Решение б/н Решение по делу № 15-03/14 в отношении ОАО «Воентелеком» от 23 января 2015 г.

Вид документа
Дата регистрации
Сфера деятельности
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

 

РЕШЕНИЕ

 

г. Челябинск, пр. Ленина, 59

Резолютивная часть решения оглашена 20 января 2015 года.

В полном объеме решение изготовлено 22 января 2015 года.

Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Челябинской области (далее – Челябинское УФАС России) по рассмотрению дела о нарушении антимонопольного законодательства (далее — Комиссия) в составе:

Председатель Комиссии:

«…» – заместитель руководителя Челябинского УФАС России;

Члены Комиссии:

«…» – начальник отдела анализа товарных и финансовых рынков Челябинского УФАС России;

«…» – ведущий специалист - эксперт отдела контроля естественных монополий, ЖКХ и транспорта Челябинского УФАС России,

 

 

 

в присутствии представителей ответчика ОАО «Воентелеком», действующих по доверенностям, в отсутствие заявителя, надлежаще извещенного о дате, времени и месте рассмотрения дела,

рассмотрев дело № 15-03/14, возбужденное по признакам нарушения ОАО «Воентелеком» пункта 1 части 1 статьи 10 Федерального закона от 26.07.06 № 135-ФЗ «О защите конкуренции», выразившегося в установлении и применении необоснованно высокой стоимости услуги доступа к сети Интернет на территории Чебаркульского военного городка, а также создании препятствий доступу на рынок Интернет услуг Чебаркульского военного городка иным хозяйствующим субъектам (интернет-провайдерам),

 

УСТАНОВИЛА:

 

В Управление Федеральной антимонопольной службы по Челябинской области (далее – Челябинское УФАС России) поступило заявление «…» на действия ОАО «Воентелеком», выразившиеся в установлении и применении необоснованно высокой стоимости услуги доступа к сети Интернет на территории Чебаркульского военного городка, а также создании препятствий доступу на рынок Интернет услуг Чебаркульского военного городка иным хозяйствующим субъектам (интернет-провайдерам).

ОАО «Воентелеком» на основании лицензий Роскомнадзора от 28 февраля 2012 года № 109095 и № 109096 оказывает услуги доступа к сети Интернет в военном городке № 1 г. Чебаркуля (п. Каширина) по технологии широкополосного доступа (заключение Роскомнадзора по результатам работы приемочной комиссии от 15 апреля 2011 года № 74-70657, 70659-05-001) и в Чебаркульском военном санатории (г. Чебаркуль - 9) по технологии Wi-Fi (разрешение Роскомнадзора на использование радиочастот или радиочастотных каналов от 02.09.2013 № 980-13-01).

Предоставление доступа к сети Интернет на территории военного городка также осуществляет ОАО «Ростелеком» по технологии ADSL с использованием медных пар, принадлежащих ОАО «Воентелеком», по договору оказания услуг по обеспечению доступа к сети Интернет от 30 сентября 2011 года № УС-УП/Д-15/00/19/2114-11.

Согласно данному договору ОАО «Воентелеком» (Оператор) при наличии технической возможности на возмездной основе обязуется предоставить ОАО «Ростелеком» (Общество) во временное пользование (аренду) свободные или используемые абонентами пары в магистральных и распределительных кабелях военного городка от АТС № 3 Оператора до абонентской коробки в жилой зоне военного городка и производить их техническое обслуживание.

Следовательно, ОАО «Ростелеком» на территории военного городка г. Чебаркуля не обладает собственными сетями, что в свою очередь отражается на возможностях общества развивать услуги доступа к сети Интернет на данной территории.

Тарифы на услуги доступа к сети Интернет установленные ОАО «Воентелеком» на территории военного городка г. Чебаркуля превышают тарифы, установленные ОАО «Ростелеком» на указанной территории, в два раза, а именно: скорость 4 Мбит/с у ОАО «Ростелеком» составляет 350 рублей, у ОАО «Воентелеком» - 700 рублей, скорость 8 Мбит/с у ОАО «Ростелеком» составляет 450 рублей, у ОАО «Воентелеком» - 860 рублей.

В письме от 03.03.2014 № 010-01/2016 № ОАО «Воентелеком» в обосновании высокой стоимости указанных услуг пояснило, что установленные тарифы объясняются необходимостью дорогостоящего строительства и развития сетей связи в военном городке г. Чебаркуля ОАО «Воентелеком», в то время как, ОАО «Ростелеком» осуществляет предоставление доступа к сети Интернет на территории военного городка с использованием медных пар (технология ADSL), принадлежащих ОАО «Воентелеком» по договору оказания услуг по обеспечению доступа к сети Интернет.

Представитель ОАО «Воентелеком» на заседании Комиссии пояснил, что методы расчета стоимости услуг предоставления доступа к сети Интернет, применяемые ОАО «Воентелеком», основаны на долгосрочных затратах общества, связанных со строительством узла доступа и сети широкополосного доступа к сети Интернет, а также связаны с модернизацией сетей, направленной на улучшение качества предоставляемых услуг и создание технической возможности для подключения к услуге новых пользователей сети Интернет. Кроме того, деятельность по оказанию услуг доступа к сети Интернет на территории военного городка г. Чебаркуля на данный момент является убыточной.

