Решение б/н Решение и предписание № 135-ж/2017 по жалобе на действия аук... от 10 апреля 2017 г.

Вид документа
Дата регистрации
Сфера деятельности
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

 

 

РЕШЕНИЕ

по делу 135-ж/2017

03 апреля 2017 года                                                                           г. Челябинск, пр. Ленина, 59

Комиссия по контролю в сфере закупок для государственных и муниципальных нужд Управления Федеральной антимонопольной службы по Челябинской области (далее - Комиссия) в составе:

Председателя Комиссии:

<…>

 -

заместителя руководителя Челябинского УФАС России;

Членов Комиссии:

<…>

-

специалиста-эксперта отдела контроля закупок для государственных и муниципальных нужд Челябинского УФАС России;

 

<…>

-

ведущего специалиста-эксперта отдела контроля закупок для государственных и муниципальных нужд Челябинского УФАС России,

руководствуясь статьями 99, 106 Федерального закона от 05.04.2013 № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» (далее – Закон о контрактной системе), рассмотрев жалобу ООО «Энергосервис» на действия аукционной комиссии при проведении электронного аукциона на выполнение работ по содержанию автомобильных дорог и инженерных сооружений на территории города Троицка (извещение                                 № 0169300008217000014) (далее – аукцион), в присутствии:

- представителя Управления муниципальной собственности администрации города Троицка, действующего на основании доверенности от 31.03.2017 № б/н;

- представителя Управления жилищно-коммунального хозяйства, экологии, благоустройства, транспорта и связи администрации города Троицка, действующего на основании доверенности от 30.03.2017 № б/н;

- представителя ООО «Энергосервис», действующего на основании Решения от 30.11.2016,

У С Т А Н О В И Л А:

В Челябинское УФАС России 27.03.2017 поступила жалоба ООО «Энергосервис» (далее – заявитель, общество) на действия заказчика при проведении рассматриваемого аукциона, объявленного заказчиком путем размещения на официальном сайте Единой информационной системы в сфере закупок www.zakupki.gov.ru 21.02.2017 извещения о проведении аукциона и документации об аукционе.

Начальная (максимальная) цена контракта – 3 176 301 рублей 00 копеек.

Дата и время окончания срока подачи заявок на участие в аукционе – 13.03.2017 в 09 часов 00 минут.

По состоянию на 03.04.2017 контракт по результатам аукциона не заключен, поскольку заключение контракта приостановлено антимонопольным органом до рассмотрения жалобы по существу.

В жалобе ООО «Энергосервис» указано, что заказчиком неправомерно отклонена заявка заявителя, так как в подтверждение соответствия пункту 1 части 1 статьи 31 Закона о контрактной системе обществом представлена лицензия выданная субподрядчику, а также договор на оказание услуг по транспортировке отходов заключенный между участником закупки и субподрядчиком, что не противоречит гражданскому законодательству.

Представитель заказчика с доводами, изложенными в жалобе, не согласился представил письменные пояснения и указал, что заявка заявителя признана не соответствующей требованиям документации о закупки, так как обществом не представлена лицензия на участника закупки, что противоречит пунктам 18, 20 информационной карты документации о закупке.

Так, заказчиком в соответствии с Постановлением Правительства РФ от 03.10.2015 № 1062 «О лицензировании деятельности по сбору, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, размещению отходов I - IV классов опасности» установлено требование к участникам закупки о наличии действующей лицензии.

Текущее содержание территории района включает в себя, в том числе, очистку территории с погрузкой и вывозом мусора.

Заслушав пояснения заказчика, изучив представленные документы и материалы, рассмотрев доводы, изложенные в жалобе, Комиссия пришла к следующим выводам.

1. Как следует из пункта 1 части 1 статьи 31 Закона о контрактной системе при осуществлении закупки заказчик устанавливает единые требования к участникам закупки о соответствии его требованиям, установленным в соответствии с законодательством Российской Федерации к лицам, осуществляющим поставку товара, выполнение работы, оказание услуги, являющихся объектом закупки.

