Решение б/н РЕШЕНИЕ по делу № 14-07/16 о нарушении антимонопольного за... от 5 июля 2017 г.

Вид документа
Дата регистрации
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

Министерство дорожного хозяйства и транспорта Челябинской области

ул. Елькина, д. 77, г. Челябинск, 454092

 

Прокуратура Челябинской области

ул. Елькина, 11, г. Челябинск, 454091

 

Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Челябинской области

ул. Елькина, 85, г. Челябинск, 454048

 

ООО «Спецтехника»

ул. Смешанная, 2, г. Коркино, Челябинская область

 

<…>

 

 

РЕШЕНИЕ

по делу № 14-07/16 о нарушении антимонопольного

законодательства

г. Челябинск, пр. Ленина, 59

Резолютивная часть решения оглашена «09» июня 2017 года.

В полном объеме решение изготовлено «26» июня 2017 года.   

 

Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Челябинской области (далее – Челябинское УФАС России) по рассмотрению дела о нарушении антимонопольного законодательства (далее – Комиссия) в составе:

Председателя

Комиссии:

 

<…>

 

-

 

заместителя руководителя – начальника отдела контроля за рекламой и недобросовестной конкуренции Челябинского УФАС России;

Членов Комиссии:

 

<…>

 

-

начальника отдела контроля торгов и органов власти Челябинского УФАС России;

 

 

<…>

 

-

главного специалиста-эксперта отдела контроля торгов и органов власти Челябинского УФАС России;

рассмотрев дело по признакам нарушения Министерством дорожного хозяйства и транспорта Челябинской области (ул. Елькина, д. 77, г. Челябинск, 454092; далее - Министерство)  части  1 статьи 17 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее - Закон о защите конкуренции), в присутствии на заседании:

- <…>– представителя Министерства на основании доверенности <…>;

- <…>- представителя Министерства на основании доверенности <…>;

- <…>- представителя ООО «Спецтехника» на основании доверенности <…> (до перерыва),

 

УСТАНОВИЛА:

В Челябинское УФАС России из Прокуратуры Челябинской области  поступили материалы по обращению физического лица  по вопросу соблюдения Министерством антимонопольного законодательства при организации и проведении конкурсов на право заключения договоров об осуществлении деятельности по перемещению задержанного транспортного средства на специализированную стоянку, его хранению и возврату с участием ООО «Спецтехника».

В связи с наличием в действиях Министерства по неправомерному допуску ООО «Спецтехника» к участию в конкурсах на право заключения договоров об осуществлении деятельности по перемещению задержанного транспортного средства на специализированную стоянку, его хранению и возврату, заявки которого не соответствуют требованиям конкурсной документации,   признаков нарушения пунктов 2 и 3 части 1 статьи 17 Закона о защите конкуренции, Челябинским УФАС России возбуждено производство по настоящему делу.

 

Министерством представлены письменные пояснения и документы (исх. от 08.07.2016 № 01-5351, от 30.08.2016 № 01-6808, от 29.09.2016 № 7681, от 31.10.2016 № 8605, 05.06.2017 № 3814), а также  на заседании Комиссии представителями пояснено следующее.

 Министерством при проведении торгов соблюдены требования действующего законодательства.  Заявки ООО «Спецтехника» полностью соответствуют требованиям конкурсных документаций и правомерно допущены к участию в торгах. В частности отказ в допуске к участию в торгах данному обществу ввиду расхождения грузоподъемности специализированных транспортных средств и универсальных трейлеров (прицепов) в предложении об оказании услуг с данными в подтверждающих правоустанавливающих документах повлек бы нарушение положений конкурсной документации и антимонопольного законодательства. Кроме того,  ООО «Спецтехника» в заявке на участие в торгах на право заключения договора об осуществлении деятельности по перемещению задержанного транспортного средства на специализированную стоянку, его хранению и возврату на территории Чебаркульского городского округа представлены выписка из Единого государственного реестра прав на недвижимое имущество и сделок с ним и нотариально заверенная копия свидетельства о государственной регистрации права собственности. При этом подлинность указанных документов не может быть проверена Министерством, в том числе в лице конкурсной комиссии.

Министерство полагает, что в действиях органа власти отсутствуют нарушения антимонопольного законодательства, в том числе статьи 17 Закона о защите конкуренции.

 

ООО «Спецтехника» представлены письменные пояснения  и документы (вх. от 22.12.2016 № 17476,  от 13.02.2017 № 1703, от 17.02.2017 б/н,) и на заседании Комиссии представителем пояснено следующее.

ООО «Спецтехника» в составе заявки на участие в торгах на право заключения договора об осуществлении деятельности по перемещению задержанного транспортного средства на специализированную стоянку, его хранению и возврату на территории Чебаркульского городского округа представлены выписка из Единого государственного реестра прав на недвижимое имущество и сделок на земельный участок с кадастровым номером 74:38:0127005:124 с оттиском печати Росреестра по Челябинской области, а также нотариально заверенная копия свидетельства о государственной регистрации права собственности на указанный земельный участок. Таким образом, обществом представлены документы в соответствии с условиями конкурсной документации, которые подтверждают наличие у такого участника конкурса на территории соответствующего муниципального образования на праве собственности земельного участка с расположенной на нем стоянкой транспортных средств. Общество отмечает, что ООО «Спецтехника» в заявках на участие в торгах подтверждено наличие минимального количества трейлеров (прицепов), установленного конкурсной документацией, требований о грузоподъемности которых конкурсная документация не содержит.

