенного характера предварительного отбора участников закупки, квалификация которых соответствует предъявляемым требованиям и которые в возможно короткий срок без предварительной оплаты и (или) с отсрочкой платежа могут осуществить выполнение необходимых работ. По результатам предварительного отбора составляется перечень подрядчиков в целях последующего осуществления закупок у них работ путем проведения запроса котировок с учетом особенностей, предусмотренных статьей 82 Закона о контрактной системе.

Перечень товаров, работ, услуг, необходимых для оказания гуманитарной помощи либо ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций природного или техногенного характера, устанавливается Правительством Российской Федерации.

В части 3 статьи 80 Закона о контрактной системе предусмотрено, что в случае, если возникает потребность в работах, не предусмотренных этим перечнем, закупки данных работ осуществляются в соответствии с настоящим Федеральным законом. При этом, если вследствие непреодолимой силы возникла потребность в товарах, работах, услугах, не предусмотренных этим перечнем, и применение иных способов определения поставщиков (подрядчиков, исполнителей) нецелесообразно в связи с затратой времени, осуществляется закупка у единственного поставщика (подрядчика, исполнителя).

Так, осуществление закупки у единственного поставщика (подрядчика, исполнителя) на основании пункта 9 части 1 статьи 93 Закона о контрактной системе может осуществляться заказчиком в случае закупки определенных работ вследствие аварии, иных чрезвычайных ситуаций природного или техногенного характера и применение иных способов определения поставщика (подрядчика, исполнителя), требующих затрат времени, нецелесообразно. Заказчик вправе заключить в соответствии с настоящим пунктом контракт на выполнение работы в объеме, который необходим для ликвидации последствий, возникших вследствие аварии, иных чрезвычайных ситуаций природного или техногенного характера.

В Определении Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 30.07.2013 № ВАС-9962/13 указано, что обстоятельства, которые могут служить обоснованием причин заключения контракта с единственным исполнителем, в случае если возникла потребность в определенных товарах, работах, услугах вследствие непреодолимой силы, в связи с чем применение иных способов размещения заказа, требующих затрат времени, нецелесообразно, должны обладать свойствами внезапности, чрезвычайности и непредотвратимости. Наличие возможности у заказчика прогнозировать и контролировать сложившуюся ситуацию в течение определенного периода времени свидетельствует о неправомерности заключения контракта избранным способом, то есть без проведения торгов.

В связи с этим обстоятельства, указанные в Решениях № 19 от 30.10.2014 и № 17 от 08.12.2015, не могут являться основаниями для заключения муниципального контракта без проведения торгов с единственным поставщиком (исполнителем, подрядчиком) в соответствии с пунктом 9 части 1 статьи 93 Закона о контрактной системе, поскольку не являются чрезвычайной ситуацией, обстоятельствами непреодолимой силы, не направлены на ликвидацию последствий, возникших вследствие аварии, чрезвычайной ситуации природного или техногенного характера.

В соответствии со статьей 1 Федерального закона от 21.12.1994 № 68-ФЗ «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера» чрезвычайная ситуация – это обстановка на определенной территории, сложившаяся в результате аварии, опасного природного явления, катастрофы, стихийного или иного бедствия, которые могут повлечь или повлекли за собой человеческие жертвы, ущерб здоровью людей или окружающей среде, значительные материальные потери и нарушение условий жизнедеятельности людей; ликвидация чрезвычайных ситуаций - это аварийно-спасательные и другие неотложные работы, проводимые при возникновении чрезвычайных ситуаций и направленные на спасение жизни и сохранение здоровья людей, снижение размеров ущерба окружающей среде и материальных потерь, а также на локализацию зон чрезвычайных ситуаций, прекращение действия характерных для них опасных факторов.

В рассматриваемом случае выполнение работ по газоснабжению жилых домов, а также строительно-монтажных работ по объекту: «Канализационный коллектор диаметром 500 мм по ул. Ленина от площади 3 Интернационала до ул. Бушуева в г. Златоусте» осуществляется не в целях устранения результатов аварии, опасного природного явления, катастрофы, стихийного или иного бедствия, а обоснована иными обстоятельствами, которые не являются чрезвычайной ситуацией либо влиянием непреодолимой силы в том смысле, в котором данные понятия используются в целях реализации Закона о контрактной системе.

