Решение б/н Акт № 140-ПП/2018 по плановому контрольному мероприятию деят... от 8 ноября 2018 г.

Вид документа
Дата регистрации
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

 

УПРАВЛЕНИЕ ФЕДЕРАЛЬНОЙ АНТИМОНОПОЛЬНОЙ СЛУЖБЫ

ПО ЧЕЛЯБИНСКОЙ ОБЛАСТИ

АКТ № 140-ПП/2018

по результатам контрольного мероприятия

 

«05» октября 2018 года г. Челябинск

 

На основании Приказа Управления Федеральной антимонопольной службы по Челябинской области (далее – Челябинское УФАС России) № 110 от 13.08.2018 нами: ***проведено плановое контрольное мероприятие деятельности Управления Федеральной службы по ветеринарному и фитосанитарному надзору по Челябинской области (далее – Россельхознадзор, Управление, заказчик) на предмет соблюдения требований законодательства Российской Федерации и иных нормативных правовых актов Российской Федерации о контрактной системе за период 2017-2018 годы.

Проверка начата 10 сентября 2018 года.

Проверка окончена 08 октября 2018 года.

Юридический адрес учреждения: 454100, г. Челябинск, пр. Комсомольский, 94.

Место фактического нахождения учреждения: 454081, г. Челябинск, ул. Кудрявцева,1.

Место проведения контрольного мероприятия: 454011, Челябинская область, город Челябинск, пр. Ленина, 59.

ОГРН/ИНН: 1057422039487/7448069174.

В ходе проведения контрольного мероприятия Челябинским УФАС России осуществлялась проверка соблюдения Россельхознадзором законодательства о контрактной системе и иных нормативных правовых актов Российской Федерации о контрактной системе за период 2017-2018 годы.

Управление Федеральной службы по ветеринарному и фитосанитарному надзору по Челябинской области в своей деятельности руководствуется Конституцией Российской Федерации, федеральными конституционными законами, федеральными законами, актами Президента Российской Федерации и Правительства Российской Федерации, международными договорами Российской Федерации, нормативными правовыми актами Минсельхоза России, Положением о Федеральной службе по ветеринарному и фитосанитарному надзору, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 30.06.2004 № 327, приказами Россельхознадзора, Типовым положением о территориальном органе Федеральной службы по ветеринарному и фитосанитарному надзору, утвержденным приказом Минсельхоза России от 04.10.2012 N 527, и настоящим Положением (далее - Положение).

Согласно разделу II Положения Управление на закрепленной территории осуществляет следующие полномочия, в том числе осуществляет надзор:

- в установленных законодательством Российской Федерации случаях за юридическими и физическими лицами, проводящими экспертизы, обследования, исследования, испытания, оценку, отбор проб, образцов, досмотр и осмотр, посещение подконтрольных субъектов и объектов, выдачу заключений, а также иные работы в закрепленной сфере деятельности;

- в области безопасного обращения с пестицидами и агрохимикатами при осуществлении государственного ветеринарного надзора;

- за безопасностью кормов и кормовых добавок, изготовленных из генно-инженерно-модифицированных организмов, на всех стадиях производства и обращения;

- в области семеноводства сельскохозяйственных растений;

- за деятельностью организаций, осуществляющих сертификацию семян сельскохозяйственных растений;

- выдает в установленных законодательством Российской Федерации случаях:

- ветеринарные сопроводительные документы;

- лицензии на фармацевтическую деятельность, осуществляемую в сфере обращения лекарственных средств для ветеринарного применения;

- карантинные сертификаты;

- фитосанитарные сертификаты;

- реэкспортные фитосанитарные сертификаты.

В 2017 году заказчиком проведены следующие конкурентные процедуры закупок для государственных нужд: 31 электронный аукцион, 2 открытых конкурса, 3 запроса котировок.

В 2018 году (в том числе на период проведения плановой проверки) проведены следующие конкурентные процедуры определения поставщика (в том числе на стадии определения поставщика): 35 электронных аукционов, 1 открытый конкурс.

Согласно отчету об объеме закупок у субъектов малого предпринимательства и социально ориентированных некоммерческих организаций за 2017 год (отчет размещен в единой информационной системе в сфере закупок 22.03.2018) закупки у указанных субъектов размещены на общую сумму 4 019 100, 00 рублей, что составило 75,68641 % от совокупного годового объема закупок на поставку товаров, выполнение работ, оказание услуг, рассчитанного в соответствии с частями 1, 1.1 статьи 30 Закона о контрактной системе.

В 2017 году заказчиком в соответствии с пунктом 4 части 1 статьи 93 Закона о контрактной системе заключено 73 контракта на сумму 1 919 722, 40 рублей.

За 2017-2018 гг. заказчиком заключено 3 контракта по пункту 6 части 1 статьи 93 Закона о контрактной системе, контракты по пункту 9 части 1 статьи 93 Закона о контрактной системе за указанный период не заключались.

При проведении проверки Инспекцией истребованы и изучены следующие документы: заключенные государственные контракты, реестры закупок, осуществляемых без заключения государственных контрактов, планы-графики, отчет о размещении закупок у субъектов малого предпринимательства и социально ориентированных некоммерческих организаций, извещения о проведении закупок, документации о закупках, I, II части заявок участников закупок, конкурсные заявки, протоколы, составленные в ходе проведения закупок, извещения о проведении запросов котировок, котировочные заявки участников закупок, протоколы, составленные в ходе проведения запросов котировок, а также иные документы и сведения, касающиеся закупочной деятельности заказчика.