На основании изложенного, ООО «Спецтехника» полагает, что в действиях Министерства отсутствуют нарушения антимонопольного законодательства, в том числе статьи 17 Закона о защите конкуренции.

 

Управлением Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Челябинской области, привлеченным к участию в рассмотрении дела в качестве лица, располагающего сведениями о   рассматриваемых комиссией обстоятельствах, представлены истребуемые документы (письмо исх. № 40937 от 37.12.2016).

 

Министерством на заключение об обстоятельствах дела № 14-07/16 представлены  письменные пояснения исх. 05.06.2017 № 3814.

Пояснения, доказательства и доводы в письменной форме в отношении обстоятельств, изложенных в заключении об обстоятельствах дела, до окончания рассмотрения дела № 14-07/16 о нарушении антимонопольного законодательства и оглашения резолютивной части решения по нему на заседании комиссии, иными лицам, участвующими в деле, в соответствии с частью 5 статьи 48.1 Закона о защите конкуренции не  представлены.

 

Рассмотрев материалы дела, выслушав представителей лиц, участвующих в деле, изучив письменные пояснения, Комиссия пришла к следующим выводам.

В  соответствии с частью 1 статьи 1-1 Закона Челябинской области от 29.03.2012 № 288-ЗО «О порядке перемещения задержанного транспортного средства на специализированную стоянку, его хранения и возврата, оплаты расходов на перемещение и хранение задержанного транспортного средства»  (далее – Закон № 288-ЗО) перемещение задержанного транспортного средства на специализированную стоянку, его хранение и возврат осуществляются юридическим лицом (индивидуальным предпринимателем) на основании договора об осуществлении деятельности по перемещению задержанного транспортного средства на специализированную стоянку, его хранению и возврату (далее - договор), заключенного с уполномоченным органом.

Согласно части  2 статьи 1-1 Закона № 288-ЗО  договор заключается по результатам конкурса на право осуществления деятельности по перемещению задержанного транспортного средства на специализированную стоянку, его хранению и возврату (далее - конкурс).

Конкурс объявляется и проводится уполномоченным органом в каждом городском округе, городском округе с внутригородским делением, муниципальном районе (часть  3 статьи 1-1 Закона № 288-ЗО).

Частью 5 статьи 1-1 Закона № 288-ЗО  определено, что конкурс проводится в порядке, установленном Правительством Челябинской области.

Постановлением Правительства Челябинской области от 09.04.2015 № 155-П утвержден Порядок проведения конкурса на право осуществления деятельности по перемещению задержанного транспортного средства на специализированную стоянку, его хранению и возврату (далее – Порядок).

Согласно пункту 2 Порядка предметом конкурса является право на заключение договора об осуществлении деятельности по перемещению задержанного транспортного средства на специализированную стоянку, его хранению и возврату на территории городского округа, городского округа с внутригородским делением, муниципального района Челябинской области. При проведении конкурса, предметом которого является право на заключение договоров на территории нескольких муниципальных образований (городских округов, городских округов с внутригородским делением, муниципальных районов) Челябинской области, в рамках данного конкурса выделяются лоты. Предметом лота является право на заключение договора об осуществлении деятельности по перемещению задержанного транспортного средства на специализированную стоянку, его хранению и возврату на территории одного муниципального образования (городского округа, городского округа с внутригородским делением, муниципального района) Челябинской области.

Конкурс является открытым и проводится в целях отбора юридических лиц (индивидуальных предпринимателей), предложивших лучшие условия исполнения договора (пункт 3 Порядка).

ООО «Спецтехника» приняло участие в 14 конкурсах на право заключения рассматриваемых договоров, проведенных Министерством в 2015-2016 годах. Между Министерством и ООО «Спецтехника» заключены следующие договоры:

-  договор № 5/2015-Ст/3-д  от 01.09.2015 (по результатам конкурса с извещением 5/2015-ст, лот 4, Чебаркульский городской округ);

-  договор № 5/2015-Ст/4-д  от 01.09.2015 (по результатам конкурса с извещением 5/2015-ст, лот 5, Чебаркульский муниципальный район);

-  договор № 12/2015-Ст/2-д  от 08.12.2015 (по результатам конкурса с извещением 12/2015-ст, лот 4, Еткульский муниципальный район);

-  договор № 14/2015-Ст/2-д  от 26.01.2016 (по результатам конкурса с извещением 14/2015-ст, лот 3, Южноуральский городской округ);

- договор № 14/2015-Ст/3-д  от 26.01.2016 (по результатам конкурса с извещением 14/2015-ст, лот 4, Еманжелинский муниципальный район);

- договор № 1/2016-Ст/2-д  от 23.03.2016 (по результатам конкурса с извещением 1/2016-ст, лот 3, Увельский муниципальный район);

- договор № 3/2016-Ст/1-д  от 14.04.2016 (по результатам конкурса с извещением 3/2016-ст, лот 4, Троицкий муниципальный район);

- договор № 1/2016-Ст/1-д  от 23.03.2016 (по результатам конкурса с извещением 1/2016-ст, лот 2, Коркинский муниципальный район, жалоба № 12-07/18.1/16).

 

В соответствии с пунктом 32 Порядка конкурсная комиссия рассматривает заявки на участие в конкурсе на соответствие требованиям, установленным Порядком и конкурсной документацией, а также на соответствие юридических лиц (индивидуальных предпринимателей) условиям допуска к участию в конкурсе, указанным в конкурсной документации.