Кроме того, выполнение работ по газоснабжению жилых домов, а также строительно-монтажных работ по объекту: «Канализационный коллектор диаметром 500 мм по ул. Ленина от площади 3 Интернационала до ул. Бушуева в г. Златоусте» не относится к аварийно-спасательным и другим неотложным работам, проводимым при возникновении чрезвычайных ситуаций и направленным на спасение жизни и сохранение здоровья людей и др.

Соответственно, указанные контракты не могут быть заключены на основании пункта 9 части 1 статьи 93 Закона о контрактной системе, то есть без проведения конкурентных процедур.

Действия Администрации в лице Комиссии по принятию Решений № 19 от 30.10.2014 и № 17 от 08.12.2015, в соответствии с которыми МБУ «Капитальное строительство» дано распоряжение на заключение муниципальных контрактов № 40 от 20.11.2014, № 41 от 20.11.2014, № 40/1 от 22.01.2015, № 27 от 10.12.2015 с единственным поставщиком без проведения конкурентных процедур могут свидетельствовать о заинтересованности Администрации в привлечении на длительный период времени к выполнению работ, предусмотренных указанными контрактами определенного хозяйствующего субъекта.

Кроме того, муниципальный контракт № 17 от 11.09.2015 заключен на основании договора № 5/К о финансировании мероприятий по строительству газопроводов и газовых сетей в 2015 году от 24.04.2015, заключенного между Министерством и Администрацией, то есть без проведения конкурентных процедур.

Действия МБУ «Капитальное строительство», как органа, исполняющего функции органа местного самоуправления, по заключению муниципальных контрактов № 40 от 20.11.2014, № 41 от 20.11.2014, № 40/1 от 22.01.2015, № 27 от 10.12.2015, № 17 от 11.09.2015 с конкретным хозяйствующим субъектом без проведения конкурентных процедур свидетельствуют о его заинтересованности в привлечении на длительный период времени к выполнению работ, предусмотренных указанным контрактом, именно Общества.

При заключении муниципальных контрактов № 40 от 20.11.2014, № 41 от 20.11.2014, № 40/1 от 22.01.2015, № 27 от 10.12.2015, № 17 от 11.09.2015 без проведения конкурентных процедур ООО «Златоустгазстрой» должно было принять все возможные меры по недопущению нарушения действующего законодательства, исследовать вопрос о том, необходимо ли проведение торгов на право заключения данных контрактов.

Несмотря на указанное, ООО «Златоустгазстрой» заключены муниципальные контракты № 40 от 20.11.2014, № 41 от 20.11.2014, № 40/1 от 22.01.2015, № 27 от 10.12.2015, № 17 от 11.09.2015 на выполнение работ по газоснабжению жилых домов, а также строительно-монтажных работ по объекту: «Канализационный коллектор диаметром 500 мм по ул. Ленина от площади 3 Интернационала до ул. Бушуева в г. Златоусте», в результате чего ООО «Златоустгазстрой» получена исключительная возможность выполнить работы, предусмотренные указанными контрактами, с получением дохода от их выполнения за счет средств бюджета муниципального образования.

МБУ «Капитальное строительство» были оплачены строительно-монтажные работы по муниципальному контракту № 40 от 20.11.2014 в размере 15 711 892 рубля (на 05.08.2015); по муниципальному контракту № 41 от 20.11.2014 в размере 4 768 170 рубля (на 23.12.2014); по муниципальному контракту № 40/1 от 22.01.2015 в размере 35 268 225 рублей (на 02.05.2017); по муниципальному контракту № 17 от 11.09.2015 в размере 26 745 525 рублей (на 02.05.2017).

Согласно пункту 18 статьи 4 Закона о защите конкуренции соглашение определяется как договоренность в письменной форме, содержащаяся в документе или нескольких документах, а также договоренность в устной форме.

Статьей 16 Закона о защите конкуренции запрещаются соглашения между федеральными органами исполнительной власти, органами государственной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, иными осуществляющими функции указанных органов органами или организациями, а также государственными внебюджетными фондами, Центральным банком Российской Федерации или между ними и хозяйствующими субъектами либо осуществление этими органами и организациями согласованных действий, если такие соглашения или такое осуществление согласованных действий приводят или могут привести к недопущению, ограничению, устранению конкуренции.

Из положений указанной статьи следует, что для квалификации соглашения в качестве антиконкурентного антимонопольному органу необходимо установить наличие соглашения между органом местного самоуправления и хозяйствующим субъектом, а также возможность воздействия данного соглашения на состояние конкуренции.

