Решение б/н Решение и предписание по делу № 15-08/16 в отношении ИП от 4 апреля 2016 г.

Вид документа
Дата регистрации
Сфера деятельности
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

РЕШЕНИЕ

 

30 марта 2016 года                                                                                                г. Челябинск

 

Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Челябинской области по рассмотрению дел по признакам нарушениях законодательства РФ о рекламе в составе (далее - Комиссия):

 

         председатель Комиссии:

<…> – руководитель Управления Федеральной антимонопольной службы по Челябинской области;

         члены Комиссии:

<…> – специалист - эксперт отдела контроля за рекламой и недобросовестной конкуренцией;

<…> – специалист-эксперт отдела контроля за рекламой и недобросовестной конкуренцией,

рассмотрев дело № 15-08/16, возбужденное по признакам нарушения                     законодательства Российской Федерации о рекламе по факту распространения на фасаде здания № 8 А по улице Завенягина в городе Магнитогорске рекламы, в которой присутствуют сведения «ЯБ’ВДУЛ. Smoky Place. Кальянная #ЯБ’ВДУЛ Место для души!»,

 

УСТАНОВИЛА:

 

В Управление Федеральной антимонопольной службы по Челябинской области из Администрации города Магнитогорска поступило обращение о размещении в городе Магнитогорске наружной рекламы кальянной, содержащей непристойные выражения.

Из обращения следует, что специалистами Администрации города Магнитогорска в ходе проверки были выявлены рекламные конструкции типа «настенное панно», установленные без разрешения на установку и эксплуатацию рекламной конструкции, содержащая следующую информацию: «ЯБ’ВДУЛ. Smoky Place. Кальянная #ЯБ’ВДУЛ Место для души!». Администрации города Магнитогорска также просит проверить информацию, размещенную на указанных конструкциях на предмет соблюдения требований законодательства Российской Федерации о рекламе.

Челябинским УФАС России на своем официальном сайте (http://chel.fas.gov.ru) проведен опрос граждан на предмет выявления содержания оскорбительных образов и выражений. Согласно результатам опроса 46 % респондентов (786 человек) считают, что в размещенной на рекламной конструкции информации используются оскорбительные образы и выражения.

Согласно данным свободной энциклопедии одним из лексических значений слова «Вдул» является обозначение <…> акта, сведения интернет – ресурсов «Словарь молодежного сленга», «Словарь современной лексики, жаргона и сленга», «Словоново» также подтверждают, что в современном употреблении данное слово употребляется для обозначения <…> акта.

По данным Администрации города Магнитогорска, владельцем рекламных конструкций является ООО «Фортуна».

ООО «Фортуна» на заседание Комиссии Челябинского УФАС России предоставило письменные пояснения о том, что размещение рекламы на фасаде здания расположенного по адресу: город Магнитогорск, улица Завенягина, дом № 8 А не согласовывалось, реклама размещается ИП <…>., а также предоставило договор от 31 июля 2015 года № 4. Согласно данному договору ИП <…> арендует у ООО «Фортуна» нежилое помещение по указанному адресу.

На заседании Комиссии ИП <…> пояснил, что заключил договор              от 15 декабря 2015 года № 37/15 с ИП <…>. на изготовление вывески. О том, что данная информация является рекламой и на нее распространяются требования законодательства Российской Федерации о рекламе не знал.

Комиссия Челябинского УФАС России, рассмотрев заявление и материалы, приходит к следующим выводам.

В городе Магнитогорске по улице Завенягина, на внешней стене здания № 8 А установлены две конструкции типа «настенное панно». На первой конструкции присутствуют сведения: «Кальянная ЯБ’ВДУЛ. Место для души!», а также обозначения в виде следующих изображений: кружка, над которой поднимается пар, wi-fi zone, джостик игровой приставки. На второй конструкции присутствуют сведения: «ЯБ’ВДУЛ Smoky Place».

В соответствии с частью 1 статьи 9 Закона Российской Федерации «О защите прав потребителей» размещение в месте нахождения (месте осуществления деятельности) организации (в том числе магазина) вывески является обязательным. Данная обязанность вытекает из прав владельца организации (магазина) по использованию помещений многоквартирного дома, полученных в установленном порядке.

