Решение б/н Решение и предписание № 140-04-18.1/16 по жалобе ООО «Уральс... от 17 октября 2016 г.
Текст документа
Сохранить как PDF
РЕШЕНИЕ
г. Челябинск, пр. Ленина, 59
Резолютивная часть решения оглашена 10 октября 2016 года.
В полном объеме решение изготовлено 12 октября 2016 года.
Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Челябинской области (далее — Челябинское УФАС России) УФАС России по рассмотрению жалоб в порядке, предусмотренном статьей 18.1 Закона о защите конкуренции в составе:
Председателя Комиссии: |
<…> – руководителя Челябинского УФАС России; |
Членов Комиссии: |
<…> – начальника отдела антимонопольного контроля Челябинского УФАС России; <…> – ведущего специалиста-эксперта отдела антимонопольного контроля Челябинского УФАС России;
|
рассмотрев жалобу № 140-04-18.1/16 ООО «Уральский завод газоочистной аппаратуры» (далее – ООО «УЗГА») от 30.09.2016 вх. № 13545 на действия ФГУП «ПО «МАЯК» (далее — заказчик) при проведении открытого одноэтапного конкурса в электронной форме без квалификационного отбора на право заключения договора на поставку центрифуги (извещение № 31603961629) (далее – Конкурс), с участием представителя Заявителя и представителя Заказчика,
УСТАНОВИЛА:
Заказчик 04.08.2016 разместил в единой информационной системе извещение о проведении Конкурса № 31604093869 и закупочную документацию для закупок в электронной форме, участниками которого являются только субъекты малого и среднего предпринимательства на поставку центрифуги (далее — Документация о закупке).
Закупка проводится в соответствии с Единым отраслевым стандартом закупок (Положением о закупке) Государственной корпорации по атомной энергии «Росатом» с изменениями, утвержденными решением наблюдательного совета Госкорпорации «Росатом» в редакции с изменениями, действующими на дату публикации извещения и документации о закупке (далее — ЕОСЗ).
На заказчика распространяется действие Федерального закона от 18.07.2011 № 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц» (далее — Закон о закупках).
Дата и время окончания подачи заявок: 05.09.2016 в 08:30 (МСК+2).
Дата и время рассмотрения заявок: 16.09.2016 в 23:59 (МСК+2).
Дата и время подведения итогов: 23.09.2016 в 23:59 (МСК+2).
Начальная (максимальная) цена договора: 22 744 288, 00 рублей.
В соответствии с протоколом от 05.09.2016 № 690927-1 открытия доступа к заявкам на участие в Конкурсе подано две заявки от: ООО «Уральский Завод Газоочистной Аппаратуры» (предложенная цена 22 200 000,00 руб.), ООО «Научно-производственное предприятие «Инновации и Технологии» (предложенная цена 22 500 000, 01 руб.).
Согласно протоколу от 09.09.2016 № 690927-2 по рассмотрению заявок на отборочной стадии конкурсной комиссией принято решение о направлении ООО «Научно-производственное предприятие «Инновации и Технологии» запроса по уточнению заявки на участие в конкурсе.
В соответствии с протоколом от 16.09.2016 № 690927-3 по рассмотрению заявок на отборочной стадии конкурсной комиссией принято решение о допуске к участию в Конкурсе участников ООО «Уральский Завод Газоочистной Аппаратуры» и ООО «Научно-производственное предприятие «Инновации и Технологии», о проведении переторжки с допущенными участниками Конкурса.
Согласно протоколу от 21.09.2016 № 690927-4 переторжки по Конкурсу окончательное предложение о цене договора ООО «Уральский Завод Газоочистной Аппаратуры» составило 22 190 000, 00 рублей.
