Определение б/н Определение по делу № 14-03/18 в отношении ООО «Центр коммун... от 6 сентября 2018 г.

Вид документа
Дата регистрации
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

 

 

ОПРЕДЕЛЕНИЕ

О НАЗНАЧЕНИИ ДЕЛА № 14-03/18 О НАРУШЕНИИ АНТИМОНОПОЛЬНОГО ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА К РАССМОТРЕНИЮ

 

04 сентября 2018 года г. Челябинск, пр. Ленина, 59

 

Председатель Комиссии Управления Федеральной антимонопольной службы по Челябинской области по рассмотрению дела о нарушении антимонопольного законодательства (далее — Комиссия)

 

УСТАНОВИЛ:

 

ООО «Центр коммунального сервиса» (далее – ООО «ЦКС») является региональным оператором по обращению с твердыми коммунальными отходами (далее – ТКО) в Магнитогорском кластере Челябинской области на основании заключенного соглашения с Министерством экологии Челябинской области об организации деятельности по обращению с твердыми коммунальными отходами на территории Магнитогорского кластера Челябинской области от 17.05.2017.

ООО «Спецкомплекс» является владельцем мусоросортировочного комплекса в г. Магнитогорске, имеет лицензию № 7400498 на осуществление деятельности по сбору, транспортированию и обработке отходов IV класса опасности, выданную Управлением Росприроднадзора Челябинской области и включено в Территориальную схему обращения с отходами Челябинской области.

Постановлением Министерства тарифного регулирования и энергетики Челябинской области от 14 июня 2018 года № 33/2 ООО «Спецкомплекс» утвержден тариф на обработку ТКО в размере 330,80 рублей за тонну на период с 15 июня 2018 года по 31 декабря 2018 года.

15 июня 2018 года ООО «Спецкомплекс» направило в адрес ООО «ЦКС» официальное предложение о заключении договора на оказание услуг по обработке (сортировке) ТКО, составленного в соответствии с Правилами обращения с твердыми коммунальными отходами, утвержденными Постановлением Правительства РФ от 12.11.2016 № 1156.

Письмом от 18.07.2018 ООО «ЦКС» сообщило в адрес ООО «Спецкомплекс», что в тарифе регионального оператора не предусмотрены затраты на обработку ТКО.

При этом, отсутствие в тарифе регионального оператора затрат на обработку ТКО не является правовым основанием для отказа от заключения договора на обработку (сортировку) ТКО.

Законом о защите конкуренции устанавливаются организационные и правовые основы защиты конкуренции, в том числе: предупреждения и пресечения монополистической деятельности и недобросовестной конкуренции.

В соответствии с пунктом 5 части 1 статьи 10 Закона о защите конкуренции запрещаются действия (бездействие) занимающего доминирующее положение хозяйствующего субъекта, результатом которых являются или могут являться недопущение, ограничение, устранение конкуренции и (или) ущемление интересов других лиц, в том числе экономически или технологически не обоснованные отказ либо уклонение от заключения договора с отдельными покупателями (заказчиками) в случае наличия возможности производства или поставок соответствующего товара, а также в случае, если такой отказ или такое уклонение прямо не предусмотрены федеральными законами, нормативными правовыми актами Президента Российской Федерации, нормативными правовыми актами Правительства Российской Федерации, нормативными правовыми актами уполномоченных федеральных органов исполнительной власти или судебными актами.

Согласно статье 5 Закона о защите конкуренции доминирующим положением признается положение хозяйствующего субъекта (группы лиц) или нескольких хозяйствующих субъектов (групп лиц) на рынке определенного товара, дающее такому хозяйствующему субъекту (группе лиц) или таким хозяйствующим субъектам (группам лиц) возможность оказывать решающее влияние на общие условия обращения товара на соответствующем товарном рынке, и (или) устранять с этого товарного рынка других хозяйствующих субъектов, и (или) затруднять доступ на этот товарный рынок другим хозяйствующим субъектам.

Согласно части 2.1 статьи 5 Закона о защите конкуренции не может быть признано доминирующим положение хозяйствующего субъекта - юридического лица, учредителем (участником) которого являются одно физическое лицо (в том числе зарегистрированное в качестве индивидуального предпринимателя) или несколько физических лиц, если выручка от реализации товаров за последний календарный год такого хозяйствующего субъекта не превышает четыреста миллионов рублей, за исключением:

-хозяйствующего субъекта, имеющего в качестве учредителей или участников хозяйствующих субъектов - юридических лиц.

