Решение б/н Решение и предписание № 137-04-18.1/16 по жалобе ООО ТД «Пре... от 17 октября 2016 г.

Вид документа
Дата регистрации
Сфера деятельности
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

 

Р Е Ш Е Н И Е

 

г. Челябинск, пр. Ленина, 59

 

Резолютивная часть решения оглашена 04 октября 2016 года.

В полном объеме решение изготовлено 06 октября 2016 года.

 

Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Челябинской области (далее – Челябинское УФАС России) по рассмотрению жалоб в порядке, предусмотренном статьей 18.1 Закона о защите конкуренции (далее - Комиссия) в составе:

Председателя Комиссии:

<…> – заместителя руководителя Челябинского УФАС России;

Членов Комиссии

<…> – начальника отдела антимонопольного контроля Челябинского УФАС России;

<…> – ведущего специалиста-эксперта отдела антимонопольного контроля Челябинского УФАС России,

рассмотрев жалобу 137-04-18.1/16 ООО ТД «Престиж» (далее - Заявитель) вх. от 19.09.2016 № 12865 на действия АО «СКБ «Турбина» при проведении открытого запроса котировок в электронной форме без квалификационного отбора на право заключения договора на поставку наборов образцов шероховатостей поверхности  (извещение № 31604093869) (далее – Запрос котировок)

 

УСТАНОВИЛА:

 

АО «СКБ «Турбина» разместило 14.09.2016 в единой информационной системе извещение о проведении Запроса котировок № 31604093869 и Документацию о закупке по Запросу котировок (далее – Документация о закупке).

19.09.2016 в Челябинское УФАС России поступила жалоба ООО ТД «Престиж» на действия АО «СКБ «Турбина» при проведении Запроса котировок. В жалобе Заявитель указывает на нарушения Заказчиком подпунктов 4, 6 пункта 10 статьи 4 Федерального закона от 18 июля 2011 года № 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц» (далее – Закон о закупках), выразившихся во включении в проект договора условий, которые не позволяют сделать вывод о сроке оплаты за поставленную продукцию, о периодичности поставки товара.

Представитель ООО ТД «Престиж» на заседании Комиссии поддержал доводы, изложенные в жалобе.

В письменных пояснениях по жалобе АО «СКБ «Турбина» просит признать доводы жалобы необоснованными. Указывает, что условия договора о сроке расчетов за поставленную продукцию, о сроке поставки товара указаны в договоре и соответствуют требованиям действующего законодательства. Сведения о конкретных датах поставки товара не могут быть указаны в Документации о закупке ввиду отсутствия сведений о потребности заказчика в указанный период. Расчет с контрагентами осуществляется в порядке, установленном Положением о планировании и бюджетировании деятельности предприятия, инструкцией о порядке оформления заявок на оплату. Указанная закупка проводится в связи с выполнением Заказчиком обязательств по государственному оборонному заказу, что обуславливает ряд особенностей в порядке расчетов по договору. При формировании начальной максимальной цены (НМЦ) Заказчик принимал во внимание предложения хозяйствующих субъектов, полученные по запросу Заказчика, а также по предыдущему опыту поставки товара. Включение в Документацию о закупке требования о представлении дилерского сертификата обусловлено обязанностью Исполнителя по кооперации по обеспечению качества закупаемых товаров. Указанное требование не является критерием оценки при допуске участников к участию в закупке.

Представители Заказчика на заседании Комиссии поддержали доводы, изложенные в письменных пояснениях по жалобе, дополнительно пояснили, что договор по результатам закупки не заключен. На участие в Запросе котировок поступила одна заявка, рассмотрение которой до приостановления закупки не проведено.

В силу части 1 статьи 18.1 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее – Закон о защите конкуренции) по правилам настоящей статьи антимонопольный орган рассматривает жалобы на действия (бездействие) юридического лица, организатора торгов, оператора электронной площадки, конкурсной комиссии или аукционной комиссии при организации и проведении торгов, заключении договоров по результатам торгов либо в случае, если торги, проведение которых является обязательным в соответствии с законодательством Российской Федерации, признаны несостоявшимися, а также при организации и проведении закупок в соответствии с Федеральным законом от 18 июля 2011 года № 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц» (далее – Закон о закупках), за исключением жалоб, рассмотрение которых предусмотрено законодательством Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд.

В соответствии с частью 2 статьи 18.1 Закона о защите конкуренции действия (бездействие) организатора торгов, оператора электронной площадки, конкурсной или аукционной комиссии могут быть обжалованы в антимонопольный орган лицами, подавшими заявки на участие в торгах, а в случае, если такое обжалование связано с нарушением установленного нормативными правовыми актами порядка размещения информации о проведении торгов, порядка подачи заявок на участие в торгах, также иным лицом (заявителем), права или законные интересы которого могут быть ущемлены или нарушены в результате нарушения порядка организации и проведения торгов.