Изучив материалы дела, заслушав доводы и объяснения сторон, Комиссия пришла к выводу об отсутствии в действиях ОАО «Воентелеком» нарушения пункта 1 части 1 статьи 10 Закона о защите конкуренции по следующим основаниям.

  1. Законом о защите конкуренции устанавливаются организационные и правовые основы защиты конкуренции, в том числе предупреждения и пресечения: монополистической деятельности и недобросовестной конкуренции. Целями настоящего Федерального закона являются обеспечение единства экономического пространства, свободного перемещения товаров, свободы экономической деятельности в Российской Федерации, защита конкуренции и создание условий для эффективного функционирования товарных рынков (статья 1 Закона о защите конкуренции).

В соответствии с частью 1 статьи 10 Закона о защите конкуренции запрещаются действия (бездействие) занимающего доминирующее положение хозяйствующего субъекта, результатом которых являются или могут являться недопущение, ограничение, устранение конкуренции и (или) ущемление интересов других лиц.

Доминирующим положением признается положение хозяйствующего субъекта (группы лиц) или нескольких хозяйствующих субъектов (групп лиц) на рынке определенного товара, дающее такому хозяйствующему субъекту (группе лиц) или таким хозяйствующим субъектам (группам лиц) возможность оказывать решающее влияние на общие условия обращения товара на соответствующем товарном рынке, и (или) устранять с этого товарного рынка других хозяйствующих субъектов, и (или) затруднять доступ на этот товарный рынок другим хозяйствующим субъектам (ст. 5 Закона о защите конкуренции).

Челябинским УФАС России был проведен анализ состояния конкуренции на рынке предоставления услуг проводного доступа к сети Интернет для физических лиц на территории военного городка г. Чебаркуля Челябинской области по итогам 2013 года и 1 квартала 2014 года. По результатам анализа Челябинским УФАС России было установлено, что доля ОАО «Воентелеком» на рынке предоставления услуг проводного доступа к сети Интернет на территории военного городка г. Чебаркуля Челябинской области по итогам 2013 года и 1 квартала 2014 года составляет более 50 %.

Следовательно, положение ОАО «Воентелеком» на рынке предоставления услуг проводного доступа к сети Интернет на территории военного городка г. Чебаркуля Челябинской области по итогам 2013 года и 1 квартала 2014 года следует признать доминирующим.

Таким образом, ОАО «Воентелеком» обязано соблюдать запреты, установленные Законом о защите конкуренции.

  1. Относительно создания ОАО «Воентелеком» препятствий доступу на рынок Интернет услуг Чебаркульского военного городка иным хозяйствующим субъектам (интернет-провайдерам) Комиссией установлено следующее.

Челябинским УФАС России были направлены запросы организациям, оказывающим услуги доступа к сети Интернет на территории Челябинской области (ОАО «Ростелеком», ЗАО «Теле2-Челябинск», ООО «ТВ-ком», ЗАО «Интерсвязь»), о представлении информации относительно создания препятствий доступа на рынок Интернет услуг Чебаркульского военного городка.

Из содержащейся в ответах указанных организаций информации следует, что ОАО «Воентелеком» не оказывало никаких действий по препятствованию доступу на рынок Интернет услуг Чебаркульского военного городка.

Относительно установления и применения ОАО «Воентелеком» необоснованно высокой стоимости услуги доступа к сети Интернет на территории Чебаркульского военного городка Комиссией установлено следующее.

При формировании цен на услуги доступа к сети Интернет ОАО «Воентелеком» использует затратный метод формирования цен. Так, например, метод расчета тарифных планов на услуги доступа к сети Интернет основан на долгосрочных дополнительных затратах ОАО «Воентелеком», связанных со строительством узла доступа и сети широкополосного доступа к сети Интернет, а также их постоянными модернизациями, направленными на улучшение качества предоставляемой услуги и создание технической возможности для подключения к услуге новых пользователей сети Интернет. До настоящего времени затраты ОАО «Воентелеком» по расширению сети широкополосного доступа для пользователей сети Интернет в военном городке г. Чебаркуля, с учетом введенных тарифных планов, не окупились.

Оказание услуг предоставления доступа к сети Интернет осуществляется в рамках услуг операторской деятельности. Полная себестоимость услуг операторской деятельности ОАО «Воентелеком» по итогам 2013 года и 1 полугодия 2014 года по территории военного городка г. Чебаркуля Челябинской области превышает размер выручки от реализации, что подтверждается отчетной калькуляцией проекта операторской деятельности за 2013 год и 1 полугодие 2014 года по территории военного городка г. Чебаркуля Челябинской области и документами, подтверждающими произведенные затраты.

Согласно отчетной калькуляции проекта операторской деятельности ОАО «Воентелеком» по итогам 2013 года и 1 квартала 2014 года основной статьей затрат являются материальные затраты, а именно: «работы и услуги сторонних организаций производственного характера (сетевые ресурсы, интернет-трафик, аренда каналов связи)», составляющие более 40 % затрат в общей структуре себестоимости.