Согласно выписке из ЕГРЮЛ – участником ООО «ЦКС» с долей 99 % является АО «АМАРАНТ». Таким образом, исключение, предусмотренное частью 2.1 статьи 5 Закона о защите конкуренции, на ООО «ЦКС» не распространяется.

Согласно официальной информации с сайта Министерства экологии Челябинской области единственным региональным оператором с 17.05.2018 на территории Магнитогорского городского округа по обращению с ТКО является ООО «Центр коммунального сервиса».

Тариф на услуги регионального оператора по обращению с ТКО утвержден ООО «ЦКС» только 29.07.2018 постановлением Министерства тарифного регулирования и энергетики Челябинской № 37/4 от 29.06.2018.

Следовательно, ООО «Центр коммунального сервиса» обладает признаками доминирования на рынке обращения с ТКО на территории Магнитогорского городского округа и подпадает под сферу регулирования Закона о защите конкуренции и обязано соблюдать запреты, установленные статьей 10 Закона о защите конкуренции.

Статьей 24.6 Федерального закона № 89-ФЗ от 24.06.1998 года «Об отходах производства и потребления» (далее – ФЗ № 89) – предусмотрено, что сбор, транспортирование, обработка, утилизация, обезвреживание, захоронение ТКО на территории субъекта Российской Федерации обеспечиваются одним или несколькими региональными операторами в соответствии с территориальной схемой обращения с отходами.

Согласно статье 1 ФЗ № 89 региональный оператор по обращению с ТКО (далее также - региональный оператор) - оператор по обращению с ТКО - юридическое лицо, которое обязано заключить договор на оказание услуг по обращению с ТКО с собственником твердых коммунальных отходов, которые образуются и места накопления которых находятся в зоне деятельности регионального оператора.

На основании статьи 24.6 ФЗ № 89 - операторы по обращению с ТКО, региональные операторы обязаны соблюдать схему потоков ТКО, предусмотренную территориальной схемой обращения с отходами субъекта Российской Федерации, на территории которого такие операторы осуществляют свою деятельность.

Операторы по обращению с ТКО, владеющие объектами обработки, обезвреживания, захоронения твердых коммунальных отходов, данные о месте нахождения которых включены в территориальную схему обращения с отходами, обязаны принимать ТКО, образовавшиеся на территории субъекта Российской Федерации и поступившие из других субъектов Российской Федерации с учетом соглашения, заключенного между субъектами Российской Федерации, только на основании заключенных с региональными операторами договоров об осуществлении регулируемых видов деятельности в области обращения с ТКО и не вправе отказываться от заключения таких договоров.

Накопление, сбор, транспортирование, обработка, утилизация, обезвреживание, захоронение ТКО осуществляются в соответствии с правилами обращения с ТКО, утвержденными Правительством Российской Федерации (статья 24.6 ФЗ № 89).

Согласно Правилам обращения с ТКО, утвержденными Постановлением Правительства РФ № 1156 от 12.11.2016 (далее – Правила), обращение с ТКО на территории субъекта Российской Федерации обеспечивается региональными операторами в соответствии с региональной программой в области обращения с отходами, в том числе с ТКО, и территориальной схемой обращения с отходами на основании договоров на оказание услуг по обращению с ТКО, заключенных с потребителями.

Согласно пункту 34 Данных Правил в целях обеспечения обработки, обезвреживания, захоронения ТКО операторы по обращению с ТКО, осуществляющие деятельность по обработке, обезвреживанию, захоронению ТКО в зоне деятельности регионального оператора, указанные в документации об отборе при проведении конкурсного отбора регионального оператора, заключают договоры с региональным оператором на оказание услуг по обработке, обезвреживанию, захоронению ТКО.

Постановление Правительства Челябинской области от 23.05.2018 № 198-П «О Правилах осуществления деятельности региональных операторов по обращению с твердыми коммунальными отходами на территории Челябинской области» предусматривает, что региональные операторы осуществляют деятельность по обращению с ТКО на основании соглашений об организации деятельности по обращению с ТКО на территории зоны деятельности региональных операторов, заключаемых между региональными операторами и органом исполнительной власти Челябинской области, уполномоченным в сфере обращения с ТКО, в соответствии с Территориальной схемой и региональными программами в сфере обращения с отходами, в том числе с ТКО.

Сбор, транспортирование, обработка, утилизация, обезвреживание, захоронение ТКО в границах зоны деятельности региональных операторов осуществляется ими в соответствии с Правилами обращения с ТКО.

