Решение б/н Решение № 131-08/2017 в отношении ООО «Домашний мастер» от 9 апреля 2018 г.

Вид документа
Дата регистрации
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

 

 

РЕШЕНИЕ

05 марта 2018 года г. Челябинск, пр. Ленина, 59

Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Челябинской области (далее – Челябинское УФАС России) по рассмотрению дел по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе в составе:

 

Председатель Комиссии: <…> – заместитель

руководителя Управления -

начальник отдела контроля за рекламой и

недобросовестной конкуренцией;

 

члены Комиссии: <…>, главный специалист-эксперт

отдела контроля за рекламой и

недобросовестной конкуренцией;

<…>, специалист-

эксперт отдела контроля за рекламой

и недобросовестной конкуренцией,

 

рассмотрев дело № 131-08/2017, возбужденное в отношении ООО «Домашний мастер» по факту распространения рекламы магазина «Все сам+» со сведениями: «У мужика с пистолетом» с признаками нарушения части 6 статьи 5 Федерального закона «О рекламе»,

в отсутствие Заявителя, законного представителя ООО «Домашний мастер» надлежащим образом извещенных о времени и месте рассмотрения дела,

УСТАНОВИЛА:

В Управление Федеральной антимонопольной службы по Челябинской области (далее - Челябинское УФАС России) поступило заявление жителя г. Челябинска о распространении на канале «ОТВ» ненадлежащей рекламы магазина «Все сам+», в которой присутствуют сведения о месте размещения объекта торговли с адресным ориентиром ул. Молодогвардейцев, д. 48 «А», с использованием некорректного сравнения в отношении металлического барельефа, размещенного на фасаде здания по ул. Молодогвардейцев, д. 48 по направлению «Из центра».

В заявлении указано, что фраза «У мужика с пистолетом» оскорбляет память героя Великой Отечественной войны политрука Ерёменко А.Г., отдавшего жизнь в боях за независимость нашей Родины.

ГПЧО «Областное телевидение» в письме вх. № 15660 от 27.11.2017 указало, что рекламный ролик размещался на телеканале ОТВ «СМИ БУЛАТ» в период с 27.08.2017 по настоящее время. Рекламодателем рекламных роликов магазина «Все сам+» является ООО «Домашний мастер» (г. Челябинск, пр. Ленина, д. 24, офис 53). ГПЧО «Областное телевидение» в письме вх. 16117 от 06.12.2017 указало, что ООО «Домашний мастер» по собственной инициативе изменил содержание рекламы и исключил сведения «У мужика с пистолетом».

Челябинским УФАС России установлено, что указанная реклама распространяется в том числе на видеомониторе в трамвае по маршруту № 18 (Чистопольская-ЧЭМК) ООО «ЧелябГЭТ». По сведениям, размещенным на Интернет-сайте http://chelget.ru/ ООО «ЧелябГЭТ» по вопросам размещения рекламы на трамваях необходимо обращаться в ООО «Первое Маршрутное Телевидение». ООО «Первое Маршрутное Телевидение» в письме от 15.11.2017 по запросу Челябинского УФАС России указало, что собственником экранов, установленных в общественном транспорте ООО «ЧелГЭТ» является ООО «Группа компаний Альфа». ООО «Группа компаний Альфа» письмом вх. № 15479 от 22.11.2017 представило договор № 1078/04/2017-Р оказания услуг по размещению рекламно-информационного материала от 03 апреля 2017 года, заключенный с ООО «Домашний мастер».

Челябинское УФАС России возбудило дело в отношении ООО «Домашний мастер» по признакам нарушения части 6 статьи 5 Федерального закона «О рекламе».

ООО «Домашний мастер» в письменных пояснениях от 24.01.2018 указало, что по мнению общества, реклама не содержит непристойных и оскорбительных выражений и не нарушает рекламное законодательство. ООО «Домашний мастер» считает, что словосочетание «у мужика с пистолетом» имеет научно-обоснованный подход, использовано обществом в виду его широкого распространения среди жителей города Челябинска в целях топонимического обоснования.

Рассмотрев заявление и материалы, Комиссия приходит к следующим выводам.

На телеканале «ОТВ» «СМИ БУЛАТ» в период с 27.08.2017 распространялся рекламный ролик ООО «Домашний мастер» со сведениями: «Все сам+» Запчасти и аксессуары для бытовой техники. Ножи, шнеки, решетки и шестеренки. Батарейки для часов, слуховых аппаратов, тонометров, глюкометров, пультов, фотоаппаратов и другой техники. Гагарина 8, Худякова 7, Молодогвардейцев 48А (у мужика с пистолетом).

На видеомониторах (информационная установка «ПМТ-Медиа»), установленных в трамваях МУП «ЧелябГЭТ» с августа 2017 года распространялся рекламный ролик ООО «Домашний мастер» со сведениями: «Все сам+» Запчасти и аксессуары для бытовой техники. Ножи, шнеки, решетки и шестеренки. Батарейки для часов, слуховых аппаратов, тонометров, глюкометров, пультов, фотоаппаратов и другой техники. Гагарина 8, Худякова 7, Молодогвардейцев 48А (у мужика с пистолетом).

