Решение б/н Решение № 134-ВП/2017 по жалобе на действия заказчика при пр... от 13 июля 2017 г.

Вид документа
Дата регистрации
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

 

Р Е Ш Е Н И Е

по делу 134-ВП/2017

21 июня 2017 года г. Челябинск, пр. Ленина, 59

 

Комиссия по контролю в сфере закупок для государственных и муниципальных нужд Управления Федеральной антимонопольной службы по Челябинской области (далее - Комиссия) в составе:

Председателя Комиссии:

«<…>»

-

«<…>»;

Членов Комиссии:

«<…>»

-

«<…>»;

 

«<…>»

-

«<…>»,

руководствуясь частью 15 статьи 99, статьей 106 Федерального закона от 05.04.2013 № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» (далее – Закон о контрактной системе), рассмотрев жалобу ООО «Торговый дом Русский хлеб» (вх. № 7419 от 14.06.2016) на действия МБОУ «Лазурненская школа-интернат» (далее – Заказчик) при проведении электронного аукциона на поставку хлеба и булочек (извещение № 0169300024817000110) в присутствии:

- представителя МБОУ «Лазурненская школа-интернат», действующего на основании доверенности № 80 от 20.06.2017.

От отдела муниципального заказа администрации Красноармейского муниципального района (уполномоченного органа) поступило ходатайство о проведении внеплановой проверки в отсутствие представителей отдела муниципального заказа администрации Красноармейского муниципального района.

Представители заявителя о времени и месте проведения Комиссии уведомлены, на заседание не явились, письменных пояснений, ходатайств не представили.

У С Т А Н О В И Л А:

В Челябинское УФАС России 30.05.2017 поступила жалоба ООО «Торговый дом Русский хлеб» (далее – заявитель) на действия заказчика при проведении электронного аукциона на поставку хлеба и булочек (извещение № 0169300024817000110) (далее – Аукцион, Закупка).

Жалоба возвращена заявителю на основании пункта 2 части 11 статьи 105 Закона о контрактной системе, принято решение о проведении внеплановой проверке по доводам заявителя.

Согласно представленным документам извещение о проведении электронного аукциона опубликовано Уполномоченным органом на официальном сайте Единой информационной системы в сфере закупок www.zakupki.gov.ru 26.05.2017 в 08:54.

Начальная (максимальная) цена контракта на поставку хлеба и булочек 304 578,12 рубля.

Протокол рассмотрения заявок на участие в электронном аукционе «Поставка хлеба и булочек» (№ извещения 0169300024817000110-1) от 15.06.2017.

На момент рассмотрения жалобы контракт по итогам аукциона не заключен.

Согласно доводам заявителя, документация об аукционе содержит условия допуска товара в силу части 4 статьи 14 Закона о контрактной системе, в соответствии с Приказом Минэкономразвития России от 25.03.2014 N 155 «Об условиях допуска товаров, происходящих из иностранных государств, для целей осуществления закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» (далее – Приказ № 155). При этом, заказчиком не установлено требование к содержанию второй части заявки на участие в закупке об указании (декларировании) страны происхождения поставляемого товара. По мнению заявителя, указанное обстоятельство не позволяет ООО «Торговый дом Русский хлеб» принять участие в аукционе и сделать ценовое предложение ниже начальной (максимальной) цены контракта.

Представитель заказчика с доводами жалобы ООО «Торговый дом Русский хлеб» не согласился и пояснил, что в документации об аукционе содержится информация о предоставлении преференции в отношении цены контракта в размере 15 процентов при наличии условий, установленных в Приказе № 155, о предоставлении преимуществ организациям инвалидов, являющимся участниками закупок. Требования к содержанию и составу заявки на участие в аукционе установлены в соответствии с частями 3-6 статьи 66 Закона о контрактной системе. Запросов о разъяснении положений документации об аукционе от участников закупки не поступало.