Участниками в сфере обращения с ТКО являются собственники ТКО, которые образуются и места сбора которых находятся в зоне деятельности региональных операторов, лица, выступающие от имени собственников ТКО, уполномоченный орган в сфере обращения с ТКО, операторы по обращению с ТКО, владеющие объектами по обработке, обезвреживанию и (или) захоронению ТКО, операторы по сбору и транспортированию ТКО, органы местного самоуправления муниципальных образований Челябинской области, расположенных в зоне деятельности регионального оператора.

Взаимодействие региональных операторов с иными участниками в сфере обращения с ТКО осуществляется на основании договоров и соглашений.

Региональные операторы осуществляют взаимодействие с операторами по обращению с ТКО, владеющими объектами по обработке, обезвреживанию и (или) захоронению ТКО, операторами по сбору и транспортированию ТКО и координацию их деятельности, в зонах своей деятельности, в том числе взаимодействие в части коммерческого учета объема и (или) массы образуемых, транспортируемых, обрабатываемых, утилизируемых, обезвреживаемых, размещаемых ТКО.

Пунктом 11 указанного Постановления Правительства Челябинской области предусмотрено, что взаимодействие региональных операторов с операторами по обращению с ТКО, владеющими объектами по обработке, обезвреживанию и (или) захоронению ТКО, операторами по сбору и транспортированию ТКО осуществляется в соответствии с заключенными договорами на оказание услуг в сфере обращения с ТКО.

В соответствии с соглашением об организации деятельности по обращению с ТКО на территории Магнитогорского кластера Челябинской области, заключенным между региональным оператором и Министерством экологии Челябинской области, региональный оператор обязан:

  1. В течение срока действия настоящего Соглашения осуществлять деятельность по сбору (в том числе раздельному сбору), транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, захоронению ТКО в соответствии с Территориальной схемой ТКО (пункт 2.1.1);
  2. Обеспечивать реализацию Территориальной схемы и мероприятий регионального оператора, предусмотренных Региональной программой в области обращения с отходами, утвержденной уполномоченным органом исполнительной власти Челябинской области (пункт 2.1.2);
  3. Заключить договоры с операторами по обращению с твердыми коммунальными отходами, владеющими объектами по обработке, обезвреживанию и (или) захоронению твердых коммунальных отходов, использование которых предусмотрено Территориальной схемой по ценам (тарифам), установленным таким операторам уполномоченными органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации (пункт 2.1.9);
  4. Заключать договоры с операторами по обращению с твердыми коммунальными отходами в течение срока действия Соглашения в отношении новых объектов по обработке, обезвреживанию и (или) захоронению твердых коммунальных отходов, если их использование будет предусмотрено Территориальной схемой (пункт 2.1.10);
  5. В процессе осуществления деятельности по обращению с ТКО обеспечить выполнение целевых показателей, установленных нормативными правовыми актами уполномоченных органов государственной власти Российской Федерации и Челябинской области в сфере обращения с ТКО, в том числе по объемам вторичного сырья, вовлеченного в результате обработки ТКО во вторичный оборот.

в схеме потоков ТКО Магнитогорского кластера, согласно разделу 7 Территориальной схемы обращения с отходами Челябинской области закреплено, что на участке существующей магнитогорской свалки до момента ее закрытия и до ввода в эксплуатацию объекта концессионного соглашения – МСК в г. Магнитогорске, для обеспечения потребностей муниципальных образований кластера на переходный период планируется использовать мусоросортировочный комплекс (лицензия на осуществление деятельности по обработке отходов выдана 06.03.2018 № 7400498).

Указанная лицензия принадлежит ООО «Спецкомплекс».

Таким образом, уклонение ООО «ЦКС» от заключения договора на обработку (сортировку) ТКО с ООО «Спецкомплекс» является незаконным и противоречит нормам действующего законодательства.

Согласно статье 39.1 Закона о защите конкуренции в целях пресечения действий (бездействия), которые приводят или могут привести к недопущению, ограничению, устранению конкуренции, антимонопольный орган выдает хозяйствующему субъекту, занимающему доминирующее положение, предупреждение в письменной форме о прекращении действий (бездействия), которые содержат признаки нарушения антимонопольного законодательства, об устранении причин и условий, способствовавших возникновению такого нарушения, и о принятии мер по устранению последствий такого нарушения предупреждение.

На основании изложенного, в действиях ООО «ЦКС» были усмотрены признаки нарушения пункта 5 части 1 статьи 10 Закона о защите конкуренции, что явилось основанием для выдачи предупреждения в адрес ООО «ЦКС».