Законом о закупках установлены общие принципы закупок товаров, работ, услуг и основные требования к таким закупкам.

1. При осуществлении процедуры закупки в соответствии с Федеральным законом от 18.07.2011 № 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц» АО «СКБ «Турбина» руководствовалось Единым положением о закупке Государственной Корпорации «Ростех» (далее – Единое Положение), Документацией о закупке.

Согласно части 5 статьи 4 Закона о закупках в единой информационной системе при закупке размещается информация о закупке, в том числе извещение о закупке, документация о закупке, проект договора, являющийся неотъемлемой частью извещения о закупке и документации о закупке, изменения, вносимые в такое извещение и такую документацию, разъяснения такой документации, протоколы, составляемые в ходе закупки, а также иная информация, размещение которой в единой информационной системе предусмотрено настоящим Федеральным законом и положением о закупке, за исключением случаев, предусмотренных частями 15 и 16 настоящей статьи.

В соответствии с пунктом 4 части 10 статьи 4 Закона о закупках в документации о закупке должны быть указаны место, условия и сроки (периоды) поставки товара, выполнения работы, оказания услуги.

Согласно конкурсной документации указанные сведения содержатся в разделе 8 «Проект договора».

Согласно пункту 4.1 проекта договора (Приложение № 1 к Документации о закупке) поставка Товара осуществляется отдельными партиями согласно заявок Покупателя в течение срока действия настоящего Договора. Под партией Товара понимается Товар надлежащего качества, поставленный в срок, в количестве и согласно номенклатуре, направленной Покупателем в заявке. Срок поставки 85 (восемьдесят пять) рабочих дней с даты поступления письменной заявки от Покупателя. Заявка подается не чаще 1 (одного) раза в неделю.

Согласно пункту 4.3 проекта договора поставка Товара осуществляется Поставщиком до склада Покупателя в рабочие дни в соответствии с графиком работы Покупателя и с соблюдением пропускного режима.

В пункте 12 Информационной карты указано место поставки товара: АО СКБ «Турбина» 454007, РФ, г. Челябинск, пр-кт Ленина, д. 2 – «Б» (склад).

Согласно части 2 статьи 4 Закона о закупках заказчик размещает в единой информационной системе план закупки товаров, работ, услуг на срок не менее чем один год. Порядок формирования плана закупки товаров, работ, услуг, порядок и сроки размещения в единой информационной системе такого плана, требования к форме такого плана устанавливаются Правительством Российской Федерации.

Постановлением Правительства РФ от 17.09.2012 N 932 (в ред. от 30.12.2015) утверждены Правила формирования плана закупки товаров (работ, услуг) и требований к форме такого плана.

Планом закупки предусмотрено осуществление рассматриваемой закупки со сроком исполнения договора декабрь 2018 года.

Однако документация о закупке не содержит указанного срока поставки товара  и исполнения обязательств по договору.

В соответствии с пунктом 12.1 проекта договора настоящий Договор вступает в силу с момента его подписания Сторонами и действует до 31.12.2018 года, а в части исполнения основных обязательств, в том числе исполнения гарантийных обязательств, оплат пени, штрафов, неустоек, а также возмещения убытков Сторонами по настоящему Договору - до полного их исполнения.

Согласно статье 190 ГК РФ установленный законом, иными правовыми актами, сделкой или назначаемый судом срок определяется календарной датой или истечением периода времени, который исчисляется годами, месяцами, неделями, днями или часами. Срок может определяться также указанием на событие, которое должно неизбежно наступить.

Указанная в пункте 12.1 проекта договора формулировка не позволяет определить срок действия договора, так как срок исполнения обязательств по поставке товара, ставится в зависимость от срока исполнения основных обязательств, в том числе по итогам направления заявок заказчика, что не является событием, которое должно неизбежно наступить, и не соответствует требованиям статьи 190 ГК РФ.

Указанная позиция подтверждается судебной практикой судами трех инстанций (А76-16817/2014).

Таким образом, документация о закупке не позволяет сделать вывод о периоде времени в течение которого заказчиком планируется направлять заявки поставщику, а соответственно о сроке поставки товара.

Согласно статье 508 ГК РФ в случае, когда сторонами предусмотрена поставка товаров в течение срока действия договора поставки отдельными партиями и сроки поставки отдельных партий (периоды поставки) в нем не определены, то товары должны поставляться равномерными партиями помесячно, если иное не вытекает из закона, иных правовых актов, существа обязательства или обычаев делового оборота.

