Решение б/н Решение по делу № 15-04/15 в отношении ОАО «МРСК Урала» от 16 июля 2015 г.
Текст документа
Сохранить как PDF
Резолютивная часть решения оглашена «13» июля 2015 года
В полном объеме решение изготовлено «14» июля 2015 года
РЕШЕНИЕ
Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Челябинской области по рассмотрению дела о нарушении антимонопольного законодательства (далее — Комиссия) в составе:
Председателя Комиссии: |
- <...> – заместитель руководителя Челябинского УФАС России; |
Члены Комиссии: |
- <...> — начальник отдела антимонопольного контроля Челябинского УФАС России; - <...> — специалист-эксперт отдела антимонопольного контроля Челябинского УФАС России, |
рассмотрев дело № 15-04/15 в отношении ОАО «МРСК Урала» по признакам нарушения, части 1 статьи 10 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции», выразившиеся в невыполнении мероприятий по технологическому присоединению по договору на технологическое присоединение от 14.07.2014 № 6100025195, заключенному с <...>, в срок, установленный пунктом 16 Правил технологического присоединения энергопринимающих устройств потребителей электрической энергии, объектов по производству электрической энергии, а также объектов электросетевого хозяйства, принадлежащих сетевым организациям и иным лицам, к электрическим сетям, утвержденные постановлением Правительства от 27.12.2004 № 861 (далее — Правила),
УСТАНОВИЛА:
05.06.2014 <...> в связи с необходимостью осуществления технологического присоединения объекта - садового дома, расположенного по адресу: Челябинская область, Сосновский район, ДНТ «Курчатовец-2», Первая поляна, участок 93, обратилась в ОАО «МРСК Урала» с заявкой на технологическое присоединение энергопринимающих устройств физического лица, максимальная мощность которых составляет до 15 кВт включительно.
На основании заявки на технологическое присоединение между <...> и ОАО «МРСК Урала» был заключен договор на технологическое присоединение к электрическим сетям от 14.07.2014 № 6100025195, выданы техническое условия от 04.07.2014 № 6100025195-ЦС-4385-ТУ.
22.07.2014 договор на технологическое присоединение к электрическим сетям от 14.07.2014 г. № 6100025195 был передан в ОАО «МРСК Урала», выданы технические условия для присоединения к электрическим сетям.
Согласно договору на технологическое присоединение к электрическим сетям от 14.07.2014 г. № 6100025195 сетевая организация принимает на себя обязательства по осуществлению технологического присоединения энергопринимающих устройств заявителя садового дома, расположенного по адресу: Челябинская область, Сосновский район, ДНТ «Курчатовец-2», Первая поляна, участок 93, в том числе по обеспечению готовности объектов электросетевого хозяйства к присоединению энергопринимающих устройств, урегулированию отношений с третьими лицами в случае необходимости строительства такими лицами принадлежащих им объектов электросетевого хозяйства, с учетом следующих характеристик:
-
максимальная мощность присоединяемых энергопринимающих устройств 15 кВт;
-
категория надежности III;
-
класс напряжения электрических сетей, к которым осуществляется технологическое присоединения 0, 38 кВ;
-
максимальная мощность, ранее присоединенных энергопринимающих устройств 0 кВт.
Согласно техническим условиям от 04.07.2014 № 6100025195-ЦС-4385-ТУ, выданным заявителю, сетевая организация осуществляет:
-
демонтаж существующей ТП-1896 с трансформатором мощностью 100 кВА;
-
установку взамен демонтированной ТП-1896 ТП-10/0, 4 кВ с трансформатором расчетной мощности;
-
постройку ВЛ-0,4 кВ от ТП-1896 до объекта проводом расчетного сечения протяженностью 500 м (ориентировочно). Марку и тип провода определить проектом.
