Решение б/н Решение № 137-ВП/2018 по жалобе ООО «Индустрия чистоты» на д... от 17 сентября 2018 г.

Вид документа
Дата регистрации
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

 

 

Р Е Ш Е Н И Е

по делу № 137-ВП/2018

г. Челябинск, пр. Ленина, 59

Резолютивная часть решения оглашена 07 сентября 2018 года

В полном объеме решение изготовлено 10 сентября 2018 года

 

Комиссия по контролю в сфере закупок для государственных и муниципальных нужд Управления Федеральной антимонопольной службы по Челябинской области (далее - Комиссия) в составе:

Председателя Комиссии:

«<…>»

-

«<…>»

Членов Комиссии:

«<…>»

-

«<…>»

 

«<…>»

-

«<…>»

руководствуясь частью 15 статьи 99, статьей 106 Федерального закона от 05.04.2013 № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» (далее – Закон о контрактной системе), проведя внеплановую проверку действий заказчика при проведении запроса котировок на услуги по стирке больничного белья для ГБУЗ «ГБ № 2 г. Миасс» (извещение № 0369300285118000464), в присутствии:

- представителей ГБУЗ «ГБ № 2 г. Миасс» (далее – заказчик) «<…>» (до перерыва), «<…>» (после перерыва), действующих на основании доверенностей № 15 от 09.01.2018,б/н от 04.09.2018, №2430 от 07.09.2018;

- представителя Общества с ограниченной ответственностью «Индустрия чистоты» (далее – ООО «Индустрия чистоты», заявитель) «<…>» (до перерыва), действующих на основании доверенностей б/н от 29.01.2018, б/н от 27.11.2017.

 

У С Т А Н О В И Л А:

 

В Челябинское УФАС России 28.08.2018 поступила жалоба ООО «Индустрия чистоты» на действия заказчика при проведении запроса котировок на услуги по стирке больничного белья для ГБУЗ «ГБ № 2 г. Миасс» (извещение № 0369300285118000464) (далее – запрос котировок, закупка). Жалоба возвращена заявителю на основании пункта 3 части 11 статьи 105 Закона о контрактной системе, проведение внеплановой проверки назначено на 04сентября 2018 года.

Определением от 04.09.2018 объявлен перерыв в заседании Комиссии до 14.0007.09.2018.

Согласно представленным документам извещение о проведении запроса котировок опубликовано ГБУЗ «ГБ № 2 г. Миасс» на официальном сайте Единой информационной системы (далее – ЕИС) в сфере закупок www.zakupki.gov.ru 21.08.2018 в 16:39.

Начальная (максимальная) цена контракта на услуги по стирке больничного белья для ГБУЗ «ГБ № 2 г. Миасс» – 216 920,00 рублей.

Протокол рассмотренияи оценки заявок на участие в запросе котировок для закупки № 0369300285118000464от 28.08.2018.

Контракт на оказание услуг по стирке больничного белья для ГБУЗ «ГБ № 2 г. Миасс» заключен 05.09.2018.

Согласно доводам заявителя, заказчиком не установлено требование к участникам закупки о наличии лицензии на осуществление деятельности по дезинфекции.

Представители заказчика с доводами жалобы ООО «Индустрия чистоты» не согласились и пояснили, что дезинфекционная деятельность исключена из лицензируемых видов деятельности и не включена в перечень лицензируемых работ, необходимость получения лицензии на осуществление медицинской деятельности отсутствует. Работы, услуги по дезинфекции, дезинсекции, дератизации входят в ту часть понятия дезинфектологии, которая не относится к медицинской помощи, и не подлежит лицензированию. Указали, что стирке по контракту подлежит не только белье роддома и отделений хирургического профиля, где проведение дезинфекции является обязательным, но и белье прочих, в том числе немедицинских подразделений учреждения, где специального режима обработки не требуется. Поэтому услуги, требующие наличие лицензии исполнителя, составляют лишь часть услуг по контракту. Требование о наличии у участника закупки лицензии на медицинскую деятельность при осуществлении дезинфекционных работ, по мнению заказчика, может привести к ограничению количества участников закупки.

 

Заслушав пояснения, изучив представленные документы и материалы, руководствуясь статьей 99 Закона о контрактной системе, Комиссия пришла к следующим выводам.

 

1. В соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 73 Закона о контрактной системе в извещении о проведении запроса котировок должна содержаться информация, указанная в пунктах 1 - 6 статьи 42 Закона о контрактной системе (в том числе обоснование начальной (максимальной) цены контракта), а также в пункте 8 статьи 42 Закона о контрактной системе (если установление требования обеспечения исполнения контракта предусмотрено статьей 96 Закона о контрактной системе), требования, предъявляемые к участникам запроса котировок, и исчерпывающий перечень документов, которые должны быть представлены участниками запроса котировок в соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 31 Закона о контрактной системе, равно как и требование, предъявляемое к участникам запроса котировок в соответствии с частью 1.1 (при наличии такого требования) статьи 31 Закона о контрактной системе.

