Определение б/н ОПРЕДЕЛЕНИЕ О НАЗНАЧЕНИИ ДЕЛА № 074/01/17-383/2020 О НАРУШЕН... от 6 марта 2020 г.

Текст документа

 Сохранить как PDF

АО «Энергосистемы»

456910, Челябинская область,

г. Сатка, ул. Пролетарская, д. 1

info@satkavoda.ru

zakupki@satkavoda.ru

ООО «ЭкоХимРеагент»

620219, г. Екатеринбург,

ул. Первомайская, 104-121

ОПРЕДЕЛЕНИЕ

О НАЗНАЧЕНИИ ДЕЛА № 074/01/17-383/2020 О НАРУШЕНИИ АНТИМОНОПОЛЬНОГО ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА К РАССМОТРЕНИЮ

6 марта 2020 года

г. Челябинск, пр. Ленина, 59

Председатель Комиссии Управления Федеральной антимонопольной службы по Челябинской области по рассмотрению дела о нарушении антимонопольного законодательства (далее – Комиссия)

УСТАНОВИЛ:

ООО «ЭкоХимРеагент» о наличии признаков нарушения законодательства о закупках и антимонопольного законодательства при заключении АО «Энергосистемы» договора на поставку продукции «Реагент СК-110» у единственного поставщика.

В ходе рассмотрения заявления установлено следующее.

АО «Энергосистемы» является организацией, осуществляющей деятельность по забору, отчистке и распределению воды, и при осуществлении закупочной деятельности руководствуется Федеральным законом от 18.07.2011 № 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц» (далее - Закон о закупках).

В 2019 году АО «Энергосистемы» осуществило закупку у единственного поставщика на поставку продукции «Реагент СК-110» (№ 31908461561), извещение о которой размещено в Единой информационной системе 30.10.2019.

В Извещении о проведении закупки от 30.10.2019 в качестве способа закупки реагента СК-110 избран способ «закупка у единственного поставщика», цена договора составляет 390 000 (триста девяносто тысяч) рублей 00 копеек, в том числе НДС 65000,00 рублей.

Главой 15 Положения о закупке товаров, работ услуг для нужд АО «Энергосистемы», утвержденного Решением Совета директоров АО «Энергосистемы» протоколом от 23.12.2018 (далее – Положение), регулируется способ закупки товаров, работ, услуг у единственного поставщика.

Согласно пункту 1.1 Положения, закупка у единственного поставщика – способ закупки, в результате которого Заказчиком заключается договор с определенным поставщиком без проведения конкурентных закупок.

Разделом 2 главы 15 Положения установлено 92 условия, при которых может проводиться закупка у единственного поставщика. Одним из таких условий, поименованным в пункте 2.2.50 главы 15 Положения, является приобретение химических реактивов, лабораторной посуды для химического анализа, ампул из стекла и оборудования для химического анализа.

01.11.2019 АО «Энергосистемы» и ООО «ЭкоХимРеагент-69» заключили договор поставки товаров № 546/11/2019, стоимость договора 390 000 (триста девяносто тысяч) рублей 00 копеек, в том числе НДС 65000,00 рублей.

Согласно Протоколу от 30.10.2019 № 79/10/2019 заседания комиссии по закупкам АО «Энергосистемы» рассмотрения заявок и определения способа закупки, комиссией решено определить способ закупки – закупку у единственного поставщика, заключить договор на поставку реагента СК-110, в количестве 2500,00 кг, ТУ 245830-33912561-97 с ООО «ЭкоХимРеагент-96».

Из заявления ООО «ЭкоХимРеагент» следует, что ООО «ЭкоХимРеагент» наравне с ООО «ЭкоХимРеагент-96» является производителем и поставщиком реагента СК-110.

Заявитель указывает, что Заказчик обладает информацией о том, что ООО «ЭкоХимРеагент» является производителем реагента СК-110, поскольку ранее неоднократно между Заказчиком и заявителем заключались договоры на поставку указанной продукции.

