Решение б/н Решение и предписание № 15-04-18.1/17 по жалобе на действия ... от 28 марта 2017 г.

Вид документа
Дата регистрации
Сфера деятельности
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

 

 

 

Р Е Ш Е Н И Е

г. Челябинск, пр. Ленина, 59

 

Резолютивная часть решения оглашена 22 марта 2017 года.

В полном объеме решение изготовлено 23 марта 2017 года.

 

Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Челябинской области (далее – Челябинское УФАС России) по рассмотрению жалоб в порядке, предусмотренном статьей 18.1 Закона о защите конкуренции (далее - Комиссия) в составе:

Председателя Комиссии:

<...> – руководителя Челябинского УФАС России;

Членов Комиссии:

<...> – ведущего специалиста-эксперта отдела антимонопольного контроля Челябинского УФАС России;

<...> - специалиста-эксперта отдела антимонопольного контроля Челябинского УФАС России;

рассмотрев жалобу ООО «Прайм» от 15.03.2017 вх. № 2946 (далее — Заявитель) на действия ФГУП «Приборостроительный завод» (далее - Заказчик) при проведении открытого запроса цен в электронной форме на право заключения договора на поставку инженерных систем и МФУ (принтер/копир/сканер) со спецпроверкой (извещение № 31704869343), размещенного на сайте www. zakupki.gov.ru (далее – запрос цен), в присутствии представителей Заказчика и Заявителя,

 

УСТАНОВИЛА:

 

09.03.2017 на официальном сайте в сети Интернет по адресу: www.zаkuрki.gоv.ru и на сайте Электронной Торговой Площадки (далее - ЭТП) b2b-center.ru Заказчик разместил извещение (№ 31704869343) и документацию о проведении открытого запроса цен в электронной форме на право заключения договора на поставку инженерных систем и МФУ (принтер/копир/сканер) со спецпроверкой (далее — документация о закупке).

При осуществлении процедуры закупки в соответствии с Федеральным законом от 18.07.2011 № 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц» (далее — Закон о закупках) Заказчик руководствовался Единым отраслевым стандартом закупок Государственной Корпорации «Росатом» (далее – ЕОСЗ), документацией о закупке.

Предмет договора: инженерные системы и МФУ (принтер/копир/сканер) со спецпроверкой.

Начальная (максимальная) цена договора — 4 588 301, 67 руб.

Дата и время окончания подачи заявок — 16.03.2017 в 10:00.

Дата и время рассмотрения заявок — 04.04.2017 в 23:59.

Дата и время подведения итогов — 04.04.2017 в 23:59.

Согласно протоколу от 16.03.2017 № 791803 открытия доступа к заявкам на участие в открытом запросе цен на участие в закупке поступило пять заявок: ООО «Юнит-Копир», ООО «ДиЛ», ООО «Торговый дом «Техфабрика», ООО «Проектное бюро СКПо», ООО «КАНТ».

20.03.2017 в Челябинское УФАС России поступила жалоба Заявителя на действия (бездействие) Заказчика при проведении запроса цен.

В связи с поступившей в Челябинское УФАС России жалобой Заявителя, Заказчик приостановил запрос цен. Договор по результатам проведения запроса цен не заключен.

 

Из текста жалобы Заявителя от 15.03.2017 вх. № 2946 и устных пояснений представителя Заявителя следует, что техническое задание, размещенное Заказчиком на официальном сайте, не соответствует требованиям к формату файла, указанного в пунктах 9 и 22 Положения о размещении на официальном сайте информации о закупке, утв. Постановлением Правительства Российской Федерации от 10.09.2012 № 908 (далее - Положения о размещении информации) и не позволяет после его сохранения на технических средствах пользователей обеспечить возможность поиска и копирования фрагментов текста, который необходим для заполнения заявки. Размещение Заказчиком технического задания в такой форме существенно затрудняет подготовку участником закупки заявки, так как высока вероятность технической ошибки.

