Решение б/н Решение и предписание № 153-ж/2018 по жалобе ООО «Экспресс-к... от 29 марта 2018 г.

Вид документа
Дата регистрации
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

 

Р Е Ш Е Н И Е

по делу 153-ж/2018

 

г. Челябинск, пр. Ленина, 59

Резолютивная часть решения оглашена 23 марта 2018 года

В полном объеме решение изготовлено 28 марта 2018 года

 

Комиссия по контролю в сфере закупок для государственных и муниципальных нужд Управления Федеральной антимонопольной службы по Челябинской области (далее - Комиссия) в составе:

Председателя Комиссии:

«<…>»

-

«<…>»;

Членов Комиссии:

«<…>»

-

«<…>»;

 

«<…>»

-

«<…>»,

руководствуясь частью 15 статьи 99, статьей 106 Федерального закона от 05.04.2013 № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» (далее – Закон о контрактной системе), рассмотрев жалобу Общества с ограниченной ответственностью «Экспресс-курьер» (далее – ООО «Экспресс-курьер», Общество, заявитель) на действия заказчика при осуществлении Инспекцией Федеральной налоговой службы по Центральному району города Челябинска (далее – заказчик) закупки у единственного поставщика (подрядчика, исполнителя) на услуги почтовой связи (извещение № 0369100021818000006), в присутствии:

- представителя Инспекции Федеральной налоговой службы по Центральному району города Челябинска «<…>», действующей на основании доверенности № 05-29/010771 от 23.03.2018;

- заявитель о времени и месте проведения Комиссии уведомлен, на заседание не явился, просил рассмотреть жалобу в отсутствие представителей.

У С Т А Н О В И Л А:

В Челябинское УФАС России 16.03.2018 поступила жалоба ООО «Экспресс-курьер» на действия заказчика при осуществлении Инспекцией Федеральной налоговой службы по Центральному району города Челябинска (далее – заказчик) закупки у единственного поставщика (подрядчика, исполнителя) на услуги почтовой связи (извещение № 0369100021818000006) (далее – аукцион, закупка).

Согласно представленным документам извещение о проведении электронного аукциона опубликовано заказчиком на официальном сайте Единой информационной системы (далее – ЕИС) в сфере закупок www.zakupki.gov.ru 12.03.2018 в 10:01.

Начальная (максимальная) цена контракта на услуги почтовой связи 5 640 000,00 рублей.

На момент рассмотрения жалобы контракт по итогам аукциона не заключен.

Согласно доводам жалобы ООО «Экспресс-курьер» заказчиком неправомерно осуществляется закупка у единственного поставщика (подрядчика, исполнителя), поскольку в числе закупаемых заказчиком услуг содержатся эксплуатация франкировальной машины, франкирование письменной корреспонденции, которые не относятся к сфере деятельности субъектов естественных монополий в соответствии с Федеральным законом от 17.08.1995 № 147-ФЗ «О естественных монополиях» (далее – Закон о естественных монополиях).

Кроме того, Общество считает, что в извещении об осуществлении закупки отсутствует информация об объеме оказываемых услуг, не указаны условия контракта, а также наименование и описание объекта закупки с учетом требований действующего законодательства. Также отсутствуют проект контракта, техническое задание, обоснование, позволяющие отнести объект закупки к сфере деятельности субъектов естественной монополии; не указаны функциональные, технические и качественные характеристики объекта закупки.

Представитель заказчика с доводами жалобы ООО «Экспресс-курьер» не согласился и пояснил, что Инспекцией Федеральной налоговой службы по Центральному району города Челябинска способ закупки выбран правомерно.

По мнению заказчика, согласно Перечню услуг общедоступной электросвязи и общедоступной почтовой связи, государственное регулирование тарифов на которые на внутреннем рынке Российской Федерации осуществляет Федеральная антимонопольная служба (далее – Перечень), утвержденному Постановлением Правительства Российской Федерации от 24.10.2005 № 637, услуги по пересылке внутренней письменной корреспонденции (почтовых карточек, писем, бандеролей) относятся к услугам общедоступной почтовой связи.

В соответствии со статьей 2 Федерального закона от 17.07.1999 № 176-ФЗ «О почтовой связи» (далее – Закон о почтовой связи) почтовая связь – вид связи, представляющий собой единый производственно-технологический комплекс технических и транспортных средств, обеспечивающий прием, обработку, перевозку, доставку (вручение) почтовых отправлений. Тем самым, заказчик относит оказание услуг почтовой связи по франкированию к сфере деятельности естественных монополий и процесс предоставления услуг по франкированию является зависимым от предоставления услуг по приему, обработке, и доставке письменной корреспонденции (уведомлений), возврату регистрируемых почтовых отправлений, отправке международных отправлений, дополнительных услуг, наклеиванию почтовых марок, является одним технологическим процессом и выполняется одним оператором почтовой связи.