В рассматриваемом случае между МБУ «Капитальное строительство» и ООО «Златоустгазстрой» заключены муниципальные контракты № 40 от 20.11.2014, № 41 от 20.11.2014, № 40/1 от 22.01.2015, № 17 от 11.09.2015, № 27 от 10.12.2015 на выполнение работ по газоснабжению жилых домов, а также строительно-монтажных работ по объекту: «Канализационный коллектор диаметром 500 мм по ул. Ленина от площади 3 Интернационала до ул. Бушуева в г. Златоусте». Данные контракты заключены без проведения конкурентных процедур, предусмотренных Законом о контрактной системе, в том числе на основании Решений № 17 08.12.2015, № 19 от 30.10.2014.

В результате заключения данного соглашения без проведения торгов была устранена предусмотренная Законом о контрактной системе конкуренция хозяйствующих субъектов за право выполнения указанных работ, в результате чего хозяйствующие субъекты, способные выполнять предусмотренные муниципальными контрактами № 40 от 20.11.2014, № 41 от 20.11.2014, № 40/1 от 22.01.2015, № 17 от 11.09.2015, № 27 от 10.12.2015 работы по газоснабжению жилых домов, а также строительно-монтажных работ по объекту: «Канализационный коллектор диаметром 500 мм по ул. Ленина от площади 3 Интернационала до ул. Бушуева в г. Златоусте», были лишены возможности получить доступ к выполнению таких работ.

Кроме того, в соответствии с заключенными муниципальными контрактами № 40 от 20.11.2014, № 41 от 20.11.2014, № 40/1 от 22.01.2015, № 17 от 11.09.2015, № 27 от 10.12.2015 ООО «Златоустгазстрой» получило в приоритетном порядке возможность выполнения работ с получением от такой деятельности дохода, что создает данному хозяйствующему субъекту преимущественные условия осуществления деятельности.

Таким образом, между Администрацией, МБУ «Капитальное строительство» и ООО «Златоустгазстрой» достигнуто соглашение, направленное на заключение муниципальных контрактов № 40 от 20.11.2014, № 41 от 20.11.2014, № 40/1 от 22.01.2015, № 17 от 11.09.2015, № 27 от 10.12.2015 в отсутствие конкурентных процедур. Тем самым устранена конкуренция за право получения муниципального заказа, поскольку хозяйствующему субъекту (ООО «Златоустгазстрой») созданы преимущественные условия осуществления деятельности с получением дохода от осуществления работ по муниципальным контрактам № 40 от 20.11.2014, № 41 от 20.11.2014, № 40/1 от 22.01.2015, № 17 от 11.09.2015, № 27 от 10.12.2015 и ограничен доступ к выполнению данных работ для муниципальных нужд иным хозяйствующим субъектам.

С учетом изложенного, установлены все необходимые для квалификации данного соглашения в качестве нарушающих статью 16 Закона о защите конкуренции признаки.

Следует отметить, что в соответствии с положениями статьи 16 Закона о защите конкуренции квалифицируется в качестве нарушающего антимонопольное законодательство соглашения непосредственно само соглашение между органом местного самоуправления и хозяйствующим субъектом, а не действия одной из сторон соглашения.

При установлении нарушения статьи 16 Закона о защите конкуренции антимонопольный орган устанавливает факт наличия соглашения и факт оказания данным соглашением влияния (возможности влияния) на состояние конкуренции. Наличие или отсутствие вины стороны, участвующей в соглашении, не подлежит установлению, поскольку нарушением действующего законодательства является уже само участие лица в антиконкурентном соглашении.

Таким образом, муниципальные контракты, заключенные между МБУ «Капитальное строительство» и ООО «Златоустгазстрой», в том числе на основании Решений № 17 08.12.2015, № 19 от 30.10.2014, в отсутствие конкуренции нарушают положения статьи 16 Закона о защите конкуренции, поскольку их заключение обусловлено интересом каждого из участников указанных соглашений, результатом указанного соглашения явилось недопущение, ограничение, устранение конкуренции при размещении муниципального заказа, в том числе ограничение доступа иным хозяйствующим субъектам, способным выполнять предусмотренные муниципальными контрактами работы в целях обеспечения муниципальных нужд в порядке, предусмотренном Законом о контрактной системе.

Приказом Челябинского УФАС России № 159 от «10» июля 2017 года о возбуждении дела и создании Комиссии по рассмотрению дела о нарушении антимонопольного законодательства в отношении Администрации, МБУ «Капитальное строительство», ООО Златоустгазстрой» возбуждено дело № 13-07/17 по признакам нарушения части 4 статьи 16 Закона о защите конкуренции.

