Решение б/н Решение по делу № 15-03/15 в отношении ООО «Городской водопр... от 17 сентября 2015 г.

Вид документа
Дата регистрации
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

 

 

РЕШЕНИЕ

 

Резолютивная часть решения оглашена 09 сентября 2015 года.

В полном объеме решение изготовлено 11 сентября 2015 года.

Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Челябинской области (далее – Челябинское УФАС России) по рассмотрению дела о нарушении антимонопольного законодательства (далее — Комиссия) в составе:


 

Председатель Комиссии:

Члены Комиссии:


 

*** – заместитель руководителя Челябинского УФАС России;

*** – начальник отдела анализа товарных и финансовых рынков Челябинского УФАС России,

 

*** – ведущий специалист-эксперт отдела контроля естественных монополий, ЖКХ и транспорта Челябинского УФАС России,

 

в отсутствие сторон, надлежаще извещенных о дате, времени и месте рассмотрения дела,

рассмотрев дело № 15-03/15 по признакам нарушения ООО «Городской водопровод» пункта 10 части 1 статьи 10 Федерального закона от 26.07.06 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее – Закон о защите конкуренции), выразившегося в нарушении порядка ценообразования, установленного Федеральным законом от 23.11.2009 № 261-ФЗ «Об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации», путем установления и взимания платы за установку общедомовых приборов учета холодной воды с собственников многоквартирного дома, расположенного по адресу: Челябинская область, г. Верхний Уфалей, ул. Ленина, 160, а именно: в предоставлении рассрочки платы за установку общедомового прибора учета холодной воды до 3 лет под 12 % годовых,

 

УСТАНОВИЛА:

 

В Управление Федеральной антимонопольной службы по Челябинской области (далее – Челябинское УФАС России) поступило заявление гр. *** на действия муниципального унитарного предприятия «Многопрофильное производственное объединение» Водоканал (далее - МУП «МПО» Водоканал), выразившиеся в установлении и применении необоснованно высокой стоимости за установку ОПУ холодной воды в МКД № 160 по ул. Ленина г. Верхний Уфалей Челябинской области.

По результатам рассмотрения данного заявления установлено следующее.

На территории города Верхний Уфалей Челябинской области услуги по установке общедомовых приборов (узлов) учета холодной воды в 2014-2015 годах осуществляло МУП «МПО» Водоканал.

МУП «МПО» Водоканал занималось установкой общедомовых приборов учета холодной воды в 2014 году через подрядные организации ФГУП «НПО Автоматики» (филиал ОАО «НПО автоматики» «ОКБ Автоматика»)(82 многоквартирных дома) и ООО «ЖЭУ №1» (26 многоквартирных дома).

По адресу г. Верхний Уфалей, ул. Ленина, 160 установлен общедомовой прибор учета ZENNER ДУ 40 МТК-N-1 заводской номер <...> . Указанный прибор учета устанавливала подрядная организация ОАО «НПО автоматики» «ОКБ Автоматика».

В соответствии с письмом МУП «МПО» Водоканал от 08.04.2015 №5308 размер платы для жильцов на установку общедомовых приборов учета по адресу: г. Верхний Уфалей, ул. Ленина, 160 состоит из:

  1. Стоимости сантехнических работ по установке узла учета холодного водоснабжения в размере 73 606,9 руб., на основании локальной сметы № 8 «Установка узла коммерческого учета холодного водоснабжения (ХВС). Жилой дом, ул. Ленина, 160 (Верхний Уфалей), акта о приемке выполненных работ №8/1;

  2. Стоимости проектных работ в размере 17 039,77 руб. на основании сметы на проектные (изыскательские) работы на жилой дом, ул. Ленина, 160 (Верхний Уфалей), акта №8/3 на проектные (изыскательские работы) на жилой дом, ул. Ленина, 160 (Верхний Уфалей);

  3. Платы за услуги МУП «МПО» Водоканал в размере 551 руб. на основании приказа МУП «МПО» Водоканал №82 от 31.10.2014 «О размере платы за услуги МУП «МПО» Водоканал при установке коллективных (общедомовых) приборов учета холодной воды».