Приложением №1 к извещению о проведении запроса котировок выступает Техническое задание (наименование и описание объекта закупки), которое содержит следующие положения.

Требования к качеству оказываемых услуг:

1) Стирка белья должна производиться в соответствии с действующими нормами и правилами для стирки белья в медицинских учреждениях:

СанПиН 2.1.2.2646-10 «Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, оборудованию, содержанию и режиму работы прачечных», утвержденных постановлением Главного государственного санитарного врача от 10.06.2010 № 65

- МУ 3.5.736 -99 от 16.05.99 «Технология обработки белья в медицинских учреждениях»;

-«Инструкция по технологии обработки белья медицинских учреждений на фабриках прачечных » №121 -6\125 -5 от 07.04.1986 г.

2) Стирка белья должна производиться с применением щадящих отбеливателей, дезинфектантов, предотвращающих порчу белья.

7) Автотранспорт, специальные тележки и другое оборудование, предназначенное для транспортирования чистого белья в подразделения, подвергается предварительной дезинфекционной обработке (МУ 3.5.736-99).

Аналогичные условия нашли отражение в проекте контракта.

Извещением о проведении запроса котировок требования к участникам по пункту 1 части 1 статьи 31 Закона о контрактной системе о соответствии требованиям, установленным в соответствии с законодательством Российской Федерации к лицам, осуществляющим поставку товара, выполнение работы, оказание услуги, являющихся объектом закупки не установлены.

Согласно письму Министерства здравоохранения Российской Федерации от 13.06.2018 № 27-3/3059454-468: «в рамках действующего законодательства Российской Федерации работы (услуги) по дезинфектологии в случае их организации и выполнения при оказании вышеуказанных видов медицинской помощи отнесены к медицинской деятельности и подлежат лицензированию. При осуществлении дезинфекционной деятельности в целях обеспечения дезинфекции, дезинсекции, дератизации, которые не предусматривают проведение мероприятий в рамках оказания медицинской помощи и не являющихся медицинскими услугами, необходимость получения лицензии на осуществление медицинской деятельности отсутствует».

Согласно выводам судебной коллегии, изложенным в Определении Верховного суда Российской Федерации от 12.01.2018 № 310-КГ17-14344, Определении Верховного суда Российской Федерации от 15.01.2018 № 309-КГ17-12073, выполнение работ (оказание услуг) по дезинфектологии (мероприятия по дезинфекции, дезинсекции и дератизации) должно рассматриваться как деятельность в области охраны здоровья граждан и медицинская деятельность в соответствии с Законом об охранах здоровья граждан, а также как санитарно-противоэпидемические (профилактические) мероприятия в значении, данном в Законе № 52-ФЗ, и в соответствии с Законом о лицензировании отдельных видов деятельности, является лицензируемым видом деятельности.

Необходимо обратить внимание, что Федеральный закон от 21.11.2011 № 323-ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации» (далее - Закон об основах охраны здоровья граждан) является основным актом федерального законодательства, закрепляющим как общие принципы правового регулирования отношений в сфере охраны здоровья граждан, так и особые права отдельных категорий граждан в данной сфере.

В соответствии с пунктом 2 статьи 2 Закона об основах охраны здоровья граждан охрана здоровья граждан (далее - охрана здоровья) - система мер политического, экономического, правового, социального, научного, медицинского, в том числе санитарно-противоэпидемического (профилактического), характера, осуществляемых органами государственной власти Российской Федерации, органами государственной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, организациями, их должностными лицами и иными лицами, гражданами в целях профилактики заболеваний, сохранения и укрепления физического и психического здоровья каждого человека, поддержания его долголетней активной жизни, предоставления ему медицинской помощи.

Согласно пункту 10 статьи 2 Закона об основах охраны здоровья граждан медицинская деятельность - профессиональная деятельность по оказанию медицинской помощи, проведению медицинских экспертиз, медицинских осмотров и медицинских освидетельствований, санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий и профессиональная деятельность, связанная с трансплантацией (пересадкой) органов и (или) тканей, обращением донорской крови и (или) ее компонентов в медицинских целях.

Отношения, возникающие в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения как одного из основных условий реализации, предусмотренных Конституцией Российской Федерации, прав граждан на охрану здоровья и благоприятную окружающую среду, регулируются Федеральным законом от 30.03.1999 № 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» (далее – Закон о санитарно-эпидемиологическом благополучии населения).