 

Руководствуясь частью 13 статьи 44 Закона о защите конкуренции,

О П Р Е Д Е Л И Л:

 

1. Назначить дело № 13-07/17 к рассмотрению на 14 августа 2017 года на 13 часов 00 минут по адресу: г. Челябинск, пр. Ленина, 59, каб. 324.

 

2. Привлечь к участию в рассмотрении дела № 13-07/17 в качестве ответчиков – Администрация Златоустовского городского округа Челябинской области (ул. Таганайская, д. 1, г. Златоуст, Челябинская область, 454200), МБУ «Капитальное строительство» (ул. Энергетиков, д. 66, г. Златоуст, Челябинская область, 456228), ООО «Златоустгазстрой» (ул. Златоустовская, д. 16, г. Златоуст, Челябинская область, 456200); заявителя – физическое лицо.

 

3. МБУ «Капитальное строительство» необходимо представить в Челябинское УФАС России в срок до 05 августа 2017 года с сопроводительным письмом и описью (с указанием номера дела) следующие надлежаще заверенные копии документов и информацию (должны быть прошиты и пронумерованы):

3.1) письменные пояснения об основаниях заключения муниципальных контрактов № 40 от 20.11.2014, № 41 от 20.11.2014, № 40/1 от 22.01.2015, № 17 от 11.09.2015, № 27 от 10.12.2015 с единственным исполнителем без проведения торгов при условии, что признание работ по газоснабжению жилых домов, а также строительно-монтажных работ по объекту: «Канализационный коллектор диаметром 500 мм по ул. Ленина от площади 3 Интернационала до ул. Бушуева в г. Златоусте» неотложными и чрезвычайными не свидетельствует о наличии обстоятельств непреодолимой силы и чрезвычайных ситуаций природного или техногенного характера;

3.2) письменные пояснения об основаниях заключения муниципального контракта № 17 от 11.09.2015 с единственным исполнителем без проведения торгов;

3.3) документы, послужившие основанием для определения именно ООО «Златоустгазстрой» подрядчиком по муниципальным контрактам № 40 от 20.11.2014, № 41 от 20.11.2014, № 40/1 от 22.01.2015, № 17 от 11.09.2015, № 27 от 10.12.2015 на выполнение работ по газоснабжению жилых домов, а также строительно-монтажных работ по объекту: «Канализационный коллектор диаметром 500 мм по ул. Ленина от площади 3 Интернационала до ул. Бушуева в г. Златоусте»;

3.4) сведения о хозяйствующих субъектах (организационно-правовая форма, наименование, местонахождение), осуществляющих (имеющих возможность осуществлять) в 2014 - 2015 годах деятельность по выполнению работ по газоснабжению жилых домов Златоустовского городского поселения (при наличии);

3.5) сведения о хозяйствующих субъектах (организационно-правовая форма, наименование, местонахождение), осуществляющих (имеющих возможность осуществлять) в 2015 году деятельность по выполнению строительно-монтажных работ в отношении канализационных коллекторов на территории города Златоуста (при наличии);

3.6) документы, подтверждающие возникновение обстоятельств вследствие аварии, иных чрезвычайных ситуаций природного или техногенного характера, непреодолимой силы, послуживших основанием для заключения муниципальных контрактов № 40 от 20.11.2014, № 41 от 20.11.2014, № 40/1 от 22.01.2015, № 27 от 10.12.2015;

3.7) документы, подтверждающие уведомление контрольного органа об осуществлении закупок, по результатам которых заключены муниципальные контракты № 40 от 20.11.2014, № 41 от 20.11.2014, № 40/1 от 22.01.2015, № 17 от 11.09.2015, № 27 от 10.12.2015, предусмотренное частью 2 статьи 93 Закон о контрактной системе;

3.7) документы, подтверждающие ввод в эксплуатацию объектов газоснабжения, являющихся предметом муниципальных контрактов № 40/1 от 22.01.2015, № 17 от 11.09.2015, № 27 от 10.12.2015 (при отсутствии указать причины);

3.8) технические условия на подключение к сетям в целях строительства по муниципальным контрактам № 40 от 20.11.2014, № 41 от 20.11.2014, № 40/1 от 22.01.2015, № 17 от 11.09.2015, № 27 от 10.12.2015, в том числе договоры о техническом присоединении сетей, строительство которых осуществляется по указанным контрактам;

