Решение б/н Решение и предписание по делу № 15-08/16 в отношении ИП от 4 апреля 2016 г.
Текст документа
Сохранить как PDFРЕШЕНИЕ
30 марта 2016 года г. Челябинск
Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Челябинской области по рассмотрению дел по признакам нарушениях законодательства РФ о рекламе в составе (далее - Комиссия):
председатель Комиссии: |
<…> – руководитель Управления Федеральной антимонопольной службы по Челябинской области; |
члены Комиссии: |
<…> – специалист - эксперт отдела контроля за рекламой и недобросовестной конкуренцией; <…> – специалист-эксперт отдела контроля за рекламой и недобросовестной конкуренцией, |
рассмотрев дело № 15-08/16, возбужденное по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе по факту распространения на фасаде здания № 8 А по улице Завенягина в городе Магнитогорске рекламы, в которой присутствуют сведения «ЯБ’ВДУЛ. Smoky Place. Кальянная #ЯБ’ВДУЛ Место для души!»,
УСТАНОВИЛА:
В Управление Федеральной антимонопольной службы по Челябинской области из Администрации города Магнитогорска поступило обращение о размещении в городе Магнитогорске наружной рекламы кальянной, содержащей непристойные выражения.
Из обращения следует, что специалистами Администрации города Магнитогорска в ходе проверки были выявлены рекламные конструкции типа «настенное панно», установленные без разрешения на установку и эксплуатацию рекламной конструкции, содержащая следующую информацию: «ЯБ’ВДУЛ. Smoky Place. Кальянная #ЯБ’ВДУЛ Место для души!». Администрации города Магнитогорска также просит проверить информацию, размещенную на указанных конструкциях на предмет соблюдения требований законодательства Российской Федерации о рекламе.
Челябинским УФАС России на своем официальном сайте (http://chel.fas.gov.ru) проведен опрос граждан на предмет выявления содержания оскорбительных образов и выражений. Согласно результатам опроса 46 % респондентов (786 человек) считают, что в размещенной на рекламной конструкции информации используются оскорбительные образы и выражения.
Согласно данным свободной энциклопедии одним из лексических значений слова «Вдул» является обозначение <…> акта, сведения интернет – ресурсов «Словарь молодежного сленга», «Словарь современной лексики, жаргона и сленга», «Словоново» также подтверждают, что в современном употреблении данное слово употребляется для обозначения <…> акта.
По данным Администрации города Магнитогорска, владельцем рекламных конструкций является ООО «Фортуна».
ООО «Фортуна» на заседание Комиссии Челябинского УФАС России предоставило письменные пояснения о том, что размещение рекламы на фасаде здания расположенного по адресу: город Магнитогорск, улица Завенягина, дом № 8 А не согласовывалось, реклама размещается ИП <…>., а также предоставило договор от 31 июля 2015 года № 4. Согласно данному договору ИП <…> арендует у ООО «Фортуна» нежилое помещение по указанному адресу.
На заседании Комиссии ИП <…> пояснил, что заключил договор от 15 декабря 2015 года № 37/15 с ИП <…>. на изготовление вывески. О том, что данная информация является рекламой и на нее распространяются требования законодательства Российской Федерации о рекламе не знал.
Комиссия Челябинского УФАС России, рассмотрев заявление и материалы, приходит к следующим выводам.
В городе Магнитогорске по улице Завенягина, на внешней стене здания № 8 А установлены две конструкции типа «настенное панно». На первой конструкции присутствуют сведения: «Кальянная ЯБ’ВДУЛ. Место для души!», а также обозначения в виде следующих изображений: кружка, над которой поднимается пар, wi-fi zone, джостик игровой приставки. На второй конструкции присутствуют сведения: «ЯБ’ВДУЛ Smoky Place».
В соответствии с частью 1 статьи 9 Закона Российской Федерации «О защите прав потребителей» размещение в месте нахождения (месте осуществления деятельности) организации (в том числе магазина) вывески является обязательным. Данная обязанность вытекает из прав владельца организации (магазина) по использованию помещений многоквартирного дома, полученных в установленном порядке.
