Решение б/н Решение по делу № 14-03/14 в отношении ООО МЦМиР «Курорт Уви... от 28 апреля 2015 г.

Вид документа
Дата регистрации
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

 

РЕШЕНИЕ

г. Челябинск, пр. Ленина, 59

Резолютивная часть решения оглашена 16 декабря 2014 года.

В полном объеме решение изготовлено 23 декабря 2014 года.

 

Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Челябинской области (далее – Челябинское УФАС России) по рассмотрению дела о нарушении антимонопольного законодательства (далее — Комиссия) в составе:


 

Председатель Комиссии:


 

Члены Комиссии:


 

<…> – заместитель руководителя Челябинского УФАС России;


 

<…> – начальник отдела контроля естественных монополий, ЖКХ и транспорта Челябинского УФАС России,

 

<…> – специалист-эксперт отдела контроля естественных монополий, ЖКХ и транспорта Челябинского УФАС России,

в присутствии представителя ООО Многопрофильный центр медицины и реабилитации «Курорт Увильды» (далее – ООО МЦМиР «Курорт Увильды»), действующего на основании доверенности, в отсутствие представителя заявителя, надлежащим образом уведомленного о месте, времени и дате рассмотрения дела, в отсутствие представителей лиц, располагающих сведениями о рассматриваемых Комиссией обстоятельствах – администрации Аргаяшского муниципального района Челябинской области; Администрации Кузнецкого сельского поселения Аргаяшского муниципального района Челябинской области (заявлено ходатайство о рассмотрении дела в отсутствие представителя),

рассмотрев дело № 14-03/14 по признакам нарушения ООО МЦМиР «Курорт Увильды пункта 4 части 1 стфатьи 10 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее — Закон о защите конкуренции),

 

УСТАНОВИЛА:

 

В Челябинское УФАС России поступило обращение председателя ТСЖ «Сосновая, 8» <…>на действия ООО МЦМиР «Курорт Увильды», выразившиеся в незаконном прекращении подачи горячей воды, холодной воды и тепловой энергии в отношении МКД № 8 по ул. Сосновая п. Увильды Аргаяшского муниципального района Челябинской области.

В заявлении сообщалось следующее.

18.12.2013 председателю ТСЖ «Сосновая, 8» <…> стало известно, что по адресу <…> была отключена горячая и холодная вода.

Резку труб, ведущих к данному МКД, с целью перекрытия подачи воды, производил работник котельной ООО МЦМиР «Курорт Увильды», который пояснил, что действует по распоряжению <…>, являющегося генеральным директором ООО МЦМиР «Курорт Увильды». Основанием прекращения подачи горячей и холодной воды послужило наличие задолженности по оплате услуг отопления и холодного водоснабжения у некоторых жителей данного МКД.

Кроме того, председатель ТСЖ «Сосновая, 8» <…> также сообщила, что в период с 1 апреля по 15 мая 2014 года, технической службой ООО МЦМиР «Курорт Увильды» еще трижды были перерезаны трубы, обеспечивающие подачу воды и отопления к многоквартирному дому.

На запрос Челябинского УФАС России от 23.01.2014 (исх. № 733/03) ООО МЦМиР «Курорт Увильды» сообщило следующее.

В МКД <…> договоры на теплоснабжение, горячее водоснабжение, холодное водоснабжение и водоотведение заключены с 13 гражданами.

Из письменных пояснений ООО МЦМиР «Курорт Увильды» следует, что у общества отсутствует паспорт готовности сетей п. Увильды Аргаяшского муниципального района Челябинской области, в связи с чем, общество не вправе использовать данные сети, поскольку, это может представлять опасность для окружающих. Также у общества отсутствуют сведения о готовности внутридомовых сетей МКД на территории п. Увильды Аргаяшского муниципального района Челябинской области к отопительному сезону.

По мнению ООО МЦМиР «Курорт Увильды», общество не является управляющей компанией и не вправе осуществлять данную деятельность. Основным видом деятельности общества является санаторно-курортная деятельность. Одним из дополнительных видов деятельности является производство тепловой энергии, однако теплоснабжение, водоснабжение и водоотведение, эксплуатация тепловых сетей не является предметом деятельности общества.

В сентябре – октябре 2013 года общество направляло уведомления об отказе предоставления коммунальных услуг в отношении п. Увильды в администрацию п. Увильды, в администрацию и прокуратуру Аргаяшского муниципального района Челябинской области, так как у общества нет законной обязанности на предоставление данных услуг.

Прокуратура Аргаяшского муниципального района Челябинской области признала, что обществом соблюдены все необходимые меры, об отказе от предоставления коммунальных услуг, органы местного самоуправления п. Увильды извещались ежегодно, начиная с 2009 года.