В соответствии с протоколом от 23.09.2016 № 690927-5 по рассмотрению заявок на оценочной стадии и подведению итогов по Конкурсу конкурсной комиссией заявке ООО «Уральский Завод Газоочистной Аппаратуры» по критерию «Цена договора» присуждено 100 баллов (90 с учетом веса), по критерию «Квалификация участника» – 0 баллов (0 баллов с учетом веса). Заявке ООО «Научно-производственное предприятие «Инновации и Технологии» по критерию «Цена договора» присуждено 98,62 балла (88,76 баллов с учетом веса), по критерию «Квалификация участника» – 100 баллов (5 баллов с учетом веса). Итого заявке ООО «Уральский Завод Газоочистной Аппаратуры» было присуждено 90 баллов, а заявке ООО «Научно-производственное предприятие «Инновации и Технологии» - 93,76 баллов. Таким образом, на основании результатов оценки победителем Конкурса было признано ООО «Научно-производственное предприятие «Инновации и Технологии» с ценой заявки 22 500 000, 00 рублей.
30.09.2016 в Челябинское УФАС России поступила жалоба Заявителя на действия (бездействие) Заказчика при проведении Конкурса. В жалобе Заявитель указывает на некорректное проведение конкурсной комиссией оценки заявки ООО «Уральский Завод Газоочистной Аппаратуры» на участие в Конкурсе.
Представитель ООО «Уральский Завод Газоочистной Аппаратуры» на заседании Комиссии поддержал доводы, изложенные в жалобе. Дополнительно обратил внимание, что в соответствии с Приложением № 10 к ЕОСЗ требуемая сумма завершенных поставок оборудования должна определятся в размере 40% от стоимости оборудования согласно расчету начальной (максимальной) цены в денежном выражении с округлением в соответствии с общими правилами округления до тысяч. В соответствии с Приложением № 10 к ЕОСЗ установлено требование о представлении копии лицензии, действующей на момент открытия доступа к заявкам, выданной Федеральной службой по экологическому, технологическому и атомному надзору, изготовителю оборудования, дающая право на изготовление оборудования по предмету закупки, однако срок действия лицензии на изготовление оборудования участника закупки ООО «Научно-производственное предприятие «Инновации и Технологии» по критерию «Цена договора» истек 21.09.2016, то есть до подведения итогов Конкурса.
В письменных пояснениях по жалобе ФГУП «ПО «МАЯК» просит признать доводы жалобы необоснованными. В составе заявки ООО «Уральский Завод Газоочистной Аппаратуры» не представлены документы, установленные в соответствии с пунктом 3.1.3 НП-071-06, а именно «при оценке соответствия оборудования, сконструированного и изготовленного для применения в системах и элементах ОИАЭ, должны рассматриваться планы качества, прилагаемые к паспортам на оборудование». В составе заявки ООО «Научно-производственное предприятие «Инновации и Технологии» планы качества были представлены. Таким образом, конкурсной комиссией правомерно присуждено заявке ООО «Уральский Завод Газоочистной Аппаратуры» 0 балов по критерию «квалификация участника».
Представители Заказчика на заседании Комиссии поддержали доводы, изложенные в письменных пояснениях по жалобе, дополнительно пояснили, что договор по результатам проведения Конкурса не заключен.
Изучив материалы жалобы, заслушав пояснения сторон, Комиссия Челябинского УФАС России пришла к следующим выводам.
1. Согласно статье 1 Закона о закупках целями регулирования настоящего Федерального закона являются обеспечение единства экономического пространства, создание условий для своевременного и полного удовлетворения потребностей юридических лиц, указанных в настоящей статьи (далее - заказчики), в товарах, работах, услугах с необходимыми показателями цены, качества и надежности, эффективное использование денежных средств, расширение возможностей участия юридических и физических лиц в закупке товаров, работ, услуг (далее также - закупка) для нужд заказчиков и стимулирование такого участия, развитие добросовестной конкуренции, обеспечение гласности и прозрачности закупки, предотвращение коррупции и других злоупотреблений.
