Решение б/н Решение и предписание №157-ВП/2018 по аукциону на приобретен... от 22 ноября 2018 г.

Вид документа
Дата регистрации
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

 

 

РЕШЕНИЕ

              • делу №157-ВП/2018

 

г. Челябинск, пр. Ленина, 59

 

Резолютивная часть решения оглашена 31 октября 2018 года

В полном объеме решение изготовлено 06 ноября 2018 года

 

Комиссия по контролю в сфере закупок для государственных и муниципальных нужд Управления Федеральной антимонопольной службы по Челябинской области (далее – Комиссия) в составе:

Председателя Комиссии:

<…>

-

начальника отдела контроля закупок для государственных и муниципальных нужд Челябинского УФАС России;

Членов Комиссии:

<…>

-

главного специалиста-эксперта отдела контроля закупок для государственных и муниципальных нужд Челябинского УФАС России,

 

<…>

-

ведущего специалиста-эксперта отдела контроля закупок для государственных и муниципальных нужд Челябинского УФАС России,

 

 

 

 

руководствуясь частью 15 статьи 99 Федерального закона от 05.04.2013 № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» (далее – Закон о контрактной системе), рассмотрев обращение Главного контрольного управления Челябинской области (далее - заявитель) и проведя внеплановую проверку соблюдения законодательства о контрактной системе при проведении электронного аукциона на приобретение мебели (извещение № 0369300042218000009) в присутствии:

- представителей Муниципального казенного общеобразовательного учреждения «Средняя общеобразовательная школа №1 г. Нязепетровска» (далее – заказчик) <…>, действующих на основании доверенности от 30.10.2018, приказа от 09.10.2018 № 292;

в отсутствие представителей заявителя, надлежащим образом уведомленного о дате и времени заседания Комиссии,

 

УСТАНОВИЛА:

 

В Челябинское УФАС России 24.10.2018 поступило обращение заявителя, содержащее информацию о возможных нарушениях, допущенных Муниципальным казенным общеобразовательным учреждением «Средняя общеобразовательная школа №1 г. Нязепетровска», при проведении электронного аукциона на приобретение мебели (извещение № 0369300042218000009) (далее – закупка, аукцион).

Согласно представленным документам заказчиком 15.10.2018 объявлено о проведении электронного аукциона на приобретение мебели путем опубликования в единой информационной системе в сфере закупок извещения № 0369300042218000009 об осуществлении закупки.

Начальная (максимальная) цена контракта – 1 879 626 рублей 00 копеек.

Дата и время окончания срока подачи заявок на участие в закупке – 23.10.2018 в 09 часов 00 минут.

На дату рассмотрения обращения контракт по итогам закупки не заключен.

 

Заслушав пояснения заказчика, изучив представленные документы и материалы, руководствуясь частью 15 статьи 99 Закона о контрактной системе, Комиссия пришла к следующим выводам.

 

1. В соответствии с частью 5 статьи 31 Закона о контрактной системе информация об установленных требованиях в соответствии с частями 1, 1.1, 2 и 2.1 настоящей статьи указывается заказчиком в извещении об осуществлении закупки и документации о закупке.

Однако в извещении о проведении электронного аукциона № 0369300042218000009 заказчиком не установлены конкретные требования к участникам закупки, что противоречит требованиям части 5 статьи 31 Закона о контрактной системе.

 

2. В силу пункта 9 статьи 42 Закона о контрактной системе заказчик обязан разместить извещение об осуществлении закупки в единой информационной системе, если иное не предусмотрено настоящим Федеральным законом. В извещении об осуществлении закупки должна содержаться, если иное не предусмотрено настоящим Федеральным законом, информация о преимуществах, предоставляемых заказчиком в соответствии со статьями 28 и 29 настоящего Федерального закона.

Согласно части 1 статьи 28 Закона о контрактной системе учреждениям и предприятиям уголовно-исполнительной системы, являющимся участниками закупок, предоставляются преимущества, указанные в части 2 настоящей статьи.

