Решение б/н Решение и предписание по делу № 150-ж/2013 по жалобе ООО «Ко... от 9 июня 2013 г.

Вид документа
Дата регистрации
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

 

РЕШЕНИЕ № 150-ж/2013

 

12 апреля 2013 года г. Челябинск, пр. Ленина, 59

Комиссия по контролю в сфере размещения заказов Управления Федеральной антимонопольной службы по Челябинской области (далее Комиссия) в составе:

 

Председателя Комиссии:

Ливончик В.А.

-

начальника отдела контроля государственного и муниципального заказов Челябинского УФАС России;

Членов Комиссии:

Султановой Э.М.

-

ведущего специалиста-эксперта отдела контроля государственного и муниципального заказов Челябинского УФАС России;

 

Долгополовой К.А.

-

ведущего специалиста - эксперта отдела контроля государственного и муниципального заказов Челябинского УФАС России,

руководствуясь статьями 17, 60 Федерального закона от 21 июля 2005 года №94-ФЗ «О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд» (далее – Закон о размещении заказов), рассмотрев жалобу ООО «Контур» на действия заказчика при проведении открытого аукциона в электронной форме на поставку индикаторов контроля стерилизации (изв. № 0169200000313001624), в присутствии:

- представителя Главного управления материальных ресурсов Челябинской области;

- представителей ГБУЗ «Челябинский областной клинический онкологический диспансер»;

в отсутствие представителей ООО «Контур» (о дате, времени и месте рассмотрения жалобы по существу надлежащим образом уведомлены),

 

УСТАНОВИЛА:

 

В Челябинское УФАС России 05 апреля 2013 года поступила жалоба ООО «Контур» на действия заказчика при проведении открытого аукциона в электронной форме на поставку индикаторов контроля стерилизации (изв. № 0169200000313001624) (далее - Аукцион).

Согласно представленным документам, ГБУЗ «Челябинский областной клинический онкологический диспансер» (далее – заказчика, ГБУЗ «ЧОКОД») и Главное управление материальных ресурсов Челябинской области (далее – Уполномоченный орган) объявили о проведении Аукциона.

В соответствии со статьей 41.5 Федерального закона от 21.07.2005 № 94-ФЗ «О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд» (далее - Закон о размещении заказов), извещение о проведении открытого аукциона в электронной форме размещено на официальном сайте www. zakupki.gov.ru 26.03.2013.

Начальная (максимальная) цена контракта — 269 094, 70 рублей.

Дата и время окончания срока подачи заявок на участие в открытом аукционе в электронной форме – 05.04.2013 09:00.

Дата окончания срока рассмотрения заявок на участие в открытом аукционе в электронной форме – 09.04.2013.

Дата проведения открытого аукциона в электронной форме – 12.04.2013.

Состав аукционной комиссии утвержден приказом начальника Главное управление материальных ресурсов Челябинской области Каримовым Э.К. от 09.04.2013 № б/н.

По состоянию на 12.04.2013 государственный контракт не заключен, размещение заказа находится на стадии рассмотрения первых частей заявок.

Согласно доводам жалобы, по ГОСТ Р ИСО 11140-1 многопеременные индикаторы (класс 4) должны реагировать на две и более критических переменных и указывать на прохождение стерилизационной обработки в контрольных значениях выбранных переменных.

Однако в требованиях к характеристикам закупаемого товара по позиции 1 спецификации не указаны контрольные значения переменных (температура и время стерилизации), по позициям 2, 3 заказчиком указаны по два ряда контрольных значений (температура и время стерилизации), что не позволяет однозначно установить потребность заказчика.

По мнению заявителя, по позициям 2, 3 заказчиком необоснованно установлены требования к цветовым меткам (индикаторная красно-оранжевая и элемент сравнения темно-фиолетовый), что ограничивает конкуренцию, поскольку производители выпускают аналогичные индикаторы, соответствующие заявленным требованиям, но отличающиеся по цвету меток.

Представители заказчика, уполномоченного органа с доводами жалобы не согласились, пояснили, что основными в ГБУЗ «ЧОКОД» установлены воздушные стерилизаторы типа ГП-80 и ГП-40, для которых согласно руководствам по эксплуатации применяются режимы воздушной стерилизации 180°-60 мин и 160°-150 мин, тем самым для контроля стерилизации подходят индикаторы на 180°-60 мин и 160°-150 мин.

В требованиях заказчика по позициям 2,3 указано на необходимость поставки индикатора с наличием водозащитного слоя пленки для изоляции индикаторной композиции, цвету меток, что обеспечивает четкую и однозначную визуализацию контрольных значений.