По мнению общества, обязанность предоставления коммунальных услуг потребителям п. Увильды лежит на органах местного самоуправления.

В свою очередь, прокуратура Аргаяшского муниципального района Челябинской области обратилась в суд о понуждении администрации Кузнецкого сельского поселения Аргаяшского муниципального района Челябинской области создать управляющую компанию в п. Увильды и об обязании регистрации права собственности на сети п. Увильды.

ООО МЦМиР «Курорт Увильды» также сообщило, что собственники помещений в МКД <…> являются злостными неплательщиками. В подтверждение данного факта общество представило копии претензий и уведомлений о приостановлении предоставления коммунальных услуг, направляемые в адрес жителей данного МКД.

Изучив материалы дела, заслушав доводы и объяснения сторон, Комиссия пришла к выводу о наличии в действиях ООО МЦМиР «Курорт Увильды» нарушения пункта 4 части 1 статьи 10 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» по следующим основаниям.

  1. В соответствии с Положением о Федеральной антимонопольной службе, утвержденным постановлением Правительства РФ от 30.06.2004 № 331, Федеральная антимонопольная служба осуществляет контроль за соблюдением антимонопольного законодательства и в своей деятельности руководствуется Законом «О защите конкуренции».

Согласно статье 22 Закона «О защите конкуренции» антимонопольный орган осуществляет государственный контроль за соблюдением антимонопольного законодательства, выявляет нарушения и принимает меры по прекращению нарушения антимонопольного законодательства, предупреждает монополистическую деятельность.

В соответствии со статьей 3 Закона «О защите конкуренции» сфера применения указанного закона распространяется на отношения, которые связаны с защитой конкуренции, в том числе с предупреждением и пресечением монополистической деятельности и недобросовестной конкуренции, и в которых участвуют российские юридические лица и иностранные юридические лица, федеральные органы исполнительной власти, органы государственной власти субъектов Российской Федерации, органы местного самоуправления, иные осуществляющие функции указанных органов органы или организации, а также государственные внебюджетные фонды, Центральный банк Российской Федерации, физические лица, в том числе индивидуальные предприниматели.

В соответствии со статьей 5 Закона «О защите конкуренции», доминирующим положением признается положение хозяйствующего субъекта или нескольких хозяйствующих субъектов на рынке определенного товара, дающее такому хозяйствующему субъекту возможность оказывать решающее влияние на общие условия обращения товара на соответствующем товарном рынке и (или) затруднять доступ на этот товарный рынок другим хозяйствующим субъектам.

Доминирующим в силу законодательства также признается положение хозяйствующего субъекта, являющегося субъектом естественной монополии на товарном рынке.

Статьей 3 Федерального закона от 17.08.1995 № 147-ФЗ «О естественных монополиях» (далее – Закон о естественных монополиях) определено, что естественная монополия – это состояние товарного рынка, при котором удовлетворение спроса на этом рынке эффективнее в отсутствие конкуренции в силу технологических особенностей производства (в связи с существенным понижением издержек производства на единицу товара по мере увеличения объема производства), а товары, производимые субъектами естественной монополии, не могут быть заменены в потреблении другими товарами, в связи с чем спрос на данном товарном рынке на товары, производимые субъектами естественных монополий, в меньшей степени зависит от изменения цены на этот товар, чем спрос на другие виды товаров; субъектом естественной монополии является хозяйствующий субъект (юридическое лицо), занятый производством (реализацией) товаров в условиях естественной монополии.

В силу статьи 4 Закона о естественных монополиях к сферам деятельности субъектов естественных монополий относятся услуги водоснабжения и водоотведения с использованием централизованных систем, систем коммунальной инфраструктуры.

Кроме того, Челябинским УФАС России проведен анализ конкуренции на рынке поставки тепловой энергии для нужд отопления и горячего водоснабжения в 2013 году и 1 квартале 2014 года в границах пролегания тепловых сетей принадлежащих ООО МЦМиР «Курорт Увильды» в поселке Увильды Аргаяшского муниципального района Челябинской области. На основании проведенного анализа положение ООО МЦМиР «Курорт Увильды» на указанном рынке было признано доминирующим.

В соответствии с частью 1 статьи 10 Закона «О защите конкуренции» запрещаются действия (бездействие) занимающего доминирующее положение хозяйствующего субъекта, результатом которых являются или могут являться недопущение, ограничение, устранение конкуренции и (или) ущемление интересов других лиц.

Таким образом, ООО МЦМиР «Курорт Увильды» обязано соблюдать запреты, установленные антимонопольным законодательством.