По результатам проведения контрольного мероприятия Челябинским УФАС России в действиях Учреждения за период 2017-2018 гг выявлены следующие нарушения законодательства о контрактной системе

 

1. Согласно части 8 статьи 34 Федерального закона от 05.04.2013 № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» (далее – Закон о контрактной системе) штрафы начисляются за неисполнение или ненадлежащее исполнение поставщиком (подрядчиком, исполнителем) обязательств, предусмотренных контрактом, за исключением просрочки исполнения поставщиком (подрядчиком, исполнителем) обязательств (в том числе гарантийного обязательства), предусмотренных контрактом. Размер штрафа устанавливается контрактом в виде фиксированной суммы, определенной в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.

Пунктом 5 Постановления Правительства РФ от 30.08.2017 № 1042 «Об утверждении Правил определения размера штрафа, начисляемого в случае ненадлежащего исполнения заказчиком, неисполнения или ненадлежащего исполнения поставщиком (подрядчиком, исполнителем) обязательств, предусмотренных контрактом (за исключением просрочки исполнения обязательств заказчиком, поставщиком (подрядчиком, исполнителем), и размера пени, начисляемой за каждый день просрочки исполнения поставщиком (подрядчиком, исполнителем) обязательства, предусмотренного контрактом» (далее – Постановление № 1042) предусмотрены штрафные санкции за каждый факт неисполнения или ненадлежащего исполнения поставщиком (подрядчиком, исполнителем) обязательств, предусмотренных контрактом, заключенным с победителем закупки (или с иным участником закупки в случаях, установленных Федеральным законом), предложившим наиболее высокую цену за право заключения контракта.

В пункте 6 Постановления № 1042 предусмотрены штрафные санкции за неисполнения или ненадлежащего исполнения поставщиком (подрядчиком, исполнителем) обязательства, предусмотренного контрактом, которое не имеет стоимостного выражения, размер штрафа устанавливается (при наличии в контракте таких обязательств).

При этом, в пункте 3.3.2 проектов контрактов предусмотрена обязанность поставщика предоставить заказчику при доставке товара всю необходимую информацию без каких-либо дополнительных затрат со стороны заказчика.

В пункте 3.3.3 проектов контрактов указано на обязанность поставщика предоставить обеспечение исполнения контракта.

Пунктом 5.3 проекта контракта предусмотрено, что срок гарантии на товар составляет 12 месяцев, с момента передачи товара заказчику.

Таким образом, в проектах контрактов содержатся обязательства поставщика, не имеющие стоимостного выражения.

В нарушение части 8 статьи 34 Закона о контрактной системе, пунктов 5,6 Постановления № 1042 в проектах контрактов не установлены штрафные санкции на поставщика за неисполнение или ненадлежащее исполнение нестоимостных обязательств, а также в случае заключения контракта с победителем закупки (или с иным участником закупки в случаях, установленных Федеральным законом), предложившим наиболее высокую цену за право заключения контракта.

 

Указанные нарушения в действиях заказчика допущены при проведении электронных аукционов № 0369100038318000042 на поставку хозяйственных товаров (опубликовано 14.08.2018); № 0369100038318000044 на оказание услуг по диспансеризации федеральных государственных гражданских служащих (опубликовано 16.08.2018)

При проведении электронных аукционов № 0369100038318000041 на поставку хозяйственных товаров (опубликовано 14.08.2018); 0369100038318000043 на поставку хозяйственных товаров (опубликовано 14.08.2018); 0369100038318000045 на поставку радиотелефонов; поставка оргтехники (опубликовано 22.08.2018) в проекте контракта не установлены штрафные санкции на поставщика за неисполнение или ненадлежащее исполнение нестоимостных обязательств в нарушение части 8 статьи 34 Закона о контрактной системе, пункта 6 Постановления № 1042.

 

2. Как следует из пункта 11 части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе документация об электронном аукционе наряду с информацией, указанной в извещении о проведении такого аукциона, должна содержать порядок, даты начала и окончания срока предоставления участникам такого аукциона разъяснений положений документации о таком аукционе.

Согласно части 3 статьи 65 Закона о контрактной системе любой участник электронного аукциона, зарегистрированный в единой информационной системе и аккредитованный на электронной площадке, вправе направить с использованием программно-аппаратных средств электронной площадки на адрес электронной площадки, на которой планируется проведение такого аукциона, запрос о даче разъяснений положений документации о таком аукционе. При этом участник такого аукциона вправе направить не более чем три запроса о даче разъяснений положений данной документации в отношении одного такого аукциона. В течение одного часа с момента поступления указанного запроса он направляется оператором электронной площадки заказчику.

В части 4 статьи 65 Закона о контрактной системе указано, что в течение двух дней с даты поступления от оператора электронной площадки указанного в части 3 настоящей статьи запроса заказчик размещает в единой информационной системе разъяснения положений документации об электронном аукционе с указанием предмета запроса, но без указания участника такого аукциона, от которого поступил указанный запрос, при условии, что указанный запрос поступил заказчику не позднее чем за три дня до даты окончания срока подачи заявок на участие в таком аукционе.

