Решение б/н Решение № 130-ВП/2015 от 2 сентября 2015 г.

Вид документа
Дата регистрации
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

15 июля 2015 года                                                                     г. Челябинск, пр. Ленина, 59

Комиссия по контролю в сфере закупок для государственных и муниципальных нужд Управления Федеральной антимонопольной службы по Челябинской области (далее - Комиссия), в составе:
Председателя Комиссии:        -    начальника отдела контроля закупок для государственных и муниципальных нужд Челябинского УФАС России;
Членов Комиссии:        -    специалиста-эксперта отдела контроля закупок для государственных и муниципальных нужд Челябинского УФАС России;
        -    ведущего специалиста-эксперта отдела контроля закупок для государственных и муниципальных нужд Челябинского УФАС России,
            
руководствуясь частью 15 статьи 99 Федерального закона от 05.04.2013 № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» (далее – Закон о контрактной системе), рассмотрев жалобу и обращение ООО ЧОО ВПО « ЕДИНСТВО » (далее - заявитель) на действия заказчика при проведении аукциона в электронной форме на оказание услуг по техническому обслуживанию технических средств охраны объектов Управления в городах: г. Озерск, г. Снежинск (извещение № 0169100001215000040) в присутствии:
- представителей Управления Федеральной службы Российской Федерации по контролю за оборотом наркотиков по Челябинской области (далее - заказчик), действующих на основании доверенностей от 06.05.2015 №№ 13/482,13/483;
- в отсутствие представителей заявителя,

УСТАНОВИЛА:

    В Челябинское УФАС России 08.07.2015 поступила жалоба ООО ЧОО ВПО «ЕДИНСТВО» на действия заказчика при проведении аукциона в электронной форме на оказание услуг по техническому обслуживанию технических средств охраны на объекте управления в городе г. Озерске (извещение № 0169100001215000114) (далее - закупка).
Данная жалоба возвращена заявителю по причине ее несоответствия требованиям статьи 105 Закона о контрактной системе и назначена внеплановая проверка действий по соблюдению законодательства о контрактной системе при осуществлении закупки.
    Согласно представленным документам заказчиком объявлено о проведении электронного аукциона на оказание услуг по техническому обслуживанию технических средств охраны на объекте управления в городе г. Озерске путем опубликования на официальном сайте www.zakupki.gov.ru извещения № 0169100001215000114 об осуществлении закупки.
    Начальная (максимальная) цена контракта – 47 400, 00 рублей.
Дата и время окончания срока подачи заявок на участие в закупке – 02.07.2015 в 09 часов 00 минут.
На дату рассмотрения обращения контракт на оказание услуг по техническому обслуживанию технических средств охраны на объекте управления в городе г. Озерске по итогам проведения закупки не заключен.
Согласно доводам обращения заказчиком в подпункте 1.2.2 пункта 1.2 части 1 аукционной документации неправомерно установлено требование о наличии у участника закупки лицензии на осуществление работ с использованием сведений, составляющих государственную тайну в соответствии пунктом 5 статьи 12 Федерального закона от 04.05.2011 № 99-ФЗ «О лицензировании отдельных видов деятельности». Кроме того, в пункте 4.2 Информационной карты аукциона заказчиком при описании объекта закупки объединены разнородные виды деятельности как подлежащие лицензированию, так и не подлежащие лицензированию.
Представители заказчика с доводами, изложенными в жалобе, не согласились и пояснили, что установление требований предоставления во второй части заявки копии действующей лицензии на осуществление работ, связанных с использованием сведений, составляющих государственную тайну, является законным и обоснованным в связи с тем, что при обслуживании технических средств охраны исполнителю будут переданы сведения, составляющие государственную тайну, а именно: местонахождение режимных помещений, в которых хранится нарезное огнестрельное оружие, наркотические средства.
У заказчика в эксплуатации находится единый объект технических средств охраны (ТСО) в составе: автоматическая пожарная сигнализация (АПС), охранная сигнализация (ОС), система видеонаблюдения, тревожная сигнализация (ТС), система контроля управления доступом (СКУД). При этом все контрольные приборы выведены на одно рабочее место. Следовательно, разбивка по системам для организации раздельного обслуживания невозможна.

