Решение (комиссия) б/н ЗАКЛЮЧЕНИЕ № 074/10/5-2156/2023 об отсутствии оснований для... от 18 сентября 2023 г.

Вид документа
Дата регистрации
Сфера деятельности
Не указана
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

ЗАКЛЮЧЕНИЕ № 074/10/5-2156/2023 об отсутствии оснований для включения сведений в реестр недобросовестных поставщиков «15» сентября 2023 года г. Челябинск, пр. Ленина, 59 Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Челябинской области (далее - Челябинское УФАС России) по рассмотрению жалоб в порядке, предусмотренном статьей 18.1 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее – Комиссия) рассмотрев обращение АО «Златмаш» (вх. № 11182- ЭП/23 от 06.09.2023) о включении в реестр недобросовестных поставщиков сведений об ИП Исупове Н.А. (ИНН 745011300345) в связи с уклонением от заключения договора на поставку 2023-14399 2 металлопродукции (извещение № 32312562158), УСТАНОВИЛА: В Челябинское УФАС России поступило обращение АО «Златмаш» (далее - Заказчик) о включении в реестр недобросовестных поставщиков сведений об ИП Исупове Н.А. (ИНН 745011300345) в связи с уклонением от заключения договора на поставку металлопродукции (извещение № 32312562158). Поводом к обращению послужили следующие обстоятельства. АО «Златмаш» провело запрос котировок в электронной форме, участниками которого могут быть только субъекты малого и среднего предпринимательства на поставку металлопродукции (извещение № 32312562158). В соответствии с протоколом № 837 от 18.07.2023 победителем закупки признан ИП Исупов Н.А. Пунктом 27 Извещения предусмотрено следующее Договор заключается с использованием программно-аппаратных средств ЭТП и должен быть подписан электронной подписью лица, имеющего право действовать от имени соответственно участника такой конкурентной закупки, заказчика. (пункты 20.2.3, 19.13.12 Положения о закупке). Форма заключения договора: электронная. Проект договора по результатам проведения закупки среди субъектов МСП формируется Заказчиком/Организатором закупки в соответствии с условиями извещения, условиями заявки лица, с которым заключается договор, и направляется Заказчиком/Организатором закупки в адрес такого лица без ЭП лица, имеющего право действовать от имени Заказчика/Организатора закупки, в течение 5 (пяти) дней с даты: - официального размещения протокола, которым были подведены итоги закупки и определен ее победитель, или протокола рассмотрения единственной заявки участника, заявка которого признана соответствующей требованиям извещения, документации о закупке; - официального размещения протокола об отстранении победителя закупки в случаях, предусмотренных извещением, документацией о закупке (подраздел 11.8 Положения); - официального размещения протокола об уклонении победителя закупки от заключения договора (если возможность заключения договора с таким лицом предусмотрена извещением, документацией о закупке) (подраздел 20.6 Положения). В материалах обращения имеется переписка между Заказчиком и ИП Исуповым Н.А. по вопросу заключения договора и обеспечения исполнения договора. Из переписки не усматривается ответа индивидуального предпринимателя о намерении заключить договор. 17.08.2023 ИП Исупов Н.А. признан уклонившимся от заключения договора на поставку металлопродукции по итогам проведения закупки. Победителем закупки обсечение исполнения договора не представлено. Изучив представленные документы, Комиссия Челябинского УФАС России приходит к следующим выводам. Частью 1 статьи 5 Федерального закона от 18.07.2011 № 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц» (далее – Закон о закупках) 2023-14399 3 предусмотрено ведение реестра недобросовестных поставщиков, которое осуществляется федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным Правительством Российской Федерации, на официальном сайте. В соответствии с пунктом 5.3.4 Положения о Федеральной антимонопольной службе, утвержденного постановлением Правительства РФ от 30.06.2004 № 331, Федеральная антимонопольная служба ведет в порядке, установленном Правительством Российской Федерации, реестры недобросовестных поставщиков, предусмотренные Законом о закупках. Согласно Приказу ФАС России от 18.03.2013 № 164/13 «О ведении реестра недобросовестных поставщиков, предусмотренного Федеральным законом «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц», Комиссия территориального органа ФАС России по результатам рассмотрения жалоб на нарушение процедуры торгов и порядка заключения договоров дает соответствующее заключение, которое не позднее двух рабочих дней должно быть представлено руководителю ФАС России для принятия им решения о включении либо отсутствии оснований для включения сведений в Реестр недобросовестных поставщиков. Обращение АО «Златмаш» о включении в реестр недобросовестных поставщиков сведений об ИП Исупове Н.А. направлено в Челябинское УФАС России в сроки и в порядке, предусмотренные Правилами направления заказчиками сведений о недобросовестных участниках закупки и поставщиках (исполнителях, подрядчиках) в федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный на ведение реестра недобросовестных поставщиков, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 22 ноября 2012 года № 1211. Из анализа положений Закона о закупках следует, что реестр недобросовестных поставщиков является инструментом, обеспечивающим реализацию целей регулирования отношений, определенных в общих положениях законодательства в сфере закупок, по добросовестной конкуренции и предотвращению злоупотреблений в сфере размещения закупок, следовательно, является механизмом защиты заказчиков от недобросовестных действий поставщиков (исполнителей, подрядчиков). Включение сведений о лице в Реестр недобросовестных поставщиков по существу является санкцией за недобросовестное поведение данного лица. Данная мера связана с возложением негативных последствий - наличие в свободном доступе информации о лице как о ненадежном поставщике, ненадлежащим образом исполнившим принятое на себя обязательство и, как следствие, подрыв деловой репутации и возможное уменьшение в будущем количества заключенных сделок, а также выгоды от осуществления предпринимательской деятельности. При привлечении лица к публично-правовой ответственности государственным органом должна быть установлена вина этого лица в нарушении закона. Конституционный Суд Российской Федерации в своих судебных актах неоднократно указывал, что применяемые государственными органами санкции, в том числе штрафного характера, должны отвечать требованиям Конституции Российской Федерации, в том числе соответствовать принципу юридического равенства, быть соразмерными конституционно защищаемым целям и ценностям, исключать возможность их произвольного истолкования и применения (постановления Конституционного Суда Российской Федерации от 30.07.2001 № 13-П, от 21.11.2002 №15-П, определения от 07.06.2001 № 139-О, от 07.02.2002 № 16-О). По смыслу статьи 55 Конституции Российской Федерации введение ответственности за правонарушение и установление конкретной санкции, ограничивающей 2023-14399 4 конституционное право, исходя из общих принципов права, должно отвечать требованиям справедливости, быть соразмерным конституционно закрепляемым целям и охраняемым законным интересам, а также характеру совершенного деяния. Следовательно, для возникновения таких правовых последствий как признание заявителя недобросовестным поставщиком (подрядчиком, исполнителем) антимонопольный орган не вправе ограничиваться формальным установлением факта несоблюдения положений законодательства, а в рамках выполнения возложенной на него функции обязан выяснить все обстоятельства, определить вину, характер действий и лишь после установления всех перечисленных обстоятельств решать вопрос о наличии или отсутствии оснований для включения победителя аукциона в реестр недобросовестных поставщиков. Частью 15 статьи 3.2 Закона о закупках установлено, что договор по результатам конкурентной закупки заключается не ранее чем через десять дней и не позднее чем через двадцать дней с даты размещения в единой информационной системе итогового протокола, составленного по результатам конкурентной закупки. Указанные сроки также регламентированы закупочной документацией. Согласно статье 28 Закона о закупках договор по результатам конкурентной закупки с участием субъектов малого и среднего предпринимательства заключается с использованием программно-аппаратных средств электронной площадки и должен быть подписан электронной подписью лица, имеющего право действовать от имени соответственно участника такой конкурентной закупки, заказчика. В случае наличия разногласий по проекту договора, направленному заказчиком, участник такой закупки составляет протокол разногласий с указанием замечаний к положениям проекта договора, не соответствующим извещению, документации о конкурентной закупке и своей заявке, с указанием соответствующих положений данных документов. Протокол разногласий направляется заказчику с использованием программно-аппаратных средств электронной площадки. Заказчик рассматривает протокол разногласий и направляет участнику такой закупки доработанный проект договора либо повторно направляет проект договора с указанием в отдельном документе причин отказа учесть полностью или частично содержащиеся в протоколе разногласий замечания. Предельный срок заключения договора в соответствии с Законом о закупках и закупочной документацией 07.08.2023, т. е. 20 день с даты размещения итогового протокола. 17.08.2023 ИП Исупов Н.А. признан уклонившимся от заключения договора на поставку металлопродукции по итогам проведения закупки, следовательно у победителя закупки имелось достаточно времени на подписание договора. Вместе с тем, из материалов обращения не усматривается факт направления Заказчиком и получения ИП Исуповым Н.А. проекта договора, АО «Златмаш» не представлено информации, подтверждающей данный факт. Антимонопольным органом дополнительно направлен запрос в адрес ЭТП — ООО «ЭТП ГПБ», в котором поставлены следующие вопросы: 1) размещен ли АО «Златмаш» проект договора на ЭТП по закупке № 32312562158 (с указанием даты его размещения, а также с указанием даты и времени возможности его подписания победителем закупки); 2) подписан ли проект договора на ЭТП по закупке № 32312562158 ИП Исуповым Н.А. ООО «ЭТП ГПБ» указало, что АО «Златмаш» посредством функционала ЭТП в адрес победителя проект договора не направлялся. ИП Юсуповым Н.А. проект договора 2023-14399 5 на ЭТП так же не подписывался. Таким образом, в материалах обращения отсутствует информация о том, что Заказчиком обеспечено направление и получение проекта договора ИП Исуповым Н.А., что нарушает порядок заключения договора со стороны Заказчика, в связи с чем, вина ИП Исупова Н.А. не может быть установлена. Обратного АО «Златмаш» не доказано. Комиссия Челябинского УФАС России приходит к выводу о невозможности принятия решения о включении поставщика в Реестр недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей), в связи с нарушением АО «Златмаш» порядка заключения договора. С учетом изложенного, Комиссия, руководствуясь положениями Правил ведения реестра недобросовестных поставщиков, утвержденных постановлением Правительства РФ от 22.11.2012 № 1211, положениями Приказа ФАС России от 18.03.2013 № 164/13 «О введении реестра недобросовестных поставщиков, предусмотренного Законом о закупках, РЕШИЛА: Направить в Федеральную антимонопольную службу заключение об отсутствии оснований для включения сведений об ИП Исупове Никите Алексеевиче (Челябинская обл., Троицкий р-н, с. Белозеры, ул. Советская, д. 1, ИНН 7450113000345, ОГРНИП 323745600090933) в Реестр недобросовестных поставщиков.

Связанные организации

Связанные организации не указаны