На основании результатов рассмотрения заявок на участие в конкурсе конкурсная комиссия принимает решение о допуске или об отказе в допуске юридических лиц (индивидуальных предпринимателей) к участию в конкурсе (пункт 33 Порядка).

Вместе с тем,  из оригиналов заявки ООО «Спецтехника» на участие в конкурсах № 5/2015-ст (лоты 4, 5),  № 12/2015-Ст (лот 4),  № 3/2016-Ст (лот 4) на право осуществления деятельности по перемещению задержанного транспортного средства на специализированную стоянку, его хранению и возврату, представленных Министерством по запросу антимонопольного органа,  следует, что заявки общества не соответствуют требованиям  конкурсной документации в связи со следующим.

 

1. Согласно разделу 9 информационной карты конкурсной документации (извещение № 5/2015-ст) несоблюдение требований к содержанию, форме, составу заявки на участие в конкурсе является основанием для отказа такому юридическому лицу (индивидуальному предпринимателю) в допуске к участию в конкурсе в соответствии с законом.

В соответствии с подпунктом «а» пункта 2 раздела 9 Информационной карты конкурсной документации (извещение № 5/2015-ст) в составе заявки на участие в конкурсе представляются документы, подтверждающие наличие у участника конкурса на территории муниципального образования на праве собственности или ином законном основании земельного участка с расположенной на нем стоянкой транспортных средств, удовлетворяющей требованиям, предусмотренным конкурсной документацией, а именно:

       - выписка из Единого государственного реестра прав на недвижимое имущество и сделок с ним, полученная не ранее, чем за тридцать дней до дня размещения на официальном сайте уполномоченного органа извещения о проведении конкурса или нотариально заверенная копия такой выписки;

        - правоустанавливающие документы на земельный участок (например, нотариально заверенные копии свидетельств о государственной регистрации права собственности, договоров аренды, безвозмездного пользования и других документов, подтверждающих право юридического лица (индивидуального предпринимателя) на пользование земельным участком).

В составе заявки представлены выписка из Единого государственного реестра прав на недвижимое имущество и сделок с ним и свидетельство о государственной регистрации права. Указанные документы не являются оригиналами и не заверены нотариально.

Кроме того, при нахождении земельного участка в собственности предоставляется нотариально заверенная копия свидетельства о государственной регистрации права собственности с видом разрешенного использования земельного участка, соответствующего кодам 4.9 или 7.2 Классификатора видов разрешенного использования земельных участков, утвержденного приказом Министерства экономического развития Российской Федерации       № 540 от 1 сентября 2014 г.

 В случае несоответствия вида разрешенного использования земельного участка указанным выше пунктам Классификатора предоставляется справка органа местного самоуправления о сведениях правил застройки земельного участка (видах разрешенного использования земельного участка), определяющая возможность использования данного земельного участка в качестве стоянки транспортных средств.

В свидетельстве о государственной регистрации права земельного участка с кадастровым номером 74:38:0127005:124 указано разрешенное использование – для производственных целей  (производства бетона).

При этом к указанной заявке не приложена справка органа местного самоуправления о сведениях правил застройки земельного участка (видах разрешенного использования земельного участка), определяющая возможность использования его в качестве стоянки транспортных средств.

В связи с изложенным  конкурсной комиссией неправомерно в нарушение пунктов 32, 33 Порядка принято оформленное Протоколом № 5/2015-Ст/4-р решение о допуске  ООО «Спецтехника» к участию в торгах по лоту 4 (Чебаркульский городской округ), заявка которого  не соответствуют требованиям конкурсной документации.

При этом ООО «Спецтехника» по иным конкурсам было отказано в допуске к участию в торгах (протоколы № 7/2015-Ст/2-р от 23.09.2015,  № 7/2015-Ст/3-р от 23.09.2015,  № 14/2015-Ст/6-р от 13.01.2016) ввиду отсутствия в заявках общества оригинала выписки из Единого государственного реестра прав на недвижимое имущество и сделок с ним или нотариально заверенной копии такой выписки, а также  нотариально заверенной копии свидетельства о государственной регистрации права собственности.

Так, заявки ООО «Спецтехника» по конкурсу № 7/2015-Ст по лотам № 2 и № 3 (Еманжелинский муниципальный район и Коркинский муниципальный район) также содержали цветные копии выписок из Единого государственного реестра прав на недвижимое имущество и сделок с ним и  цветные копии нотариально заверенных копий свидетельства о государственной регистрации права собственности, а в заявке по конкурсу № 14/2015-Ст, лот № 6 (Увельский муниципальный район) отсутствовали.

Однако в рассматриваемом случае, конкурсной комиссией неправомерно принято  решение о допуске  ООО «Спецтехника» к участию в торгах по конкурсу  № 5/2015-Ст, лот 4 (Чебаркульский городской округ) при условии, что  заявка общества  не соответствовала требованиям конкурсной документации.

Довод Министерства о том, что конкурсной документацией специально предусмотрено требование о предоставлении выписки из Единого государственного реестра прав на недвижимое имущество и сделок с ним, полученной не ранее, чем за тридцать дней до дня размещения извещения о проведении конкурса, в целях получения наиболее актуальных данных  о заявленном земельном участке, а информация, содержащаяся в такой выписке, носит определяющий характер, не может быть принят во внимание Комиссией в связи со следующим.