    Заслушав пояснения заказчика, изучив представленные документы и материалы, проведя внеплановую проверку закупки, руководствуясь частью 15 статьи 99 Закона о контрактной системе, Комиссия пришла к следующим выводам,

1. В силу части 3 статьи 64 Закона о контрактной системе документация об электронном аукционе наряду с предусмотренной частью 1 статьи 64 Закона о контрактной системе информацией содержит требования к участникам такого аукциона, установленные в соответствии с частью 1, частями 1.1 и 2 (при наличии таких требований) статьи 31 Закона о контрактной системе.
Согласно пункту 1 части 1 статьи 31 Закона о контрактной системе при осуществлении закупки заказчик устанавливает единые требования к участникам закупки, в том числе соответствие требованиям, установленным в соответствии с законодательством Российской Федерации к лицам, осуществляющим поставку товара, выполнение работы, оказание услуги, являющихся объектом закупки.
В соответствии с пунктом 1.2.2. аукционной документации участник закупки должен обладать лицензией на деятельность по проведению работ, связанных с использованием сведений, составляющих государственную тайну, с наличием степени секретности разрешенных к использованию сведений составляющих государственную тайну не ниже «секретно», выданной Федеральной службой безопасности Российской Федерации и (или) ее территориальными органами в соответствии с Законом РФ от 21 июля 1993 г. N 5485-I "О государственной тайне", Положением о лицензировании деятельности предприятий, учреждений и организаций по проведению работ, связанных с использованием сведений, составляющих государственную тайну, созданием средств защиты информации, а также с осуществлением мероприятий и (или) оказанием услуг по защите государственной тайны (утв. постановлением Правительства РФ от 15 апреля 1995 г. N 333).
В подтверждение обоснованности установленного требования представители заказчика на заседание Комиссии представили письмо Управления ФСБ России по Челябинской области, полученное в ответ на запрос заказчика (от 19.05.2015 № 5/4121), согласно которому в случае, если при проведении работ по монтажу и техническому обслуживанию охранно-пожарной сигнализации на объектах заказчика, работники подрядной организации будут неизбежно иметь доступ к сведениям, составляющим государственную тайну, о местонахождении баз, складов и (или) других объектов, на которых хранятся взрывчатые, сильнодействующие либо ядовитые вещества, нарезное огнестрельное оружие, наркотические средства и (или) наркотикосодержащее сырье, а также о количестве хранящегося в них оружия и перечисленных веществ, то указанной организации необходимо иметь лицензию ФСБ России на право проведения работ с использованием сведений, составляющих государственную тайну, а работникам организации допуск к государственной тайне по соответствующей форме.
Таким образом, учитывая, что согласно пояснениям заказчика при обслуживании технических средств охраны исполнителю будут переданы сведения, составляющие государственную тайну, а именно: местонахождение режимных помещений, в которых хранится нарезное огнестрельное оружие, наркотические средства, Комиссия приходит к выводу об обоснованности требования, установленного заказчиком в пункте 1.2.2. аукционной документации.

2. Пунктом 1.2.2. аукционной документации заказчиком установлено требование о наличии у участников закупки действующей лицензии МЧС России на монтаж, техническое обслуживание и ремонт средств обеспечения пожарной безопасности зданий и сооружений в соответствии с пунктом 15 части 1 статьи 12 Федерального закона от 04.05.2011 № 99-ФЗ «О лицензировании отдельных видов деятельности».
Согласно доводам заявителя деятельность по обслуживанию систем СКУД и видеонаблюдения является нелицензируемой, однако заказчиком она объединена с деятельностью по техническому обслуживанию систем АПС, ОС и ТК, для осуществления которой необходима лицензия МЧС России.
Между тем, на заседании Комиссии представители заказчика пояснили, что контрольные приборы АПС, ОС, системы видеонаблюдения, ТС и СКУД выведены на одно рабочее место, и, соответственно, разбивка по системам для организации раздельного обслуживания нецелесообразна.
Таким образом, Комиссия приходит к выводу, что указанный довод заявителя является необоснованным в виду его недоказанности.

3. Согласно части 5 статьи 31 Закона о контрактной системе информация об установленных заказчиком единых требованиях и дополнительных требованиях в соответствии с частями 1 и 2 настоящей статьи указывается в извещении об осуществлении закупки и документации о закупке.
Согласно пункту 6 части 5 статьи 63 Закона о контрактной системе в извещении о проведении аукциона в электронной форме должны содержаться требования, предъявляемые к участникам такого аукциона, и исчерпывающий перечень документов, которые должны быть представлены участниками такого аукциона в соответствии с пунктом 1 части 1 и частью 2 (при наличии таких требований) статьи 31 настоящего Федерального закона, а также требование, предъявляемое к участникам такого аукциона в соответствии с частью 1.1 (при наличии такого требования) статьи 31 настоящего Федерального закона.
Согласно пункту 2 части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе документация об электронном аукционе наряду с информацией, указанной в извещении о проведении такого аукциона, должна содержать требования к содержанию, составу заявки на участие в таком аукционе в соответствии с частями 3 - 6 статьи 66 настоящего Федерального закона и инструкцию по ее заполнению. При этом не допускается установление требований, влекущих за собой ограничение количества участников такого аукциона или ограничение доступа к участию в таком аукционе.
При этом, в соответствии с пунктом 2 части 5 статьи 66 Закона о контрактной системе в составе второй части заявки участника закупки должны находить отражение, в том числе документы, подтверждающие соответствие его единым требованиям, указанным в статье 31 Закона о контрактной системе.
Указанные единые требования к участникам закупки и вытекающие их них требования к составу второй части заявки продиктованы необходимостью указания как в документации, так и в извещении о проведении электронного аукциона, максимально четких и прозрачных сведений, позволяющих участнику закупки надлежащим образом оформить заявку и принять участие в аукционе на конкурентных началах, основанных на принципах открытости, прозрачности и обеспечения конкуренции, предусмотренных статьями 7, 8 Закона о контрактной системе.
В нарушение части 5 статьи 31, пункта 6 части 5 статьи 63 Закона о контрактной системе в извещении о проведении закупки не указаны требования о соответствии участника закупки пунктам 3-5, 7,9 статьи 31 Закона о контрактной системе.