Заявитель осуществляет:
-
выполнение ответвления от шкафа учета и распределения эл. Энергии (ШУРЭ) до объекта изолированным проводом или кабелем расчетного сечения. Наличие скруток и паек не допускается;
-
в случае необходимости разработку проекта внешнего электроснабжения. Проект рекомендуется согласовать с ПО ЦЭС и при необходимости представить в представительный орган Ростехнадзора для проверки его соответствия требованиям действующих Правил.
В соответствии с пунктом 1.8 договора от 14.07.2014 № 6100025195 срок выполнения мероприятий по технологическому присоединению составляет 6 месяцев со дня заключения договора, т. е. до 22.01.2015 (с даты возвращения подписанного экземпляра заявителем в сетевую организацию).
Согласно пункту 3.1 договора от 14.07.2014 № 6100025195 размер платы за технологическое присоединение определяется в соответствии с Постановлением ГК «ЕТО Челябинской области» № 58/1 от 19.12.2013 и составляет 550 (пятьсот пятьдесят) рублей 00 копеек, в том числе НДС (18 %) 83 (восемьдесят три) рубля 90 копеек.
Оплата по договору на технологическое присоединение к электрическим сетям от 14.07.2014 № 6100025195 произведена <...> в полном объеме, в размере 550 руб.
20.02.2015 в Челябинское УФАС России поступило заявление <...> (вх. № 2632) на бездействие ОАО «МРСК Урала», выразившееся в нарушении срока осуществления мероприятий по технологическому присоединению по заключенному договору от 14.07.2014 № 6100025195.
Приказом Челябинского УФАС России от 15.05.2015 № 150 возбуждено дело № 15-04/15 о нарушении ОАО «МРСК Урала» части 1 статьи 10 Закона о защите конкуренции и пункта 16 Правил присоединения, выразившегося в нарушении сроков технологического присоединения энергопринимающих устройств <...>.
<...> надлежащим образом о времени и месте рассмотрения дела № 15-04/15, на заседание комиссии не явилась, представила письменные пояснения о том, что технологическое присоединение принадлежащего ей садового участка, расположенного по адресу: Челябинская область, Сосновский район, ДНТ «Курчатовец-2», Первая поляна, участок 93 осуществлено,что подтверждается актом от 19.05.2015 об осуществлении технологического присоединения.
ОАО «МРСК-Урала» надлежащим образом уведомлено о времени и месте рассмотрения дела № 15-04/15 на заседание Комиссии представителя не направило, представило письменные пояснения и документы, о том, что договор исполнен в полном объеме, о чем свидетельствует акт о выполнении технических условий от 13.01.2015 и акт об осуществлении технологического присоединения от 19.05.2015.
Изучив материалы дела, Комиссия пришла к выводу о нарушении ОАО «МРСК Урала» части 1 статьи 10 Закона о защите конкуренции» и пункта 16 Правил присоединения по следующим основаниям.
Статья 10 Закона о защите конкуренции предусматривает запреты на действия (бездействие) занимающего доминирующее положение хозяйствующего субъекта, результатом которых являются или могут являться недопущение, ограничение, устранение конкуренции и (или) ущемление интересов других лиц, в том числе навязывание.
В соответствии с пунктом 1 статьи 4 Федерального закона от 17.08.1995 № 147-ФЗ «О естественных монополиях» услуги по передаче электрической энергии относятся к сфере деятельности субъектов естественных монополий. Следовательно, ОАО «МРСК Урала», как хозяйствующий субъект, оказывающий услуги по передаче электрической энергии, является субъектом естественной монополии.
Таким образом в силу части 5 статьи 5 Закона защите конкуренции положение ОАО «МРСК Урала» на данном товарном рынке признается доминирующим.
В силу своего доминирующего положения на рынке услуг по передаче электрической энергии и технологическому присоединению к электрическим сетям ОАО «МРСК Урала» обязано соблюдать запреты, установленные статьей 10 Закона о защите конкуренции, в том числе не допускать действий, которые имеют либо могут иметь своим результатом недопущение, ограничение, устранение конкуренции и (или) ущемление интересов других лиц.