Положениями конкурсной документации предусмотрено представление как выписки из Единого государственного реестра прав на недвижимое имущество и сделок с ним, так и  правоустанавливающего документа на земельный участок. При этом при нахождении земельного участка в собственности именно нотариально заверенная  копия свидетельства о государственной регистрации права собственности должна содержать сведения о виде разрешенного использования земельного участка, установленного конкурсной документацией (коды 4.9 или 7.2 Классификатора видов разрешенного использования земельных участков, утвержденного приказом Министерства экономического развития Российской Федерации       № 540 от 1 сентября 2014 года). В связи с этим конкурсной документацией и установлено требование о представлении в составе заявки справки органа местного самоуправления. 

Более того, конкурсная документация не содержит указания на то, что в случае несоответствия вида разрешенного использования земельного участка указанным пунктам Классификатора конкурсная комиссия руководствуется Выпиской из Единого государственного реестра прав на недвижимое имущество и сделок с ним, что в противном случае противоречило бы положениям самой конкурсной документации.

Довод Министерства  о том, что Выписка от 04.08.2015 содержит более актуальные сведения в отношении разрешенного использования земельного участка, не соответствует фактическим обстоятельствам дела.

Довод Министерства о том, что для установления факта того, что документы, представленные в заявке ООО «Спецтехника», являются цветными  копиями и не являются оригиналами или нотариально заверенными копиями, требуется заключение экспертизы, отклонен антимонопольным органном по следующим основаниям.

Требование о представлении в составе заявки оригинала выписки или ее нотариально заверенной  копии, а также нотариально заверенной  копии свидетельства установлено организатором торгов, соответственно, установив такое требование, Министерство, в том числе в лице конкурсной комиссии, должно им руководствоваться при рассмотрении заявок на участие в торгах.  Следовательно, именно конкурсная комиссия Министерства должна установить соответствие документов, представленных в составе заявки, требованиям конкурсной документации, в частности установить, являются ли документы, представленные в составе заявки хозяйствующего субъекта, оригиналами или нотариально заверенными копиями.

 

Необходимо отметить, что представленная в составе заявки выписка из единого государственного  реестра прав на недвижимое имущество и сделок с ним от 14.08.2015  № 74-0-1-86/4538/2015-1623, подписанная Государственным регистратором Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Челябинской области, не является оригиналом, а представляет собой копию, выполненную на цветном принтере, и содержит следующие сведения:

- кадастровый номер объекта 74: 38: 0127005:124;

- назначение объекта - земли населенных пунктов – стоянок автомобильного транспорта;

- площадь – 463 кв.м;

- местоположение объекта – Россия, Челябинская обл., г. Чебаркуль, ул. Суворова, д. 11, по смежеству ( с восточной стороны);

- правообладатель – ООО Спецтехника».

В соответствии с  пояснениями Государственного регистратора Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Челябинской области выписка от 14.08.2015  № 74-0-1-86/4538/2015-1623, которая вшита в состав оригинала заявки ООО «Спецтехника»   на участие в конкурсе № 5/2015-Ст лот № 4, а также подпись регистратора на ней не являются оригиналами, а представляют собой копии.

Согласно сведениям, представленным Управлением Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Челябинской области  выданная Государственным регистратором Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Челябинской области  выписка от 14.08.2015  № 74-0-1-86/4538/2015-1623, содержит сведения о зарегистрированных правах (собственность) <…> на земельный участок с кадастровым номером 74: 38: 0127005:124, находящийся по адресу: Россия, Челябинская обл., г. Чебаркуль, ул. Суворова, д. 11, по смежеству (с восточной стороны), назначение земельного участка - для производственных целей (производство бетона). Сведения о правах ООО «Спецтехника» на рассматриваемый земельный участок отсутствуют и отражены в выписке не были. Изменения в части смены назначения земельного участка по состоянию на 27.12.2016  не вносились.

Кроме того, Челябинским УФАС России в адрес нотариуса нотариального округа Чебаркульского городского округа и Чебаркульского муниципального района Челябинской области сделан запрос относительно представленной в составе заявки ООО «Спецтехника» на участие в рассматриваемом конкурсе  копии свидетельства о государственной регистрации   права.

Так, в составе оригинала заявки ООО «Спецтехника» на участие в конкурсе имеется копия свидетельства о государственной регистрации   права ООО «Спецтехника» на земельный участок, расположенный по адресу: Челябинская обл., г. Чебаркуль, ул. Суворова, д. 11, по смежеству  (с восточной стороны), площадью 463 кв.м, кадастровый номер <...> :38:0127005:124, категория земель: земли населенных пунктов – для производственных целей (производство бетона).  Свидетельство выдано Управлением Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Челябинской области 17.10.2013 с регистрационным номером <…>. На рассматриваемой  копии свидетельства имеется оттиск нотариального заверения   нотариусом нотариального округа Чебаркульского городского округа и Чебаркульского муниципального района Челябинской области от 18.08.2015. Как усматривается из указанного документа, оттиск нотариального заверения не является оригиналом, а представляет собой копию, выполненную на цветном принтере.

Согласно сведениям, представленным  нотариусом нотариального округа Чебаркульского городского округа и Чебаркульского муниципального района Челябинской области, копия свидетельства о государственной регистрации права от 17.10.2013 № <…>, представленная обществом в составе заявки, отличается от заверенной нотариусом копии в части указания субъекта права.

Копия свидетельства о государственной регистрации   права от 17.10.2013 № <…>, приложенная к заявке общества и имеющая оттиск нотариального заверения   нотариусом нотариального округа Чебаркульского городского округа и Чебаркульского муниципального района Челябинской области от 18.08.2015, не является той копией, которая в действительности была заверена нотариусом 18.08.2015 с реестровым номером записи 2К-1441.