Согласно пункту 6 части 5 статьи 63 Закона о контрактной системе в извещении о проведении аукциона в электронной форме должны содержаться требования, предъявляемые к участникам такого аукциона, и исчерпывающий перечень документов, которые должны быть представлены участниками такого аукциона в соответствии с пунктом 1 части 1, частями 2 и 2.1 (при наличии таких требований) статьи 31 Закона о контрактной системе, а также требование, предъявляемое к участникам такого аукциона в соответствии с частью 1.1 (при наличии такого требования) статьи 31 Закона о контрактной системе.

Аналогичные требования к участнику закупки должны находить отражение в документации об аукционе в силу части 3 статьи 64 Закона о контрактной системе.

Согласно пункту 2 части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе документация об электронном аукционе наряду с информацией, указанной в извещении о проведении такого аукциона, должна содержать требования к содержанию, составу заявки на участие в таком аукционе в соответствии с частями 3 - 6 статьи 66 Закона о контрактной системе и инструкцию по ее заполнению. При этом не допускается установление требований, влекущих за собой ограничение количества участников такого аукциона или ограничение доступа к участию в таком аукционе.

При этом, в силу пункта 2 части 5 статьи 66 Закона о контрактной системе в составе второй части заявки участника закупки должны находить отражение в том числе документы, подтверждающие соответствие его единым требованиям, указанным в статье пункте 1 части 1 статьи 31 Закона о контрактной системе.

Согласно системному толкованию указанных положений Закона о контрактной системе участник закупки должен соответствовать требованиям, устанавливаемым согласно законодательству Российской Федерации к лицам, осуществляющим поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг в соответствии со спецификой и содержанием объекта закупки.

При этом, установление действующим законодательством требований к лицу, выполняющему работу (оказывающему услугу), фактически означает требование к подрядчику (исполнителю), что порождает для участника закупки обязанность по подтверждению его соответствия указанным требования путем предоставления соответствующих документов на стадии подачи заявок на участие в аукционе.

Согласно абзацу 3 части 1 статьи 49 Гражданского кодекса Российской Федерации в случаях, предусмотренных законом, юридическое лицо может заниматься отдельными видами деятельности только на основании специального разрешения (лицензии), членства в саморегулируемой организации или выданного саморегулируемой организацией свидетельства о допуске к определенному виду работ.

Таким образом, действующим законодательством установлено императивное требование о необходимости наличия лицензии (свидетельства, разрешения) непосредственно у участника закупки.

Указанное требование вызвано необходимостью оказания услуг в рамках правоспособности хозяйствующего субъекта, обусловленной наличием лицензии (свидетельства) на осуществление деятельности, относящейся к предмету закупки.

В пунктах 18, 20 информационной карты документации об аукционе в требованиях к участникам закупки, а также в требованиях к составу второй части заявки указано, что участник закупки должен предоставить лицензию на осуществление деятельности по сбору, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, размещению отходов I-IV классов опасности, в соответствии со статьей 12 Федерального закона от 4 мая 2011 № 99-ФЗ «О лицензировании отдельных видов деятельности».

Согласно протоколу подведения итогов открытого аукциона от 20.03.2017 вторая часть заявки ООО «Энергосервис» (порядковый номер заявки 1) признана не соответствующей требованиям документации об аукционе ввиду отсутствия лицензии.

Как следует из материалов дела в составе второй части заявки обществом в качестве подтверждения соответствия требованиям, предусмотренным пунктом 1 части 1 статьи 31 Закона о контрактной системе предоставлена лицензия на транспортирование отходов III, IV классов опасности от 07.12.2015 № 7400136, предоставленное Индивидуальному предпринимателю Забуге А.И.

Согласно пунктам 1, 2 части 6 статьи 69 Закона о контрактной системе заявка на участие в электронном аукционе признается не соответствующей требованиям, установленным документацией о таком аукционе, в случае непредставления документов и информации, которые предусмотрены пунктами 1, 3 - 5, 7 и 8 части 2 статьи 62, частями 3 и 5 статьи 66 Закона о контрактной системе, несоответствия указанных документов и информации требованиям, установленным документацией о таком аукционе, наличия в указанных документах недостоверной информации об участнике такого аукциона на дату и время окончания срока подачи заявок на участие в таком аукционе, а также в случае несоответствия участника такого аукциона требованиям, установленным в соответствии с частью 1, частями 1.1, 2 и 2.1 (при наличии таких требований) статьи 31 Закона о контрактной системе.