4. В силу части 4 статьи 64 Закона о контрактной системе к документации об электронном аукционе прилагается проект контракта, который является неотъемлемой частью этой документации.
В силу пункта 8 статьи 42 Закона о контрактной системе в извещении об осуществлении закупки должен содержаться, если иное не предусмотрено Законом о контрактной системе, размер обеспечения исполнения контракта, порядок предоставления такого обеспечения, требования к такому обеспечению (если установление требования обеспечения исполнения контракта предусмотрено статьей 96 настоящего Федерального закона), а также информация о банковском сопровождении контракта в соответствии со статьей 35 настоящего Федерального закона.
Согласно пункту 8 части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе документация об электронном аукционе наряду с информацией, указанной в извещении о проведении такого аукциона, должна содержать размер обеспечения исполнения контракта, срок и порядок предоставления указанного обеспечения, требования к обеспечению исполнения контракта.
Согласно части 1 статьи 45 Закона о контрактной системе заказчики в качестве обеспечения заявок и исполнения контрактов принимают банковские гарантии, выданные банками, включенными в предусмотренный статьей 74.1 Налогового кодекса Российской Федерации перечень банков, отвечающих установленным требованиям для принятия банковских гарантий в целях налогообложения.
В соответствии с частью 3 статьи 96 Закона о контрактной системе исполнение контракта может обеспечиваться предоставлением банковской гарантии, выданной банком и соответствующей требованиям статьи 45 Закона о контрактной системе, или внесением денежных средств на указанный заказчиком счет, на котором в соответствии с законодательством Российской Федерации учитываются операции со средствами, поступающими заказчику. Способ обеспечения исполнения контракта определяется участником закупки, с которым заключается контракт, самостоятельно. Срок действия банковской гарантии должен превышать срок действия контракта не менее чем на один месяц.
Пунктом 8.1 проекта контракта предусмотрено, что контракт вступает в силу с даты его подписания обеими сторонами и действует по 31 декабря 2015 года, в части расчетов до полного исполнения сторонами обязательств по контракту.
Соответственно, заказчиком установлен двойной срок окончания действия контракта, а именно: календарной датой – 31.12.2015, а также событием - выполнение сторонами всех принятых на себя обязательств.
В соответствии со статьей 190 Гражданского кодекса Российской Федерации установленный законом, иными правовыми актами, сделкой или назначаемый судом срок определяется календарной датой или истечением периода времени, который исчисляется годами, месяцами, неделями, днями или часами. Срок может определяться также указанием на событие, которое должно неизбежно наступить.
Из содержания данной нормы следует, что стороны могут определить срок действия контракта, в том числе путем указания лишь на то событие, наступление которого не зависит от воли и действий сторон (пункт 4 Информационного письма Президиума ВАС Российской Федерации от 11.01.2002 №66).
Если событие не обладает качеством неизбежности наступления, оно не может определять начало (окончание) течения срока, в том числе и срока действия контракта.
Как следует из пункта 8.1 проекта контракта действие контракта связано с моментом его заключения (начало действия контракта) и до выполнения сторонами всех принятых на себя обязательств (окончание действия контракта), т.е. окончание срока действия контракта напрямую зависит от воли и действий сторон контракта. Данное событие (до выполнения сторонами всех обязательств) не обладает качеством неизбежности наступления, оно не может определять окончание течения срока, в том числе и срока действия контракта.
Таким образом, учитывая, что срок действия банковской гарантии должен превышать срок действия контракта не менее чем на один месяц, при этом, как следует из пункта 8.1 проекта контракта, данный срок не определен, в данном случае невозможно представление банковской гарантии в качестве обеспечения исполнения контракта со сроком действия, превышающим срок действия контракта не менее чем на один месяц, поскольку невозможно установить срок действия контракта, что является нарушением части 3 статьи 96 Закона о контрактной системе, поскольку ограничивает право участника закупки на самостоятельный выбор способа обеспечения исполнения контракта.