В силу статьи 1 Закона о санитарно-эпидемиологическом благополучии населения санитарно-противоэпидемические (профилактические) мероприятия - организационные, административные, инженерно-технические, медико-санитарные, ветеринарные и иные меры, направленные на устранение или уменьшение вредного воздействия на человека факторов среды обитания, предотвращение возникновения и распространения инфекционных заболеваний и массовых неинфекционных заболеваний (отравлений) и их ликвидацию.

Пунктом 1 статьи 29 Закона о санитарно-эпидемиологическом благополучии населения установлено, что в целях предупреждения возникновения и распространения инфекционных заболеваний и массовых неинфекционных заболеваний (отравлений) должны своевременно и в полном объеме проводиться предусмотренные санитарными правилами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации санитарно-противоэпидемические (профилактические) мероприятия, в том числе мероприятия по осуществлению санитарной охраны территории Российской Федерации, введению ограничительных мероприятий (карантина), осуществлению производственного контроля, мер в отношении больных инфекционными заболеваниями, проведению медицинских осмотров, профилактических прививок, гигиенического воспитания и обучения граждан.

Согласно пункту 46 части 1 статьи 12 Федерального закона от 04.05.2011 № 99-ФЗ «О лицензировании отдельных видов деятельности» (далее – Закон о лицензировании) лицензированию подлежит медицинская деятельность (за исключением указанной деятельности, осуществляемой медицинскими организациями и другими организациями, входящими в частную систему здравоохранения, на территории инновационного центра «Сколково»).

В соответствии с пунктом 3 Положения «О лицензировании медицинской деятельности (за исключением указанной деятельности, осуществляемой медицинскими организациями и другими организациями, входящими в частную систему здравоохранения, на территории инновационного центра «Сколково»)», утвержденного Постановлением Правительства РФ от 16.04.2012 № 291, медицинскую деятельность составляют работы (услуги) по перечню согласно приложению, которые выполняются при оказании первичной медико-санитарной, специализированной (в том числе высокотехнологичной), скорой (в том числе скорой специализированной), паллиативной медицинской помощи, оказании медицинской помощи при санаторно-курортном лечении, при проведении медицинских экспертиз, медицинских осмотров, медицинских освидетельствований и санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий в рамках оказания медицинской помощи, при трансплантации (пересадке) органов и (или) тканей, обращении донорской крови и (или) ее компонентов в медицинских целях.

Дезинфектология включена в перечень работ (услуг), составляющих медицинскую деятельность.

Согласно пункту 3.1. СП 3.5.1378-03. «3.5. Дезинфектология. Санитарно-эпидемиологические требования к организации и осуществлению дезинфекционной деятельности. Санитарно-эпидемиологические правила», утвержденным Главным государственным санитарным врачом РФ 07.06.2003 (далее – СП 3.5.1378-03) дезинфекционная деятельность включает хранение, транспортировку, фасовку, упаковку, приготовление рабочих растворов, приманок и других форм применения, импрегнацию одежды, камерное обеззараживание вещей, санитарную обработку людей, обработку объектов (помещений, транспорта, оборудования), открытых территорий в целях обеспечения дезинфекции, дезинсекции и дератизации, а также дезинфекцию и стерилизацию изделий медицинского назначения и другие мероприятия.

Пунктом 3.6.1. СП 3.5.1378-03 установлено, что дезинфекция включает работы по обеззараживанию помещений, транспорта, оборудования, мебели, посуды, белья, игрушек, изделий медицинского назначения, предметов ухода за больными, пищевых продуктов, остатков пищи, выделений, технологического оборудования по переработке сырья и продуктов, санитарно-технического оборудования, посуды из-под выделений, одежды, обуви, книг, постельных принадлежностей, питьевых и сточных вод, открытых территорий.

Согласно пункту 1.2 Методических указаний МУ 3.5.736-99 «Технология обработки белья в медицинских учреждениях», настоящие Методические указания содержат требования, направленные на снижение риска возникновения и распространения внутрибольничных инфекций за счет совершенствования организации бельевого режима и внедрения современных технологий обработки текстильных изделий. Под бельевым режимом понимается: сбор, хранение, транспортирование, дезобработка, стирка, сушка, глажение, ремонт, утилизация текстильных изделий в медицинских учреждениях.

Из совокупного толкования требований действующего законодательства следует, что дезинфекционные работы относятся к санитарно-эпидемиологическим мероприятиям, деятельности в области охраны здоровья граждан и включены в понятие «медицинская деятельность».

Следовательно, деятельность по проведению профилактической дезинфекции подлежит лицензированию.