Как следует из проекта договора, поставка  товара предполагается отдельными партиями. Сроки поставки отдельных партий в проекте договора составляют 85 (восемьдесят пять) рабочих дней с даты поступления письменной заявки заказчика.

Согласно статье 510 ГК РФ доставка товаров осуществляется поставщиком путем отгрузки их транспортом, предусмотренным договором поставки, и на определенных в договоре условиях.

Цена договора включает в себя стоимость товара, доставку и все расходы, связанные с транспортировкой до склада покупателя, а также прочие расходы по исполнению договора. При этом цена за единицу товара является фиксированной и не подлежит изменению в течение всего срока действия договора (пункты 2.1. и 2.3. проекта договора).

Однако, проект договора не содержит условий, позволяющих сделать вывод об условиях доставки товара ввиду отсутствия сведений о количестве партий товара, предполагаемом заказчиком количестве товара в партии, что не позволяет участнику закупки рассчитать свое окончательное ценовое предложение на период действия договора с учетом транспортных расходов  на доставку товара.

Указание в проекте договора сведений о том, что заявка заказчика подается не чаще 1 (одного) раза в неделю также не позволяет сделать выводы об условиях доставки товара, поскольку как следует из содержания Документации о закупке заказчику требуется 24 набора образцов шероховатости поверхности, при этом период до 31.12.2018 года составляет более 110 недель. Соответственно заказчик имеет возможность направить 24 заявки в целях поставки каждого набора отдельно, либо ограничится разовой, двукратной или иной партией поставки товара.

Согласно пункту 13.2. проекта договора односторонний отказ поставщика от исполнения обязательств либо одностороннее изменение условий договора недопустимы.

Как следует, из представленных заказчиком документов в 2015 году поставка указанного товара осуществлена двумя партиями 17 и 4 наборов силами ООО НПО «Промконтроль».

В рассматриваемой закупке участие принял единственный поставщик – ООО НПО «Промконтроль», которое имело опыт поставки указанного товара заказчику и могло обладать информацией о потребности заказчика в рассматриваемом товаре.

Таким образом, Документация о закупке не содержит сведений, позволяющих определить срок, в течение которого поставщик должен поставлять товар по заявкам заказчика, и условия доставки товара, что противоречит пункту 4 части 10 статьи 4 Закона о закупках.

Доводы заказчика о том, что указанные сведения не могут быть указаны в документации о закупке ввиду отсутствия сведений о потребности заказчика в указанный период не могут быть приняты во внимание, поскольку рассматриваемая закупка включена в план закупок на 2016 год в соответствии с главой 4 - 5 Единого положения, т.е. после выявления потребности в товаре, количество товара определено заказчиком. При этом, заказчик не воспользовался возможностью осуществления закупки в порядке, предусмотренном пунктом 19.15 Единого Положения.

Кроме того, учитывая положения пункта 8 статьи 448 ГК РФ, согласно которым условия договора, заключенного по результатам торгов в случае, когда его заключение допускается только путем проведения торгов, могут быть изменены сторонами, если это изменение не влияет на условия договора, имевшие существенное значение для определения цены на торгах, а также в иных случаях, установленных законом, условия Договора о количестве необходимого к поставке товара не смогут быть изменены после его заключения, так как предмет договора (наименование и количество товара) является осуществленным условием договора поставки.

2. В соответствии с пунктом 6 части 10 статьи 4 Закона о закупках в документации о закупке должны быть указаны форма, сроки и порядок оплаты товара, работы, услуги.

В пункте 12 Информационной карты указаны форма, сроки и порядок оплаты товара, работы, услуги: согласно разделу 8 «Проект договора». Расчеты по Договору осуществляются только с использованием отдельного счета, открытого Поставщиком в соответствии с Федеральным законом от 29.12.2012г. № 275-ФЗ «О государственном оборонном заказе» (в ред. Федерального закона от 29.06.2015г. № 159-ФЗ) в уполномоченном банке.

Согласно пункту 2.4 проекта договора расчет по Договору производится по истечении 15 (пятнадцати) рабочих дней с даты подписания товарной накладной, но не позднее окончания срока действия Договора, путем безналичного перечисления денежных средств на отдельный счет Поставщика на основании выставленного Поставщиком счета на оплату.

В соответствии с пунктом 12.1 проекта договора настоящий Договор вступает в силу с момента его подписания Сторонами и действует до 31.12.2018 года, а в части исполнения основных обязательств, в том числе исполнения гарантийных обязательств, оплат пени, штрафов, неустоек, а также возмещения убытков Сторонами по настоящему Договору - до полного их исполнения.