В соответствии с частью 1 статьи 3 Закона о закупках при закупке товаров, работ, услуг заказчики руководствуются следующими принципами:
1) информационная открытость закупки;
2) равноправие, справедливость, отсутствие дискриминации и необоснованных ограничений конкуренции по отношению к участникам закупки;
3) целевое и экономически эффективное расходование денежных средств на приобретение товаров, работ, услуг (с учетом при необходимости стоимости жизненного цикла закупаемой продукции) и реализация мер, направленных на сокращение издержек заказчика;
4) отсутствие ограничения допуска к участию в закупке путем установления неизмеряемых требований к участникам закупки.
Часть 1 статьи 2 при закупке товаров, работ, услуг заказчики руководствуются Конституцией Российской Федерации, Гражданским кодексом Российской Федерации, настоящим Федеральным законом, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, а также принятыми в соответствии с ними и утвержденными с учетом положений части 3 настоящей статьи правовыми актами, регламентирующими правила закупки (далее - положение о закупке).
Положение о закупке является документом, который регламентирует закупочную деятельность заказчика и должен содержать требования к закупке, в том числе порядок подготовки и проведения процедур закупки (включая способы закупки) и условия их применения, порядок заключения и исполнения договоров, а также иные связанные с обеспечением закупки положения.
Для Заказчика Положением о закупке является ЕОСЗ Государственной корпорации по атомной энергии «Росатом», утвержденный решением наблюдательного совета Госкорпорации «Росатом» от 07.02.2012 № 37.
На основании части 5 статьи 3 Закона о закупках участником закупки может быть любое юридическое лицо или несколько юридических лиц, выступающих на стороне одного участника закупки, независимо от организационно-правовой формы, формы собственности, места нахождения и места происхождения капитала либо любое физическое лицо или несколько физических лиц, выступающих на стороне одного участника закупки, в том числе индивидуальный предприниматель или несколько индивидуальных предпринимателей, выступающих на стороне одного участника закупки, которые соответствуют требованиям, установленным заказчиком в соответствии с Положением о закупке.
Согласно части 6 статьи 3 Закона о закупках не допускается предъявлять к участникам закупки, к закупаемым товарам, работам, услугам, а также к условиям исполнения договора требования и осуществлять оценку и сопоставление заявок на участие в закупке по критериям и в порядке, которые не указаны в документации о закупке. Требования, предъявляемые к участникам закупки, к закупаемым товарам, работам, услугам, а также к условиям исполнения договора, критерии и порядок оценки и сопоставления заявок на участие в закупке, установленные заказчиком, применяются в равной степени ко всем участникам закупки, к предлагаемым ими товарам, работам, услугам, к условиям исполнения договора.
В соответствии с пунктами 12, 13 части 10 статьи 4 Закона о закупках в документации о закупке должны быть указаны сведения, определенные положением о закупке, в том числе:
- критерии оценки и сопоставления заявок на участие в закупке;
- порядок оценки и сопоставления заявок на участие в закупке.
Пунктом 4.1.1 Тома 1 Части 1 Документации о закупке предусмотрено, что при закупках оборудования, относящегося к важным для безопасности элементам ОИАЭ 1, 2, 3 классов безопасности в соответствии с федеральными нормами и правилами в области использования атомной энергии, а также оборудования, имеющего контроль изготовления и оценку соответствия в виде приемки по планам качества, разрабатываемого в соответствии с НП-071-06, устанавливаются следующие критерии (подкритерии) оценки с указанными весовыми значениями:
- цена договора (значимость критерия Ц i (ОЦ i) – 90 %)
- квалификация участника закупки (значимость критерия Квi – 5%), в том числе:
- опыт участника закупки (значимость подкритерия Оi – 100 %);
- опыт изготовителя оборудования (значимость критерия Оиi – 5%).