Статьей 190 Закона о контрактной системе установленный законом, иными правовыми актами, сделкой или назначаемый судом срок определяется календарной датой или истечением периода времени, который исчисляется годами, месяцами, неделями, днями или часами.

С учетом изложенного, в документации об аукционе должны содержаться конкретные даты начала и окончания срока предоставления участникам такого аукциона разъяснений положений документации об аукционе.

В пункте 26 документаций об аукционах указано, что в течение двух дней с даты поступления от оператора электронной площадки запроса заказчик размещает в единой информационной системе разъяснения положений документации об электронном аукционе с указанием предмета запроса, но без указания участника такого аукциона, от которого поступил указанный запрос, при условии, что указанный запрос поступил заказчику не позднее чем за три дня до даты окончания срока подачи заявок на участие в таком аукционе.

Таким образом, в документациях о закупках не установлены конкретные даты начала и окончания срока предоставления разъяснений участнику закупки, а предусмотрен лишь порядок предоставления таких разъяснений, что не соответствует пункту 11 части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе.

Указанное нарушение допущено при проведении электронных аукционов № 0369100038318000041-0369100038318000043 на поставку хозяйственных товаров (опубликовано 14.08.2018); № 0369100038318000044 на оказание услуг по диспансеризации федеральных государственных гражданских служащих (опубликовано 16.08.2018), 0369100038318000045 на поставку радиотелефонов; поставка оргтехники (опубликовано 22.08.2018).

 

3. Согласно пункту 3 статьи 13 Закона о контрактной системе заказчиками осуществляются закупки, в том числе, для выполнения функций и полномочий государственных органов Российской Федерации, органов управления государственными внебюджетными фондами Российской Федерации, государственных органов субъектов Российской Федерации, органов управления территориальными внебюджетными фондами, муниципальных органов.

Исходя из положений указанной статьи Закона о контрактной системе и общего смысла законодательства о контрактной системе, можно сделать вывод о том, что при закупке товаров, работ, услуг для нужд заказчика основанием для проведения любой закупки является наличие нужд (потребности) заказчика в приобретении товаров, работ, услуг для обеспечения своей деятельности.

Как следует из пункта 1 части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе документация об электронном аукционе наряду с информацией, указанной в извещении о проведении такого аукциона, должна содержать наименование и описание объекта закупки и условия контракта в соответствии со статьей 33 настоящего Федерального закона, в том числе обоснование начальной (максимальной) цены контракта.

Согласно части 4 статьи 64 Закона о контрактной системе к документации об электронном аукционе прилагается проект контракта, который является неотъемлемой частью этой документации.

Как следует из части 4 статьи 33 Закона о контрактной системе требования к гарантийному сроку товара, работы, услуги и (или) объему предоставления гарантий их качества, к гарантийному обслуживанию товара, к расходам на эксплуатацию товара, к обязательности осуществления монтажа и наладки товара, к обучению лиц, осуществляющих использование и обслуживание товара, устанавливаются заказчиком при необходимости.

Таким образом, в документации о закупке, в том числе проекте контракта должны содержаться непротиворечивые сведения о гарантийном сроке на товар, являющийся объектом закупки.

Согласно техническому заданию документаций о закупках предметом закупки является поставка хозяйственных товаров (салфетки для стола (тряпки), полотно холстопрошивное, тряпка для пола и другие товары), при этом срок гарантии на товар составляет 12 месяцев с момента подписания товарно-транспортной накладной и акта приема-передачи.

В пункте 5.3 проектов контрактов срок гарантии на товар составляет 12 месяцев с момента передачи товара заказчику.

При этом, в пункте 4.1 проектов контрактов указано, что поставщик считается исполнившим свое обязательство по поставке, если он доставил и передал товар в полном объеме заказчику, а заказчик принял товар по количеству и качеству, что подтверждается подписанием заказчиком товарной накладной.

С учетом изложенного, в техническом задании гарантийный срок обусловлен приемкой товара заказчиком, тогда как в проектах контрактов указанный срок связан с передачей товара заказчику, что свидетельствует о наличии противоречивых условий исполнения контракта в документациях о закупках и проектах контрактов в нарушение пункта 1 части 1, части 4 статьи 64, части 4 статьи 33 Закона о контрактной системе.

Указанное нарушение допущено при проведении электронных аукционов № 0369100038318000041-0369100038318000043 на поставку хозяйственных товаров (опубликовано 14.08.2018); 0369100038318000045 на поставку радиотелефонов; поставка оргтехники (опубликовано 22.08.2018).

 

4. В силу пункта 2 статьи 42 Закона о контрактной системе в случае, если при заключении контракта объем подлежащих выполнению работ по техническому обслуживанию и (или) ремонту техники, оборудования, оказанию услуг связи, юридических услуг, медицинских услуг, образовательных услуг, услуг общественного питания, услуг переводчика, услуг по перевозкам грузов, пассажиров и багажа, гостиничных услуг, услуг по проведению оценки невозможно определить, в извещении об осуществлении закупки и документации о закупке заказчик указывает цену запасных частей или каждой запасной части к технике, оборудованию, цену единицы работы или услуги. В случае, если контрактом предусматривается выполнение работ, связанных с осуществлением регулярных перевозок автомобильным транспортом и городским наземным электрическим транспортом, допускается оплата такого контракта исходя из фактически выполненного объема данных работ, но не превышающего объема работ, подлежащих выполнению в соответствии с контрактом. При этом в извещении об осуществлении закупки и документации о закупке должно быть указано, что оплата выполнения работы или оказания услуги осуществляется по цене единицы работы или услуги исходя из объема фактически выполненной работы или оказанной услуги, по цене каждой запасной части к технике, оборудованию исходя из количества запасных частей, поставки которых будут осуществлены в ходе исполнения контракта, но в размере, не превышающем начальной (максимальной) цены контракта, указанной в извещении об осуществлении закупки и документации о закупке.