Согласно статье 190 ГК РФ установленный законом, иными правовыми актами, сделкой или назначаемый судом срок определяется календарной датой или истечением периода времени, который исчисляется годами, месяцами, неделями, днями или часами. Срок может определяться также указанием на событие, которое должно неизбежно наступить.

Формулировка условия проекта договора о сроке оплаты товара с учетом положения пункта 12.1 проекта договора не позволяет определить окончательную дату оплаты поставленного по договору товара, так как срок исполнения обязательств по оплате поставленного товара, ставится в зависимость от срока исполнения основных обязательств, что не является событием, которое должно неизбежно наступить, что не соответствует требованиям статьи 190 ГК РФ.

Таким образом, в Документации о закупке в нарушение пункта 6 части 10 статьи 4 Закона о закупках сроки оплаты товара не определены.

3. В соответствии с пунктом 17 статьи 18.1 Закона о защите конкуренции, при рассмотрении жалобы по существу комиссия антимонопольного органа рассматривает обжалуемые акты и (или) действия (бездействие) организатора торгов, оператора электронной площадки, конкурсной или аукционной комиссии, уполномоченного органа и (или) организации, осуществляющей эксплуатацию сетей. В случае, если в ходе рассмотрения жалобы комиссией антимонопольного органа установлены иные нарушения в актах и (или) действиях (бездействии) организатора торгов, оператора электронной площадки, конкурсной или аукционной комиссии, уполномоченного органа и (или) организации, осуществляющей эксплуатацию сетей, комиссия антимонопольного органа принимает решение с учетом всех выявленных нарушений.

В соответствии с частью 2 статьи 2 Закона о закупках, Положение о закупке является документом, который регламентирует закупочную деятельность заказчика и должен содержать требования к закупке, в том числе порядок подготовки и проведения процедур закупки (включая способы закупки) и условия их применения, порядок заключения и исполнения договоров, а также иные связанные с обеспечением закупки положения.

Согласно части 3 статьи 3 Закона о закупках в Положении о закупке могут быть предусмотрены иные (помимо конкурса или аукциона) способы закупки. При этом заказчик обязан установить в Положении о закупке порядок закупки указанными способами.

Заказчиком утверждено Положение о закупке. Данное положение предусматривает различные способы закупки, в том числе запрос котировок.

В соответствии с пунктом 15.8.5(3) Единого положения закупочная комиссия отклоняет заявку участника процедуры закупки по основаниям несоответствия предлагаемой продукции и условий исполнения договора требованиям, установленным в документации о закупке.

Согласно пункту 4.12.9(3) Документации о закупке закупочная комиссия отклоняет заявку участника процедуры закупки по основаниям несоответствие предлагаемой продукции и условий исполнения договора требованиям, установленным в разделах 8 – 9 и п. 12 информационной карты.

В соответствии с Приложением № 3 к информационной карте заявка на участие в закупке должна включать в себя Техническое предложение (Форма № 3) по форме, установленной в подразделе 7.3 Документации о закупке.

Форма технического предложения, установленная подразделом 7.3 Документации о закупке, предусматривает представление участником закупки декларации соответствия, в которой участник подтверждает, что изучил требования к продукции и согласен поставить товар полностью соответствующий требованиям заказчика, изложенным в разделе 9 Документации о закупке.

Раздел 9 Документации о закупке указывает на технические требования к продукции, которые представлены в виде отдельного файла в составе Приложения №2 к документации о закупке (файл под названием «Требования к продукции (9)» в формате MS-Word).

В единой информационной системе в составе Документации о закупке опубликован файл «Требования к продукции (9)» следующего содержания:

Приложение №2 к документации

Требования к продукции

Приложение № 2

              к договору  №    / ___________

                                                                                                      от «___» ___________ 2016 г.

ТЕХНИЧЕСКОЕ ЗАДАНИЕ

на поставку наборов образцов шероховатости  поверхности

Таблица №1

№ поз.

 

Номенклатура

 

НТД

Параметры

 

Кол-во

 

Ед.

Изм.