По мнению представителя заказчика, если конкретная деятельность по приему, обработке, перевозке, доставке (вручению) внутренних почтовых отправлений, законодательно отнесена к услугам общедоступной почтовой связи, то такая деятельность полностью относится к сфере естественных монополий.

Изучив представленные документы и материалы, руководствуясь статьей 106 Закона о контрактной системе, Комиссия пришла к следующим выводам.

1. В соответствии с частью 1 статьи 24 Закона о контрактной системе заказчики при осуществлении закупок используют конкурентные способы определения поставщиков (подрядчиков, исполнителей) или осуществляют закупки у единственного поставщика (подрядчика, исполнителя).

В силу части 5 статьи 24 Закона о контрактной системе заказчик выбирает способ определения поставщика (подрядчика, исполнителя) в соответствии с положениями настоящей главы. При этом он не вправе совершать действия, влекущие за собой необоснованное сокращение числа участников закупки.

Согласно пункту 1 части 1 статьи 93 Закона о контрактной системе закупка у единственного поставщика (подрядчика, исполнителя) может осуществляться заказчиком в случае осуществления закупки товара, работы или услуги, которые относятся к сфере деятельности субъектов естественных монополий в соответствии с Федеральным законом от 17 августа 1995 года № 147-ФЗ «О естественных монополиях», а также услуг центрального депозитария.

Законом о естественных монополиях установлен перечень сфер деятельности субъектов естественных монополий, который является исчерпывающим и расширительному толкованию не подлежит.

В соответствии с частью 1 статьи 4 Закона о естественных монополиях к сфере деятельности субъектов естественных монополий относится оказание услуг общедоступной электросвязи и общедоступной почтовой связи.

При этом, Постановлением Правительства Российской Федерации от 24.10.2005 № 637 «О государственном регулировании тарифов на услуги общедоступной электросвязи и общедоступной почтовой связи» установлен исчерпывающий перечень услуг общедоступной почтовой связи, а именно: пересылка внутренней письменной корреспонденции (почтовых карточек, писем, бандеролей); передача внутренней телеграммы.

Приложением № 1 к проекту договора на оказание услуг Блока почтового бизнеса, заключаемому с региональными клиентами – юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями следует, что исполнению подлежат следующие услуги:

1. Услуги почтовой связи:

- прием, обработка, перевозка и доставка внутренней письменной корреспонденции;

- прием, обработка, перевозка и доставка внутренних почтовых «Отправлений 1-го класса».

2. Иные услуги и продукты:

- поставка государственных знаков почтовой оплаты (ГЗПО);

- эксплуатация франкировальной машины.

3. Дополнительные услуги:

- пересылка уведомления о вручении внутреннего регистрируемого почтового отправления (простое, заказное);

- пересылка простого уведомления о получении международного регистрируемого почтового отправления;

- пересылка уведомления о вручении внутреннего отправления 1-го класса (простое, заказное);

- розыск почтовых отправлений;

- франкирование письменной корреспонденции;

- составление списка ф.103 на партионные почтовые отправления.

Согласно информации из свободной энциклопедии «Википедия», размещенной в сети «Интернет», франкирование представляет собой форму предварительной оплаты почтового сбора, материальное свидетельство оплаты услуг почтовой связи, предоставленных учреждениями связи (почтой) по утвержденным тарифам. Видами такого франкирования могут быть такие знаки почтовой оплаты как почтовые марки, наклеенные на почтовые отправления, напечатанные или вытесненные на цельных вещах, кодировка, ярлыки, пометки от руки (в том числе подписи лиц, пользующихся правом льготного франкирования), а также иные виды отметок, наносимых на почтовые отправления и разрешающих их пересылку по почте.

Следовательно, услуги по эксплуатации франкировальной машины, франкированию письменной корреспонденции не являются услугами почтовой связи и не относятся к сфере деятельности субъектов естественной монополии.

Таким образом, при осуществлении закупки у единственного поставщика (подрядчика, исполнителя) на услуги почтовой связи, в состав требуемых к оказанию услуг которой включены в том числе эксплуатация франкировальной машины, франкирование письменной корреспонденции, заказчиком нарушены часть 1 статьи 24, пункт 1 части 1 статьи 93 Закона о контрактной системе.

Довод заявителя обоснован.