Заявитель указал, что согласно требованиям подпункта «б» пункта 4 Постановления Правительства РФ от 11.12.2014 № 1352 «Об особенностях участия малого и среднего предпринимательства в закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц» (далее — Постановление № 1352) при осуществлении закупки максимальный срок оплаты поставленных товаров (выполненных работ, оказанных услуг) по договору (отдельному этапу договора), заключенному по результатам закупки, должен составлять не более 30 календарных дней со дня исполнения обязательств по договору (отдельному этапу договора).

В нарушение требований к максимальному сроку оплаты поставленных товаров по договору, заключенному по результатам закупки, установленного Постановлением № 1352, Заказчиком в документации о закупке указан срок оплаты в течение 45 календарных дней после очередной поставки оборудования Исполнителем Заказчику.

Таким образом, Заявитель считает, что Заказчик указав порядок оплаты поставленных по договору товаров в срок, превышающий максимально допустимый, установленный Постановлением № 1352, Заказчик нарушил законодательство о закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц.

 

Заказчик в письменных пояснениях от 21.03.2017 № 192-35/55 и на заседании Комиссии пояснил, что указание Заявителем на то, что размещенное техническое задание противоречит Положению о размещении информации не корректно, поскольку не указывается в чем именно выразилось нарушение. Указанное Положение содержит лишь указание на возможность «сохранения сведений на технических средствах пользователей и допускающим после сохранения возможность поиска и копирования произвольного фрагмента текста, или в файле с графическим образом оригинала документа. Вместе с тем, Положение о размещении информации не содержит указание ни к расширению указанных файлов, ни требований к программному обеспечению и оснащению технических средств, с помощью которых должны осуществляться указанные действия. Учитывая изложенное, Заказчик считает, что доводы Заявителя не состоятельны, поскольку формат файла, в котором размещена закупочная документация, позволяет с соответствующим программным обеспечением и должным уровнем пользователя осуществить все необходимые действия согласно Положению о размещении информации.

Представитель Заказчика пояснил, что у Заказчика действует приказ Генерального директора ФГУП «ПСЗ» от 12.04.2016 № 511 «Об установлении основных правил взаиморасчетов с контрагентами, в которых ФГУП «ПСЗ» выступает плательщиком». Указанный приказ выпущен согласно ЕОСЗ работы с дебиторской и кредиторской задолженностью Госкорпорации «Росатом» и её организаций, утвержденному приказом Госкопорации «Росатом» от 31.03.2016 № 1/266-П. На основании указанного приказа Заказчиком в документации установлено требование об оплате товара в течение 45 календарных дней.

 

Изучив материалы жалобы, заслушав пояснения сторон, Комиссия Челябинского УФАС России пришла к следующим выводам.

 

В силу части 1 статьи 18.1 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее – Закон о защите конкуренции) по правилам настоящей статьи антимонопольный орган рассматривает жалобы на действия (бездействие) юридического лица, организатора торгов, оператора электронной площадки, конкурсной комиссии или аукционной комиссии при организации и проведении торгов, заключении договоров по результатам торгов либо в случае, если торги, проведение которых является обязательным в соответствии с законодательством Российской Федерации, признаны несостоявшимися, а также при организации и проведении закупок в соответствии с Законом о закупках, за исключением жалоб, рассмотрение которых предусмотрено законодательством Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд.

В соответствии с частью 2 статьи 18.1 Закона о защите конкуренции действия (бездействие) организатора торгов, оператора электронной площадки, конкурсной или аукционной комиссии могут быть обжалованы в антимонопольный орган лицами, подавшими заявки на участие в торгах, а в случае, если такое обжалование связано с нарушением установленного нормативными правовыми актами порядка размещения информации о проведении торгов, порядка подачи заявок на участие в торгах, также иным лицом (заявителем), права или законные интересы которого могут быть ущемлены или нарушены в результате нарушения порядка организации и проведения торгов.