В соответствии с пунктом 1 части 13 статьи 34 Закона о контрактной системе в контракт включаются обязательные условия о порядке и сроках оплаты товара, работы или услуги, о порядке и сроках осуществления заказчиком приемки поставленного товара, выполненной работы (ее результатов) или оказанной услуги в части соответствия их количества, комплектности, объема требованиям, установленным контрактом, а также о порядке и сроках оформления результатов такой приемки.

Таким образом, условие о порядке оплаты выполненных работ по цене единицы работы исходя из объема фактически выполненной работы, по цене каждой запасной части к технике, оборудованию исходя из количества запасных частей, поставки которых будут осуществлены в ходе исполнения контракта, но в размере, не превышающем начальной (максимальной) цены контракта, указанной в извещении об осуществлении закупки и документации о закупке, должно находить отражение в проекте контракта в силу пункта 1 части 13 статьи 34, пункта 2 статьи 42 Закона о контрактной системе.

Вместе с тем, в проектах контрактов отсутствует условие об оплате исполненных обязательств за фактически выполненные работы, что не соответствует требованиям пункта 1 части 13 статьи 34, пункта 2 статьи 42 Закона о контрактной системе, что не в полной мере раскрывает механизм реализации проведения закупки, в рамках которой объем подлежащих выполнению работ определить невозможно.

Указанные нарушения допущены при проведении электронного аукциона № 0369100038318000023 на выполнение работ по техническому обслуживанию и ремонту автомобилей (опубликовано 01.03.2018); 0369100038317000014 на выполнение работ по техническому обслуживанию и ремонту автомобилей (опубликовано 13.02.2017);

 

5. Как следует из пункта 1 части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе документация об электронном аукционе наряду с информацией, указанной в извещении о проведении такого аукциона, должна содержать наименование и описание объекта закупки и условия контракта в соответствии со статьей 33 настоящего Федерального закона, в том числе обоснование начальной (максимальной) цены контракта.

В соответствии с частью 2 статьи 33 Закона о контрактной системе документация о закупке должна содержать показатели, позволяющие определить соответствие закупаемых товара, работы, услуги требованиям заказчика. При этом указываются максимальные и (или) минимальные значения таких показателей, а также значения показателей, которые не могут изменяться.

Указанная информация позволяет довести до неопределенного круга лиц сведения о потребности заказчика относительно требований к выполняемым работам, что в свою очередь позволит участникам закупки надлежащим образом оформить заявку на участие в аукционе.

Тем самым, реализуются цели и принципы законодательства о контрактной системе в части прозрачности осуществления закупки, равного доступа к участию в торгах и недопустимости ограничения числа участников закупки.

Как следует из извещений и документаций о закупках предметом контракта являются услуги по диагностике, техническому обслуживанию и ремонту автотранспортных средств, вместе с тем в техническом задании указано, что исполнитель принимает на себя обязательства по утилизации отходов от услуг по техническому обслуживанию и ремонту автотранспорта и уплату соответствующих экологических платежей.

Таким образом, условие исполнения контрактов об утилизации отходов от услуг по техническому обслуживанию и ремонту автотранспорта не соответствует объекту закупки и не содержит объем и виды услуг по утилизации таких отходов, что свидетельствует о несогласованности условий контрактов с предметом закупки в нарушение части 2 статьи 33, пункта 1 части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе.

Указанные нарушения допущены при проведении электронного аукциона № 0369100038318000023 на выполнение работ по техническому обслуживанию и ремонту автомобилей (опубликовано 01.03.2018); 0369100038317000014 на выполнение работ по техническому обслуживанию и ремонту автомобилей (опубликовано 13.02.2017).

 

6. Согласно пункту 2 части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе в документации требования к содержанию, составу заявки на участие в таком аукционе в соответствии с частями 3 - 6 статьи 66 настоящего Федерального закона и инструкция по ее заполнению. При этом не допускается установление требований, влекущих за собой ограничение количества участников такого аукциона или ограничение доступа к участию в таком аукционе;

В соответствии с частью 3 статьи 66 Закона о контрактной системе требования к составу первой части заявки должны быть установлены с учетом объекта закупки, что свидетельствует о необходимости указания в документации об аукционе данных требований в зависимости от того, что является предметом контракта: поставка товара, выполнение работ (оказание услуг) без использования товара, выполнение работ (оказание услуг) с использованием товара.

Кроме того, в документации о закупке должна содержаться инструкция по заполнению заявки, правовая цель которой разъяснить требования к содержанию и составу заявки на участие в закупке с учетом специфики предмета закупки.

Таким образом, требования к содержанию заявки и инструкция по ее заполнению должны содержать однозначные и безусловные условия, позволяющие участникам закупки надлежащим образом оформить заявку.