Согласно статье 23 Закона о защите конкуренции антимонопольные органы уполномочены возбуждать и рассматривать дела о нарушении антимонопольного законодательства.
В соответствии с абзацем 2 пункта 2 постановления Правительства РФ от 27.12.2004 № 861 Федеральная антимонопольная служба является уполномоченным федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим контроль за соблюдением Правил присоединения в рамках своих полномочий.
В соответствии с пунктом 3 Правил присоединения сетевая организация обязана выполнить в отношении любого обратившегося к ней лица мероприятия по технологическому присоединению и не вправе отказать обратившемуся к ней лицу в услуге по технологическому присоединению и заключении соответствующего договора при условии соблюдения им настоящих Правил и наличия технической возможности технологического присоединения.
Независимо от наличия или отсутствия технической возможности технологического присоединения на дату обращения заявителя сетевая организация обязана заключить договор с лицами, указанными в пунктах 12.(1), 14 и 34 Правил присоединения, обратившимися в сетевую организацию с заявкой на технологическое присоединение энергопринимающих устройств, принадлежащих им на праве собственности или на ином предусмотренном законом основании (далее - заявка), а также выполнить в отношении энергопринимающих устройств таких лиц мероприятия по технологическому присоединению (абзац 2 пункт 3 Правил присоединения).
При этом в пункте 6 Правил присоединения указано, что технологическое присоединение осуществляется на основании договора, заключаемого между сетевой организацией и юридическим или физическим лицом, в сроки, установленные данными правилами.
<...> относится к категории заявителей, указанных в пункте 14 Правил присоединения (заявитель — физическое лицо, максимальная мощность энергопринимающих устройств составляет не более 15 кВт включительно).
Согласно пункту 16 Правил технологического присоединения договор должен содержать существенные условия, в том числе срок осуществления мероприятий по технологическому присоединению, который исчисляется со дня заключения договора и не может превышать 6 месяцев — для заявителей, указанных в пунктах 12 (1), 14 и 34 Правил, если технологическое присоединение осуществляется к электрическим сетям, уровень напряжения которых составляет до 20 кВ включительно, и если расстояние от существующих электрических сетей необходимого класса напряжения до границ участка заявителя, на котором расположены присоединяемые энергопринимающие устройства, составляет более 300 метров в городах и поселках городского типа и не более 500 метров в сельской местности.
Таким образом, в данном случае срок осуществления мероприятий по технологическому присоединению должен быть определен в соответствии с пунктом 16 Правил и не может превышать 6 месяцев.
В соответствии с пунктом 18 Правил присоединения мероприятия по технологическому присоединению предусматривают несколько этапов выполнения обязанностей как со стороны сетевой организации, так и со стороны заказчика (гражданина):
а) подготовку, выдачу сетевой организацией технических условий и их согласование с системным оператором (субъектом оперативно-диспетчерского управления в технологически изолированных территориальных электроэнергетических системах), а в случае выдачи технических условий электростанцией - согласование их с системным оператором (субъектом оперативно-диспетчерского управления в технологически изолированных территориальных электроэнергетических системах) и со смежными сетевыми организациями;
б) разработку сетевой организацией проектной документации согласно обязательствам, предусмотренным техническими условиями;
в) разработку заявителем проектной документации в границах его земельного участка согласно обязательствам, предусмотренным техническими условиями, за исключением случаев, когда в соответствии с законодательством Российской Федерации о градостроительной деятельности разработка проектной документации не является обязательной;
г) выполнение технических условий заявителем и сетевой организацией, включая осуществление сетевой организацией мероприятий по подключению энергопринимающих устройств под действие аппаратуры противоаварийной и режимной автоматики в соответствии с техническими условиями;
д) проверку сетевой организацией выполнения заявителем технических условий;
е) осмотр (обследование) присоединяемых энергопринимающих устройств должностным лицом федерального органа исполнительной власти по технологическому надзору при участии сетевой организации и собственника таки х устройств, а также соответствующего субъекта оперативно-диспетчерского управления в случае, если технические условия подлежат в соответствии с настоящими Правилами согласованию с таким субъектом оперативно-диспетчерского управления (для лиц, указанных в пунктах 12.1 - 14 данных Правил, осмотр присоединяемых энергопринимающих устройств должен осуществляться с участием сетевой организации и заявителя);
ж) осуществление сетевой организацией фактического присоединения объектов заявителя к электрическим сетям и включение коммутационного аппарата (фиксация коммутационного аппарата в положении «включено»).