Факт размещения рекламы подтверждается письмом ООО «Группа компаний Альфа» вх. № 15479 от 22.11.2017, договором № 1078/04/2017-Р оказания услуг по размещению рекламно-информационного материала от 03 апреля 2017 года.

В соответствии с частью 6 статьи 5 Федерального закона «О рекламе» в рекламе не допускается использование бранных слов, непристойных и оскорбительных образов, сравнений и выражений, в том числе в отношении пола, расы, национальности, профессии, социальной категории, возраста, языка человека и гражданина, официальных государственных символов (флагов, гербов, гимнов), религиозных символов, объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации, а также объектов культурного наследия, включенных в Список всемирного наследия.

Одна из самых известных фотографий, сделанная в 1942 году и ставшая символом Великой Отечественной войны, фотография «Комбат» Макса Альперта. Изображённый на ней офицер погиб через несколько секунд после того, как был сделан этот снимок. По версии, появившейся ещё в советское время, на фото изображён младший политрук Алексей Ерёменко.

Фотография «Комбат» стала одним из символов Второй мировой войны не только на постсоветском пространстве (https://ru.wikipedia.org/).

Так, возле трассы Луганск—Бахмут (так называемая Бахмутская дорога или Бахмутка) перед поворотом на Славяносербск 7 мая 1980 был установлен памятник комбату (политруку), который повторяет сюжет, изображенный на фотографии, хотя сам бой происходил южнее — в низине около села Хорошее. Авторы — скульптор М. Чумак, архитектор И.Шеховцев, Т.Довженко и В.Тищенко; на Аллее боевой славы в Запорожье установлен барельеф «Комбат», созданный по мотивам известной фотографии; изображение политрука, основанное на данной фотографии, является эмблемой Донецкого высшего военно-политического училища инженерных войск и войск связи и других военно-политических училищ СССР; изображение было использовано на почтовой марке Республики Конго в 1985 году, посвящённой 40-летию Дня Победы; изображение было использовано на часах «Победа», выпущенных к 40-й годовщине Победы, 1985 год; изображение было использовано на юбилейной монете номиналом в 10 рублей «55 лет Великой Победы», 2000 год и т.п.

В городе Челябинске, изображение было использовано при создании в 1975 году металлического барельефа, в память о победе в Великой Отечественной войне (к 30-летию Победы). Барельеф расположен на торце жилого 9-ти этажного здания по адресу ул. Молодогвардейцев 48, на пересечении улицы Молодогвардейцев и проспекта Победы.

Таким образом, металлический барельеф «Комбат» может быть отнесен к одним из символов Великой Отечественной войны ввиду использования данного изображения (фотография «Комбат» Макса Альперта в период проведения боевых действий 1941-1945 гг. на территории СССР).

Согласно свободной энциклопедии «ВикипедиЯ» мужик — мужчина-простолюдин, человек низшего сословия.

В словаре Ожегова С.И. понятие «мужик» определено как невоспитанный, грубый человек; в словаре Ефремовой Т.Ф. как невоспитанный, грубый, невежественный человек.

Согласно толковому словарю Ушакова Д.Н. непристойный – недопустимый, неправильный.

ФАС России в письме исх. № АК/38500-ПР/17 от 08.06.2017 указало на необходимость более внимательного отношения к рекламе, в которой используются символы Победы, в том числе с точки зрения использования оскорбительных образов и выражений и в случае выявления нарушений требований части 6 статьи 5 Федерального закона «О рекламе» принять меры по пресечению распространения такой рекламы.

Указанная реклама была рассмотрена 18 декабря 2017 года на Экспертном совете по применению рекламного законодательства при Челябинском УФАС России. На обсуждение поставлен вопрос: Является ли используемое в рекламе выражение «У мужика с пистолетом» непристойным (некорректным) по отношению к памятным событиям Великой Отечественной войны в виде знаменитой фотографии «Комбат», сделанной советским фотографом Максом Альпертом. По результатам голосования «Да» - 8 человек, из присутствующих 23 участников Экспертного совета.

Согласно письму ФАС России от 29.04.2013 N АД/17355/13 "О порядке применения части 6 статьи 5 ФЗ "О рекламе" вопрос отнесения изображений, слов и иных образов к оскорбительным носит субъективно-оценочный характер, который основан на восприятии данной информации каждым индивидуумом в отдельности. При этом очевидно, что восприятие одной и той же информации разными людьми может отличаться в зависимости от личностных характеристик субъекта (возраста, образования, воспитания, семейных устоев, места проживания и прочее). Соответственно, возможна ситуация, когда одна и та же реклама оценивается неоднозначно с точки зрения ее этичности различными категориями населения. При этом, по мнению ФАС России, для признания рекламы неэтичной не требуется получение единогласного мнения или мнения абсолютного большинства потребителей рекламы, достаточно установить наличие значимого количества людей, воспринимающих рекламу как неэтичную. Кроме того, при решении вопроса о соответствии той или иной рекламной информации требованиям части 6 статьи 5 Федерального закона "О рекламе" такую информацию следует оценивать в совокупности с обстоятельствами ее размещения.