Законом о закупках установлены общие принципы закупок товаров, работ, услуг и основные требования к таким закупкам.

Согласно части 1 статьи 2 Закона о закупках при закупке товаров, работ, услуг заказчики руководствуются Конституцией Российской Федерации, Гражданским кодексом Российской Федерации, настоящим Федеральным законом, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, а также принятыми в соответствии с ними и утвержденными с учетом положений части 3 настоящей статьи правовыми актами, регламентирующими правила закупки.

Вопросы, касающиеся условий и порядка проведения конкретных процедур закупки, должны быть урегулированы в утвержденном самим заказчиком положении о закупке, соответствующем Гражданскому кодексу РФ и иным обязательным нормативным актам.

Положение о закупке является документом, который регламентирует закупочную деятельность заказчика и должно содержать требования к закупке, в том числе порядок подготовки и проведения процедур закупки (включая способы закупки) и условия их применения, порядок заключения и исполнения договоров, а также иные связанные с обеспечением закупки положения (часть 2 статьи 2 Закона о закупках).

Заказчиком утвержден ЕОСЗ.

Частью 5 статьи 4 Закона о закупках установлено, что в единой информационной системе при закупке размещается информация о закупке, в том числе извещение о закупке, документация о закупке, проект договора, являющийся неотъемлемой частью извещения о закупке и документации о закупке, изменения, вносимые в такое извещение и такую документацию, разъяснения такой документации, протоколы, составляемые в ходе закупки, а также иная информация, размещение которой в ЕИС предусмотрено Законом о закупках.

Согласно пункту 1 Положения о размещении информации настоящее Положение определяет порядок размещения информации о закупке в единой информационной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд юридическими лицами, указанными в части 2 статьи 1 Закона о закупках.

Согласно требованиям пункта 22 Положения о размещении информации на официальном сайте размещается электронный вид документации о закупке.

Пунктом 9 Положения о размещении информации, установлено, что сведения размещаемые заказчиком на официальном сайте в электронном виде должны обеспечивать возможность их сохранения на технических средствах пользователей, а формат файлов, содержащих такие документы должен допускать после их сохранения возможность поиска и копирования в этих документах произвольного фрагмента текста.

Согласно позиции ФАС России, изложенной в разъяснении от 12.12.2016 «О формате размещения в ЕИС технической части документации о закупках», информация, необходимая для заполнения заявки участниками закупки, в виде текста размещается на официальном сайте в читаемом формате, обеспечивающем возможность поиска и копирования фрагментов текста средствами веб-обозревателя («гипертекстовый формат»), то есть в формате, обеспечивающем возможность их сохранения на технических средствах пользователей и допускающем после сохранения возможность поиска и копирования произвольного фрагмента текста средствами общераспространённых программ для просмотра («документ в электронной форме»).

Материалами жалобы установлено, что в состав закупочной документации, размещенной заказчиком на официальном сайте, входит техническое задание, которое содержит требования к техническим характеристикам, функциональным характеристикам (потребительским свойствам) предмета закупки.

Комиссия, обозрев документы, размещенные в ЕИС по закупке № 31704869343 установила, что техническое задание, размещенное Заказчиком на официальном сайте, не соответствует требованиям к формату файла, определенным Положением о размещении информации и не позволяет после его сохранения на технических средствах пользователей обеспечить возможность поиска и копирования фрагментов текста, который необходим для заполнения заявки.

Учитывая изложенное, Комиссия приходит к выводу о том, что действия Заказчика, выразившиеся в размещении в ЕИС по закупке № 31704869343 технического задания в формате не обеспечивающем после его сохранения на технических средствах пользователей возможность поиска и копирования фрагментов текста, который необходим для заполнения заявки является нарушением пунктов 9, 22 Положения о размещении информации и части 1 статьи 3 Закона о закупках.