1

Набор образцов шероховатости 0,4-12,5 Р

ГОСТ 9378-93

Вид обработки-расточка ,

параметры шероховатости: Ra=0,4;0,8;1,6;3,2;6,3;12,5

(Ra, мкм - среднеарифметическое отклонение профиля)

4

шт

2

Набор образцов шероховатости 0,4-12,5 Т

ГОСТ 9378-93

Вид обработки-точение,

параметры шероховатости: Ra=0,4;0,8;1,6;3,2;6,3;12,5

(Ra, мкм - среднеарифметическое отклонение профиля)

4

шт

3

Набор образцов шероховатости 0,4-12,5 ТТ

ГОСТ 9378-93

Вид обработки-точение торцовое,

параметры шероховатости: Ra=0,4;0,8;1,6;3,2;6,3;12,5

(Ra, мкм - среднеарифметическое отклонение профиля)

5

шт

4

Набор образцов шероховатости 0,1-3,2 ШП

ГОСТ 9378-93

Вид обработки-шлифование периферией круга плоское, параметры шероховатости: Ra=0,1;0,2;0,4;0,0,8;1,6;3,2

(Ra, мкм - среднеарифметическое отклонение профиля)

1

шт

5

Набор образцов шероховатости 0,05-1,6 ШЦ

ГОСТ 9378-93

Вид обработки-шлифование периферией круга цилиндрическое выпуклое, параметры шероховатости: Ra=0,05;0,1;0,2;0,4;0,8;1,6

(Ra, мкм - среднеарифметическое отклонение профиля)

1

шт

6

Набор образцов шероховатости 0,05-3,2 ШТ

ГОСТ 9378-93

Вид обработки-шлифование торцовое, Ra=0,05;0,1;0,2;0,4,0,8;1,6;3,2

(Ra, мкм - среднеарифметическое отклонение профиля)

2

шт

7

Набор образцов шероховатости 0,05-020 ПЦ

ГОСТ 9378-93

Вид обработки-полирование цилиндрическое,

параметры шероховатости: Ra=0,05;0,06;0,8;0,10;0,16;0,20

(Ra, мкм - среднеарифметическое отклонение профиля)

1

шт

8

Набор образцов шероховатости 0,05-020 ПП

ГОСТ 9378-93

Вид обработки-полирование плоское, Ra=0,05;0,06;0,08;0,10;0,16;0,20

(Ra, мкм - среднеарифметическое отклонение профиля)

1

шт

9

Набор образцов шероховатости 0,4-12,5 ФТ

ГОСТ 9378-93

Вид обработки-фрезерование торцовое,

параметры шероховатости: Ra=0,4;0,8;1,6;3,2;6,3;12,5

(Ra, мкм - среднеарифметическое отклонение профиля)

2

шт

10

Набор образцов шероховатости 0,4-12,5 ФЦ

ГОСТ 9378-93

Вид обработки-фрезерование цилиндрическое,

параметры шероховатости: Ra=0,4;0,8;1,6;3,2;6,3;12,5

(Ra, мкм - среднеарифметическое отклонение профиля)

1

шт

11

Набор образцов шероховатости 0,2-20,5 ДС

ГОСТ 9378-93

Вид обработки-дробеструйная,

параметры шероховатости:Ra=0,2;0,4;0,8;1,6;3,2;6,3;12,5;25,0

(Ra, мкм - среднеарифметическое отклонение профиля)

1

шт

12

Набор образцов шероховатости 0,2-25,0 ПС

ГОСТ 9378-93

Вид обработки-пескоструйная,

параметры шероховатости:Ra=0,2;0,4;0,8;1,6;3,2;6,3;12,5;25,0

(Ra, мкм - среднеарифметическое отклонение профиля)

1

шт

Требования к продукции:

  1. Поставляемые средства измерения должны быть утвержденного типа (внесены в Госреестр СИ РФ) и иметь действующее свидетельство о поверке в соответствии с ПР 50.2.006-94 «ПРАВИЛА ПО МЕТРОЛОГИИ ГОСУДАРСТВЕННАЯ СИСТЕМА ОБЕСПЕЧЕНИЯ ЕДИНСТВА ИЗМЕРЕНИЙ «ПОРЯДОК ПРОВЕДЕНИЯ ПОВЕРКИ СРЕДСТВ ИЗМЕРЕНИЙ», не ранее II квартала 2016 г.
  2. Поставляемые инструменты должны быть новыми, не ранее 2016г., не бывшим в употреблении, не восстановленными, не контрафактными, не допускается поставка продукции  изготовленной из материалов,  бывших в употреблении.
  3. Поставляемые инструменты должны быть обеспечены сертификатами соответствия, паспортами, сертификатами качества или иными документами, с заверенным оригинальной печатью и подписью уполномоченного представителя поставщика (или ОТК), подтверждающими соответствие Товара требованиям к качеству.
  4. Инструменты должны быть упакованы в тару, обеспечивающую сохранность при транспортировке и хранении.
  5. На упаковочной таре должна быть нанесена следующая информация:

- Страна-производитель

- Наименование инструментов полное в соответствии с каталогом Поставщика, товарная марка.

- Количество инструментов в упаковке.

- Дата, месяц, год изготовления.