В пункте 14 документаций об аукционах установлены требования к содержанию и составу первой части заявки на участие в аукционе в случае, если предметом контракта является поставка товара, а именно:

- согласие участника аукциона на поставку товара на условиях, предусмотренных документацией об электронном аукционе;

- конкретные показатели, соответствующие значениям, установленным документацией о таком аукционе, и указание на товарный знак (его словесное обозначение) (при наличии), знак обслуживания (при наличии), фирменное наименование (при наличии), патенты (при наличии), полезные модели (при наличии), промышленные образцы (при наличии), наименование страны происхождения товара.

Указанные требования к составу заявки дублируют положения подпунктов «а,б» пункта 1 части 3 статьи 66 Закона о контрактной системе.

Вместе с тем, в пункте 14 документации об аукционе не указаны положения технического задания, в которых содержатся показатели товара, подлежащие конкретизации в составе первой части заявки.

При этом, инструкция по заполнению первой части заявки также не содержит указание на положения аукционной документации, в которых раскрыты показатели, подлежащие конкретизации.

Следует отметить, что в технических заданиях содержатся сведения о наименовании и объеме товара, требования к товару (требование о поставке ГСМ по топливным картам в объеме 2 шт., требования к качеству товара на основании Технического регламента Таможенного союза ТР ТС 013/2011, место и срок поставки товара, требования к порядку оплаты товара), однако в требованиях к составу первой части заявки не отражены сведения относительно того, какие показатели из указанных в техническом задании необходимо конкретизировать в составе первой части заявки.

С учетом изложенного, в документациях об электронных аукционах содержатся требования к содержанию первой части заявки участника закупки и инструкция по ее заполнению, не позволяющие сделать однозначный вывод о порядке ее оформления, в нарушение пункта 2 части 1 статьи 64, подпунктов «а,б» пункта 1 части 3 статьи 66 Закона о контрактной системе.

Указанные нарушения в действиях заказчика допущены при проведении электронных аукционов на поставку ГСМ, а именно: 0369100038318000025 (опубликовано 23.03.2018), № 0369100038318000032 (опубликовано 08.05.2018), № 0369100038318000010 (опубликовано 23.01.2018).

 

7. Согласно части 2 статьи 34 Закона о контрактной системе при заключении контракта указывается, что цена контракта является твердой и определяется на весь срок исполнения контракта, а в случаях, установленных Правительством Российской Федерации, указываются ориентировочное значение цены контракта либо формула цены и максимальное значение цены контракта, установленные заказчиком в документации о закупке. При заключении и исполнении контракта изменение его условий не допускается, за исключением случаев, предусмотренных настоящей статьей и статьей 95 настоящего Федерального закона.

В соответствии с Постановлением Правительства РФ от 13.01.2014 № 19 «Об установлении случаев, в которых при заключении контракта в документации о закупке указываются формула цены и максимальное значение цены контракта» при заключении контракта на предоставление услуг обязательного страхования, предусмотренного федеральным законом о соответствующем виде обязательного страхования, в документации о закупке указываются формула цены и максимальное значение цены контракта.

Вместе с тем, в разделе 4 проектов контрактов не установлен порядок расчета цены контракта в соответствии с Постановлением Правительства РФ от 13.01.2014 № 19 в нарушение части 2 статьи 34 Закона о контрактной системе.

Указанные нарушения в действиях заказчика допущены при проведении открытых конкурсов № 0369100038318000028 (опубликовано 13.04.2018), № 0369100038318000022 (опубликовано 28.02.2018).

 

8. Согласно части 5 статьи 54 Закона о контрактной системе конкурсная комиссия осуществляет оценку заявок на участие в конкурсе, которые не были отклонены, для выявления победителя конкурса на основе критериев, указанных в конкурсной документации.

В соответствии с частью 7 статьи 54 Закона о контрактной системе на основании результатов оценки заявок на участие в конкурсе конкурсная комиссия присваивает каждой заявке на участие в конкурсе порядковый номер в порядке уменьшения степени выгодности содержащихся в них условий исполнения контракта. Заявке на участие в конкурсе, в которой содержатся лучшие условия исполнения контракта, присваивается первый номер <...> В случае, если в нескольких заявках на участие в конкурсе содержатся одинаковые условия исполнения контракта, меньший порядковый номер присваивается заявке на участие в конкурсе, которая поступила ранее других заявок на участие в конкурсе, содержащих такие же условия.

При этом согласно пункту 3 Правил оценки заявок, окончательных предложений участников закупки товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 28.11.2013 № 1085 (далее - Правила), «оценка» - процесс выявления в соответствии с условиями определения поставщиков (подрядчиков, исполнителей) по критериям оценки и в порядке, установленном в документации о закупке в соответствии и с требованиями настоящих Правил, лучших условий исполнения контракта, указанных в заявках (предложениях) участников закупки, которые не были отклонены.

С учетом изложенного, при оценке заявок конкурсная комиссия производит рассмотрение заявок с точки зрения предложения лучших условий исполнения контракта, при этом отклонение заявок на указанном этапе закупке не производится.

Из подпункта 1 пункта 20 информационных карт «критерии оценки заявок, величины значимости этих критериев, порядок рассмотрения и оценки заявок на участие в открытом конкурсе» следует, что оценка заявок (предложений) по критериям оценки «Цена контракта» определяется по формуле.