В соответствии с частью 2 статьи 28 Закона о контрактной системе при определении поставщиков (подрядчиков, исполнителей), за исключением случая, если закупки осуществляются у единственного поставщика (подрядчика, исполнителя), заказчик обязан предоставлять учреждениям и предприятиям уголовно-исполнительной системы преимущества в отношении предлагаемой ими цены контракта в размере до пятнадцати процентов в установленном Правительством Российской Федерации порядке и в соответствии с утвержденными Правительством Российской Федерации перечнями товаров, работ, услуг. Информация о предоставлении таких преимуществ должна быть указана заказчиком в извещениях об осуществлении закупок и документации о закупках в отношении товаров, работ, услуг, включенных в указанные перечни. В случае, если победителем определения поставщика (подрядчика, исполнителя) признано учреждение или предприятие уголовно-исполнительной системы, контракт по требованию победителя заключается по предложенной им цене с учетом преимущества в отношении цены контракта, но не выше начальной (максимальной) цены контракта, указанной в извещении об осуществлении закупки.

При этом, Перечень товаров (работ, услуг), в соответствии с которым при определении поставщиков (подрядчиков, исполнителей) заказчик обязан предоставлять учреждениям и предприятиям уголовно-исполнительной системы преимущества в отношении предлагаемой ими цены контракта, утвержден постановлением Правительства РФ от 14.07.2014 N 649 "О порядке предоставления учреждениям и предприятиям уголовно-исполнительной системы преимуществ в отношении предлагаемой ими цены контракта".

Однако указанный Перечень не содержит товаров, перечисленных в извещении об осуществлении закупки, в Техническом задании аукционной документации. Следовательно, установление заказчиком в извещении преимуществ учреждениям и предприятиям уголовно-исполнительной системы является неправомерным и не соответствует пункту 9 статьи 42 Закона о контрактной системе.

 

3. В силу части 1 статьи 29 Закона о контрактной системе организациям инвалидов, являющимся участниками закупок, предоставляются преимущества, указанные в части 3 настоящей статьи.

Согласно части 3 статьи 29 Закона о контрактной системе при определении поставщиков (подрядчиков, исполнителей), за исключением случая, если закупки осуществляются у единственного поставщика (подрядчика, исполнителя), заказчик обязан предоставлять преимущества организациям инвалидов в отношении предлагаемой ими цены контракта в размере до пятнадцати процентов в установленном Правительством Российской Федерации порядке и в соответствии с утвержденными Правительством Российской Федерации перечнями товаров, работ, услуг. Информация о предоставлении таких преимуществ должна быть указана заказчиком в извещениях об осуществлении закупок и документации о закупках в отношении товаров, работ, услуг, включенных в указанные перечни. В случае, если победителем определения поставщика (подрядчика, исполнителя) признана организация инвалидов, контракт по требованию победителя заключается по предложенной им цене с учетом преимущества в отношении цены контракта, но не выше начальной (максимальной) цены контракта, указанной в извещении об осуществлении закупки.

При этом, Перечень товаров, работ, услуг, при закупке которых предоставляются преимущества организациям инвалидов, утвержден постановлением Правительства РФ от 15.04.2014 N 341 "О предоставлении преимуществ организациям инвалидов при определении поставщика (подрядчика, исполнителя) в отношении предлагаемой ими цены контракта".

Указанный Перечень содержит подгруппу продукции по ОКПД 2 - 31.01.1 «Мебель для офисов и предприятий торговли», которая включает в себя подкатегории, указанные в извещении об осуществлении закупки:

- 31.01.12.139 «Шкафы деревянные прочие»,

- 31.01.12.129 «Столы деревянные для учебных заведений прочие»,

- 31.01.12.131 «Шкафы для одежды деревянные»,

- 31.01.11.150 «Мебель для сидения, преимущественно с металлическим каркасом»,

- 31.01.12.122 «Столы ученические деревянные для учебных заведений, включая школьные парты»,

- 31.01.12.133 «Шкафы картотечные деревянные»,

- 31.01.12.120 «Столы письменные деревянные для учебных заведений»,

- 31.01.12.140 «Стеллажи офисные деревянные»,

- 31.01.12.150 «Тумбы офисные деревянные».