В данном случае не имеет значения, в каком процентном отношении распределились голоса «Да» и «Нет», достаточно того, что определенная часть членов Экспертного совета считает недопустимым использование в рассматриваемой рекламе фразы «У мужика с пистолетом».

В целях получения компетентного мнения (лингвистического заключения) относительно присутствующих в рекламе сведений «У мужика с пистолетом» Челябинское УФАС России также направило запрос в Южно-Уральский государственный университет (далее - ЮУРГУ) исх. № 526/08. Из письменного мнения специалистов кафедры журналистики ЮУРГУ усматривается, что реклама со сведениями: «У мужика с пистолетом» является некорректной по отношению к памятным событиям Великой Отечественной войны в виде знаменитой фотографии «Комбат», сделанной советским фотографом Максом Альпертом.

В рекламе магазина «Все сам+», реализующего запчасти и аксессуары для бытовой техники указано местонахождения магазина, в частности Молодогвардейцев 48А и присутствуют сведения «у мужика с пистолетом».

Использование в рекламе коммерческой организации слова «мужик», одним из лексических значений которого является «грубый, невежественный, невоспитанный, неопрятный мужчина» в сочетании со сведениями «с пистолетом» как ориентир местонахождения магазина «Все сам+», применительно к барельефу, расположенному на фасаде жилого здания по адресу ул. Молодогвардейцев 48, олицетворяющим символ Великой Отечественной войны, является недопустимым в отношении исторических событий Великой Отечественной войны, в связи с этим реклама нарушает часть 6 статьи 5 Федерального закона «О рекламе».

Комиссия не принимает доводы ООО «Домашний мастер» об этичности рекламы по следующим основаниям.

В России сохраняется обычай увековечивать память выдающихся людей - государственных и общественных деятелей, полководцев, писателей, поэтов, художников; лиц, погибших в Великой Отечественной войне.

В последние годы победа в Великой Отечественной войне стала главной национальной идеей в России. Итоги Второй Мировой Войны не обсуждаются, а победная символика активно используется для поднятия патриотических настроений. Бренды нередко прибегают к теме Победы, поскольку знают, что она найдет отклик у потребителей.

Использование в спорной рекламе формулировки «мужик с пистолетом» является эксплуатацией символа победы и приводит к его обесцениванию в глазах подрастающего поколения, принижает значимость известного исторического события и памятных лет, является некорректным (оскорбительным) как для ветеранов Великой Отечественной войны, так и по отношению к памяти участников боевых действий 1941-1945 годов".

Согласно статье 38 Федерального закона «О рекламе» ответственность за нарушение части 6 статьи 5 Федерального закона «О рекламе» рекламодатель.

В силу статьи 3 Федерального закона «О рекламе» рекламодателем является изготовитель или продавец товара либо иное определившее объект рекламирования и (или) содержание рекламы лицо.

Исходя из понятия рекламодателя, изложенного в статье 3 Закона о рекламе это, по сути, заказчик рекламы, т.е. то лицо, в чьих интересах осуществляется распространение и размещение рекламы. Соответственно таким лицом могут выступать изготовитель, продавец, фирма, оказывающая услуги, частное лицо и так далее.

Рекламодателем рекламы надлежит признать ООО «Домашний мастер», заключившее договоры с ООО «Группа компаний Альфа» и ГПЧО «Областное телевидение» на размещение рекламы и определившее её содержание.

От ООО «Группа компаний Альфа» и ГПЧО «Областное телевидение», ООО «Домашний мастер» в Челябинское УФАС России поступили письменные сведения о внесении изменений в рекламу и удалению сведений «мужик с пистолетом», что подтверждается рекламным роликом в новой редакции.

Поскольку распространение ненадлежащей рекламы в настоящее время прекращено, необходимость выдачи предписание о прекращении нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе отсутствует.

Руководствуясь частью 2 пункта 1 статьи 33, частью 1 статьи 36 Федерального закона «О рекламе» и в соответствии с пунктами 37 - 42 Правил рассмотрения антимонопольным органом дел, возбужденных по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе, Комиссия

 

РЕШИЛА:

 

1. Признать ненадлежащей рекламу со сведениями «У мужика с пистолетом», распространявшуюся на телеканале «ОТВ» «СМИ БУЛАТ» и на видеомониторах, установленных в трамваях МУП «ЧелябГЭТ», поскольку в ней нарушены требования части 6 статьи 5 Федерального закона «О рекламе».

2. Предписание о прекращении нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе не выдавать.

3. Передать материалы дела уполномоченному должностному лицу Челябинского УФАС России для возбуждения дела об административном правонарушении в отношении ООО «Домашний мастер» и его должностного лица.

Решение может быть обжаловано в суд в порядке, предусмотренном статьей 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.

Связанные организации

Связанные организации не указаны