При этом, в данном пункте указано, что участники размещения заказа, которые определили цену контракта с нарушением Указания Банка России от 19 сентября 2014 № 3384-У «О предельных размерах базовых ставок страховых тарифов и коэффициентах страховых тарифов, требованиях к структуре страховых тарифов, а также порядке их применения страховщиками при определении страховой премии по обязательному страхованию гражданской ответственности владельцев транспортных средств» не допускаются к участию в конкурсе.

Таким образом, в нарушение частей 5, 7 статьи 54 Закона о контрактной системе указанное условие закупки об отказе в допуске к участию в конкурсе участника закупки не соответствует механизму осуществления оценки заявок, в рамках которой конкурсная комиссия присуждает баллы в рамках установленных заказчиком критериев оценки заявок и не рассматривает заявки на предмет соответствия или несоответствия требованиям документации о закупке.

Указанные нарушения в действиях заказчика допущены при проведении открытых конкурсов № 0369100038318000028 (опубликовано 13.04.2018), № 0369100038318000022 (опубликовано 28.02.2018).

 

9. Согласно пункту 9 части 1 статьи 50 Закона о контрактной системе конкурсная документация должна содержать критерии оценки заявок на участие в открытом конкурсе, величины значимости этих критериев, порядок рассмотрения и оценки заявок на участие в открытом конкурсе в соответствии с настоящим Федеральным законом.

Согласно части 1 статьи 32 Закона о контрактной системе для оценки заявок, окончательных предложений участников закупки заказчик в документации о закупке устанавливает следующие критерии:

1) цена контракта;

2) расходы на эксплуатацию и ремонт товаров, использование результатов работ;

3) качественные, функциональные и экологические характеристики объекта закупки;

4) квалификация участников закупки, в том числе наличие у них финансовых ресурсов, на праве собственности или ином законном основании оборудования и других материальных ресурсов, опыта работы, связанного с предметом контракта, и деловой репутации, специалистов и иных работников определенного уровня квалификации.

Аналогичные критерии указаны в Постановлении Правительства РФ от 28.11.2013 № 1085 «Об утверждении Правил оценки заявок, окончательных предложений участников закупки товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» (далее - Правила).

Таким образом, перечень критериев для оценки заявок на участие в конкурсе является исчерпывающим и не подлежит расширительному толкованию.

В пункте 27 Правил указано, что показателями нестоимостного критерия оценки «квалификация участников закупки, в том числе наличие у них финансовых ресурсов, оборудования и других материальных ресурсов, принадлежащих им на праве собственности или на ином законном основании, опыта работы, связанного с предметом контракта, и деловой репутации, специалистов и иных работников определенного уровня квалификации» (далее – «квалификация участника закупки») могут быть:

- квалификация трудовых ресурсов (руководителей и ключевых специалистов), предлагаемых для выполнения работ, оказания услуг;

- опыт участника по успешной поставке товара, выполнению работ, оказанию услуг сопоставимого характера и объема;

- обеспеченность участника закупки материально-техническими ресурсами в части наличия у участника закупки собственных или арендованных производственных мощностей, технологического оборудования, необходимых для выполнения работ, оказания услуг;

- обеспеченность участника закупки трудовыми ресурсами;

- деловая репутация участника закупки.

Таким образом, показателем критерия «квалификация участника закупки» может быть опыт участника по успешной поставке товара, выполнению работ, оказанию услуг сопоставимого характера и объема.

Как следует из извещения и документации об открытом конкурсе № 0369100038317000039 предметом закупки является оказание услуг по повышению квалификации федеральных государственных гражданских служащих (опубликовано 31.08.2018).

Вместе с тем, в пункте 20 информационной карты конкурсной документации указан показатель критерия оценки заявки «квалификация участника закупки» - «наличие опыта у участника размещения заказа по повышению квалификации государственных гражданских служащих в области противодействия коррупции».

В рамках показателя рассматривается опыт участника по повышению квалификации государственных гражданских служащих, оказанных непосредственно коллективом участника закупки, за последние три года. Подтверждением информации могут являться копии договоров, государственных контрактов на повышение квалификации государственных гражданских служащих с актами оказанных услуг за последние три года.

Однако в документации о закупке не раскрыто, что представляет собой опыт оказания услуг по повышению квалификации государственных гражданских служащих сопоставимого объема, что не позволит участникам закупки определить, какой объем услуг характеризуются заказчиком с точки зрения лучших условий исполнения контракта.

Кроме того, в документации о закупке не раскрыто, что представляет собой «коллектив» участника закупки, каковы требования к указанному коллективу в аспекте опыта оказания услуг.

Указанные действия заказчика по определению содержания показателя критерия оценки заявок в части отсутствия в документации о закупке однозначных данных, раскрывающих понятие оказания услуг коллективом участника закупки, а также сведений о сопоставимом объеме услуг, подтверждающих опыт исполнения контракта по указанному критерию, противоречат пункту 9 части 1 статьи 50 Закона о контрактной системе, пунктам 10, 27 Правил.