Пункт 18 Информационного письма Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 25.12.1998 № 37 «Обзор практики рассмотрения споров, связанных с применением законодательства о рекламе» устанавливает, что сведения, распространение которых по форме и содержанию являются для юридического лица обязательным на основании закона или обычая делового оборота, не относятся к рекламной информации независимо от манеры их исполнения на соответствующей вывеске, в том числе с использованием товарного знака.

При решении вопроса о размещении на здании обязательной для потребителей информации (вывеска) или рекламы, следует принимать во внимание ее целевое назначение и обстоятельства размещения такой информации на здании. Если целевым назначением сведений о наименовании организации и виде ее деятельности не является информирование о месте нахождения организации (в том числе, с учетом помещения, занимаемого организацией в здании), то такие сведения могут быть квалифицированы как реклама. Обстоятельства размещения таких сведений подлежат дополнительной оценке.

На фасаде здания № 8 А по улице Завенягина в городе Магнитогорске, размещены конструкции, на которых указаны сведения о наименовании организации (кальянная «ЯБ’ВДУЛ»), рекламные слоганы («Место для души!», «Smoky Place»), а также изображения предметов, относящихся к профилю деятельности указанной организации (кальян, игровая приставка, кружка, wi-fi zone).

Анализ предоставленных в Челябинское УФАС России материалов позволяет сделать вывод, что целевым назначением указанных на рекламной конструкции, расположенной на фасаде здания № 8 А по улице Завенягина в городе Магнитогорске, сведений не является информирование о месте нахождения организации.

Таким образом, указанная информация в силу статьи 3 Федерального закона «О рекламе» является рекламой, поскольку направлена на формирование и поддержание интереса неопределенного круга лиц к услугам кальянной.

Согласно части 6 статьи 5 Федерального закона «О рекламе» в рекламе не допускается использование бранных слов, непристойных, оскорбительных образов, сравнений и выражений.

Слово «непристойный» в соответствии с Толковым словарем русского языка С.И. Ожегова означает «неприличный, бесстыдный». Слово «Неприличный» согласно вышеуказанному словарю означает противоречащий правилам приличия. «Приличие» - правило поведения, вежливость, благопристойность.

Следовательно, к непристойным образам, сравнениям, выражениям могут быть отнесены такие слова и изображения, которые нарушают общепринятые нормы и принципы поведения в обществе с точки зрения морали и нравственности.

Согласно данным свободной энциклопедии одним из лексических значений слова «Вдул» является обозначение полового акта, сведения интернет – ресурсов «Словарь молодежного сленга», «Словарь современной лексики, жаргона и сленга», «Словоново» также подтверждают, что в современном употреблении данное слово употребляется для обозначения полового акта.

Присутствующее в рекламе кальянной выражение «ЯБ’ВДУЛ» является непристойным. Так как, учитывая современное лексическое значение слова «ВДУЛ», его демонстрация на рекламной конструкции, расположенной на фасаде здания, находящегося в общественном месте и доступного для широкого публичного обозрения, противоречит общепринятой модели поведения. Иными словами, является безнравственным и аморальным.

Важным обстоятельством является тот факт, что способ распространения рекламы, для которой использована рекламная конструкция, ограничивает потенциального потребителя рекламы в возможности ее игнорировать.

Рекламные образы, демонстрируемые публично, неодобрительно воспринимаются общественностью города Магнитогорска, представляющей ареал распространения данной рекламы и подчеркивает необходимость учитывать местонахождение региона, где размещается реклама и менталитет проживающего в нем населения. Главным доказательством того, что реклама воспринимается, как непристойная является мнение респондентов, что подтверждается опросом Челябинского УФАС России, а также материалом от 19 февраля 2016 года «УФАС говорит «ФАС», подготовленным телеканалом «Россия 24 –Южный Урал».

Таким образом, размещение рекламы кальянной на фасаде здания расположенного по адресу: город Магнитогорск, улица Завенягина, дом № 8 А с использованием непристойного выражения нарушает требования части 6 статьи 5 Федерального закона «О рекламе».