Пункт 18 Информационного письма Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 25.12.1998 № 37 «Обзор практики рассмотрения споров, связанных с применением законодательства о рекламе» устанавливает, что сведения, распространение которых по форме и содержанию являются для юридического лица обязательным на основании закона или обычая делового оборота, не относятся к рекламной информации независимо от манеры их исполнения на соответствующей вывеске, в том числе с использованием товарного знака.
При решении вопроса о размещении на здании обязательной для потребителей информации (вывеска) или рекламы, следует принимать во внимание ее целевое назначение и обстоятельства размещения такой информации на здании. Если целевым назначением сведений о наименовании организации и виде ее деятельности не является информирование о месте нахождения организации (в том числе, с учетом помещения, занимаемого организацией в здании), то такие сведения могут быть квалифицированы как реклама. Обстоятельства размещения таких сведений подлежат дополнительной оценке.
На фасаде здания № 8 А по улице Завенягина в городе Магнитогорске, размещены конструкции, на которых указаны сведения о наименовании организации (кальянная «ЯБ’ВДУЛ»), рекламные слоганы («Место для души!», «Smoky Place»), а также изображения предметов, относящихся к профилю деятельности указанной организации (кальян, игровая приставка, кружка, wi-fi zone).
Анализ предоставленных в Челябинское УФАС России материалов позволяет сделать вывод, что целевым назначением указанных на рекламной конструкции, расположенной на фасаде здания № 8 А по улице Завенягина в городе Магнитогорске, сведений не является информирование о месте нахождения организации.
Таким образом, указанная информация в силу статьи 3 Федерального закона «О рекламе» является рекламой, поскольку направлена на формирование и поддержание интереса неопределенного круга лиц к услугам кальянной.
Согласно части 6 статьи 5 Федерального закона «О рекламе» в рекламе не допускается использование бранных слов, непристойных, оскорбительных образов, сравнений и выражений.
Слово «непристойный» в соответствии с Толковым словарем русского языка С.И. Ожегова означает «неприличный, бесстыдный». Слово «Неприличный» согласно вышеуказанному словарю означает противоречащий правилам приличия. «Приличие» - правило поведения, вежливость, благопристойность.
Следовательно, к непристойным образам, сравнениям, выражениям могут быть отнесены такие слова и изображения, которые нарушают общепринятые нормы и принципы поведения в обществе с точки зрения морали и нравственности.
Согласно данным свободной энциклопедии одним из лексических значений слова «Вдул» является обозначение полового акта, сведения интернет – ресурсов «Словарь молодежного сленга», «Словарь современной лексики, жаргона и сленга», «Словоново» также подтверждают, что в современном употреблении данное слово употребляется для обозначения полового акта.
Присутствующее в рекламе кальянной выражение «ЯБ’ВДУЛ» является непристойным. Так как, учитывая современное лексическое значение слова «ВДУЛ», его демонстрация на рекламной конструкции, расположенной на фасаде здания, находящегося в общественном месте и доступного для широкого публичного обозрения, противоречит общепринятой модели поведения. Иными словами, является безнравственным и аморальным.
Важным обстоятельством является тот факт, что способ распространения рекламы, для которой использована рекламная конструкция, ограничивает потенциального потребителя рекламы в возможности ее игнорировать.
Рекламные образы, демонстрируемые публично, неодобрительно воспринимаются общественностью города Магнитогорска, представляющей ареал распространения данной рекламы и подчеркивает необходимость учитывать местонахождение региона, где размещается реклама и менталитет проживающего в нем населения. Главным доказательством того, что реклама воспринимается, как непристойная является мнение респондентов, что подтверждается опросом Челябинского УФАС России, а также материалом от 19 февраля 2016 года «УФАС говорит «ФАС», подготовленным телеканалом «Россия 24 –Южный Урал».
Таким образом, размещение рекламы кальянной на фасаде здания расположенного по адресу: город Магнитогорск, улица Завенягина, дом № 8 А с использованием непристойного выражения нарушает требования части 6 статьи 5 Федерального закона «О рекламе».