ОАО «Воентелеком» представлены документы, подтверждающие указанные затраты, в том числе затраты на работы и услуги сторонних организаций производственного характера (сетевые ресурсы, интернет-трафик, аренда каналов связи и прочее).

Так, при осуществлении деятельности ОАО «Воентелеком» прибегает к услугам сторонних организаций, осуществляющих деятельность производственного характера. Согласно договору от 16.04.2013 № IS 61-04/2013/ ПУФ/13-0009, заключенному между ОАО «Воентелеком» (Покупатель) и ООО «Инженерные сети-Телеком» (Продавец), Продавец обязуется поставлять, а Покупатель принимать и оплачивать предоставление цифрового канала связи для передачи данных и телематических сообщений в пользование (ежемесячно).

Убытки, которые несет ОАО «Воентелеком» по территории военного городка г. Чебаркуля Челябинской области, связаны в том числе с инвестиционными затратами, ориентированными на улучшение качества предоставляемых услуг и создание технической возможности для подключения новых пользователей. Государственная поддержка ОАО «Воентелеком» в виде субсидий отсутствует.

Операторская деятельность ОАО «Воентелеком» является убыточной в целом по всем регионам присутствия. Данные подтверждаются документами, в том числе первичными документами, представленными ОАО «Воентелеком» (бухгалтерскими балансами и отчетами о прибылях и убытках за 2013 год, за 1 квартал 2014 года, за 2 квартал 2014 года, за 3 квартал 2014 года).

Согласно отчету о финансовых результатах ОАО «Воентелеком» за 2013 год предприятие несет убытки. Согласно бухгалтерскому балансу ОАО «Воентелеком» на 31 марта 2014 года непокрытый убыток ОАО «Воентелеком» по состоянию на 31 декабря 2012 года составляет 84 159 тыс. руб., по состоянию на 31 декабря 2013 года составляет 595 818 тыс. руб., по состоянию на 31 марта 2014 года составляет 615 425 тыс. руб.

Согласно бухгалтерскому балансу на 30 июня 2014 года непокрытый убыток ОАО «Воентелеком» составляет 844 851 тыс. руб., согласно бухгалтерскому балансу на 30 сентября 2014 года непокрытый убыток ОАО «Воентелеком» составляет 761 023 тыс. руб.

В соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 10 Закона о защите конкуренции запрещаются действия (бездействие) занимающего доминирующее положение хозяйствующего субъекта, результатом которых являются или могут являться недопущение, ограничение, устранение конкуренции и (или) ущемление интересов других лиц, в том числе следующие действия (бездействие), в том числе установление, поддержание монопольно высокой цены товара.

Монопольно высокой ценой товара является цена, установленная занимающим доминирующее положение хозяйствующим субъектом, если эта цена превышает сумму необходимых для производства и реализации такого товара расходов и прибыли и цену, которая сформировалась в условиях конкуренции на товарном рынке, сопоставимом по составу покупателей или продавцов товара, условиям обращения товара, условиям доступа на товарный рынок, государственному регулированию, включая налогообложение и таможенно-тарифное регулирование, при наличии такого рынка на территории Российской Федерации или за ее пределами.

ОАО «Воентелеком» занимает доминирующее положение на рынке предоставления услуг проводного доступа к сети Интернет для физических лиц на территории военного городка г. Чебаркуля Челябинской области по итогам 2013 года и 1 квартала 2014 года. Однако, цена, установленная данным хозяйствующим субъектом на услуги доступа к сети Интернет для физических лиц на территории военного городка г. Чебаркуля Челябинской области, по итогам 2013 года и 1 квартала 2014 года не превышает сумму, необходимую для производства и реализации указанных услуг прибыли. Следовательно, цена, установленная ОАО «Воентелеком» на услуги доступа к сети Интернет на территории военного городка г. Чебаркуля Челябинской области, по итогам 2013 года и 1 квартала 2014 года не является монопольно высокой.

Таким образом, имеющаяся в деле информация позволяет сделать вывод об отсутствии в действиях ОАО «Воентелеком» нарушения пункта 1 части 1 статьи 10 Закона о защите конкуренции.

При таких обстоятельствах Комиссия Челябинского УФАС России считает необходимым прекратить производство по делу № 15-03/14 о нарушении ОАО «Воентелеком» пункта 1 части 1 статьи 10 Закона о защите конкуренции в связи с отсутствием нарушения антимонопольного законодательства в рассматриваемых комиссией действиях.

Руководствуясь статьей 23, частью 1 статьи 39, частями 1 – 4 статьи 41, пунктами 1, 2 части 1 статьи 48, частью 1 статьи 49 Закона о защите конкуренции Комиссия,

 

РЕШИЛА:

 

Дело № 15-03/14 о нарушении ОАО «Воентелеком» пункта 1 части 1 статьи 10 Федерального закона от 26.07.06 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» прекратить, в связи с отсутствием в действиях общества нарушения антимонопольного законодательства.

 

Председатель Комиссии

Члены Комиссии

Решение может быть обжаловано в течение трех месяцев со дня его принятия.

Связанные организации

Связанные организации не указаны