Таким образом, размер платы для жильцов на установку общедомовых приборов учета холодной воды по указанному адресу составил 91 197,67 руб.

В соответствии с Федеральным законом от 23.11.2009 № 261-ФЗ «Об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» (далее – Закон об энергосбережении) если общедомовой прибор учета холодной воды был установлен после 1 января 2013 года, собственники помещений обязаны оплатить расходы на установку такого прибора учета на основании счетов на оплату расходов на установку общедомового прибора учета холодной воды с указанием общего размера расходов на установку такого прибора учета и доли расходов на установку такого прибора учета. Доля расходов на установку общедомового прибора учета холодной воды, бремя которых несет собственник помещения, определяется исходя из его доли в праве общей собственности на общее имущество.

В статье 13 Закона об энергосбережении указано, что договор, регулирующий условия установки коллективного или индивидуального (общего для коммунальной квартиры) прибора учета используемого энергетического ресурса (снабжение которым или передачу которого осуществляют указанные организации) и заключаемый с гражданином - собственником жилого дома, дачного дома или садового дома либо уполномоченным им лицом, с гражданином - собственником помещения в многоквартирном доме или лицом, ответственным за содержание многоквартирного дома, должен содержать условие об оплате цены, определенной таким договором, равными долями в течение пяти лет с даты его заключения, за исключением случая, если потребитель выразил намерение оплатить цену, определенную таким договором, единовременно или с меньшим периодом рассрочки. При включении в такой договор условия о рассрочке в цену, определенную таким договором, подлежит включению сумма процентов, начисляемых в связи с предоставлением рассрочки, но не более чем в размере ставки рефинансирования Центрального банка Российской Федерации, действующей на день начисления, за исключением случаев, если соответствующая компенсация осуществляется за счет средств бюджета субъекта Российской Федерации, местного бюджета.

Челябинское УФАС России установлено, что МУП «МПО» Водоканал в локальной смете №8 на установку узла коммерческого холодного водоснабжения (ХВС) по адресу: г. Верхний Уфалей, ул. Ленина, 160, в акте о приемке выполненных работ №8/1, в смете на проектные (изыскательские) работы и в акте №8/3 на проектные (изыскательские работы) предоставляет рассрочку платы за установку общедомового прибора учета холодной воды до 3 лет под 12 % годовых. Следует учесть тот факт, что ставка рефинансирования Центрального банка Российской Федерации с 14 сентября 2012 года не изменялась и составляет 8,25% по настоящее время.

Приказом Челябинского УФАС России от 15.05.2015 № 149 в отношении МУП «МПО» Водоканал возбуждено дело по признакам нарушения пункта 10 части 1 статьи 10 Закона о защите конкуренции.

В ходе рассмотрения дела Комиссией был установлен факт того, что сети инженерно-технического обеспечения, имеющие непосредственное присоединение к сетям, входящим в состав инженерно-технического оборудования многоквартирного дома, расположенного по адресу: г. Верхний Уфалей, ул. Ленина, 160, переданы в аренду ООО «Городской водопровод».

В соответствии с частью 9 статьи 13 Закона об энергосбережении организации, которые осуществляют снабжение водой, природным газом, тепловой энергией, электрической энергией или их передачу и сети инженерно-технического обеспечения которых имеют непосредственное присоединение к сетям, входящим в состав инженерно-технического оборудования объектов, подлежащих оснащению приборами учета используемых энергетических ресурсов, обязаны осуществлять деятельность по установке, замене, эксплуатации приборов учета используемых энергетических ресурсов, снабжение которыми или передачу которых они осуществляют.