Однако, Комиссия отмечает, что информация, содержащаяся в техническом задании содержит в себе небольшой, не сложный объем сведений, который возможно напечатать самостоятельно участнику закупки или перевести указанный текст с помощью специального программного обеспечения в электронный вид документа, с которого можно скопировать текст.

Кроме того, учитывая, что на участие в запросе цен подано пять заявок от участников, которым не помешало указанное нарушение принять участие в Закупке, права и законные интересы, которых не нарушены действиями Заказчика, то Комиссия читает возможным не выдавать Заказчику предписание об отмене запроса цен.

Пунктом 1 извещения о закупке и пунктом 1 закупочной документации установлено, что закупка осуществляется в соответствии с подпунктом б) пункта 4 Положения об особенностях участия субъектов малого и среднего предпринимательства в закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц, годовом объеме таких закупок и порядке расчета указанного объема, утвержденного Постановлением Правительства РФ от 11 декабря 2014 № 1352 «Об особенностях участия субъектов малого и среднего предпринимательства в закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц» (далее — Постановление № 1352).

Пунктом 13 извещения о закупке и пунктом 13 закупочной документации установлено, что участниками закупки могут быть только субъекты малого и среднего предпринимательства, определенные статьей 4 Федерального закона от 24.07.2007 № 209-ФЗ «О развитии малого и среднего предпринимательства в РФ».

Согласно требованиям пункта 28 Постановления № 1352 при осуществлении закупки в соответствии с подпунктом «б» пункта 4 Положения максимальный срок оплаты поставленных товаров (выполненных работ, оказанных услуг) по договору (отдельному этапу договора), заключенному по результатам закупки, должен составлять не более 30 календарных дней со дня исполнения обязательств по договору (отдельному этапу договора).

В соответствии с приказом Генерального директора ФГУП «ПСЗ» от 12.04.2016 № 511 «Об установлении основных правил взаиморасчетов с контрагентами, в которых ФГУП «ПСЗ» выступает плательщиком» Заказчиком в закупочной документации установлено требование об оплате товара в течение 45 календарных дней со дня исполнения обязательств по договору.

Так, пунктом 8 извещения о закупке установлено, что оплата производится поэтапно в течение 45 календарных дней после очередной поставки оборудования Исполнителем Заказчику. Пунктом 8 закупочной документации также предусмотрено, что оплата производится поэтапно в течение 45 календарных дней после очередной поставки оборудования Исполнителем Заказчику.

Таким образом, учитывая, что запрос цен проводится исключительно среди субъектов малого и среднего предпринимательства, Заказчик в нарушение пункта 28 Постановления № 1352 установил в извещении о закупке, закупочной документации и проекте договора срок оплаты товара по договору, заключенному по результатам закупки, превышающий максимальный срок, определенный пунктом 28 Постановления № 1352. Представитель Заказчика на заседании Комиссии указанное обстоятельство не отрицал.

На основании изложенного, действия Заказчика, выразившиеся в установлении в извещении о закупке, закупочной документации и проекте договора срока оплаты товара по договору, заключенному по результатам закупки в течение 45 календарных дней является нарушением пункта 28 Постановления № 1352, части 1 статьи 3 Закона о закупках.

В соответствии с частью 20 статьи 18.1 Закона о защите конкуренции по результатам рассмотрения жалобы по существу комиссия антимонопольного органа принимает решение о признании жалобы обоснованной или необоснованной и в случае, если жалоба признана обоснованной, либо в случае установления иных не являющихся предметом обжалования нарушений (нарушений порядка организации и проведения торгов, заключения договоров по результатам торгов или в случае признания торгов несостоявшимися) принимает решение о необходимости выдачи предписания, предусмотренного пунктом 3.1 части 1 статьи 23 настоящего Федерального закона.

