Решение б/н Решение по делу № 14-08/2015 в отношении ООО «Умные деньги» от 4 августа 2016 г.

Вид документа
Дата регистрации
Сфера деятельности
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

 

РЕШЕНИЕ

г.Челябинск

Резолютивная часть решения оглашена 14 января 2016 года

В полном объеме решение изготовлено 04 февраля 2016 года

 

Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Челябинской области (далее – Челябинское УФАС России) по рассмотрению дела № 14-08/2015 о нарушении антимонопольного законодательства в составе:

Председателя Комиссии:

<…>

-

заместитель руководителя – начальник отдела контроля за рекламой и недобросовестной конкуренцией Челябинского УФАС России;

Членов Комиссии:

<…>

-

ведущий специалист-эксперт отдела контроля за рекламой и недобросовестной конкуренцией Челябинского УФАС России;

 

<…>

-

специалист-эксперт отдела контроля за рекламой и недобросовестной конкуренцией Челябинского УФАС России;

 

<…>

-

специалист-эксперт отдела контроля за рекламой и недобросовестной конкуренцией Челябинского УФАС России;

рассмотрев дело № 14-08/2015, возбужденное по признакам нарушения Обществом с ограниченной ответственностью «Умные деньги» (далее – ООО «Умные деньги», Ответчик) пункта 4 части 1 статьи 14 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции», в присутствии представителя ООО «Умные деньги», действовавшего на основании доверенности от 12.10.2015 б/н,

 

УСТАНОВИЛА:

В Челябинское УФАС России поступило заявление Общества с ограниченной ответственностью «Удобные деньги 9» (далее - ООО «Удобные деньги 9»,  Заявитель) о недобросовестных конкурентных действиях ООО «Умные деньги», выразившихся в незаконном использовании оформления внешнего вида торговых точек, аналогичного оформлению ООО «Удобные деньги 9», а также путем использования наименования доменного имени «um-dengi.ru» сходного до степени смешения с зарегистрированным товарным знаком «u-dengi» неисключительными правами на который обладает Заявитель.

Заявитель указывает, что исключительное право на использование обозначения «u-dengi» и размещение его в сети «Интернет» принадлежит ООО «Удобные деньги 9» в силу заключенного с ООО «Удобные деньги» договора на право использования обозначения от 01.12.2013, при условии, что ООО «Удобные деньги» является правообладателем товарного знака «u-dengi». ООО «Умные деньги» в качестве доменного имени использует обозначение «um-dengi.ru», которое является сходным до степени смешения с зарегистрированным товарным знаком. Вместе с тем, в договорах, заключаемых ООО «Умные деньги» с потребителями также имеется указание на интернет-ресурс www.u-dengi.ru, используемый Заявителем.

Разработка оформления мест оказания финансовых услуг осуществлялась ООО «Удобные деньги 9» с использованием обозначений, переданных по договору на право использования обозначения от 01.12.2013, заключенного с ООО «Удобные деньги», Указанное оформление ООО «Умные деньги» стало использовать с 01.12.2013.

В настоящее время ООО «Удобные деньги 9» использует синее оформление мест оказания финансовых услуг. Использование иных цветов, в том числе красного цвета в оформлении места оказания услуг по адресу: г.Магнитогорск, ост. «Гор.Больница № 3», является единичным и не изменяет общей концепции синего стиля оформления других подразделений организации на территории г.Магнитогорска.

По мнению Заявителя, подтверждением сходства до степени смешения оформления мест оказания финансовых услуг, используемых Ответчиком и Заявителем, является обращение директора ООО «Умные деньги» в адрес ООО «Удобные деньги 9», в котором он допускает такое сходство.

С учетом изложенного, Заявитель считает указанные действия ООО «Умные деньги» актом недобросовестной конкуренции и просит принять меры к устранению допущенных нарушений антимонопольного законодательства.

 

ООО «Умные деньги» с доводами Заявителя не согласно, считает, что в действиях общества отсутствуют признаки недобросовестной конкуренции, поскольку места оказания финансовых услуг ООО «Умные деньги» были оформлены в настоящем виде с использованием синей цветовой гаммы в начале 2014 года. Кроме того, ранее места оказания Заявителем финансовых услуг были оформлены в красном цвете, а новое оформление с использованием синей гаммы цветов ООО «Удобные деньги» стало использовать недавно, в связи с чем ООО «Умные деньги» не могло руководствоваться оформлением, используемом Заявителем.

Вместе с тем, несмотря на использование в оформлении мест оказания финансовых услуг Заявителем и Ответчиком одной и той же гаммы цветов – синей, указанные оформления, по мнению ООО «Умные деньги», не являются схожими до степени смешения, поскольку использованы различные оттенки синего цвета, в оформлении мест оказания ООО «Умные деньги» финансовых услуг отсутствует розовый цвет, имеются яркие оттенки зеленого, оранжевого, красного цветов, что отсутствует у ООО «Умные деньги 9».

Согласно  пояснениям  ООО  «Умные  деньги»,  использование  доменного  ими um-dengi.ru   не   является   нарушением   исключительных  прав   на   товарный   знак «u-dengi.ru», поскольку происходит от сокращенного наименования компании.

 

Изучив материалы дела, заслушав мнения сторон, Комиссия пришла к следующим выводам.

ООО «Удобные деньги 9» зарегистрировано в качестве юридического лица 08.10.2013 Инспекцией Федеральной налоговой службы по Центральному району г.Челябинска. Одним из видов деятельности ООО «Удобные деньги 9» является предоставление потребительского кредита.

ООО «Умные деньги» зарегистрировано в качестве юридического лица 04.09.2013 Межрайонной инспекцией Федеральной налоговой службы № 46 по г.Москве, осуществляет деятельность по предоставлению потребительского кредита.

Согласно пункту 4 статьи 4 Федерального закона «О защите конкуренции» товарный рынок – сфера обращения товара (в том числе товара иностранного производства), который не может быть заменен другим товаром, или взаимозаменяемых товаров (далее – определенный товар), в границах которой (в том числе географических) исходя из экономической, технической или иной возможности либо целесообразности приобретатель может приобрести товар, и такая возможность либо целесообразность отсутствует за ее пределами.

В соответствии с пунктом 5 названной статьи хозяйствующий субъект –  индивидуальный предприниматель, коммерческая организация, а также некоммерческая организация, осуществляющая деятельность, приносящую ей доход.

Из пункта 7 статьи 4 Федерального закона «О защите конкуренции» следует, что конкуренция – соперничество хозяйствующих субъектов, при котором самостоятельными действиями каждого из них исключается или ограничивается возможность каждого из них в одностороннем порядке воздействовать на общие условия обращения товаров на соответствующем товарном рынке.

В силу положений пунктов 4, 5, 7 статьи 4 Федерального закона «О защите конкуренции» ООО «Удобные деньги 9» и ООО «Умные деньги» являются хозяйствующими субъектами, осуществляющими аналогичную деятельность на одном товарном рынке (рынок предоставления потребительских кредитов) в пределах одних географических границ (Челябинская обл., г.Магнитогорск), следовательно, являются конкурентами по отношению друг к другу.

 

ООО «Удобные деньги» является правообладателем зарегистрированного Федеральной службой по интеллектуальной собственности товарного знака «u-dengi» («у-деньги») в отношении 36 класса МГТУ: агентства кредитные, агентства по взысканию долгов, банки сберегательные, выпуск кредитных карточек, выпуск ценных бумаг, инвестирование, консультации по вопросам финансирования, кредитование под залог, обмен денег, обслуживание банковское удаленное, обслуживание по дебетовым карточкам, обслуживание по кредитным карточкам, организация сбора денег и подписей, перевод денежных средств в системе электронных расчетов, поручительство, предоставление ссуд, предоставление ссуд под залог, ссуды ипотечные, ссуды с погашением в рассрочку, финансирование.

В материалы представлен договор на право использования обозначения от 01.12.2013, согласно которому ООО «Удобные деньги» за плату оказывает ООО «Удобные деньги 9» услуги, в том числе по размещению информации об ООО «Удобные деньги 9» на сайте u-dengi.ru

 

В соответствии с частью 1 статьи 1477 Гражданского кодекса Российской Федерации на товарный знак, то есть на обозначение, служащее для индивидуализации товаров юридических лиц или индивидуальных предпринимателей, признается исключительное право, удостоверяемое свидетельством на товарный знак.

Согласно пункту 1 статьи 1484 ГК РФ лицу, на имя которого зарегистрирован товарный знак (правообладателю), принадлежит исключительное право использования товарного знака любым не противоречащим закону способом, в том числе способами, указанными в законе.

Исключительное право на товарный знак может быть осуществлено для индивидуализации товаров, работ или услуг, в отношении которых товарный знак зарегистрирован.

Никто не вправе использовать без разрешения правообладателя сходные с его товарным знаком обозначения в отношении товаров, для индивидуализации которых товарный знак зарегистрирован, или однородных товаров, если в результате такого использования возникает вероятность смешения.

Действие исключительного права на товарный знак распространяется на всю территорию Российской Федерации (статья 1479 ГК РФ).

В статьях 1252, 1515 ГК РФ установлена ответственность за незаконное использование чужого товарного знака.

По смыслу перечисленных правовых норм, подлежащим запрету незаконным использованием товарного знака является использование лицом обозначения:

сходного до степени смешения с зарегистрированным товарным знаком правообладателя;

в отношении товаров, для индивидуализации которых товарный знак зарегистрирован, или однородных товаров;

в отсутствие разрешения правообладателя.

 

ООО «Умные деньги», осуществляя деятельность по оказанию услуг микрокредитования, использует доменное имя um-dengi.ru и является его администратором, что сторонами при рассмотрении дела не оспаривалось. Использование интернет-ресурса с указанным доменным именем в интересах ООО «Умные деньги» подтверждается имеющимися в материалах дела фотоматериалами с изображениями мест оказания финансовых услуг Ответчиком, в оформлении которых указана ссылка на интернет-ресурс www.um-dengi.ru, а также договорами микрозайма № 000000000380 от 05.05.2015, № 000000000709 от 17.06.2015, № 000000000031 от 15.04.2015.

Согласно пункту 1.1 Правил регистрации доменных имен в доменах .RU и .РФ, утвержденных решением Координационного центра национального домена сети Интернет № 2011-18/81 от 05.10.2011, доменное имя – символьное обозначение, предназначенное для сетевой адресации, в которой используется система доменных имен.

Обязанность размещения информации на общедоступных сайтах в сети «Интернте» непосредственно связана с точной идентификацией уникального имени, присвоенного администратором домена.

Согласно пункту 9 статьи 4 Федерального закона «О защите конкуренции» недобросовестная конкуренция – любые действия хозяйствующих субъектов (группы лиц), которые направлены на получение преимуществ при осуществлении предпринимательской деятельности, противоречат законодательству Российской Федерации, обычаям делового оборота, требованиям добропорядочности, разумности и справедливости и причинили или могут причинить убытки другим хозяйствующим субъектам – конкурентам либо нанести или могут нанести вред их деловой репутации.

Документов, подтверждающих сходство до степени смешения зарегистрированного товарного знака «u-dengi» и доменного имени, используемого Ответчиком антимонопольным органом не получено, Заявителем не представлено.

Действия по регистрации доменного имени um-dengi.ru при условии особенностей размещения и пользования информацией на интернет-ресурсе, уникальности IP-адресов, не могут свидетельствовать о недобросовестном поведении участника товарного рынка (конкурирующего хозяйствующего субъекта), в связи с чем такие действия не могут свидетельствовать о недобросовестной конкуренции.

Довод Заявителя о размещении ссылки на используемый им интернет-ресурс www.u-dengi.ru, содержаний обозначение, являющееся тождественным зарегистрированному товарному знаку «u-dengi», в договорах, заключаемых ООО «Умные деньги» с потребителями, при рассмотрении дела не нашел своего подтверждения. Так ООО «Умные деньги» представило пакет документы, заполняемые обществом при выдаче займа, в том числе заявления-анкеты на получение займа физическим лицом от 05.05.2015, от 17.06.2015, от 15.04.2015, согласие на обработку персональных данных от 05.05.2015, от 17.06.2015, от 15.04.2015, договоры микрозайма № 000000000380 от 05.05.2015, № 000000000709 от 17.06.2015, № 000000000031 от 15.04.2015. В указанных документах отсутствует ссылка на используемый Заявителем интернет-ресурс www.u-dengi.ru. В связи с чем, довод Заявителя о нарушении Ответчиком исключительных прав на товарный знак «u-dengi» путем его использования в заключаемых договорах займа от имени ООО «Умные деньги» является недоказанным.

 

При рассмотрении дела антимонопольным органом не получено, Заявителем не представлено документов, подтверждающих сходство до степени смешения оформления мест предоставления потребительских кредитов ООО «Удобные деньги 9» и ООО «Умные деньги».

Так, ссылки Заявителя на письмо директора ООО «Умные деньги», направленное в адрес ООО «Удобные деньги 9», в котором указано на наличие схожести мест предоставления потребительских кредитов ООО «Удобные деньги 9» и ООО «Умные деньги», не может являться доказательством сходства до степени смешения оформления мест оказания услуг, используемых Заявителем и Ответчиком, поскольку мнение заинтересованных сторон не является доказательством по делу о нарушении антимонопольного законодательства.

 

ООО «Умные деньги» 23.12.2013 заключили договор с ИП Субботиным В.Г. на разработку фирменного стиля, цветовой гаммы, логотипа компании. Услуги по указанному договору были выполнены 03.02.2014, что подтверждается актом сдачи-приемки выполненных работ № 245 от 03.02.2014. Согласно заключенному договору и указанному акту ИП Субботин В.Г. разработал для ООО «Умные деньги» фирменный стиль, логотип, цветовую гамму, дизайн-макеты рекламы, изготовил стенды.

В данном случае, в связи с принятием ООО «Умные деньги» мер по разработке используемого стиля, логотипа и т.д. (заключение договора на их разработку, вложение материальных ресурсов), и в связи с отсутствием доказательств, подтверждающих, что используемое Ответчиком оформление мест предоставления потребительских кредитов является сходим до степени смешения с оформлением, используемом Заявителем,  в действиях ООО «Умные деньги» не усматривается признаков недобросовестного конкурентного поведения.

 

Руководствуясь статьей 23, частью 1 статьи 39, частями 1-4 статьи 41, статьей 48, частью 1 статьи 49 Федерального закона «О защите конкуренции»,

 

РЕШИЛА:

 

прекратить рассмотрение дела № 14-08/2015 в отношении ООО «Умные деньги» в связи с отсутствием в рассматриваемых Комиссией действиях нарушения антимонопольного законодательства.

 

Решение может быть обжаловано в арбитражный суд в течение трех месяцев со дня вынесения.

Связанные организации

Связанные организации не указаны