3.9) письменные сведения о постановке на кадастровый учет объектов, являющихся предметом муниципальных контрактов № 40 от 20.11.2014, № 41 от 20.11.2014, № 40/1 от 22.01.2015, № 17 от 11.09.2015, № 27 от 10.12.2015;

3.10) разрешения на строительство объектов, являющихся предметом муниципальных контрактов № 40 от 20.11.2014, № 41 от 20.11.2014, № 40/1 от 22.01.2015, № 17 от 11.09.2015, № 27 от 10.12.2015, и заявления на их получение;

3.11) письменные пояснения с правовым обоснованием заключения муниципальных контрактов № 40 от 20.11.2014, № 41 от 20.11.2014, № 40/1 от 22.01.2015, № 17 от 11.09.2015, № 27 от 10.12.2015 в отсутствие лимитов бюджетных обязательств на дату их заключения, с приложением подтверждающих документов;

3.12) муниципальное задание на выполнение работ по газоснабжению жилых домов (в соответствии с муниципальными контрактами № 40 от 20.11.2014, № 41 от 20.11.2014, № 40/1 от 22.01.2015, № 17 от 11.09.2015), а также строительно-монтажных работ по объекту: «Канализационный коллектор диаметром 500 мм по ул. Ленина от площади 3 Интернационала до ул. Бушуева в г. Златоусте», со всеми приложениями, дополнениями, изменениями;

3.13) сведения о привлечении должностных лиц МБУ «Капитальное строительство» к административной ответственности за заключение муниципальных контрактов в 2014-2017 годах на выполнение работ по газоснабжению г. Златоуста в отсутствие лимитов бюджетных обязательств (копии постановлений, номера судебных дел в случае обжалования);

3.13) иные документы и информацию, имеющие отношение к рассматриваемому делу.

 

4. ООО «Златоустгазстрой» необходимо представить в Челябинское УФАС России в срок до 05 августа 2017 года с сопроводительным письмом и описью (с указанием номера дела) следующие надлежаще заверенные копии документов и информацию (должны быть прошиты и пронумерованы):

4.1) письменные пояснения об основаниях заключения муниципальных контрактов № 40 от 20.11.2014, № 41 от 20.11.2014, № 40/1 от 22.01.2015, № 17 от 11.09.2015, № 27 от 10.12.2015 на выполнение работ по газоснабжению жилых домов г. Златоуста, а также строительно-монтажных работ по объекту: «Канализационный коллектор диаметром 500 мм по ул. Ленина от площади 3 Интернационала до ул. Бушуева в г. Златоусте» без участия в конкурентных процедурах по их заключению при условии, что работы, предусмотренные контрактами, должны осуществляться по результатам проведения торгов, и общество должно было отказаться от заключения контрактов ввиду их несоответствия законодательству о контрактной системе;

4.2) письменные сведения о перечне документов и информации, позволивших ООО «Златоустгазстрой» при заключении муниципальных контрактов № 40 от 20.11.2014, № 41 от 20.11.2014, № 40/1 от 22.01.2015, № 27 от 10.12.2015 сделать вывод о возможности заключения контракта на основании пункта 9 части 1 статьи 93 Закона о контрактной системе, в том числе свидетельствующих о необходимости ликвидации последствий, возникших вследствие аварии, чрезвычайной ситуации природного или техногенного характера, непреодолимой силы (с приложением указанных документов);

4.3) переписку, в том числе посредством электронной почты с Администрацией по вопросу выполнения работ по газоснабжению жилых домов г. Златоуста, а также строительно-монтажных работ по объекту: «Канализационный коллектор диаметром 500 мм по ул. Ленина от площади 3 Интернационала до ул. Бушуева в г. Златоусте», а также заключения муниципальных контрактов № 40 от 20.11.2014, № 41 от 20.11.2014, № 40/1 от 22.01.2015, № 17 от 11.09.2015, № 27 от 10.12.2015;

4.4) сумму выручки, полученную ООО «Златоустгазстрой» от выполнения работ по газоснабжению жилых домов г. Златоуста, а также строительно-монтажных работ по объекту: «Канализационный коллектор диаметром 500 мм по ул. Ленина от площади 3 Интернационала до ул. Бушуева в г. Златоусте» (муниципальные контракты № 40 от 20.11.2014, № 41 от 20.11.2014, № 40/1 от 22.01.2015, № 17 от 11.09.2015, № 27 от 10.12.2015), определенную в соответствии со статьями 248 и 249 Налогового кодекса РФ, т.е. без учета НДС, акцизов и аналогичных обязательных платежей;