Согласно пояснениям представителей заказчика, при составлении технического задания приняты во внимание методические рекомендации Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации по контролю стерилизации с использованием индикаторов стерилизации ИС-120, ИС-132, ИС-160, ИС-180 научно-производственной фирмы «ВИНАР».

Изучив представленные документы, заслушав пояснения сторон, руководствуясь статьей 17, 60 Закона о размещении заказов, Комиссия, рассмотрев доводы жалобы ООО «Контур» и проведя внеплановую проверку, пришла к следующим выводам.

1.Согласно разделу 3 Информационной карты документации об аукционе заказчику к поставке требуются индикаторы контроля стерилизации в количестве 385 единиц измерения в соответствии с приложением № 1 к Информационной карте документации об аукционе «Спецификация».

В соответствии с частью 1 статьи 41.6 Закона о размещении заказов документация об открытом аукционе в электронной форме должна соответствовать требованиям, предусмотренным частями 1 - 3.2, 4.1 - 6 статьи 34 Закона о размещении заказов.

Частью 2 статьи 34 Закона о размещении заказов установлено, что документация об аукционе должна содержать требования, установленные заказчиком, уполномоченным органом, к качеству, техническим характеристикам товара, работ, услуг, требования к их безопасности, требования к функциональным характеристикам (потребительским свойствам) товара, к размерам, упаковке, отгрузке товара, требования к результатам работ и иные показатели, связанные с определением соответствия поставляемого товара, выполняемых работ, оказываемых услуг потребностям заказчика.

Указанная информация позволяет довести до неопределенного круга лиц сведения о потребности заказчика относительно поставляемого товара, что, в свою очередь, позволяет участникам размещения заказа сформировать цену своего предложения на аукционе с учетом характеристик товара.

Установление характеристик к товару в документации об открытом аукционе в электронной форме, не должно приводить к тому, что фактически под указанные характеристики будет подходить продукция только одной торговой марки (производителя), поскольку при этом нарушаются такие принципы размещения заказов, как расширение возможностей для участия физических и юридических лиц в размещении заказов, развитие добросовестной конкуренции, недопущение злоупотреблений в сфере размещения заказов.

Частью 3.1. статьи 34 Закона о размещении заказов документация об аукционе не может содержать указание на знаки обслуживания, фирменные наименования, патенты, полезные модели, промышленные образцы, наименование места происхождения товара или наименование производителя, а также требования к товару, информации, работам, услугам, если такие требования влекут за собой ограничение количества участников размещения заказа.

В соответствии с частями 1-2 статьи 17 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» при проведении торгов и запроса котировок запрещаются действия, которые приводят или могут привести к недопущению, ограничению или устранению конкуренции, а также запрещается не предусмотренное федеральными законами или иными нормативными правовыми актами ограничение доступа к участию в торгах.

ГОСТ Р ИСО 11140-1 индикаторы классифицированы по области назначения. Химические индикаторы разделены на шесть видов по режимам стерилизации.

Многопеременные индикаторы 4 класса должны реагировать на две и более критических переменных и указание на прохождение стерилизационной обработки при контрольных значениях выбранных переменных. Критическими переменными для воздушной стерилизации является время и температура.

На каждом индикаторе в соответствии с ГОСТ Р ИСО 11140-1 должна быть яркая маркировка метода стерилизации, для которой он предназначен, указан класс индикатора и приведены контрольные значения (для индикаторов 3-6 классов).

В соответствии с пунктом 6.4.1 ГОСТ Р ИСО 11140-1 конечное состояние индикатора при критическом значении критической переменной должна быть ясно различным и заключаться в переходе от светлого оттенка к темному, от темного к светлому или от одного цвета к другому однозначно отличающимся от исходного.

1.1. Согласно позиции № 1 Спецификации заказчику требуется индикаторы воздушной стерилизации со следующими характеристиками «Класс 4 по ГОСТ Р ИСО 11140-1 многопараметрический индикатор для размещения в контрольных точках в камере стерилизатора. Индикатор прямоугольной формы на бумажно-пленчатой основе с нанесением на лицевой стороне двух круглых цветных меток (индикаторная голубая и элемент сравнения коричневый) и маркировки. Индикаторная композиция не пачкает при контакте изделия медицинского назначения. Обратная сторона с липким слоем закрытым двумя неравными частями защитной бумаги. Производится в листах с точечной перфорацией между индикаторами. В упаковке 1000 тестов в комплекте с журналом Ф.257/у».