В соответствии с пунктом 1 части 4 статьи 1-1 Закона № 288-ЗО к участию в конкурсе допускаются юридические лица (индивидуальные предприниматели), имеющие на территории соответствующего городского округа, городского округа с внутригородским делением, муниципального района на праве собственности или ином законном основании земельный участок с расположенной на нем стоянкой транспортных средств, удовлетворяющей требованиям, предусмотренным конкурсной документацией.

Вместе с тем, ООО «Спецтехника»   не соответствует условиям допуска, установленным пунктом 1 части 4 статьи 1-1 Закона № 288-ЗО, поскольку не имеет на  праве собственности или ином законном основании земельный участок с кадастровым номером 74:38:0127005:124, заявленный им для участия в конкурсе  с извещением № 5/2015-ст, лот 4 в составе заявки на участие в торгах.

К указанному последствию привели действия конкурсной комиссии, которая, нарушив требования конкурсной документации, допустила общество к участию в торгах в  отсутствие в составе заявки оригинала выписки из Единого государственного реестра прав на недвижимое имущество и сделок с ним или нотариально заверенной копии такой выписки  и свидетельство о государственной регистрации права.

 

2.  Согласно пункту 4 части 2 статьи 1-1 Закона № 288-ЗО к участию в конкурсе допускаются юридические лица (индивидуальные предприниматели), имеющие на праве собственности или ином законном основании специализированные транспортные средства для осуществления перемещения задержанного транспортного средства на специализированную стоянку, удовлетворяющие требованиям, предусмотренным конкурсной документацией.

В соответствии с подпунктом  3 пункта 15 Порядка конкурсная документация должна содержать требования к специализированным транспортным средствам для осуществления перемещения задержанного транспортного средства на специализированную стоянку, находящуюся на праве собственности или ином законном основании у участника конкурса.

Пунктом 1.1 Правил дорожного движения Российской Федерации, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 23.10.1993 № 1090,  определено, что транспортное средство - это устройство, предназначенное для перевозки по дорогам людей, грузов или оборудования, установленного на нем; прицеп - это транспортное средство, не оборудованное двигателем и предназначенное для движения в составе с механическим транспортным средством; механическое транспортное средство – это транспортное средство, приводимое в движение двигателем.

В соответствии с разделом 7 Информационной карты конкурсной документации (№ 5/2015-ст, лоты 4, 5; Чебаркульский городской округ, Чебаркульский муниципальный район) количество универсальных трейлеров (прицепов) для погрузки и транспортировки водных транспортных средств должно быть не менее 2 ед. (по каждому лоту), в том числе:

- универсальный трейлер (прицеп) для погрузки на него с воды и транспортировки маломерного моторного судна массой свыше     1000 кг - 1 ед.

- универсальный трейлер (прицеп) для погрузки на него с воды и транспортировки гидроцикла (водного мотоцикла) - 1 ед.

Формой предложения об оказании услуг по осуществлению деятельности по перемещению задержанного транспортного средства на специализированную стоянку, его хранению и возврату в пункте 4 предусмотрено указание заявителем грузоподъемности универсальных трейлеров (прицепов).

При этом под грузоподъемность транспортного средства понимается масса груза, на перевозку которого рассчитано данное транспортное средство.

В предложениях об оказании услуг по осуществлению деятельности по перемещению задержанного транспортного средства на специализированную стоянку, его хранению и возврату ООО «Спецтехника» по лоту 4 конкурса № 5/2015-ст  заявлено 2 прицепа, грузоподъемностью 750 кг, по лоту 5 - 2 прицепа, грузоподъемностью 850 и 750 кг, что не соответствует требованиям конкурсной документации, поскольку заявленные прицепы не позволяют осуществлять транспортировку груза, а именно маломерного судна, массой свыше 1000 кг (таблица 1).

Более того, согласно паспортам и свидетельствам о регистрации транспортных средств прицепов указанные величины являются не грузоподъёмностью транспортных средств, а разрешенной максимальной массой, следовательно, для получения величины грузоподъемность из указанных значений необходимо вычесть массу самого транспортного средства без нагрузки.

Таким образом, грузоподъемность указанных прицепов по лоту 4 конкурса № 5/2015-ст составляет (750-145)=605 кг,  (750-180)=570 кг, тогда как в соответствии с требованиями конкурсной документации к транспортным средствам  как минимум 1 универсальный трейлер (прицеп) должен обеспечивать возможность для погрузки на него с воды и транспортировки груза - маломерного моторного судна,  массой свыше     1000 кг.

По лоту 5 конкурса № 5/2015-ст грузоподъемность прицепов составляет (3500- 850)=2650 кг и (750-175)=575 кг, что не соответствует сведениям, указанным  ООО «Спецтехника»  в предложении об оказании услуг.

В предложениях  ООО «Спецтехника» об оказании услуг  по лоту 4 конкурса № 12/2015-Ст (Еткульский муниципальный район), лоту 4 конкурса 3/2016-Ст (Троицкий муниципальный район) также указана не грузоподъемность прицепов, а разрешенная максимальная масса.

Так, по лоту 4 конкурса № 12/2015-Ст (Еткульский муниципальный район), ООО «Спецтехника» заявлено 2 прицепа грузоподъемностью 1,55 тн, 0,75 тн, однако, в соответствии с указанными в паспортах транспортных средств сведениями грузоподъемность составляет (1550-180)=1320 кг и (750-145)=605 кг.