- Указанная информация должна сопровождаться сертификатом качества на поставляемый инструмент и дилерским сертификатом, подписанным уполномоченным представителем по России от фирмы-производителя инструментов.

  1. При отгрузке товара должны быть приложены оригиналы следующих документов: товарная накладная, счет-фактура (для плательщиков НДС), сертификат качества и ТТН.

Гарантийный срок на поставляемый товар – не менее 12 месяцев после поставки продукции на склад заказчика.

Минимальный срок службы инструментов – минимальный срок службы инструмента не менее срока определенного заводом-изготовителем.

 

Таким образом, указанные положения Единого положения и Документации о закупке предусматривают, что несоблюдение требований, указанных в Приложении № 2 к Документации о закупке, в том числе о наличии сертификата качества и дилерского сертификата, подписанного уполномоченным представителем по России от фирмы-производителя инструментов, является основанием для отклонения заявки участника процедуры закупки.

В соответствии с пунктом 1 части 10 статьи 4 Закона о закупках в документации о закупке должны быть указаны сведения, определенные Положением о закупке, в том числе: установленные заказчиком требования к качеству, техническим характеристикам товара, работы, услуги, к их безопасности, к функциональным характеристикам (потребительским свойствам) товара, к размерам, упаковке, отгрузке товара, к результатам работы и иные требования, связанные с определением соответствия поставляемого товара, выполняемой работы, оказываемой услуги потребностям заказчика.

В соответствии с частью 1 статьи 17 Закона о защите конкуренции при проведении торгов, запроса котировок цен на товары (далее - запрос котировок), запроса предложений запрещаются действия, которые приводят или могут привести к недопущению, ограничению или устранению конкуренции.

Согласно части 1 статьи 3 Закона о закупках при закупке товаров, работ, услуг заказчики руководствуются следующими принципами:

1) информационная открытость закупки;

2) равноправие, справедливость, отсутствие дискриминации и необоснованных ограничений конкуренции по отношению к участникам закупки;

3) целевое и экономически эффективное расходование денежных средств на приобретение товаров, работ, услуг (с учетом при необходимости стоимости жизненного цикла закупаемой продукции) и реализация мер, направленных на сокращение издержек заказчика;

4) отсутствие ограничения допуска к участию в закупке путем установления неизмеряемых требований к участникам закупки.

В соответствии с пунктом 10.3.3 (2) Единого положения требования к продукции устанавливаются заказчиком с учетом специфики закупаемой продукции с соблюдением следующих принципов: требования к продукции не должны приводить к необоснованному ограничению количества участников процедуры закупки.

Согласно пункту 10.3.2 Единого положения требования к продукции представляют собой показатели, характеристики, свойства продукции, имеющие практическую ценность для заказчика в рамках удовлетворения существующей потребности, и могут включать в себя технические, функциональные (потребительские), качественные, количественные, эксплуатационные и иные характеристики продукции.

Согласно приведенному выше техническому заданию на поставку наборов образцов шероховатости поверхности, предлагаемый участниками товар должен соответствовать ГОСТ 9378-93.

Пунктом 3 статьи 20 Федерального закона от 27.12.2002 № 184-ФЗ «О техническом регулировании» обязательное подтверждение соответствия осуществляется в формах: принятия декларации о соответствии (далее - декларирование соответствия); обязательной сертификации.

Согласно плану закупки Заказчика классификация закупаемого в рамках Запроса котировок товара по ОКПД2 - 26.51.33.190 Инструмент измерительный прочий, по ОКВЭД2 – 25 Производство готовых металлических изделий, кроме машин и оборудования.

Постановлением Правительства РФ от 01.12.2009 № 982 утвержден Единый перечень продукции, подлежащей обязательной сертификации. Товары, закупаемые в рамках Запроса котировок, не включены в указанный перечень, то есть не подлежат обязательной сертификации.

Таким образом, в Документации о закупке установлено требование о наличии документа, обязательное получение которого не предусмотрено законодательством Российской Федерации.

Таким образом, действия Заказчика, выразившиеся в установлении в Документации о закупке требования к продукции о наличии сертификата качества (сертификата соответствия), являются нарушением принципа частью 1 статьи 3 Закона о закупках. Установление Заказчиком в Документации о закупке необоснованных требований к продукции может привести к ограничению конкуренции, в связи с чем указанные действия Заказчика являются нарушением части 1 статьи 17 Закона о защите конкуренции.

Среди требований к продукции, установленных Приложением №2 к Документации о закупке, предусмотрено наличие дилерского сертификата, подписанного уполномоченным представителем по России от фирмы-производителя инструментов.