Пояснениями заказчика подтверждено, что к поставке могут быть предложены индикаторы воздушной стерилизации для режимов на 180°-60 мин и 160°-150 мин.

При этом указанным сведения в документации об аукционе отсутствуют, следовательно, участниками размещения заказа могут быть предложены любые индикаторы воздушной стерилизации, соответствующие только характеристикам, изложенным в документации об аукционе.

1.2. Согласно позиции 2 Спецификации заказчику требуется индикатор паровой стерилизации «Класс 4 по ГОСТ ИСО 11140-1 многопараметрические индикаторы для размещения внутри бумажных упаковок, стерилизационных коробок, текстильных, металлических укладок. Индикатор прямоугольной формы на бумажно-пленочной основе с нанесением на лицевой стороне двух круглых цветных меток (индикаторная красно-оранжевая и элемент сравнения темно-фиолетовый) и маркировки. Контрольные значения индикаторов: 120 градусов 20 минут, 130 градусов 7 минут соответственно. Лицевая поверхность ламинирована паропроницаемой, водозащитной пленкой для изоляции индикаторной композиции. Обратная сторона с липким слоем закрытым двумя половинками защитной бумаги. Производятся в листах с точечной перфорацией между индикаторами. В упаковке 1000 тестов в комплекте с журналом Ф. 257-у».

По позиции 3 спецификации предусмотрены требования к индикатору паровой стерилизации «Класс 4 по ГОСТ ИСО 11140-1 многопараметрические индикаторы для размещения внутри бумажных упаковок, стерилизационных коробок, текстильных, металлических укладок. Индикатор прямоугольной формы на бумажно-пленочной основе с нанесением на лицевой стороне двух круглых цветных меток (индикаторная красно-оранжевая и элемент сравнения темно-фиолетовый) и маркировки. Контрольные значения индикаторов: 120 градусов 20 минут, 130 градусов 7 минут соответственно. Лицевая поверхность ламинирована паропроницаемой, водозащитной пленкой для изоляции индикаторной композиции. Обратная сторона с липким слоем закрытым двумя половинками защитной бумаги. Производятся в листах с точечной перфорацией между индикаторами. В упаковке 1000 тестов в комплекте с журналом Ф. 257-у».

Согласно пояснениям заказчика, по позициям 2, 3 допущены технические ошибки в указании контрольных значений, но установленные в учреждении здравоохранения стерилизаторы ГПД-400-1 и ГПД-560-1 позволяют осуществлять процесс стерилизации в указанных режимах, а именно 120°-45 минут и 132°-20 минут при контрольных значениях индикаторов 120 градусов 20 минут, 130 градусов 7 минут соответственно.

Сведения о режимах стерилизации также отсутствуют в спецификации, что позволяет участникам размещения заказа по собственному усмотрению сформировать предложения по товару, соответствующего требованиям документации об аукционе.

Принимая во внимание выводы, изложенные в пунктах 1.1, 1.2 мотивировочной части решения Комиссии Челябинского УФАС России, следует отметить, что потребность заказчика в целом сформирована некорректно, что в дальнейшем может привести к не достижению целей размещения заказа – удовлетворению потребности заказчика в связи с отсутствием в документации об аукционе информации о режимах стерилизации.

Доказательств ограничения конкуренции в части отсутствия сведений о режимах стерилизации (времени и температуры) по позициям 1,2,3 заявителем не представлено.

1.3. Спецификацией документации об аукционе по позициям 1-3 предусмотрены требования заказчика по цвету меток, обозначающих индикаторную метку и элемента сравнения, а именно индикаторная голубая и элемент сравнения коричневый (позиция 1), индикаторная красно-оранжевая и элемент сравнения темно-фиолетовый (позиции 2, 3).

Вместе с тем заказчиком на заседании Комиссии Челябинского УФАС России пояснено, что такими цветами меток обладают только индикаторы производства НПФ «ВИНАР».

Следует отметить, что ГОСТ ИСО 11140-1 не предусматривает какие-либо определенные цвета индикаторной метки и элемента сравнения. Указанные характеристики отличают продукцию разных производителей.

Например, согласно инструкции по применению индикаторов паровой стерилизации химических одноразовых «СТЕРИТЕСТ-П» № 154.034.2005 ИП «красно-оранжевый цвет индикаторной метки необратимо меняется в зависимости от достигнутых значений критических параметров стерилизации в процессе цикла паровой стерилизации. Темно-фиолетовый элемент сравнения показывает конечный цвет индикаторной метки при соблюдении требуемых значений критических параметров».