Пунктом 4.2.1.2.1 Тома 1 Части 1 Документации о закупке установлен перечень копий документов, оформленных в соответствии с правилами бухгалтерского учета, подтверждающий соответствующий опыт участника:
- справка об опыте выполнения договоров с обязательным приложением копий следующих документов, оформленных в соответствии с правилами бухгалтерского учета:
- документов, подтверждающих состав поставок, составленных в рамках договора, подписанных сторонами договора, содержащих следующие сведения:
- реквизиты договора (номер и дата);
- перечень поставленного оборудования;
- класс безопасности поставленного оборудования по НП-016-05/НП 001-97;
- документов, подтверждающих исполнение поставок, составленных в рамках договора для финансовой отчетности, подписанных сторонами договора, содержащих следующие сведения:
- реквизиты договора (номер и дата);
- перечень переданного и принятого заказчиком по договору оборудования;
- класс безопасности поставленного оборудования по НП-016-05/НП 001-97;
- стоимость переданного и принятого заказчиком по договору оборудования.
Указанный перечень является исчерпывающим.
Документацией о закупке не предусмотрено представление в составе документов, подтверждающих наличие у участника опыта поставки оборудования, относящегося к важным для безопасности элементам ОИАЭ 1, 2, 3 классов безопасности в соответствии с федеральными нормами и правилами в области использования атомной энергии, а также оборудования, имеющего контроль изготовления и оценку соответствия в виде приемки по планам качества, разрабатываемого в соответствии с НП-071-06, копий планов качества, прилагаемых к паспортам на оборудование. В связи с изложенным доводы Заказчика не могут быть приняты во внимание Комиссией.
Таким образом, действия Заказчика, выразившиеся в оценке заявки ООО «Уральский Завод Газоочистной Аппаратуры» на участие в Конкурсе в порядке, который не указан в Документации о закупке (предъявление требования о подтверждении опыта участника планом качества, прилагаемого у паспорту на оборудование), являются нарушением части 1 статьи 3, требования части 6 статьи 3 Закона о закупках.
В соответствии с частью 8 статьи 7.32.3 КоАП РФ предъявление требований к участникам закупок товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц, к закупаемым товарам, работам, услугам и (или) к условиям договора либо оценка и (или) сопоставление заявок на участие в закупке по критериям и в порядке, которые не указаны в документации о закупке товаров, работ, услуг, влекут наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от двух тысяч до трех тысяч рублей; на юридических лиц - от пяти тысяч до десяти тысяч рублей.
Действия Заказчика, выразившиеся в оценке заявки ООО «Уральский Завод Газоочистной Аппаратуры» на участие в Конкурсе в порядке, который не указан в Документации о закупке (предъявление требования о подтверждении опыта участника планом качества, прилагаемого у паспорту на оборудование), содержат признаки состава административного правонарушения, предусмотренного частью 8 статьи 7.32.3 КоАП РФ.
Комиссией усыновлено, что к заявке ООО «Уральский Завод Газоочистной Аппаратуры» приложена справка об опыте выполнения работ, копия договора, содержащая дату и номер – реквизиты, акт приема-передачи оборудования, содержащий перечень и стоимость переданного оборудования, а также технические требования, содержащие указание на класс безопасности поставленного оборудования по НП 001-97.
Кроме того, представителем Заявителя на заседание Комиссий были представлены копии запроса и ответа на запрос от ООО «Стройинжиниринг» на представление финансовых документов по договору поставки оборудования класса безопасности 3Н (НП-001-97).
Из изложенного следует, что Заказчиком был нарушен установленный ЕОСЗ и Документацией о закупке порядок оценки заявок, заявке ООО «Уральский Завод Газоочистной Аппаратуры» необоснованно присвоено 0 баллов по критерию «Квалификация участника», что повлекло неправильное определение победителя Конкурса.
В соответствии с пунктом 3 части 1 статьи 17 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее – Закон о защите конкуренции) при проведении торгов, запроса котировок цен на товары (далее - запрос котировок), запроса предложений запрещаются действия, которые приводят или могут привести к недопущению, ограничению или устранению конкуренции, в том числе нарушение порядка определения победителя или победителей торгов, запроса котировок, запроса предложений.
Таким образом, действия Заказчика, выразившиеся в нарушении установленного ЕОСЗ и Документацией о закупке порядка оценки заявок, что повлекло неправильное определение победителя Конкурса, являются нарушением пунктом 3 части 1 статьи 17 Закона о защите конкуренции.