Пунктом 4 статьи 3 Закона «О рекламе» предусмотрено, что реклама, не соответствующая требованиям законодательства Российской Федерации, является ненадлежащей.
В соответствии с частью 6 статьи 38 Федерального закона «О рекламе» ответственность за нарушение требований части 6 статьи 5 Федерального закона «О рекламе» несет рекламодатель.
Согласно статье 3 Федерального закона «О рекламе» рекламодателем является изготовитель или продавец товара либо иное определившее объект рекламирования и (или) содержание рекламы лицо.
Рекламодателем указанной рекламы является ИП <…> как лицо, которое согласно пунктам 2.1 и 2.3 договора от 15 декабря 2015 года № 37/15 разрабатывает техническое задание на изготовление рекламы, предоставляет рекламные материалы, а также согласовывает проектную документацию и оригинал-макет рекламы.
Руководствуясь частью 2 пункта 1 статьи 33, частью 1 статьи 36 Федерального закона «О рекламе» и в соответствии с пунктами 37 - 42 Правил рассмотрения антимонопольным органом дел, возбужденных по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе, Комиссия
РЕШИЛА:
1. Признать ненадлежащей рекламу, размещенную на фасаде здания № 8 А по улице Завенягина в городе Магнитогорске, в которой присутствуют сведения «ЯБ’ВДУЛ. #ЯБ’ВДУЛ», поскольку в ней нарушены требования части 6 статьи 5 Федерального закона «О рекламе».
2. Выдать предписание о прекращении нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе.
3. Передать материалы дела уполномоченному должностному лицу Управления Федеральной антимонопольной службы по Челябинской области для возбуждения дела об административном правонарушении, предусмотренном статьей 14.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях в отношении ИП <…>.
Решение изготовлено в полном объеме 30 марта 2016 года.
Решение может быть обжаловано в арбитражный суд в порядке, предусмотренном статьей 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
ПРЕДПИСАНИЕ
О ПРЕКРАЩЕНИИ НАРУШЕНИЯ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА
РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ О РЕКЛАМЕ
30 марта 2016 года г. Челябинск
Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Челябинской области по рассмотрению дел по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе (далее – Комиссия) в составе:
председатель Комиссии: |
<…>– руководитель Управления Федеральной антимонопольной службы по Челябинской области; |
члены Комиссии: |
<…>– специалист - эксперт отдела контроля за рекламой и недобросовестной конкуренцией, <…>– специалист-эксперт отдела контроля за рекламой и недобросовестной конкуренцией, |
на основании своего решения от 30 марта 2016 по делу № 15-08/16 о признании рекламы, размещенной на фасаде здания № 8 А по улице Завенягина в городе Магнитогорске, в которой присутствуют сведения «ЯБ’ВДУЛ. #ЯБ’ВДУЛ» ненадлежащей, поскольку в ней нарушены требования части 6 статьи 5 Федерального закона «О рекламе», и в соответствии с пунктом 1 части 2 статьи 33, частями 1,3 статьи 36 Федерального закона «О рекламе», пунктами 44, 45 Правил рассмотрения антимонопольным органом дел, возбужденных по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе,
ПРЕДПИСЫВАЕТ:
1. ИП <…>. незамедлительно со дня получения настоящего предписания прекратить нарушение требований части 6 статьи 5 Федерального закона «О рекламе», а именно не распространять ненадлежащую рекламу, в которой присутствуют сведения «ЯБ’ВДУЛ. #ЯБ’ВДУЛ».
2. ИП <…> представить в Управление Федеральной антимонопольной службы по Челябинской области доказательства исполнения пункта 1 настоящего предписания до 01 мая 2016 года.
В случае невыполнения в установленный срок предписания о прекращении нарушения законодательства о рекламе Челябинское УФАС России вправе в соответствии с пунктом 2 статьи 19.5 Кодекса РФ об административных правонарушениях привлечь виновное лицо к административной ответственности.
Предписание может быть обжаловано в Арбитражный суд в порядке, предусмотренном статьей 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.