Инструкцией по применению индикаторов химических одноразового применения для контроля паровой стерилизации ИКПС-ВН/01-«Медтест» (НРИМ.932719.003 РЭ) предусмотрено, что указанный индикатор обладает нанесенной цветной термоиндикаторной меткой в начальном состоянии, цветовой меткой конечного состояния (от темно-коричневого до светло-голубого цвета метки).

Согласно сведения сайта http://www.vitapool.ru индикаторы MVI производства BROWNE (Великобритания) содержит индикаторную метку светло-песочного цвета в виде квадрата с закругленными углами и эталон сравнения пурпурного цвета такой же формы.

Инструкцией № 2 по применению химических индикаторов СТЕРИКИНГ фирмы «Вихури АО Випак», Финляндия для контроля стерилизации медицинских изделий в паровых, газовых и воздушных стерилизаторах установлено, что многопараметрические индикаторы для паровой стерилизации АС250 представляют собой прямоугольную полоску из бумаги с индикаторными метками светло-песочного цвета: с левой стороны в виде буквенного обозначения А, с правой стороны - в виде круга. Посередине индикатора расположен эталон сравнения и надпись STERIKING; кроме того, в левой части полоски приведено наименование фирмы-производителя. У индикатора АС250/500 должно произойти изменение цвета индикаторной полосы со светло-песочного на черный.

Таким образом, цвета меток каждым производителем выбираются самостоятельно, являются отличительной чертой определенной продукции. А в случае указания на цвета меток в документации об аукционе как требование к товару, приводят к ограничению количества участников размещения заказа и невозможности в рассматриваемом случае предложить к поставке продукцию иных производителей, кроме продукции НПФ «ВИНАР».

Довод представителей заказчика о том, что продукция НПФ «ВИНАР» рекомендована для применения учреждениями здравоохранения в соответствии с Письмом Министерства здравоохранения Российской Федерации от 15.06.1993 № 11-16/03-06 «Методические рекомендации по контролю стерилизации с использованием индикаторов стерилизации ИС-120, ИС-132, ИС-160, ИС-180 Научно-производственной фирмы «ВИНАР» и обязательна для использования заказчиком не принимается Комиссией Челябинского УФАС России во внимание, поскольку указание в документации об аукционе на продукцию конкретного производителя противоречит положениям частей 3.1, части 1 статьи 41.6 Закона о размещении заказов, частям 1-2 статьи 17 Закона о защите конкуренции, создает преимущественное положение хозяйствующим субъектами, реализующим продукцию НПФ «ВИНАР» при участии в торгах.

Довод заказчика о том, что ламинирование лицевой поверхности для изоляции индикаторной композиции позволяет эффективно использовать индикаторы в операционной блоке учреждения здравоохранения, защищает индикаторные метки от изменения цветы и расплывания, позволяя получить качественный результата лабораторный испытаний, Комиссией Челябинского УФАС Росси и заявителем не оспаривается, поскольку соответствует потребности заказчика. Вместе с тем ламинирование бывает холодным и горячим, а способы защиты лицевой поверхности индикатора различными, что напрямую зависит от технологической оснащенности производителя. Таким образом, при определении потребности в приобретении индикаторов заказчика должен руководствоваться реально существующей потребностью в индикаторах и их характеристика, влияющих на возможность (невозможность) для использования в сфере назначения, а не указывать показатели индикаторов, которым в совокупности соответствует только продукция одного производителя – НПФ «ВИНАР».

Таким образом, заказчиком при утверждении документации об аукционе нарушены положения частей 2, 3.1 статьи 34, части 1 статьи 41.6 Закона о размещении заказов, частей 1-2 статьи 17 Закона о защите конкуренции.

Исходя из изложенного, информации, представленной ГБУЗ «Челябинский областной клинический онкологический диспансер», Главным управлением материальных ресурсов Челябинской области, ООО «Контур», а также информации, полученной Комиссией при проведении внеплановой проверки, Комиссия, руководствуясь статьями 17, 60 Закона о размещении заказов и приказом ФАС России от 24 июля 2012 года № 498 «Об утверждении административного регламента ФАС по исполнению государственной функции по рассмотрению жалоб на действия (бездействия) заказчика, уполномоченного органа, специализированной организации, конкурсной, аукционной или котировочной комиссии, оператора электронной площадки при размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг, в том числе при размещении заказов на энергосервис, для государственных и муниципальных нужд»,

 