2. Частью 2 статьи 93 Закона о контрактной системе установлено, что при осуществлении закупки у единственного поставщика (подрядчика, исполнителя) в случаях, предусмотренных пунктами 1 - 3, 6 - 8, 11 - 14, 16 - 19 части 1 статьи 93 Закона о контрактной системе, заказчик размещает в единой информационной системе извещение об осуществлении такой закупки не позднее чем за пять дней до даты заключения контракта. Извещение об осуществлении закупки у единственного поставщика (подрядчика, исполнителя) должно содержать информацию, указанную в пунктах 1, 2, 4 статьи 42 Закона о контрактной системе, а также в пункте 8 статьи 42 Закона о контрактной системе (если установление требования обеспечения исполнения контракта предусмотрено статьей 96 Закона о контрактной системе).

В силу пунктов 1, 2, 4 статьи 42 Закона о контрактной системе заказчик обязан разместить извещение об осуществлении закупки в единой информационной системе, если иное не предусмотрено Законом о контрактной системе. В извещении об осуществлении закупки должна содержаться, если иное не предусмотрено Законом о контрактной системе, следующая информация: 1) наименование, место нахождения, почтовый адрес, адрес электронной почты, номер контактного телефона, ответственное должностное лицо заказчика, специализированной организации; 2) краткое изложение условий контракта, содержащее наименование и описание объекта закупки с учетом требований, предусмотренных статьей 33 Закона о контрактной системе, информацию о количестве и месте доставки товара, являющегося предметом контракта, месте выполнения работы или оказания услуги, являющихся предметом контракта, а также сроки поставки товара или завершения работы либо график оказания услуг, начальная (максимальная) цена контракта, источник финансирования; 4) ограничение участия в определении поставщика (подрядчика, исполнителя), установленное в соответствии с Законом о контрактной системе.

Извещением о проведении закупки у единственного поставщика (подрядчика, исполнителя) для закупки № 0369100021818000006 определены: наименование, место нахождения, почтовый адрес, адрес электронной почты, номер контактного телефона, ответственное должностное лицо заказчика, объект закупки, начальная (максимальная) цена контракта, место, срок оказания услуги. Указано, что ограничение участия в определении поставщика (подрядчика, исполнителя) не установлено.

Заявителем не представлено обоснование наличия у заказчика при осуществлении закупки у единственного поставщика (подрядчика, исполнителя) обязанности указания информации об объеме оказываемых услуг, условий контракта, наименование и описание объекта; размещения проекта контракта, технического задания, обоснования, позволяющего отнести объект закупки к сфере деятельности субъектов естественной монополии; функциональных, технических и качественных характеристик объекта закупки. Довод заявителя, не находит подтверждения, не обоснован.

При проведении внеплановой проверки в действиях Заказчика антимонопольным органом выявлены следующие нарушения законодательства о контрактной системе.

1. В силу части 5 статьи 31 Закона о контрактной системе информация об установленных требованиях в соответствии с частями 1, 1.1, 2 и 2.1 статьи 31 Закона о контрактной системе указывается заказчиком в извещении об осуществлении.

Согласно частей 1, 1.1 Закона о контрактной системе при осуществлении закупки заказчик устанавливает следующие единые требования к участникам закупки:

1) соответствие требованиям, установленным в соответствии с законодательством Российской Федерации к лицам, осуществляющим поставку товара, выполнение работы, оказание услуги, являющихся объектом закупки;

3) непроведение ликвидации участника закупки - юридического лица и отсутствие решения арбитражного суда о признании участника закупки - юридического лица или индивидуального предпринимателя несостоятельным (банкротом) и об открытии конкурсного производства;

4) неприостановление деятельности участника закупки в порядке, установленном Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях, на дату подачи заявки на участие в закупке;

5) отсутствие у участника закупки недоимки по налогам, сборам, задолженности по иным обязательным платежам в бюджеты бюджетной системы Российской Федерации (за исключением сумм, на которые предоставлены отсрочка, рассрочка, инвестиционный налоговый кредит в соответствии с законодательством Российской Федерации о налогах и сборах, которые реструктурированы в соответствии с законодательством Российской Федерации, по которым имеется вступившее в законную силу решение суда о признании обязанности заявителя по уплате этих сумм исполненной или которые признаны безнадежными к взысканию в соответствии с законодательством Российской Федерации о налогах и сборах) за прошедший календарный год, размер которых превышает двадцать пять процентов балансовой стоимости активов участника закупки, по данным бухгалтерской отчетности за последний отчетный период.