Пункт 19 Правил присоединения предусматривает, что по окончании осуществления мероприятий по технологическому присоединению стороны составляют следующие документы:
-
акт об осуществлении технологического присоединения;
-
акт разграничения границ балансовой принадлежности сторон;
-
акт разграничения эксплуатационной ответственности сторон.
Согласно материалам дела процедура технологического присоединения объекта недвижимого имущества заявителя не осуществлена в срок. ОАО «МРСК Урала» в рамках исполнения договора от 14.07.2014 г. № 6100025195 вело работу по выбору подрядной организации, необходимой для выполнения сетевой организацией мероприятий, в соответствии с техническими условиями, а также отсутствие финансовой возможности выполнения работ по технологическому присоединению садового дома <...>. В результате чего процедура технологического присоединения необоснованно затянута более чем на 3 месяца, были ущемлены права и законные интересы <...>.
Из представленных документов в Челябинское УФАС России следует, что мероприятия по технологическому присоединению энергопринимающих устройств заявителя, расположенных по адресу: Челябинская область, Сосновский район, ДНТ «Курчатовец-2», Первая поляна, участок 93 осуществлены только 19.05.2015, что подтверждается актом об осуществлении технологического присоединения от 19.05.2015, заключенным между <...> и ОАО «МРСК Урала».
Предпринятые ОАО «МРСК Урала» действия по исполнению договора от 14.07.2014 г. № 6100025195 (заключение договора подряда позднее дня заключения договора № 6100025195, отсутствие финансовой возможности) не обеспечили возможность выполнения мероприятий по технологическому присоединению в императивно установленный законодательством срок.
Представленные ОАО «МРСК Урала» документы (акт об осуществлении технологического присоединения от 19.05.2015, акт о выполнении технических условий от 13.01.2015) не подтверждают фактическую невозможность для соблюдения правил и норм, а именно, подпункта «б», пункта 16 Правил присоединения, части 1 статьи 10 Закона о защите конкуренции.
В соответствии с частью 2 статьи 1 Закона о защите конкуренции целями принятия указанного закона и деятельности антимонопольного органа являются защита конкуренции, создание условий для эффективного функционирования товарных рынков. Именно поэтому требования части 1 статьи 10 Закона о защите конкуренции направлены не на защиту интересов хозяйствующих субъектов, а на защиту гражданских прав, нарушенных вследствие их ущемления, злоупотребления доминирующим положением, ограничения конкуренции.
Более того, в соответствии с абзацем 5 пунктом 1 Постановления Пленума Высшего Арбитражного суда РФ от 30.06.2008 № 30 «не подлежит признанию недействительным решение или предписание антимонопольного органа только на основании квалификации соответствующих правоотношений с участием хозяйствующего субъекта, которому выдано предписание антимонопольного органа или к которому данным органом подан иск, как гражданско-правовых».
Перечень части 1 статьи 10 Закона о защите конкуренции не является исчерпывающим (абзацем 3 пункта 4 Постановления № 30), поэтому антимонопольный орган вправе признать нарушением антимонопольного законодательства и иные действия (бездействие), кроме установленных частью 1 статьи 10 Закона о защите конкуренции.