Постановлением Государственного комитета «Единый тарифный орган Челябинской области» от 21.11.2013 № 49/2 «Об утверждении производственных программ и установлении тарифов на питьевую воду для ООО «Городской водопровод», оказывающего услуги холодного водоснабжения потребителям Верхнеуфалейского городского округа Челябинской области утверждены тарифы на водоснабжение для ООО «Городской водопровод».

Таким образом, на ООО «Городской водопровод» возложена обязанность по установке ОПУ холодной воды в МКД на территории Верхнеуфалейского городского округа Челябинской области.

В связи с чем, определением от 09.07.2015 МУП «МПО» Водоканал прекратило участие в качестве ответчика в деле № 15-03/15, ООО «Городской водопровод» было привлечено к участию в качестве ответчика в деле № 15-03/15.

На заседании Комиссии представитель МУП «МПО» Водоканал пояснил, что на основании распоряжения от 18.02.2015 № 13 с февраля 2015 были сняты начисления за установку общедомовых приборов учета холодной воды в ранее выставленных квитанциях. С мая 2015 года на основании распоряжения от 19.05.2015 № 38 производится начисление рассрочки в соответствии с положением статьи 13 Закона об энергосбережении.

Изучив материалы дела, Комиссия пришла к выводу о наличии в действиях ООО «Городской водопровод» нарушения пункта 10 части 1 статьи 10 Закона о защите конкуренции по следующим основаниям.

  1. Закон о защите конкуренции устанавливаются организационные и правовые основы предупреждения и пресечения монополистической деятельности и недобросовестной конкуренции на товарных рынках в Российской Федерации, а также основания и порядок применения антимонопольными органами мер принуждения к хозяйствующим субъектам, допустившим нарушение антимонопольного законодательства.

Такими нарушениями, в частности, признается злоупотребление хозяйствующими субъектами своим доминирующим положением, а именно: нарушение установленного нормативными правовыми актами порядка ценообразования хозяйствующим субъектом, занимающим доминирующее положение на товарном рынке (пункт 10 части 1 статья 10 Закона о защите конкуренции).

Таким образом, для установления в действиях хозяйствующего субъекта нарушения, предусмотренного пунктом 10 статьи 10 Закона о защите конкуренции, необходимо установить совокупность двух условий:

- наличие доминирующего положения у хозяйствующего субъекта, на рынке которого совершено нарушение;

- хозяйствующим субъектом совершены действия (бездействия), результатом которых является нарушение установленного нормативными правовыми актами порядка ценообразования.

Доминирующим положением признается положение хозяйствующего субъекта (группы лиц) или нескольких хозяйствующих субъектов (групп лиц) на рынке определённого товара, дающее такому хозяйствующему субъекту (группе лиц) или таким хозяйствующим субъектам (группам лиц) возможность оказывать решающее влияние на общие условия обращения товара на соответствующем товарном рынке, и (или) устранять с этого товарного рынка других хозяйствующих субъектов, и (или) затруднять доступ на этот товарный рынок другим хозяйствующим субъектам (статья 5 Закона о защите конкуренции).

Доминирующим в силу законодательства также признаётся положение хозяйствующего субъекта, являющегося субъектом естественной монополии на товарном рынке.

Статьей 3 Федерального закона от 17.08.1995 № 147 – ФЗ «О естественных монополиях» (далее – Закон о естественных монополиях) определено, что естественная монополия – это состояние товарного рынка, при котором удовлетворение спроса на этом рынке эффективнее в отсутствие конкуренции в силу технологических особенностей производства (в связи с существенным понижением издержек производства на единицу товара по мере увеличения объёма производства), а товары, производимые субъектами естественной монополии, не могут быть заменены в потреблении другими товарами, в связи с чем спрос на данном товарном рынке на товары, производимые субъектами естественных монополий, в меньшей степени зависит от изменения цены на этот товар, чем спрос на другие виды товаров; субъектом естественной монополии является хозяйствующий субъект (юридическое лицо), заняты производством (реализацией) товаров в условиях естественной монополии.