Конкурсной документацией конкурса № 3/2016-Ст, лот 4 также установлено требование к  универсальным трейлерам (прицепам) для погрузки и транспортировки водных транспортных средств: количество должно быть не менее 2 ед. (по каждому лоту), в том числе универсальный трейлер (прицеп) для погрузки на него с воды и транспортировки маломерного моторного судна массой свыше     1000 кг - 1 ед.; - универсальный трейлер (прицеп) для погрузки на него с воды и транспортировки гидроцикла (водного мотоцикла) - 1 ед.

По лоту 4 конкурса 3/2016-Ст (Троицкий муниципальный район) ООО «Спецтехника» заявлено 2 прицепа грузоподъемностью 1,5 тн, однако, в соответствии с указанными в паспортах транспортных средств сведениями грузоподъемность составляет (1550-1100)=400 кг и (750-180)=570 кг, следовательно, заявка ООО «Спецтехника» не соответствует требованиям конкурсной документации, которой наличие у участника торгов как минимум 1 транспортного средства  (универсального трейлера/прицепа) предназначенного для погрузки на него с воды и транспортировки груза - маломерного моторного судна,  массой свыше   1000 кг.

При этом несоответствие грузоподъемности, заявленной в предложении юридического лица, сведениям, указанным в паспорте транспортного средства, являлось основанием для отказа в допуске к участию в торгах данному обществу по другим конкурсам (протокол № 7/2015-Ст/2-р от 23.09.2015).

Так, заявка на участие в конкурсе должна содержать     предложение юридического лица (индивидуального предпринимателя) по маркам, моделям, годам выпуска (изготовления), грузоподъемности универсальных трейлеров (прицепов) для осуществления погрузки и транспортировки маломерного моторного судна и гидроцикла (водного мотоцикла) на специализированную стоянку, претендующих на участие в конкурсе (указывается количество универсальных трейлеров (прицепов) с подразделением их по маркам, моделям, грузоподъемности, с указанием годов выпуска (изготовления).

Согласно разделу 9 информационных карт конкурсных документаций заявка на участие в конкурсе должна содержать  копии документов, подтверждающих наличие у участника конкурса на праве собственности или ином законном основании универсальных трейлеров (прицепов)  для осуществления погрузки и транспортировки маломерного моторного судна и гидроцикла (водного мотоцикла) на специализированную стоянку, удовлетворяющих требованиям, предусмотренным настоящей конкурсной документацией (например, копия свидетельства о регистрации универсальных трейлеров (прицепов), копия(и) правоустанавливающего(их) договора(ов) или копия(и) предварительного(ых) договора(ов) о передаче юридическому лицу (индивидуальному предпринимателю) универсальных трейлеров (прицепов), удовлетворяющих требованиям конкурсной документации, заключенного(ых) в порядке, установленном законодательством Российской Федерации)

Из указанных положений следует, что участник торгов должен подтвердить наличие у него на каком-либо основании заявленных на участие в торгах и указанных в предложении об оказании услуг  универсальных трейлеров (прицепов) с обозначенными характеристиками, в том числе грузоподъемностью.

В разделе 9 информационных карт конкурсных документаций также определено, что несоблюдение требований к содержанию, форме, составу заявки на участие в конкурсе является основанием для отказа такому юридическому лицу (индивидуальному предпринимателю) в допуске к участию в конкурсе в соответствии с Законом № 288-ЗО.

Таким образом, несоответствие грузоподъемности, заявленной в предложении юридического лица, сведениям, указанным в паспорте транспортного средства, свидетельствует о несоблюдении заявителем требований к содержанию, форме, составу заявки на участие в конкурсе, что  является основанием  для отказа в допуске к участию в торгах таком лицу.

На основании изложенного, конкурсной комиссией к участию в конкурсу № 5/2015-ст (лот 4) и конкурсу 3/2016-Ст (лот 4) допущено ООО «Спецтехника», которое не соответствует требованиям пункта 2 части 4 статьи 1-1 Закона № 288-ЗО, поскольку не имеет на каком либо основании транспортных средств (универсальных трейлеров/ прицепов), соответствующих требованиям конкурсной документации.  Кроме того, конкурсной комиссией к участию в конкурсам № 5/2015-ст (лоты 4, 5), № 3/2016-Ст (лот 4), № 12/2015-Ст (лот 4) допущено ООО «Спецтехника», которым не соблюдены требования к содержанию, форме, составу заявки на участие в конкурсе, при условии, что данное обстоятельство является основанием для отказа такому юридическому лицу (индивидуальному предпринимателю) в допуске к участию в конкурсе в соответствии с Законом № 288-ЗО.

 

 

Таблица 1. Сведения о характеристиках транспортных средств в соответствии с конкурными документациями и заявками ООО «Спецтехника»

 

 

Конкурс № 5/2015-ст

Конкурс № 12/2015-Ст, лот 4

Конкурса 3/2016-Ст, лот 4

 

Лот 4

Лот 5

Муниципальное образование

Чебаркульский городской округ

Чебаркульский муниципальный район

Еткульский муниципальный район

Троицкий муниципальный район

Требование конкурсной документации к

универсальным трейлерам (прицепам) для погрузки и транспортировки водных транспортных средств

не менее 2 единиц, в том числе:

- универсальный трейлер (прицеп) для погрузки на него с воды и транспортировки маломерного моторного судна массой свыше     1000 кг - 1 ед.

- универсальный трейлер (прицеп) для погрузки на него с воды и транспортировки гидроцикла (водного мотоцикла) - 1 ед.

Сведения, указанные в предложениях об оказании услуг в составе заявки ООО «Спецтехника»

2 прицепа, грузоподъемностью 750 кг

2 прицепа, грузоподъемностью 850 и 750 кг

2 прицепа грузоподъемностью 1,55 тн и 0,75 тн

2 прицепа грузоподъемностью 1,5 тн

Разрешенная максимальной масса транспортного средства в соответствии с паспортом

 

1 прицеп:

750 кг

 

2 прицеп:

750 кг

1 прицеп:

3500 кг

 

2 прицеп:

750 кг

1 прицеп:

1550 кг

 

2 прицеп:

750 кг

1 прицеп:

1550 кг

 

2 прицеп:

750 кг

Масса транспортного средства без нагрузки в соответствии с паспортом

 

 

1 прицеп:

145 кг

 

 

2 прицеп:

180 кг

1 прицеп:

850 кг

 

 

2 прицеп:

175 кг

1 прицеп:

180  кг

 

 

2 прицеп:

145 кг

1 прицеп:

1100 кг,

 

 

2 прицеп:

180  кг

Грузоподъемность рассчитанная в соответствии  паспортами и свидетельствами о регистрации транспортных средств прицепов

1 прицеп: (750-145)=605 кг,

 

 

2 прицеп:

(750-180)=570 кг

 1 прицеп: (3500- 850)=2650 кг,

 

 

2 прицеп: (750-175)=575 кг

1 прицеп: (1550-180) =1320 кг

 

 

2 прицеп: (750-145) =605 кг

1 прицеп: (1550-1100)=400 кг,

 

2 прицеп: (750-180)=570 кг

Вывод

- транспортные средства не соответствуют требованиям конкурсной документации;

-  сведения, указанные  в предложении об оказании услуг, не соответствуют

сведениям, указанным в паспорте транспортного средства

сведения, указанные  в предложении об оказании услуг, не соответствуют

сведениям, указанным в паспорте транспортного средства

сведения, указанные  в предложении об оказании услуг, не соответствуют

сведениям, указанным в паспорте транспортного средства

- транспортные средства не соответствуют требованиям конкурсной документации;

- сведения, указанные  в предложении об оказании услуг, не соответствуют

сведениям, указанным в паспорте транспортного средства

 

Довод Министерства о том, что разделом 7 информационной карты конкурсных документаций установлены требования к специализированным механическим транспортным средствам, отклонен Комиссией ввиду следующего.

Из  пунктов 4 части 2 статьи 1-1 Закона № 288-ЗО, подпункта  3 пункта 15 Порядка не следует, что к участникам торгов предъявляется требование о наличии только специализированных механических транспортных средств, удовлетворяющих требованиям конкурсной документации. Напротив, из указанных норм следует, что к участию в конкурсе допускаются хозяйствующие субъекты, имеющие на праве собственности или ином законном основании специализированные транспортные средства, удовлетворяющие требованиям конкурсной документации.

При этом, как было указано в настоящем решении, в соответствии с действующим законодательством под транспортным средством понимаются как транспортное средство, приводимое в движение двигателем (механические транспортные средства), так и  транспортное средство, не оборудованное двигателем и предназначенное для движения в составе с механическим транспортным средством (прицепы).

Таким образом, конкурсная документация должна содержать требования и к механическим транспортные средствам, и к прицепам, что и было отражено в разделе 7 информационной карты конкурсных документаций. При этом указание на то, что данный раздел имеет название «Требования к специализированным механическим транспортным средствам для осуществления перемещения задержанного транспортного средства на специализированную стоянку», при условии, что он фактически во исполнение пункта 4 части 2 статьи 1-1 Закона № 288-ЗО, подпункта  3 пункта 15 Порядка содержит требования как к механическим транспортным средствам, так и к прицепам (универсальным трейлерам), не свидетельствует о том, что конкурсными документациями требование о наличии прицепов (универсальным трейлерам) и непосредственно требования к такому транспорту не предъявлялось.

Довод  Министерства о том, что конкурсными  документациями установлено только необходимое количество универсальных трейлеров (прицепов), противоречит фактическому содержанию конкурсных документаций, утвержденных Министерством, о чем указано в настоящем решении.

 

Иные доводы Министерства и ООО «Спецтехника» об отсутствии в действия Министерства нарушения антимонопольного законодательства не могут быть приняты во внимание Комиссией по основаниям, изложенным в настоящем решении.

 

При рассмотрении дела № 14-07/16 антимонопольным орган проведен анализ состояния конкуренции в объеме, необходимом для принятия решения, в порядке, предусмотренном частью 5.1 статьи 45 Закона о защите конкуренции  и пунктом 10.9 Порядка проведения анализа состояния конкуренции на товарном рынке, утвержденного Приказом ФАС России от 28.04.2010 № 220.

Временной интервал исследования товарного рынка определен с учетом особенностей товарного рынка и включает в себя период с 15.07.2015 до 02.05.2021. Предметом торгов является право заключения договоров об осуществлении деятельности по перемещению задержанного транспортного средства на специализированную стоянку, его хранению и возврату на территории  муниципальных образований Челябинской области, а именно Чебаркульского городского округа, Чебаркульского муниципального района, Еткульского муниципального района, Троицкого муниципального района.