Изучив представленные документы и материалы, руководствуясь статьей 106 Закона о контрактной системе, Комиссия пришла к следующим выводам.

1. В соответствии с частями 1, 3, 4 статьи 14 Закона о контрактной системе при осуществлении заказчиками закупок к товарам, происходящим из иностранного государства или группы иностранных государств, работам, услугам, соответственно выполняемым, оказываемым иностранными лицами, применяется национальный режим на равных условиях с товарами российского происхождения, работами, услугами, соответственно выполняемыми, оказываемыми российскими лицами, в случаях и на условиях, которые предусмотрены международными договорами Российской Федерации.

Федеральный орган исполнительной власти по регулированию контрактной системы в сфере закупок размещает перечень иностранных государств, с которыми Российской Федерацией заключены международные договоры, указанные в части 1 статьи 14 Закона о контрактной системе, и условия применения национального режима в единой информационной системе.

В целях защиты основ конституционного строя, обеспечения обороны страны и безопасности государства, защиты внутреннего рынка Российской Федерации, развития национальной экономики, поддержки российских товаропроизводителей нормативными правовыми актами Правительства Российской Федерации устанавливаются запрет на допуск товаров, происходящих из иностранных государств, работ, услуг, соответственно выполняемых, оказываемых иностранными лицами, и ограничения допуска указанных товаров, работ, услуг для целей осуществления закупок.

Федеральный орган исполнительной власти по регулированию контрактной системы в сфере закупок по поручению Правительства Российской Федерации устанавливает условия допуска для целей осуществления закупок товаров, происходящих из иностранного государства или группы иностранных государств, работ, услуг, соответственно выполняемых, оказываемых иностранными лицами, за исключением товаров, работ, услуг, в отношении которых Правительством Российской Федерации установлен запрет в соответствии с частью 3 статьи 14 Закона о контрактной системе.

1.1. В силу пунктов 5, 7 части 5 статьи 63 Закона о контрактной системе в извещении о проведении электронного аукциона наряду с информацией, указанной в статье 42 Закона о контрактной системе, указываются преимущества, предоставляемые заказчиком в соответствии со статьями 28 - 30 Закона о контрактной системе; условия, запреты и ограничения допуска товаров, происходящих из иностранного государства или группы иностранных государств, работ, услуг, соответственно выполняемых, оказываемых иностранными лицами.

Частью 3 стать 29 Закона о контрактной системе установлено, что при определении поставщиков (подрядчиков, исполнителей), за исключением случая, если закупки осуществляются у единственного поставщика (подрядчика, исполнителя), заказчик обязан предоставлять преимущества организациям инвалидов в отношении предлагаемой ими цены контракта в размере до пятнадцати процентов в установленном Правительством Российской Федерации порядке и в соответствии с утвержденными Правительством Российской Федерации перечнями товаров, работ, услуг. Информация о предоставлении таких преимуществ должна быть указана заказчиком в извещениях об осуществлении закупок и документации о закупках в отношении товаров, работ, услуг, включенных в указанные перечни.

Постановлением Правительства РФ от 15.04.2014 № 341 «О предоставлении преимуществ организациям инвалидов при определении поставщика (подрядчика, исполнителя) в отношении предлагаемой ими цены контракта» утверждены «Правила предоставления преимуществ организациям инвалидов при определении поставщика (подрядчика, исполнителя) в отношении предлагаемой ими цены контракта», «Перечень товаров, работ, услуг при закупке которых предоставляются преимущества организациям инвалидов» (далее – Перечень).

Приказ № 155 определяет условия допуска для целей осуществления закупок товаров, происходящих из иностранных государств.

Согласно извещению о проведении электронного аукциона для закупки № 0169300024817000110 объектом закупки является поставка хлеба и булочек, установлен Код по ОКПД2 – 10.71.11.111; 10.71.11.121; 10.71.11.112.

При этом, 10.71.11 - «Изделия хлебобулочные недлительного хранения» включены в Приложение к Приказу № 155, Перечень.