В силу статьи 4 Закона о естественных монополиях к сферам деятельности субъектов естественных монополий относятся услуги по холодному водоснабжению.

ООО «Городской водопровод» является субъектом естественной монополии и занимает доминирующее положение на рынке оказания услуг по холодному водоснабжению Верхнеуфалейского городского округа Челябинской области.

Частью 12 статьи 13 Закона об энергосбережении установлено, что до 1 июля 2013 года в части оснащения многоквартирных домов коллективными (общедомовыми) приборами учета используемых воды, тепловой энергии, электрической энергии, организации обязаны совершить действия по оснащению приборами учета используемых энергетических ресурсов, снабжение которыми и передачу которых указанные организации осуществляют, объектов, инженерно-техническое оборудование которых непосредственно присоединено к принадлежащим им сетям инженерно-технического обеспечения и которые в нарушение требований частей 3 - 6.1 настоящей статьи не были оснащены приборами учета используемых энергетических ресурсов в установленный срок.

ООО «Городской водопровод» осуществляет снабжение водой жителей Верхнеуфалейского городского округа и сети инженерно-технического обеспечения общества имеют непосредственное присоединение к сетям, входящим в состав инженерно-технического оборудования многоквартирных домов Верхнеуфалейского городского округа. Следовательно, в силу Закона об энергосбережении обязано осуществлять установку общедомовых приборов учета холодной воды в многоквартирных домах Верхнеуфалейского городского округа.

Более того, доминирующим признается положение хозяйствующего субъекта (за исключением финансовой организации), доля которого на рынке определенного товара превышает пятьдесят процентов, если только при рассмотрении дела о нарушении антимонопольного законодательства или при осуществлении государственного контроля за экономической концентрацией не будет установлено, что, несмотря на превышение указанной величины, положение хозяйствующего субъекта на товарном рынке не является доминирующим.

Учитывая, что доля ООО «Городской водопровод» на рынке услуг по установке общедомовых узлов (приборов) учета холодной воды на территории Верхнеуфалейского городского округа Челябинской области в пределах пролегания сетей ООО «Городской водопровод», которые имеют непосредственное присоединение к сетям многоквартирного дома, расположенного по адресу: Челябинская область, г. Верхний Уфалей, ул. Ленина, 160, по итогам 2014 года и 1 квартала 2015 года составила более 50 процентов, положение ООО «Городской водопровод» на соответствующем рынке следует признать доминирующим.

Следовательно, общество подпадает под сферу регулирования Закона о защите конкуренции.

В силу своего доминирующего положения на указанном рынке ООО «Городской водопровод» обязано соблюдать запреты, установленные статьей 10 Закона о защите конкуренции, в том числе не допускать действий, которые имеют либо могут иметь своим результатом недопущение, ограничение, устранение конкуренции и (или) ущемление интересов других лиц.

2. В соответствии с частью 12 статьи 13 Закона об энергосбережении лицо, не исполнившее в установленный срок обязанности по оснащению данных объектов приборами учета используемых энергетических ресурсов, должно обеспечить допуск указанных организаций к местам установки приборов учета используемых энергетических ресурсов и оплатить расходы указанных организаций на установку этих приборов учета.

В случае отказа от оплаты расходов в добровольном порядке лицо, не исполнившее в установленный срок обязанности по оснащению данных объектов приборами учета используемых энергетических ресурсов, должно также оплатить понесенные указанными организациями расходы в связи с необходимостью принудительного взыскания.

При этом граждане - собственники помещений в многоквартирных домах, не исполнившие в установленный срок обязанностей по установке ОПУ, если это потребовало от указанных организаций совершения действий по установке приборов учета используемых энергетических ресурсов, оплачивают равными долями в течение пяти лет с даты их установки расходы указанных организаций на установку этих приборов учета при условии, что ими не выражено намерение оплатить такие расходы единовременно или с меньшим периодом рассрочки.