Однако ни в извещении, ни в документации об электронном аукционе заказчиком организациям инвалидов согласно части 1 статьи 29 Закона о контрактной системе преимущества не предоставлены.

Таким образом, заказчиком нарушены требования части 3 статьи 29 Закона о контрактной системе.

На заседании Комиссии представители заказчика пояснили, что на участие в закупке поступили заявки участников, которые не относятся к организациям инвалидов.

Вместе с тем, необходимо отметить, что в случае, если заказчик включает в объект закупки товары, содержащиеся в Перечне, утвержденным постановлением Правительства РФ от 15.04.2014 N 341, и товары, не содержащиеся в нем, то такие действия заказчика могут повлечь нарушение прав организаций инвалидов и привести к необоснованному ограничению числа участников закупки, что противоречит принципу обеспечения конкуренции.

 

4. На основании пункта 10 статьи 42 Закона о контрактной системе в извещении об осуществлении закупки должна содержаться, если иное не предусмотрено настоящим Федеральным законом, информация об условиях, о запретах и об ограничениях допуска товаров, происходящих из иностранного государства или группы иностранных государств, работ, услуг, соответственно выполняемых, оказываемых иностранными лицами, в случае, если данные условия, запреты и ограничения установлены заказчиком в соответствии со статьей 14 настоящего Федерального закона.

В соответствии со статьей 14 Закона о контрактной системе Правительство Российской Федерации постановлением от 05.09.2017 г. № 1072 утвердило Перечень отдельных видов товаров мебельной и деревообрабатывающей промышленности, происходящих из иностранных государств, в отношении которых устанавливается запрет на допуск для целей осуществления закупок для обеспечения государственных и муниципальных нужд.

Извещение, опубликованное заказчиком в Единой информационной системе, содержит товары, включенные в указанный Перечень 1072, а именно:

- 31.09.11 «Мебель металлическая, не включенная в другие группировки», которая включает в себя подкатегорию 31.09.11.120 «Стеллажи, стойки, вешалки металлические», указанную в Извещении;

- 31.09.13 «Мебель деревянная, не включенная в другие группировки», которая включает в себя подкатегории: 31.09.13.190 «Мебель деревянная прочая, не включенная в другие группировки», 31.09.13.140 «Мебель детская деревянная».

Вместе с тем, ни извещение, ни аукционная документация не содержат ограничения допуска товаров мебельной и деревообрабатывающей промышленности, включенных в Перечень, утвержденный постановлением Правительство Российской Федерации от 05.09.2017 г. № 1072, что противоречит статье 14 Закона о контрактной системе.

Необходимо отметить, что из документов, представленных заказчиком в материалы внеплановой проверки, следует, что участники закупки в содержании первых частей заявок предложили к поставке товар российского происхождения.

 

5. В силу пункта 2 части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе документация об электронном аукционе наряду с информацией, указанной в извещении о проведении такого аукциона, должна содержать требования к содержанию, составу заявки на участие в таком аукционе в соответствии с частями 3 - 6 статьи 66 настоящего Федерального закона и инструкция по ее заполнению. При этом не допускается установление требований, влекущих за собой ограничение количества участников такого аукциона или ограничение доступа к участию в таком аукционе.