При этом, согласно пункту 4 Постановления ВАС РФ от 30.06.2008 № 30 «О некоторых вопросах, возникающих в связи с применением арбитражными судами антимонопольного законодательства» антимонопольному органу, оценивая такие действия (бездействия) как злоупотребление доминирующим положением, следует учитывать положения статьи 10 ГК РФ, части 2 статьи 10 Закона о защите конкуренции, и, в частности определять, совершены ли данные действия в допустимых пределах гражданских прав либо ими налагаются на контрагентов неразумные ограничения или ставятся необоснованные условия реализации контрагентами своих прав.
В силу своего доминирующего положения на рынке услуг по передаче электрической энергии и технологическому присоединению к электрическим сетям ОАО «МРСК Урала» обязано соблюдать запреты, установленные статьей 10 Закона о защите конкуренции, в том числе не допускать действий, которые имеют либо могут иметь своим результатом недопущение, ограничение, устранение конкуренции и (или) ущемление интересов других лиц.
В связи с тем, что осуществление мероприятий по технологическому присоединению необходимо было произвести для объекта — садового участка, расположенного по адресу: Челябинская область, Сосновский район, ДНТ «Курчатовец-2», Первая поляна, участок 93, который необходим для проживания заявителя, мероприятия по технологическому присоединению указанного объекта не выполнены, в том числе в установленные Правилами присоединения сроки, что привело к невозможности проживания <...> по указанному адресу, и соответственно, ущемило интересы заявителя.
У ОАО «МРСК Урала» отсутствовали препятствия и имелась возможность для соблюдения норм антимонопольного законодательства Российской Федерации, а именно: осуществить мероприятия по технологическому присоединению объекта <...> в установленный законом 6 месячный срок, однако ОАО «МРСК Урала» не приняло необходимых и достаточных мер по соблюдению законодательства Российской Федерации и допустило нарушение антимонопольного законодательства.
ОАО «МРСК Урала» не доказано, что правонарушение было вызвано чрезвычайными, объективно непредотвратимыми обстоятельствами и другими непредвидимыми, непредотвратимыми препятствиями, находящимися вне контроля данного юридического лица, при соблюдении им той степени заботливости и осмотрительности, какая требовалась от него в целях надлежащего исполнения обязанностей по соблюдению требований антимонопольного законодательства.
Учитывая изложенное, считаю вину ОАО «МРСК Урала» в совершенном правонарушении установленной.
На основании изложенного, Комиссия расценивает действия ОАО «МРСК Урала», выразившиеся в нарушении сроков осуществления мероприятий по технологическому присоединению по договору от 14.07.2014 № 6100025195, заключенному с <...>, нарушением части 1 статьи 10 Закона о защите конкуренции и пункта 16 Правил присоединения.
В соответствии с пунктом 2 части 1 статьи 23 Закона о защите конкуренции антимонопольный орган выдает в случаях, указанных в настоящем Федеральном законе, хозяйствующим субъектам обязательные для исполнения предписания о прекращении злоупотребления хозяйствующим субъектом доминирующим положением и совершении действий, направленных на обеспечение конкуренции.
Учитывая, что на момент вынесения настоящего решения мероприятия по технологическому присоединению в соответствии с договором от 14.07.2014 № 6100025195 сетевой организацией выполнены, Челябинским УФАС России принято решение не выдавать ОАО «МРСК Урала» обязательное для исполнения предписание.
руководствуясь статьей 23, частью 1 статьи 39, частями 1-4 статьи 41, пунктом 16 Правил присоединения, Комиссия
РЕШИЛА:
-
Признать действия ОАО «МРСК Урала», выразившиеся в нарушении сроков осуществления мероприятий по технологическому присоединению по договору от 14.07.2014 № 6100025195, заключенному с <...>, нарушением части 1 статьи 10 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» и пункта 16 Правил присоединения.
-
Производство по делу № 15-04/15 прекратить в связи с добровольным устранением ОАО «МРСК Урала» нарушения антимонопольного законодательства.
-
ОАО «МРСК Урала» предписание не выдавать.
-
Передать материалы настоящего дела должностному лицу Челябинского УФАС России, уполномоченному составлять протоколы об административных правонарушениях.