Комиссией Челябинского УФАС России установлено, что на территории города Верхний Уфалей Челябинской области услуги по установке общедомовых приборов (узлов) учета холодной воды в 2014-2015 годах осуществляло МУП «МПО» Водоканал.

Между МУП «МПО» Водоканал и ООО «Городской водопровод» заключен договор от 25.01.2013 №24-У и дополнительное соглашения от 26.12.2014 №1, на основании которого МУП «МПО» Водоканал производило ведение первичного бухгалтерского учета.

Кроме того, между МУП «МПО» Водоканал и ООО «Городской водопровод» заключен агентский договор от 01.06.2012 №1 и дополнительное соглашение к данному договору от 01.07.2012, на основании которого МУП «МПО» Водоканал обязуется за вознаграждение организовывать установку, замену, эксплуатацию общедомовых приборов учета.

Таким образом, МУП «МПО» Водоканал от имени и в интересах ООО «Городской водопровод» осуществляло установку коллективных (общедомовых) приборов (узлов) учета холодной воды.

В связи с чем, ответственность за нарушение указанного в Законе об энергосбережении порядка установки общедомовых приборов учета холодной воды возникает у ООО «Городской водопровод».

Челябинским УФАС России у МУП «МПО» Водоканал запрошена информация о порядке формирования стоимости на услуги по установке ОПУ холодной воды.

По результатам исследования полученной информации и документов Челябинским УФАС России установлено следующее.

Согласно приказу МУП «МПО» Водоканал от 31.10.2014 №82 «О размере платы за услуги МУП «МПО» Водоканал при установке коллективных (общедомовых) приборов учета холодной воды» плата за услуги, оказываемые МУП «МПО» Водоканал, по приему и переводу денежных средств, содержанию информационных систем, выставления и рассылки платежных документов, корреспонденции при установке общедомового прибора учета холодной воды составляет 551 рубль, с одного дома (НДС не предусмотрен).

По данным Министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства РФ (письмо от 09.04.2014 №5792-МС/04) расходы по приему и переводу денежных средств, на содержание информационных систем, обеспечивающих обработку и хранение данных о платежах за установку приборов учета, выставление и рассылки платежных документов и корреспонденции в течении срока предоставления рассрочки являются расходами на установку прибора учета энергетических ресурсов. Таким образом, указанные расходы могут выставляться собственникам многоквартирного дома.

Как следует из содержания представленных документов: локальной сметы №8 на установку узла коммерческого холодного водоснабжения (ХВС) по адресу: г. Верхний Уфалей, ул. Ленина, 160, акта о приемке выполненных работ №8/1, сметы на проектные (изыскательские) работы и в акта №8/3 на проектные (изыскательские работы) МУП «МПО» Водоканал предоставляет рассрочку платы за установку общедомового прибора учета холодной воды до 3 лет под 12 % годовых.

В статье 13 Закона об энергосбережении указано, что договор, регулирующий условия установки коллективного или индивидуального (общего для коммунальной квартиры) прибора учета используемого энергетического ресурса (снабжение которым или передачу которого осуществляют указанные организации) и заключаемый с гражданином - собственником жилого дома, дачного дома или садового дома либо уполномоченным им лицом, с гражданином - собственником помещения в многоквартирном доме или лицом, ответственным за содержание многоквартирного дома, должен содержать условие об оплате цены, определенной таким договором, равными долями в течение пяти лет с даты его заключения, за исключением случая, если потребитель выразил намерение оплатить цену, определенную таким договором, единовременно или с меньшим периодом рассрочки. При включении в такой договор условия о рассрочке в цену, определенную таким договором, подлежит включению сумма процентов, начисляемых в связи с предоставлением рассрочки, но не более чем в размере ставки рефинансирования Центрального банка Российской Федерации, действующей на день начисления, за исключением случаев, если соответствующая компенсация осуществляется за счет средств бюджета субъекта Российской Федерации, местного бюджета.