На основании совокупности изложенных обстоятельств Комиссия пришла к выводу о том что, что услуги, являющиеся объектом закупки, предполагаются к осуществлению с целью удаления или уничтожения возбудителей инфекционных болезней, недопущения внутрибольничных инфекций, следовательно, такие услуги можно рассматривать в качестве способа предотвращения возникновения и распространения инфекционных заболеваний, что позволяет Комиссии сделать вывод о том, что рассматриваемые услуги являются медицинской деятельностью и включены в санитарно-противоэпидемические (профилактические) мероприятия в рамках оказания медицинской помощи.

Однако, указанные требования о наличии лицензии не нашли своего отражения в извещении о проведении запроса котировок, что свидетельствует о нарушении пункта 1 части 1, части 5 статьи 31, пункта 1 части 1 статьи 73 Закона о контрактной системе.

Доводы заказчика о неустановлении требований о наличии лицензии ввиду включения в состав лота стирки белья не только роддома и отделений хирургического профиля, где обязательно проведение дезинфекции, но и белья прочих немедицинских подразделений учреждения, которое не требует специального режима обработки не могут быть приняты во внимание Комиссией, поскольку согласно пояснениям представителей заказчика и представленным после объявления перерыва документам следует, что не требующее дезинфекции белье составляет примерно 20-30% от общего количества. К тому же, документация о закупке не содержит указание на необходимость оказания услуг по стирке белья, не требующего специального режима обработки. Напротив, пункт 10 требований к качеству оказываемых услуг, определенных техническим заданием, указывает стирку белья производить без совмещений партий заказчика с партиями других организаций.

Соответственно, в действиях заказчика усматриваются признаки состава административного правонарушения, предусмотренного частью 4.2 статьи 7.30 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

2. В силу части 4 статьи 34 Закона о контрактной системе в контракт включается обязательное условие об ответственности заказчика и поставщика (подрядчика, исполнителя) за неисполнение или ненадлежащее исполнение обязательств, предусмотренных контрактом.

Постановлением Правительства РФ от 30.08.2017 № 1042 утверждены «Правила определения размера штрафа, начисляемого в случае ненадлежащего исполнения заказчиком, неисполнения или ненадлежащего исполнения поставщиком (подрядчиком, исполнителем) обязательств, предусмотренных контрактом (за исключением просрочки исполнения обязательств заказчиком, поставщиком (подрядчиком, исполнителем), и размера пени, начисляемой за каждый день просрочки исполнения поставщиком (подрядчиком, исполнителем) обязательства, предусмотренного контрактом» (далее – Правила).

Пунктом 4 Правил установлено, что за каждый факт неисполнения или ненадлежащего исполнения поставщиком (подрядчиком, исполнителем) обязательств, предусмотренных контрактом, заключенным по результатам определения поставщика (подрядчика, исполнителя) в соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 30 Закона о контрактной системе, за исключением просрочки исполнения обязательств (в том числе гарантийного обязательства), предусмотренных контрактом, размер штрафа устанавливается в виде фиксированной суммы, определяемой в следующем порядке:

а) 3 процента цены контракта (этапа) в случае, если цена контракта (этапа) не превышает 3 млн. рублей;

б) 2 процента цены контракта (этапа) в случае, если цена контракта (этапа) составляет от 3 млн. рублей до 10 млн. рублей (включительно);

в) 1 процент цены контракта (этапа) в случае, если цена контракта (этапа) составляет от 10 млн. рублей до 20 млн. рублей (включительно).

Рассматриваемая закупка согласно извещению является закупкой у субъектов малого предпринимательства и социально ориентированных некоммерческих организаций.

Вместе с тем, в размещенном заказчиком 21.08.2018 года проекте контракта в нарушение части 4 статьи 34 Закона о контрактной системе, ответственность за каждый факт неисполнения или ненадлежащего исполнения поставщиком (подрядчиком, исполнителем) обязательств, предусмотренных контрактом, установлена не в соответствии с пунктом 4 Правил.

Следует отметить, что при заключении контракта ГБУЗ «ГБ № 2 г. Миасс» устранено указанное нарушение, путем заключения дополнительного соглашения к контракту; ответственность за неисполнение исполнителем обязательств, предусмотренных контрактом, определена с учетом пункта 4 Правил.

 

Исходя из материалов внеплановой проверки, информации, представленной заказчиком и обществом Комиссия, руководствуясь пунктом 3 части 15 статьи 99 Закона о контрактной системе,

 

РЕШИЛА:

 

1. По результатам проведенной внеплановой проверки признать в действиях заказчика нарушения1 части 1, части 5 статьи 31, пункта 1 части 1 статьи 73 Закона о контрактной системе.

2. Предписание об устранении нарушений законодательства о контрактной системе не выдавать в связи с тем, что контракт заключен.

3. Передать материалы жалобы должностному лицу Челябинского УФАС России для рассмотрения вопроса о возбуждении дела об административном правонарушении.

Настоящее решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня его принятия.

Связанные организации

Связанные организации не указаны