РЕШИЛА:

 

1. Признать доводы жалобы ООО «Контур» на действия заказчика частично обоснованными;

2. По результатам жалобы и проведения внеплановой проверки признать в действиях заказчика нарушение частей 2, 3.1 статьи 34, части 1 статьи 41.6 Закона о размещении заказов, частей 1-2 статьи 17 Закона о защите конкуренции;

3. Выдать заказчику, уполномоченному органу, оператору электронной площадки обязательное для исполнения предписание об устранении нарушений законодательства Российской Федерации о размещении заказов;

4. Передать материалы дела должностному лицу Челябинского УФАС России для рассмотрения вопроса о привлечении виновных лиц к административной ответственности.

 

Председатель Комиссии

В.А. Ливончик

Члены Комиссии

Э.М. Султанова

К.А. Долгополова


 

 ПРЕДПИСАНИЕ

об устранении нарушений законодательства Российской Федерации о размещении заказов по делу 150-ж/2013

 

12 апреля 2013 года

г. Челябинск, пр. Ленина, 59

Комиссия по контролю в сфере размещения заказов Управления Федеральной антимонопольной службы по Челябинской области (далее - Комиссия), в составе:

 

Председателя Комиссии:

Ливончик В.А.

-

начальника отдела контроля государственного и муниципального заказов Челябинского УФАС России;

Членов Комиссии:

Султановой Э.М.

-

ведущего специалиста - эксперта отдела контроля государственного и муниципального заказов Челябинского УФАС России;

 

Долгополовой К.А.

-

ведущего специалиста - эксперта отдела контроля государственного и муниципального заказов Челябинского УФАС России,

на основании решения Челябинского УФАС России от 12.04.2013, принятого по итогам рассмотрения жалобы ООО «Контур» на действия заказчика при проведении открытого аукциона в электронной форме на поставку индикаторов контроля стерилизации (изв. № 0169200000313001624) (далее - аукцион), в целях устранения нарушений законодательства,

 

ПРЕДПИСЫВАЕТ:

 

1. ГБУЗ «Челябинский областной клинический онкологический диспансер» с момента размещения на официальном сайте в сети «Интернет» предписания не заключать контракт по итогам проведения Аукциона (изв. № 0169200000313001624);

2. ГБУЗ «Челябинский областной клинический онкологический диспансер» в срок до 19.04.2013:

2.1. принять решение об отмене Аукциона (изв. № 0169200000313001624);

2.2. передать решение, указанное в пункте 2.1 настоящего предписания в Главное управление материальных ресурсов Челябинской области для размещения на официальном сайте в сети «Интернет»;

3. Главному управлению материальных ресурсов Челябинской области в течение двух рабочих дней с момента получения от ГБУЗ «Челябинский областной клинический онкологический диспансер» решения, указанного в пункте 2.1 настоящего предписания разместить на официальном сайте в сети «Интернет» данные сведения и документы;

4. Оператору электронной площадки ООО «РТС-тендер» с 17.04.2013 обеспечить ГБУЗ «Челябинский областной клинический онкологический диспансер», Главному управлению материальных ресурсов Челябинской области исполнение настоящего предписания.

5. ГБУЗ «Челябинский областной клинический онкологический диспансер» в срок до 24.04.2013 в адрес Управления Федеральной антимонопольной службы по Челябинской области представить доказательства исполнения настоящего предписания, а именно сведения о не заключении контракта по итогам проведения Аукциона (изв. № 0169200000313001624);

6. Главному управлению материальных ресурсов Челябинской области в срок до 24.04.2013 в адрес Управления Федеральной антимонопольной службы по Челябинской области представить доказательства исполнения настоящего предписания, а именно скриншоты с официального сайта, подтверждающие размещение решения заказчика об отмене Аукциона на официальном сайте в сети «Интернет»;

8. ООО «РТС-тендер» в срок до 24.04.2013 в адрес Управления Федеральной антимонопольной службы по Челябинской области представить доказательства исполнения пункт 4 настоящего предписания.

Настоящее предписание может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня его вынесения.

Обжалование предписания Челябинского УФАС России не приостанавливает действия предписания.

  За неисполнение настоящего предписания Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях предусмотрена административная ответственность в виде штрафа в размере пятидесяти тысяч рублей на должностных лиц и в размере пятисот тысяч рублей на юридических лиц.

 

Председатель Комиссии

В.А. Ливончик

Члены Комиссии

Э.М. Султанова

К.А. Долгополова

Связанные организации

Связанные организации не указаны