При этом ставка рефинансирования Центрального банка Российской Федерации с 14 сентября 2012 года не изменялась и составляет 8,25% по настоящее время.

По данным Челябинского УФАС России МУП «МПО» Водоканал в феврале 2015 года на основании распоряжения от 18.02.2015 №13 произвело перерасчет суммы процентов, начисленных за установку общедомовых приборов учета холодной воды. Таким образом, собственникам, которые не в полном объеме оплатили сумму за установку общедомового прибора учета холодной воды, рассрочка начисляется на остаток задолженности за установку прибора учета. Собственникам, которые не производили ранее оплату суммы за установку прибора учета, рассрочка начисляется ежемесячно.

С мая 2015 года на основании распоряжения от 19.05.2015 № 38 МУП «МПО» Водоканал производит начисление рассрочки в соответствии с положением статьи 13 Закона об энергосбережении.

С учетом изложенного, Комиссия Челябинского УФАС России приходит к выводу о том, что действия ООО «Городской водопровод», выразившиеся в нарушении порядка ценообразования, установленного Законом об энергосбережении, путем установления и взимания платы за установку общедомовых приборов учета холодной воды с собственников многоквартирного дома, расположенного по адресу: Челябинская область, г. Верхний Уфалей, ул. Ленина, 160, а именно: в представлении рассрочки платы за установку общедомового прибора учета холодной воды до 3 лет под 12 % годовых, являются нарушением пункта 10 части 1 статьи 10 Закона о защите конкуренции.

У ООО «Городской водопровод» отсутствовали препятствия и имелась возможность для соблюдения антимонопольного законодательства Российской Федерации. Однако ООО «Городской водопровод» не приняло необходимых и достаточных мер по соблюдению законодательства Российской Федерации и допустил нарушение антимонопольного законодательства, что свидетельствует о виновности в совершении действий, нарушающих антимонопольное законодательство.

В связи с тем, что на дату рассмотрения дела МУП «МПО» Водоканал производит начисление рассрочки в соответствии с положением статьи 13 Закона об энергосбережении, Комиссия пришла к выводу об отсутствии оснований для выдачи предписания.

Руководствуясь статьей 23, частями 1 – 4 статьи 41, частью 1 статьи 49 Закона о защите конкуренции, Комиссия

 

РЕШИЛА:

 

  1. Признать доминирующим положение ООО «Городской водопровод» на рынке услуг по установке общедомовых узлов (приборов) учета холодной воды на территории Верхнеуфалейского городского округа Челябинской области в пределах пролегания сетей ООО «Городской водопровод», которые имеют непосредственное присоединение к сетям многоквартирного дома, расположенного по адресу: Челябинская область, г. Верхний Уфалей, ул. Ленина, 160, по итогам 2014 года и первого квартала 2015 года;

  2. Признать действия ООО «Городской водопровод», выразившегося в нарушении порядка ценообразования, установленного Федеральным законом от 23.11.2009 № 261-ФЗ «Об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации», путем установления и взимания платы за установку общедомовых приборов учета холодной воды с собственников многоквартирного дома, расположенного по адресу: Челябинская область, г. Верхний Уфалей, ул. Ленина, 160, а именно: в представлении рассрочки платы за установку общедомового прибора учета холодной воды до 3 лет под 12 % годовых, нарушением пункта 10 части 1 статьи 10 Закона о защите конкуренции;

  3. Прекратить производство по делу в отношении ООО «Городской водопровод» по пункту 10 части 1 статьи 10 Закона о защите конкуренции, в связи с добровольным устранением нарушения антимонопольного законодательства и его последствий лицом, совершившим такое нарушение;

  4. Передать материалы настоящего дела должностному лицу, уполномоченному составлять протоколы об административных правонарушениях.

Связанные организации

Связанные организации не указаны