С учетом изложенного, признание заявки указанного общества, не соответствующей требованиям документации об аукционе, является правомерным, так как общество не представило в составе заявки выданную ему лицензию, что противоречит пунктам 18, 20 информационной карты документации о закупке, а также части 1, пунктам 1, 2 части 6 статьи 69 Закона о контрактной системе.

В ходе проведения внеплановой проверки в рамках статьи 99 Закона о контрактной системе Комиссия установила следующее.

2. В силу пункта 2 части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе документация о закупке должна содержать требования к содержанию, составу заявки на участие в таком аукционе в соответствии с частями 3 - 6 статьи 66 настоящего Федерального закона и инструкция по ее заполнению. При этом данные требования должны носить четкий и прозрачный характер.

Вместе с тем, документация о закупке содержит неоднозначные требования к составу заявки.

Требования к участникам закупки, к содержанию заявки, содержащиеся в пунктах 18, 20 информационной карты носят неконкретный характер, а именно установлено требование о наличии у участника закупки лицензии на осуществление деятельности по сбору, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, размещению отходов I-IV классов опасности, в соответствии со статьей 12 Федерального закона от 4 мая 2011 № 99-ФЗ «О лицензировании отдельных видов деятельности».

При этом данное требование не конкретизировано. Однако Приложение к Положению о лицензировании деятельности по сбору, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, размещению отходов I – IV классов опасности, утвержденное Постановлением Правительства РФ от 03.10.2015 № 1062 устанавливает Перечень работ (услуг), составляющих деятельность по сбору, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, размещению отходов I – IV классов опасности (далее - Перечень). Организация, получившая лицензию на оказание услуг одного из вида деятельности, указанного в Перечне, не может оказывать услуги по иным видам указанной деятельности.

Таким образом, в требованиях к участникам закупки, составу заявки в части предоставления лицензии на деятельность по сбору, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, размещению отходов I – IV классов опасности должны быть указаны также виды деятельности, на которые требуется лицензия при оказании услуг, являющихся объектом закупки.

Однако документация о закупке, указанных выше сведений не содержит.

Вместе с тем, отсутствие четких и однозначных требований заказчика относительно сведений, которые должны содержаться в составе заявки, не позволит участнику закупки надлежащим образом оформить заявку и принять участие в закупке.

Таким образом, заказчиком нарушены пункт 2 части 1 статьи 64, пункт 2 части 5 статьи 66 Закона о контрактной системе.

3. В соответствии с частью 4 статьи 34 Закона о контрактной системе в контракт включается обязательное условие об ответственности заказчика и поставщика (подрядчика, исполнителя) за неисполнение или ненадлежащее исполнение обязательств, предусмотренных контрактом.

Согласно частям 5, 8 статьи 34 Закона о контрактной системе штрафы начисляются за ненадлежащее исполнение заказчиком и поставщиком (подрядчиком, исполнителем) обязательств, предусмотренных контрактом, за исключением просрочки исполнения обязательств, предусмотренных контрактом. Размер штрафа устанавливается контрактом в виде фиксированной суммы, определенной в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.

Постановлением Правительства РФ от 25.11.2013 № 1063 утверждены Правила определения размера штрафа, начисляемого в случае ненадлежащего исполнения заказчиком, поставщиком (подрядчиком, исполнителем) обязательств, предусмотренных контрактом (за исключением просрочки исполнения обязательств заказчиком, поставщиком (подрядчиком, исполнителем), и размера пени, начисляемой за каждый день просрочки исполнения поставщиком (подрядчиком, исполнителем) обязательства, предусмотренного контрактом (далее — Правила).