 

10. Согласно части 3 статьи 14 Закона о контрактной системе в целях защиты основ конституционного строя, обеспечения обороны страны и безопасности государства, защиты внутреннего рынка Российской Федерации, развития национальной экономики, поддержки российских товаропроизводителей нормативными правовыми актами Правительства Российской Федерации устанавливаются запрет на допуск товаров, происходящих из иностранных государств, работ, услуг, соответственно выполняемых, оказываемых иностранными лицами, и ограничения допуска указанных товаров, работ, услуг для целей осуществления закупок. В случае, если указанными нормативными правовыми актами Правительства Российской Федерации предусмотрены обстоятельства, допускающие исключения из установленных в соответствии с настоящей частью запрета или ограничений, заказчики при наличии указанных обстоятельств обязаны разместить в единой информационной системе обоснование невозможности соблюдения указанных запрета или ограничений. В таких нормативных правовых актах устанавливается порядок подготовки обоснования невозможности соблюдения указанных запрета или ограничений, а также требования к его содержанию. Определение страны происхождения указанных товаров осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Постановлением Правительства РФ от 16.11.2015 № 1236 «Об установлении запрета на допуск программного обеспечения, происходящего из иностранных государств, для целей осуществления закупок для обеспечения государственных и муниципальных нужд» утвержден Порядок подготовки обоснования невозможности соблюдения запрета на допуск программного обеспечения, происходящего из иностранных государств (за исключением программного обеспечения, включенного в единый реестр программ для электронных вычислительных машин и баз данных из государств - членов Евразийского экономического союза, за исключением Российской Федерации), для целей осуществления закупок для обеспечения государственных и муниципальных нужд (далее - Порядок).

Согласно пункту 3 Порядка обоснование должно содержать указание на:

- обстоятельство, предусмотренное подпунктом «а» или «б» пункта 2 настоящего Порядка;

- класс (классы) программного обеспечения, которому (которым) должно соответствовать программное обеспечение, являющееся объектом закупки;

- требования к функциональным, техническим и эксплуатационным характеристикам программного обеспечения, являющегося объектом закупки, установленные заказчиком, с указанием класса (классов), которому (которым) должно соответствовать программное обеспечение;

- функциональные, технические и (или) эксплуатационные характеристики (в том числе их параметры), по которым программное обеспечение, сведения о котором включены в реестр российского программного обеспечения и (или) реестр евразийского программного обеспечения, не соответствует установленным заказчиком требованиям к программному обеспечению, являющемуся объектом закупки, по каждому программному обеспечению (с указанием названия программного обеспечения), сведения о котором включены в реестр российского программного обеспечения и (или) реестр евразийского программного обеспечения и которое соответствует тому же классу программного обеспечения, что и программное обеспечение, являющееся объектом закупки (только для закупки в случае, предусмотренном подпунктом "б" пункта 2 настоящего Порядка).

При рассмотрении документации об аукционе по закупке № 0369100038318000039 (опубликовано 21.05.2018) на поставку оргтехники установлено, что заказчиком приобретается компьютерное оборудование в составе:

- персонального компьютера в сборе (системный блок + монитор + клавиатура + мышь +ИБП +сетевой фильтр);

- системного блока;

- монитора;

- планшетного компьютера.

При этом, при описании планшетного компьютера указано, что запрет на допуск программного обеспечения, происходящего из иностранных государств, установленный постановлением Правительства Российской Федерации от 16.11.2015 № 1236 «Об установлении запрета на допуск программного обеспечения, происходящего из иностранных государств, для целей осуществления закупок для обеспечения государственных и муниципальных нужд» - не установлено.

Кроме того, в качестве обоснования невозможности соблюдения запрета указано на отсутствие в едином реестре российских программ для электронных вычислительных машин и баз данных и реестре евразийского программного обеспечения сведений о программном обеспечении, соответствующем тому же классу программного обеспечения, что и программное обеспечение, планируемое к закупке – подпункт «а» пункта 2 постановления Правительства Российской Федерации от 16.11.2015 № 1236.

Вместе с тем, в обосновании невозможности соблюдения запрета отсутствуют сведения, предусмотренные пунктом 3 Порядка в части указания класса программного обеспечения, которому должно соответствовать программное обеспечение, являющееся объектом закупки и требования к функциональным, техническим и эксплуатационным характеристикам программного обеспечения, являющегося объектом закупки, установленные заказчиком, с указанием класса (классов), которому (которым) должно соответствовать программное обеспечение, а указано лишь обстоятельство, предусмотренное подпунктом «а» пункта 2 Порядка, что противоречит части 3 статьи 14 Закона о контрактной системе, подпунктам «б, в» пункта 3 Порядка.

 

11.1 В пункте 1 части 1 статьи 73 Закона о контрактной системе (ред. от 29.07.2017) в извещении о проведении запроса котировок должна содержаться информация, указанная в пунктах 1 - 6 статьи 42 настоящего Федерального закона (в том числе обоснование начальной (максимальной) цены контракта), а также в пункте 8 данной статьи (если установление требования обеспечения исполнения контракта предусмотрено статьей 96 настоящего Федерального закона), требования, предъявляемые к участникам запроса котировок, и исчерпывающий перечень документов, которые должны быть представлены участниками запроса котировок в соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 31 настоящего Федерального закона, равно как и требование, предъявляемое к участникам запроса котировок в соответствии с частью 1.1 (при наличии такого требования) статьи 31 настоящего Федерального закона.

Как следует из пункта 2 части 1 статьи 73 Закона о контрактной системе в извещении о проведении запроса котировок должна содержаться форма заявки на участие в запросе котировок, в том числе подаваемой в форме электронного документа.