2. В соответствии с Приложением № 10 к ЕОСЗ требуемая сумма завершенных поставок оборудования должна определяться в размере 40% от стоимости оборудования согласно расчету начальной (максимальной) цены в денежном выражении с округлением в соответствии с общими правилами округления до тысяч.
Пунктом 4.2.1.2.1 Тома 1 Части 1 Документации о закупке установлено предельное значение опыта участника: 45 000 000 рублей.
Согласно Документации о закупке начальная (максимальная) цена договора составляет 22 744 288, 00 рублей.
40% от стоимости оборудования согласно расчету начальной (максимальной) цены в денежном выражении с округлением в соответствии с общими правилами округления до тысяч составляет сумма в размере 9 098 000 рублей.
Таким образом, Заказчиком, в нарушение пункта 2.2 подраздела 1.3 Приложением № 10 к ЕОСЗ в Документации о закупке требуемая сумма завершенных поставок оборудования установлена в размере, превышающем 40% от стоимости оборудования согласно расчету начальной (максимальной) цены в денежном выражении с округлением в соответствии с общими правилами округления до тысяч, чем нарушил требования пункта 13 части 10 статьи 4 Закона о закупках.
3. Не принимается довод Заявителя о том, что в соответствии с Приложением № 10 к ЕОСЗ установлено требование о представлении копии лицензии, действующей на момент открытия доступа к заявкам, выданной Федеральной службой по экологическому, технологическому и атомному надзору, изготовителю оборудования, дающая право на изготовление оборудования по предмету закупки, однако срок действия лицензии на изготовление оборудования участника закупки ООО «Научно-производственное предприятие «Инновации и Технологии» по критерию «Цена договора» истек 21.09.2016, то есть до подведения итогов Конкурса.
Согласно пункту 3.1 подраздела 1.3 Приложением № 10 к ЕОСЗ российский изготовитель предлагаемого к поставке оборудования не ниже 3 класса безопасности по _____ [указываются соответствующие предмету закупки реквизиты федеральных норм и правил в области использования атомной энергии] должен иметь лицензии, действующие на момент открытия доступа к заявкам (если срок действия истек в связи с переносом срока окончания подачи заявок - действующие на момент изначально установленного в извещении о проведении закупки и закупочной документации срока окончания подачи заявок), выданные Федеральной службой по экологическому, технологическому и атомному надзору, изготовителю оборудования, дающие право на изготовление оборудования по предмету закупки в соответствии с Томом 2 «Техническая часть» закупочной документации.
Комиссией установлено, что в соответствии с извещением датой окончания подачи заявок является 05.09.2016. Согласно протоколу № 690927-1 открытие доступа к заявкам осуществлялось 05.09.2016.
То есть на момент открытия доступа к заявкам на участие в Конкурсе лицензия на изготовление оборудования для ядерных установок, радиационных источников и пунктов хранения, являлась действующей, что соответствует требованиям пункта 3.1 подраздела 1.3 Приложением № 10 к ЕОСЗ.
4. В соответствии с частью 20 статьи 18.1 Закона о защите конкуренции по результатам рассмотрения жалобы по существу комиссия антимонопольного органа принимает решение о признании жалобы обоснованной или необоснованной и в случае, если жалоба признана обоснованной, либо в случае установления иных не являющихся предметом обжалования нарушений (нарушений порядка организации и проведения торгов, заключения договоров по результатам торгов или в случае признания торгов несостоявшимися) принимает решение о необходимости выдачи предписания, предусмотренного пунктом 3.1 части 1 статьи 23 настоящего Федерального закона.