  1. Согласно части 1 статьи 157 Жилищного Кодекса Российской Федерации правила предоставления, приостановки и ограничения предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домах, а также правила, обязательные при заключении управляющей организацией или товариществом собственников жилья либо жилищным кооперативом или иным специализированным потребительским кооперативом договоров с ресурсоснабжающими организациями, устанавливаются Правительством Российской Федерации.

Правилами предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденных постановлением Правительства РФ от 06.05.2011 № 354 (далее – Правила 354), определено, что настоящие правила регулируют отношения по предоставлению коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах, собственникам и пользователям жилых домов, в том числе определяют основания и порядок приостановления или ограничения предоставления коммунальных услуг.

Подпунктом в) пункта 3 Правил № 354 предусмотрено, что предоставление коммунальных услуг потребителю осуществляется круглосуточно (коммунальной услуги по отоплению - круглосуточно в течение отопительного периода), то есть бесперебойно либо с перерывами, не превышающими продолжительность, соответствующую требованиям к качеству коммунальных услуг, приведенным в приложении №1.

Согласно пункту 115 Правил №354 исполнитель ограничивает или приостанавливает предоставление коммунальных услуг без предварительного уведомления потребителя в случае:

а) возникновения или угрозы возникновения аварийной ситуации в централизованных сетях инженерно-технического обеспечения, по которым осуществляются водо-, тепло-, электро- и газоснабжение, а также водоотведение - с момента возникновения или угрозы возникновения такой аварийной ситуации;

б) возникновения стихийных бедствий и (или) чрезвычайных ситуаций, а также при необходимости их локализации и устранения последствий - с момента возникновения таких ситуаций, а также с момента возникновения такой необходимости;

в) выявления факта несанкционированного подключения внутриквартирного оборудования потребителя к внутридомовым инженерным системам или централизованным сетям инженерно-технического обеспечения - с момента выявления несанкционированного подключения;

г) использования потребителем бытовых машин (приборов, оборудования), мощность подключения которых превышает максимально допустимые нагрузки, рассчитанные исполнителем исходя из технических характеристик внутридомовых инженерных систем и доведенные до сведения потребителей, - с момента выявления нарушения;

д) получения исполнителем предписания органа, уполномоченного осуществлять государственный контроль и надзор за соответствием внутридомовых инженерных систем и внутриквартирного оборудования установленным требованиям, о необходимости введения ограничения или приостановления предоставления коммунальной услуги, в том числе предписания органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации, уполномоченного на осуществление государственного контроля за соответствием качества, объема и порядка предоставления коммунальных услуг установленным требованиям, о неудовлетворительном состоянии внутридомовых инженерных систем (за техническое состояние которых отвечает собственник жилого дома) или внутриквартирного оборудования, угрожающем аварией или создающем угрозу жизни и безопасности граждан, - со дня, указанного в документе соответствующего органа.

В соответствии с пунктом 117 Правил № 354 117 исполнитель ограничивает или приостанавливает предоставление коммунальной услуги, предварительно уведомив об этом потребителя, в случае:

а) неполной оплаты потребителем коммунальной услуги - через 30 дней после письменного предупреждения (уведомления) потребителя в порядке, указанном в настоящем разделе;

б) проведения планово-профилактического ремонта и работ по обслуживанию централизованных сетей инженерно-технического обеспечения и (или) внутридомовых инженерных систем, относящихся к общему имуществу собственников помещений в многоквартирном доме, - через 10 рабочих дней после письменного предупреждения (уведомления) потребителя.

Как следует из материалов по делу в многоквартирном доме, расположенном по адресу: <…> договоры на предоставление коммунальных услуг (теплоснабжение, ГВС, ХВС, водоотведение) заключили следующие лица:

№ п/п

Ф.И.О. лица заключившего договор

объект

№ договора, дата

1

<…>

подвал

17-03/12 от 12.03.2012

2

<…>

2

13-03/12 от 12.03.2012

3

<…>

подвал

16-03/12 от 12.03.2012

4

<…>

1

15-03/12 от 12.03.2012

5

<…>

2

36-03/12 от 04.05.2012

6

<…>

12

27-03/12 от 30.03.2012

7

<…>

5

3-02/12 от 28.02.2012

8

<…>

7

20-03/12 от 13.03.2012

9

<…>

7

30-04/12 от 18.04.2012

10

<…>

8

26-03/12 от 28.03.2012

11

<…>

10

24-03/12 от 14.03.2012

12

<…>

13

22-03/12 от 14.03.2012

13

<…>

16

32-04/12 от 20.04.2012

За период с 2013 года по 2014 год общая задолженность граждан по многоквартирному дому, распложенному по адресу: <…> за коммунальные услуги, предоставляемые ООО МЦМиР «Курорт Увильды», составила 393330,37 рублей.