Челябинское УФАС России направило в адрес ООО «Центр коммунального сервиса» предупреждение № 6-03/18 о прекращении действий, которые содержат признаки нарушения антимонопольного законодательства, срок исполнения предупреждения установлен до 15.08.2018.

02.08.2018 ООО «Центр коммунального сервиса» получил предупреждение Челябинского УФАС России.

ООО «Центр коммунального сервиса» письмом от 17.08.2018 № 2126 представило в адрес Челябинского УФАС России исполнение предупреждение.

ООО «Центр коммунального сервиса» направило в адрес ООО «Спецкомплекс» проект договора на оказание услуг по обработке твердых коммунальных отходов не подписанный со своей стороны.

22.08.2018 ООО «Спецкомплекс» подписало и направило в адрес ООО «Центр коммунального сервиса» подписанный со своей стороны проект договора без каких либо замечаний к проекту договора.

29.08.2018 ООО «Спецкомплекс» представило в адрес Челябинского УФАС России письмо, согласно которому договор между ООО «Спецкомплекс» и ООО «Центр коммунального сервиса» на данный момент не подписан.

На основании изложенного, Челябинское УФАС России приходит к выводу о ненадлежащем исполнении ООО «Центр коммунального сервиса» предупреждения Челябинского УФАС России ввиду следующего.

Как следует из пункта 1 статьи 435 Гражданского кодекса Российской Федерации под офертой понимается адресованное одному или нескольким конкретным лицам предложение, которое одновременно отвечает следующим требованиям:

- достаточная определенность;

- выражает намерение лица считать себя заключившим договор с адресатом;

- содержит все существенные условия договора.

Исходя из выводов судебной практики по рассмотрению аналогичных споров отсутствие подписи со стороны оферента не свидетельствует о намерении делающего предложение лица считать себя заключившим договор, направленный проект договора без подписи направившего лица является лишь образцом и не может расцениваться как оферта и быть принят в качестве надлежащего подтверждения волеизъявления стороны, направившей проект договора на заключение (Постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 09.07.2012 по делу № А56-69259/2011, Постановление Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 22.07.2013 по делу № А55-2856/2013, Постановление Восемнадцатого арбитражного апелляционного суда от 15.04.2013 № 18АП-2634/2013, 18АП-3129/2013 по делу № А76-22025/2012, Определение Высшего арбитражного суда ВАС-7240/12 по делу № А57-9149/2010 от 19.07.2012).

На основании изложенного издан приказ Челябинского УФАС России от 04.09.2018 № ___ о возбуждении дела и создании комиссии по рассмотрению дела о нарушении антимонопольного законодательства по признакам нарушения ООО «Центр коммунального сервиса» пункта 5 части 1 статьи 10 Закона о защите конкуренции.

Руководствуясь частью 13 статьи 44 Закона о защите конкуренции

 

ОПРЕДЕЛИЛ:

 

1. Назначить дело № 14-03/18 к рассмотрению на 21 сентября 2018 года в 14 часов 30 минут по адресу: г. Челябинск, пр. Ленина, 59, кабинет 317.

2. Привлечь к участию в деле в качестве:

ответчика: ООО «Центр коммунального сервиса» (ИНН 7456027298, КПП 745501001, юридический адрес – 455049, Челябинская область, г. Магнитогорск, ул. Завенягина, 9, помещение 3, офис 4;

заявителя: ООО «Спецкомплекс» (ИНН 7444030458 КПП 745601001, юридический адрес – 455000, Челябинская область, г. Магнитогорск, ул.Комсомольская, д. 25, помещение 2);

3. ООО «Центр коммунального сервиса» представить в срок до 20 сентября 2018 года следующую информацию:

3.1. Письменные пояснения с правовым обоснованием по изложенным в настоящем определении обстоятельствам;

3.2. Всю переписку с ООО «Спецкомплекс» по вопросу заключения договора;

3.3. Правовое обоснование не заключения договора на обработку твердых коммунальных отходов с ООО «Спецкомплекс».

Документы (информацию) просим представить в оригиналах или копиях, в прошитом и пронумерованном виде с описью вложения, заверить печатью и подписью представившего их лица и/или органа.

За непредставление в срок по требованию антимонопольного органа информации и документов либо представление заведомо ложных сведений (информации) действующим законодательством предусмотрена ответственность в виде штрафа.

Связанные организации

Связанные организации не указаны