Комиссия Челябинского УФАС России признает, что преимущества к участникам, условия допуска товаров, происходящих из иностранных государств установлены заказчиком правомерно.

Вместе с тем, антимонопольный орган отмечает следующее.

Пунктом 6 части 5 статьи 66 Закона о контрактной системе предусмотрено предоставление в составе заявки документов, подтверждающих соответствие участника такого аукциона и (или) предлагаемых им товара, работы или услуги условиям, запретам и ограничениям, установленным заказчиком в соответствии со статьей 14 Закона о контрактной системе, или копии этих документов.

В силу пункта 9 Приказа № 155 для целей реализации настоящего приказа рекомендуется устанавливать в документации о закупке требование об указании (декларировании) участником конкурса, аукциона, запроса котировок или запроса предложений в заявке на участие в конкурсе, аукционе, запросе котировок или запросе предложений, окончательном предложении страны происхождения поставляемого товара.

Таким образом, в нарушение пункта 6 части 5 статьи 66, пункта 2 части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе, пункта 9 Приказа № 155, заказчиком не установлено требование об указании (декларировании) участником закупки во второй части заявки страны происхождения поставляемого товара.

Вместе с тем, заявителем не представлено доказательств невозможности участия в аукционе, доводы жалобы не нашли своего подтверждения, не обоснованы.

При проведении внеплановой проверки в действиях Заказчика антимонопольным органом выявлены следующие нарушения законодательства о контрактной системе.

1. В соответствии с требованиями части 5 статьи 31, пункта 6 части 5 статьи 63 Закона о контрактной системе извещение об осуществлении закупки должно содержать информацию об установленных требованиях в соответствии с частями 1, 1.1 статьи 31 Закона о контрактной системе, а также перечень документов, которые должны быть представлены участниками такого аукциона в соответствии с пунктом 1 части 1 и частью 2 (при наличии таких требований) статьи 31 Закона о контрактной системе.

Обязанность заказчика по установлению данных требований продиктована возложенными обязанностями на аукционную комиссию проверять соответствие участника указанным требованиям.

Вместе с тем, извещение об осуществлении закупки, сформированное на официальном сайте www.zakupki.gov.ru, исчерпывающий перечень требований к участникам закупки не содержит. При этом указывает на формулировку: единые требования к участникам (в соответствии с пунктом 1 части 1 Статьи 31 Федерального закона № 44-ФЗ), предусмотренную функционалом официального сайта. Указано – прилагается в составе сопроводительной документации. Вместе с тем указание на данную формулировку не является надлежащим исполнением требований части 5 статьи 31, пункта 6 части 5 статьи 63 Закона о контрактной системе, поскольку определить из данной формулировки исчерпывающий перечень требований к участнику закупки, соответствующий как законодательству о контрактной системе, так и самому объекту закупки, в каком именно месте сопроводительной документации указаны требования не представляется возможным.

2. Согласно части 1 статьи 65 Закона о контрактной системе в случае проведения электронного аукциона заказчик размещает в единой информационной системе документацию о таком аукционе в сроки, указанные в частях 2 и 3 статьи 63 Закона о контрактной системе, одновременно с размещением извещения о проведении такого аукциона.

В силу части 3 статьи 65 Закона о контрактной системе любой участник электронного аукциона, получивший аккредитацию на электронной площадке, вправе направить на адрес электронной площадки, на которой планируется проведение такого аукциона, запрос о даче разъяснений положений документации о таком аукционе. При этом участник такого аукциона вправе направить не более чем три запроса о даче разъяснений положений данной документации в отношении одного такого аукциона. В течение одного часа с момента поступления указанного запроса он направляется оператором электронной площадки заказчику.

Как следует из части 4 статьи 65 Закона о контрактной системе в течение двух дней с даты поступления от оператора электронной площадки указанного в части 3 статьи 65 Закона о контрактной запроса заказчик размещает в единой информационной системе разъяснения положений документации об электронном аукционе с указанием предмета запроса, но без указания участника такого аукциона, от которого поступил указанный запрос, при условии, что указанный запрос поступил заказчику не позднее чем за три дня до даты окончания срока подачи заявок на участие в таком аукционе.

При этом, в соответствии с частью 5 статьи 65 Закона о контрактной системе, разъяснения положений документации об электронном аукционе не должны изменять ее суть.

В соответствии с пунктом 11 части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе документация об аукционе должна содержать порядок, даты начала и окончания срока предоставления участникам такого аукциона разъяснений положений документации о таком аукционе.

Как следует из пункта 50 информационной карты документации об аукционе дата начала и окончания срока предоставления участникам электронного аукциона разъяснений положений настоящей документации об электронном аукционе: дата начала 29.05.2017. Дата окончания – 09.06.2017.

Вместе с тем, согласно извещению о проведении электронного аукциона дата окончания подачи заявок – 14.06.2017, при этом размещено извещение 26.05.2017.

Таким образом, даты начала и окончания срока предоставления участникам электронного аукциона разъяснений положений документации об электронном аукционе указаны заказчиком в нарушение положений части 4 статьи 65 Закона о контрактной системе.

В нарушение пункта 11 части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе документация об аукционе не содержит порядок предоставления участникам аукциона разъяснений положений документации об аукционе.

3. Согласно пункту 2 статьи 42 Закона о контрактной системе в извещении о закупке должно содержаться краткое изложение условий контракта, в том числе наименование и описание объекта закупки с учетом требований, предусмотренных статьей 33 Закона о контрактной системе, информацию о количестве и месте доставки товара, являющегося предметом контракта, месте выполнения работы или оказания услуги, являющихся предметом контракта, а также сроки поставки товара или завершения работы либо график оказания услуг, начальная (максимальная) цена контракта, источник финансирования.

Как следует из пункта 1 части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе документация об электронном аукционе наряду с информацией, указанной в извещении о проведении такого аукциона, должна содержать наименование и описание объекта закупки и условия контракта в соответствии со статьей 33 Закона о контрактной системе, в том числе обоснование начальной (максимальной) цены контракта.

Таким образом, из совокупного толкования указанных положений законодательства о контрактной системе следует, что условия исполнения контракта в части предоставления исполнителем документов, подтверждающих качество и безопасность товара, возлагают на заказчика обязанность указать в документации об аукционе, в том числе проекте контракта, исчерпывающий перечень таких документов, предусмотренных действующим законодательством.

Пунктом 4 технического задания, пунктом 1.5 проекта контракта установлено, что товар сопровождается документом, подтверждающим его качество (декларация соответствия, удостоверение качества), информацией для потребителя (необходимые маркировки, наклейки и пломбы и др.). Остаточный срок годности товара не менее 24 часов от общего срока годности, установленного производителем. Условия хранения должны соответствовать нормам и правилам, установленным к хранению данного продукта питания.

Исходя из положений документации не представляется возможным установить, каким именно документом должно подтверждаться качество поставляемого товара, что является нарушением пунктов 1, 2 части 1 статьи 33, пункта 1 части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе.

Представитель заказчика на заседании Комиссии Челябинского УФАС России не смог предоставить сведения о требованиях законодательства и перечне документов.

4. Согласно части 20 статьи 22 Закона о контрактной системе методические рекомендации по применению методов определения начальной (максимальной) цены контракта, цены контракта, заключаемого с единственным поставщиком (подрядчиком, исполнителем), устанавливаются федеральным органом исполнительной власти по регулированию контрактной системы в сфере закупок.

В соответствии с пунктом 2.1. Приказа Минэкономразвития России от 02.10.2013 № 567 «Об утверждении Методических рекомендаций по применению методов определения начальной (максимальной) цены контракта, цены контракта, заключаемого с единственным поставщиком (подрядчиком, исполнителем)» (далее – Методические рекомендации) обоснование НМЦК заключается в выполнении расчета указанной цены с приложением справочной информации и документов либо с указанием реквизитов документов, на основании которых выполнен расчет.