Следует также отметить, что согласно Обзору судебной практики по вопросам, связанным с применением Федерального закона от 18.07.2011 № 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц», утвержденному Президиумом Верховного Суда Российской Федерации 16 мая 2018 года, для целей экономической эффективности закупка товаров, работ, услуг у единственного поставщика целесообразная в случае, если такие товары, работы, услуги обращаются на низкоконкурентных рынках или проведение конкурсных, аукционных процедур нецелесообразно по объективным причинам (ликвидация последствий чрезвычайных ситуаций, последствий непреодолимой силы).

В соответствии с пунктами 1.1, 1.3, 10.9 Приказа ФАС России от 28.04.2010 № 220 «Об утверждении порядка проведения анализа состояния конкуренции на товарном рынке» по делам, возбуждаемым по признакам нарушения статьи 17 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее – Закон о защите конкуренции) при рассмотрении дел о нарушении антимонопольного законодательства проводится анализ состояния конкуренции на товарном рынке.

По предварительным данным временной интервал исследования товарного рынка приходится на 2018 – 2019 гг., поскольку Заказчиком проводились закупки реагента СК-110 как в 2018, так и в 2019 годах. Продуктовые границы товарного рынка - рынок реагентов, предназначенных для стабилизационной обработки воды, используемой в системах водоснабжения, теплоснабжения и горячего водоснабжения, для предотвращения отложений и разрушения уже образовавшейся накипи. Географические границы рынка реагентов для предотвращения накипи – территория Российской Федерации. На территории Российской Федерации поставку реагентов для предотвращения накипи (СК-110) осуществляет как минимум пять хозяйствующих субъектов, а именно ООО «ЭкоХимРеаген», ООО «ЭкоХимРеагент-96», ООО «Экоэнерго», ООО «ТД «Полифлок», которые также принимают участие в закупках.

Таким образом, рынок поставки реагентов для предотвращения накипи является конкурентным.

В соответствии с частью 1 статьи 17 Закона о защите конкуренции при проведении торгов, запроса котировок цен на товары (далее - запрос котировок), запроса предложений запрещаются действия, которые приводят или могут привести к недопущению, ограничению или устранению конкуренции.

Согласно части 5 статьи 17 Закона о защите конкуренции положения части 1 настоящей статьи распространяются, в том числе на все закупки товаров, работ, услуг, осуществляемые в соответствии с Законом о закупках.

Согласно части 3 статьи 3 Закона о закупках в положении о закупке могут быть предусмотрены иные (помимо конкурса или аукциона) способы закупки. Устанавливая такие способы закупки, заказчик должен руководствоваться принципами осуществления закупочной деятельности (часть 1 статьи 3 Закона).

Вместе с тем, закрепленные Заказчиком в Положении о закупке условия, позволяют осуществлять закупку у единственного поставщика во всех случаях и при любых потребностях Заказчика без проведения конкурентных процедур.

Кроме того, независимо от наличия конкурентного рынка указанные действия создают возможность привлечения исполнителя без проведения торгов (конкурса/аукциона), что, в свою очередь, приводит к ограничению конкуренции.

Указание в положении о закупке на иные способы закупки не свидетельствует об отсутствии нарушения со стороны заказчика, поскольку сам факт допустимости закупки у единственного поставщика на конкурентном рынке без каких-либо ограничений является неправомерным.

Для целей экономической эффективности закупка товаров, работ, услуг у единственного поставщика целесообразна в случае, если такие товары, работы, услуги обращаются на низкоконкурентных рынках, или проведение конкурсных, аукционных процедур нецелесообразно по объективным причинам (например, ликвидация последствий чрезвычайных ситуаций, последствий непреодолимой силы). Кроме того, закупка товаров, работ, услуг у единственного поставщика возможна по результатам несостоявшейся конкурентной закупочной процедуры.

Указанные действия АО «Энергосистемы» не обеспечивают единства экономического пространства, не создают условий для своевременного и полного удовлетворения потребностей в услугах с необходимыми показателями цены, качества и надежности, создают неэффективное использование денежных средств, не обеспечивают расширение возможностей участия юридических и физических лиц в закупке товаров, работ, услуг, препятствуют развитию добросовестной конкуренции, не обеспечивают гласности и прозрачности закупки, предотвращению коррупции и других злоупотреблений.

Потребности заказчика являются определяющим фактором при установлении им требований к поставляемому товару, выполняемой работе, оказываемой услуге.