Из указанной формулировки следует, что поставщик товара должен иметь сертификат, выданный на его имя, и подписанный уполномоченным представителем по России от фирмы-производителя товара.

Таким образом, требование о наличии дилерского сертификата не является требованием к продукции, а является требованием к участнику (поставщику) о наличии между ним и производителем дилерских отношений, подтвержденных дилерским сертификатом. Указанная формулировка не предусматривает возможность представления дилерского сертификата, подписанного производителем, в том числе производителем, находящимся на территории России и не имеющего представителя по России.

В соответствии с пунктом 10.3.7 Единого положения не допускается включать в требования к продукции требования к участникам закупки, а также информацию, относящуюся к порядку проведения закупки.

Таким образом, действия Заказчика по включению в положения Документации о закупке, предусматривающие требования к продукции, требования к участнику закупки дилерского сертификата, подписанного уполномоченным представителем по России от фирмы-производителя инструментов, противоречит пункту 10.3.7 Единого положения.

Согласно части 5 статьи 3 Закон о закупках участником закупки может быть любое юридическое лицо или несколько юридических лиц, выступающих на стороне одного участника закупки, независимо от организационно-правовой формы, формы собственности, места нахождения и места происхождения капитала либо любое физическое лицо или несколько физических лиц, выступающих на стороне одного участника закупки, в том числе индивидуальный предприниматель или несколько индивидуальных предпринимателей, выступающих на стороне одного участника закупки, которые соответствуют требованиям, установленным заказчиком в соответствии с положением о закупке.

Согласно пункту 9 части 10 статьи 4 Закона о закупках в документации о закупке должны быть указаны сведения, определенные положением о закупке, в том числе требования к участникам закупки и перечень документов, представляемых участниками закупки для подтверждения их соответствия установленным требованиям.

В соответствии с пунктом 10.4.1 Единого положения при проведении закупок к участникам закупки предъявляются обязательные требования, а в случаях, предусмотренных Положением, могут предъявляться также дополнительные и/или квалификационные требования.

Обязательные требования к участникам закупки установлены пунктом 10.4.3(2) Единого положения.

Согласно пункту 10.4.4 Единого положения в документации о закупке помимо обязательных требований к участникам закупки могут устанавливаться следующие дополнительные требования:

  1. отсутствие сведений об участнике закупки в реестре недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей), предусмотренном Законом 223-ФЗ и/или в реестре недобросовестных поставщиков, предусмотренном Законом 44-ФЗ;
  2. наличие у участника процедуры закупки исключительных прав на объекты интеллектуальной собственности, если в связи с исполнением договора заказчик приобретает права на объекты интеллектуальной собственности.

В соответствии с пунктом 10.4.5 Единого положения кроме требований, предусмотренных п.10.4.3 и п. 10.4.4 Положения, в документации о закупке к участникам процедуры закупки также могут быть установлены следующие квалификационные требования:

  1. наличие материально-технических ресурсов, необходимых для исполнения обязательств по договору;
  2. наличие опыта успешной поставки продукции сопоставимого характера и объема;
  3. наличие кадровых ресурсов, необходимых для исполнения обязательств по договору;
  4. наличие финансовых ресурсов, необходимых для исполнения обязательств по договору.

Законодательство не устанавливает требований об обязательном получении (наличии) дилерского сертификата для поставщиков продукции. Единое положение не предусматривает возможности включения в Документацию о закупке требования к участнику о наличии дилерского сертификата, подписанного уполномоченным представителем по России от фирмы-производителя инструментов, в качестве основного, дополнительного либо квалификационного требования к участнику.

Согласно пункту 10.4.7 (2) Единого положения в документации о закупке требования к участникам закупки устанавливаются с учетом следующих ограничений: устанавливаемые требования не должны вести к необоснованному ограничению конкуренции.

Таким образом, действия Заказчика, выразившиеся во включении в положения Документации о закупке, предусматривающие требования к продукции, требования к участнику закупки о наличии дилерского сертификата, подписанного уполномоченным представителем по России от фирмы-производителя инструментов, являются нарушением частей 1, 5 статьи 3, пункта 9 части 10 статьи 4 Закона о закупках, а также части 1 статьи 17 Закона о закупках, так как установление Заказчиком в Документации о закупке необоснованных требований к участнику закупки может привести к уменьшению круга участников закупки и как следствие к ограничению конкуренции, в том числе ввиду невозможности поставщикам, не имеющим рассматриваемого сертификата заключить и исполнить договор на заявленных условиях, а соответственно и отсутствие целесообразности подачи заявки на участие в закупке, о чем может свидетельствовать подача единственной заявки ООО НПО «Промконтроль» на участие в Запросе котировок в установленный извещение о закупке период представления заявок с 14.09.2016 по 21.09.2016.