7) отсутствие у участника закупки - физического лица либо у руководителя, членов коллегиального исполнительного органа, лица, исполняющего функции единоличного исполнительного органа, или главного бухгалтера юридического лица - участника закупки судимости за преступления в сфере экономики и (или) преступления, предусмотренные статьями 289, 290, 291, 291.1 Уголовного кодекса Российской Федерации (за исключением лиц, у которых такая судимость погашена или снята), а также неприменение в отношении указанных физических лиц наказания в виде лишения права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью, которые связаны с поставкой товара, выполнением работы, оказанием услуги, являющихся объектом осуществляемой закупки, и административного наказания в виде дисквалификации;

7.1) участник закупки - юридическое лицо, которое в течение двух лет до момента подачи заявки на участие в закупке не было привлечено к административной ответственности за совершение административного правонарушения, предусмотренного статьей 19.28 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях;

9) отсутствие между участником закупки и заказчиком конфликта интересов, под которым понимаются случаи, при которых руководитель заказчика, член комиссии по осуществлению закупок, руководитель контрактной службы заказчика, контрактный управляющий состоят в браке с физическими лицами, являющимися выгодоприобретателями, единоличным исполнительным органом хозяйственного общества (директором, генеральным директором, управляющим, президентом и другими), членами коллегиального исполнительного органа хозяйственного общества, руководителем (директором, генеральным директором) учреждения или унитарного предприятия либо иными органами управления юридических лиц - участников закупки, с физическими лицами, в том числе зарегистрированными в качестве индивидуального предпринимателя, - участниками закупки либо являются близкими родственниками (родственниками по прямой восходящей и нисходящей линии (родителями и детьми, дедушкой, бабушкой и внуками), полнородными и неполнородными (имеющими общих отца или мать) братьями и сестрами), усыновителями или усыновленными указанных физических лиц. Под выгодоприобретателями для целей настоящей статьи понимаются физические лица, владеющие напрямую или косвенно (через юридическое лицо или через несколько юридических лиц) более чем десятью процентами голосующих акций хозяйственного общества либо долей, превышающей десять процентов в уставном капитале хозяйственного общества;

10) участник закупки не является офшорной компанией.

Заказчик вправе установить требование об отсутствии в предусмотренном Законом о контрактной системе реестре недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей) информации об участнике закупки, в том числе информации об учредителях, о членах коллегиального исполнительного органа, лице, исполняющем функции единоличного исполнительного органа участника закупки - юридического лица.

Следовательно, извещение о проведении закупки у единственного поставщика должно содержать информацию, предусмотренную частями 1, 1.1 статьи 31 Закона о контрактной системе.

В соответствии статьи 17 Закона о почтовой связи операторы почтовой связи осуществляют деятельность по оказанию услуг почтовой связи на основании лицензий, получаемых в соответствии с Законом о почтовой связи.

В нарушение частей 1, 5 статьи 31 Закона о контрактной системе заказчиком в извещении о проведении закупки у единственного поставщика не установлены как единые требования к участникам закупки, так и требование в соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 31 Закона о контрактной системе о наличии лицензии по оказанию услуг почтовой связи.

2. В соответствии с частью 1 статьи 94 Закона о контрактной системе исполнение контракта включает в себя следующий комплекс мер, реализуемых после заключения контракта и направленных на достижение целей осуществления закупки путем взаимодействия заказчика с поставщиком (подрядчиком, исполнителем) в соответствии с гражданским законодательством и Законом о контрактной системе, в том числе: 1) приемку поставленного товара, выполненной работы (ее результатов), оказанной услуги, а также отдельных этапов поставки товара, выполнения работы, оказания услуги (далее - отдельный этап исполнения контракта), предусмотренных контрактом, включая проведение в соответствии с Законом о контрактной системе экспертизы поставленного товара, результатов выполненной работы, оказанной услуги, а также отдельных этапов исполнения контракта; 2) оплату заказчиком поставленного товара, выполненной работы (ее результатов), оказанной услуги, а также отдельных этапов исполнения контракта; 3) взаимодействие заказчика с поставщиком (подрядчиком, исполнителем) при изменении, расторжении контракта в соответствии со статьей 95 Закона о контрактной системе, применении мер ответственности и совершении иных действий в случае нарушения поставщиком (подрядчиком, исполнителем) или заказчиком условий контракта.

В силу части 1 статьи 425 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее – ГК РФ) договор вступает в силу и становится обязательным для сторон с момента его заключения.

Частью 2 статьи 425 ГК РФ установлено, что стороны вправе установить, что условия заключенного ими договора применяются к их отношениям, возникшим до заключения договора, если иное не установлено законом или не вытекает из существа соответствующих отношений.