При этом, согласно пункту 1 части 3 статьи 73 Закона о контрактной системе заявка на участие в запросе котировок должна содержать согласие участника запроса котировок исполнить условия контракта, указанные в извещении о проведении запроса котировок, наименование и характеристики поставляемого товара в случае осуществления поставки товара.

Таким образом, из совокупного толкования указанных положений Закона о контрактной системе следует, что в извещении о проведении запроса котировок должно быть указано требование о предоставлении участником закупки наименования и характеристик поставляемого товара в случае осуществления поставки товара.

Как следует из извещения о проведении запроса котировок № 0369100038317000044 на поставку оргтехники (опубликовано 08.11.2017) предметом контракта является поставка оргтехники, то есть заключаемый контракт имеет правовую природу договора поставки товара.

В пункте 13 извещения о проведении запроса котировок указано, что котировочная заявка должна содержать согласие участника запроса котировок исполнить условия контракта, указанные в извещении о проведении запроса котировок, вместе с тем в извещении отсутствует требование о предоставлении характеристик оргтехники (персональный компьютер в сборе (системный блок + монитор + клавиатура + мышь +ИБП +сетевой фильтр и монитор), что противоречит пункту 2 части 1, пункту 1 части 3 статьи 73 Закона о контрактной системе.

 

 

11.2 В соответствии с пунктом 6 части 3 статьи 73 Закона о контрактной системе заявка на участие в запросе котировок должна содержать документы, подтверждающие соответствие предлагаемых участником запроса котировок товара, работы или услуги условиям допуска, запретам на допуск, ограничениям допуска в случае, если такие условия, запреты, ограничения установлены заказчиком в извещении о проведении запроса котировок в соответствии со статьей 14 настоящего Федерального закона, либо заверенные копии данных документов.

Согласно пункту 7 Постановления Правительства РФ от 26.09.2016 № 968 «Об ограничениях и условиях допуска отдельных видов радиоэлектронной продукции, происходящих из иностранных государств, для целей осуществления закупок для обеспечения государственных и муниципальных нужд» для подтверждения признания отдельных видов радиоэлектронной продукции продукцией, произведенной на территории Российской Федерации, в заявке (окончательном предложении), в которой содержится предложение о поставке отдельных видов радиоэлектронной продукции, включенных в перечень, должна быть представлена копия одного из следующих документов:

а) специальный инвестиционный контракт в случае, установленном подпунктом "а" пункта 6 настоящего постановления;

б) подтверждение Министерством промышленности и торговли Российской Федерации производства на территории Российской Федерации предложенных в заявке (окончательном предложении) отдельных видов радиоэлектронной продукции, в случае, установленном подпунктом "б" пункта 6 настоящего постановления;

в) выданное Министерством промышленности и торговли Российской Федерации уведомление о присвоении статуса телекоммуникационного оборудования российского происхождения и выданное Министерством промышленности и торговли Российской Федерации уведомление о подтверждении статуса телекоммуникационного оборудования российского происхождения (при наличии) в случае, установленном подпунктом "в" пункта 6 настоящего постановления;

г) сертификат СТ-1 на предложенные в заявке (окончательном предложении) отдельные виды радиоэлектронной продукции в случае, установленном подпунктом "г" пункта 6 настоящего постановления.

Вместе с тем, в нарушение пункта 1 части 1, пункта 6 части 3 статьи 73 Закона о контрактной системе в пункте 13 извещения о проведении запроса котировок не конкретизированы документы, подтверждающие соответствие предлагаемых участником запроса котировок товара, условиям и ограничениям допуска в соответствии со статьей 14 настоящего Федерального закона, тогда как в пункте 21 извещения о проведении запроса котировок установлены ограничения и условия допуска в соответствии с Постановлением Правительства Российской Федерации от 26.09.2016 № 968, Приказом Минэкономразвития от 25 марта 2014 года № 155.

Указанные нарушения допущены при проведении запроса котировок № 0369100038317000044 на поставку оргтехники (опубликовано 08.11.2017) (в части нарушений, указанных в пунктах 11.1, 11.2 Акта); на поставку расходных материалов для отбора проб (опубликовано 08.11.2017) (в части нарушения, указанного в пункте 11.1 Акта).

 

 

Заключение:

 

1. По результатам проведения плановой проверки в действиях заказчика выявлены следующие нарушения законодательства о контрактной системе: пунктов 1, 2, 11 части 1 статьи 64, частей 2, 4 статьи 33, части 2, пункта 1 части 13, части 8 статьи 34, пункта 2 статьи 42, подпунктов «а, б» пункта 1 части 3 статьи 66, частей 5, 7 статьи 54, пункта 9 части 1 статьи 50, части 3 статьи 14, пунктов 1,2 части 1, пунктов 1,6 части 3 статьи 73 Закона о контрактной системе, подпунктов «б, в» пункта 3 Порядка, пунктов 10, 27 Правил, пунктов 5,6 Постановления № 1042.

2. По результатам проведения плановой проверки в действиях должностных лиц заказчика выявлены признаки состава административного правонарушения, предусмотренного частью 4.2 статьи 7.30 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

 

Акт составлен в 2-х экземплярах на 15 страницах

 

С актом ознакомлен, Управления Федеральной службы по ветеринарному и фитосанитарному надзору по Челябинской области 2-ой экземпляр акта

Связанные организации

Связанные организации не указаны