Согласно части 3 статьи 66 Закона о контрактной системе первая часть заявки на участие в электронном аукционе должна содержать:

1) согласие участника электронного аукциона на поставку товара, выполнение работы или оказание услуги на условиях, предусмотренных документацией об электронном аукционе и не подлежащих изменению по результатам проведения электронного аукциона (такое согласие дается с применением программно-аппаратных средств электронной площадки);

2) при осуществлении закупки товара или закупки работы, услуги, для выполнения, оказания которых используется товар:

а) наименование страны происхождения товара (в случае установления заказчиком в извещении о проведении электронного аукциона, документации об электронном аукционе условий, запретов, ограничений допуска товаров, происходящих из иностранного государства или группы иностранных государств, в соответствии со статьей 14 настоящего Федерального закона);

б) конкретные показатели товара, соответствующие значениям, установленным в документации об электронном аукционе, и указание на товарный знак (при наличии). Информация, предусмотренная настоящим подпунктом, включается в заявку на участие в электронном аукционе в случае отсутствия в документации об электронном аукционе указания на товарный знак или в случае, если участник закупки предлагает товар, который обозначен товарным знаком, отличным от товарного знака, указанного в документации об электронном аукционе.

Пунктом 24 аукционной документации предусмотрено следующее:

«Первая часть заявки на участие в электронном аукционе должна содержать следующую информацию:

Конкретные показатели, соответствующие значениям, установленным в техническом задании, и указание на товарный знак (его словесное обозначение) (при наличии), знак обслуживания (при наличии), фирменное наименование (при наличии), полезные модели (при наличии), промышленные образцы (при наличии), наименование страны происхождения товара.

При указании конкретных показателей поставляемого товара участник размещения заказа вправе воспользоваться формой «Сведения о функциональных, технических и качественных, эксплуатационных характеристиках объекта закупки».

Таким образом, требования к первой части заявки участника закупки установлены заказчиком не в соответствии с положениями части 3 статьи 66 Закона о контрактной системе.

 

6. В силу части 4 статьи 34 Закона о контрактной системе в контракт включается обязательное условие об ответственности заказчика и поставщика (подрядчика, исполнителя) за неисполнение или ненадлежащее исполнение обязательств, предусмотренных контрактом.

Частью 5 статьи 34 Закона о контрактной системе предусмотрено, что в случае просрочки исполнения заказчиком обязательств, предусмотренных контрактом, а также в иных случаях неисполнения или ненадлежащего исполнения заказчиком обязательств, предусмотренных контрактом, поставщик (подрядчик, исполнитель) вправе потребовать уплаты неустоек (штрафов, пеней). Пеня начисляется за каждый день просрочки исполнения обязательства, предусмотренного контрактом, начиная со дня, следующего после дня истечения установленного контрактом срока исполнения обязательства. Такая пеня устанавливается контрактом в размере одной трехсотой действующей на дату уплаты пеней ключевой ставки Центрального банка Российской Федерации от не уплаченной в срок суммы. Штрафы начисляются за ненадлежащее исполнение заказчиком обязательств, предусмотренных контрактом, за исключением просрочки исполнения обязательств, предусмотренных контрактом. Размер штрафа устанавливается контрактом в виде фиксированной суммы, определенной в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.

В соответствии с частью 7 статьи 34 Закона о контрактной системе пеня начисляется за каждый день просрочки исполнения поставщиком (подрядчиком, исполнителем) обязательства, предусмотренного контрактом, начиная со дня, следующего после дня истечения установленного контрактом срока исполнения обязательства, и устанавливается контрактом в размере, определенном в порядке, установленном Правительством Российской Федерации, но не менее чем одна трехсотая действующей на дату уплаты пени ключевой ставки Центрального банка Российской Федерации от цены контракта, уменьшенной на сумму, пропорциональную объему обязательств, предусмотренных контрактом и фактически исполненных поставщиком (подрядчиком, исполнителем).

Следует отметить, что пунктами «а», «б» части 15 статьи 1 Федерального закона от 31.12.2017 N 504-ФЗ в части 5, 7 статьи 34 Закона о контрактной системе внесены изменения, а именно: слова "ставки рефинансирования" заменены словами "ключевой ставки".

Вместе с тем, пункт 5.2 проекта контракта содержит следующее условие: «В случае просрочки исполнения Заказчиком обязательств, предусмотренных настоящим Контрактом, Поставщик вправе потребовать от Заказчика уплаты пени. Пеня начисляется за каждый день просрочки исполнения обязательства, предусмотренного настоящим Контрактом, начиная со дня, следующего после дня истечения установленного настоящим Контрактом срока исполнения обязательства. Пеня устанавливается в размере одной трехсотой действующей на дату уплаты пени ставки рефинансирования Центрального банка Российской Федерации от не уплаченной в срок суммы. Размер пени установлен в соответствии с ч. 5 ст. 34 Федерального закона от 05.04.2013 № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд».

Кроме того, согласно пункту 5.4 проекта контракта «В случае просрочки исполнения Поставщиком обязательств (в том числе гарантийных обязательств), предусмотренных настоящим Контрактом, Заказчик вправе потребовать от Поставщика уплаты пени. Пеня начисляется за каждый день просрочки исполнения Поставщиком обязательства, предусмотренного настоящим Контрактом, начиная со дня, следующего после дня истечения установленного настоящим Контрактом срока исполнения обязательства, и устанавливается настоящим Контрактом в размере одной трехсотой действующей на дату уплаты пени ставки рефинансирования Центрального банка Российской Федерации от цены настоящего Контракта, уменьшенной на сумму, пропорциональную объему обязательств, предусмотренных настоящим Контрактом и фактически исполненных Поставщиком».

Таким образом, проект контракта предусматривает порядок определения размера пени за каждый день просрочки исполнения поставщиком и заказчиком обязательства, предусмотренного контрактом, не в соответствии с частями 5, 7 статьи 34 Закона о контрактной системе.

 

7. В силу части 1 статьи 2 Закона о контрактной системе законодательство Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд основывается на положениях Конституции Российской Федерации, Гражданского кодекса Российской Федерации, Бюджетного кодекса Российской Федерации и состоит из Закона о контрактной системе и других федеральных законов, регулирующих отношения, указанные в части 1 статьи 1 Закона о контрактной системе.

В соответствии со статьей 190 Гражданского кодекса РФ установленный законом, иными правовыми актами, сделкой или назначаемый судом срок определяется календарной датой или истечением периода времени, который исчисляется годами, месяцами, неделями, днями или часами.

Срок может определяться также указанием на событие, которое должно неизбежно наступить.

Согласно частям 1, 3 статьи 96 Закона о контрактной системе заказчиком в извещении об осуществлении закупки, документации о закупке, проекте контракта, приглашении принять участие в определении поставщика (подрядчика, исполнителя) закрытым способом должно быть установлено требование обеспечения исполнения контракта.

Исполнение контракта может обеспечиваться предоставлением банковской гарантии, выданной банком и соответствующей требованиям статьи 45 Закона о контрактной системе, или внесением денежных средств на указанный заказчиком счет, на котором в соответствии с законодательством Российской Федерации учитываются операции со средствами, поступающими заказчику. Способ обеспечения исполнения контракта определяется участником закупки, с которым заключается контракт, самостоятельно. Срок действия банковской гарантии должен превышать срок действия контракта не менее чем на один месяц.

В пункте 6.1 проекта контракта заказчиком в качестве обеспечения исполнения контракта предусмотрена банковская гарантия.

В пункте 9.1 проекта контракта прописано, что настоящий Контракт действует с даты его заключения Сторонами и до «31» декабря 2018 года, а в части взаиморасчетов - до полного исполнения сторонами взаимных обязательств по контракту.

Таким образом, заказчиком в пункте 9.1 проекта контракта не установлен срок действия контракта, что, в свою очередь, не позволяет использовать предусмотренную частью 3 статьи 96 Закона о контрактной системе, а также пунктом 6.1 проекта контракта банковскую гарантию в качестве обеспечения исполнения контракта. Данный факт свидетельствует о нарушении заказчиком части 3 статьи 96 Закона о контрактной системе.

 

Дополнительно Комиссия антимонопольного органа отмечает, что в связи с допущенными нарушениями в действиях виновных должностных лиц усматриваются признаки состава административного правонарушения, предусмотренного частью 4.2 статьи 7.30 КоАП РФ.

 

Исходя из материалов внеплановой проверки, информации, представленной сторонами, Комиссия, руководствуясь частью 15 статьи 99 Закона о контрактной системе,

РЕШИЛА:

 

1. Признать в действия заказчика нарушение статьи 14, части 3 статьи 29, части 5 статьи 31, частей 5, 7 статьи 34, пункта 9 статьи 42, части 3 статьи 66, части 3 статьи 96 Закона о контрактной системе.

2. Выдать заказчику, оператору электронной площадки обязательное для исполнения предписание об устранении нарушений законодательства о контрактной системе.

3. Передать материалы внеплановой проверки должностному лицу Челябинского УФАС России для рассмотрения вопроса о возбуждении дела об административном правонарушении.

 

Настоящее решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня его принятия.

 

 

ПРЕДПИСАНИЕ № 157-ВП/2018

об устранении нарушений законодательства

Российской Федерации о контрактной системе

31 октября 2018 года г. Челябинск, пр. Ленина, 59

Комиссия по контролю в сфере закупок для государственных и муниципальных нужд Управления Федеральной антимонопольной службы по Челябинской области (далее – Комиссия) в составе:

Председателя

Комиссии:

<…>

 

начальника отдела контроля закупок для государственных и муниципальных нужд Челябинского УФАС России;

Членов

Комиссии:

<…>

 

 

 

главного специалиста-эксперта отдела контроля закупок для государственных и муниципальных нужд Челябинского УФАС России,

 

<…>

 

ведущего специалиста-эксперта отдела контроля закупок для государственных и муниципальных нужд Челябинского УФАС России,

на основании решения Челябинского УФАС России от 31.10.2018, вынесенного по итогам проведения внеплановой проверки соблюдения законодательства о контрактной системе при проведении электронного аукциона на приобретение мебели (извещение № 0369300042218000009), с целью устранения нарушений законодательства о контрактной системе,

ПРЕДПИСЫВАЕТ:

 

1. Муниципальному казенному общеобразовательному учреждению «Средняя общеобразовательная школа №1 г. Нязепетровска» с даты размещения настоящего предписания на официальном сайте в сети «Интернет» не заключать контракт по итогам проведения Аукциона до полного исполнения пункта 2 настоящего предписания.

2. Муниципальному казенному общеобразовательному учреждению «Средняя общеобразовательная школа №1 г. Нязепетровска» при направлении победителю проекта контракта привести его в соответствие действующему законодательству с учетом решения Челябинского УФАС России 157-ВП/2018 от 31.10.2018, а именно:

- привести пункты 5.2., 5.4. проекта контракта в соответствие с частями 5, 7 статьи 34 Закона о контрактной системе, а именно: слова "ставки рефинансирования" заменить словами "ключевой ставки";

- установить в пункте 9.1. проекта контракта срок действия контракта в соответствии с правилами гражданского законодательства.

3. ЗАО «Сбербанк-АСТ» с 06.11.2018 обеспечить Муниципальному казенному общеобразовательному учреждению «Средняя общеобразовательная школа №1 г. Нязепетровска» возможность исполнения пунктов 1-2 настоящего предписания.

4. Муниципальному казенному общеобразовательному учреждению «Средняя общеобразовательная школа №1 г. Нязепетровска» в подтверждение исполнения предписания в срок до 23.11.2018 года в адрес Челябинского УФАС России представить исполнение настоящего предписания, а именно заверенную копию заключенного контракта со всеми приложениями (на диске).

Настоящее предписание может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня его вынесения.

Обжалование предписания Челябинского УФАС России не приостанавливает действия предписания.

За неисполнение настоящего предписания предусмотрена административная ответственность в виде штрафа в размере пятидесяти тысяч рублей на должностных лиц и в размере пятисот тысяч рублей на юридических лиц.

Связанные организации

Связанные организации не указаны