Согласно пункту 3.1 части 1 статьи 23 Закона о защите конкуренции антимонопольный орган выдает организатору торгов, конкурсной или аукционной комиссии, продавцу государственного или муниципального имущества, организатору продажи обязательные для исполнения предписания о совершении действий, направленных на устранение нарушений порядка организации, проведения торгов, продажи государственного или муниципального имущества, порядка заключения договоров по результатам торгов или в случае признания торгов несостоявшимися, в том числе предписания об отмене протоколов, составленных в ходе проведения торгов, о внесении изменений в документацию о торгах, извещение о проведении торгов, об аннулировании торгов.
Допущенные Заказчиком нарушения в ходе проведения Конкурса, по мнению Комиссии, являются основанием, достаточным для выдачи предписания об об аннулировании результатов закупки, об отмене протоколов и возвращении закупки на этап формирования документации.
На основании изложенного и руководствуясь частью 20 статьи 18.1 Закона о защите конкуренции, Комиссия
РЕШИЛА:
- Признать жалобу ООО «Уральский завод газоочистной аппаратуры» (далее – ООО «УЗГА») от 30.09.2016 вх. № 13545 на действия ФГУП «ПО «МАЯК» при проведении Конкурса обоснованной.
- Признать в действиях ФГУП «ПО «МАЯК», выразившихся в нарушении установленного порядка оценки заявок на участие в Конкурсе, оценке заявки ООО «Уральский Завод Газоочистной Аппаратуры» на участие в Конкурсе в порядке, который не указан в Документации о закупке (предъявление требования о подтверждении опыта участника планом качества, прилагаемого к паспорту на оборудование), в установлении требуемой суммы завершенных поставок оборудования в размере, превышающем 40% от стоимости оборудования согласно расчету начальной (максимальной) цены в денежном выражении с округлением в соответствии с общими правилами округления до тысяч, нарушения части 1 статьи 3, требования части 6 статьи 3, пункта 13 части 10 статьи 4 Закона о закупках, пункта 3 части 1 статьи 17 Закона о защите конкуренции.
- Выдать ФГУП «ПО «МАЯК» предписание о совершении действий, направленных на устранение нарушений порядка организации, проведения торгов, путем принятия решения об аннулировании закупки.
- Передать материалы настоящей жалобы должностному лицу Челябинского УФАС России, уполномоченному составлять протоколы об административных правонарушениях.
Настоящее решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня его принятия.
ПРЕДПИСАНИЕ
по жалобе № 140-04-18.1/16
10 октября 2016 года г. Челябинск
Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Челябинской области (далее – Челябинское УФАС России) по рассмотрению жалоб в порядке, предусмотренном статьей 18.1 Закона о защите конкуренции (далее - Комиссия) в составе:
Председателя Комиссии: |
<…> – руководителя Челябинского УФАС России; |
Членов Комиссии: |
<…> – начальника отдела антимонопольного контроля Челябинского УФАС России; <…> – ведущего специалиста-эксперта отдела антимонопольного контроля Челябинского УФАС России; |
руководствуясь пунктом 3.1 части 1 статьи 23, частью 20 статьи 18.1 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции», на основании своего решения от 24.02.2016 по итогам рассмотрения жалобы № 140-04-18.1/16 ООО «Уральский завод газоочистной аппаратуры» (далее – ООО «УЗГА») от 30.09.2016 вх. № 13545 на действия ФГУП «ПО «МАЯК» (далее — заказчик) при проведении открытого одноэтапного конкурса в электронной форме без квалификационного отбора на право заключения договора на поставку центрифуги (извещение № 31603961629) (далее – Конкурс),
ПРЕДПИСЫВАЕТ:
- ФГУП «ПО «МАЯК» в течение трех рабочих дней с момента опубликования на сайте www.chel.fas.gov.ru настоящего предписания совершить следующие действия:
- аннулировать результаты Конкурса;
- отменить протоколы, составленные в ходе проведения Конкурса;
- возвратить закупку на этап формирования документации.
2. ФГУП «ПО «МАЯК» в течение трех дней с момента исполнения настоящего предписания представить документы (информацию), подтверждающую его исполнение.
Настоящее предписание может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня его вынесения.
Примечание. За невыполнение в установленный срок законного предписания антимонопольного органа Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность.