Решение б/н Решение №152-04-18.1/16 по жалобе ООО «ЦКТ «Векус» от 22 декабря 2016 г.
Текст документа
Сохранить как PDF
Р Е Ш Е Н И Е
г. Челябинск, пр. Ленина, 59
Резолютивная часть решения оглашена 15 декабря 2016 года.
В полном объеме решение изготовлено 19 декабря 2016 года.
Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Челябинской области (далее - Челябинское УФАС России) по рассмотрению жалоб в порядке, предусмотренном статьей 18.1 Закона о защите конкуренции (далее - Комиссия) в составе:
Председателя Комиссии: |
- <…> – руководителя Челябинского УФАС России; |
Членов Комиссии: |
- <…> – начальника отдела антимонопольного контроля Челябинского УФАС России; - <…> – ведущего специалиста-эксперта отдела антимонопольного контроля Челябинского УФАС России;
|
рассмотрев жалобу № 152-04-18.1/16 ООО «ЦКТ «Векус» (далее - Заявитель) вх. от 28.11.2016 № 16345 на действия ПАО «Челябэнергосбыт» (далее - Заказчик) при проведении открытого запроса цен в электронной форме на право заключения договора на поставку компьютерного оборудования (извещение № 31604353243) (далее – Запрос цен), в присутствии представителей Заказчика, в отсутствие представителя Заявителя, извещенного надлежащим образом,
УСТАНОВИЛА:
21.11.2016 Заказчик на сайте www.zakupki.gov.ru разместил извещение № 31604353243 и документацию о проведении Запроса цен (далее — Документация о закупке).
Запрос цен проводится в соответствии с Федеральным законом от 18.07.2011 № 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц» (далее — Закон о закупках).
Заказчик при проведении запроса цен руководствовался Положением «О закупке товаров, работ, услуг для нужд ПАО «Челябэнергосбыт», утвержденным Советом директоров от 24.06.2016 № 352 (далее — Положение о закупке).
Предмет договора — поставка компьютерного оборудования.
Начальная (максимальная) цена договора – 4 401 810 рублей 00 копеек, включая НДС.
Дата начала подачи заявок на участие в запросе цен — 21.11.2016.
Дата и время окончания подачи заявок на участие в запросе цен — 28.11.2016 в 08:00.
Дата и время рассмотрения и оценки заявок — 28.11.2016 в 15:00.
Дата подведения итогов – 29.11.2016.
Запросов о разъяснении Документации о закупке в адрес Заказчика не поступало.
Согласно протоколу от 28.11.2016 № u4139191-7463293-1 открытия доступа к заявкам на участие в открытом запросе цен в электронной форме на участие в закупке цен подана одна заявка — ООО «Борлас Секьюрити Системз».
В соответствии с протоколом от 28.11.2016 № u4139191-7463293-2 заявка ООО «Борлас Секьюрити Системз» допущено к участию в запросе цен. В связи с тем, что по результатам рассмотрения заявок только одна заявка на участие в открытом запросе цен в электронной форме допущена к дальнейшему участию в процедуре, запрос цен в электронной форме признается несостоявшимся. Заказчик в соответствии с Положением о закупке и документацией имеет право заключить договор с единственным участником, подавшим заявку, соответствующую требованиям закупочной документации — ООО «Борлас Секьюрити Системз» (пункт 13.3 Положения о закупке).
В соответствии с уведомлением Челябинского УФАС России от 30.11.2016 по жалобе № 152-04-18.1/16 проведение запроса цен приостановлено, договор с ООО «Борлас Секьюрити Системз» не заключен.
Заявитель в жалобе указывает, что Заказчик в Документации о закупке указал конкретного производителя Lenovo, считает, что, таким образом, Заказчиком ограничивается допуск других производителей аналогичного по техническим характеристикам оборудования к участию в торговой процедуре.
Заявитель на заседание Комиссии не явился, просил о рассмотрении жалобы без его участия, в письменных пояснениях настаивал на доводах жалобы.
Заказчик в письменных пояснениях от 05.12.2016 указал, что в соответствии со сложившейся судебной практикой указание конкретной торговой марки закупаемых товаров без возможности представления участникам закупки аналогов, является правом Заказчика (А50-22479/2014, А07-1487/2015 и т.д.). Заказчик указал конкретную марку товара, которая необходима для успешного внедрения системы CC&B Oracle для нужд Заказчика.
Представители Заказчика на заседании Комиссии поддержали доводы, изложенные в письменных пояснениях.
Изучив материалы дела, заслушав пояснения сторон Комиссия Челябинского УФАС России пришла к следующим выводам.
Согласно части 1 статьи 18.1 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее – Закон о защите конкуренции) антимонопольный орган рассматривает жалобы на действия (бездействие) юридического лица, организатора торгов, оператора электронной площадки, конкурсной или аукционной комиссии при организации и проведении торгов, заключении договоров по результатам торгов или в случае, если торги, проведение которых является обязательным в соответствии с законодательством Российской Федерации, признаны несостоявшимися, а также при организации и проведении закупок в соответствии с Федеральным законом от 18.07.2011 № 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц», за исключением жалоб, рассмотрение которых предусмотрено законодательством Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд.
В соответствии с частью 2 статьи 18.1 Закона о защите конкуренции действия (бездействие) организатора торгов, оператора электронной площадки, конкурсной или аукционной комиссии могут быть обжалованы в антимонопольный орган лицами, подавшими заявки на участие в торгах, а в случае, если такое обжалование связано с нарушением установленного нормативными правовыми актами порядка размещения информации о проведении торгов, порядка подачи заявок на участие в торгах, также иным лицом (заявителем), права или законные интересы которого могут быть ущемлены или нарушены в результате нарушения порядка организации и проведения торгов.
В соответствии с пунктом 1 части 2 статьи 1 Закона о закупках настоящий Федеральный закон устанавливает общие принципы закупки товаров, работ, услуг и основные требования к закупке товаров, работ, услуг государственными корпорациями, государственными компаниями, государственными унитарными предприятиями, муниципальными унитарными предприятиями, автономными учреждениями, а также хозяйственными обществами, в уставном капитале которых доля участия Российской Федерации, субъекта Российской Федерации, муниципального образования в совокупности превышает пятьдесят процентов осуществляется закупка товаров, работ, услуг в соответствии с основными требованиями к закупке товаров, работ, услуг, установленным настоящим федеральным законом.
Согласно статье 1 Закона о закупках целями регулирования указанного Федерального закона являются обеспечение единства экономического пространства, создание условий для своевременного и полного удовлетворения потребностей юридических лиц, указанных в настоящей статьи, в товарах, работах, услугах с необходимыми показателями цены, качества и надежности, эффективное использование денежных средств, расширение возможностей участия юридических и физических лиц в закупке товаров, работ, услуг для нужд заказчиков и стимулирование такого участия, развитие добросовестной конкуренции, обеспечение гласности и прозрачности закупки, предотвращение коррупции и других злоупотреблений.
В соответствии с частью 1 статьи 3 Закона о закупках при закупке товаров, работ, услуг заказчики руководствуются следующими принципами:
1) информационная открытость закупки;
2) равноправие, справедливость, отсутствие дискриминации и необоснованных ограничений конкуренции по отношению к участникам закупки;
3) целевое и экономически эффективное расходование денежных средств на приобретение товаров, работ, услуг (с учетом при необходимости стоимости жизненного цикла закупаемой продукции) и реализация мер, направленных на сокращение издержек заказчика;
4) отсутствие ограничения допуска к участию в закупке путем установления неизмеряемых требований к участникам закупки.
Согласно части 1 статьи 2 Закона о закупках при закупке товаров, работ, услуг заказчики руководствуются Конституцией Российской Федерации, Гражданским кодексом Российской Федерации, настоящим Федеральным законом, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, а также принятыми в соответствии с ними и утвержденными с учетом положений части 3 настоящей статьи правовыми актами, регламентирующими правила закупки.
Остальные вопросы, касающиеся условий и порядка проведения конкретных процедур закупки, должны быть урегулированы в утвержденном самим заказчиком положении о закупке, соответствующем Гражданскому кодексу РФ и иным обязательным нормативным актам.
Положение о закупке является документом, который регламентирует закупочную деятельность заказчика и должно содержать требования к закупке, в том числе порядок подготовки и проведения процедур закупки (включая способы закупки) и условия их применения, порядок заключения и исполнения договоров, а также иные связанные с обеспечением закупки положения (часть 2 статьи 2 Закона о закупках).
Заказчиком утверждено Положение о закупке.
Согласно части 6 статьи 3 Закона о закупках не допускается предъявлять к участникам закупки, к закупаемым товарам, работам, услугам, а также к условиям исполнения договора требования и осуществлять оценку и сопоставление заявок на участие в закупке по критериям и в порядке, которые не указаны в документации о закупке. Требования, предъявляемые к участникам закупки, к закупаемым товарам, работам, услугам, а также к условиям исполнения договора, критерии и порядок оценки и сопоставления заявок на участие в закупке, установленные заказчиком, применяются в равной степени ко всем участникам закупки, к предлагаемым ими товарам, работам, услугам, к условиям исполнения договора.
Согласно части 10 статьи 4 Закона о закупках в документации о закупке должны быть указаны сведения, определенные положением о закупке, в том числе установленные заказчиком требования к качеству, техническим характеристикам товара, работы, услуги, к их безопасности, к функциональным характеристикам (потребительским свойствам) товара, к размерам, упаковке, отгрузке товара, к результатам работы и иные требования, связанные с определением соответствия поставляемого товара, выполняемой работы, оказываемой услуги потребностям заказчика.
Согласно Письму ФАС России от 31 марта 2014 г. № АЦ/11870/14 при проведении закупки заказчики должны указывать в документации о закупке сведения (в том числе, наименование желаемого к поставке товара, работы, услуги, сведения о модели, марке, товарном знаке, технических характеристиках и иные сведения о товарах, работах, услугах, являющихся предметом закупки), определенные положением о закупке, с учетом требований антимонопольного законодательства.
На правомерность установления в документации о закупке конкретной торговой марки и модели закупаемого товара без возможности предоставления претендентами альтернативных вариантов указывает сложившаяся судебная практика (Постановление Арбитражного суда Уральского округа от 03.03.2016 по делу № А60-28175/2015, Постановление Арбитражного суда Уральского округа от 07.10.2015 по делу № А50-22479/2014, Постановление Арбитражного суда Уральского округа от 20.08.2015 по делу № А07-22653/2014, Постановление Восемнадцатого арбитражного апелляционного суда от 23.07.2015 по делу № А07-1487/2015).
Таким образом, установление Заказчиком в документации о закупке конкретной торговой марки закупаемого товара без возможности предоставления претендентами альтернативных вариантов, является правом заказчика, при условии соблюдения требований антимонопольного законодательства.
Положение о закупке не содержит требований об обязательном установлении Заказчиком в документации о закупке возможности предоставления эквивалента закупаемого товара конкретной марки.
Согласно Спецификации (Приложение № 1 к документации) объектом закупки является компьютерное оборудование, а именно - Lenovo MT Core i5-6400 4GB 500GB Intel HD DVD±RW No_Wi-Fi USB KB&Mouse DOS, Lenovo 21,5" с характеристиками не менее 16:9 FHD TN, LED 1920x1080 5ms 600:1 200 170/160 VGA.
Таким образом, установление заказчиком в документации о закупке конкретной торговой марки закупаемого товара без возможности предоставления претендентами альтернативных вариантов в соответствии с Законом о закупках является правом Заказчика, не противоречит и соответствует Положению о закупке.
Материалы жалобы не содержат доказательств, свидетельствующих о нарушении Заказчиком Закона о закупках и части 1 статьи 17 Закона о защите конкуренции. Заказчиком предъявлено требование не к участникам закупки, а к товару определенного производителя, что свидетельствует о том, что участник, подавший заявку, не ограничен в правах на заключение договора поставки. Возможность осуществления поставки товара предусмотрена для неограниченного числа поставщиков. Отсутствие у кого-либо из лиц, заинтересованных в заключении договора, возможности поставить товар указанных производителей, не свидетельствует о нарушении заказчиком прав этих лиц, а также об ограничении заказчиком числа участников торгов.
На основании изложенного Комиссия приходит к выводу, что доводы жалобы Заявителя от от 28.11.2016 № 16345 на действия (бездействие) Заказчика при проведении Запроса цен являются необоснованными.
Руководствуясь частью 20 статьи 18.1, пунктом 3.1 части 1 статьи 23 Закона о защите конкуренции, Комиссия
РЕШИЛА:
Признать доводы жалобы ООО «ЦКТ «Векус» вх. от 28.11.2016 № 16345 на действия ПАО «Челябэнергосбыт» при проведении Запроса цен необоснованными.
Решение может быть обжаловано в течение трех месяцев со дня его принятия.