При осуществлении закупки у единственного поставщика (исполнителя, подрядчика) заказчик должен обосновать (доказать), что выдвигаемые требования к предмету закупки могут быть исполнены исключительно конкретным поставщиком и никаким иным.

Однако, непроведение АО «Энергосистемы» процедуры конкурентной закупки исключает возможность иных организаций претендовать на право заключения соответствующего договора.

Таким образом, непроведение АО «Энергосистемы» конкурентных процедур на право заключения договора на поставку реагентов для предотвращения накипи может привести к ограничению конкуренции на рынке реагентов для предотвращения накипи. Вместе с тем действия АО «Энергосистемы» по заключению договоров на поставку реагентов для отчистки воды путем проведения закупки у единственного поставщика являются нарушением принципов равноправия, справедливости, отсутствия дискриминации и необоснованных ограничений конкуренции по отношению к участникам закупки, целевого и экономически эффективного расходования денежных средств на приобретение товаров, работ, услуг (с учетом при необходимости стоимости жизненного цикла закупаемой продукции) и реализации мер, направленных на сокращение издержек заказчика, установленных Законом о закупках, и также содержат признаки нарушения части 1 статьи 17 Закона о защите конкуренции.

На основании изложенного издан приказ Челябинского УФАС России от 28.02.2020 № 22 о возбуждении дела и создании комиссии по рассмотрению дела о нарушении антимонопольного законодательства по признакам нарушения АО «Энергоистемы» части 1 статьи 17 Закона о защите конкуренции:

Руководствуясь частью 13 статьи 44 Закона о защите конкуренции

ОПРЕДЕЛИЛ:

1. Назначить дело № 074/01/17-383/2020 к рассмотрению на 15 апреля 2020 года в 14 часов 00 минут по адресу: г. Челябинск, пр. Ленина, 59, кабинет 318.

2. Привлечь к участию в деле в качестве:

ответчика: АО «Энергосистемы» (456910, Челябинская область, г. Сатка, ул. Пролетарская, д. 1; ИНН 7417011223; ОРГН: 1037401064524);

заявителя: ООО «ЭкоХимРеагент» (620219, г. Екатеринбург, ул. Первомайская, 104-121; ИНН 6670310263; ОГРН 1106670030697);

3. АО «Энергосистемы» представить в срок до 27 марта 2020 года следующую информацию:

3.1. письменные пояснения с правовым обоснованием по изложенным в настоящем определении обстоятельствам;

3.2. все договоры, заключенные с ООО «ЭкоХимРеагент-96» за период с 2018-2019 гг., с предоставлением всех приложений, дополнений и изменений;

3.3. информацию о существующих аналогах реагента СК-110, которые возможно использовать для подготовки воды при имеющимся у АО «Энергосистемы» оборудовании;

3.4. всю переписку с ООО «ЭкоХимРеагент-96» по вопросу заключения договоров на поставку реагентов СК-110;

3.5. копии запросов в организации, осуществляющих поставку реагентов СК-110 для определения начальной (максимальной) цены договора, с приложением ответов на запросы, приложением подтверждающих документов;

3.6. расчет начальной (максимальной) цены договора с учетом периода осуществления закупки и потребностей АО «Энергосистемы», с предоставлением подтверждающих документов;

3.7. правовое обоснование включения в перечень случаев, в которых возможно приобретение товаров, работ услуг для нужд АО «Энергосистемы» у единственного поставщика, условий, поименованных в пунктах с 2.2.44 по 2.2.88 раздела 2 Главы 15 Положения о закупках;

3.9. извещения о проведении закупки у единственного поставщика за 2018-2019 гг., в случае приобретения обществом товаров, работ услуг, поименованных в пунктах с 2.2.44 по 2.2.88 раздела 2 Главы 15 Положения о закупках;

3.8. иные документы и сведения, имеющие отношения к рассматриваемому вопросу.

4. ООО «ЭкоХимРеагент» представить в срок до 27 марта 2020 года следующую информацию:

4.1. Письменное мнение с правовым обоснованием по изложенным в настоящем определении обстоятельствам;

4.2. Иные документы и сведения, имеющие отношения к рассматриваемому вопросу.

Руководитель А.А. Козлова

Связанные организации

Связанные организации не указаны