В силу пунктов 4, 5 Правил за ненадлежащее исполнение поставщиком (исполнителем, подрядчиком) обязательств, предусмотренных контрактом, за исключением просрочки исполнения заказчиком, поставщиком (подрядчиком, исполнителем) обязательств (в том числе гарантийного обязательства), предусмотренных контрактом, размер штрафа устанавливается в виде фиксированной суммы, определяемой в следующем порядке:

а) 10 процентов цены контракта в случае, если цена контракта не превышает            3 млн. рублей;

б) 5 процентов цены контракта в случае, если цена контракта составляет от              3 млн. рублей до 50 млн. рублей;

в) 1 процент цены контракта в случае, если цена контракта составляет от                50 млн. рублей до 100 млн. рублей;

г) 0,5 процента цены контракта в случае, если цена контракта превышает              100 млн. рублей.

За ненадлежащее исполнение заказчиком обязательств по контракту, за исключением просрочки исполнения обязательств, размер штрафа устанавливается в виде фиксированной суммы, определяемой в следующем порядке:

а) 2,5 процента цены контракта в случае, если цена контракта не превышает             3 млн. рублей;

б) 2 процента цены контракта в случае, если цена контракта составляет от                3 млн. рублей до 50 млн. рублей;

в) 1,5 процента цены контракта в случае, если цена контракта составляет от           50 млн. рублей до 100 млн. рублей;

г) 0,5 процента цены контракта в случае, если цена контракта превышает              100 млн. рублей.

Как установлено материалами дела, начальная (максимальная) цена контракта составляет 3 176 301 рублей 00 копеек.

Вместе с тем, в пункте 8.3 проекта контракта указано, что за ненадлежащее исполнение заказчиком обязательств, предусмотренных контрактом, за исключением просрочки исполнения обязательств, предусмотренных контрактом, подрядчик вправе потребовать уплаты штрафа в размере 2,5% цены контракта, что составляет _________.

В соответствии с пунктом 8.6 проекта контракта за неисполнение или ненадлежащее исполнение подрядчиком обязательств, предусмотренных контрактом, за исключением просрочки исполнения подрядчиком обязательств, предусмотренных контрактом, подрядчик выплачивает заказчику штраф, размер штрафа устанавливается в виде фиксированной суммы в размере 10% цены контракта, и составляет _____ рублей.

Таким образом, заказчиком в пунктах 8.3, 8.6 проекта контракта установлены ненадлежащие размеры штрафов, начисляемых заказчику, подрядчику за неисполнение или ненадлежащее исполнение обязательств, предусмотренных контрактом.

Более того, на момент формирования документации об аукционе заказчик не обладает сведениями о цене контракта, которую предложат на аукционе участники закупки, что обязывает заказчика предусмотреть вариативный размер штрафа как в отношении заказчика, так и подрядчика.

С учетом изложенного, заказчиком нарушены части 5, 8 статьи 34 Закона о контрактной системе.

Комиссия, руководствуясь статьей  статьями 99, 106 Закона о контрактной системе и Приказом ФАС России от 19.11.2014 727/14 «Об утверждении административного регламента Федеральной антимонопольной службы по исполнению государственной функции по рассмотрению жалоб на действия (бездействие) заказчика, уполномоченного органа, уполномоченного учреждения, специализированной организации, комиссии по осуществлению закупок, ее членов, должностного лица контрактной службы, контрактного управляющего, оператора электронной площадки при определении поставщиков (подрядчиков, исполнителей) для обеспечения государственных и муниципальных нужд»,

 

РЕШИЛА:

 

1. Признать доводы жалобы ООО «Энергосервис» на действия аукционной комиссии при проведении электронного аукциона на выполнение работ по содержанию автомобильных дорог и инженерных сооружений на территории города Троицка (извещение № 0169300008217000014) необоснованными.

2. По результатам внеплановой проверки признать в действиях заказчика нарушения частей 5, 8 статьи 34, пункт 2 части 1 статьи 64, пункт 2 части 5 статьи 66 Закона о контрактной системе.

3. Выдать заказчику, оператору электронной площадки предписание об устранении нарушений законодательства о контрактной системе.

4. Передать материалы дела должностному лицу Челябинского УФАС России для решения вопроса о привлечении виновных лиц к административной ответственности.

Настоящее решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня его принятия.