Пунктом 10.1 проекта договора предусмотрено, что настоящий договор вступает в силу с момента его подписания и действует по 31.12.2018. Срок оказания услуг по настоящему договору с 01.01.2018 по 31.12.2018.

Таким образом, из совокупного толкования положений законодательства о контрактной системе, гражданского законодательства, проекта договора следует, что обязательства у сторон возникают с момента заключения договора, срок оказания услуг установлен заказчиком в нарушение части 1 статьи 94 Закона о контрактной системе.

Исходя из изложенного, информации, представленной заявителем, заказчиком, а также информации, полученной Комиссией при проведении внеплановой проверки, Комиссия, руководствуясь статьями 99, 106 Закона о контрактной системе и приказом ФАС России от 19.11.2014 N 727/14 «Об утверждении административного регламента Федеральной антимонопольной службы по исполнению государственной функции по рассмотрению жалоб на действия (бездействие) заказчика, уполномоченного органа, уполномоченного учреждения, специализированной организации, комиссии по осуществлению закупок, ее членов, должностного лица контрактной службы, контрактного управляющего, оператора электронной площадки при определении поставщиков (подрядчиков, исполнителей) для обеспечения государственных и муниципальных нужд,

 

РЕШИЛА:

1. Признать жалобу ООО «Экспресс-курьер» на действия заказчика при осуществлении Инспекцией Федеральной налоговой службы по Центральному району города Челябинска (далее – заказчик) закупки у единственного поставщика (подрядчика, исполнителя) на услуги почтовой связи (извещение № 0369100021818000006) обоснованной в части выбора способа закупки, в части отсутствия проекта контракта, технического задания, обоснования, позволяющего отнести объект закупки к сфере деятельности субъектов естественной монополии; функциональных, технических и качественных характеристики объекта закупки, необоснованной.

2. Признать в действиях заказчика нарушения часть 1 статьи 24, пункт 1 части 1 статьи 93 Закона о контрактной системе.

3. По результатам проведенной внеплановой проверки признать в действиях заказчика нарушения частей 1, 5 статьи 31, части 1 статьи 94 Закона о контрактной системе.

4. Выдать заказчику обязательное для исполнения предписание об устранении нарушений законодательства о контрактной системе.

5. Передать материалы дела должностному лицу Челябинского УФАС России для рассмотрения вопроса о привлечении виновных лиц к административной ответственности за нарушение законодательства о контрактной системе.

Настоящее решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня его принятия.

 

 

 

 

ПРЕДПИСАНИЕ № 153-ж/2018

об устранении нарушений законодательства

Российской Федерации о контрактной системе

 

23 марта 2018 года г. Челябинск, пр. Ленина, 59

 

Комиссия по контролю в сфере закупок для государственных и муниципальных нужд Управления Федеральной антимонопольной службы по Челябинской области (далее – Комиссия) в составе:

Председателя

Комиссии: «<…>» - «<…>»

Членов

Комиссии: «<…>» - «<…>»

«<…>» -

 

 

«<…>»

на основании решения Челябинского УФАС России от 23.03.2018, вынесенного по итогам рассмотрения жалобы ООО «Экспресс-курьер» на действия заказчика при осуществлении Инспекцией Федеральной налоговой службы по Центральному району города Челябинска (далее – заказчик) закупки у единственного поставщика (подрядчика, исполнителя) на услуги почтовой связи (извещение № 0369100021818000006) (далее – закупка) и проведения внеплановой проверки указанной закупки, с целью устранения нарушений законодательства о контрактной системе,

ПРЕДПИСЫВАЕТ:

Инспекции Федеральной налоговой службы по Центральному району города Челябинска:

1. С даты размещения настоящего предписания на официальном сайте в сети «Интернет» не заключать контракт.

2. Принять решение об отмене закупки (извещение № 0369100021818000006) и разместить в единой информационной системе

3. В подтверждение исполнения предписания в срок до 13.04.2018 года в адрес Челябинского УФАС России представить исполнение настоящего предписания, а именно сведения о незаключении контракта и размещении решения об отмене закупки в ЕИС.

Настоящее предписание может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня его вынесения.

Обжалование предписания Челябинского УФАС России не приостанавливает действия предписания.

За неисполнение настоящего предписания предусмотрена административная ответственность в виде штрафа в размере пятидесяти тысяч рублей на должностных лиц и в размере пятисот тысяч рублей на юридических лиц.

 

Связанные организации

Связанные организации не указаны