5. В соответствии с частью 13 статьи 34 Закона о контрактной системе в контракт включается обязательное условие о порядке и сроках оплаты товара, работы или услуги, о порядке и сроках осуществления заказчиком приемки поставленного товара, выполненной работы (ее результатов) или оказанной услуги в части соответствия их количества, комплектности, объема требованиям, установленным контрактом, а также о порядке и сроках оформления результатов такой приемки.
Пунктом 4.2 проекта контракта предусмотрено, что заказчик обязан в сроки и в порядке, которые предусмотрены настоящим контрактом, с участием исполнителя осмотреть и принять оказанные услуги (их результат), а при обнаружении отступлений от контракта, ухудшающих результат оказанных услуг или иных недостатков в данном результате, немедленно заявить об этом исполнителю.
При этом заказчиком в нарушение части 13 статьи 34 Закона о контрактной системе не установлен срок приемки оказанных услуг.

6. В силу пункта 11 части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе документация об электронном аукционе наряду с информацией, указанной в извещении о проведении такого аукциона, должна содержать порядок, даты начала и окончания срока предоставления участникам такого аукциона разъяснений положений документации о таком аукционе.
Пунктом 1.4 части I аукционной документации заказчиком установлен порядок предоставления документации об электронном аукционе, разъяснение положений документации электронного аукциона.
Однако аукционная документация в нарушение пункта 11 части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе не содержит даты начала и окончания срока предоставления участникам такого аукциона разъяснений положений документации о таком аукционе.

Исходя из материалов внеплановой проверки, информации, представленной заказчиком, руководствуясь частью 15 статьи 99Закона о контрактной системе,

РЕШИЛА:

1. По результатам проведения внеплановой проверки признать в действиях заказчика нарушения части 5 статьи 31, части 13 статьи 34, пункта 6 части 5 статьи 63, пункта 11 части 1 статьи 64, части 3 статьи 96 Закона о контрактной системе;
3. Выдать заказчику, оператору электронной площадки обязательное для исполнения предписание об устранении нарушений законодательства о контрактной системе.
    Настоящее решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня его принятия.

Председатель Комиссии                     

Члены комиссии                                                                                                   

 

 

 

ПРЕДПИСАНИЕ № 130-ВП/2015
об устранении нарушений законодательства Российской Федерации о контрактной системе

15 июля 2015 года                                                          г. Челябинск, пр. Ленина, 59
Комиссия по контролю в сфере закупок для государственных и муниципальных нужд Управления Федеральной антимонопольной службы по Челябинской области (далее – Комиссия) в составе:
Председателя Комиссии:        -    начальника отдела контроля закупок для государственных и муниципальных нужд Челябинского УФАС России,
Членов Комиссии:        -    специалиста-эксперта отдела контроля закупок для государственных и муниципальных нужд Челябинского УФАС России,
         -    ведущего специалиста-эксперта отдела контроля закупок для государственных и муниципальных нужд Челябинского УФАС России,
на основании решения Челябинского УФАС России от 15.07.2015, принятого по итогам рассмотрения обращения ООО ЧОО ВПО «Единство» и проведения внеплановой проверки по соблюдению законодательства о контрактной системе при проведении электронного аукциона на техническое обслуживание технических средств охраны на объекте управления в г. Озерске (извещение № 0169100001215000114) (далее - аукцион), в целях устранения нарушений законодательства,

ПРЕДПИСЫВАЕТ:

    1. Управлению Федеральной службы Российской Федерации по контролю за оборотом наркотиков по Челябинской области с даты размещения настоящего предписания на официальном сайте www.zakupki.gov.ru при направлении проекта контракта победителю аукциона сформировать его с учетом законодательства о контрактной системе путем установления:
- конкретного срока действия контракта, выраженного календарной датой;
- срока приемки оказанных услуг.
    2. Оператору электронной площадки ОАО «Единая электронная торговая площадка» с 20.07.2015 обеспечить возможность исполнения настоящего предписания.
    3. Управлению Федеральной службы Российской Федерации по контролю за оборотом наркотиков по Челябинской области в подтверждение исполнения предписания в срок до 28.07.2015 представить в адрес Управления Федеральной антимонопольной службы по Челябинской области доказательства исполнения настоящего предписания (в письме об исполнении предписания указывать номер дела), а именно: копию направленного контракта со всеми приложениями и копию документа, представленного участником закупки в качестве обеспечения исполнения контракта.
    Настоящее предписание может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня его вынесения.
    Обжалование предписания Челябинского УФАС России не приостанавливает действия предписания.
    За неисполнение настоящего предписания предусмотрена административная ответственность в виде штрафа в размере пятидесяти тысяч рублей на должностных лиц и в размере пятисот тысяч рублей на юридических лиц.

Председатель Комиссии                                                                

Члены комиссии                                                                                             

 

Связанные организации

Связанные организации не указаны