Однако в материалы дела обществом не было представлено документов, подтверждающих, что на 18 декабря 2013 года задолженность за предоставляемые ООО МЦМиР «Курорт Увильды» коммунальные услуги была у всех граждан, являющихся собственниками помещений в многоквартирном доме, распложенном по адресу: <…>

Кроме того, в материалы дела ответчиком не представлено документов, подтверждающих проведение обществом ремонтных работ на централизованных сетях инженерно-технического обеспечения 18.12.2013, а также документов, подтверждающих направление потребителям коммунальных ресурсов, проживающих в многоквартирном доме, распложенном по адресу:<…>, информации о причинах и предполагаемой продолжительности приостановления 18.12.2013 подачи тепловой энергии, холодной и горячей воды, а также направление уведомления об ограничении подачи указанных ресурсов.

При таких обстоятельствах, Комиссия Челябинского УФАС России считает, что в данном случае у ООО МЦМиР «Курорт Увильды» отсутствовали основания прекращения или приостановления предоставления коммунальных услуг потребителям.

Материалами по делу установлено также, что обращение председателя ТСЖ «Сосновая, 8» <…> на действия ООО МЦМиР «Курорт Увильды», выразившиеся в незаконном прекращении подачи горячей воды, холодной воды и тепловой энергии 18 декабря 2013 года в отношении МКД <…>было направлено, в том числе и в прокуратуру Аргаяшского района.

14 февраля 2014 года прокуратурой Аргаяшского района в адрес ООО МЦМиР «Курорт Увильды» было направлено представление об устранении нарушений законодательства, выразившихся в ограничении подачи коммунальных ресурсов потребителям. Обществу необходимо было принять конкретные меры по устранению допущенных нарушений закона, причин и условий им способствующих, в том числе принять меры к возобновлению подачи ресурсов потребителям многоквартирного дома, расположенного по адресу: <…>

Таким образом, Комиссия Челябинского УФАС России приходит к выводу о том, что в период с 18.12.2013 по 14.02.2014 в указанном многоквартирном доме отсутствовало горячее и холодное водоснабжение, а также теплоснабжение.

По иным периодам отключения достоверных доказательств вины ответчика материалами дела не установлено.

Таким образом, Комиссия Челябинского УФАС России приходит к выводу о том, что действия ООО МЦМиР «Курорт Увильды», выразившиеся в необоснованном прекращении подачи горячей воды, холодной воды и тепловой энергии в отношении МКД № <…> в период с 18.12.2014 по 14.02.2014, являются нарушением пункта 4 части 1 статьи 10 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции».

У ООО МЦМиР «Курорт Увильды» отсутствовали препятствия и имелась возможность для соблюдения антимонопольного законодательства Российской Федерации, а именно: не осуществлять прекращение подачи горячей воды, холодной воды и тепловой энергии в отношении МКД № 8 по <…>

Однако ООО МЦМиР «Курорт Увильды» не приняло необходимых и достаточных мер по соблюдению законодательства Российской Федерации и допустило нарушение антимонопольного законодательства.

При таких обстоятельствах ООО МЦМиР «Курорт Увильды» признается виновным.

16 декабря 2014 года на заседании Комиссии представитель ООО МЦМиР «Курорт Увильды» пояснил, что в настоящий момент общество осуществляет только холодное водоснабжение п. Увильды, теплоснабжение и горячее водоснабжение поселка осуществляет ООО «Межрегиональная тепловая компания».

При таких обстоятельствах, Комиссия Челябинского УФАС России приходит к выводу об отсутствии оснований для выдачи ООО МЦМиР «Курорт Увильды» предписания о прекращении нарушения пункта 4 части 1 статьи 10 Закона о защите конкуренции.

На основании изложенного, руководствуясь статьей 23, частью 1 статьи 39, частями 1 – 3 статьи 41, пунктом 1 части 1 статьи 48, статьей 49 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЭ «О защите конкуренции», Комиссия

 

РЕШИЛА:

 

1. Признать действия ООО МЦМиР «Курорт Увильды», выразившиеся в необоснованном прекращении подачи горячей воды, холодной воды и тепловой энергии в отношении МКД № <…> нарушением пункта 4 части 1 статьи 10 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции»;

2. Прекратить производство по делу в отношении ООО МЦМиР «Курорт Увильды» по пункту 4 части 1 статьи 10 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции», в связи с добровольным устранением нарушения антимонопольного законодательства и его последствий лицом, совершившим такое нарушение;

3. Передать материалы настоящего дела должностному лицу, уполномоченному составлять протоколы об административных правонарушениях, для решения вопроса о привлечении ООО МЦМиР «Курорт Увильды» к административной ответственности за совершенное правонарушение.

Связанные организации

Связанные организации не указаны