4.5) сведения о хозяйствующих субъектах (организационно-правовая форма, наименование, местонахождение), осуществляющих (имющих возможность осуществлять) в 2014 - 2015 годах деятельность по выполнению работ по газоснабжению на территории Златоустовского городского округа (при наличии);

4.6) сведения о хозяйствующих субъектах (организационно-правовая форма, наименование, местонахождение), осуществляющих (имеющих возможность осуществлять) в 2015 году деятельность по выполнению строительно-монтажных работ в отношении канализационных коллекторов на территории города Златоуста (при наличии);

4.7) договоры субподряда, заключенные с целью выполнения муниципальных контрактов № 40 от 20.11.2014, № 41 от 20.11.2014, № 40/1 от 22.01.2015, № 17 от 11.09.2015, № 27 от 10.12.2015, со всеми приложениями, дополнениями, изменениями;

4.8) иные документы и информацию, имеющие отношение к рассматриваемому делу.

5. Администрации необходимо представить в Челябинское УФАС России в срок до 05 августа 2017 года с сопроводительным письмом и описью (с указанием номера дела) следующие надлежаще заверенные копии документов и информацию (должны быть прошиты и пронумерованы):

5.1) письменные пояснения с правовым обоснованием указания в Решениях № 17, 19 заключения муниципального контракта с единственным поставщиком, при условии, что выбор хозяйствующего субъекта должен осуществляться заказчиком в соответствии с законодательством о контрактной системе, в том числе с частью 5 статьи 24 Закона о контрактной системе;

5.2) документы, свидетельствующие о сложившейся чрезвычайной ситуации в районах ТОС «Демидовский», «Назаровский», «Чапаевский», с указанием периода отключения (Решение № 19);

5.3) документы, свидетельствующие о порывах действующей канализации и линии связи в ходе выполнения строительно-монтажных работ по объекту «Канализационный коллектор диаметром 500 мм по ул. Ленина от площади 3 Интернационала до ул. Бушуева в г. Златоусте», с указанием периода аварии (Решение № 17);

5.4) письменные сведения об областной программе на 2014 и 2015 годы, предусматривающей капитальное строительство объектов газоснабжения города Златоуста, с приложением подтверждающих документов;

5.5) письменные сведения о муниципальной программе на 2014 и 2015 годы, предусматривающей капитальное строительство объектов газоснабжения города Златоуста, с приложением подтверждающих документов;

5.6) перечень объектов газоснабжения, которые включены в муниципальную программу Златоустовского городского округа «Капитальное строительство объектов собственности Златоустовского городского округа», утвержденную постановлением Администрации Златоустовского городского округа от 06.12.2013 № 506-П, с учетом изменений, с указанием протяженности сетей по каждому объекту;

5.7) схему газоснабжения Златоустовского городского округа, с указанием точек подключения сетей, являющихся предметом муниципальных контрактов № 40 от 20.11.2014, № 41 от 20.11.2014, № 40/1 от 22.01.2015, № 17 от 11.09.2015, № 27 от 10.12.2015;

5.8) иные документы и информацию, имеющие отношение к рассматриваемому делу.

Надлежит представить запрашиваемые документы и информацию по каждому пункту (с указанием нумерации пунктов настоящего определения), при отсутствии каких-либо документов и информации указать причину.

Запрашиваемые документы и информацию просим представить в Челябинское УФАС России в прошитом и пронумерованном виде с описью вложения и сопроводительным письмом.

За непредставление, несвоевременное представление либо представление заведомо недостоверных сведений по требованию антимонопольного органа информации, действующим законодательством предусмотрена административная ответственность.

В соответствии со статьей 43 Закона о защите конкуренции с момента возбуждения дела о нарушении антимонопольного законодательства лица, участвующие в деле, имеют право знакомиться с материалами дела, делать выписки из них, представлять доказательства и знакомиться с доказательствами, задавать вопросы другим лицам, участвующим в деле, заявлять ходатайства, давать комиссии пояснения в письменной или устной форме, приводить свои доводы по всем возникающим в ходе рассмотрения дела вопросам, знакомиться с ходатайствами других лиц, участвующих в деле, возражать против ходатайств, доводов других участвующих в деле лиц.

Информацию о производстве по настоящему делу и принятых Комиссией решениях можно получить в сети Интернет на сайте Челябинского УФАС России www.chel.fas.gov.ru (в разделе Решения).

Связанные организации

Связанные организации не указаны