Пунктом 4 статьи 3 Закона «О рекламе» предусмотрено, что реклама, не соответствующая требованиям законодательства Российской Федерации, является ненадлежащей.

В соответствии с частью 6 статьи 38 Федерального закона «О рекламе» ответственность за нарушение требований части 6 статьи 5 Федерального закона «О рекламе» несет рекламодатель.

Согласно статье 3 Федерального закона «О рекламе» рекламодателем является изготовитель или продавец товара либо иное определившее объект рекламирования и (или) содержание рекламы лицо.

Рекламодателем указанной рекламы является ИП <…> как лицо, которое согласно пунктам 2.1 и 2.3 договора от 15 декабря 2015 года № 37/15 разрабатывает техническое задание на изготовление рекламы, предоставляет рекламные материалы, а также согласовывает проектную документацию и оригинал-макет рекламы.

Руководствуясь частью 2 пункта 1 статьи 33, частью 1 статьи 36 Федерального закона «О рекламе» и в соответствии с пунктами 37 - 42 Правил рассмотрения антимонопольным органом дел, возбужденных по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе, Комиссия

 

РЕШИЛА:

 

1. Признать ненадлежащей рекламу, размещенную на фасаде здания № 8 А по улице Завенягина в городе Магнитогорске, в которой присутствуют сведения «ЯБ’ВДУЛ. #ЯБ’ВДУЛ», поскольку в ней нарушены требования части 6 статьи 5 Федерального закона «О рекламе».

2. Выдать предписание о прекращении нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе.

3. Передать материалы дела уполномоченному должностному лицу Управления Федеральной антимонопольной службы по Челябинской области для возбуждения дела об административном правонарушении, предусмотренном статьей 14.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях в отношении                  ИП <…>.

Решение изготовлено в полном объеме 30 марта 2016 года.

Решение может быть обжаловано в арбитражный суд в порядке, предусмотренном статьей 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.

 

 

 

 

     ПРЕДПИСАНИЕ

  О ПРЕКРАЩЕНИИ НАРУШЕНИЯ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА

 РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ О РЕКЛАМЕ

 

30 марта 2016 года                                                                                              г. Челябинск

 

Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Челябинской области по рассмотрению дел по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе  (далее – Комиссия) в составе:

 

          председатель Комиссии:

<…>– руководитель Управления Федеральной антимонопольной службы по Челябинской области;

          члены Комиссии:

<…>– специалист - эксперт отдела контроля за рекламой и недобросовестной конкуренцией,

<…>– специалист-эксперт отдела контроля за рекламой и недобросовестной конкуренцией,

на основании своего решения от 30 марта 2016 по делу № 15-08/16 о признании рекламы, размещенной на фасаде здания № 8 А по улице Завенягина в городе Магнитогорске, в которой присутствуют сведения «ЯБ’ВДУЛ. #ЯБ’ВДУЛ» ненадлежащей, поскольку в ней нарушены требования части 6 статьи 5 Федерального закона «О рекламе», и в соответствии с пунктом 1 части 2 статьи 33, частями 1,3 статьи 36 Федерального закона «О рекламе», пунктами 44, 45 Правил рассмотрения антимонопольным органом дел, возбужденных по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе,

 

ПРЕДПИСЫВАЕТ:

 

1. ИП <…>. незамедлительно со дня получения настоящего предписания прекратить нарушение требований части 6 статьи 5 Федерального закона «О рекламе», а именно не распространять ненадлежащую рекламу, в которой присутствуют сведения «ЯБ’ВДУЛ. #ЯБ’ВДУЛ».

2. ИП <…> представить в Управление Федеральной антимонопольной службы по Челябинской области доказательства исполнения пункта 1 настоящего предписания до 01 мая 2016 года.

В случае невыполнения в установленный срок предписания о прекращении нарушения законодательства о рекламе Челябинское УФАС России вправе в соответствии с пунктом 2 статьи 19.5 Кодекса РФ об административных правонарушениях привлечь виновное лицо к административной ответственности.

Предписание может быть обжаловано в Арбитражный суд в порядке, предусмотренном статьей 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.

Связанные организации

Связанные организации не указаны