Довод Министерства о том, что проведенный Челябинским УФАС России анализ состояния конкуренции на товарном рынке является некорректным, основан на неверном толковании Порядка проведения анализа состояния конкуренции на товарном рынке, утвержденного Приказом ФАС России от 28.04.2010 № 220.

ООО «Спецтехника» представлен перечень лиц, входящих в одну группу лиц с обществом, по состоянию на следующие даты: 01.09.2015, 08.12.2015, 26.01.2016, 23.03.2016, 14.04.2016, 11.11.2016.  Из указанных сведений следует, что ООО «Спецтехника» образовывало в соответствующие периоды группу лиц со следующим  юридическими лицами: ООО «Автоэксперт» (ИНН 7430016051), ООО «Торговый дом «РЕМЖЕЛДОР» (ИНН 7451380005), ООО «ЛИДЕР» (ИНН 7448174161), ЗАО «ДЕПУТАТСКОЕ» (ИНН 7448115222), ООО «Автогарант» (ИНН 7430016044), ООО «Горка» (ИНН 7430014752), ООО «Уральская Россыпь» (ИНН 7438017410), ООО «ЛИДЕР ПЛЮС» (ИНН 7451412560).

Согласно реестру специализированных организаций, осуществляющих деятельность по перемещению задержанного транспортного средства на специализированную стоянку, его хранению и возврату, размещенному на официальном сайте Министерства, специализированными организациями  являются ООО «ЛИДЕР», ООО «ЛИДЕР ПЛЮС» (в 2017 году), ООО «Спецтехника». Указанными лицами осуществляется деятельность 9 специализированных стоянок из  34 стоянок, включенных в реестр.

 

В соответствии с пунктами 2 и 3 части 1 статьи 17 Закона о защите конкуренции при проведении торгов запрещаются  действия, которые приводят или могут привести к ограничению или устранению конкуренции, в том числе: создание участнику торгов или нескольким участникам торгов преимущественных условий участия в торгах; нарушение порядка определения победителя торгов.

Таким образом, действия Министерства по неправомерному допуску ООО «Спецтехника» к участию в конкурсах № 5/2015-ст (лоты 4, 5),  № 12/2015-Ст (лот 4),  № 3/2016-Ст (лот 4), заявки которого не соответствуют требованиям конкурсной документации и Закона № 288-ЗО,   не соответствуют пунктам  2 и 3 части 1 статьи 17 Закона о защите конкуренции, поскольку могли привести  к созданию данному участнику преимущественных условий участия в торгах и нарушению порядка определения победителя торгов.

 

Комиссия критически относится к доводу Министерства о том, что  действия Министерства по допуску ООО «Спецтехника» к участию в конкурсах не нарушают Закон о защите конкуренции, поскольку  общество является единственным участником торгов, условия конкурсов идентичны условиям иных торгов, допуск общества не нарушает прав других участников торгов, в связи со следующим.

Состав правонарушения при неисполнении запрета, предусмотренного статьей 17 Закона о защите конкуренции, является формальным, то есть нарушение указанной нормы не требует наступления конкретных последствий в виде ограничения конкуренции. Для целей квалификации действий лиц по статье 17 Закона о защите конкуренции установление факта нарушения прав третьих лиц (включая установление конкретного круга лиц) не является обязательным условием, поскольку указанная норма позволяет квалифицировать в качестве нарушения антимонопольного законодательства в том числе действия, влекущие лишь возможность недопущения, ограничения, устранения конкуренции при проведении торгов.

 

Довод Министерства о том, что  Челябинским УФАС России нарушена процедура рассмотрения дела о нарушении антимонопольного законодательства основан на неверном толковании Закона о защите конкуренции.

 

 

Материалами дела установлено, что договоры по результатам рассматриваемых торгов заключены, в связи с чем у Комиссии отсутствуют основания для выдачи предписания о прекращении нарушения антимонопольного законодательства.

Руководствуясь статьей 23, частью 1 статьи 39, частями 1-4 статьи 41, статьей 48, частью 1 статьи 49, статьей 50 Закона о защите конкуренции, Комиссия

 

РЕШИЛА:

 

1. Признать нарушением  пунктов 2, 3 части 1 статьи 17 Закона о защите конкуренции действия Министерства по неправомерному допуску ООО «Спецтехника» к участию в конкурсах № 5/2015-ст (лоты 4, 5),  № 12/2015-Ст (лот 4),  № 3/2016-Ст (лот 4), заявки которого не соответствуют требованиям конкурсной документации и Закона Челябинской области от 29.03.2012 № 288-ЗО «О порядке перемещения задержанного транспортного средства на специализированную стоянку, его хранения и возврата, оплаты расходов на перемещение и хранение задержанного транспортного средства»,   поскольку могли привести  к созданию данному участнику преимущественных условий участия в торгах и нарушению порядка определения победителя торгов.

2. Министерству предписания о прекращении нарушения антимонопольного законодательства не выдавать.

3. Передать соответствующему должностному лицу Челябинского УФАС России материалы настоящего дела для рассмотрения вопроса о возбуждении административного производства по выявленным признакам административного правонарушения. 

 

Председатель Комиссии                                                                       <…> 

Члены Комиссии                                                                                       <…>

 

    <…>

 

 

 

Решение может быть обжаловано в течение трех месяцев со дня его принятия в  арбитражный суд. Примечание.   За  невыполнение  в   установленный   срок  законного  решения антимонопольного  органа  статьей  19.5  Кодекса  Российской  Федерации  об административных      правонарушениях      установлена     административная ответственность.

Связанные организации

Связанные организации не указаны