Согласно пункту 3.1 части 1 статьи 23 Закона о защите конкуренции антимонопольный орган выдает организатору торгов, конкурсной или аукционной комиссии, продавцу государственного или муниципального имущества, организатору продажи обязательные для исполнения предписания о совершении действий, направленных на устранение нарушений порядка организации, проведения торгов, продажи государственного или муниципального имущества, порядка заключения договоров по результатам торгов или в случае признания торгов несостоявшимися, в том числе предписания об отмене протоколов, составленных в ходе проведения торгов, о внесении изменений в документацию о торгах, извещение о проведении торгов, об аннулировании торгов.

Допущенное Заказчиком нарушение пункта 28 Постановления № 1352, по мнению Комиссии, являются достаточным основанием для выдачи обязательного для исполнения предписания о совершении действий, направленных на устранение нарушений порядка организации, проведения торгов.

На основании изложенного и руководствуясь частью 20 статьи 18.1 Закона о защите конкуренции, Комиссия

 

РЕШИЛА:

 

1. Признать доводы жалобы от 15.03.2017 вх. № 2946 Заявителя на действия Заказчика при проведении запроса цен обоснованными.

2. Признать действия Заказчика, выразившиеся в размещении в ЕИС по закупке № 31704869343 технического задания в формате не обеспечивающем после его сохранения на технических средствах пользователей возможность поиска и копирования фрагментов текста, который необходим для заполнения заявки, установлении в извещении о закупке, закупочной документации и проекте договора срока оплаты товара по договору, заключенному по результатам закупки в течении 45 календарных дней нарушением пунктов 9, 22 Положения о размещении информации, части 1 статьи 3 Закона о закупках, пункта 28 Постановления № 1352.

3. Выдать Заказчику предписание о совершении действий, направленных на устранение нарушений порядка организации, проведения торгов.

 

Настоящее решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня его принятия.

 

ПРЕДПИСАНИЕ

        по жалобе № 15-04-18.1/17

 

22 марта 2017 года                                                                                         г. Челябинск

Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Челябинской области (далее – Челябинское УФАС России) по рассмотрению жалоб в порядке, предусмотренном статьей 18.1 Закона о защите конкуренции (далее - Комиссия) в составе:

Председателя Комиссии:

<…> – руководителя Челябинского УФАС России;

Членов Комиссии:

<…> – ведущего специалиста-эксперта отдела антимонопольного контроля Челябинского УФАС России;

<…> - специалиста-эксперта отдела антимонопольного контроля Челябинского УФАС России;

            руководствуясь пунктом 3.1 части 1 статьи 23, частью 20 статьи 18.1 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции», на основании своего решения от 22.03.2017 по итогам рассмотрения жалобы № 15-04-18.1/17 ООО «Прайм» от 15.03.2017 вх. № 2946 (далее — Заявитель) на действия ФГУП «Приборостроительный завод» (далее - Заказчик) при проведении открытого запроса цен в электронной форме на право заключения договора на поставку инженерных систем и МФУ (принтер/копир/сканер) со спецпроверкой (извещение                                № 31704869343), размещенного на сайте www. zakupki.gov.ru (далее – запрос цен)

                                                           ПРЕДПИСЫВАЕТ:

            1. Заказчику с момента получения настоящего предписания необходимо прекратить нарушение порядка организации и проведения торгов, путем внесения изменений в проект договора поставки в части срока оплаты товара по договору, с учетом выводов антимонопольного органа, отраженных в решении по жалобе № 15-04-18.1/17.

            2. Электронной площадке ООО «ЭТП» обеспечить Заказчику возможность исполнения настоящего предписания.

            3. Заказчику в срок до 30.03.2017 представить в Челябинское УФАС России доказательства исполнения настоящего предписания.

 

            Предписание может быть обжаловано в течение трех месяцев со дня его выдачи.

            Примечание. За невыполнение в установленный срок законного предписания антимонопольного органа Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность.

            Привлечение к ответственности, предусмотренной законодательством Российской Федерации, не освобождает от обязанности исполнить предписание антимонопольного органа.

 

Связанные организации

Связанные организации не указаны