 

 

ПРЕДПИСАНИЕ № 135-ж/2017

об устранении нарушений законодательства

о контрактной системе

03 апреля 2017 года                                                                         г. Челябинск, пр. Ленина, 59

Комиссия по контролю в сфере закупок для государственных и муниципальных нужд Управления Федеральной антимонопольной службы по Челябинской области (далее - Комиссия) в составе:

Председателя Комиссии:

<…>

-

заместителя руководителя Челябинского УФАС России;

Членов Комиссии:

<…>

-

специалиста-эксперта отдела контроля закупок для государственных и муниципальных нужд Челябинского УФАС России;

 

<…>

-

ведущего специалиста-эксперта отдела контроля закупок для государственных и муниципальных нужд Челябинского УФАС России,

на основании решения Челябинского УФАС России от 03.04.2017, вынесенного по итогам рассмотрения жалобы ООО «Энергосервис» на действия аукционной комиссии при проведении электронного аукциона на выполнение работ по содержанию автомобильных дорог и инженерных сооружений на территории города Троицка (извещение № 0169300008217000014) (далее – Аукцион), с целью устранения нарушений законодательства о контрактной системе,

ПРЕДПИСЫВАЕТ:

1. Аукционной комиссии в срок до 11.04.2017:

1.1 принять решение об отмене протоколов, составленных в ходе проведения Аукциона;

1.2 передать решение, оформленное по итогам исполнения пункта 1.1 настоящего предписания Управлению муниципальной собственности администрации города Троицка для размещения в Единой информационной системе и направления оператору электронной площадки ЗАО «Сбербанк-АСТ».

2. Управлению жилищно-коммунального хозяйства, экологии, благоустройства, транспорта и связи администрации города Троицка в срок до 11.04.2017:

2.1 внести соответствующие изменения в документацию об аукционе с учетом положений законодательства о контрактной системе и с учетом решения Челябинского УФАС России № 135-ж/2017 от 03.04.2017, в том числе:

- конкретизировать виды деятельности, на которые требуется лицензия при оказании услуг, являющихся объектом закупки;

- установить надлежащие размеры штрафов, начисляемых заказчику, подрядчику за неисполнение или ненадлежащее исполнение обязательств, предусмотренных контрактом;

2.2 продлить срок подачи заявок на участие в аукционе не менее чем на 5 дней с даты размещения на официальном сайте Единой информационной системы документации с внесенными изменениями;

2.3 продолжить процедуру определения поставщика;

3. Управлению муниципальной собственности администрации города Троицка:

3.1. разместить документацию с внесенными изменениями в Единой информационной системе не менее чем за 5 дней до даты окончания срока подачи заявок;

3.2 разместить в Единой информационной системе решение, указанное в пункте 1.2 настоящего предписания и направить оператору электронной площадки ЗАО «Сбербанк-АСТ».

4. ЗАО «Сбербанк-АСТ» с 06.04.2017 обеспечить Управлению жилищно-коммунального хозяйства, экологии, благоустройства, транспорта и связи администрации города Троицка, Управлению муниципальной собственности администрации города Троицка, Аукционной комиссии возможность исполнения пунктов 1, 2, 3 настоящего предписания.

5. Управлению жилищно-коммунального хозяйства, экологии, благоустройства, транспорта и связи администрации города Троицка, Управлению муниципальной собственности администрации города Троицка в подтверждение исполнения предписания в срок до 19.04.2017 года в адрес Управления Федеральной антимонопольной службы по Челябинской области представить доказательства исполнения настоящего предписания, а именно документацию с внесенными изменениями, документы, подтверждающие размещение документации с внесенными изменениями в Единой информационной системе, решение Аукционной комиссии об отмене протоколов, составленных в ходе проведения Аукциона, доказательства размещения сведений о таком решении в Единой информационной системе.

Настоящее предписание может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня его вынесения.

Обжалование предписания Челябинского УФАС России не приостанавливает действия предписания.

За неисполнение настоящего предписания предусмотрена административная ответственность в виде штрафа в размере пятидесяти тысяч рублей на должностных лиц и в размере пятисот тысяч рублей на юридических лиц.

 

Связанные организации

Связанные организации не указаны