В составе документации о закупке приложено обоснование НМЦК, согласно которому заказчик в качестве способа определения НМЦК использовал метод сопоставимых рыночных цен (анализа рынка). При этом таблица расчета НМЦК не содержит расчета указанной цены, реквизитов документов, на основании которых выполнен расчет.

Вместе с тем, указание на выполненный расчет, реквизиты документов, на основании которых выполнен расчет необходимо для обеспечения возможности проверки соблюдения предусмотренного Законом о контрактной системе порядка установления НМЦК.

Таким образом, заказчиком при обосновании НМЦК не учтены положения Методических рекомендаций.

5. В силу части 4 статьи 64 Закона о контрактной системе к документации об электронном аукционе прилагается проект контракта, который является неотъемлемой частью этой документации.

Согласно части 2 статьи 70 Закона о контрактной системе в течение пяти дней с даты размещения в единой информационной системе указанного в части 8 статьи 69 Закона о контрактной системе протокола заказчик размещает в единой информационной системе без своей подписи проект контракта, который составляется путем включения цены контракта, предложенной участником электронного аукциона, с которым заключается контракт, информации о товаре (товарном знаке и (или) конкретных показателях товара), указанной в заявке на участие в таком аукционе его участника, в проект контракта, прилагаемый к документации о таком аукционе.

Таким образом, проект контракта, размещенный в составе документации о закупке должен содержать исчерпывающую информацию, установленную документацией о закупке, которая при заключении контракта изменяться не может.

Однако в спецификации к проекту контракта (Приложение № 1) заказчик не указал характеристики товара, определяющие предмет контракта, которые останутся неизменными, что может привести к заключению контракта не на условиях документации о закупке в нарушение части 2 статьи 70 Закона о контрактной системе, поскольку исходя из технического задания может конкретизироваться только вес булки.

К тому же, Приложение № 1 к проекту контракта не предусматривает указания страны происхождения товара.

Однако, контракт заключается на условиях извещения, документации об аукционе и заявки победителя аукциона, что регламентировано частью 1 статьи 34 Закона о контрактной системе.

Вместе с тем, положения Приложения № 1 не позволяют заключить контракт и на условиях документации об аукционе, и на условиях заявки победителя закупки, что может привести к нарушению части 1 статьи 34 Закона о контрактной системе.

Исходя из изложенного, информации, представленной заявителем, заказчиком, а также информации, полученной Комиссией при проведении внеплановой проверки, Комиссия, руководствуясь статьями 99, 106 Закона о контрактной системе и приказом ФАС России от 19.11.2014 N 727/14 «Об утверждении административного регламента Федеральной антимонопольной службы по исполнению государственной функции по рассмотрению жалоб на действия (бездействие) заказчика, уполномоченного органа, уполномоченного учреждения, специализированной организации, комиссии по осуществлению закупок, ее членов, должностного лица контрактной службы, контрактного управляющего, оператора электронной площадки при определении поставщиков (подрядчиков, исполнителей) для обеспечения государственных и муниципальных нужд,

РЕШИЛА:

 

1. Признать доводы обращения ООО «Торговый дом Русский хлеб» не нашедшими своего подтверждения, необоснованными.

2. По результатам проведенной внеплановой проверки признать в действиях Заказчика нарушения части 5 статьи 31, пунктов 1, 2 части 1 статьи 33, пункта 6 части 5 статьи 63, пунктов 1, 2, 11 части 1 статьи 64, часть 4 статьи 65, пункта 6 части 5 статьи 66 Закона о контрактной системе.

3. Предписание не выдавать поскольку допущенные нарушения не повлияли на результаты проведенного аукциона.

Настоящее решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня его принятия.

Связанные организации

Связанные организации не указаны