В соответствии с частью 20 статьи 18.1 Закона о защите конкуренции по результатам рассмотрения жалобы по существу комиссия антимонопольного органа принимает решение о признании жалобы обоснованной или необоснованной и в случае, если жалоба признана обоснованной, либо в случае установления иных не являющихся предметом обжалования нарушений (нарушений порядка организации и проведения торгов, заключения договоров по результатам торгов или в случае признания торгов несостоявшимися) принимает решение о необходимости выдачи предписания, предусмотренного пунктом 3.1 части 1 статьи 23 настоящего Федерального закона.

Согласно пункту 3.1 части 1 статьи 23 Закона о защите конкуренции антимонопольный орган  выдает организатору торгов, конкурсной или аукционной комиссии, продавцу государственного или муниципального имущества, организатору продажи обязательные для исполнения предписания о совершении действий, направленных на устранение нарушений порядка организации, проведения торгов, продажи государственного или муниципального имущества, порядка заключения договоров по результатам торгов или в случае признания торгов несостоявшимися, в том числе предписания об отмене протоколов, составленных в ходе проведения торгов, о внесении изменений в документацию о торгах, извещение о проведении торгов, об аннулировании торгов.

Допущенные АО «СКБ «Турбина» нарушения в ходе проведения Запроса котировок, по мнению Комиссии, являются основанием, достаточным для выдачи предписания об аннулировании закупки.

На основании изложенного и руководствуясь частью 20 статьи 18.1 Закона  о защите конкуренции, Комиссия

 

РЕШИЛА:

 

  1. Признать жалобу ООО ТД «Престиж» на действия АО «СКБ «Турбина» при проведении Запроса котировок обоснованной.
  2. Признать в действиях АО «СКБ «Турбина», выразившихся в неопределении в Документации о закупке срока оплаты товара, срока поставки товара, в установлении в Документации о закупке требования к продукции о наличии сертификата качества (сертификата соответствия), в во включении в положения Документации о закупке, предусматривающие требования к продукции, требования к участнику закупки о наличии дилерского сертификата, подписанного уполномоченным представителем по России от фирмы-производителя инструментов, нарушения частей 1 и 5 статьи 3, пунктов 4, 6, 9 части 10 статьи 4 Закона о закупках, части 1 статьи 17 Закона о защите конкуренции.
  3. Выдать АО «СКБ «Турбина» предписание о совершении действий, направленных на устранение нарушений порядка организации, проведения торгов, путем принятия решения об аннулировании закупки.

 

Настоящее решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня его принятия.

 

 

 

ПРЕДПИСАНИЕ

по жалобе № 137-04-18.1/16

 

04 октября 2016 года                                                                                   г. Челябинск

 

Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Челябинской области (далее – Челябинское УФАС России) по рассмотрению жалоб в порядке, предусмотренном статьей 18.1 Закона о защите конкуренции (далее - Комиссия) в составе:

Председатель Комиссии:

<…> – заместитель руководителя Челябинского УФАС России;

Члены Комиссии

<…> – начальник отдела антимонопольного контроля Челябинского УФАС России;

<…> – ведущий специалист-эксперт отдела антимонопольного контроля Челябинского УФАС России;

руководствуясь пунктом 3.1 части 1 статьи 23, частью 20 статьи 18.1 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции», на основании своего решения от 24.02.2016 по итогам рассмотрения жалобы № 137-04-18.1/16 ООО ТД «Престиж» (далее - Заявитель) вх. от 19.09.2016 № 12865 на действия АО «СКБ «Турбина» при проведении открытого запроса котировок в электронной форме без квалификационного отбора на право заключения договора на поставку наборов образцов шероховатостей поверхности  (извещение № 31604093869) (далее – Запрос котировок),

 

ПРЕДПИСЫВАЕТ:

 

  1. АО «СКБ «Турбина» в течение десяти рабочих дней с даты опубликования на сайте www.chel.fas.gov.ru настоящего предписания прекратить указанные в решении по жалобе № 137-04-18.1/16 нарушения Закона о закупках и Закона о защите конкуренции путем аннулирования Запроса котировок, в том числе принятия решения об отмене Запроса котировок и размещении принятого решения на официальном сайте в сети «Интернет» www.zakupki.gov.ru.

2. АО «СКБ «Турбина» в течение трех дней с момента исполнения настоящего предписания представить документы (информацию), подтверждающую его исполнение.

 

Настоящее предписание может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня его вынесения.

Примечание. За невыполнение в установленный срок законного предписания антимонопольного органа Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность.

Связанные организации

Связанные организации не указаны